Программа по самообразованию «Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в социуме»
рабочая программа по обж (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_samoobrazovaniyu_bezop.docx | 62.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колобок»
Программа по самообразованию
«Формирование у детей дошкольного возраста
основ безопасного поведения в социуме»
Разработала:
воспитатель
Неверова Светлана Павловна
Пояснительная записка
Данная программа направлена на овладение профессиональными педагогическими компетенциями по вопросам формирования у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в окружающем социальном и природном мире.
Профессиональное самообразование я планирую осуществлять посредством посещения различных вебинаров, семинаров, обучения на курсах повышения квалификации, знакомства с опытом коллег по данной теме, а также в процессе самостоятельной работы по изучению различных учебных и методических пособий.
Нормативный срок освоения программы: 2019-2022 учебный год.
Основания для разработки планирования:
- Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (СП 2.4.3648-20).
- Образовательная программа дошкольного образования ДОУ Детский сад «Колобок».
- Рабочая программа воспитателя Неверовой С.П.
Актуальность темы по самообразованию
В соответствии с ФГОС ДО одной из задач социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста является задача формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. (Раздел II, п. 2.6.).
В целевых ориентирах этого документа указано, что к концу дошкольного возраста ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения, и может соблюдать правила безопасного поведения. (Раздел IV. п.4.6.)
Актуальность выбранной темы определяется тем, что необходимо серьёзно заниматься вопросами безопасности жизни человека в современных условиях.
Работа с детьми включает следующие направления:
- Формирование элементарных навыков безопасного поведения в природе. Необходимо знакомить дошкольников с безопасными способами взаимодействия с животными и растениями (без разрешения взрослых не рвать растения, не трогать и не кормить животных и пр.); с правилами поведения в природе (не отходить от взрослых, без разрешения взрослых не подходить к водоемам, не пить из ручья, не купаться и пр.). Предусматривается дать представления о съедобных, несъедобных и ядовитых растениях и грибах.
- Формирование элементарных навыков безопасного поведения на дорогах. Важно сформировать у детей понятия «улица», «дорога», «перекресток»; познакомить со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта»; закрепить знание значений сигналов светофора. Познакомить с элементарными правилами поведения на улице, с правилами перехода через дорогу. Подводить детей к осознанному соблюдению правил дорожного движения. Закреплять знания правил дорожного движения в сюжетно-ролевых играх.
- Формирование элементарных навыков безопасности собственной жизнедеятельности. Подразумевается знакомство дошкольников с правилами безопасного поведения во время игр, использования игрового оборудования; с правилами поведения с незнакомыми людьми. Знание своего имени, фамилии, возраста, имен родителей. Обогащение знаний об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг). Закрепление навыков безопасного пользования бытовыми предметами. Формируются представления о правилах поведения в сложных ситуациях (потерялся, ушибся, проголодался и пр.). Необходимо рассказать детям о причинах возникновения пожаров и о работе пожарных.
В силу своего возраста дети не представляют всей опасности, которую может принести, например, дорога или окружающая природа. Поэтому задача педагогов и родителей: сформировать знания о том, что избежать трагедии можно лишь тогда, когда соблюдаешь правила безопасности собственной жизнедеятельности. Важно, чтобы дети не только знали, но и понимали, к чему это может привести.
Реализацию всех образовательных задач я планирую осуществлять на основе деятельностного и личностно-ориентированного подходов. То есть, обучение по данному направлению я:
- организую с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, с учетом интересов каждого ребенка;
- использую развивающие методы обучения и современные образовательные технологии;
- вовлекаю ребят в различные виды деятельности;
- применяю интегрированные формы проведения занятий, прогулок, экскурсий, различных игр и других видов детской деятельности.
Учитывая актуальность данной темы, я определила цель и задачи своего профессионального самообразования:
Цель и задачи
Цель: | Повышение профессиональной компетентности в вопросах формирования у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в окружающем социуме. |
Задачи: |
|
Предполагаемые результаты
Для детей: |
|
Для воспитателя: |
|
Для родителей: |
|
Направления деятельности по самообразованию и формы отчета
Направления | Формы отчета |
1. Изучение научной и методической литературы по теме. 2. Разработка методического обеспечения для образовательной деятельности. 3. Разработка познавательных проектов. 4. Проведение вводной и итоговой диагностики. 5. Вовлечение родителей в образовательную деятельность по теме самообразования. 6. Создание развивающей предметно-пространственной среды на территории ДОУ и в группе. 7. Взаимодействие с коллегами и социальными партнерами. 8. Описание и обобщение деятельности по теме. |
|
План деятельности по теме самообразования
- Изучение методической литературы
Направления деятельности по теме | Содержание деятельности | Сроки выполнения | |
1. | Разработать учебно-методический комплект по формированию навыков безопасности жизнедеятельности детей с учетом пособий: |
| Сентябрь-октябрь 2019 |
2. | Разработать учебно-методический комплект по формированию навыков безопасного поведения в природе на основании пособий: |
| Сентябрь-октябрь 2020 |
3. | Разработать учебно-методический комплект по формированию навыков безопасного поведения на дорогах из книг: |
| Сентябрь-октябрь 2021 |
| |||
1. | Организация обучения по теме самообразования | - прохождение курсов повышения квалификации; - обучение на семинарах, мастер-классах по данной теме; - обучение на онлайн-вебинарах, - изучение опыта других педагогов по формированию у дошкольников основ безопасного поведения. | В течение 2019-2022 учебного года |
2. | Разработка учебно-методического комплекта по формированию навыков безопасности жизнедеятельности: | Учебно-методический комплект включает:
| В течение 2019-2020 учебного года |
3. | Разработка учебно-методического комплекта по формированию навыков безопасного поведения в природе: | Учебно-методический комплект включает:
| В течение 2020-2021 учебного года |
4. | Разработка учебно-методического комплекта по формированию навыков безопасного поведения на дорогах: | Учебно-методический комплект включает:
| В течение 2021-2022 учебного года |
5. | Проектирование деятельности | Разработка познавательных проектов: 1.«Безопасность нам нужна, безопасность нам важна» (2019) 2.«Путешествие по лесу» (2020); 3.«Безопасная дорога» (2021) | Январь 2019; Апрель 2021. |
6. | Создание развивающей предметно-пространственной среды |
Внести: - плакаты по ПДД, технике безопасности; -плакаты по первой доврачебной помощи; -дидактические игры по тематике; - тематические карточки; -задания по ПДД; -макеты знаков, домов, машин, светофоры (игровые); -формы инспектора ГИБДД, доктора, сотрудника МЧС; -книги из серии «Азбука безопасности»; -мини-коврики с дорожной разметкой для игр с машинками; - атрибуты для сюжетно-ролевых игр; - схемы и таблицы, систематизирующие информацию о том, каковы правила безопасного поведения человека. 3. Предусмотреть полифункциональные предметы, предметы-заместители и природные материалы, пригодные для использования по данному направлению. | В течение 2021-2022 учебного года |
| |||
1. | Создание психологически комфортной и безопасной образовательной среды | - применять в совместной деятельности формы и методы работы, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям детей; - использовать такие педагогические приемы как поощрение, похвала, которые позволяют ребенку испытать положительные эмоции в образовательной деятельности; - соблюдать принцип индивидуализации в воспитании, обучении и развитии ребенка; - учитывать важнейшие для полноценного психического развития ребенка моменты: становление привязанностей, положительные самоощущения, доверие к другим людям; развитие инициативности и любознательности. | Постоянно |
2. | Мониторинг деятельности | - проведение диагностических наблюдений; - обработка полученных данных; - соотнесение полученных результатов с планируемыми результатами. | Октябрь; Май |
3. | Применение игровых методов работы: |
| Постоянно |
| |||
1 | Разработка консультаций и рекомендаций для родителей | - «Что нужно знать дошкольнику о правилах дорожного движения»; - «Ознакомление детей с опасными ситуациями в условиях улицы». | Ноябрь 2019, Апрель 2021, |
2 | Разработка буклетов папок-передвижек: | - «Обучаем детей правилам безопасного поведения в лесу»; - «Список детской художественной литературы об опасных для ребенка ситуациях»; - «Знакомим детей с электроприборами в своей квартире». | Декабрь 2019, Март 2021, Январь 2022 |
3 | Вовлечение родителей в образовательную деятельность по теме саморазвития | 1. Проведение совместно с родителями и для родителей: - открытого образовательного мероприятия «Вместе с папой, вместе с мамой»; - похода в лес; - мастер-класса: «Методы формирования у детей дошкольного возраста навыков безопасной жизнедеятельности»; - развлечений: «Путешествие в лес», «Юные спасатели» и др.; - фотовыставок по итогам совместных мероприятий; - анкетирования родителей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у Вашего ребенка».
3. Создание электронной библиотеки для родителей по теме. | В течение 2019-2022 учебного года, по плану работы с родителями |
| |||
1 | Взаимодействие с педагогами |
| В течение 2019-2022 учебного года, по плану взаимодействия с коллегами |
2 | Взаимодействие с социальными партнерами |
с библиотекой: - «Обзор педагогической литературы по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения в социуме и в природе»; Со школой: - практические занятия по формированию у детей основ специальных знаний по безопасному поведению. с музеем: - «Обзор предметов старины»; С детским центром творчества: - творческие мероприятия, развлечения.
| В течение 2019-2022 учебного года, по плану взаимодействия с партнерами |
| |||
1 | Описание и обобщение деятельности по теме саморазвития |
- проведение диагностических наблюдений, контрольных срезов, тестов; - обработка полученных данных; - соотнесение полученных результатов с планируемыми результатами. 4. Представление опыта в форме: - продуктов познавательных проектов: «Безопасность нам нужна, безопасность нам важна»,«Путешествие по лесу»,«Безопасная дорога». - презентации: «Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в социуме»; - выступления: «Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ по формированию у детей безопасного поведения»; - публикации: «Вовлечение родителей в образовательный процесс по формированию у детей представлений о безопасном поведении в социуме и в природе». - проведения открытой образовательной деятельности для родителей и педагогов (НОД). | Март-май 2022 По окончании проектов В течение 2019-2022 учебного года |
Литература
Нормативно-правовые документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (СП 2.4.3648-20).
Научная и методическая литература:
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей – СПб, Детство-Пресс, 2016.
- Баряева Л.Б., Жевнеров В.Л., Загребаева Е.В. Азбука дорожного движения: программа и методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения. – Москва: Дрофа, 2007.
- Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2015.
- Белая К.Ю., Зимонина В.Н.,Кондрыкинская Л.А. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошк. возраста: Кн. для воспитателей дет. сада.- 4-е изд. - М.: Просвещение, 2004.
- Ганул Е.А. Правила поведения на природе. – М.: Литера, 2010.
- Гордиенко С.А. Правила дорожного движения для детей, Феникс-Премьер. – М.: 2015.
- Дети и дорога: основы безопасности: Учеб.-мет. Пособие для воспитателей ДОУ по обучению детей безопасному участию в дорожном движении / Кларина Л.М., Прилуцкая А.А., Поварницына С.А., Грошева О.С. и др. – М.: АНО «ЦНПРО», 2014.
- Дмитриенко З.С. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры.- СПб, Детство-Пресс, 2016.
- Жукова О.Г., Федорова Е.Г., Трушнина Г. П. Азбука «Ау!»: Методические рекомендации по обучению детей основам безопасности. – СПб, Детство-Пресс, 2008.
- Клочанов, Н. И. Дорога, ребенок, безопасность: метод. пособие по правилам дорож. движения для воспитателей, учителей нач. шк. / Н. И. Клочанов. –Ростов н/Д: Феникс, 2004.
- Коломеец Н.В. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет. – Волгоград, Учитель, 2013.
- Константинов Ю.С., Глаголева О.Л. Уроки ориентирования. Учебное пособие. – Москва, 2005.
- Равчеева И.П., Журавлева В.В. Формирование безопасного поведения в быту, социуме, природе. Тематическое планирование. – Волгоград, Учитель, 2016.
- Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения: Для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.
- Сташкова Т.Н., Гурылева Н.И., Евдокимова Е.В. Организация освоения опыта безопасного поведения с детьми 2-7 лет. – Волгоград, Учитель, 2018.
- Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения. – М., Просвещение, 1979.
- Тимофеева Л.Л. Формирование культуры безопасности. Конспекты современных форм организации детских видов деятельности. – Детство-Пресс, 2018.
- Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице. – М.: Центр педагогического образования, 2007.
- Шинкарчук С.А. Правила безопасности дома и на улице. - М.: Литера, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Опыт работы по формированию у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту, в социуме, в природе"
Обобщение опыта работы воспитателя старшей группы по формированию основ безопасного поведения....
Статья "Опыт работы по формированию у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту, в социуме, в природе"
Обобщение опыта работы...
Статья "Опыт работы по формированию у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту, в социуме, в природе"
Обобщение опыта работы воспитателя...
"Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту, социуме, природе" (из опыта работы).
Круглый стол в ГАОУ ДПОИРРПО в центре дошкольного образования: "Социально-коммуникативное развитие дошкольников" (в режиме онлайн). Материал из опыта работы на тему: "Формирование у дет...
Выступление на семинаре " Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту , социуме, природе"
Выступление на семинаре "Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасногоповедения в быту, социуме, природе"...
ПРОГРАММА профессионально-личностного саморазвития педагога "Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасности в быту, социуме, природе».
quot;Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасности в быту, социуме, природе»....
«ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ, СОЦИУМЕ, НА ПРИРОДЕ»
laquo;ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ, СОЦИУМЕ, НА ПРИРОДЕ»...