Программа дополнительного образования "Безопасность"
рабочая программа по обж на тему
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНА на педсовете, протокол от «01» 09.2017 г. №1 | УТВЕРЖДЕНА приказом заведующей МБДОУ д/с № 1г. Починка от «01» 09.2017 г. №73 а ____________ Е.М.Чижова |
Программа
по безопасности жизнедеятельности
«Безопасность»
Воспитатель:
Камозина Е. С.
Возраст детей: 5 - 7лет
Срок реализации: 2 года.
Починок, 2017
(составлена основе «Учебно-методического пособия по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста», авторов Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной)
- Пояснительная записка
- Цели и задачи ДОУ
- Тематический перспективный план ОД
- Диагностика ЗУН
- Примерная карта динамики развития детей
- Литература
- Приложения
Пояснительная записка
Безопасность и здоровый образ жизни ребенка – это не просто сумма усвоенных им знаний, а это должно быть нормой его жизни, ребенок должен четко усвоить как адекватно вести себя в различных ситуациях.
Программа по социально-личностному развитию дошкольников «Безопасность» направлена на стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности, на повышение уровня знаний о безопасности в окружающем мире. Необходимость формирования ценностей здорового образа жизни и безопасности продиктована современной криминогенной и экологической ситуацией, ухудшением состояния здоровья детей. Все чему педагоги учат детей, дети должны уметь применять в реальной жизни и на практике.
Программа «Безопасность» педагогами разработана на основе «Учебно-методического пособия по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста», авторов Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной. А также опираясь на лучшие российские традиции воспитания и обучения дошкольников. В соответствии с современными психолого-педагогическими ориентирами в ней даются примеры возможных занятий и методических приемов, способствующих более эффективному усвоению детьми соответствующего материала.
Определяя основное содержание и направление в социально-личностном развитии детей по программе «Безопасность» педагоги МДОУ используют различные формы и методы организации воспитания и обучения детей с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, при этом основным ориентиром для педагогов служит учет жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтения. Вся работа проходит через совместные различные виды деятельности педагогов с детьми. Для того чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, педагоги МДОУ используют различные беседы, дискуссии, а также рабочие тетради для детей с цветными иллюстрациями и подробными методическими рекомендациями для педагогов, что позволяет им избежать передачи уже известных детям знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни. В программу включены различные занятия, игры, беседы, стихи, загадки, пословицы, связанные с содержанием той или иной темы.
Поощряя воображение и творчество детей, педагогам необходимо помнить о главном: игра в дошкольном возрасте является основным средством усвоения детьми жизненно важных правил поведения, которые должны всегда точно соблюдаться.
И главное в формировании навыков безопасного поведения детей – личный пример воспитателей и родителей
Цели программы:
- Создать единое воспитательно – образовательное пространство для детей, основанное на гуманном отношении к детям, уважении их личности;
- Осуществлять всестороннее и гармоничное развитие воспитанников, направленное на решение задач по безопасности жизнедеятельности ребенка в социуме;
Задачи:
- Научить ребенка ориентироваться в окружающей обстановке и уметь оценивать отдельные элементы обстановки с точки зрения «опасно-неопасно»;
- Научить ребенка быть внимательным, осторожным и предусмотрительным, ребенок должен понимать к каким последствиям могут привести те или иные поступки;
- Сформировать важнейшие алгоритмы восприятия и действия, которые лежат в основе безопасного поведения;
Тематический перспективный план ООД по программе «Безопасность» для детей старшего дошкольного возраста
Октябрь | ||
№ п/п | Тема | Цель |
1. | Раздел «Ребенок и другие люди» 1.4. Ребенок и другие дети, в том числе подростки. | Объяснить ребенку, что он должен уметь сказать «нет» другим детям, прежде всего подросткам, которые хотят втянуть его в опасную ситуацию. |
2. | Раздел «Ребенок на улицах города» Экскурсия на перекресток. | Расширить представления детей о перекрестках города. Расширять знания о правилах безопасного поведения. |
3. | Раздел «Ребенок и природа» 2.4. Бережное отношение к живой природе. | Научить детей ответственному и бережному отношению к природе ( не разорять муравейники, не ломать ветки, кормить птиц зимой). |
4. | Раздел «Изучаем ППБ» Осторожно, огонь! | Научить детей поведению в экстремальных ситуациях; уметь пользоваться телефоном, привлечь внимание взрослых, позвать на помощь при пожаре. |
Ноябрь | ||
5. | Раздел «Ребенок дома» 3.1. Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами. | Закрепить у ребенка понимание того, что предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы. Уточнить у детей кто может пользоваться предметами первой группы (спички, газовые плиты, печки, электрические розетки, включенные электроприборы). Закрепить у детей навыки пользования предметами второй и третьей группы . |
6. | Раздел «Ребенок на улицах города» Чтение произведений С. Михалкова и Н.Носова о правилах дорожного движения | Продолжать знакомить с правилами дорожного движения. Воспитывать культуру поведения. |
7. | Раздел «Здоровье ребенка» 4.4. О ценности здорового образа жизни. | Способствовать формированию у детей осознания ценности здорового образа жизни. Развивать представления о полезности, целесообразности физической активности и соблюдения личной гигиены. |
8. | Раздел «Изучаем ППБ» Спички — причина пожара | Формировать представление о том, что спичками могут пользоваться только взрослые. |
Декабрь | ||
9. | Раздел «Эмоциональное благополучие ребенка» 5.3. Конфликты и ссоры между детьми. | Научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя дело до их силового решения. |
10. | Раздел «Изучаем ППБ» Пожарный-герой, он с огнем вступает в бой | Воспитывать у детей уважение к профессии пожарного. Продолжать формировать у детей представления о работе пожарного. |
11. | Раздел « Ребенок на улицах города» 6.3. Дорожные знаки. | Научить детей различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов. |
12. | Раздел «Ребенок и другие люди» 1.5. Если чужой приходит в дом. | Разъяснять детям, что опасности могут подстерегать их не только на улице, но и дома. |
Январь | ||
13. | Раздел «Ребенок и природа» 2.6. Контакты с животными. | Объяснить детям что можно и чего нельзя делать при контактах с животными. |
14. | Раздел « Ребенок на улицах города» Знакомство с трудом взрослых – Наблюдение за работой регулировщика. | Продолжать знакомить детей с профессиями и трудом взрослых. Объяснить, в чем заключается работа регулировщика. |
15. | Раздел « Ребенок дома» 3.2. Открытое окно, балкон как источник опасности. | Обратить внимание детей на то, что в помещении особую опасность представляют открытые окна и балконы. Объяснить, что нельзя выходить без взрослого на балкон или подходить к открытому окну. |
16. | Раздел «Изучаем ППБ» Пожар в квартире | Назвать и объяснить детям причины, по которым в квартире может возникнуть пожар; Закреплять с детьми номер вызова пожарной команды. |
Февраль | ||
17. | Раздел «Здоровье ребенка» 4.5. О профилактике заболеваний. | Рассказать детям о значении профилактики заболеваний. Объяснить детям как свежий воздух, вода, солнце, ветер помогают при закаливании организма. |
18. | Раздел «Ребенок на улицах города» Беседа «Будем вежливыми пассажирами и пешеходами». | Продолжать закреплять и дополнять некоторые правила поведения на улицах города, в транспорте. |
19. | Раздел «Эмоциональное благополучие ребенка» 5.3. Конфликты и ссоры между детьми. | Организация игр, бесед, драматизаций для профилактики возникновения конфликтных ситуаций. Учить детей быть восприимчивыми к чувствам, мнениям и желаниям других людей, даже не совпадающими сих собственными. |
20. | Раздел «Изучаем ППБ» Чем опасен дым? | Объяснить детям, что много людей во время пожара гибнет не только от огня, но и от дыма; Рассказать детям почему в современных домах дым очень ядовит. |
Март | ||
21. | Раздел «Ребенок на улицах города». 6.2. Дорожные знаки для водителей и пешеходов. | Познакомить детей — с предупреждающими знаками («Дети», «Пешеходный переход»); — с запрещающими знаками («Въезд запрещен», «Подача звукового сигнала запрещена»). |
22.
| Раздел «Ребенок и другие люди» 1.5. Если «чужой» приходит в дом. Обыгрывание разных ситуаций: — ребенок дома один; — ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; — ребенок дома со взрослыми. | В игровой форме закрепить у детей правила поведения в подобных ситуациях. |
23. | Раздел «Ребенок и природа» 2.7. Восстановление окружающей среды | Объяснить детям ,что состояние окружающей среды зависит от нас самих. Создать соответствующие условия для самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды: уход за животными и растениями; уборка мусора на участке. |
24. | Раздел «Изучаем ППБ» «Детские шалости с огнем» | Рассмотреть с детьми некоторые действия, которые могут привести к пожару. |
Апрель | ||
25. | Раздел «Здоровье ребенка» 4.7. Забота о здоровье окружающих | Объяснить детям о том, что следует заботиться не только о собственном здоровье, но и о здоровье окружающих, т.к. болезнь может передаваться от одного человека другому по воздуху или от прикосновения. |
26. | Раздел «Ребенок и природа» Общение с природой | Учить детей ответственному и бережному отношению к природе; Сформировать представление о том, что птицы в период высиживания птенцов очень пугливы, поэтому нельзя шуметь в парках, пугать, мучить и дразнить животных и птиц. |
27. | Раздел «Ребенок на улицах города» 6.3. Дорожные знаки для водителей и пешеходов. | Познакомить детей — с предписывающими дорожными знаками («Движение прямо», «Движение направо»). — с информационно-указательными знаками («Место остановки автобуса», «Пешеходный переход», «Подземный переход»). |
28. | Раздел «Изучаем ППБ» Итоговое обобщающее занятие по правилам ПБ «Знаете ли вы правила пожарной безопасности?» | Закрепить у детей полученные знания по правилам пожарной безопасности. |
Май | ||
| Подведение итогов, результатов по данной программе, определение уровня ЗУН в освоении программного материала. | Выявить уровень полученных ЗиУ у детей. Спланировать своевременную индивидуальную работу с детьми. |
Диагностика по программе «Безопасность» старший дошкольный возраст
Ребенок и другие люди
- Что знает ребенок о контактах с незнакомыми людьми?
— опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми,
— если «чужой» приходит в дом,
— общаться с незнакомыми людьми на улице,
— значение экстренных телефонов (01,02,03)
Ребенок и природа
- Правила поведения в лесу;
- Как беречь природу? (от чего загрязняется окружающая среда?)
- Правила контактов с животными;
- Знает ли ребенок съедобные и несъедобные грибы и ягоды;
- Ядовитые растения;
Ребенок дома
- Основные правила обращения с бытовыми приборами (электроприборы, ножницы, иголки);
- Источники опасности дома (открытые окна, балкон,…);
- Экстремальные ситуации в быту;
Здоровье ребенка
10.Что надо делать, чтобы не заболеть (профилактика заболеваний);
- Навыки личной гигиены;
- Для чего нужны врачи?
- Правила обращения с лекарствами и витаминами;
- Правила первой помощи;
Эмоциональное благополучие ребенка
- Что делать, чтобы не ссориться с друзьями;
Ребенок на улицах города
- Устройство проезжей части;
- «Зебра», светофор другие дорожные знаки для пешеходов;
- Дорожные знаки для водителей и пешеходов;
- Правила езды на велосипеде;
- Знает правила поведения в транспорте (не кричать, разговаривать тихо, уступать место старшим);
Карта динамики развития детейпо программе «Безопасность» старший дошкольный возраст
№ п/п | Ф.И. ребенка | Разделы программы (вопросы) | |||||||||||||||||||
Ребенок и другие люди | Ребенок и природа | Ребенок дома | Здоровье ребенка | Эмоциональное благополучие ребенка | Ребенок на улицах города | ||||||||||||||||
|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Литература
- «Образовательные проекты в детском саду» Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова /Дошкольное воспитание и развитие/. Издательство «АЙРИС – ПРЕСС», Москва 2008.
- «Безопасность» Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина. /Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ/, Издательство «АСТ – ЛТД», Москва 1998.
- «Я, ты, мы: Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет» Учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ. О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина. /Допущено Министерством образования и науки РФ/, Москва «Просвещение» 2005.
- «Основы безопасного поведения дошкольников» (занятия, планирование, рекомендации). О.В.Чермашенцева. издательство «Учитель», Волгоград 2007.
- «Как обеспечить безопасность дошкольников» К.Ю.Белая, В.Н.Зимонина, и др. Издание 5-е. Москва «Просвещение» 2006.
- «Дошкольникам о правилах дорожного движения» Э.Я.Степаненкова, М.Ф.Филенко /Пособие для воспитателя д/с/. Издание 2-е исправленное и дополненное. Москва «Просвещение» 1978.
- «Три сигнала светофора» /Книга для воспитателей д/с, из опыта работы/ Т.Ф.Саулина. Москва «Просвещение» 1989.
- Статья «Система мероприятий в ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма» И.А.Агапова. Журнал «Справочник старшего воспитателя ДОУ» № «/2007.
ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОГРАММЕ «БЕЗОПАСНОСТЬ»
1. Приложение к программе по разделу «Изучаем Правила Пожарной безопасности»
2. Приложение к программе по разделу «Изучаем Правила Дорожного Движения»
3. «Для Вас, родители!»
Советы для родителей
по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
- Взрослые, находясь на улице, всегда должны держать их за руку.
- Находясь в автомобиле, дошкольники не должны сидеть на переднем сиденье. Дети перевозятся на заднем сиденье автомобиля с использованием специального детского устройства.
- Никогда не пристегивайте взрослого и ребенка одним ремнем безопасности.
- Не разрешайте детям стоять в автомобиле между спинками сидений.
- Никогда не перевозите ребенка на коленях на переднем или заднем сиденье.
(материал из журнала «Справочник старшего воспитателя ДОУ» № 4/08г.)
«Для Вас, родители!»
Рекомендации родителям старших дошкольниковпо изучению Правил Дорожного Движения
Воспитывайте у ребенка привычку быть внимательным на улице, осторожным и осмотрительным.
Наблюдайте за ситуациями на улице, дороге, за пешеходами и транспортом, светофором и обязательно обсуждайте с ребенком увиденное.
Почитайте ребенку стихотворение по теме и обязательно побеседуйте с ним о прочитанном.
На прогулке, по дороге в д/с и домой закрепляйте знания, полученные заранее.
Чаще задавайте ребенку проблемные вопросы, беседуйте с ним, обращайте внимание на свои действия (почему вы остановились перед переходом именно в этом месте и т.д.).
Ваш ребенок должен знать и строго выполнять определенные правила !
- Ходить по тротуару следует с правой стороны;
- Прежде чем перейти дорогу, надо убедиться, что транспорта нет, посмотрев налево и направо, затем можно двигаться;
- Переходить дорогу полагается только шагом;
- Необходимо подчиняться сигналу светофора;
- В транспорте нужно вести себя спокойно, разговаривать тихо, держаться за руку взрослого (и поручни), чтобы не упасть;
- Нельзя высовываться из окна автобуса, высовывать в окно руки;
- Входить в транспорт и выходить из него. Можно, только когда он стоит;
- Играть можно только во дворе;
(материал из журнала «Справочник старшего воспитателя ДОУ» № 2/07г.)
3 сентября в МБДОУ д/с №1г. Починка в течение всего дня в группе старшего дошкольного возраста проводился «День ПДД».
Цель:
- Воспитание культуры поведения на улице, в общественных местах;
- Закрепление у детей знаний о правилах дорожного движения;
- Расширения знаний о правилах поведения на улице;
- Ознакомление детей с различными видами транспорта;
- Формирование у детей умения ориентироваться в пространстве;
Содержание работы по ознакомлению с ПДД(в течение дня)
- Беседы с детьми о ПДД («Правила для пешеходов», «Улица города»);
- Занятия по разделу «Ребенок и окружающий мир» на тему: «Школа пешеходных наук» (конспект прилагается);
- Целевая прогулка (за территорию д/с), цель: наблюдение за движением транспорта и работой водителей; (конспект прилагается);
- Чтение художественной литературы о ПДД:
- С.Михалков «Светофорная наука», «Дядя Степа»;
- С.Я.Маршак «Красный, желтый, зеленый»;
- Б.В.Зубков «Говорящие картинки» и др.;
- Проведение подвижных игр: «Найди и назови дорожный знак», «Красный, желтый, зеленый», «Разноцветные автомобили»;
- Игра с настольно-печатными играми /2 половина дня/: «Стой, идите», «Час пик», «Знаки на дорогах», «За рулем»;
- Оформление наглядной агитации в «Уголках для родителей» на темы: «Изучаем с детьми ПДД», «Внимание, дорога!», «Дисциплина на улице – залог безопасности наших детей»;
Рабочая программа по формированию представлений о правилах безопасного поведения
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов | Количество образовательных ситуаций |
1 | Ребёнок и другие люди | 4 |
2 | Ребёнок и природа | 4 |
3 | Ребёнок дома | 6 |
4 | Здоровье ребёнка | 10 |
5 | Ребёнок на улице | 11 |
Итого | 35 |
Содержание и методическое обеспечение программы
Месяц | Тема | Содержание работы | литература |
сентябрь | Контакты с незнакомыми людьми на улице | Обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, то, как правильно вести себя в таких ситуациях | № 1 стр. 42 |
Съедобные ягоды и ядовитые растения | Познакомить детей со съедобными ягодами и ядовитыми растениями, а также научить различать их и правильно называть | № 1 стр. 79 | |
Прогулка по городу | Уточнять, расширять знания детей о транспорте, развивать умение находить признаки сходства и различия видов транспорта, называть их, учить культуре поведения в транспорте | № 3 стр. 69 Конспект | |
Микробы и вирусы | Дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах, вирусах) | № 1 стр. 96 | |
октябрь | Чтобы нам не болеть | Формировать осознанное отношение к необходимости укреплять здоровье с помощью зарядки, витаминов; воспитывать доброе отношение к тем, кто заботится о здоровье детей (врачам). | № 2 стр. 51 |
Улица полна неожиданностей | Расширять представления о правилах поведения во дворе, на улице; учить видеть всё то, что представляет опасность для жизни и здоровья | № 3 стр. 69 Конспект | |
Для чего нужны дорожные знаки | Познакомить детей с предупреждающими, указательными, запрещающими дорожными знаками; учить различать знаки; закреплять навыки выполнения правил дорожного движения | № 3 стр. 29 | |
Путешествие в страну правил дорожного движения (досуг) | Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях; развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире; воспитывать чувство ответственности | Конспект | |
ноябрь | Я потерялся | Учить детей правильно действовать в обстановке, если потерялся, не пугаться и не теряться в этой ситуации | № 3 стр. 69 Конспект |
Взаимосвязь и взаимодействие в природе | Развивать у детей понимание того, что планета Земля – наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек – часть природы; что на жизнь и здоровье человека и животных влияют чистота водоёмов, почвы и воздушной среды | № 1 стр. 70 | |
Контакты с животными | Объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасны | № 1 стр. 83 | |
Если чужой приходит в дом | Научить детей правильно себя вести дома, когда они остаются одни | № 2 стр. 86 | |
декабрь | Пожароопасные предметы | Помочь детям хорошо запомнить основные группы пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться | № 1 стр. 54 |
Предметы, требующие осторожного обращения | Предложить детям хорошо запомнить основные предметы, опасные для жизни и здоровья, помочь им самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами | № 1 стр. 56 | |
Пожар | Познакомить детей с правилами пожарной безопасности, учить осторожному обращению с огнём | № 2 стр. 13 | |
Огонь – судья беспечности людей (досуг) | Обучать детей мерам пожарной безопасности, сформировать у детей элементарные знания об опасности шалостей с огнём | № 2 стр. 15 | |
январь | Насильственные действия незнакомого взрослого на улице | Учить детей правилам поведения в ситуации насильственных действий со стороны незнакомого взрослого на улице | № 1 стр. 49 |
Пешеходы и пассажиры (Я – пешеход) | Рассмотреть и обсудить различные ситуации поведения на улице; закреплять знание безопасного поведения | № 3 стр. 25 | |
Правила дорожного движения | Закреплять знания детей о правилах, о работе светофора, регулировщика | № 3 стр. 33 | |
февраль | Служба «02» | Познакомить детей со службой «02»; сформировать представления о том, что опасно подходить к чужому человеку, брать у него что-либо, открывать дверь квартиры в отсутствие взрослого | № 2 стр. 19 |
Как работает сердце человека | Познакомить детей с назначением и работой сердца | № 1 стр. 86 | |
Как мы дышим | Ознакомить детей с органами дыхания | № 1 стр. 90 | |
Здоровье и болезнь | Научить заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью. | № 1 стр. 97 | |
март | Незнайка на улице (досуг) | Закрепить знания детей о правилах безопасного поведения на дороге и правилах дорожного движения | Конспект |
Здоровая пища | Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезной | № 1 стр. 104 | |
Одежда и здоровье | Дать представление о том, что одежда защищает человека от жары и холода, дождя и ветра; чтобы сохранить здоровье и не болеть, надо правильно одеваться | № 1 стр. 113 | |
Гроза | Знакомство детей с правилами поведения во время грозы | № 2 стр. 24 | |
апрель | В здоровом теле – здоровый дух (досуг) | Формировать у детей умение заботиться о своём; расширять и обогащать знания детей о пользе физических упражнений для здоровья; развивать положительные эмоции и дружелюбие | Конспект |
Режим дня | Сформировать у детей представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья | № 1 стр. 106 | |
Игры во дворе | Обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, научить их необходимым мерам предосторожности. | № 1 стр. 122 | |
Безопасность | Закрепление представлений о предметах, которые могут угрожать жизни и здоровью людей. | № 2 стр. | |
май | Красный, жёлтый, зелёный (досуг) | Повторение правил поведения на улице, дорожного движения. | № 5 стр. 8 |
Контакты незнакомыми людьми дома | Рассмотреть и обсудить опасные ситуации, как контакты с чужими людьми. | № 1 стр. 46 | |
Обучение правилам поведения на воде | Познакомить с правилами поведения на воде и через игровые ситуации отработать их применение | № 2 стр. 60 | |
Азбука безопасности (викторина) | Закреплять представления о дорожных знаках и правилах поведения на дорогах; продолжать совершенствовать знания о правилах поведения в природе | Конспект |
Планируемые результаты освоения программы
К шести годам в результате освоения программы ребёнок:
«Ребёнок и другие люди»
- знает, что опасно доверять незнакомому человеку, нельзя поддаваться на его уговоры, идти с ним куда-либо, садиться в машину;
- имеет представление о том, как вести себя дома, когда остаётся один, знает, что нельзя открывать дверь незнакомому человеку;
- имеет представление о правилах поведения в ситуации насильственных действий со стороны незнакомого взрослого на улице.
«Ребёнок и природа»
- различает и правильно называет съедобные и несъедобные грибы;
- знает, что планета Земля – наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек – часть природы, а небрежное и жестокое обращение с ней ухудшает жизнь человека;
- знает, что нельзя гладить и брать на руки бездомных животных, они могут быть агрессивны, больны; их можно и нужно кормить, но трогать и играть с ними опасно;
- знает правила поведения во время грозы.
«Ребёнок дома»
- знает о предметах, опасных для жизни и здоровья, о последствиях неосторожного обращения с такими предметами;
- имеет представление о мерах пожарной безопасности;
- имеет представление о работе милиции.
«Здоровье ребёнка»
- имеет элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах, вирусах);
- знает о необходимости укреплять здоровье с помощью зарядки, витаминов;
- имеет представление о назначении и работе сердца, органов дыхания;
- имеет представление о том, что такое здоровье и болезнь; о необходимости своевременного обращения к врачу;
- понимает, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезной;
- имеет представление о том, что одежда защищает человека от жары и холода, дождя и ветра; чтобы сохранить здоровье и не болеть, надо правильно одеваться;
- имеет представление о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья;
- знает правила поведения на воде.
«Ребёнок на улице»
- соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения;
- понимает значения сигналов светофора, сигналы регулировщика;
- имеет представление о предупреждающих, указательных, запрещающих дорожных знаках; умеет различать знаки;
- узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи»;
- различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра»;
- знает правила игр во дворе (где можно кататься на велосипеде, играть в мяч и т.д.).
Конспект интегрированного занятия по обеспечению безопасности дошкольников и по развитию речи в старшей специализированной группе «Школа пешеходных наук»
Цели занятия:
1. Образовательные:
- создать условия для обучения детей правилам безопасного поведения на улице;
- формировать у дошкольников устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения (ПДД);
- закреплять знания детей о правилах поведения на улице: вспомнить известные дорожные знаки - переход; познакомить с новыми знаками -«зебра», «внимание», «осторожно, дети»;
- расширить знания о правилах поведения детей на улице;
- обогащать и активизировать словарь словами: «дорожные знаки», «светофор», «пешеходный переход», «зебра», «островок безопасности», «запрещающие знаки», «разрешающие знаки», «предупреждающие знаки».
2. Развивающие:
- развивать наблюдательность;
- совершенствовать внимание, память, логическое мышление;
- принимать игровую ситуацию и участвовать в ней.
3. Воспитательные:
- воспитывать у детей сосредоточенность, чуткость, отзывчивость, умение оказывать помощь другому.
Предварительная работа: целевая прогулка к перекрестку улиц г. Починка наблюдение за транспортом (автобусом, Скорой помощью, полицией, машинами)
Материал для занятия:
- дорожные знаки (пешеходный переход, предупреждающие знаки, запрещающие знаки;
- светофор (игрушка на батарейке);
- специальные машины, куклы, жезл, самокат, мяч;
- построенный из строительных материалов автобус;
- кукла Незнайка;
- кружки: красные, желтые, зеленые;
- игры «сигналы регулировщика», «зеленый, желтый, красный»;
- макет перекрестка и улицы.
Организационный момент
Воспитатель: Ребята, до сих пор вы ходили по улицам с родителями, а скоро вы пойдете в школу и придется ходить по улицам самостоятельно. Кажется, что по улицам и дорогам движется очень много машин и царит беспорядок. На самом же деле все движение на улице происходит по строгим правилам - правилам дорожного движения. Отгадайте загадку:
В два ряда дома стоят -Десять, двадцать, сто подряд,
Квадратными глазами Друг на друга глядят (Улица)
На какие части делится улица? (проезжую часть и пешеходную -тротуар)
Как называют людей, идущих по улице? (пешеходы)
Как пешеход должен идти по улице? (вежливый человек не будет
толкаться на тротуаре)
Люди могут переходить проезжую часть по переходу. Переход называется «зебра», т.к. похож на это животное, весь в полосках. Если проезжая часть очень большая, то там есть островок безопасности. Сегодня мы отправимся в школу светофорных наук вместе с Незнайкой, который пришел к нам в гости.
Дети занимают места в автобусе и поют песню «Мы едем, едем, едем». Воспитатель закрепляет понятие «пассажир», дети рассказывают, как надо вести себя в автобусе.
Воспитатель: Вот мы и приехали к перекрестку. Нужно переходить дорогу.
Дети вспоминают значение сигналов светофора.
Ребята, а какие стихи вы знаете о светофоре? (Дети читают стихи)
1. Если свет зажегся красный
Значит, двигаться опасно.
Свет зеленый говорит:
«Проходите, путь открыт!»
Желтый свет - предупрежденье,
Жди сигнала для движенья.
2.Меня узнаешь сразу: Я - светофор трехглазый. Если красный свет горит Значит, переход закрыт. Желтый говорит народу: «Приготовьтесь к переходу» Свет зеленый приглашает, Всем идти он разрешает.
На улицах много дорожных знаков. Дорожные знаки - лучшие друзья водителей и пешеходов. Если светофор работает и стоит регулировщик, то пешеходы подчиняются указаниям регулировщика. Если регулировщик обращен грудью или спиной к транспорту и пешеходам - им запрещается переходить улицу или ехать. Если боком к транспорту и пешеходам - разрешается. Регулировщик поднял правую руку вверх - пешеходам и транспорту запрещено движение. Идти можно только тогда, когда регулировщик стоит к нам грудью или спиной с вытянутыми вперед или в стороны руками.
Сейчас поиграем в игру «Лучший пешеход»
Дети делятся на 2 команды. Воспитатель выполняет роль регулировщика. Дети держат в руках кружки трех цветов (красный, желтый, зеленый) и поднимают на сигнал регулировщика кружок соответствующего цвета. За каждую ошибку команда получает штрафное очко. Выигрывает команда, у которой их меньше.
Воспитатель: Дорожные знаки рассказывают о том, какова дорога, как
быстро надо ехать, что разрешается и что нельзя делать.
Знаки-предупреждения: будь осторожен, впереди опасность. Например,
знак «Дети» сообщает водителю - будь внимательным.
Круглые знаки с красными окаймлением на желтом или белом фоне -
это запрещающие знаки. Самый строгий из них «Движение
запрещено». Этот знак запрещает всему транспорту двигаться.
Знак «Въезд запрещен» не разрешает въезд на улицу ни одной машине.
Квадратные знаки голубого цвета - указательные. Они укажут дорогу в
столовую, к телефону, к АЗС.
Дорожные знаки все очень хороши.
И взрослые и дети их уважать должны.
Незнайка: А у меня есть мяч, давайте им немного поиграем.
Воспитатель: Дети, а можно играть мячом около проезжей части? (Дети отвечают)
Чтобы не было несчастья, запомните друзья, Что на проезжей части играть никак нельзя! Где можно играть?
Играть надо на спортивных площадках и стадионах. Нельзя играть на мостовой.
Знаки дорожные:
Предупреждающие - красный треугольник Запрещающие - красный круг Разрешающие - синий квадрат
Знаков дорожных много и некоторые из них мы должны хорошо знать. Воспитатель показывает знаки, дети их называют. Незнайка, теперь ты понял, какая опасность нам угрожает на улице, мы могли бы попасть под машину.
Незнайка: Теперь я буду учить правила дорожного движения и всегдаих соблюдать.
Воспитатель:
Дети, помните правила дорожного движения на зубок!
По городу, по улице
Не ходят просто так:
Когда не знаешь правила,
Легко попасть в просак.
Все время будь внимательным
И помни наперед
Свои имеют правила
Шофер и пешеход.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось занятие? (ответы детей)
Воспитатель: Что больше вам понравилось? (ответы детей)
Воспитатель: Что нового вы узнали о правилах дорожного движения? (ответы детей)
Воспитатель: Посмотрите на этот знак. Что он означает? (Пункт питания). Сейчас мы подойдем к нему и выпьем сок. (Дети пьют сок).
Конспект прогулки по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста
Тема: Наблюдение за движением транспорта и работой водителя
Цель:расширять знания детей об улице: дорога делится на две части - проезжую и тротуары; улиц в городе много, место пересечения улиц называется перекрестком; по мостовой автомобили движутся в несколько рядов; сплошная или прерывистая белая осевая линия делит проезжую часть дороги на две части, благодаря чему обеспечивается спокойное двустороннее движение; на улице можно увидеть разные автомобили (легковые, грузовые, автомашины скорой помощи и т. д.); каждый водитель должен внимательно следить за движущимся транспортом, сигналами светофора, дорожными знаками.
Ход прогулки
На прогулке можно провести беседу следующего содержания:
- Дети, сегодня мы будем гулять по улице. Вспомните и скажите, как называется наша улица, какие на ней дома, какое движение (одностороннее или двустороннее), где ходят пешеходы.
Затем воспитатель обращает внимание детей на то, что проезжая часть разделена белой линией. По ней разрешается ехать только специальным автомашинам - скорой помощи, пожарной. Воспитатель подводит детей к перекрестку и предлагает понаблюдать за проезжающими по улице автомобилями.
- В нашем городе много улиц. Они пересекаются между собой. Место пересечения улиц называется перекрестком.
- Дети, кто управляет машиной?
Дети. Шофер, водитель автомашины.
- Правильно, шофер. Мы уже говорили, что шофер должен внимательно следить за проезжающими мимо автомашинами, за сигналами светофора. Какой сигнал разрешает движение, а какой запрещает?
Дети.Зеленый свет разрешает движение, а красный запрещает.
- Правильно. Дети, кто знает, какие это знаки? (Обращает внимание на дорожные знаки.)
Дети.Эти знаки называются дорожными. Дорожные знаки помогают водителям и пешеходам соблюдать на улице порядок. Знаки бывают разные.
Воспитатель показывает на улице 1-2 знака (например, «Дети», «Пешеходный переход»), объясняет их назначение.
- Сегодня вы узнали, что место пересечения дорог называется перекрестком. На перекрестках водители и пешеходы должны быть особенно внимательны. Нередко перед перекрестком вешают знак «Пересечение с равнозначной дорогой». Водитель увидит его и замедлит движение, чтобы не столкнуться с автомашинами, выезжающими с другой улицы. Место перехода улицы часто обозначают специальным знаком - «Пешеходный переход» (показывает детям знак). Переход улицы разрешается только в этом месте.
После прогулки воспитатель спрашивает детей, что называется перекрестком, какие дорожные знаки они узнали.
В свободное от занятий время воспитатель может прочитать рассказ А. Дорохова «Перекресток» из книги «Зеленый... Желтый... Красный!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...
Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...