Программа кружка по ПДД
учебно-методический материал по обж на тему
Пояснительная записка
Мы живём в городе, где из года в год стремительно растёт число транспорта, поэтому важно как можно раньше научить детей правилам поведения на улицах и дороге. Знакомить с азбукой дорожного движения надо ещё до школы, когда ребёнок начинает осваивать окружающий мир, способен легко запомнить то, что говорят и показывают взрослые. Именно в этом возрасте дети должны получить первые сведения о правилах дорожного движения. Обучение безопасному поведению на дороге в настоящее время необходимо начинать практически с того момента как ребёнок делает первые шаги.
Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы всё более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми. Поэтому данная программа разработана для того, чтобы дети успешно освоили правила дорожного движения, узнали историю возникновения правил дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях и на практике применяли свои знания. Работая над программой учитывалась региональная специфика, изучались рекомендации работников ГИБДД, возрастные особенности и интересы детей.
Данная программа по пропаганде правил безопасного движения детей на дороге – это программа работы на перспективу. Чем раньше научить детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц. Эту программу можно использовать для дошкольников начиная с 3-х лет.
Учитывая то, что в дошкольном возрасте восприимчивость к знаниям высока, а навыки легко вырабатываются и становятся устойчивыми, посредством развития и обогащения жизненного опыта детей можно достичь значительных результатов в овладении детьми основных понятий, умений и навыков, которые в дальнейшем будут способствовать повышению уровня культуры их поведения на улицах города.
Цель:
Формировать у детей правила поведения на улице и познакомить с мерами безопасности на проезжей части и вблизи неё.
Задачи:
Образовательные:
Формировать у детей основы безопасного поведения на дороге, на улице, в транспорте
Продолжать знакомить с правилами дорожного движения
Дать представление о работе сотрудников ДПС.
Воспитательные:
Воспитывать у детей здоровое чувство повышенной опасности
Формировать понимание необходимости соблюдения правил безопасного поведения.
Развивающие:
Формировать у детей представление об окружающем пространстве и развивать ориентировку в нем
Развивать внимание и наблюдательность
Развивать ответственность за порученное дело.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа кружка по ПДД | 133.76 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
МАДОУ д/сад № 76
ПРОГРАММА
ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
«АКАДЕМИЯ ДОРОЖНЫХ НАУК»
Воспитатель: Архипова Л.Н.
г. Калининград
Пояснительная записка
Мы живём в городе, где из года в год стремительно растёт число транспорта, поэтому важно как можно раньше научить детей правилам поведения на улицах и дороге. Знакомить с азбукой дорожного движения надо ещё до школы, когда ребёнок начинает осваивать окружающий мир, способен легко запомнить то, что говорят и показывают взрослые. Именно в этом возрасте дети должны получить первые сведения о правилах дорожного движения. Обучение безопасному поведению на дороге в настоящее время необходимо начинать практически с того момента как ребёнок делает первые шаги.
Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы всё более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми. Поэтому данная программа разработана для того, чтобы дети успешно освоили правила дорожного движения, узнали историю возникновения правил дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях и на практике применяли свои знания. Работая над программой учитывалась региональная специфика, изучались рекомендации работников ГИБДД, возрастные особенности и интересы детей.
Данная программа по пропаганде правил безопасного движения детей на дороге – это программа работы на перспективу. Чем раньше научить детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц. Эту программу можно использовать для дошкольников начиная с 3-х лет.
Учитывая то, что в дошкольном возрасте восприимчивость к знаниям высока, а навыки легко вырабатываются и становятся устойчивыми, посредством развития и обогащения жизненного опыта детей можно достичь значительных результатов в овладении детьми основных понятий, умений и навыков, которые в дальнейшем будут способствовать повышению уровня культуры их поведения на улицах города.
Цель:
Формировать у детей правила поведения на улице и познакомить с мерами безопасности на проезжей части и вблизи неё.
Задачи:
Образовательные:
Формировать у детей основы безопасного поведения на дороге, на улице, в транспорте
Продолжать знакомить с правилами дорожного движения
Дать представление о работе сотрудников ДПС.
Воспитательные:
Воспитывать у детей здоровое чувство повышенной опасности
Формировать понимание необходимости соблюдения правил безопасного поведения.
Развивающие:
Формировать у детей представление об окружающем пространстве и развивать ориентировку в нем
Развивать внимание и наблюдательность
Развивать ответственность за порученное дело.
Отличительной особенностью данной программы является многостороннее изучение Правил Дорожного движения и правил безопасного поведения на улице детьми старшего и подготовительного к школе дошкольного возраста.
Программа рассчитана на 4 года и предназначена для детей второй младшей, средней, старшей и подготовительной группы.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, во вторую половину дня, 4 раза в месяц, 30 часов в год.
В основе программы «Академия дорожных наук» лежит программа Т.И.Даниловой «Светофор».
Программа реализуется посредствам:
- занятия (познавательные, художественно-творческие: конструирование, рисование, аппликация, ручной труд),
- решение проблемных ситуаций,
- тематические беседы,
- чтение художественной литературы,
- наблюдения,
- целевые прогулки,
- экскурсии,
- досуги и развлечения с привлечением родителей,
- встречи с инспектором ГИБДД,
- игры, викторины и КВНы по ПДД.
Ожидаемый результат:
К окончанию занятий ребенок должен:
- знать алгоритм перехода дороги «остановись – посмотри - перейди».
- иметь представление о видах транспорта (воздушный, наземный, водный).
- различать на дороге транспортные средства (пассажирские, грузовые, специальные, оперативные).
- уметь выбрать способ перехода проезжей части дороги, различать пешеходные переходы (наземный, надземный, подземный, регулируемый, нерегулируемый) и средства регулирования дорожного движения (светофор, регулировщик), а также дорожные знаки.
- знать правила перехода проезжей части (три фиксации головы – в сторону движущегося транспорта, в противоположную и опять в сторону транспорта) по регулируемому и нерегулируемому пешеходным переходам.
Тематическое планирование 1-го года обучения
(2-я младшая группа)
Продолжительность занятий 15 минут,1 час в неделю, 4 часа в месяц, 30 часов в год.
№ занятия | Тема | Кол-во часов |
1 | Наш город и его транспорт. | 1 |
2 | Легковой транспорт | 1 |
3 | Пассажирский транспорт. | 1 |
4 | Грузовой транспорт. | 1 |
5 | Движение транспорта по улице (экскурсия) | 1 |
6 | Пешеходный переход. | 1 |
7 | Дорожные знаки – наши друзья. | 1 |
8 | Азбука дорог | 2 |
9 | Светофор | 1 |
10 | Три чудесных цвета | 4 |
11 | Наша улица | 2 |
12 | Где ты живешь? | 1 |
13 | Все работы хороши-выбирай на вкус. (профессия водитель) | 1 |
14 | Осторожно, зимняя дорога. | 1 |
15 | Знакомство с дорогой. | 1 |
16 | Маленький велосипедист | 1 |
17 | Запрещающие знаки для пешеходов | 1 |
18 | Разрешающие знаки для пешеходов | 1 |
19 | Мы пассажиры | 1 |
20 | Мы по улице идём | 1 |
21 | Правила пешеходов. | 2 |
22 | Влиятельная палочка | 1 |
23 | Автогородок | 2 |
Всего часов: 30 |
Тематическое планирование 2-го года обучения
(Средняя группа)
Продолжительность занятий 20-25 минут,1 час в неделю, 4 часа в месяц, 30 часов в год.
№ занятия | Тема | Кол-во часов |
1 | Наш город и его транспорт. | 1 |
2 | Специальный транспорт. | 1 |
3 | Пассажирский транспорт. | 1 |
4 | Грузовой транспорт. | 1 |
5 | Движение транспорта по улице (экскурсия) | 1 |
6 | Юные пешеходы. | 1 |
7 | Дорожные знаки – наши друзья. | 1 |
8 | Азбука дорог. | 2 |
9 | Молчаливые помощники на дороге. | 1 |
10 | В стране светофории. | 4 |
11 | Три чудесных цвета | 2 |
12 | Где ты живешь? | 1 |
13 | Профессия – водитель. | 1 |
14 | Осторожно, зимняя дорога. | 1 |
15 | Знакомство с дорогой. | 1 |
16 | Станция технического обслуживания. | 1 |
17 | Маленький велосипедист. | 1 |
18 | Запрещающие знаки для пешеходов. | 1 |
19 | Разрешающие знаки для пешеходов. | 1 |
20 | Предупреждающие знаки для пешеходов. | 1 |
21 | Моя улица | 2 |
22 | Влиятельная палочка | 1 |
23 | Автогородок | 2 |
Всего часов: 30 |
Программное содержание
Первый год обучения (2-я младшая группа)
- Наш город и его транспорт:
- Понятия «Транспорт», «Пешеход»
- Пассажирский транспорт
- Понятие «Пассажирский транспорт»
- Виды пассажирского транспорта: назначение
- Правила поведения в пассажирском транспорте
- Грузовой транспорт
- Понятие «Грузовой транспорт»
- Виды грузового транспорта: назначение
- Легковой транспорт:
- Понятие « легковой транспорт»
- виды легкового транспорта
- Правила поведения в легковом транспорте
- Движение транспорта на дороге
- Правила поведения на дороге
- Правила поведения на остановочном пункте
- Виды транспорта
- Сходства
- Различия
- Юные пешеходы
- Понятие «Улица», «Дорога»
- Понятие «Пешеход»
- Правила перехода улицы
- Знаки перехода: разрешающие, запрещающие, подземный переход, наземный переход, надземный переход
- Светофор для пешеходов: количество сигналов, цвета сигналов
- Дорожные знаки – наши друзья.
- Понятие «Дорожный знак»
- Значение
- Виды дорожных знаков: для водителей, пешеходов
- Азбука дорог
- Правила поведения группы детей при движении в колонне
- Понятие «колонна»
- Виды транспорта
- Понятие «перекресток»
- Светофор
- Понятие «Светофор»
- Виды светофоров: пешеходный, автомобильный
- Назначение
- Использование
- Три чудесных цвета
- Форма светофора
- Цвета светофора
- Значение цветов
- Где ты живешь?
- Адрес ребенка
- Домашний телефон
- Ориентиры дома
- Маршрут от сада до дома
- Все работы хороши – выбирай на вкус.
- Понятие «Профессия-водитель»
- Личные качества водителя
- Польза профессии
- Водители различного транспорта
- Знакомство с дорогой
- Понятие «дорога»
- Движение на дороге: двустороннее, одностороннее
- Разметка на дороге: виды, значение
- Осторожно, зимняя дорога!
- Снегоуборочная машина: понятие, цель работы.
- Особенности передвижения машин по зимней дороге: снежные заносы, гололедица
- Особенности передвижения пешеходов по заснеженному тротуару: не подбегать к дороге, идти ближе к домам
- Маленький велосипедист
- Правила передвижения на велосипеде: на улице, во дворе
- Основные части велосипеда
- Запрещающие знаки для пешеходов
- Понятие «Запрещающие знаки для пешеходов»: функции, виды
- Разрешающие знаки для пешеходов
- Понятие «Разрешающие знаки»: функции, виды
- Предупреждающие знаки для пешеходов
- Понятие «Предупреждающие знаки»: функции, виды
- Мы пассажира:
- Знакомство с правилами пассажиров в общественном транспорте
- Моя улица
- Понятия «улица», «транспорт», «перекресток», «светофор»
- Правила перехода улицы
- Правила поведения в транспорте
- Влиятельная палочка
- Понятие ГИБДД
- Понятие «сотрудник ГИБДД»
- Понятие «регулировщик»
- Сигналы регулировщика – что обозначают
- Соответствие сигналов регулировщика сигналам светофора
- Автогородок
- Применение практических знаний в автогородке.
- Итоговое занятие
Программное содержание
Второй год обучения (средняя группа)
- Наш город и его транспорт:
- Понятия «Транспорт», «Пешеход»
- История развития города
- История развития транспортного движения
- История развития пешеходного движения
- Специальный транспорт:
- Понятие «Специальный транспорт»
- Виды специального транспорта: назначение
- Способ передвижения
- Места передвижения
- Знаки, разрешающие и запрещающие движение специального транспорта
- Пассажирский транспорт
- Понятие «Пассажирский транспорт»
- Виды пассажирского транспорта: назначение
- Способ передвижения
- Правила поведения в пассажирском транспорте
- Грузовой транспорт
- Понятие «Грузовой транспорт»
- Виды грузового транспорта: назначение
- Способ передвижения
- Опасность грузового транспорта на дороге
- Движение транспорта на дороге
- Правила поведения на дороге
- Правила поведения на остановочном пункте
- Знак «Остановочный пункт»
- Виды транспорта
- Сходства
- Различия
- Юные пешеходы
- Понятие «Улица», «Дорога»
- Понятие «Пешеход»
- Правила перехода улицы
- Знаки перехода: разрешающие, запрещающие, подземный переход, наземный переход, надземный переход
- Светофор для пешеходов: количество сигналов, цвета сигналов
- Дорожные знаки – наши друзья.
- Понятие «Дорожный знак»
- Значение
- Виды дорожных знаков: для водителей, пешеходов
- Классификация: разрешающие, запрещающие, предупреждающие
- Азбука дорог
- Правила поведения группы детей при движении в колонне
- Понятие «колонна»
- Виды транспорта
- Понятие «перекресток»
- Понятие «одностороннее движение», «двустороннее движение»
- Виды разметки: сплошная, прерывистая
- Значение разметки: можно пересекать или нет
- Молчаливые помощники на дороге
- Понятие «Дорожный знак»
- Знаки дорожного движения: «кирпич», разрешающий и запрещающий пешеходный переход, регулируемый пешеходный переход, велосипедная дорожка, остановка пассажирского транспорта
- Форма, цвет, значение знаков
- В стране «Светофории»
- Понятие «Светофор»
- Виды светофоров: пешеходный, автомобильный
- Назначение
- Использование
- Три чудесных цвета
- Форма светофора
- Цвета светофора
- Значение цветов
- Где ты живешь?
- Адрес ребенка
- Домашний телефон
- Ориентиры дома
- Маршрут от сада до дома
- Профессия – водитель
- Понятие «Профессия-водитель»
- Личные качества водителя
- Польза профессии
- Водители различного транспорта
- Знакомство с дорогой
- Понятие «дорога»
- Движение на дороге: двустороннее, одностороннее
- Разметка на дороге: виды, значение
- Осторожно, зимняя дорога!
- Снегоуборочная машина: понятие, цель работы.
- Особенности передвижения машин по зимней дороге: снежные заносы, гололедица
- Особенности передвижения пешеходов по заснеженному тротуару: не подбегать к дороге, идти ближе к домам
- Станция технического обслуживания машин
- Понятие «Станция технического обслуживания»
- Знак дорожного движения «Сервис»
- Назначение Станции Технического обслуживания
- Составные части машин
- Топливо для машин
- Маленький велосипедист
- Правила передвижения на велосипеде: на улице, во дворе
- Основные части велосипеда
- Запрещающие знаки для пешеходов
- Понятие «Запрещающие знаки для пешеходов»: функции, виды
- Разрешающие знаки для пешеходов
- Понятие «Разрешающие знаки»: функции, виды
- Предупреждающие знаки для пешеходов
- Понятие «Предупреждающие знаки»: функции, виды
- Моя улица
- Понятия «улица», «транспорт», «перекресток», «светофор»
- Правила перехода улицы
- Правила поведения в транспорте
- Влиятельная палочка
- Понятие ГИБДД
- Понятие «сотрудник ГИБДД»
- Понятие «регулировщик»
- Сигналы регулировщика – что обозначают
- Соответствие сигналов регулировщика сигналам светофора
- Автогородок
- Применение практических знаний в автогородке.
Тематическое планирование 3-го и 4-го года обучения (старшая и подготовительная группы)
Продолжительность занятий 20-25 минут,1 час в неделю, 4 часа в месяц, 30 часов в год.
№ занятия | Тема | Кол-во часов |
Наша улица. | 1 | |
Путешествие Колобка по улице | 4 | |
Дом отдыха для машин | 1 | |
Места отдыха горожан | 1 | |
Азбука дорожных знаков | 1 | |
Знаки дорожного движения для водителей | 3 | |
Давай перейдем дорогу! | 2 | |
Мы за городом | 2 | |
Световые и звуковые сигналы автомобиля | 1 | |
Юные инспекторы ГИБДД | 1 | |
Такие разные огни! | 1 | |
Двухколесный друг | 1 | |
Мир вокруг меня | 1 | |
Зимняя дорога – это опасно | 1 | |
Остановка пассажирского транспорта | 1 | |
Игры во дворе | 1 | |
Улицы моего города | 2 | |
Не теряйся! | 1 | |
Жезл регулировщика. | 1 | |
Автогородок | 3 | |
Всего занятий: 30 |
Программное содержание
Третий (четвёртый) год обучения (старшая и подготовительная к школе группы)
- Наша улица
- Понятие «улица»
- Понятие «профессия строитель»
- Понятие «строительная техника»
- Виды строительной техники
- Путешествие Колобка по улице
- Понятие «дорога», «островок безопасности»
- Назначение островка безопасности
- Сходства и отличия между дорогой и улицей
- Дом отдыха для машин
- Виды транспорта в городе
- Понятия «гараж», «депо», «автопарк», «парковка», «стоянка»
- Места отдыха горожан
- Понятие «площадь», «парк», «сквер»: функциональное назначение
- Азбука дорожных знаков
- Виды дорожных знаков: запрещающие, разрешающие, предупреждающие, предписывающие
- Форма, цвет знаков
- Назначение
- Знаки дорожного движения для водителей
- Понятие
- Для кого существуют
- Назначение
- Места расположения
- Давай перейдем дорогу!
- Понятие «дорога», «перекресток», «пешеходный переход»
- Алгоритм перехода: посмотреть налево, направо, затем опять налево
- Мы за городом
- Понятие «загородная дорога»
- Знаки дорожного движения: дикие животные, неровность, повороты, место отдыха, автосервис
- Дорога и улица, сходства и отличия
- «Нельзя» на дороге
- Световые и звуковые сигналы автомобиля
- Основные составные части автомобиля: руль, колеса, кабина, капот, багажник
- Топливо для машины
- Свет в машине: фары, фонари
- Звуковые сигналы: специальных машин и простых
- Световые сигналы: специальных машин и простых
- Юные инспекторы ГИБДД
- Работа регулировщика
- Сигналы регулировщика
- Сигналы светофора
- Соответствие сигналов регулировщика сигналам светофора
- Такие разные огни!
- История светофора
- Виды светофора: пешеходный, автомобильный
- Семафор – железнодорожный светофор
- Двухколесный друг
- История создания
- Средства передвижения
- Безопасность велосипедиста
- Части велосипеда
- Дорожные знаки для велосипедистов
- Мир вокруг меня
- Улица, на которой находится мой дом
- Ориентиры дома: остановка, магазин, парковка, перекресток
- Маршрут от дома до садика
- Зимняя дорога – это опасно.
- Особенности передвижения машин в зимнее время
- Особенности передвижения пешеходов в зимнее время
- Уборка снега на дорогах
- Остановка пассажирского транспорта
- Правила поведения на остановке
- Правила поведения на улице
- Виды транспорта
- Правила поведения в транспорте
- Игры во дворе
- Безопасное место для игр
- Опасность игры под аркой
- Опасность от незнакомых людей
- Улицы моего города
- Движение на улице: одностороннее, двухстороннее
- Транспорт на улице
- Светофор, перекресток
- Звуки улицы
- Не теряйся!
- К кому обратиться, если ты потерялся на улице
- Телефоны экстренных служб
- Жезл регулировщика
- Понятие «Жезл»
- Назначение жезла
- Изготовление жезла
- Автогородок
- Практические занятия в Автогородке
Методическое обеспечение программы
Игры:
- Воробышки и автомобиль.
- Цветные автомобили.
- Внимание, дорога!
- Дорожные знаки.
- Азбука пешехода.
- Веселые перекрестки
- Пешеходное лото
- Основы безопасности на дороге
- Основы безопасности во дворе и на улице
- Домино «Знаки дорожного движения»
Демонстрационный материал:
- Транспорт: наземный, воздушный, водный
- Специальные машины.
- Пассажирский транспорт.
- Комплект открыток «Красный, желтый, зеленый»
- Картинки по ситуациям
- Комплект дорожных знаков
- Рабочая тетрадь «Безопасность»
Литература
Основная
- «Три сигнала светофора». Т.Ф.Саулина.М.:Мозаика-Синтез, 2008
- «Безопасность».Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина, СПб.:Детство-пресс, 2007
- «Программа «Светофор»».Т.И.Данилова.СПб.:Детство-пресс, 2009
- Методическая работа в ДОУ. Правила дорожного движения. Система обучения дошкольников. Т.Г.Кобзева, И.А.Холодова, Г.С.Александрова.Волгоград:Учитель, 2010
Дополнительная
- Теоретическая
- «Изучаем дорожную азбуку». Перспективное планирование. Занятия. Досуг. М.:Скрипторий 2003, 2005
- «Ребенок на улице». Цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения. Л.А.Вдовиченко. СПб.: Детство-пресс, 2008
- «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста». План занятий. Сост.Н.А.Извекова.М.: ТЦ Сфера, 2007
- «Как научить детей ПДД?» Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры. Т.П.Гарнышева. СПб.: Детство-пресс, 2010
- «Правила дорожного движения дошкольникам» Перспективное планирование. С.Н.Черепанова. М.: Скрипторий 2003, 2009
- «Основы безопасного поведения дошкольников». Занятия. Планирование. Рекомендации. Сост. О.В.Чермашенцева. Волгоград: Учитель, 2008
- «Новые правила дорожного движения РФ с изменениями от 22.05.09» под ред. А.Хлынов.М.: Эксмо, 2009
- «Правила дорожные знать каждому положено». Сценарии игр и праздников. М.С.Коган Новосибирск: Сибирское Университетское издательство, 2008
- Художественная
- «Как же ты вырос, малыш!» Р.П.Бабина – М.: Российское педагогическое агенство, 1995.
- «Школа пешехода» М.Кривич, О.Ольгин – М.: Эксмо, 1989.
- «Правила дорожного движения» Н.А.Извекова – М.: Просвещение, 1980.
- «Для чего нужны машины» ред. И.Краснобаева – М.: ТОО Фирма «ЛИНГ», 2000
- «Дорожные знаки для маленьких пешеходов» Г.П.Шалаева – М.: Эксмо, 2007
- «Уроки светофорика» Р.П.Бабина – М.: Российское педагогическое агенство, 1997
- «Правила дорожного движения для малышей с наклейками» С.М.Толстой, Е.В.Чижова – М.: ООО «Атберг», 2008
Игрушки – атрибуты
- Руль
- Пилотка милиционера
- Макет светофора
- Макет перекрестка
- Макеты жилых зданий
- Жезл регулировщика
- Машины - игрушки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа, программа кружка "Волшебный пластилин"
Предлагаемая программа по лепке из пластилина и программа кружка «Волшебный пластилин» рассчитана на один год. Занятия проводятся 2 раза в неделю, 1-е занятие - днем, в соответствии с Прог...
ПРОГРАММА КРУЖКА «РАСТИШКА» (адаптированная) для детей дошкольного возраста (4 – 7 лет) Руководитель кружка: Романчук Наталья Анатольевна воспитатель первой квалификационной категории МДОУ д/с № 5 «Брусничка»
Пояснительная записка. Изменение содержания обучения в школе значительно повысило требования к уровню математических представлений выпускников детского сада. Понятия натурального числа, геоме...
Программа кружка по разделу программ "Обучение грамоте"
Программа кружка в подготовительной группе по разделу программ "Обучение грамоте"....
Дополнительная образовательная программа кружка по художественно-творческому развитию детей «Волшебство своими руками» Программа рассчитана на детей: 4-6 лет
Пояснительная записка Работа по художественному творчеству имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и э...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по тестопластике «Мукосолька» (разработана на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей Лыковой И. А.) для детей 4 - 6 лет Срок реализации - 2 года
Описаны цели, задачи кружковой работы с детьми средней и старшей групп, а также перспективный план работы на два учебных года....
"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет
Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...