Программа кружка по ПДД
учебно-методический материал по обж на тему

Архипова Людмила Николаевна

Пояснительная записка

 

Мы живём в городе, где из года в год стремительно растёт число транспорта, поэтому важно как можно раньше научить детей правилам поведения на улицах и дороге. Знакомить с азбукой дорожного движения надо ещё до школы, когда ребёнок начинает осваивать окружающий мир, способен легко запомнить то, что говорят и показывают взрослые. Именно в этом возрасте дети должны получить первые сведения о правилах дорожного движения. Обучение безопасному поведению  на дороге в настоящее время необходимо начинать практически с того момента как ребёнок делает первые шаги.

Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы всё более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми. Поэтому данная программа разработана для того, чтобы дети успешно освоили правила дорожного движения, узнали историю возникновения правил дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях и на практике применяли свои знания. Работая над программой учитывалась региональная специфика, изучались рекомендации работников ГИБДД, возрастные особенности и интересы детей.

Данная программа по пропаганде правил безопасного движения детей на дороге – это программа работы на перспективу. Чем раньше научить детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц. Эту программу можно использовать  для дошкольников начиная с 3-х лет.

Учитывая то, что в дошкольном возрасте восприимчивость к знаниям высока, а навыки легко вырабатываются и становятся устойчивыми, посредством развития и обогащения жизненного опыта детей можно достичь значительных результатов в овладении детьми основных понятий, умений и навыков, которые в дальнейшем будут способствовать повышению уровня культуры их поведения на улицах города.

Цель:

Формировать у детей правила поведения на улице и познакомить с мерами безопасности на проезжей части и вблизи неё.

 

Задачи:

Образовательные:

Формировать у детей основы безопасного поведения на дороге, на улице, в транспорте

Продолжать знакомить с правилами дорожного движения

Дать представление о работе сотрудников ДПС.

 

Воспитательные:

Воспитывать у детей здоровое чувство повышенной опасности

Формировать понимание необходимости соблюдения правил безопасного поведения.

 

Развивающие:

Формировать у детей представление об окружающем пространстве и развивать ориентировку в нем

Развивать внимание и наблюдательность

Развивать ответственность за порученное дело.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа кружка по ПДД133.76 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

МАДОУ  д/сад № 76

ПРОГРАММА

ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРАВИЛАМИ  ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

«АКАДЕМИЯ ДОРОЖНЫХ НАУК»

Воспитатель: Архипова Л.Н.

Консультация для родителей. - ДОУ-59

г. Калининград

Пояснительная записка

Мы живём в городе, где из года в год стремительно растёт число транспорта, поэтому важно как можно раньше научить детей правилам поведения на улицах и дороге. Знакомить с азбукой дорожного движения надо ещё до школы, когда ребёнок начинает осваивать окружающий мир, способен легко запомнить то, что говорят и показывают взрослые. Именно в этом возрасте дети должны получить первые сведения о правилах дорожного движения. Обучение безопасному поведению  на дороге в настоящее время необходимо начинать практически с того момента как ребёнок делает первые шаги.

Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы всё более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми. Поэтому данная программа разработана для того, чтобы дети успешно освоили правила дорожного движения, узнали историю возникновения правил дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях и на практике применяли свои знания. Работая над программой учитывалась региональная специфика, изучались рекомендации работников ГИБДД, возрастные особенности и интересы детей.

Данная программа по пропаганде правил безопасного движения детей на дороге – это программа работы на перспективу. Чем раньше научить детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц. Эту программу можно использовать  для дошкольников начиная с 3-х лет.

Учитывая то, что в дошкольном возрасте восприимчивость к знаниям высока, а навыки легко вырабатываются и становятся устойчивыми, посредством развития и обогащения жизненного опыта детей можно достичь значительных результатов в овладении детьми основных понятий, умений и навыков, которые в дальнейшем будут способствовать повышению уровня культуры их поведения на улицах города.

Цель:

Формировать у детей правила поведения на улице и познакомить с мерами безопасности на проезжей части и вблизи неё.

Задачи:

Образовательные:

Формировать у детей основы безопасного поведения на дороге, на улице, в транспорте

Продолжать знакомить с правилами дорожного движения

Дать представление о работе сотрудников ДПС.

Воспитательные:

Воспитывать у детей здоровое чувство повышенной опасности

Формировать понимание необходимости соблюдения правил безопасного поведения.

Развивающие:

Формировать у детей представление об окружающем пространстве и развивать ориентировку в нем

Развивать внимание и наблюдательность

Развивать ответственность за порученное дело.

     Отличительной особенностью данной программы является многостороннее изучение  Правил Дорожного движения  и правил безопасного поведения на улице детьми старшего и подготовительного к школе дошкольного возраста.

Программа рассчитана на 4 года и предназначена для детей второй младшей, средней, старшей и подготовительной группы.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, во вторую половину дня, 4 раза в месяц, 30 часов в год.

В основе программы «Академия дорожных наук» лежит программа Т.И.Даниловой «Светофор».

Программа реализуется посредствам:

  • занятия (познавательные, художественно-творческие: конструирование, рисование, аппликация, ручной труд),
  • решение проблемных ситуаций,
  • тематические беседы,
  • чтение художественной литературы,
  • наблюдения,
  • целевые прогулки,
  • экскурсии,  
  • досуги и развлечения с привлечением родителей,
  • встречи с инспектором ГИБДД,
  • игры, викторины и КВНы по ПДД.

Ожидаемый результат:

     К окончанию занятий ребенок должен:

  • знать алгоритм перехода дороги «остановись – посмотри - перейди».
  • иметь представление о видах транспорта (воздушный, наземный, водный).
  • различать на дороге транспортные средства (пассажирские, грузовые, специальные, оперативные).
  • уметь выбрать способ перехода проезжей части дороги, различать пешеходные переходы (наземный, надземный, подземный, регулируемый, нерегулируемый) и средства регулирования дорожного движения (светофор, регулировщик), а также дорожные знаки.
  • знать правила перехода проезжей части (три фиксации головы – в сторону движущегося транспорта, в противоположную и опять в сторону транспорта) по регулируемому и нерегулируемому пешеходным переходам.

Тематическое планирование 1-го года обучения

(2-я младшая группа)

     Продолжительность занятий 15 минут,1 час в неделю, 4 часа в месяц, 30 часов в год.

№ занятия

Тема

Кол-во часов

1

Наш город и его транспорт.

1

2

Легковой транспорт

1

3

Пассажирский транспорт.

1

4

Грузовой транспорт.

1

5

Движение транспорта по улице (экскурсия)

1

6

Пешеходный переход.

1

7

Дорожные знаки – наши друзья.

1

8

Азбука дорог

2

9

 Светофор

1

10

Три чудесных цвета

4

11

 Наша улица

2

12

Где ты живешь?

1

13

Все работы хороши-выбирай на вкус. (профессия водитель)

1

14

Осторожно, зимняя дорога.

1

15

Знакомство с дорогой.

1

16

Маленький велосипедист

1

17

Запрещающие знаки для пешеходов

1

18

Разрешающие знаки для пешеходов

1

19

Мы пассажиры

1

20

 Мы по улице идём

1

21

 Правила пешеходов.

2

22

Влиятельная палочка

1

23

Автогородок

2

 Всего часов:  30

Тематическое планирование 2-го года обучения

(Средняя группа)

     Продолжительность занятий 20-25 минут,1 час в неделю, 4 часа в месяц, 30 часов в год.

№ занятия

Тема

Кол-во часов

1

Наш город и его транспорт.

1

2

Специальный транспорт.

1

3

Пассажирский транспорт.

1

4

Грузовой транспорт.

1

5

Движение транспорта по улице (экскурсия)

1

6

Юные пешеходы.

1

7

Дорожные знаки – наши друзья.

1

8

Азбука дорог.

2

9

Молчаливые помощники на дороге.

1

10

В стране светофории.

4

11

Три чудесных цвета

2

12

Где ты живешь?

1

13

Профессия – водитель.

1

14

Осторожно, зимняя дорога.

1

15

Знакомство с дорогой.

1

16

Станция технического обслуживания.

1

17

Маленький велосипедист.

1

18

Запрещающие знаки для пешеходов.

1

19

Разрешающие знаки для пешеходов.

1

20

Предупреждающие знаки для пешеходов.

1

21

Моя улица

2

22

Влиятельная палочка

1

23

Автогородок

2

 Всего часов: 30

Программное содержание

Первый  год обучения (2-я младшая группа)

  1. Наш город и его транспорт:
  • Понятия «Транспорт», «Пешеход»
  1. Пассажирский транспорт
  • Понятие «Пассажирский транспорт»
  • Виды пассажирского транспорта: назначение
  • Правила поведения в пассажирском транспорте
  1. Грузовой транспорт
  • Понятие «Грузовой транспорт»
  • Виды грузового транспорта: назначение
  1. Легковой транспорт:

- Понятие « легковой транспорт»

- виды легкового транспорта

- Правила поведения в легковом транспорте

  1. Движение транспорта на дороге
  • Правила поведения на дороге
  • Правила поведения на остановочном пункте
  • Виды транспорта
  • Сходства
  • Различия
  1. Юные пешеходы
  • Понятие «Улица», «Дорога»
  • Понятие «Пешеход»
  • Правила перехода улицы
  • Знаки перехода: разрешающие, запрещающие, подземный переход, наземный переход, надземный переход
  • Светофор для пешеходов: количество сигналов, цвета сигналов
  1. Дорожные знаки – наши друзья.
  • Понятие «Дорожный знак»
  • Значение
  • Виды дорожных знаков: для водителей, пешеходов

  1. Азбука дорог
  • Правила поведения группы детей при движении в колонне
  • Понятие «колонна»
  • Виды транспорта
  • Понятие «перекресток»

  1. Светофор
  • Понятие «Светофор»
  • Виды светофоров: пешеходный, автомобильный
  • Назначение
  • Использование
  1. Три чудесных цвета
  • Форма светофора
  • Цвета светофора
  • Значение цветов
  1. Где ты живешь?
  • Адрес ребенка
  • Домашний телефон
  • Ориентиры дома
  • Маршрут от сада до дома
  1. Все работы хороши – выбирай на вкус.
  • Понятие «Профессия-водитель»
  • Личные качества водителя
  • Польза профессии
  • Водители различного транспорта
  1. Знакомство с дорогой
  • Понятие «дорога»
  • Движение на дороге: двустороннее, одностороннее
  • Разметка на дороге: виды, значение
  1. Осторожно, зимняя дорога!
  • Снегоуборочная машина: понятие, цель работы.
  • Особенности передвижения машин по зимней дороге: снежные заносы, гололедица
  • Особенности передвижения пешеходов по заснеженному тротуару: не подбегать к дороге, идти ближе к домам
  1. Маленький велосипедист
  • Правила передвижения на велосипеде: на улице, во дворе
  • Основные части велосипеда
  1. Запрещающие знаки для пешеходов
  • Понятие «Запрещающие знаки для пешеходов»: функции, виды
  1. Разрешающие знаки  для пешеходов
  • Понятие «Разрешающие знаки»: функции, виды
  1. Предупреждающие  знаки для пешеходов
  • Понятие «Предупреждающие знаки»: функции, виды
  1. Мы пассажира:

- Знакомство с правилами  пассажиров в общественном транспорте

  1. Моя улица
  • Понятия «улица», «транспорт», «перекресток», «светофор»
  • Правила перехода улицы
  • Правила поведения в транспорте
  1. Влиятельная палочка
  • Понятие ГИБДД
  • Понятие «сотрудник ГИБДД»
  • Понятие «регулировщик»
  • Сигналы регулировщика – что обозначают
  • Соответствие сигналов регулировщика сигналам светофора
  1. Автогородок
  • Применение практических знаний в автогородке.
  1. Итоговое занятие

Программное содержание

Второй  год обучения (средняя группа)

  1. Наш город и его транспорт:
  • Понятия «Транспорт», «Пешеход»
  • История развития города
  • История развития транспортного движения
  • История развития пешеходного движения
  1. Специальный транспорт:
  • Понятие «Специальный транспорт»
  • Виды специального транспорта: назначение
  • Способ передвижения
  • Места передвижения
  • Знаки, разрешающие и запрещающие движение специального транспорта
  1. Пассажирский транспорт
  • Понятие «Пассажирский транспорт»
  • Виды пассажирского транспорта: назначение
  • Способ передвижения
  • Правила поведения в пассажирском транспорте
  1. Грузовой транспорт
  • Понятие «Грузовой транспорт»
  • Виды грузового транспорта: назначение
  • Способ передвижения
  • Опасность грузового транспорта на дороге
  1. Движение транспорта на дороге
  • Правила поведения на дороге
  • Правила поведения на остановочном пункте
  • Знак «Остановочный пункт»
  • Виды транспорта
  • Сходства
  • Различия
  1. Юные пешеходы
  • Понятие «Улица», «Дорога»
  • Понятие «Пешеход»
  • Правила перехода улицы
  • Знаки перехода: разрешающие, запрещающие, подземный переход, наземный переход, надземный переход
  • Светофор для пешеходов: количество сигналов, цвета сигналов
  1. Дорожные знаки – наши друзья.
  • Понятие «Дорожный знак»
  • Значение
  • Виды дорожных знаков: для водителей, пешеходов
  • Классификация: разрешающие, запрещающие, предупреждающие
  1. Азбука дорог
  • Правила поведения группы детей при движении в колонне
  • Понятие «колонна»
  • Виды транспорта
  • Понятие «перекресток»
  • Понятие «одностороннее движение», «двустороннее движение»
  • Виды разметки: сплошная, прерывистая
  • Значение разметки: можно пересекать или нет
  1. Молчаливые помощники на дороге
  • Понятие «Дорожный знак»
  • Знаки дорожного движения: «кирпич», разрешающий и запрещающий пешеходный переход, регулируемый пешеходный переход, велосипедная дорожка, остановка пассажирского транспорта
  • Форма, цвет, значение знаков
  1. В стране «Светофории»
  • Понятие «Светофор»
  • Виды светофоров: пешеходный, автомобильный
  • Назначение
  • Использование
  1. Три чудесных цвета
  • Форма светофора
  • Цвета светофора
  • Значение цветов
  1. Где ты живешь?
  • Адрес ребенка
  • Домашний телефон
  • Ориентиры дома
  • Маршрут от сада до дома
  1. Профессия – водитель
  • Понятие «Профессия-водитель»
  • Личные качества водителя
  • Польза профессии
  • Водители различного транспорта
  1. Знакомство с дорогой
  • Понятие «дорога»
  • Движение на дороге: двустороннее, одностороннее
  • Разметка на дороге: виды, значение
  1. Осторожно, зимняя дорога!
  • Снегоуборочная машина: понятие, цель работы.
  • Особенности передвижения машин по зимней дороге: снежные заносы, гололедица
  • Особенности передвижения пешеходов по заснеженному тротуару: не подбегать к дороге, идти ближе к домам
  1. Станция технического обслуживания машин
  • Понятие «Станция технического обслуживания»
  • Знак дорожного движения «Сервис»
  • Назначение Станции Технического обслуживания
  • Составные части машин
  • Топливо для машин
  1. Маленький велосипедист
  • Правила передвижения на велосипеде: на улице, во дворе
  • Основные части велосипеда
  1. Запрещающие знаки для пешеходов
  • Понятие «Запрещающие знаки для пешеходов»: функции, виды
  1. Разрешающие знаки  для пешеходов
  • Понятие «Разрешающие знаки»: функции, виды
  1. Предупреждающие  знаки для пешеходов
  • Понятие «Предупреждающие знаки»: функции, виды
  1. Моя улица
  • Понятия «улица», «транспорт», «перекресток», «светофор»
  • Правила перехода улицы
  • Правила поведения в транспорте
  1. Влиятельная палочка
  • Понятие ГИБДД
  • Понятие «сотрудник ГИБДД»
  • Понятие «регулировщик»
  • Сигналы регулировщика – что обозначают
  • Соответствие сигналов регулировщика сигналам светофора
  1. Автогородок
  • Применение практических знаний в автогородке.

Тематическое планирование 3-го и 4-го года обучения (старшая и подготовительная группы)

 Продолжительность занятий 20-25 минут,1 час в неделю, 4 часа в месяц, 30 часов в год.

№ занятия

Тема

Кол-во часов

Наша улица.

1

Путешествие Колобка по улице

4

Дом отдыха для машин

1

Места отдыха горожан

1

Азбука дорожных знаков

1

Знаки дорожного движения для водителей

3

Давай перейдем дорогу!

2

Мы за городом

2

Световые и звуковые сигналы автомобиля

1

Юные инспекторы ГИБДД

1

Такие разные огни!

1

Двухколесный друг

1

Мир вокруг меня

1

Зимняя дорога – это опасно

1

Остановка пассажирского транспорта

1

Игры во дворе

1

Улицы моего города

2

Не теряйся!

1

Жезл регулировщика.

1

Автогородок

3

                                                                                                                     Всего занятий: 30

Программное содержание

Третий (четвёртый) год обучения (старшая и подготовительная к школе группы)

  1. Наша улица
  • Понятие «улица»
  • Понятие «профессия строитель»
  • Понятие «строительная техника»
  • Виды строительной техники
  1. Путешествие Колобка по улице
  • Понятие «дорога», «островок безопасности»
  • Назначение островка безопасности
  • Сходства и отличия между дорогой и улицей
  1. Дом отдыха для машин
  • Виды транспорта в городе
  • Понятия «гараж», «депо», «автопарк», «парковка», «стоянка»
  1. Места отдыха горожан
  • Понятие «площадь», «парк», «сквер»: функциональное назначение
  1. Азбука дорожных знаков
  • Виды дорожных знаков: запрещающие, разрешающие, предупреждающие, предписывающие
  • Форма, цвет знаков
  • Назначение
  1. Знаки дорожного движения для водителей
  • Понятие
  • Для кого существуют
  • Назначение
  • Места расположения
  1. Давай перейдем дорогу!
  • Понятие «дорога», «перекресток», «пешеходный переход»
  • Алгоритм перехода: посмотреть налево, направо, затем опять налево
  1. Мы за городом
  • Понятие «загородная дорога»
  • Знаки дорожного движения: дикие животные, неровность, повороты, место отдыха, автосервис
  • Дорога и улица, сходства и отличия
  • «Нельзя» на дороге
  1. Световые и звуковые сигналы автомобиля
  • Основные составные части автомобиля: руль, колеса, кабина, капот, багажник
  • Топливо для машины
  • Свет в машине: фары, фонари
  • Звуковые сигналы: специальных машин и простых
  • Световые сигналы: специальных машин и простых
  1. Юные инспекторы ГИБДД
  • Работа регулировщика
  • Сигналы регулировщика
  • Сигналы светофора
  • Соответствие сигналов регулировщика сигналам светофора
  1. Такие разные огни!
  • История светофора
  • Виды светофора: пешеходный, автомобильный
  • Семафор – железнодорожный светофор
  1. Двухколесный друг
  • История создания
  • Средства передвижения
  • Безопасность велосипедиста
  • Части велосипеда
  • Дорожные знаки для велосипедистов
  1. Мир вокруг меня
  • Улица, на которой находится мой дом
  • Ориентиры дома: остановка, магазин, парковка, перекресток
  • Маршрут от дома до садика
  1. Зимняя дорога – это опасно.
  • Особенности передвижения машин в зимнее время
  • Особенности передвижения пешеходов в зимнее время
  • Уборка снега на дорогах
  1. Остановка пассажирского транспорта
  • Правила поведения на остановке
  • Правила поведения на улице
  • Виды транспорта
  • Правила поведения в транспорте
  1. Игры во дворе
  • Безопасное место для игр
  • Опасность игры под аркой
  • Опасность от незнакомых людей
  1.  Улицы моего города
  • Движение на улице: одностороннее, двухстороннее
  • Транспорт на улице
  • Светофор, перекресток
  • Звуки улицы
  1. Не теряйся!
  • К кому обратиться, если  ты потерялся на улице
  • Телефоны экстренных служб
  1. Жезл регулировщика
  • Понятие «Жезл»
  • Назначение  жезла
  • Изготовление жезла
  1. Автогородок
  • Практические занятия в Автогородке

Методическое обеспечение программы

Игры:

  1. Воробышки и автомобиль.
  2. Цветные автомобили.
  3. Внимание, дорога!
  4. Дорожные знаки.
  5. Азбука пешехода.
  6. Веселые перекрестки
  7. Пешеходное лото
  8. Основы безопасности на дороге
  9. Основы безопасности во дворе и на улице
  10. Домино «Знаки дорожного движения»

Демонстрационный материал:

  1. Транспорт: наземный, воздушный, водный
  2. Специальные машины.
  3. Пассажирский транспорт.
  4. Комплект открыток «Красный, желтый, зеленый»
  5. Картинки по ситуациям
  6. Комплект дорожных знаков
  7. Рабочая тетрадь «Безопасность»

Литература

Основная

  1. «Три сигнала светофора». Т.Ф.Саулина.М.:Мозаика-Синтез, 2008
  2. «Безопасность».Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина, СПб.:Детство-пресс, 2007
  3. «Программа «Светофор»».Т.И.Данилова.СПб.:Детство-пресс, 2009
  4. Методическая работа в ДОУ. Правила дорожного движения. Система обучения дошкольников. Т.Г.Кобзева, И.А.Холодова, Г.С.Александрова.Волгоград:Учитель, 2010

Дополнительная

  • Теоретическая
  1. «Изучаем дорожную азбуку». Перспективное планирование. Занятия. Досуг. М.:Скрипторий 2003, 2005
  2. «Ребенок на улице». Цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения. Л.А.Вдовиченко. СПб.: Детство-пресс, 2008
  3. «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста». План занятий. Сост.Н.А.Извекова.М.: ТЦ Сфера, 2007
  4. «Как научить детей ПДД?» Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры. Т.П.Гарнышева. СПб.: Детство-пресс, 2010
  5. «Правила дорожного движения дошкольникам» Перспективное планирование. С.Н.Черепанова. М.: Скрипторий 2003, 2009
  6. «Основы безопасного поведения дошкольников». Занятия. Планирование. Рекомендации. Сост. О.В.Чермашенцева. Волгоград: Учитель, 2008
  7. «Новые правила дорожного движения РФ с изменениями от 22.05.09» под ред. А.Хлынов.М.: Эксмо, 2009
  8. «Правила дорожные знать каждому положено». Сценарии игр и праздников. М.С.Коган Новосибирск: Сибирское Университетское издательство, 2008

  • Художественная
  1. «Как же ты вырос, малыш!» Р.П.Бабина – М.: Российское педагогическое агенство, 1995.
  2. «Школа пешехода» М.Кривич, О.Ольгин – М.: Эксмо, 1989.
  3. «Правила дорожного движения» Н.А.Извекова – М.: Просвещение, 1980.
  4. «Для чего нужны машины» ред. И.Краснобаева – М.: ТОО Фирма «ЛИНГ», 2000
  5. «Дорожные знаки для маленьких пешеходов» Г.П.Шалаева – М.: Эксмо, 2007
  6. «Уроки светофорика» Р.П.Бабина – М.: Российское педагогическое агенство, 1997
  7. «Правила дорожного движения для малышей с наклейками» С.М.Толстой, Е.В.Чижова – М.: ООО «Атберг», 2008

Игрушки – атрибуты

  1. Руль
  2. Пилотка милиционера
  3. Макет светофора
  4. Макет перекрестка
  5. Макеты жилых зданий
  6. Жезл регулировщика
  7. Машины - игрушки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, программа кружка "Волшебный пластилин"

Предлагаемая программа по лепке из пластилина и программа кружка «Волшебный пластилин» рассчитана на один год. Занятия проводятся 2 раза в неделю, 1-е занятие  - днем, в соответствии с Прог...

ПРОГРАММА КРУЖКА «РАСТИШКА» (адаптированная) для детей дошкольного возраста (4 – 7 лет) Руководитель кружка: Романчук Наталья Анатольевна воспитатель первой квалификационной категории МДОУ д/с № 5 «Брусничка»

Пояснительная записка. Изменение содержания обуче­ния в школе значительно по­высило требования к уровню математических представлений вы­пускников детского сада. Понятия натурального числа, геоме...

Программа кружка по разделу программ "Обучение грамоте"

Программа кружка в подготовительной группе по разделу программ "Обучение грамоте"....

Дополнительная образовательная программа кружка по художественно-творческому развитию детей «Волшебство своими руками» Программа рассчитана на детей: 4-6 лет

Пояснительная записка Работа по художественному творчеству имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и э...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет

Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...