Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности в старшей разновозрастной группе
рабочая программа по обж (старшая, подготовительная группа) на тему

Рабочая программа по формированию  основ безопасности жизнедеятельности  в старшей разновозрастной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_formirovaniyu_osnov_bezopasnosti.docx44.92 КБ

Предварительный просмотр:

                         

Рабочая программа по формированию

основ безопасности жизнедеятельности

в старшей разновозрастной группе

2016-2017г.

Пояснительная записка

           

          В дошкольном образовательном учреждении обязательная и первоочередная задача   взрослых  (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать самых беззащитных граждан - маленьких детей,  подготовить их к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.  Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.

         Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главным в работе по данному  направлению является стимулирование  развития у детей самостоятельности и ответственности.  

         Все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике. Важно побудить ребенка задуматься о работе своего организма, почувствовать и лучше понять его сложное устройство, осознать значение правильного питания, активного образа жизни, личной гигиены.

         Рабочая  программа по формированию основ безопасности и жизнедеятельности детей дошкольной разновозрастной (5-7 лет) группы МКОУ Юмасинская СОШ  разработана в соответствии с основной примерной общеобразовательной  программой,  в  соответствии  с  Федеральными  государственным образовательным стандартом      к  структуре  основной  общеобразовательной  программы  дошкольного  образования  (Приказ  Министерства  образования и науки Российской Федерации № 1155 от 14 ноября 2013 года).  Программа определяет  содержание    и  организацию    образовательного   процесса   разновозрастной   (старшей- подготовительной)    группы.  

        Содержание  образовательного  процесса  в   старшей- подготовительной  группе  выстроено  в  соответствии с программой "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,  М. А. Васильевой. Реализуемая программа строится на принципе личностно-ориентированного   взаимодействия взрослого с детьми.

      Данная Программа  разработана в соответствии со следующими  документами:

  • Основная примерная общеобразовательная программа  "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
  • "Санитарно-эпидемиологические   требования   к   устройству,   содержанию   и   организации  режима работы в дошкольных организациях"  2.4.1.2660-10 № 164 20.12.2010 г.  
  • Приказ  Министерства  образования и науки Российской Федерации № 1155 от 14 ноября 2013 года
  • Уставом МКОУ Юмасинской СОШ  
  • Нормативными документами  дошкольной группы МКОУ Юмасинской СОШ

Цели программы:

Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе, сформировать умение самостоятельно применять их в жизни.

Задачи:

  • Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности;
  • Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям;
  • Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них;
  • Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил;
  • Формировать у детей сознательное и ответственное отношение к пожарной безопасности;
  • Формировать у детей представления об опасных и вредных факторах, возникающих во время пожара;
  • Формировать умение применять знания в повседневной жизни, обеспечивающие безопасность в доме, детском саду.

Принципы и подходы к формированию образовательной программы:

  • Системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное);
  • Доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей);
  • Включение в деятельность (игровую, познавательную, экспериментальную и другие);
  • Наглядность;
  • Динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);
  • Психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).

Возрастные  и  индивидуальные  особенности  контингента  детей,  воспитывающихся  в дошкольной старшей разновозрастной группе

      Педагогическая  работа  с  воспитанниками  дошкольной разновозрастной  (старшей - подготовительной)  группы  строится   с   учетом   возрастных   особенностей   развития   детей   дошкольного   возраста,   который  необходим для правильной организации осуществления образовательного процесса, как в условиях  семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения.

     

Возрастные особенности детей 5 до 6 лет

Безопасное поведение в природе.

  • Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе.
  • Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.
  • Знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга), с правилами поведения при грозе.
  • Знакомить детей с правилами оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых.

Безопасность на дорогах.

  • Уточнять знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транс порта, о работе светофора.
  • Знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети.
  • Знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов.
  • Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».

Безопасность собственной жизнедеятельности и пожарной безопасности

  • Закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека.
  • Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах и др.).
  • Расширять знания об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг и др.). Закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами.
  • Уточнять знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара. Знакомить с работой службы спасения — МЧС. Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03».
  • Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.
  • Учить называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.

Возрастные особенности детей 6 до 7 лет

Безопасное поведение в природе.

  • Формировать основы экологической культуры.
  • Продолжать знакомить с правилами поведения на природе.
  • Знакомить с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира, занесенными в нее.
  • Уточнять и расширять представления о таких явлениях природы, как гроза, гром, молния, радуга, ураган, знакомить с правилами поведения человека в этих условиях.

Безопасность на дорогах.

  • Систематизировать знания детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Знакомить с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект».
  • Продолжать знакомить с дорожными знаками — предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными.
  • Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.
  • Расширять представления детей о работе ГИБДД.
  • Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте.
  • Развивать свободную ориентировку в пределах ближайшей к детскому саду местности.
  • Формировать умение находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности.

Безопасность собственной жизнедеятельности и пожарной безопасности

  • Формировать у детей представления о том, что полезные и необходимые бытовые предметы при неумелом обращении могут причинить вред и стать причиной беды (электроприборы, газовая плита, инструменты и бытовые предметы). Закреплять правила безопасного обращения с бытовыми предметами.
  • Закреплять правила безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, катание на санках, коньках, лыжах и др.).
  • Подвести детей к пониманию необходимости соблюдать меры предосторожности, учить оценивать свои возможности по преодолению опасности.
  • Формировать у детей навыки поведения в ситуациях: «Один дома», «Потерялся», «Заблудился». Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.
  • Расширять знания детей о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи. Уточнять знания о работе пожарных, правилах поведения при пожаре.
  • Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03».
  • Закреплять умение называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.

Планируемые результаты

  • Сформированы навыки безопасного поведения при возможных контактах с незнакомыми людьми на улице и дома.
  • Умеет правильно оценивать ситуации  с точки зрения «опасно-неопасно» и соответственно реагировать на них.
  • Владеет правилами взаимодействия  с друзьями, в том числе со старшими приятелями на улице, дома, в детском саду.
  • Знает и соблюдает  правила поведения в природе.
  • Различает съедобные и несъедобные грибы, съедобные ягоды и ядовитые растения.
  • Сформированы навыки безопасного поведения при контактах  с животными.
  • Соблюдает необходимые  меры предосторожности  при обращении с бытовыми предметами.
  • Умеет правильно оценивать свои возможности по преодолению опасности.
  • Сформированы  навыки поведения в ситуациях: «Один дома», «Пожар».
  • Имеет сформированные знания  о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи, полиции.
  • Умеет вызывать службы «01», «02», «03», «04».
  • Знает свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.
  • Имеет сформированные представления  о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья.
  • Сформированы навыки личной гигиены.
  • Умеет самостоятельно разрешать межличностные конфликты.
  • Имеет  представления детей об устройстве улицы, о дорожном движении.
  • Знает  дорожные знаки. Классифицирует их на предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные.
  • Понимает, что если он потерялся на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к полицейскому, военному, продавцу.

Перспективное планирование

      месяц

Навыки безопасного поведения в природе

Правила пожарной безопасности

Основы безопасности собственной жизнедеятельности

Правила дорожного движения

сентябрь

  • «Ядовитые грибы и

ягоды» Волчкова В.Н.с. 197

  • Продуктивная

деятельность, аппликация «Выросли грибы на поляне»

  • «Пожароопасные

предметы»«Безопасность»Н.Н.Авдеева с.54

  • Дидактическая игра: «Как и

чем тушить пожар?»

  • «Правила поведения в

детском саду. Конфликты  между детьми» «Безопасность» Н.Н.АвдеевАС.111      

  • С/ролевая игра «Детский

сад»

  • «Школа пешеходных

наук» «Правила дорожного движения» Н.А.Извекова     с.17

  • Отгадывание загадок по

ПДД и рисование отгадок.

октябрь

  • Беседа «Съедобные ягоды и

ядовитые растения»

  • Продуктивная

деятельность, рисование « Урожай ягод»

  • Рассматривание картин и

беседа на тему: «Опасные ситуации»

  • Сюжетно- ролевая игра:

«Пожарные на учении».

  • Беседа «Витамины и

здоровый организм»

  • Чтение сказки «Мойдодыр»

К.Чуковского

«Дорожные знаки»«Безопасность»      Н.Н.Авдеева с.117

  • Рисование на тему

«Перекрёсток»

ноябрь

  • «Безопасность на

льду. Осторожно,  тонкий лёд» »Усачёв А.А «Основы безопасности жизнедеятельности».

с.126

  • Чтение р.н.с «Петушок и

бобовое зернышко»

  • «Предметы, требующие

осторожного обращения» «Безопасность»Н.Н.Авдеева с.56

   

  • Просмотр мультфильма

о пожаре.

 

  • Беседа «В гостях у

Айболита»

  • С/ролевая игра»Больница»

  • «Безопасность в

общественном транспорте» «Безопасность»      Н.Н.Авдеева с.114

  • С/ролевая игра «Автобус»

декабрь

  • «Безопасность при

общении с  животными»Усачёв А.А «Основы безопасности жизнедеятельности».с.35

  • Просмотр мультфильма

«Человек собаке – друг»

  • «Спички – это не игра»

«Безопасность»Н.Н.Авдеева с.58

  • Чтение рассказа » Б.

Житкова  «Пожар в доме»     

  • «Опасные   ситуации»

«Безопасность»Н.Н.Авдеева с.42  

  • Чтение и обсуждение

стихотворения С. Михалкова «Дядя Стёпа- милиционер»

  • «Лучший пешеход»

конкурс«Правила дорожного движения» Н.А.Извекова     с.23

  • С/р игра «Водители и

пешеходы»

январь

  • «Безопасность на природе»

Усачёв А.А «Основы безопасности жизнедеятельности».с.157

  • Экскурсия в лес

  • Чтение худ.литературы

«Пожарные собаки», «Пожар», «Кошкин дом» С.Маршак«Корифей» с.7-10

  • Беседа «Внешность человека

может обманчива»

  • Кукольный театр «Волк и

семеро козлят»

       

  • «Безопасное поведение на

улице и в транспорте»

«Правила дорожного движения» Н.А.Извекова     с.24

  • Музыкально-дидактическая

игра «Красный, желтый, зеленый».

февраль

  • «Умеешь ли ты обращаться

с животными»Волчкова В.Н. 192

  • Придумывание историй

на тему «Контакты с животными» (неправильные действия ребёнка на картинке)

  • Беседа «МЧС на защите

нашей страны»Затулина Г.Я. 106

  • Продуктивная деятельность-

рисование: «Пожарная машина».

  • «Личная безопасность

дома» Усачёв А.А «Основы безопасности жизнедеятельности».с.47

  • Чтение сказки «Три

поросёнка» Обсуждение поговорки « У страха глаза велики»

  • «Что? Где? Откуда?»

игра«Правила дорожного движения» Н.А.Извекова     с.22

март

  • «Безопасность на

льду» Усачёв А.А «Основы безопасности жизнедеятельности».с.121

  • Встреча с пожарным

инспектором.

  • «К кому обратиться за

помощью, если ты потерялся на улице»«Безопасность» Н.Н.Авдеева с.129        

  • Лабиринты «Помоги детям

дойти до детского сада» «Помоги мишке добраться до дома»         

  • «Опасные участки на

пешеходной части улицы»

«Безопасность» Н.Н.Авдеева с.125                    

«Осторожно, гололёд»

апрель

  • «Безопасность на

воде»Усачёв А.А «Основы безопасности жизнедеятельности».с.105

  • «Пожар» «Безопасность»

Н.Н.Авдеевас.61  

  • Чтения художественной

литературы      С.Маршак« Рассказ о неизвестном герое»                

  • Беседа « «Если хочешь быть

здоров»

  • Чтение и обсуждение

стихотворения «Девочка чумазая» А. Барто

  • «Катание на велосипеде на

дороге»«Безопасность» Н.Н.Авдеевас.124  

  • Дидактическая

игра«Светофор»

май

  • «На воде, на

солнце»«Безопасность» Н.Н.Авдеевас.108  

  • Чтение и обсуждение

стихотворения А.Барто «Весенняя прогулка» (закрепление правил поведения на прогулке.)               

  • Викторина «Знаете ли вы

правила пожарной безопасности»

  • Просмотр мультфильма

о пожаре.

  • «Безопасность дома и на

улице» Усачёв А.А «Основы безопасности жизнедеятельности». с.47

  • «Поле чудес» игра

  • «Правила дорожного

движения» Н.А.Извекова     с.16

План работы с родителями

        Цель: повышение уровня знаний родителей по формированию основ безопасности у  детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы с семьей по направлению  «Формирование основ безопасности»

Месяц

Формы работы

Цель

Сентябрь

Выставка рисунков «Останови огонь» (сотрудничество педагогов, детей и родителей)

Привлечение внимания родителей к вопросу пожарной безопасности.

Октябрь

Буклет «Ребенок и взрослый на улице»

Памятка «Как обучать ребёнка безопасному поведению»

Привлечение внимания родителей к проблеме детской безопасности на улице, формирование чувств глубокой ответственности.

Ноябрь

Информация в уголке для родителей «Осторожно, хрупкий лед!»

Распространение среди родителей знаний о правилах безопасного поведения детей в зимний период на реке.

Декабрь

Памятки для родителей «Причины детского дорожно-транспортного травматизма»

Стимулирование родителей на соблюдение правил безопасности, ведущих к дорожно-транспортному травматизму детей.

Январь

Оформление уголка безопасности в группе

Привлечение родителей к взаимодействию, совместному творчеству.

Февраль

Буклет «Формирование основ безопасности у детей посредством чтения художественной литературы»

Стимулирование родителей к чтению детям детской литературы по формированию основ безопасности.

Март

Консультация «Формирование культуры здоровья у дошкольников»

Пропаганда здорового образа жизни.

Апрель

Папка-передвижка «На воде, на солнце» (О правилах поведения)

Обеспечение доступности информации по формированию основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста.

Май

Родительское собрание «Безопасность детей на улице летом»

Обмен опытом по формированию основ безопасности у детей, установление дружеских отношений среди родителей группы.

                                                                                      Материально-техническое обеспечение программы

  • Основная примерная общеобразовательная программа "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

2015г

  • Безопасность: Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. Основы безопасности детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2007.
  • Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность: учебное пособие по основам безопасной жизнедеятельности детей  - М. ACT, 1998.
  • Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ. -М., ТЦ «Сфера», 2002.
  • Аралина Н. А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. – М.: Скрипторий 2003, 2007.
  • Коган М. С. Осторожней будь с огнем утром, вечером и днем! – Новосибирск :Сиб. унив. изд-во, 2009.
  • Прилепко Е. Ф. Пожарная безопасность для дошкольников. – М. : Скрипторий 2003, 2009.
  • Шорыгина Т. А. Беседы о правилах пожарной безопасности. – М. : Сфера, 2008.
  • Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Личная безопасность. Меры предосторожности в повседневной жизни. Поведение в  экстремальных ситуациях / Глав.ред. В. А. Володин. – М. : Аванта,2001.
  • Шорыгина Т.А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей - М., «Прометей», 2002.
  • Усачев А.А. Основы безопасности жизнедеятельности. – М.: АСТ, 2008.

Материально – техническое обеспечение

  • ТСО: ПК, магнитофон, колонки, проектор, экран.
  • Информационные стенды:
  • Модельогнетушителя .
  • Настольные игры поПБ.
  • Комплект видеофильмов по ПБ.
  • Аудиокасеты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение 3 к рабочей программе "Формирование основ безопасности жизнедеятельности старшего дошкольника"

Педагогический мониторинг уровня освоения программы "Формирование основ безопасности жизнедеятельности старшего дошкольника"...

Рабочая программа проведения лабораторных занятий "Почемучка" (старшая разновозрастная группа)

В детском саду создается насыщенная развивающая среда, которая становится пространством свободной личностной самореализации  ребенка. Притом эту развивающую среду мы максимально расширили,создав ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В СТАРШЕЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ (4-5ЛЕТ)

Рабочая Программа разработана как составляющая часть основной образовательной Программы МБДОУ ДС с. Сергиевское в соответствии с введением в действие федеральных государственных образовательных станда...

Рабочая программа по «Речевому развитию» Для старшей разновозрастной группы ( 5-7 лет.)

Разработка программы осуществлена в соответствии с :Законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ – «Об образовании в РФ»;Конвенцией о правах ребенка ООН;Федеральным государственным образов...