Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности в старшей разновозрастной группе
рабочая программа по обж (старшая, подготовительная группа) на тему
Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности в старшей разновозрастной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_formirovaniyu_osnov_bezopasnosti.docx | 44.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по формированию
основ безопасности жизнедеятельности
в старшей разновозрастной группе
2016-2017г.
Пояснительная записка
В дошкольном образовательном учреждении обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать самых беззащитных граждан - маленьких детей, подготовить их к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.
Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главным в работе по данному направлению является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности.
Все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике. Важно побудить ребенка задуматься о работе своего организма, почувствовать и лучше понять его сложное устройство, осознать значение правильного питания, активного образа жизни, личной гигиены.
Рабочая программа по формированию основ безопасности и жизнедеятельности детей дошкольной разновозрастной (5-7 лет) группы МКОУ Юмасинская СОШ разработана в соответствии с основной примерной общеобразовательной программой, в соответствии с Федеральными государственным образовательным стандартом к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 14 ноября 2013 года). Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса разновозрастной (старшей- подготовительной) группы.
Содержание образовательного процесса в старшей- подготовительной группе выстроено в соответствии с программой "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Реализуемая программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми.
Данная Программа разработана в соответствии со следующими документами:
- Основная примерная общеобразовательная программа "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
- "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" 2.4.1.2660-10 № 164 20.12.2010 г.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 14 ноября 2013 года
- Уставом МКОУ Юмасинской СОШ
- Нормативными документами дошкольной группы МКОУ Юмасинской СОШ
Цели программы:
Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе, сформировать умение самостоятельно применять их в жизни.
Задачи:
- Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности;
- Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям;
- Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них;
- Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил;
- Формировать у детей сознательное и ответственное отношение к пожарной безопасности;
- Формировать у детей представления об опасных и вредных факторах, возникающих во время пожара;
- Формировать умение применять знания в повседневной жизни, обеспечивающие безопасность в доме, детском саду.
Принципы и подходы к формированию образовательной программы:
- Системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное);
- Доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей);
- Включение в деятельность (игровую, познавательную, экспериментальную и другие);
- Наглядность;
- Динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);
- Психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в дошкольной старшей разновозрастной группе
Педагогическая работа с воспитанниками дошкольной разновозрастной (старшей - подготовительной) группы строится с учетом возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста, который необходим для правильной организации осуществления образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Возрастные особенности детей 5 до 6 лет
Безопасное поведение в природе.
- Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе.
- Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.
- Знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга), с правилами поведения при грозе.
- Знакомить детей с правилами оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых.
Безопасность на дорогах.
- Уточнять знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транс порта, о работе светофора.
- Знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети.
- Знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов.
- Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».
Безопасность собственной жизнедеятельности и пожарной безопасности
- Закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека.
- Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах и др.).
- Расширять знания об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг и др.). Закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами.
- Уточнять знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара. Знакомить с работой службы спасения — МЧС. Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03».
- Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.
- Учить называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.
Возрастные особенности детей 6 до 7 лет
Безопасное поведение в природе.
- Формировать основы экологической культуры.
- Продолжать знакомить с правилами поведения на природе.
- Знакомить с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира, занесенными в нее.
- Уточнять и расширять представления о таких явлениях природы, как гроза, гром, молния, радуга, ураган, знакомить с правилами поведения человека в этих условиях.
Безопасность на дорогах.
- Систематизировать знания детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Знакомить с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект».
- Продолжать знакомить с дорожными знаками — предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными.
- Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.
- Расширять представления детей о работе ГИБДД.
- Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте.
- Развивать свободную ориентировку в пределах ближайшей к детскому саду местности.
- Формировать умение находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности.
Безопасность собственной жизнедеятельности и пожарной безопасности
- Формировать у детей представления о том, что полезные и необходимые бытовые предметы при неумелом обращении могут причинить вред и стать причиной беды (электроприборы, газовая плита, инструменты и бытовые предметы). Закреплять правила безопасного обращения с бытовыми предметами.
- Закреплять правила безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, катание на санках, коньках, лыжах и др.).
- Подвести детей к пониманию необходимости соблюдать меры предосторожности, учить оценивать свои возможности по преодолению опасности.
- Формировать у детей навыки поведения в ситуациях: «Один дома», «Потерялся», «Заблудился». Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.
- Расширять знания детей о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи. Уточнять знания о работе пожарных, правилах поведения при пожаре.
- Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03».
- Закреплять умение называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.
Планируемые результаты
- Сформированы навыки безопасного поведения при возможных контактах с незнакомыми людьми на улице и дома.
- Умеет правильно оценивать ситуации с точки зрения «опасно-неопасно» и соответственно реагировать на них.
- Владеет правилами взаимодействия с друзьями, в том числе со старшими приятелями на улице, дома, в детском саду.
- Знает и соблюдает правила поведения в природе.
- Различает съедобные и несъедобные грибы, съедобные ягоды и ядовитые растения.
- Сформированы навыки безопасного поведения при контактах с животными.
- Соблюдает необходимые меры предосторожности при обращении с бытовыми предметами.
- Умеет правильно оценивать свои возможности по преодолению опасности.
- Сформированы навыки поведения в ситуациях: «Один дома», «Пожар».
- Имеет сформированные знания о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи, полиции.
- Умеет вызывать службы «01», «02», «03», «04».
- Знает свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.
- Имеет сформированные представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья.
- Сформированы навыки личной гигиены.
- Умеет самостоятельно разрешать межличностные конфликты.
- Имеет представления детей об устройстве улицы, о дорожном движении.
- Знает дорожные знаки. Классифицирует их на предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные.
- Понимает, что если он потерялся на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к полицейскому, военному, продавцу.
Перспективное планирование
месяц | Навыки безопасного поведения в природе | Правила пожарной безопасности | Основы безопасности собственной жизнедеятельности | Правила дорожного движения |
сентябрь |
ягоды» Волчкова В.Н.с. 197
деятельность, аппликация «Выросли грибы на поляне» |
предметы»«Безопасность»Н.Н.Авдеева с.54
чем тушить пожар?» |
детском саду. Конфликты между детьми» «Безопасность» Н.Н.АвдеевАС.111
сад» |
наук» «Правила дорожного движения» Н.А.Извекова с.17
ПДД и рисование отгадок. |
октябрь |
ядовитые растения»
деятельность, рисование « Урожай ягод» |
беседа на тему: «Опасные ситуации»
«Пожарные на учении». |
здоровый организм»
К.Чуковского | «Дорожные знаки»«Безопасность» Н.Н.Авдеева с.117
«Перекрёсток» |
ноябрь |
льду. Осторожно, тонкий лёд» »Усачёв А.А «Основы безопасности жизнедеятельности». с.126
бобовое зернышко» |
осторожного обращения» «Безопасность»Н.Н.Авдеева с.56
о пожаре.
|
Айболита»
|
общественном транспорте» «Безопасность» Н.Н.Авдеева с.114
|
декабрь |
общении с животными»Усачёв А.А «Основы безопасности жизнедеятельности».с.35
«Человек собаке – друг» |
«Безопасность»Н.Н.Авдеева с.58
Житкова «Пожар в доме» |
«Безопасность»Н.Н.Авдеева с.42
стихотворения С. Михалкова «Дядя Стёпа- милиционер» |
конкурс«Правила дорожного движения» Н.А.Извекова с.23
пешеходы» |
январь |
Усачёв А.А «Основы безопасности жизнедеятельности».с.157
|
«Пожарные собаки», «Пожар», «Кошкин дом» С.Маршак«Корифей» с.7-10 |
может обманчива»
семеро козлят»
|
улице и в транспорте» «Правила дорожного движения» Н.А.Извекова с.24
игра «Красный, желтый, зеленый». |
февраль |
с животными»Волчкова В.Н. 192
на тему «Контакты с животными» (неправильные действия ребёнка на картинке) |
нашей страны»Затулина Г.Я. 106
рисование: «Пожарная машина». |
дома» Усачёв А.А «Основы безопасности жизнедеятельности».с.47
поросёнка» Обсуждение поговорки « У страха глаза велики» |
игра«Правила дорожного движения» Н.А.Извекова с.22 |
март |
льду» Усачёв А.А «Основы безопасности жизнедеятельности».с.121 |
инспектором. |
помощью, если ты потерялся на улице»«Безопасность» Н.Н.Авдеева с.129
дойти до детского сада» «Помоги мишке добраться до дома» |
пешеходной части улицы» «Безопасность» Н.Н.Авдеева с.125 «Осторожно, гололёд» |
апрель |
воде»Усачёв А.А «Основы безопасности жизнедеятельности».с.105 |
Н.Н.Авдеевас.61
литературы С.Маршак« Рассказ о неизвестном герое» |
здоров»
стихотворения «Девочка чумазая» А. Барто |
дороге»«Безопасность» Н.Н.Авдеевас.124
игра«Светофор» |
май |
солнце»«Безопасность» Н.Н.Авдеевас.108
стихотворения А.Барто «Весенняя прогулка» (закрепление правил поведения на прогулке.) |
правила пожарной безопасности»
о пожаре. |
улице» Усачёв А.А «Основы безопасности жизнедеятельности». с.47 |
движения» Н.А.Извекова с.16 |
План работы с родителями
Цель: повышение уровня знаний родителей по формированию основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста.
Содержание работы с семьей по направлению «Формирование основ безопасности»
Материально-техническое обеспечение программы
- Основная примерная общеобразовательная программа "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
2015г
- Безопасность: Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. Основы безопасности детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2007.
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность: учебное пособие по основам безопасной жизнедеятельности детей - М. ACT, 1998.
- Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ. -М., ТЦ «Сфера», 2002.
- Аралина Н. А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. – М.: Скрипторий 2003, 2007.
- Коган М. С. Осторожней будь с огнем утром, вечером и днем! – Новосибирск :Сиб. унив. изд-во, 2009.
- Прилепко Е. Ф. Пожарная безопасность для дошкольников. – М. : Скрипторий 2003, 2009.
- Шорыгина Т. А. Беседы о правилах пожарной безопасности. – М. : Сфера, 2008.
- Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Личная безопасность. Меры предосторожности в повседневной жизни. Поведение в экстремальных ситуациях / Глав.ред. В. А. Володин. – М. : Аванта,2001.
- Шорыгина Т.А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей - М., «Прометей», 2002.
- Усачев А.А. Основы безопасности жизнедеятельности. – М.: АСТ, 2008.
Материально – техническое обеспечение
- ТСО: ПК, магнитофон, колонки, проектор, экран.
- Информационные стенды:
- Модельогнетушителя .
- Настольные игры поПБ.
- Комплект видеофильмов по ПБ.
- Аудиокасеты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приложения 1 к рабочей программе "Формирование основ безопасности жизнедеятельности старшего дошкольника"
Тематическое планирование в старшей группе по ФОБЖ...
Приложение 2 к рабочей программе "Формирование основ безопасности жизнедеятельности старшего дошкольника"
Тематическое планирование в подготовительной группе...
Приложение 3 к рабочей программе "Формирование основ безопасности жизнедеятельности старшего дошкольника"
Педагогический мониторинг уровня освоения программы "Формирование основ безопасности жизнедеятельности старшего дошкольника"...
Рабочая программа проведения лабораторных занятий "Почемучка" (старшая разновозрастная группа)
В детском саду создается насыщенная развивающая среда, которая становится пространством свободной личностной самореализации ребенка. Притом эту развивающую среду мы максимально расширили,создав ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В СТАРШЕЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ (4-5ЛЕТ)
Рабочая Программа разработана как составляющая часть основной образовательной Программы МБДОУ ДС с. Сергиевское в соответствии с введением в действие федеральных государственных образовательных станда...
Парциальная программа по пожарной безопасности для старшей разновозрастной группы от 6 до 7 лет «С огнём не играйте!»
С огнём не играйте!...
Рабочая программа по «Речевому развитию» Для старшей разновозрастной группы ( 5-7 лет.)
Разработка программы осуществлена в соответствии с :Законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ – «Об образовании в РФ»;Конвенцией о правах ребенка ООН;Федеральным государственным образов...