Парциальная программа по пожарной безопасности для старшей разновозрастной группы от 6 до 7 лет «С огнём не играйте!»
рабочая программа (старшая группа)

Гайценрейдер Надежда Владимировна

С огнём не играйте!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s_ognem_ne_igrayut.docx56.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Зоренька» Курьинского района Алтайского края

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ

                                                                                                                «Детский сад «Зоренька»

Семенова Н.Г.

Приказ №25 от 17.04.2020г.

Принято:

Педагогическим советом

МБДОУ «Детский сад «Зоренька»

Протокол №6 от 17.04.2020г

Парциальная программа по пожарной безопасности

 для   старшей разновозрастной группы от 6 до 7 лет

 «С огнём не играйте!»

срок реализации программы (2020 – 2021 уч.г.)

Разработчик:

Гайценрейдер Надежда Владимировна.

Содержание

1

Актуальность темы

3

1.1.

Сущность пожарной безопасности

4

1.2.

Создание развивающей предметно – пространственной среды по обучению пожарной безопасности

6

1.3.

Особенности работы с детьми по пожарной безопасности в образовательном процессе

8

1.4.

Перспективный план работы с детьми дошкольного возраста по обучению навыкам пожарной безопасности  

9

1.5.

Формы и методы работы с детьми

11

1.6.

Работа с родителями по формированию компетентности родителей в вопросе пожарной безопасности

12

1.7.

План работы по мерам пожарной безопасности с родителями воспитанников

13

2.

Показатели эффективности программы

13

3

3.1.

Описание материально-технического обеспечения программы.

Особенности организации, развивающей предметно - пространственной среды.

13

Заключение

14

Методическая литература:

15

Актуальность темы

        Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. На сегодняшний день работа по обучению мерам пожарной безопасности является одной из главных в воспитательно -образовательном процессе. Ведь именно в дошкольном возрасте закладываются основы безопасного поведения детей в быту, дома, детском саду. Очень важно сформировать у дошкольников чувство ответственного отношения за собственную жизнь. А для этого необходимо осуществлять систематическую и планомерную работу по формированию основ пожарной безопасности.

Немаловажную роль в такой работе играют и родители. Ведь именно собственным примером они побуждают детей соблюдать основные правила и нормы безопасного поведения. Преемственность между детским садом и семьей способствует более продуктивному решению этих задач.

Поэтому можно считать, что противопожарная безопасность — одна из самых актуальных задач. Она обусловлена:

1. Объективной необходимостью более раннего информирования ребенка о правилах безопасного поведения, освоения ими соответствующих практических умений поведения при пожаре;

2. Отсутствием образовательных программ обучения детей по пожарной безопасности;

3. Отсутствием научно обоснованной педагогической методики, направленной на формирование данного опыта у дошкольников;

4. Потребностями жизни в накоплении ребенком опыта безопасного поведения в быту; избегания пожароопасных ситуаций;

5. Недостаточной компетентностью родителей в вопросе пожарной безопасности.

6. Недостаточное внимание пожарной безопасности в ходе воспитательно-образовательного процесса, осуществляемого с детьми дошкольного возраста.

7. Отсутствие четкого распределения программного содержания в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста.

Поэтому на сегодняшний день возникла необходимость формирования у всех участников воспитательно-образовательного процесса осознанного отношения к противопожарной безопасности.

Дошкольный период является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности.

Цель: Выстроить систему работы по профилактике пожарной безопасности с детьми 6-7 лет.

Задачи:

  • Формировать у детей сознательное и ответственное отношение к пожарной безопасности;
  • Формировать у детей представления об опасных и вредных факторах, возникающих во время пожара;
  • Воспитание навыков адекватного поведения в различных пожароопасных ситуациях;
  • Формировать умение применять знания в повседневной жизни, обеспечивающие безопасность в доме, детском саду.
  • Формировать компетентность у родителей в вопросе пожарной безопасности.

Решение работы по формированию пожарной безопасности со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса мы строим, опираясь на принципы.

Принципы:

1. Принцип целенаправленности – содержание и формы работы должны определяться целью и задачами.

2. Принцип комплексности предполагает согласованную и непротиворечивую реализацию всех задач.

3. Принцип позитивной мотивации выражается в активизации, стимулировании деятельности педагогов в целях её совершенствования и формировании потребности в профессиональном самовоспитании.

Данная программа рассчитана на один год 2019-2020.

В ней представлено содержание работы с детьми 6-7 лет.

                 

  1. Сущность пожарной безопасности

Современное дошкольное образовательное учреждение представляет собой сложную систему, компонентами которой в первую очередь являются люди, материальные средства, сложное техническое оборудование. Все, что окружает человека вовремя его работы, жизнедеятельности, требует особого внимания, поэтому должны быть предприняты определенные меры по обеспечению безопасности жизни воспитанников и охраны труда разных категорий сотрудников.

Противопожарная безопасность – одна из обязательных составляющих среды, в которой растет и воспитывается ребенок. Она включает в себя требования к устройству помещения и противопожарную грамотность – поведение, снижающее риск возникновения пожаров, и навыки, необходимые для действий в экстремальных ситуациях.

Вопросы безопасности жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих отечественных ученых (А.С.Вернадский, М.В.Ломоносов, И.М.Сеченов). Огромный вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных ученых А.Адлера, Б.Паскаля, З.Фрейда. В работах отечественных психологов В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, А.Н.Леонтьева, Д.В.Эльконина освещено реальное многообразие идей и подходов к проблемам безопасности жизнедеятельности личности. Вопросы привития навыков безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной, Т.Г. Хромцовой, К.Ю.Белой

Сущность пожара, причины

Под пожарной безопасностью объекта понимается такое его состояние, при котором с установленной вероятностью исключается возможность возникновения и развития пожара и воздействия на людей опасных факторов пожара, а также обеспечивается защита материальных ценностей

Пожаром называется процесс горения, возникший непроизвольно (или по злому умыслу), который будет развиваться и продолжаться до тех пор, пока не выгорят все горючие вещества и материалы, либо не возникнут условия, приводящие к самопотуханию, либо не будут приняты специальные активные меры по его локализации и тушению.

Горение - химическая реакция окисления, сопровождающаяся выделением теплоты и света.

Под очагом пожара понимают место (участок) наиболее интенсивного горения. Первоначальным очагом пожара может быть небольшой участок или предмет, а по мере развития пожара может стать все помещение, охваченное огнем.

При пожаре происходит:

  • Горение с выделением теплоты, света и продукта сгорания;
  • Газообмен под воздействием конвенционных потоков горячих и холодных газов, обеспечивающий доставку в зону горения окислителя и отвод из нее продуктов сгорания;
  • Передача теплоты из зоны горения в окружающее пространство (опасность загорания рядом стоящих объектов).

Зона горения - занимает часть пространства, в котором протекают процессы термического разложения горючих материалов в объеме диффузионного факела пламени;

Зона задымления - зона, где продукты сгорания поднимаются над зоной горения в виде тепловой струи и образуют в верхней зоне под перекрытием слой дыма.

Классификация пожаров по типу

  • Индустриальные (пожары на заводах, фабриках и хранилищах).
  • Бытовые пожары (пожары в жилых домах и на объектах культурно-бытового назначения).

Причины возникновения пожаров

  • Неосторожное обращение с огнём;
  • Несоблюдение правил эксплуатации производственного оборудования и электрических устройств;
  • Самовозгорание веществ и материалов;
  • Разряды статического электричества;
  • Грозовые разряды;
  • Поджоги;
  • Неправильное пользование газовой плитой
  • Солнечный луч, действующий через различные оптические системы

Можно выделить несколько основных свойств пожаров:

Высокая температура пламени, достигающая в наиболее горячей части 1200-14000С, передача тепла теплоизлучением, конвекции. Например, при пожаре в помещении с закрытой дверью около 40% тепла передаётся посредством излучения пламени на стены, 5% - через проёмы наружу и 50-55% уносится конвективными потоками также наружу через верхнюю часть окон.

Излучение пламени вызывает ожоги и болевые ощущения у людей, находящихся в зоне пожара. Минимальное расстояние от очага пожара, на котором может находиться человек, м: R=1,6H, где H - средняя высота факела пламени. Эту формулу нужно знать и в случае необходимости уметь применить. Люди в возбуждённом состоянии могут не заметить, что обожглись, или заметить это слишком поздно.

Наличие дыма резко снижает видимость внутри зданий и сооружений. Задымление создаёт угрозу для жизни людей, затрудняет спасение пострадавших.

Наличие токсичных газов в дыме (оксид углерода, оксид азота, сернистый газ, фосген) может привести к отравлению и смерти.

Температура дыма также представляет собой большую опасность для жизни людей. Этот факт часто не учитывают. Так, при температуре вдыхаемого дыма 600С (при отсутствии токсичных веществ) может наступить смерть.

Перенос огня на смежные здания и сооружения искрами, излучением, конвекцией.

Возможность взрыва оборудования, аппаратуры на промышленных предприятиях.

1.2. Создание развивающей предметно – пространственной среды по обучению пожарной безопасности.

Данные исследователи доказывают, что среда - это окружающие социально-бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования ребенка. Развивающая предметно-пространственная среда выполняет ответную функцию - она побуждает к игре, формирует воображение. Она как бы является материальной средой мысли ребенка. Таким образом, развитие ребенка зависит от того, как его воспитывают, как организовано воспитание, где, в каком окружении он растет. Следовательно, в играх происходит более глубокий, сложный процесс преобразования и условия того, что взято из жизни, т.е. из окружающей ребенка среды.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что развитие ребенка дошкольного возраста во многом зависит от организации предметно-развивающей среды в ДОУ. (Л.С.Выготский, Н.Т.Гринявичене, Д.В.Менджерицкая, Н.Я.Михайленко, Н.Н.Поддъков, Е.А.Флерина, С.Л.Новоселова и др.). Развивающая предметно-пространственная среда представляет собой систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Поэтому в каждой возрастной группе должен быть организован Уголок безопасности, в котором размещены материалы по пожарной безопасности.

Во время формирования Уголка безопасности необходимо опираться на следующие принципы:

Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы- должна быть оснащена средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе наглядным, игровым, оборудованием (в соответствии со спецификой Программы).

Это должно обеспечивать:

● игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников;

● двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

● эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

● возможность самовыражения детей.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3) Полифункциональность материалов предполагает:

● возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды;

● наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

4) Вариативность среды предполагает:

● наличие в группе различных пространств (для игры, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

● периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

● доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, где осуществляется образовательный процесс;

● свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Нами учитывались требование:

Свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры.

Для решения задач по пожарной безопасности был составлен план информационного обеспечения группы МБДОУ.

1.3. Особенности работы с детьми по пожарной безопасности в образовательном процессе.

Анализ произошедших пожаров в стране показал, что 50% происходит по причине незнания и несоблюдения правил пожарной безопасности. Поэтому важным является формирование знаний и практических умений в вопросе пожарной безопасности у воспитанников, их родителей и педагогов МДОУ.

Вся образовательная работа строится по трем направлениям:

  1. Работа с детьми
  2. Работа с педагогами
  3. Работа с родителями

Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется:

  1. В непосредственно образовательной деятельности воспитателя и ребенка;
  2. В образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;
  3. Самостоятельной деятельности детей.

В непосредственно образовательной деятельности - реализуется через организацию различных видов детской деятельности.

В самостоятельной деятельности – реализуется через свободную деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Воспитание у дошкольников безопасного поведения в быту должно осуществляться несколькими путями. Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы.

Второй путь – познание действительности через рассказы родителей, воспитателей, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных передач, диафильмов и видеофильмов, через подвижные игры, с помощью различных картинок, иллюстраций, атрибутов и личный пример взрослых. И, наконец – через специальную работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения двигательных навыков и установок восприятия.

В процессе воспитания детей педагоги детского сада учитывают следующее:

  • В детском саду происходит не только знакомство с пожаром и его причинами, но и формирование у детей правильного поведения во время пожара осуществляется воспитание у дошкольников не только навыков безопасного поведения в быту, но и овладение знаниями и умениями при действиях в чрезвычайных ситуациях;
  • Формирование знаний по пожарной безопасности проводятся не только по плану, но и при наличии любой возможности (ежедневно) в процессе игр, прогулок, чтобы помочь детям полностью усвоить правила, обращают внимание детей на ту или иную сторону правил;
  • Использование интересных и активных форм работы с детьми, как: КВН, викторины, развлечения и досуги, выставки и конкурсы способствуют повышению интереса к пожарной безопасности.
  • Используют все доступные формы работы с детьми: рассказы, беседы, игры, мультимедийные презентации, диа- и видеофильмы, чтение книг, прогулки, и др. не отдавая предпочтения какой-либо одной;
  • В группе должен быть создан Уголок пожарной безопасности, состоящий из макетов с игрушечным транспортом, атрибутами, настольно - печатными играми, значками, эмблемами;
  • Должен быть создан информационный стенд для родителей «Осторожно, пожар!».

1.4. Перспективный план работы с детьми дошкольного возраста по обучению навыкам пожарной безопасности.

  

месяц

тема

цель

Сентябрь

«И днём, и ночью на посту»

Продолжать формировать представление о профессии пожарного, воспитывать уважение к их труду.

Октябрь

«Пожар в доме»

Систематизировать знания детей о пожаре и его причинах. Развивать умение правильно действовать во время пожара. Воспитывать чувство самосохранения.

Ноябрь

«Спички детям - не игрушка»

Формировать у детей представление о том, что спички - это не игрушка. Учить правильно себя вести во время чрезвычайной ситуации. Воспитывать чувство ответственности за собственную жизнь.

Декабрь

«Огонь-друг или враг?»

Систематизировать представления о функциях огня («огонь – друг; огонь - враг»). Формировать правила соблюдения пожарной безопасности в быту. Познакомить с легковоспламеняющимися предметами. Обобщить знания детей о правилах пожарной безопасности, нормах поведения во время пожара.

Январь

«Осторожно-электроприборы»

Систематизировать представления об электроприборах и их функциях. Обобщить знания о правилах обращения с электроприборами.  Воспитывать осознанное отношение к таким предметам.

Февраль

«Кухня-не место для игр»

Обобщить знания детей о соблюдении правил поведения на кухне. Систематизировать знания о ситуациях, которые могут произойти на кухне. Формировать умения ориентироваться в нестандартных ситуациях, находить пути решения. Воспитывать ответственное отношение к собственной жизни, безопасности.

Март

«Детские шалости с огнем»

Систематизировать знания о причинах возникновения пожаров, обусловленными детскими играми с огнем. Развивать умение анализировать ситуации, делать выводы. Воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих людей.

Апрель

«Пожар в лесу»

Расшить представления детей о причинах возникновения пожаров в лесу.  Углубить знания о правилах поведения в лесу. Воспитывать бережное отношение к природе.

Май

«Службы спасения»

Расширить знания у детей о службах спасения. Продолжать знакомить с их номерами. Воспитывать умение соблюдать правила в чрезвычайной ситуации, действовать в соответствии с ней.

         

1.5. Формы и методы работы с детьми.

Работа по формированию у детей навыков безопасного поведения в быту будет эффективнее, если будут использоваться формы работы

- НОД;

-Развлечение;

-Беседа;

-Спектакль для детей;

-Выставка рисунков;

 -Викторина по ПБ;

-Продуктивные виды деятельности: аппликация, лепка, рисование;

-Чтение художественной литературы по данной тематике;

-Просмотр электронных презентаций по ПБ;

-Просмотр мультфильмов по ПБ;

-Дидактическая игра;

-Опытническая деятельность;

-Отгадывание загадок;

-Разбор проблемных ситуаций;

- Оформление альбомов с рассказами о ПБ.

Методы и приёмы, используемые в работе с детьми:

• Беседы.

 • Рассказ воспитателя.

• Чтение художественной литературы.

• Рассматривание наглядно-иллюстративного материала.

• Экскурсии.

• Творческая деятельность дошкольников.

Систему работы можно представить следующим образом:

• знакомство дошкольников с профессией пожарного;

• знакомство с причинами возникновения пожаров; • знакомство с правилами пожарной безопасности;

• знакомство со средствами пожаротушения;

• учить набирать телефонный номер пожарной службы;

• формирование навыков общения с дежурным пожарной части в экстремальной ситуации;

 • формирование навыков самостоятельности, воспитание ответственного поведения. Особенностью Программы является разработка и реализация в работе с детьми образовательных проектов, исследовательских работ:

• «Обучение детей правилам пожарной безопасности».

• «История пожарной службы».

• «Зачем пожарному защитный шлем?». • «Опасен ли огонь?».

• «Вулканы, почему они извергаются?».

1.6. Работа с родителями по формированию компетентности родителей в вопросе пожарной безопасности.

Большое внимание по формированию компетентности родителей в вопросе пожарной безопасности в детском саду должно уделяться работе с родителями. На собраниях и в беседах с помощью наглядной пропаганды следует подчеркивать ту моральную ответственность, которая лежит на взрослых.

Следует учитывать тот факт, что в силу своих возрастных особенностей для детей дошкольного возраста играет большую роль пример родителей. Поэтому родителям необходимо строго соблюдать правила пожарной безопасности, не нарушать и своим поведением подчеркивать важность соблюдения правил в быту.

Взрослые должны, общаясь с ребенком постоянно объяснять правила поведения детей дома, во время эксплуатации электроприборов и бытовой техники.  Разбирать ситуации, когда происходит пожар, объяснять важность соблюдения правил безопасности и учить вести во время чрезвычайных ситуаций.

В ходе совместной деятельности воспитатель знакомит родителей с работой, которую проводят в группе, (показ открытых занятий, развлечений и досугов), рассказывает об успехах детей в освоении правил пожарной безопасности. Во всех группах оформлены папки передвижки, стенды, ширмы по данной проблеме.

Знания закрепляются в ходе досугов и встреч, в которых участвуют и родители, также устраиваются соревнования семейными командами.

Только в тесном содружестве детского сада и семьи у детей можно выработать знания детей о правилах пожарной безопасности, нормах поведения во время пожара.

Использование перспективного плана работы с родителями позволяет эффективнее решать поставленные задачи, добиваться цели.

1.7. План работы по мерам пожарной безопасности с родителями воспитанников

Содержание

Сроки

1

Оформление наглядной информации по вопросам безопасности жизнедеятельности:

«Школа пожарных наук», «Причины пожаров» (выпуск стенгазет)

Сентябрь,

Январь,

Апрель

2

Консультации: «Экстренные службы».

Ноябрь,

Январь, март, май

3

Консультации: «Особенности поведения людей в природе».

Март

4

Игра «Что? Где? Когда?»: «Что мы знаем о пожаре?».

В течение года

5

Консультации: «Формирование знаний у детей дошкольного возраста о пожарной безопасности посредством художественной литературы».

Октябрь

2. Показатели эффективности программы.

Основными показателями можно считать:

  1. Сформированные у детей знания и умения, обеспечивающие безопасность в доме, детском саду.
  2. Сформированная компетентность педагогов в вопросе пожарной безопасности.
  3. Сформированная компетентность у родителей в вопросе пожарной безопасности.
  4. Созданная материально-техническая база группы.

3 Описание материально-технического обеспечения программы.

3.1. Особенности организации, развивающей предметно - пространственной среды.

           Предметно-пространственная среда организуется по принципу небольших зон, для того чтобы избежать скученности детей и способствовать играм подгруппами в 3-5 человек. Все материалы и игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей, создать условия для общения со сверстниками. В группе создаются различные центры активности:

  •  «Центр познания» обеспечивает решение задач познавательно-исследовательской деятельности детей;
  • «Центр творчества» обеспечивает решение задач активизации творчества детей;
  • «Игровой центр», обеспечивающий организацию самостоятельных сюжетно ролевых игр;
  • «Литературный         центр»,         обеспечивающий         литературное         развитие дошкольников;
  • «Спортивный центр», обеспечивающей двигательную активность и организацию здоровье сберегающую деятельность детей.  
  • Центр «Безопасность» обеспечивает организацию разнообразных форм работы по противопожарной безопасности. Здесь мы помещаем демонстрационный материал, дидактические игры, техника, машины, знаки, раскраски и т.д. Центр необходим для того, чтобы дети в течении дня могли не однократно пользоваться пособиями, которые помогают пополнить багаж знаний непринужденно.

И есть ряд показателей, по которым воспитатель может оценить качество созданной в группе развивающей предметно-игровой среды и степень ее влияния на детей:

  1. Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в центрах активности, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью материалов, удобством их размещения.
  2.   Низкая конфликтность между детьми: они редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, так как увлечены интересной деятельностью.
  3.  Выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей: много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и других продуктов создается детьми в течение дня.
  4. Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость, желание посещать детский сад.

Заключение

                На сегодняшний день работа по обучению мерам пожарной безопасности является одной из главных в воспитательно образовательном процессе. Ведь именно в дошкольном возрасте закладываются основы безопасного поведения детей в быту, дома, детском саду. Очень важно сформировать у дошкольников чувство ответственного отношения за собственную жизнь. А для этого необходимо осуществлять систематическую и планомерную работу по формированию основ пожарной безопасности.

                Немаловажную роль в такой работе играют и родители. Ведь именно собственным примером они побуждают детей соблюдать основные правила и нормы безопасного поведения. Преемственность между детским садом и семьей способствует более продуктивному решению этих задач.

Методическая литература:

1

 

Л.Ю.Скрипник

  «Пожарная безопасность».

2006

2

 Шорыгина Т. А.

«Безопасные сказки». Беседы с детьми о безопасном поведении дома и на улице.

ТЦ Сфера

2014

3

Аралина Н. А.

Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности

«Издательство Скрипторий 2003:»

2007.

4

Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б.

Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста

«Детство-Пресс»

2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план работы по пожарной безопасности в старшей разновозрастной группе

план работы по пожарной безопасности в старшей разновозрастной группе...

Рабочие программы старшей разновозрастной группы от 4 до 7 лет и младшей разновозрастной группы от 2 до 4 лет

Рабочие программы старшей разновозрастной группы от 4 до 7 лет и младшей разновозрастной группы от 2 до 4 лет на 2017 - 2018 учебный год...

КОНСПЕКТ НОД «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» Старшая разновозрастная группа (от 5 до 7 лет) Тема: Игра «Какой». Игра «Загадки»

Программные задачи: • Подбор прилагательных к существительному.• Развитие слухового внимания; обучение умению составлять связное монологическое высказывание (толкование загадок)• в...

Парциальная программа «Краеведение» средняя и старшая группа.

Парциальная программа   «Краеведение» средняя и старшая группа....

перспективное планирование к парциальной программе «Социокультурные истоки» в старшей группе

перспективное планирование к парциальной программе «Социокультурные истоки»...

Рабочая программа образовательной деятельности в старшей разновозрастной группе

Рабочая  программа по развитию детей  старшей разновозрастной группы разработана в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой детского сада «От рождения до школы...