Рабочая программа проведения лабораторных занятий "Почемучка" (старшая разновозрастная группа)
рабочая программа (старшая группа) на тему
В детском саду создается насыщенная развивающая среда, которая становится пространством свободной личностной самореализации ребенка. Притом эту развивающую среду мы максимально расширили,создав площадку для наблюдений за явлениями природы, проложив экологическую тропу, установив партнерские отношения с Гидрометеорологической станцией и организуя постоянные целевые экскурсии на её территорию. Такая среда позволяет ввести в образовательный процесс фактор творческой непредсказуемости, и, тем самым, в максимальной степени удовлетворить тягу ребенка к событийному существованию, тягу ребенка к свободе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
laboratornaya_rabota_pochemuchka.docx | 31.93 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Верхоянский детский сад №2»
Рабочая программа
проведения лабораторных занятий
«Почемучка»
Старшая разновозрастная группа
Выполнила : Старостина А. Т.
Воспитатель
В детском саду создается насыщенная развивающая среда, которая становится пространством свободной личностной самореализации ребенка. Притом эту развивающую среду мы максимально расширили,создав площадку для наблюдений за явлениями природы, проложив экологическую тропу, установив партнерские отношения с Гидрометеорологической станцией и организуя постоянные целевые экскурсии на её территорию. Такая среда позволяет ввести в образовательный процесс фактор творческой непредсказуемости, и, тем самым, в максимальной степени удовлетворить тягу ребенка к событийному существованию, тягу ребенка к свободе.
Цель:
- создать условия для изучения особенностей климата своего района и приобщения детей к лабораторно-исследовательской деятельности, как наиболее продуктивной познавательной деятельности.
помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы.
- создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.
- развивать мелкую моторику и тактильно-чувствительность ,учить прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.
- научить детей исследовать жидкие и твёрдые тела (вода, песок, камни, воздух) в разных их состояниях
- научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования
- воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.
Задачи:
- создать кабинет и площадку для лабораторно-исследовательских работ;
- вырабатывать у каждого потребность добывать знания, навыки, необходимые для лабораторно-исследовательской деятельности.
Виды деятельности:
- диагностика исследовательских умений детей (первичная, текущая, контрольная);
- измерение наружной температуры воздуха на площадке и фиксирование в дневнике наблюдений;
-наблюдения: за погодой, ветром, дождем, грозой, снегопадом, небом, солнцем, облаками, туманами и т.д.
- во время экскурсии по гидрометеорологической станции наблюдение за трудом сотрудников ГМС;
- опыты и эксперименты (кратковременные, длительные, системные);
- игры (дидактические, развивающего характера, сюжетно-ролевые, подвижные, настольно-печатные);
- беседы с детьми о климате и природе родного района, о Полюсе холода и т.д.
- обобщение результатов исследований в виде стендовых докладов;
- ведение индивидуальных дневников наблюдений каждым ребенком;
- различные виды изодеятельности на тему «Мой Север»,
- изготовление диорам «Обитатели тайги», «Бескрайние просторы тундры», «Природные зоны Арктики»,«Подводный мир» и другие;
-изготовление календаря-макета «Тымныы о5уhа»;
- сбор гербария, природного материала.
Перспективный план проведения лабораторных занятий
Месяц | Тема | Цель | Опыт | Вывод | ||||||
сентябрь | 09.09.15 /1. | «Узнаем, какая вода» | Выявить свойства воды. | Оборудование: Баночки разного размера, аптечные пузырьки, глубокое блюдце, чайная ложка. 2 одинаковых стакана, вода и молоко, фломастеры и бумага. | Вода - прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества. | |||||
16.09.15 /2. | «Вдох – выдох: первое знакомство» | Объяснить детям, что без воздуха человек не может жить. Пронаблюдать вместе с детьми за процессом дыхания человека. | Оборудование: Часы с секундной стрелкой. | Без воздуха человек и все живые существа не могут существовать, воздух для всех живых организмов – жизнь. | ||||||
23.09.15 /3. | «Свойства мокрого песка» | Познакомить детей со свойствами песка. | Оборудование: песок, вода | Мокрый песок может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. | ||||||
30.09.15 /4. | Повторение пройденного материала | |||||||||
Октябрь | 07.10.15 /5. | «Секреты подсолнечного масла» | Расширить знания о пользе подсолнечного масла для здоровья человека. Познакомить со свойствами масла. | Оборудование: бумага, тарелка, подсолнечное масло, стакан, вода | Бумага впитывает подсолнечное масло. Подсолнечное масло не растворяется в воде. Масло полезно для человека | |||||
14.10.15 /6. | Удивительные кристаллы соли | Закрепить знания свойств соли. Изучить условия образования кристаллов. | Оборудование:стаканчики, вода, соль поваренная, нитка, карандаш | Соль состоит из кристаллов. Кристаллы соли можно вырастить дома. | ||||||
21.10.15 /7. | «У воды температура» | Расширять представления детей о свойствах воды, привлекать детей к исследовательской деятельности, учить наблюдать, сравнивать. | Оборудование: Блюдце, баночка, горячая вода из чайника, термометр | Температура у воды всегда есть, вода может быть холодной, теплой и горячей – в зависимости от температуры. Измеряют ее при помощи термометра | ||||||
28.10.15 /8. | Повторение пройденного материала | |||||||||
Ноябрь | 04.11.15 /9. | «Окрашивание воды» | Выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет | Оборудование: Емкости с водой (холодной, теплой), раствор марганцовки, палочки для размешивания, мерные стаканчики | Когда вода теплая, тем быстрее растворяется вещество. | |||||
11.11.15 /10. | «Прятки» | Углублять знания о свойствах и качестве воды; развивать любознательность; закреплять знание правил безопасности при обращении со стеклянными предметами | Оборудование: 2 колбочки ( с водой, с молоком), чайные ложки, салфетки из ткани, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка) | В прозрачной воде предметы хорошо видны, в молоке – не видны. | ||||||
18.11.15 /11. | «Как вытолкнуть воду?» | Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы | Оборудование: мерная емкость с водой, камешки, предмет в емкости | Камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду. | ||||||
25.11.15 /12 | Повторение пройденного материала | |||||||||
Декабрь | 02.12.15 /13 | «Таяние снега» | Познакомить детей со свойствами снега. | Оборудование: В маленьком тазике снег | Снег под действием температуры тает, превращаясь в воду. | |||||
09.12.15 /14 | «Красящиевещества ягод» | Познакомить детей с тем, что во всех ягодах есть сок, он имеет цвет. Показать, что если капнуть соком на бумагу или ткань, то при высыхании жидкости остается пятно такого же цвета как и сама ягода, ее сок. | Оборудование: Ягоды (брусника, голубика, охта), лист бумаги, кусок ткани | Когда капают соки ягод на одежду или на бумагу, то остается такой цвет как сама ягода | ||||||
16.12.15 /15 | «Прозрачность льда» | Познакомить со свойствами льда. | Оборудование: лед, тазик, карандаш, линейка | Предметы видны через лёд потому, что он прозрачен | ||||||
23.12.15 /16 | Опыт с водой и сахаром | Выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. | Оборудование: Емкости с водой (холодной и теплой водой), сахар - рафинад, палочки для размешивания | Чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество. | ||||||
30.12.15 /17 | Повторение пройденного материала | |||||||||
Январь | 13.01.16 /18 | «Легкий - тяжелый» | Показать детям, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу. | Оборудование: весы, гири, разные предметы (разной формы и из разных материалов). | Все предметы, которые нас окружают, состоят из разных материалов и имеют разные формы, вес. | |||||
20.01.16 /19 | «Лёд – твёрдая вода» | Познакомить детей со свойствами льда. | Оборудование: в тазике лед. | Лёд и снег – это тоже вода. | ||||||
27.01.16 /20 | Вода замерзает | Продемонстрировать детям другое состояние воды – лед, продолжать привлекать детей к исследовательской деятельности | Оборудование: лед | Одно и то же вещество может находится в разных состояниях, при оп | ||||||
Февраль | 03.02.16 /21 | Повторение пройденного материала | ||||||||
10.02.16 /22 | «Ветер по морю гуляет» | Обнаружить воздух. | Оборудование: Таз с водой, бумажный кораблик. | Пузырьки образуются, если «вдувать» воздух, и тогда он поднимается из воды на поверхность. | ||||||
17.02.16 /23 | «При замерзании вода сохраняет форму сосуда» | Познакомить детей с двумя агрегатными состояниями воды — жидким и твёрдым. Выявить свойства воды: вода окрашивается в цвет краски, Замерзает на холоде, превращается в лёд, принимает форму ёмкости, в которой находится. | Оборудование: На каждого ребёнка ёмкости различной формы, краски, кисточки, салфетки, сосуды с водой, подносы. | Вода не имеет собственной формы. Окрашивается в цвет краски. Замерзает на холоде и превращается в лёд, при этом, принимает форму ёмкости, в которой находится. | ||||||
24.02.16 /24 | «Почему все падает на землю?» | Подвести детей к пониманию, что Земля обладает силой притяжения, которая зависит от веса и площади предмета. | Оборудование: разные предметы (из дерева, металла, пластмассы, бумаги, пуха); емкость с песком, водой; два пластмассовых шарика, металлические шарики, магнит; | Земля, как магнит, обладает силой притяжения. Предметы легкие по весу, имеющие большую поверхность, в воздухе держатся дольше. Дать понять, что тяжелые предметы ударяются сильнее | ||||||
Март | 02.03.16 /25 | Повторение пройденного материала | ||||||||
09.03.16 /26 | Электричество «Шарик - помощник» | Показать детям, что электрический заряд может разделить смеси (соль, перец) | Оборудование: перец, соль, шерстяная тряпочка, шарик | Разделить смеси помог электрический заряд. Именно он притянул легкие предметы (перец) и оставило на месте тяжелые | ||||||
16.03.16 /27 | Электричество «Притягивающая прическа» | Понаблюдать, что происходит с человечками из бумаги, если протереть расческу о волосы | Оборудование: расчески, человечки вырезанные из бумаги | По действием заряженной расчески человечки поднимаются | ||||||
23.03.16 /28 | Электричество «Модная прическа» | Показать детям как происходит электричество. | Оборудование: шарики | Под действием заряженного шарика волосы притягиваются к нему | ||||||
30.03.16 /29 | Повторение пройденного материала | |||||||||
Апрель | 06.04.16 /30 | «Что растворяется в воде?» | Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ. | Оборудование: мука, сахарный песок, речной песок, пищевой краситель, стиральный порошок, стаканы с чистой водой, ложки, подносы, картинки с изображением представленных веществ. | Вода изменяет цвет, если в воду добавить краску, | |||||
13.04.16 /31 | «Все увидим, все узнаем» | Познакомить с прибором-помощником — лупой и ее назначением. | Оборудование:лупы, маленькие пуговицы, бусинки, мелкие камешки и прочие предметы для рассматривания, рабочие листы, цветные карандаши. | Дать понять, что лупа увеличивает предметы, их лучше видно. | ||||||
20.04.16 /32 | «Свет место ножниц» | Показать детям, что через увеличительное стекло с помощью света можно обрезать нить | Оборудование: увеличительное стекло с ручкой, нить черного цвета, мелкий груз (Пуговица, любая игрушка) | Нить «обрезал» свет | ||||||
27.04.16 /33 | Повторение пройденного | |||||||||
Май | 04.05.16 /34 | «Свет сквозь предметы» | Понаблюдать детям, что через свет проникает только через прозрачные предметы | Оборудование: фольга, кувшин с водой, сетка, книга, фонарик | Свет проникает через прозрачные предметы | |||||
11.05.16 /35 | «Притягивание предметов к магниту» | Проверить опытным путем, какие из предметов притягиваются магнитом. | Оборудование: ножницы, юла, шарик, ручка, магнит | Магнит притягивает все металлические предметы | ||||||
18.05.16 /36 | «Притягивание к магниту через предметы» | Понаблюдать детям, что магнит притягивает к себе металлические предметы через стекло, воду и другие предметы | Оборудование: стакан с водой, пустой стакан, скрепки, картон, магнит | Магнит может притягивать предметы через стекло, воду и другие предметы | ||||||
25.05.16 /37 | Закрепление пройденного |
Список использованной литературы:
- Ковинько Л.В. «Секреты природы – это так интересно».- М. 2004
- «Дошкольная педагогика» №10 2012,
- Е.Е. Салмина «Рабочая тетрадь по опытно – экспериментальной деятельности», 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по организации деятельности в разновозрастной группе (2-7 лет)
ПАСПОТ ПРОГРАММЫ I РАЗДЕЛ – ЦЕЛЕВОЙ1.Пояснительная записка1.1. Цели и задачи реализации Программы1.2. Принципы и подходы к формированию Программы1.3.Психолого-педагогическая характеристика особен...
Рабочая программа. Работа с родителями в разновозрастной группе
Планирование раздела работы с родителями...
рабочая программа образовательной деятельности в младшей разновозрастной группе(2-4)лет
рабочая программа составлена на основе: примерной программы " От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы,М.А.Васильевой,Т.С.Комаровой,(2010)года.ООП ДО Шелашский д/с,Устьпаденьгский д/с...
Рабочая программа воспитательно-образовательной работы младшая (разновозрастная) группа
Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности воспитателя. Рабочая програм...
Рабочая программа общеразвивающей направленности для воспитанников разновозрастной группы 3 - 5 лет (вторая младшая/средняя)
Рабочая программа (Далее - Программа) разработана в соответствии с основной образовательной программой НРМДОБУ «Детский сад «Солнышко» и отражает особенности содержания и организации...
Рабочая программа по развитию речи для разновозрастной группы (старшая и подготовительная к школе группы).
Рабочая программа по развитию речи разработана на основе основной образовательной программы группы кратковременного пребывания МБОУ «Нартасская средняя общеобразовательная школа», в ...
Рабочая программа кружка «Юный Конструктор» для разновозрастной группы «Звёздочки»
Рабочая программа по конструированию кружка "Юный Конструктор" для разновозрастной группы поможет воспитателям в работе с детьми. Дети получат знания и научатся конструировать предметы, игру...