Приложение 3 к рабочей программе "Формирование основ безопасности жизнедеятельности старшего дошкольника"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему
Педагогический мониторинг уровня освоения программы "Формирование основ безопасности жизнедеятельности старшего дошкольника"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_3pedagogicheskiy_monitoring.zip | 64.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 3
Муниципальное детское дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 56 «Северяночка»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ УРОВНЯ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА»
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………………………………………... 3
Ключи и критерии оценки проведения обследования в сфере основ безопасности жизнедеятельности
Раздел «Ребенок на улицах города»………………………………………………………………………………….......... 4
Критерии уровней Раздел: «Ребенок на улицах города»……………………………………………………………….... 7
Протокол обследования детей старшего дошкольного возраста в сфере основ безопасности жизнедеятельности
Раздел: «Ребенок на улицах города»…………………………………………………………….......................................... 8
Ключи и критерии оценки проведения обследования в сфере основ безопасности жизнедеятельности
Раздел «Ребенок дома»....................………………………………………………………………………………….......... 9
Критерии уровней Раздел «Ребенок дома»…………….…………………………………………………………………. 13
Протокол обследования детей старшего дошкольного возраста в сфере основ безопасности жизнедеятельности
Раздел «Ребенок дома»……………..……………………………………………………………………………………….. 14
Ключи и критерии оценки проведения обследования в сфере основ безопасности жизнедеятельности
Раздел «Ребенок и другие люди»....................…………………………………………………………………………….... 15
Критерии уровней
Раздел «Ребенок и другие люди»…………….………………………………………………………………………………… 17
Протокол обследования детей старшего дошкольного возраста в сфере основ безопасности жизнедеятельности
Раздел «Ребенок и другие люди»……………..……………………………………………………………………………….. 18
Ключи и критерии оценки проведения обследования в сфере основ безопасности жизнедеятельности
Раздел «Ребенок и природа»....................……………………………………………………………………………........... 19
Критерии уровней Раздел «Ребенок и природа»…………….……………………………………………………………… 23
Протокол обследования детей старшего дошкольного возраста в сфере основ безопасности жизнедеятельности
Раздел «Ребенок и природа»……………..……………………………………………………………………………………. 24
Ключи и критерии оценки проведения обследования в сфере основ безопасности жизнедеятельности
Раздел «Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка……………………………………………………………….. 25
Критерии уровней Раздел «Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка»………………………………………. 30
Протокол обследования детей старшего дошкольного возраста в сфере основ безопасности жизнедеятельности
Раздел «Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка»……………………………………………………………... 31
Литература ………………………………………………………………………………………………………………….. 32
Введение
В современных условиях развития нашего общества педагоги обращают особое внимание на личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании подрастающего поколения, на развитие творческой инициативы, индивидуальных качеств и способностей. Профессиональные умения педагога должны быть направлены не просто на контроль учебной деятельности дошкольников, а на диагностику их навыков и умений, чтобы вовремя квалифицированными действиями помочь устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний.
Личностно-ориентированное обучение предусматривает, по сути, дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития воспитанника, его способностей и задатков.
Мониторинг позволяет педагогу понять, в верном ли направлении он осуществляет свою деятельность. Он призван, во – первых, оптимизировать процесс индивидуального обучения, во – вторых , обеспечить правильное определение результатов обучения, в третьих, руководствуясь выбранными критериями, свести к минимуму ошибки в оценке знаний детей.
Главная цель мониторинга – получить не только качественно новые результаты, сколько оперативную информацию о реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования для коррекции педагогического процесса.
Во время проведения мониторинга важно поддерживать доверительную, доброжелательную атмосферу: не высказывать своего недовольства неправильными действиями детей, не указывать на ошибки, не выносить оценочных суждений, чаще говорить слова: «Очень хорошо!», «Ты молодец!», «Я вижу, у тебя все замечательно получается». Продолжительность индивидуального обследования не должна превышать 15 минут.
Предлагаемые задания рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста. Задания максимально учитывают особенности и возможности детей 5-7 лет, обеспечивают адекватное понимание ими содержания, опираются на имеющийся у старших дошкольников реальный опыт. Задания отмеченные * предназначены для детей подготовительной группы.
Результаты обследования каждого ребенка заносятся в протокол обследования детей.
Диагностические задания для определения уровня знаний, умений и навыков по основам безопасности жизнедеятельности для детей 5-7 лет разработаны на основе:
- методического пособия «Правила пожарной безопасности для детей 5-7 лет» Т.А.Шорыгина;
- методического пособия «Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице» Т.Г.Хромцова;
- методического пособия «Воспитание безопасного поведения в быту» Т.Г.Хромцова;
- методического пособия «Правила дорожные знать каждому положено» М.С.Коган.
Ключи и критерии оценки проведения обследования
в сфере основ безопасности жизнедеятельности
Раздел «Ребенок на улицах города»
№ | Ключи оценки | Содержание задания | Методика обследования | Оценка результата |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Знает и соблюдает правила дорожного движения и поведения на улице | - Что такое улица? Найди и покажи ее на картинке. -На какие части делится улица? Покажи их на картинке. -Что такое шоссе? Покажи ее на картинке. -Что такое тротуар? Для чего он предназначен. Покажи его на картинке. Как называют людей идущих по тротуару? Задание. Найди на картинке человека, которого можно назвать пешеходом. -Где люди могут переходить проезжую часть дороги? Покажи это на картинке. -Какие бывают пешеходные переходы? Задание. Найди знак, который обозначает подземный переход (наземный, пешеходный). Разложи правильно эти знаки на картинке. -Что такое перекресток? -Для чего нужен светофор? Какие сигналы подает светофор и что означает каждый сигнал? - Какие бывают светофоры? -Для кого предназначены трехцветные (двухцветные) светофоры, -Кто следит за порядком на дороге? -Какие дорожные знаки ты знаешь? Покажи их и расскажи, что они обозначают? *Задание. Рассмотри знаки и разложи их по группам: запрещающие, предупреждающие, указательные, знаки сервиса. -Какие правила нужно соблюдать при переходе проезжей части? -Кто управляет машиной? - Как называют людей, которых везут в машине, автобусе? | Педагог занимается с детьми как индивидуально, так и с подгруппой. Предлагает рассмотреть картинный материал и ответить на вопрос. В случаях, когда ребенок не может самостоятельно выполнить задание, педагог предлагает наводящий вопрос или просит ответить другого ребенка. Допустимо сопровождать обследование беседой с ребенком, в ходе которой уточняется тот или иной ответ. Методы: Беседа с использование иллюстраций, картин. (изображение улицы, перекресток, дорога. тротуар, пешеходный переход и т.д.) Упражнение – задание «Расставь знаки» | 3 балла – ребенок безошибочно отвечает на все вопросы, дает ответ в полном объеме, с заданием справляется быстро 2 балла – половина ответов дана ребенком с помощью наводящих вопросов, задание выполняет при небольшой помощи воспитателя. 1 балл - ребенок допускает большое количество ошибок или затрудняется ответить на многие вопросы, с заданием не справляется
|
Продолжение таблицы
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2. | Знает из-за чего происходят дорожно- транспортные происшествия (аварии) | - Посмотри на картинку и расскажи, кто поступает правильно. А кто неправильно. Почему? Что может произойти с детьми - Что дети делают неправильно? (Сигналы светофора) - Как нужно было поступить? -Где можно и нужно переходить проезжую часть дороги? Почему? - Где можно и где нельзя играть, кататься на велосипеде? Почему? Задание. Выбери картинки, где дети поступают правильно, и положи их в правую сторону. А где дети поступают неправильно в левую сторону. Объясни свой выбор. - Должен ли быть ребенок внимательным, играя во дворе? -Почему нельзя играть на проезжей части? -Почему нельзя играть около проезжей части? -Почему нельзя играть с мячом около проезжей части? -Почему нельзя ездить на велосипеде по проезжей части? - Почему нельзя кататься на санках около проезжей части? -Почему нельзя кататься с горки около проезжей части, даже когда машин нет? -Почему нельзя ездить по проезжей части на роликах, самокате? - Рассмотри картинку и скажи, правильно ли переходят дорогу дети? Почему? | Беседа с использованием предметных, сюжетных картинок (на картинках изображены дети, животные, которые выполняют различные действия на дороге - правильно и неправильно) Игра «Внимание дорога!» Игра «Дорожные знаки» Игра «Опасно - безопасно» | 3 балла – ребенок безошибочно отвечает на все вопросы, дает ответ в полном объеме, легко справляется с заданием. 2 балла – половина ответов дана ребенком с помощью наводящих вопросов, задание выполняет при помощи воспитателя. 1 балл – ребенок допускает большое количество ошибок или затрудняется ответить на многие вопросы, с заданием не справляется.
|
3. | Знает, почему нельзя выходить (гулять) на улицу без взрослых | -Где ребенку можно играть, когда он выходит на прогулку? -Где ты играешь, когда выходишь из дома на прогулку? Это безопасное место? Почему оно безопасное? - Должен ли быть ребенок внимательным, играя во дворе? -Можно ли детям гулять до темноты? Почему? -Может ли ребенок один гулять во дворе? -Почему нельзя выходить на улицу без взрослых? *- Играя на улице, ты нашел игрушку, что ты сделаешь: -скажешь об этом взрослым; -возьмешь ее и будешь ней играть; - пройдешь мимо. | Беседа с использованием сюжетных картинок ( на картинках изображены дети в различных ситуациях) Игра «Осторожное лото» Игровой материал |
Продолжение таблицы
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
- А ты выходишь гулять один во двор? *- Что нужно делать, если тебя насильно садят в машину? Почему? -Что ты будешь делать, если незнакомая женщина возьмет тебя за руку и поведет в соседний дом? *- Если на улице к тебе подойдут взрослые ребята и предложат пойти с ними поиграть на компьютере, что ты будешь делать? | «Как избежать неприятностей» (на улице) | |||
4. | Имеет представление о том, что нужно делать, если потерялся в магазине (на рынке) | - Что ты будешь делать, если потерялся на улице? (в магазине, рынке на пляже, на реке, в лесу и т.д.) - К кому обратишься за помощью? Как ты это сделаешь, расскажи. - Что нужно знать, чтобы тебя можно было найти? - Что нужно соблюдать, чтобы не произошло беды? - Какие ты знаешь сказки, рассказы, книги, стихи в которых рассказывается о неправильном поведении героев? Что произошло с героем? Почему такое случилось с ними? Как нужно было ему поступить? | Беседа с использованием сюжетных картинок, иллюстраций | 3 балла – ребенок правильно отвечает на все вопросы, знает, что нужно делать в заданной ситуации, легко и правильно выполняет задания. 2 балла – отвечает только на половину вопросов с помощью воспитателя., задание выполняет с ошибками. 1 балл – не знает ответа на заданные вопросы, путается при выполнении задания. |
5. | Знает и выполняет правила поведения в транспорте. | -Кто такой пассажир? - А ты часто ездишь на транспорте? -Где должен находиться пассажир, ожидающий транспортное средство? -Как должен вести себя пассажир на автобусной остановке, ожидая транспорта? -Как пассажир должен вести себя в транспорте? -Какие правила поведения в транспорте ты еще знаешь? -Представь, что ты с родителями едешь на автобусе. Какие правила надо соблюдать в общественном транспорте? Задание. Выбери картинки, на которых люди поступают правильно: мальчик уступил место старушке и т.д. | Беседа с использованием сюжетных картинок, иллюстраций ( дети находятся в транспорте, ведут себя правильно и неправильно,) |
Критерии уровней
Раздел: «Ребенок на улицах города»
Уровень критерий | Старшая группа | Подготовительная группа | Баллы |
Высокий | Дети свободно разбираются в понятиях: город, улица, транспорт; дорога, тротуар проезжая часть, различают и называют некоторые дорожные знаки, о назначении светофора, называют элементы дорог; Знают и выполняют правила дорожного движения и правила поведения на улице, в транспорте. | Дети разбираются в понятиях, что такое город, улица, транспорт, дорога, тротуар, проезжая часть, перекресток, пешеходный переход. Дети в совершенстве владеют знаково– символической системой: дорожные знаки, разметка дорог, элементы; дети владеют умением передавать в рисунке дорожную обстановку; отличать и оценивать правильное и неправильное поведение; в совершенстве владеют адекватными знаниями о поведении пешеходов и пассажиров. Знают и выделяют причины дорожно - транспортных происшествий. | Баллы с 28 и более |
Средний . | Дети с помощью воспитателя разбираются в понятиях, что такое город, улица, транспорт. Различают и называют, что обозначают некоторые дорожные знаки; о назначении светофора, называют элементы дорог (шоссе, тротуар). Называют правила поведения на дороге, улице, в транспорте, но не могут объяснить их значение. | Дети при незначительной помощи взрослого разбираются, в понятиях что такое город, улица, транспорт; на основе информационно-поискового сотрудничества со взрослыми; владеют знаково-символической системой; владеют умением передавать в рисунке дорожную обстановку; умеют отличать и оценивать правильное и неправильное поведение, но недостаточно обдумывают ход выполненных действий. | Баллы с 11 -27 |
Низкий | Дети не разбираются в понятиях, что такое город, улица, транспорт. Не называют цвета светофора; не умеют передавать в рисунке дорожную обстановку; не умеют оценивать правильное и неправильное поведение пешеходов, пассажиров; не знают правил этичного и безопасного поведения в городском транспорте. | Дети не проявляют инициативу познания нового. Плохо разбираются в знаково-символической системе, умение передавать в рисунке дорожную обстановку, полностью зависит от взрослого; нуждаются в постоянном контроле; не проявляют интереса в совершенстве владеть знаниями о поведение пешеходов и пассажиров. | Баллы с 5-10 |
Протокол обследования детей старшего дошкольного возраста
в сфере основ безопасности жизнедеятельности
Раздел: «Ребенок на улицах города»
Группа ___________________________________ Воспитатели________________________________
Дата проведения_____________________________
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Знает и соблюдает правила дорожного движения и поведения на улице | Знает из-за чего происходят дорожно- транспортные происшествия ( аварии) | Знает, почему нельзя выходить (гулять) на улицу без взрослых | Имеет представление о том, что нужно делать, если потерялся в магазине ( на рынке) | Знает и выполняет правила поведения в транспорте. | Итог | ||||||||||||
н.г | с.г. | к.г. | н.г | с.г. | к.г. | н.г | с.г | к.г | н.г. | с.г. | к.г. | н.г. | с.г. | к.г. | н.г. | с.г. | к.г. | ||
Высокий - чел. %, Средний - чел. %, Низкий - чел, % |
Раздел «Ребенок дома»
№ | Ключи оценки | Содержание задания | Методика обследования | Оценка результата |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Знает свой домашний адрес | - Кто ты (девочка или мальчик)? - Назови свою фамилию, имя, отчество. - Сколько тебе лет? А сколько будет через год, через два года? - Назови свой домашний адрес. -С кем ты живешь? - Как зовут твою маму ( папу, брата, сестру, бабушку и т.д. ? - Кем работает твоя мама (твой папа)? - Как называется наш город? - Как называется улица, где ты живешь? *- Как называется детский сад, который ты посещаешь? Какой у него номер? А знаешь ли ты его адрес? | Беседа по вопросам с детьми. | 3 балла – ребенок безошибочно отвечает на все вопросы, дает ответ в полном объеме. 2 балла – половина ответов дана ребенком с помощью наводящих вопросов. 1 балл - ребенок допускает большое количество ошибок или затрудняется ответить на многие вопросы. |
2. | Знает, что нужно делать, когда находится один дома, а в дверь ( или телефон) звонят незнакомые люди | -Ты остаешься дома один/одна? - Чем ты занимаешься? - Если в дверь звонит соседка, что ты будешь делать? (милиционер, незнакомый человек и т.д.) -У тебя дома есть телефон? - С кем ты разговариваешь по телефону? - Представь, что ты дома один и вдруг зазвонил телефон. Ты поднимаешь трубку, и незнакомый голос спрашивает твоих родителей. Что ты ответишь? - Представь, что ты дома один и вдруг позвонили в дверь. Твои действия? - Находясь дома один, ты услышал, как кто-то пытается открыть дверной замок. Как ты будешь действовать: - спросишь: «Кто там?» и откроешь дверь; -будешь молчать; -громко позовешь кого-нибудь из родителей, хотя дома никого нет). | Беседа по вопросам с детьми. Игра «Кому открыть дверь?» Игра-практикум «Звонит телефон», «Звонок в дверь» |
Продолжение таблицы
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3. | Правильно (сточки зрения безопасности) ведет себя в помещении ( не подходит к открытому окну, на балконе, не играет с электрическими приборами и розетками и т.п.) | - Какие правила безопасного поведения ты знаешь? (не уходит с территории д/с, не выходит на проезжую часть улицы, нельзя брать непонятные и незнакомые предметы, осторожно пользоваться ножом, ножницами, иголкой, нельзя брать спички и т.д.) - Ты выполняешь эти правила? Почему? - Как ты ведешь себя в группе, помещении? - Какие ребята на картинках не правильно себя ведут. Почему? (нельзя залазить на подоконник, играть с электрическими приборами и т.д.) | Беседа по вопросам с использованием картинок, иллюстраций. Игровой материал «Как избежать неприятностей» ( дома) | 3 балла – ребенок правильно отвечает на все вопросы, знает, что нужно делать в заданной ситуации, легко и правильно выполняет задания. 2 балла – на вопросы отвечает однозначно не умеет дать объяснение, задание выполняет при помощи воспитателя. 1 балл – не знает ответа на заданные вопросы, путается при выполнении задания. |
4. | Знает и руководствуется в действиях правилами безопасности ( не уходит из дома, с территории ДОУ, осторожно пользуется ножом, вилкой) | - Ты остаешься дома один/одна? - Чем ты занимаешься? - Представь, мама с папой ушли в гости, а тебя оставили дома одну (одного), в окно ты увидела, что во дворе играет твоя подружка. Что ты сделаешь? *- Ты гуляешь с подружкой во дворе, она предложила тебе пойти в гости к своей подруге. Как ты поступишь? - Вы вышли на прогулку в детском саду, и тебе захотелось домой к маме. Что ты будешь делать? - Как ты думаешь, можно ли детям гулять до темноты? Почему? Задание. Посмотри на картинки и скажи, кто поступает правильно, а кто нет. Объясни, почему ты так считаешь. - Почему нужно осторожно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом). - Покажи на картинке: - какими предметами на кухне (в спальне, игровой, комнате) ты можешь пользоваться самостоятельно; -только с разрешения взрослых и под их присмотром; - какими предметами тебе пользоваться запрещено. | Беседа по вопросам с детьми с использованием сюжетных картинок Игра « Один дома» |
Продолжение таблицы
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
5. | Знает предметы, которые могут быть источником опасности | Задания. Выбери на картинке безопасные (опасные ) предметы. Объясни свой выбор. - Выбери предметы, которые могут причинить вред здоровью человека (стать причиной ожога, пореза, ударить током , ушиб). - Как ты думаешь, можно детям самостоятельно включать в розетку электроприборы? Почему? - Какие инструменты ты знаешь? - Какие инструменты есть у тебя дома? Расскажи, какие правила безопасности нужно соблюдать, когда работаешь: -с молотком; -клещами; -отверткой; -шилом. - Почему нельзя играть с инструментами? - Где нужно хранить инструменты? - Где нужно хранить принадлежности для шитья? - Какие правила следует соблюдать при работе со швейной иглой, ножницами? - Какой вред могут причинить вязальные спицы и крючки? | Беседа по вопросам с использованием предметных картинок Игра «Опасные – безопасные». Игра «Найди опасный предмет» Игра «Четвертый лишний» Игра «Разложи предметы по местам» | 3 балла – ребенок безошибочно определяет предметы, которые могут быть опасны и безопасны для человека. Дает полные ответы на все вопросы, правильно выполняет задания. 2 балла – ребенок дает ответ только на половину вопросов с некоторой помощью воспитателя, с заданием справляется при помощи воспитателя. 1 балл – не отвечает на заданные вопросы, с заданием не справляется. |
6. | Знает и выполняет правила безопасного обращения с огнем | - Видел ли ты огонь свечи, костра? - Назови несколько причин, по которым в квартире может возникнуть пожар. - При праздновании Нового года все украшают елки. А чем вы украшаете дома елку? - Вы зажигаете свечки на елке? - Где ты зажигаешь бенгальские огни, фейерверки, хлопушки? Почему? - А ты самостоятельно это делаешь или со взрослыми? - Ты берешь спички, зажигалки без разрешения взрослых? Почему? Задание. Выбери предметы, которые могут стать причиной пожара. *Выбери предметы, из-за которых может возникнуть огонь. | Беседа по вопросам с детьми, сюжетные картинки, предметные картинки. Игра «Сигналы огня – сигналы солнца» |
Продолжение таблицы
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
7. | Имеет представление о правилах пожарной безопасности | *- Какие перечисленные действия могут привести к пожару? Объясни свой выбор: -рисование; -поджигание бумаги; -вырезание и склеивание из бумаги; -игра с зажигалкой; -зажигание свечки; -прыгание через скакалку; -поджигание сухой травы и листвы. Задание. Выбери предметы, которые могут стать причиной пожара. Найди картинки с электроприборами. - Какие правила безопасности нужно соблюдать при пользовании электроприборами ( утюгом, магнитофоном, телевизором и т.д.)? - Как ты думаешь, можно детям самостоятельно включать в розетку электроприборы? Почему? - Какие правила пожарной безопасности ты соблюдаешь дома? | Беседа по вопросам с использованием предметных картинок Игра «Опасные – безопасные». Игра «Найди опасный предмет» Игра «Четвертый лишний» | 3 балла – ребенок правильно отвечает на все вопросы, знает, что нужно делать в заданной ситуации, легко и правильно выполняет задания. 2 балла – на вопросы отвечает однозначно не умеет дать объяснение, задание при помощи воспитателя. 1 балл – не знает ответа на заданные вопросы, путается при выполнении задания. |
Критерии уровней
Раздел: «Ребенок дома»
Уровень критерий | Старшая группа | Подготовительная группа | Баллы |
Высокий | Дети знают и называют свое имя, фамилию, домашний адрес. Имеют представления о предметах бытовой техники, инструментах используемых дома и в детском саду. Умеют с помощью картинок показать и рассказать, каких ситуаций надо избегать, чтобы не причинить травму себе и другому. Знает как нужно себя вести, когда он остается дома один. | Дети свободно называют свое имя. фамилию, домашний адрес. Умеют отличать и оценивать правильное и неправильное поведение детей в ситуациях, когда одни находится дома. Может классифицировать предметы по по степени опасности причинения вреда человеку. В совершенстве владеют адекватными знаниями о правильном поведении в опасных ситуациях в детском саду и дома. | Баллы с 31 и более |
Средний . | Дети с помощью воспитателя называют свое имя, фамилию, домашний адрес. Называют предметы бытовой техники, инструментов используемых дома и в детском саду, но не могут назвать травму, которую может причинить этот предмет, при неправильном его использовании. Знает как нужно себя вести , когда остается дома один, но не осознает свои действия | Дети при незначительной помощи называют имя фамилию, домашний адрес. Умеют отличать и оценивать правильное и неправильное поведение, но недостаточно обдумывают ход выполненных действий. Определяют предметы, которые могут стать источником травмы, пожара. Знает о безопасном поведении в опасных ситуациях в детском саду и дома , но не осознанно к ним относится. | Баллы с 14 -30 |
Низкий | Дети не могут назвать свое фамилию. домашний адрес. Не могут назвать предметы являющиеся источниками опасности. Не могут рассказать по картинке почему данная ситуация может быть опасна. Не знают правил безопасного поведения в ситуации когда остаешься дома один. | Дети не проявляют инициативу познания нового. Не проявляют интереса в совершенстве владеть знаниями о безопасном поведении в быту. Знают только свое имя и фамилию. Не знают своего домашнего адреса. Не могут назвать предметы являющиеся источниками опасности. Не могут рассказать по картинке почему данная ситуация может быть опасна. Не знают правил безопасного поведения в ситуации когда остаешься дома один. | Баллы с 7-15 |
Протокол обследования детей старшего дошкольного возраста
в сфере основ безопасности жизнедеятельности
Раздел: «Ребенок дома»
Группа ____________________________________ Воспитатели________________________________
Дата проведения_____________________________
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Знает свой домашний адрес | Знает, что нужно делать, когда находится один дома, а в дверь ( или телефон) звонят незнакомые люди | Правильно ( сточки зрения безопасности) ведет себя в помещении ( не подходит к открытому окну, на балконе, не играет с электрическими приборами и розетками и т.п.) | Знает и руководствуется в действиях правилами безопасности ( не уходит из дома, с территории ДОУ, | Знает предметы, которые могут быть источником опасности | Знает и называет причины возникновения пожара | Знает и выполняет правила пожарной безопасности | Итог | ||||||||||||||||
н.г | с.г | к.г | н.г | с.г | к.г | н.г | с.г | к.г | н.г | с.г | к.г | н.г | с.г | к.г | н.г | с.г | к.г | н.г | с.г | к.г | н.г | с.г | к.г | ||
Высокий - чел. %, Средний - чел. %, Низкий - чел, % |
Раздел «Ребенок и другие люди»
№ | Ключи оценки | Содержание задания | Методика обследования | Оценка результата |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Знает и соблюдает правила безопасного поведения в играх детьми | - Ты любишь играть? - С кем ты играешь в группе? - Какие твои любимые игры (игрушки)? - Если кто - из детей возьмет игрушку, которой ты хочешь играть. Твои действия? - Ты видишь, что дети ругаются из-за игрушки, что ты сделаешь? -Представь, ты играл игрушкой (машинкой, куклой), подошел мальчик или девочка и стал отбирать у тебя игрушку, что ты бы сделал? - Дети играют в интересную игру «Путешествие», тебе захотелось играть, но тебя не берут, что ты предпримешь? -Посмотри на картинку и расскажи, что здесь случилось? Кто из детей поступает правильно, а кто неправильно. Почему? А как бы поступил ты? | Беседа по вопросам с использованием картинок, Сюжетные картинки: дети дерутся из-за игрушки. Дети играют во дворе, в песочнице, катаются на качелях. | 3 балла – ребенок безошибочно отвечает на все вопросы, дает ответ в полном объеме, легко справляется с заданием. 2 балла – половина ответов дана ребенком с помощью наводящих вопросов, в задании путается с ответами. 1 балл - ребенок допускает большое количество ошибок или затрудняется ответить на многие вопросы, с заданием не справляется. |
2. | Сознательно действует в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе, выраженными в понятиях «хорошо», «плохо», «можно», «нельзя», «нужно». | - Как ты понимаешь слова: плохо, хорошо, нельзя, можно, нужно? -Когда ты приходишь в детский сад и видишь воспитателя, взрослых людей, детей, что ты им говоришь? Как ты думаешь, ты поступаешь хорошо? Почему? - Посмотри на картинки, и скажи, кто поступает плохо? Почему? -В каких случаях говорят слово «нельзя» ( «можно»). *Задание. Подбери картинки, к которым можно применить эти слова. Объясни свой выбор. - Как ты думаешь, в каких случаях говорят слово «Нужно»? | Беседа по вопросам с использованием картинок, Игра «Опасно- безопасно» |
Продолжение таблицы
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3. | Имеет представление о том, что нельзя общаться с незнакомыми людьми (брать конфеты, игрушки, садиться в машину и т.д.) | -Кто такие незнакомые люди? -Ты разговариваешь с незнакомыми людьми на улице? А когда они тебя о чем - то спрашивают? -Если тебе незнакомая женщина (мужчина) предложит конфету, что ты будешь делать? -Что ты будешь делать, если незнакомая женщина возьмет тебя за руку и поведет в соседний дом, сказав, что об этом попросила твоя мама (так как она находится там)? - Представь, что подъехала машина и мужчина предлагает тебе посмотреть на маленького щеночка, но он находится у него дома и он предлагает тебе проехать вместе с ним. Твои действия? - Если на улице к тебе подойдут взрослые ребята и предложат пойти с ними поиграть на компьютере, что ты будешь делать? Задание. Выбери картинки, на которых дети поступают неправильно. Расскажи, к чему это может привести? | Беседа по вопросам с использованием сюжетных картинок, | 3 балла – ребенок правильно отвечает на заданные вопросы, правильно определяет профессию человека и безошибочно находит орудия труда, легко справляется с выполнением задания. 2 балла – половина ответов дана ребенком с помощью наводящих вопросов, в задании допускает ошибки. 1 балл - на заданные вопросы не отвечает, или дает ответ только на несколько вопросов, при выполнении задания испытывает затруднения. |
4. | Имеет представление о работе милиционеров, инспекторов ГИБДД, пожарных, спасателей, врачей | -Посмотри на картинки и назови профессии этих людей (милиционер, спасатель, инспектор ГИБДД, врач, пожарный). - Для чего нужна профессия милиционера (спасателя, врача, пожарного). Что он делает? Задание. Выбери картинки с предметами , которые необходимы для работы милиционеру (спасателю, врачу, пожарному). | Беседа по вопросам с использованием картинок. Игра «Кому, что нужно для работы» | |
5. | Знает телефоны экстренных служб (спасения, милиции, пожарной части, «скорой помощи»). В каких ситуациях их вызывают. | - Посмотри на картинку и скажи, кому звонит мальчик? (милиционеру, пожарному). Почему ты так думаешь? - Расскажи, в каких случаях звонят по телефону «01», («02», «03», «04», «912»). - Что нужно сообщить когда звонишь - в пожарную службу «01» ( «02», «03», «04», «912»). -По какому номеру ты позвонишь, если увидишь, что: -бабушке стало плохо; -в твою квартиру стучит незнакомый человек; -произошло возгорание предмета. *-Знаешь ли ты что такое МЧС? В каком случае туда обращаться? Как туда позвонить? | Беседа по вопросам с использованием картинок. Игрушечный телефон. Игра «Кому звонят». Игра «Телефоны служб» Игра –практикум «Вызываем службу» |
Критерии уровней
Раздел: «Ребенок и другие люди»
Уровень критерий | Старшая группа | Подготовительная группа | Баллы |
Высокий | Дети знают о правилах безопасного поведения в играх. Разбираются в понятиях: «хорошо», «плохо», «можно», «нельзя», «нужно» Знают что нельзя заводить разговор с незнакомыми людьми , брать у них предметы. вещи, конфеты и т.д. Имеют представления о профессиях людей: врача, спасателя, пожарного, милиционера. Знают телефоны экстренных служб. | Дети знают и соблюдают правила безопасного поведения в играх. Умеют оценить обстановку правильного и неправильного поведения человека. Сознательно действует в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе, выраженными в понятиях: «хорошо», «плохо», «можно», «нельзя», «нужно». Владеют знаниями безопасного поведения при общении с незнакомыми людьми Имеют представления о профессиях людей: врача, спасателя, пожарного, инспектора ГИБДД, милиционера, их значении для человека. Знает телефоны экстренных служб, и в каких ситуациях их вызывают. | Баллы с 28 и более |
Средний . | Дети с помощью воспитателя определяют правила безопасного поведения в играх со сверстниками как на улице. так и в помещении. Называют профессии людей, находят их на картинках, но не указывают действия. Знают телефоны врача, милиции, пожарных. | Дети при незначительной помощи умеют оценить обстановку правильного и неправильного поведения человека и недостаточно обдумывают ход выполненных действий. Знают правила безопасного поведения в играх. Владеют знаниями безопасного поведения при общении с незнакомыми людьми. Имеют представления о профессиях людей: врача, спасателя, пожарного, инспектора ГИБДД, милиционера. Знает телефоны экстренных служб, и в каких ситуациях их вызывают. | Баллы с 11 - 27 |
Низкий | Дети не разбираются в понятиях: «хорошо», «плохо», «можно», «нельзя», «нужно» Не осознают безопасность при общении с незнаковыми людьми. Определяют профессии людей: врача, пожарного, милиционера, но не могут рассказать о значения этих профессий для безопасности человека. Не знают, что делать в различных жизненных ситуациях и к кому можно обратиться за помощью. | Дети не проявляют инициативу познания нового. Плохо разбираются в понятиях: «хорошо», «плохо», «можно», «нельзя», «нужно». Не имеют представлений о безопасном поведении при общении с незнакомыми людьми. Скудные представления о представителях таких профессий как спасатель, врач, пожарный, милиционер и т.д. Не знают, куда можно обратиться за помощью, и не проявляют к этому познавательного интереса. | Баллы с 5-10 |
Протокол обследования детей старшего дошкольного возраста
в сфере основ безопасности жизнедеятельности
Раздел: «Ребенок и другие люди»
Группа ___________________________________ Воспитатели________________________________
Дата проведения_____________________________
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Знает и соблюдает правила безопасного поведения в играх детьми | Сознательно действует в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе, выраженными в понятиях «хорошо», «плохо», «можно», «нельзя», «нужно». | Имеет представление о том, что нельзя общаться с незнакомыми людьми (брать конфеты, игрушки, садиться в машину и т.д.). | Имеет представление о работе милиционеров, инспекторов ГИБДД, пожарных, спасателей, врачей. | Знает телефоны экстренных служб (спасения, милиции, пожарной части, «скорой помощи»). В каких ситуациях их вызывают. | Итог | ||||||||||||
н.г. | с.г. | к.г. | н.г | с.г. | к.г. | н.г | с.г | к.г | н.г. | с.г. | к.г. | н.г. | с.г. | к.г. | н.г. | с.г. | к.г. | ||
Высокий - чел. %, Средний - чел. %, Низкий - чел, % |
Раздел «Ребенок и природа »
№ | Ключи оценки | Содержание задания | Методика обследования | Оценка результата |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Имеет представления о сезонных изменениях в природе | Посмотри на картинки и скажи, какие времена года на них изображены. Почему ты так думаешь? - Какие признаки осени (зимы, весны, лета) ты знаешь? - Какие изменения происходят у насекомых с приходом осени (весны, зимы, лета)? - Какие изменения происходят осенью (весной, зимой, летом) в жизни деревьев, растений и кустарников? - Какие изменения происходят осенью (весной, зимой, летом) в жизни животных? - Какие изменения происходят осенью (весной, зимой, летом) в жизни птиц? - Как люди реагируют на изменения в природе осенью (зимой, весной, летом)? - Что делают люди осенью (весной, летом, зимой) в полях, огородах, садах. | Беседа с детьми по картинкам, где представлены все сезоны года. | 3 балла – ребенок имеет достаточно полные представления о сезонных изменениях в природе, дает полные ответы на вопросы. 2 балла – ребенок допускает ошибки при ответах на вопросы, , дает ответ с помощью наводящих вопросов. 1 балл - имеет слабые представления о сезонных изменениях в природе, Допускает большое количество ошибок при ответах на вопросы. |
2. | Имеет представления как человек справляется со стихийными бедствиями, авариями | - Кого называют спасателями? *- Если идут сильные дожди и заливают деревни, города, поселки, ты знаешь, как называется это явление? *-Что делают люди в таких ситуациях? *- Если начался ураган, пострадали люди, кто им оказывает помощь? - Как ты думаешь, почему происходят на дорогах аварии? - Что нужно делать, чтобы избежать аварий на дороге? - Ты видел по телевизору стихийные бедствия? - Что делали люди в этих ситуациях? | Беседа по вопросам с детьми., картинкам стихийных бедствий. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3. | Имеет представления о лекарственных растениях, лесных ягодах и грибах ( съедобных и ядовитых) | - Посмотри на картинки и расскажи что на них изображено. - Как можно назвать одним словом эту группу предметов (растения, ягоды, грибы). - Почему некоторые растения называют лекарственными? - Какие ядовитые растения ты знаешь? - Чем они опасны? *Задание. Выбери растения, которые относятся к лекарственным. Объясни свой выбор. Выбери картинки, на которых изображены ягоды. -Чем они полезны для человека? Задание. Выбери картинки, на которых изображены грибы, на зеленую карточку положи все съедобные грибы, а на красную все ядовитые. Объясни свой выбор. - Можно употреблять в пищу незнакомые грибы? Почему? *- Если человек отравился ядовитыми грибами или ягодами как ему оказать помощь? | Беседа с детьми по картинкам, где представлены растения (лекарственные), ягоды, грибы (съедобные и ядовитые) Игра «Съедобные-ядовитые» Игра «Собери в корзинку грибы» | 3 балла – ребенок хорошо осведомлен о лекарственных растениях, съедобных и ядовитых ягодах и грибах, .дает ответы на все вопросы , с заданием справляется правильно.
2 балла – ребенок дает ответы, половину из них при помощью наводящих вопросов , с заданием справляется, но допускает ошибки. 1 балл – ребенок затрудняется в ответах, с заданием справляется с трудом или вообще не может его выполнить. |
4. | Знает правила поведения в природе | - Назови правила поведения в природе. - Почему нельзя разводить костер в лесу? - Почему нельзя разорять птичьи гнезда? - Что произойдет, если в лесу не будет птиц? - Почему нельзя рвать цветы в большом количестве? - Почему нельзя разорять муравейник? - Почему нельзя брать зверей домой? - Почему в лесу надо соблюдать тишину? - Почему нельзя бросать в лесу мусор? Задание. Рассмотри картинки и скажи, какие действия вредят природе, а какие помогают ей? | Беседа по вопросам с детьми. Использованием экологических знаков. Сюжетные картинки о действиях приносящих вред и пользу природе. Игра «Веселая и грустная полянка» |
Продолжение таблицы
Продолжение таблицы
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
5. | Знает о добродушном и угрожающем поведении животных. Осторожен при встрече с животными. | - У тебя дома есть животные? Какие? - Как ты с ними общаешься? -Можно ли мешать собаке, когда она ест? Почему? - А когда можно трогать, гладить животных? - Можно ли трогать бездомных кошек и собак? Почему? - Если привязалась за тобой бездомная собака, можно от нее убегать? Почему? - Почему нельзя дразнить собак, махать на нее руками? - Что может произойти, если их раздразнить? *- Почему собаки особенно насторожены, если рядом с ними щенки? Задание. Рассмотри картинки и соедини стрелками попарно: неправильное поведение ребенка и его последствия. - Назови правила поведения, которые нужно соблюдать при встрече с незнакомыми животными. | Беседа по вопросам с детьми, сюжетным картинкам. Игра «Найди пару» | 3 балла – ребенок знает ответы на вопросы, выполняет задание правильно и умеет объяснить свой выбор.
2 балла – ребенок отвечает на вопросы педагога, допускает ошибки, некоторые вопросы вызывают затруднения. С помощью дополнительных вопросов выполняет задания.
1 балл – ребенок имеет отрывочные знания и навыки экологически целесообразного поведения дома, в городе, в лесу, допускает большое количество ошибок при выполнении задания. |
6. | Проявляет навыки экологически целесообразного поведения дома, в городе, в лесу | - Куда дома ты выбрасываешь мусор? - Почему дома, в детском саду надо следить за чистотой в помещении? - Ты съел конфету на улице, куда ты выбросишь фантик? - Что делают люди, чтобы было чисто в помещении? - Что ты делаешь для того чтобы в доме, в детском саду было чисто? - Что делают люди, чтобы наш город был чистым? - Кто убирает улицы? - А ты соришь на улице? -Когда ты приходишь в лес, с родителями отдохнув, куда вы выбрасываете мусор? Почему? - Для чего нужно соблюдать чистоту в лесу, городе, дома? - Что может произойти, если люди будут сорить и не убирать за собой мусор? | Беседа по вопросам с детьми. Наблюдения в группе, на участке. |
Продолжение таблицы
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
7. | Знает и выполняет правила безопасности на воде | - Ты любишь купаться? - Ты ездил с родителями на море? - Ты умеешь плавать? - Когда ты купался в воде твои мама и папа были с тобой рядом? - Если ребенок не умеет плавать, что ему нужно? - Могут ли дети твоего возраста самостоятельно купаться на матраце? Почему? - Что обозначает этот знак (купание запрещено)? - Можно купаться там, где стоит этот знак? Почему? - Можно ли в воде друг друга окунать с головой, толкаться. баловаться? Почему? - Можно прыгать в воду с обрыва? Почему? - Могут ли дети одни ходить на водоем? - Осенью и весной речки, водоемы покрываются льдом. Можно в это время переходить речку? Почему? - Назови, какие правила безопасного поведения на воде ты знаешь? - К чему может привести несоблюдение этих правил? *- Ты знаешь, как можно оказать помощь утопающему на воде? Задание. Рассмотри картинки и выбери те, на которых ребята поступают неправильно. Объясни свой выбор. | Беседа по вопросам с детьми. Сюжетные картинки с изображением детей на воде. Игра «Найди пару» | 3 балла – ребенок безошибочно отвечает на все вопросы, дает ответ в полном объеме, знает правила поведения на воде, легко справляется с заданием, умеет объяснить свой выбор. 2 балла – половина ответов дана ребенком с помощью наводящих вопросов, задание выполняет правильно, но не умеет объяснить свой выбор. 1 балл - ребенок допускает большое количество ошибок или затрудняется ответить на многие вопросы, с заданием не справляется. |
Критерии уровней
Раздел: «Ребенок и природа»
Уровень критерий | Старшая группа | Подготовительная группа | Баллы |
Высокий | Дети имеют представления о изменениях в природе и соответственно как оно может влиять на здоровье человека.; Знают и могут определить съедобные и несъедобные растения, ягоды, грибы. Знают правила поведения в природе. Знает об угрожающем поведении животных, осторожен при встрече с ними. Знает правила безопасного поведения на воде. | Дети умеют сопоставлять и определять причинно-следственные связи живой и неживой природы и влияние их на здоровье и безопасность человека. Знают, названия съедобных и ядовитых растений, ягод, грибов, Находить их на картинках., и назвать их отличительные особенности. Знают и соблюдают правила безопасного поведения в природе. В совершенстве владеет знаниями безопасного обращения с животными. Соблюдает правила безопасности на воде, Называет последствия неправильного поведения у реки на незнакомых водоемах и т.д. | Баллы с 37 и более |
Средний . | Дети с помощью воспитателя называют сезонные изменения в природе и о том как оно влияет на здоровье и безопасность человека Называют растения, ягоды, грибы, которые могут быть опасны для здоровья человека,. Различают и называют, опасные ситуации при встрече с животными. Знают правила безопасного поведения на воде. | Дети при незначительной помощи разбираются, в причинно-следственных связях живой и неживой природы, влияние их на здоровье и безопасность человека. Разбираются в понятиях, съедобные и ядовитые растения Знают правила безопасного поведения в природе. Владеют знаниями безопасного поведения при встрече с животными. Знают последствия несоблюдения правил поведения на воде. | Баллы с 19 -36 |
Низкий | Дети не определяют влияние сезонных изменений на здоровье и безопасность человека. Не могут назвать и найти на картинках растения, ягоды, грибы опасные для жизни и здоровья человека. Не умеют оценивать правильное и неправильное поведение человека при встрече с животными, в природе, на воде. | Дети не проявляют инициативу познания нового, причинно-следственных связей живой и неживой природы. Умение находить на картинках ядовитые растения, грибы, ягоды полностью зависит от взрослого; нуждаются в постоянном контроле; не проявляют интереса в совершенстве владеть знаниями о безопасном поведении с животными, в природе и на воде. | Баллы с 7-18 |
Протокол обследования детей старшего дошкольного возраста
в сфере основ безопасности жизнедеятельности
Раздел: «Ребенок и природа»
Группа ___________________________________ Воспитатели________________________________
Дата проведения_____________________________
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Имеет представления о сезонных изменениях в природе | Имеет представлении я как человек справляется со стихийными бедствиями, авариями | Имеет представления о лекарственных растениях, лесных ягодах и грибах( съедобных и ядовитых) | Знает правила поведения в природе | Знает о добродушном и угрожающем поведении животных. Осторожен при встрече с животными. | Проявляет навыки экологически целесообразного поведения дома, в городе, в лесу. | Знает и выполняет правила безопасности на воде | Итог | ||||||||||||||||
н.г | с.г | к.г | н.г | с.г | к.г | н.г | с.г | к.г | н.г | с.г | к.г | н.г | с.г | к.г | н.г | с.г | к.г | н.г | с.г | к.г | н.г | с.г | к.г | ||
Высокий - чел. %, Средний - чел. %, Низкий - чел, % |
Раздел «Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка»
№ | Ключи оценки | Содержание задания | Методика обследования | Оценка результата |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Дает определение понятию здоровья | - Что обозначает слово Здоровье? - Кого можно назвать здоровым человеком? - Ты себя считаешь здоровым человеком? Почему? - Как ты думаешь, человеку полезно заниматься спортом для сохранения здоровья человека или нет? Задание. Посмотри на картинки и выбери те, которые полезны для здоровья человека и положи их на зеленую карточку. А те картинки, которые вредны для здоровья человека, положи на красную карточку. - Какие правила нужно соблюдать, чтобы оставаться здоровым человеком? | Беседа с детьми по вопросам, сюжетным картинкам. Игра «Полезно и вредно» | 3 балла - понятие «здоровье» рассматривает как единое целое, состоящее из нескольких взаимосвязанных компонентов. Дает полные и правильные ответы на все вопросы, задание выполняет правильно. 2 балла – при определении понятия «здоровье» выделяет только один-два его аспекта. Ответы дает при помощи наводящих вопросов и с помощью воспитателя, путается в выполнении задания. 1 балл – затрудняется ответить, с заданием не справляется. |
2. | Имеет сведения об инфекционных заболеваниях | - Ты болеешь часто или нет? - А ты знаешь, как называлась твоя болезнь? - Что ты делал, когда болел? - Как ты думаешь, почему человеку нельзя выходить из дома, когда он болеет? - Ты знаешь, что такое грипп? - Почему во время чихания, кашля, нужно прикрывать нос платком? - Может ли больной человек заразить своей болезнью здорового человека? - Что нужно делать, чтобы этого не произошло? *- Перечисли болезни, которые ты знаешь. - Для чего нужно проветривать помещение? - Какие правила нужно соблюдать, чтобы не заболеть? | Беседа с детьми по вопросам. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3. | Знает части тела человека и функции отдельных органов | - Кто это? - Из каких частей состоит тело человека? - Как ты думаешь, у человека есть главные части тела? Какие? Назови их. Почему эти части тела главные? - Может ли человек прожить без руки? А без головы? - Для чего человеку нужны руки? Ноги? Туловище? Голова? *- Что находится внутри туловища? Назови, пожалуйста, если знаешь? *- Для чего человеку сердце? Мозг? *- Как ты думаешь, нужно ли беречь внутренние органы? Почему? - Как ты думаешь, нужно ли беречь руки, ноги, голову от травм, ушибов, порезов? Почему? | Беседа с детьми по картинке ( изображение человека, его строение внутренние органы. Игра «Из чего я состою» | 3 балла – ребенок безошибочно отвечает на все вопросы, дает ответ в полном объеме, знает правила личной гигиены, легко справляется с заданием, умеет объяснить свой выбор. 2 балла – половина ответов дана ребенком с помощью наводящих вопросов, задание выполняет правильно, но не умеет объяснить свой выбор. 1 балл - ребенок допускает большое количество ошибок или затрудняется ответить на многие вопросы, с заданием не справляется. |
4. | Умеет определять свое состояние здоровья | - Как ты себя чувствуешь сейчас? - Ты сейчас здоровый человек? - Когда ты заболеваешь, что ты чувствуешь? - Назови признаки болезни. | Беседа с детьми по вопросам. | |
5. | Знает и соблюдает правила личной гигиены | - Что такое личная гигиена? - Для чего ее нужно соблюдать? - Что делает девочка? - Зачем она хочет помыть руки? Зачем намыливать их мылом? - Зачем вытирают руки полотенцем? - А у тебя есть личное полотенце дома? - Как часто ты моешься в ванной? Для чего ты это делаешь? - В каких случаях нужно мыть руки? А ты это выполняешь? - Что нужно сделать, чтобы микроб с яблока не попал в организм? Задание. Выбери предметы, которыми можно пользоваться только тебе одному. - Почему нельзя пользоваться чужой расческой, зубной щеткой, мочалкой? Назови правила личной гигиены, которые нужно соблюдать всегда. | Беседа с детьми по вопросам, сюжетным картинкам. Игра «Предметы гигиены» Игра «Что я делаю всегда» |
Продолжение таблицы
Продолжение таблицы
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6. | Имеет представление о народной медицине. Знает первоначальные навыки ухода за больным | - Что врачи прописывают заболевшему человеку? - Когда ты болел, чем тебя дома лечили? - Как ты думаешь, когда нужно принимать таблетки? - Можно ли случайно глотать найденные таблетки? Почему? - Где у вас дома хранятся лекарства? - Как ты думаешь, можно вылечиться без таблеток? - Что для этого можно сделать? - Расскажи, когда врач прописывает витамины? - Представь, что у тебя заболела бабушка. Что ты будешь делать? - Как ты будешь ухаживать за бабушкой? - Для чего человеку во время болезни нужно много пить? - Как называется напиток из клюквы (брусники, смородины, малины)? *- Какую пользу эти напитки могут принести заболевшему человеку? | Беседа с детьми по вопросам. | 3 балла – ребенок дает полные ответы на заданные вопросы, умеет оказать первую медицинскую помощь, с заданием справляется легко. 2 балла – ребенок допускает ошибки при ответах на вопросы, задание выполняет с небольшой помощью воспитателя 1 балл – ребенок допускает большое количество ошибок , с заданием не справляется. |
7. | Имеет навыки оказания первой медицинской помощи | - У тебя были ушибы , порезы? - Ты знаешь, как оказать помощь человеку, который ушиб ногу? Задание. Расскажи о своих действиях: - при кровотечении из носа; - порезе; - ушибе; - ожоге; - обморожении. -А если это случится не с тобой, а с другим человеком, ты сможешь оказать ему помощь? - Как ты думаешь, для чего нужно уметь оказать первую помощь? -А если не оказывать никакую помощь человеку, что произойдет? | Беседа с детьми по вопросам, сюжетным картинкам. Игра «Окажи первую помощь» |
Продолжение таблицы
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
8. | Имеет представление о пользе витаминов | - Что такое витамины? - Полезны ли витамины? Чем? - Какие витамины ты употребляешь? - Можно ли принимать много витаминов за один раз? - В каких продуктах много витаминов? - Что надо есть, чтобы стать сильным? Задание. Выбери картинки с продуктами в которых много витамина А (В, С, D). *- У тебя четыре «витаминки», расскажи и покажи, как они влияют на организм человека. *- В какое время года больше витаминов? Почему? - А где еще можно взять витамины? - Если человек не будет употреблять продукты, в которых много витаминов, а будет употреблять только сладости, что с ним может произойти? | Беседа с детьми по вопросам, предметным картинкам Игра «Что мы знаем о витаминах?» Игра «Путешествие витаминки» | 3 балла – ребенок дает полные и правильные ответы на вопросы, легко справляется с заданием. 2 балла – ребенок дает ответ при помощи наводящих вопросов, ответил только на половину из заданных вопросов, с заданием справляется при помощи воспитателя. 1 балл - ребенок не знает ответа на большее количество вопросов, с заданием не справляется. |
9. | Знает номер «Скорой помощи» | - Если кто-то заболел, а дома нет больше никого из взрослых, что нужно делать? - Какой номер телефона нужно набрать, чтобы вызвать врача? - Что нужно сказать? Задание. Покажи и расскажи, как ты это сделаешь. - А если человек не знает номера «скорой помощи» сможет он ее вызвать? | Беседа с детьми по вопросам. Игра – тренинг «Вызов скорой помощи» | |
10. | Знает методы закаливания и их значение для здоровья человека | - Почему люди болеют? - Что нужно делать, чтобы не болеть? Задание. Посмотри на картинку и скажи, кто поступает правильно из детей, а кто нет? Почему? - Как вы закаливаетесь в детском саду? Что вы делаете? - Для чего человеку нужна одежда? - В народе говорят «нужно одеваться по погоде», как ты думаешь почему? Задание. Соедини одной линией изображение пейзажа и соответствующую ему одежду и обувь. - Какие основные правила нужно соблюдать, чтобы быть здоровым? | Беседа с детьми по вопросам, сюжетным картинкам Игра «Быть здоровым я хочу!» Игра «Подбери одежду» |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
11 | Умеет определять эмоциональное состояние человека | Рассмотри картинки и скажи, какие чувства испытывают дети. - Тебе когда- нибудь было грустно? Что произошло? - Ты испытывал радость? По какому поводу? - Ты чувствовал усталость? Когда это было? Задание. Посмотри на детей и скажи какие чувства сейчас испытывает Саша, Катя и т.д. ,подбери картинки к их эмоциям (спокойствие, радость, жадность, удивление и т.д.) Задание. Смоделируй из отдельных деталей лица выражения эмоций (радостный, добрый, злой удивленный ит.д.). - А как ты думаешь, людям больше нравятся веселые люди или злые, грустные? Почему? - Какое у тебя чаще бывает настроение? Почему? - Как ты думаешь, настроение может влиять на здоровье человека? | Беседа с детьми по вопросам, сюжетным картинкам. Игра «Забавные гномики» Игра «Наши чувства и эмоции» Игра «Подбери картинки» | 3 балла – дает полные ответы на все вопросы, задание выполняет быстро и правильно. 2 балла – ребенок дает ответы только на половину вопросов, на остальные отвечает с помощью наводящих вопросов, задание выполняет при помощи воспитателя. 1 балл – не знает ответы на вопросы, с заданием не справляется. |
12 | Определяет виды спорта и знает их значение для здоровья человека | Посмотри на картинку и скажи, что делают дети. - Для чего нужно заниматься спортом? - Какие виды спорта ты знаешь? Задание. Выбери необходимые предметы для занятий разным видом спорта. - Какие правила нужно соблюдать при занятии каждым видом спорта. | Беседа с детьми по вопросам, сюжетным картинкам. Игра «Кому что нужно» |
Продолжение таблицы
Критерии уровней
Раздел: «Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка»
Уровень критерий | Старшая группа | Подготовительная группа | Баллы |
Высокий | Дети знают и называют части тела человека, и их функции. Имеют представление о понятии здоровья, инфекционных заболеваниях. Знают и соблюдают правила личной гигиены. Знают первоначальные навыки ухода за больным. Умеют оказать первую медицинскую помощь себе. Знают номер «Скорой помощи» | Дети знают и называют части тела человека и функции отдельных органов. Имеют представление о понятии здоровья, инфекционных заболеваниях. Знают и соблюдают правила личной гигиены. Знают первоначальные навыки ухода за больным. Умеют оказать первую медицинскую помощь себе и товарищу (ушиб, рана, обморожение и т.д.) Знает номер «Скорой помощи» и может его набрать в нужной ситуации. Умеет определять эмоциональное состояние человека. | Баллы с 48 и более |
Средний . | Дети с помощью воспитателя называют части тела человека, и их функции. Знают для чего нужно соблюдать правила личной гигиены, но не всегда их выполняют. Знают, что при травмах нужно оказать медицинскую помощь, но затрудняются в выполнении действий | Дети при незначительной помощи называют части тела и функции отдельных органов. Имеют представления о понятии здоровья инфекционных заболеваний, но не осознают важность соблюдения гигиенических мероприятий для сохранения и укрепления своего здоровья. Умеют обратиться за оказанием первой медицинской помощи ко взрослому, но сам затрудняется в выполнении действий. Знает номер «Скорой помощи», но затрудняется определить в каких случаях ее надо вызывать. | Баллы с 21 - 47 |
Низкий | Дети не знают, для чего предназначены части тела человека. Не соблюдают правила личной гигиены. Не знают, как можно оказать первую медицинскую помощь и что нужно делать в таких ситуациях. | Дети не проявляют интереса к познанию своего организма. нового. Не стремятся соблюдать правила личной гигиены. Не осознают выполнения медицинской помощи при травмах, ожогах, ранениях., и их последствиях. Не могут определить эмоциональное состояние человека, и не стремятся к осознанию его. | Баллы с 12 -20 |
Протокол обследования детей старшего дошкольного возраста
в сфере основ безопасности жизнедеятельности
Раздел: «Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка»
Группа ___________________________________ Воспитатели________________________________
Дата проведения_____________________________
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Дает определение понятию здоровья | Имеет сведения об инфекционных заболеваниях | Знает части тела человека и функции отдельных органов | Умеет определять свое состояние здоровья | Знает и соблюдает правила личной гигиены | Имеет представление о народной медицине. Знает первоначальные навыки ухода за больным | Имеет навыки оказания первой медицинской помощи | Имеет представление о пользе витаминов | Знает номер «Скорой помощи» | Знает методы закаливания и их значение для здоровья человека | Умеет определять эмоциональное состояние человека | Определяет виды спорта и знает их значение для здоровья человека | Итог | |||||||||||||||||||||||||||||
н. г. | с. г. | к. г. | н. г. | с. г. | к. г. | н.г. | с.г. | к.г. | н.г | с.г. | к.г. | нг. | с.г. | к.г. | нг. | с.г. | к.г. | н.г | с.г. | к.г. | н.г | с.г. | к.г. | н.г. | с.г. | к.г. | н. г. | с.г. | к.г | н.г. | с.г. | к. г. | н.г. | с.г. | к.г. | н.г. | с.г. | к.г | |||||
Высокий - чел. %, Средний - чел. %, Низкий - чел, % |
Литература
1. Вершинина Н.Б. Комплексная диагностика уровней усвоения программы. – Волгоград, 2010.
2. Коган М.С. Правила дорожные знать каждому положено. – Новосибирск, 2008.
3. Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту. / Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России,
2005.
4. Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту. / Учебное пособие. – М.: Центр педагогического
образования, 2007.
5. Шорыгина Т.А. Правила пожарной безопасности для детей 5-7 лет. – М.:ТЦ Сфера, 2005.
6. Шорыгина Т.А. Основы безопасности для детей 5-8 лет . – М.: ТЦ Сфера, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования для детей 5-7 лет "Формирование основ безопасности жизнедеятельности старшего дошкольника"
Основное содержание программы направлено на формирование у дошкольников 5-7 лет представлений о правилах безопасного поведения и воспитание культуры личной безопасности. В ней раскрываются организацио...
Приложения 1 к рабочей программе "Формирование основ безопасности жизнедеятельности старшего дошкольника"
Тематическое планирование в старшей группе по ФОБЖ...
Приложение 2 к рабочей программе "Формирование основ безопасности жизнедеятельности старшего дошкольника"
Тематическое планирование в подготовительной группе...
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШАЯ 2014-2105
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, а также предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)....
Педагогический мониторинг уровня освоения программы "Формирование основ безопасности жизнедеятельности старшего дошкольника"
В современных условиях развития нашего общества педагоги обращают особое внимание на личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании подрастающего поколения, на раз...
Формирование основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников через познавательную проектную деятельность
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире, представляет серьезную проблему Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любо...
Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности (старшая и подготовительная к школе группа) «Азбука безопасности» на 2020-2021 учебный год
Рабочая программапо формированию основ безопасностижизнедеятельности(старшая и подготовительная к школе группа)«Азбука безопасности»на 2020-2021 учебный год...