Индивидуальная программа по коррекционно - развивающей работе с ребёнком ОВЗ (ЗПР) на 2019- 2020учебный год.
занимательные факты по коррекционной педагогике (младшая группа)
Познавательная активность в обучении.
Интерес к обучению не выражен: пассивность на занятиях. Негативное отношение к новому, трудному. Очень сложно вовлечь Андрея в игру, переключить его на новый вид деятельности.
Знание основ арифметики.
Счёт и количественные представления плохо освоены: путает цифры и количество, счёт механический, ошибается при пересчёте предметов, сравнению двух групп предметов по количеству.
Элементарными навыками изобразительной деятельности владеет слабо (не умеет держать карандаш, не всегда понимает сути задания, необходима постоянная мотивация и помощь педагога.).
Речевая активность в группе по мере необходимости. Чаще Андрея общается сам с собой, с вымышленными героями. Употребляет в речи вежливые слова, благодарит за внимание в случае принятия предлагаемой деятельности.В строении артикуляционного аппарата видимых нарушений нет, подвижность сохранна, но есть трудности при удержании и переключении поз. Импрессивная сторона речи характеризуется недостаточной дифференцированностью восприятия речевых звуков, оттенков речи.Для экспрессивной стороны речи характерны бедный словарный запас, нарушенное звукопроизношение, недостаточная сформированность лексико-грамматического строя речи, наличие аграмматизмов. Из-за стереотипности в поведении, трудностей переноса нарушения грамматического строя речи носят стойкий характер. Фонетико-фонематические процессы в стадии формирования. Наличие отсроченной эхололии, несформированность речевых и языковых средств, неэмоциональность речи, повторы фраз, неадекватное общение со взрослыми ( грубость, употребление негативных слов, обращение на ты);
Эмоционально-волевая сфера. Не способен сдерживать непосредственные побуждения, выполнять учебные правила. Не удерживает цель. Безразличен к результату и оценке. Отказывается от деятельности при наличии трудностей. Деятельность непроизвольна. Не способен действовать без внешней стимуляции. Учебная мотивация отсутствует. Можно отметить безразличное, незаинтересованное отношение к происходящим событиям., недостаточную потребность в контактах с окружающими, отгороженность от внешнего мира,
слабость эмоционального реагирования по отношению к окружающим, в случае неприятия деятельности или человека - вплоть до полного безразличия к ним, неофобия (боязнь всего нового): Андрей плохо переносит смену обстановки, вида деятельности, однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям;
Игровая деятельность.
Интереса к сюжетной игре не проявляет. В групповых играх не участвует. Любит играть в строительные игры, проявляет в них творческую самостоятельность.
В подвижных групповых играх на улице принимает участие. Дидактические игры его мало интересуют .
Трудовая деятельность. Не отказывается от поручений, вместе со взрослым выполняет трудовые действия.
Физическое развитие . Выполняет частично виды основных движений (ходьба, бег,
прыжки, метание в цель).Может перекидывать набивные мячи (вес 1 кг), бросать предметы в цель. Выполняет физические упражнения из разных исходных положений по показу. Следит за правильной осанкой. Координация нарушена. Мелкая моторика рук неточная, плохо удерживает карандаш, ручку.
Цели и задачи реализации Программы
Цель программы: обеспечение психолого-педагогического сопровождения, коррекция нарушений развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, оказание ему квалифицированной помощи в освоении Программы, социальной адаптации, его разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей,.
Задачи:
- коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы: преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения, смягчение эмоционального дискомфорта;
-развитие самосознания ребенка;
- формирование первичных элементарных представлений о себе и ближайшем окружении, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом)
– развитие ориентации во внешнем мире;
-развитие познавательных навыков и высших психических функций;
-развитие речи: расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем, продолжать работу по развитию понимания обращённой речи, развивать артикуляционный аппарат, мимическую мускулатуру, возможности движений языка, совершенствовать грамматический строй речи, развивать навыки словообразования и словоизменения; преодоление негативизма при общении и установлении контакта, повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;, обучение его простым навыкам контакта;
-развитие физических качеств: координация и гибкость, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек;-развитие культурно-гигиенических навыков.
Принципы и подходы к формированию Программы.
При создании и развитии системы помощи детям с аутизмом и сходными расстройствами, при организации соответствующих коррекционных программ целесообразно придерживаться следующих принципов:
- комплексный медико-психолого-педагогический подход к коррекции;
- интегративная направленность коррекционного процесса в сочетании со специализированным характером оказываемой помощи;
- преемственность коррекционной работы на всех возрастных этапах с учетом специфики психических особенностей;
- определяющая роль интересов аутичного ребенка при выборе методических подходов;
- индивидуальный характер коррекции на начальных ее этапах с постепенным переходом к групповым формам работы;
- систематическая активная работа с семьей аутичного ребенка.
. Планируемый результат освоения Программы
-Владеет диалогической речью и конструктивными способа взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве);
-Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.
- Отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающегося ближайшего окружения.
- Использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.
Определяет количество слов в предложении.
-Определяет первый звук в слове.
-Делит слова на части.
- Может прочитать наизусть небольшое стихотворение при помощи взрослого.
-Владеет навыками самообслуживания, следит за своими вещами, выполняет поручения взрослых.
-Бережно относится к окружающим предметам.
-Оказывает посильную помощь нуждающимся взрослым.
-Участвует в групповых подвижных играх.
-Выполняет ОВД по показу, по инструкции, по подражанию.
-Знает о пользе правильного питания, закаливания, здорового образа жизни.
Содержательный раздел
. Направления развития ребёнка.
-Познавательное развитие включает в себя сенсорное воспитание, формирование мышления, формирование элементарных математических представлений, ознакомление с окружающим, формирование адекватного восприятия окружающих предметов и явлений, воспитание положительного отношения к окружающему миру, создание предпосылок первоначальных основ экологического мироощущения, коррекцию эмоциональной сферы.
Сенсорное воспитание:
- формировать ориентировку на величину, форму, цвет, целостное восприятие предметов.
Величина (длина, ширина, высота, толщина):
- по слову и тактильно выделять один-два предмета по величине: большой - маленький, затем средний и самый маленький и т.д. При этом задается вопрос: какой предмет в руках - большой или маленький и т.д.
Форма. Формировать умение :
- выделять круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник (один-два предмета из двух-трех) и называть их по слову, отвечать на вопросы;
- пользоваться методом проб при решении сенсорных задач;
- выделять различные формы среди других;
- по слову доставать из мешочка предметы, разные по форме, материалу, величины.
Цвет .Развивать умение :
- выделять основные цвета и оттенки;
- называть цвет в соответствии с разными предметами: солнышко - желтое, цыпленок - желтый и т.д.
Целостное восприятие. Развивать умение:
- собирать сборно-разборные игрушки, картинки, мозаики из 2-6 частей ;
- находить часть предмета, предмет по его части.
Тактильно - двигательное восприятие. Формировать:
- ориентировку на свойства и качества предметов через тактильное восприятие: (твердый - мягкий, холодный - теплый, колючий - гладкий, легкий - тяжелый, железный, деревянный, матерчатый, меховой - шелковый);
- умение различать на ощупь разные по форме предметы и продукты питания (овощи, фрукты): «Что (называется имя ребенка) взял, яблоко или морковь?», «Что там лежит -
апельсин или морковь?» и т.д.);
- умение по слову доставать предметы из мешочка или из рук: «достань холодное», «достань мягкую игрушку», «достань твердую игрушку» (выбор из двух) и т.д. и выбирать игрушки по слову (выбор из двух-трех): «возьми колечко», «возьми рыбку», «возьми уточку» и т.д.
Слуховое восприятие: развивать умения:
- ориентироваться на звук в знакомом пространстве: что звучит? (колокольчик, барабан и др.); .
- различать по голосу близких людей и знакомых детей: «Угадай, кто позвал?»;
- различать животных и птиц по звукоподражанию: «Кто кричит?» (овечка, свинья, кукушка, ворона, воробей), подобрать соответствующую игрушку (картинку).
Формирование мышления:
- умение классифицировать, исключать по лексическим понятиям;
-равнение по сходству-различию (1-5 признаков);
Формирование количественных представлений:
- различать количества пустой - полный;
- считать до 10 и обратно от 5, по порядку до 5, определять количество предметов, обозначать их цифрой;
-определять место числа в числовом ряду и отношения между смежными числами;
- составлять равные по количеству множества предметов сравнивать группы предметов по количеству;
- сопоставлять численности множеств, воспринимаемых различными анализаторами без пересчета в пределах двух. (Например, хлопнуть в ладоши столько раз, сколько матрешек на столе;
-измерять предметы с помощью условной мерки.
Ознакомление с окружающим:
- знакомить с игрушками, предметами мебели дома и ее назначением;
- узнавать знакомую мебель в других помещениях;
- знакомить с посудой;
- по картинке выделять: игрушки, мебель, посуду и др.;
- закреплять названия отдельных предметов в обобщающих группах: игрушки, мебель, посуда и др., называть эти группы одним словом - игрушки, мебель и др.;
- формировать представления о явлениях природы, четырёх временах года, их признаках:
осень - листья желтые, красные, они падают, дождь идет - стало холодно, ты надеваешь шапку, куртку; снег падает - холодно, ты надеваешь шубку, шапку, шарф и др.:
-различать части суток и дни недели;
-познакомить с городом, страной, адресом;
- развивать представления о диких и домашних животных, домашних и лесных птицах, насекомых, растениях, называть их.
Конструирование:
- строить совместно и самостоятельно, используя речевую инструкцию, поделки из деталей (стол, стул, башенка, дорожка, забор, замок, гараж и т.д.). Взрослый вместе с Юрой обыгрывает постройки.
-Речевое развитие направлено на развитие связной речи, формирование коммуникативных способностей и обучение грамоте.Формировать умения:
- включать в речь новые существительные, глаголы,прилагательные, числительные;
- согласовывать существительное с глаголом и прилагательным во времени, роде;
- использовать существительные в различных падежах;
- вводить в активную речь знакомые свойства и качества предметов (например: «Мяч круглый, резиновый; шарф длинный, мягкий; мандарин сладкий, сочный»);
-выражать свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях;
-пользоваться в повседневном общении связной фразовой речью;
-использовать в активной речи предлоги: в,на, под, за, перед, около, у, на, между;
-планировать в речи свои действия;
-различать буквы, сливать слоги, проводить звуковой анализ простых слов.
-Социально – коммуникативное развитие направлено на формирование представлений о себе и выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и положительного отношения к себе, развитие сотрудничества ребёнка со взрослыми и сверстниками в процессе совместной деятельности, создание предпосылок нравственного отношения к общечеловеческим ценностям, усвоение общественного опыта, формирование поведения, социально-бытовая адаптация, формирование деятельности: элементов трудовой, игровой.
Задачи этого раздела направлены на формирование у мальчика социально-принятых норм поведения в быту и в процессе организованной деятельности: слушать взрослого, выполнять аккуратно действия, связанные с навыками самообслуживания; здороваться при встречах (пожимать руки) со взрослым, смотреть в глаза, прощаться; во время еды - пользоваться салфеткой, правильно держать ложку, кушать все блюда, и т.д.; во время различных видов деятельности - слушать взрослого, выполнять инструкцию, задание и т.д.).
Первый этап – установление контакта с ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Педагог общается с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед педагогом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.
Второй этап – усиление психологической активности детей. Решение этой задачи требует от педагога умения почувствовать настроение больного ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.
На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. А также развитие основных психологических процессов, что дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру, происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция поведения.
Задачи:
- Продолжать формировать эмоциональную реакцию на ласковое обращение знакомого взрослого.
- Устанавливать положительные эмоциональные связи со взрослыми .
- формировать умение называть адекватно сверстников и взрослых , обращаться ко взрослым на «Вы», не грубить, сдерживать свои эмоции.
- Формировать положительный эмоциональный отклик на появление близких взрослых.).
- Формировать самостоятельность в выполнении культурно-гигиенических навыков (умывание и др.).
- Закреплять представление о себе: называть свое имя, половую принадлежность
(«Я - мальчик, Я - Андрей»).
- Формировать представление о своих частях тела и лица, их назначении.
- Обращать вниманиеАндрея на просьбы других детей, побуждать к участию в коллективных играх.
- Продолжать формировать способы взаимодействия с другими взрослыми: здороваться, задавать вопросы при встрече, спрашивать «Как дела?», «Как тебя зовут?», «Кто ты?», «Давай играть» и т.д.
-Физическое развитие направлено на совершенствование функций формирующегося организма ребёнка, развитие и совершенствование, основных движений, разнообразных двигательных навыков, совершенствования ручной моторики и развитие зрительно-двигательной координации. Поддерживание необходимых условий для защиты, сохранения, совершенствования и укрепления здоровья ребенка, выполнять четко режим дня.
В процессе режимных моментов (прогулки, закаливание, игры с ребенком) необходимо йвовлечь ребёнка в групповые подвижные игры, выполнять разученные ранее игры-упражнения для развития моторики рук по подражанию и самостоятельно (пальчиковая гимнастика, шнуровка, закрашивание, вырезание).
формирование основных двигательных навыков:
- проводить игры на формирование умений ловить, удерживать, бросать мяч в цель (в направлении взрослого), перепрыгивать через «ручеек, канавку», ползать по скамейке, ползать по ковру до определенной цели, ходить на мысочках, на пятках.
Художественно-эстетическое развитие включает в себя музыкальное воспитание и театрализованную деятельность, ознакомление с художественной литературой, изобразительную деятельность.
-Формировать двигательные навыки в лепке: учить лепить из теста и пластилина некоторые поделки, раскатывая тесто (пластилин) прямыми, круговыми движениями: «морковка», «огурец», «помидор», «пироги», «пельмени», «котлеты».
-Формировать навыки в рисовании: рисовать красками, мелками, фломастерами прямые, извилистые линии; использовать прием примакивания.
-Конструирование: учить складывать из конструктора «Лего» гараж; домик; из кубиков -клетки для зверюшек (маленькую - для ежика, большую - для медведя); кроватку для куколки (три кирпичика), кресло для игрушки (три кирпичика и один кубик; из палочек - стол, домики для зверей.
. Программно-методическое обеспечение
1.Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. КРО и В Программа дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.
2..От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой. - М.: , 2010.
3. Н.Ю. Борякова «Ступеньки развития»
4..Ковалец И. В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми,
имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере:
5.Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. – М.: Бук-Мастер, 1993.
6. Агаева Е.Л., Дьяченко О.М. «Чего на свете не бывает» - Москва, Просвещение 1991Маркова Л.С. «Организация КРО дошкольников с ЗПР», М. 2002 г.
7. Катаева А. Л., Стребелева Е. Л. «Дидактические игры и упражнения» — Москва, «Бук-Мастер», 1993.
8.Неретина Д.Г. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие«Образовательная система «Школа 2100» – М., 2009.
9.Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей М.: Просвещение, 2005.
10.Есина Л.Д. «Воспитание культуры поведения у старших дошкольников, М.: Просвещение, 2008.
11.Павлова М.А. «Психогимнастические упражнения для дошкольников» Издательство «Учитель» 2009 г.
12.Закревская О.В. «Развивайся, малыш!» М., 2010.
13.Масленникова О.М. «Экологические проекты в детском саду», И «Учитель», 2014 г. (ФГОС).
14.Королёва Л.А. «Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду», С-П «Детство-пресс», 2014 г. (ФГОС).
15.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. — Москва, 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ребёнком с особыми образовательными потребностями.
П ример перспективного планирования индивидуальной коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога с ребёнком с особыми образовательными потребностями....
Индивидуальная программа коррекционно-развивающей работы с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья
примерное содержание программы коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ...
Индивидуальный мониторинг динамики коррекционно - развивающей работы.
Индивидуальный план и мониторинг динамики коррекционно - развивающей работы разработан для детей с ТНР....
Индивидуальный образовательный маршрут коррекционно-развивающей работы с детьми 6-7 лет с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию. "Дети с ОВЗ" подразумевает наличие у ребенка време...
Коррекционно-развивающая работа с ребёнком с ЗПР.
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ЗПРЦели и задачи реализации индивидуального образовательного маршрута дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного...
Индивидуальный учебный план коррекционно-развивающей работы с ребенком ОВЗ
Цель- выстраивание коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР, используя личностно-ориентированный подход с учетом образовательных потребностей и возможностей здоровья детей....
Программа коррекционно- развивающей работы с ребёнком с ТНР
Программа коррекционно- развивающей работы с ребёнком с ТНР...