Индивидуальный образовательный маршрут коррекционно-развивающей работы с дошкольником, страдающим заиканием.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Мусагалиева Татьяна Валентиновна

Индивидуальный образовательный маршрут логопедической работы с дошкольником, страдающим нарушением темпо-ритмической организации речи (заиканием) включает: основные направления работы, перспективное планирование, структуру логопедического занятия и правила речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_obrazovatelnyy_marshrut_.docx22.11 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут                                                          коррекционной работы по преодолению нарушений                        темпо-ритмической  организации речи  воспитанника      старшего дошкольного возраста

Логопедическое  заключение: ФФНР, заикание.

Направления работы

1.Работа над дыханием                                                                                                 Выработка правильного полного вдоха и выдоха. Обучение технике диафрагмально-релаксационного типа дыхания. Формирования навыка диафрагмального вдоха удлиненного, равномерного, плавного выдоха, устранение избыточного психоэмоционального и мышечного напряжения. Использование дыхательных упражнений с движениями, комплексной релаксационной гимнастики.

2. Работа над артикуляцией.

Использование специальных упражнений для органов артикуляции, мимических мышц. Обучение приемами самомассажа.

3.Работа над гласными звуками.

Работа над голосоподачей и голосоведением, интонацией на материале отдельных звуков и сочетаний гласных звуков.

4.Работа над согласными звуками.

Работа с «трудными» звуками (изолированными согласными и стечением согласных). Обучение вибрационному массажу со звуком.

5.Работа над слогами.

Работа на материале закрытых слогов, открытых слогов, слогов со стечением согласных. Отработку трудных звукосочетаний можно сочетать со специальными упражнениями: дыхательные упражнения с движениями, упражнения для работы над интонацией, темпом и ритмом речи.

6.Работа над словами и фразой.

Речевой материал подбирается с учетом возраста ребенка. Речь сочетается с движением руки (сколько слов, столько движений руки – по методике Богомоловой А.И.).

Порядок работы:

Работа над словами, начинающимися с гласных звуков, согласных звуков (разная позиция ударности). Использование речевых игр и счетных упражнений. Введение речевых правил. Работа над темпом и ритмом речи. Работа над простой фразой, развернутой фразой, состоящей из нескольких смысловых отрезков. Использование вопросно- ответной речи. Введение кратковременных речевых заданий. Использование речевых правил.

7.Работа над выразительной речью.

Речевой материал побирается с учетом возраста ребенка. Речь сочетается с движением руки. Работа над логическим ударением, интонацией, паузами на материале фраз и коротких рассказов из жизни ребенка. Использование речевых и дидактических игр.

8.Работа над стихотворной речью.

Речевой материал подбирается с учетом возраста ребенка. Речь сочетается с движением руки. Порядок работы: сказки в стихах, стихи, басни, речевые игры. Разбор текста (расстановка знаков ударения, слитности, пауз). Прослушивание аудиозаписей актёров, декламация совместно с аудиозаписью. Мелодекламация.

9. Работа над диалогической речью.

 Использование декламации по ролям, заучивания наизусть.

10.Пересказ текста.

Речевой материал подбирается с учетом возраста ребенка. Речь сочетается с движением руки. Порядок работы: короткие повествовательные рассказы, рассказы разные по объёму. Использование специальных речевых правил для дальнейшего закрепления речевых навыков.

11.Составление рассказов по серии картинок.

Речевой материал подбирается с учетом возраста ребенка. Речь сочетается с движением руки. Можно сочетать одновременно с работой над пересказом. Порядок работы: составление рассказов по сюжетной картинке, серии сюжетных картинок. Виды работ: составление рассказа с помощью вопросов, составление плана рассказа, составление рассказа-описания.

12. Составление рассказов на заданную тему.

Речевой материал подбирается с учетом возраста ребенка. Речь сочетается с движением руки. Порядок работы: небольшие сообщения на бытовые темы, тематические сообщения.

13. Разговорные уроки

Речь с движением руки и без. Виды работ: выбор темы и коллективный разговор, диалоги.

Структура логопедического занятия при заикании

1. Орг. момент с элементами психотерапии.

2. Общая моторная зарядка: для снятия мышечного напряжения; для привития умения регулировать напряжение и расслабление своего тела, преодоление двигательных уловок.

 3. Речевая зарядка.

4. Воспитание речевого дыхания (ротовой выдох, длительный и плавный).

5. Воспитание лёгкой и своевременной подачи голоса.

6. Воспитание лёгкого и своевременного включения соответствующих артикуляционных движений.

 7. Координация речи с движением (воспитание соответствующего темпа, плавности и ритмичности речи).                                                                                             8. Работа по закреплению навыков правильной речи: сопряжённая фонема; отражённая фонема; вопросно-ответная форма, самостоятельная речь.

Перспективное планирование:

1 . Период Молчания (2-я неделя сентября)

Воспитание внимание к речи. Учить  внимательно слушать образец речи педагога, точно выполнять словесные задания в указанной последовательности.

  • Работа над постановкой дыхания
  • обучение релаксации
  • подача голоса
  • развитие мышц лица через релаксацию
  • логоритмика
  • артикуляционная гимнастика
  • воспитание слухового внимания
  • воспитание слуховой памяти
  • воспитание зрительного внимания
  • воспитание произвольного поведения: выдержки, самоконтроля, сосредоточенности
  • развитие мелкой моторики

2 . Период шепотной речи (3-4 недели сентября) продолжение работы предыдущего периода

  • игры с пением, хороводы
  • координация речи с движением через подвижные игры
  • воспитание голоса и мягкого голосоначала
  • игры на звукоподражание

 3. Период сопряженной речи (1-2 недели октября)

4. Период отраженной речи (3-4 недели октября)

  • продолжение работы предыдущего периодов
  • обговаривание ситуаций, предметов, явлений, картинок, процессов, игр, атрибутов

5. Вопросно–ответная речь (1-4 недели ноября)

  • продолжить работу предыдущих периодов
  • ответы на вопросы при наглядной опоре
  • включение речи ребенка в речь взрослого, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает
  • работа над сочетаниями разного характера деятельности: слушать и лепить, рисовать, вырезать и одновременно отвечать на вопрос взрослого
  • учить выделять ударный гласный звук в слове, делать на него опору

  работа над сходством и различием предметов: предметные картинки или      натуральные объекты: а) с помощью конкретных вопросов б) без вопросов

  словесные дидактические игры

  произнесение фразы на выдохе

  деление фразы на короткие логические отрезки

  деление ударного гласного в слове, опора на него

6. Период - Самостоятельная речь (декабрь-май)

  • развертывание рассказа с использованием словарного запаса, знаний грамматики, вариативности ответов
  • рассказ на сравнение предметов (сходство и различие)
  • творческие рассказы о проделанной работе
  • пересказ прочитанной сказки
  • составление рассказов или сказок по данному началу или концу
  • закрепление распространенной фразы в рассказах или сказках с использованием дополнений, определений, суффиксов, префиксов, синонимов, антонимов, различных согласований, предлогов, вариативности
  • рассказ по сюжетной картине: а) главное б) второстепенное

Правила речи

1. Правило: Подумай-скажи.

Сказать тебе нужно не мало

Спокойно подумай сначала

Но с этим не надо спешить

Потом начинай говорить.

2. Правило: Воздух. Говорим на выдохе.

Всегда говорим мы, когда выдыхаем

Как будто бы шарик мы надуваем.

3.  Правило: Говори медленно, неторопливо.

Кто очень быстро говорит

Сказать, не думая спешит

И строчки вдруг теряет.

Сказать ему - не торопись, и не спеши

И станет речь твоя красивой, спокойной и неторопливой.

 4.  Правило: Опора на гласные.

В море опора – спасательный круг

Если случится беда,

Также в слове – долгий наш звук

Служит опорой всегда.

  1. Правило: Ударение.

Слово главное найдем

 В каждом предложении

Мысль любую подчеркнем

Сделав ударение.

6.  Правило: Пауза.

Говори и отдыхай

Якорь с корабля бросай

Паузу - якорь не забудь

Отдохни и снова в путь.

7.  Правило: Мягкая атака согласных.

Мягко плавно льется речь,

Так вода умеет течь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка «Выявленные трудности дошкольников» в

Индивидуальный образовательный маршрут развития "Выявленные трудности дошкольников"...

Индивидуальный образовательный маршрут как форма работы

Индивидуальный образовательный маршрут как форма работы по расширению словарного запаса у воспитанника подготовительной к школе группы, имеющего проблемы развития речи....

Индивидуальные образовательные маршруты в системе работе педагога- психолога детского сада

Ежегодно в наем дошкольном учреждении, по результатам диагностики выявляются дети, посещающие группы общеразвивающей направленности, с которыми  необходимо проводить индивидуальную коррекционную ...

Индивидуальная образовательная программа коррекционно-развивающей направленности детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (со зрительной патологией)

Одним из актуальных направлений развития системы образования является внедрение в широкую практику инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся све...

Индивидуальная образовательная программа коррекционно-развивающей направленности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (патология развития опорно-двигательного аппарата (ДЦП)

В связи с вступлением в силу Федерального закона № 273 «Об образовании», а также вступлением в силу с 01 января 2014 года федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного...

Адаптированный образовательный маршрут коррекционно-развивающего обучения ребёнка с синдромом Дауна в старшем дошкольном возрасте

Адаптированный образовательный маршрут коррекционно-развивающего обучения ребёнка с синдром Дауна в старшем дошкольном возрасте....

Индивидуальный образовательный маршрут коррекционно-развивающей работы с детьми 6-7 лет с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию. "Дети с ОВЗ" подразумевает наличие у ребенка време...