Индивидуальный образовательный маршрут коррекционно-развивающей работы с дошкольником, страдающим заиканием.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Индивидуальный образовательный маршрут логопедической работы с дошкольником, страдающим нарушением темпо-ритмической организации речи (заиканием) включает: основные направления работы, перспективное планирование, структуру логопедического занятия и правила речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_obrazovatelnyy_marshrut_.docx | 22.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный образовательный маршрут коррекционной работы по преодолению нарушений темпо-ритмической организации речи воспитанника старшего дошкольного возраста
Логопедическое заключение: ФФНР, заикание.
Направления работы
1.Работа над дыханием Выработка правильного полного вдоха и выдоха. Обучение технике диафрагмально-релаксационного типа дыхания. Формирования навыка диафрагмального вдоха удлиненного, равномерного, плавного выдоха, устранение избыточного психоэмоционального и мышечного напряжения. Использование дыхательных упражнений с движениями, комплексной релаксационной гимнастики.
2. Работа над артикуляцией.
Использование специальных упражнений для органов артикуляции, мимических мышц. Обучение приемами самомассажа.
3.Работа над гласными звуками.
Работа над голосоподачей и голосоведением, интонацией на материале отдельных звуков и сочетаний гласных звуков.
4.Работа над согласными звуками.
Работа с «трудными» звуками (изолированными согласными и стечением согласных). Обучение вибрационному массажу со звуком.
5.Работа над слогами.
Работа на материале закрытых слогов, открытых слогов, слогов со стечением согласных. Отработку трудных звукосочетаний можно сочетать со специальными упражнениями: дыхательные упражнения с движениями, упражнения для работы над интонацией, темпом и ритмом речи.
6.Работа над словами и фразой.
Речевой материал подбирается с учетом возраста ребенка. Речь сочетается с движением руки (сколько слов, столько движений руки – по методике Богомоловой А.И.).
Порядок работы:
Работа над словами, начинающимися с гласных звуков, согласных звуков (разная позиция ударности). Использование речевых игр и счетных упражнений. Введение речевых правил. Работа над темпом и ритмом речи. Работа над простой фразой, развернутой фразой, состоящей из нескольких смысловых отрезков. Использование вопросно- ответной речи. Введение кратковременных речевых заданий. Использование речевых правил.
7.Работа над выразительной речью.
Речевой материал побирается с учетом возраста ребенка. Речь сочетается с движением руки. Работа над логическим ударением, интонацией, паузами на материале фраз и коротких рассказов из жизни ребенка. Использование речевых и дидактических игр.
8.Работа над стихотворной речью.
Речевой материал подбирается с учетом возраста ребенка. Речь сочетается с движением руки. Порядок работы: сказки в стихах, стихи, басни, речевые игры. Разбор текста (расстановка знаков ударения, слитности, пауз). Прослушивание аудиозаписей актёров, декламация совместно с аудиозаписью. Мелодекламация.
9. Работа над диалогической речью.
Использование декламации по ролям, заучивания наизусть.
10.Пересказ текста.
Речевой материал подбирается с учетом возраста ребенка. Речь сочетается с движением руки. Порядок работы: короткие повествовательные рассказы, рассказы разные по объёму. Использование специальных речевых правил для дальнейшего закрепления речевых навыков.
11.Составление рассказов по серии картинок.
Речевой материал подбирается с учетом возраста ребенка. Речь сочетается с движением руки. Можно сочетать одновременно с работой над пересказом. Порядок работы: составление рассказов по сюжетной картинке, серии сюжетных картинок. Виды работ: составление рассказа с помощью вопросов, составление плана рассказа, составление рассказа-описания.
12. Составление рассказов на заданную тему.
Речевой материал подбирается с учетом возраста ребенка. Речь сочетается с движением руки. Порядок работы: небольшие сообщения на бытовые темы, тематические сообщения.
13. Разговорные уроки
Речь с движением руки и без. Виды работ: выбор темы и коллективный разговор, диалоги.
Структура логопедического занятия при заикании
1. Орг. момент с элементами психотерапии.
2. Общая моторная зарядка: для снятия мышечного напряжения; для привития умения регулировать напряжение и расслабление своего тела, преодоление двигательных уловок.
3. Речевая зарядка.
4. Воспитание речевого дыхания (ротовой выдох, длительный и плавный).
5. Воспитание лёгкой и своевременной подачи голоса.
6. Воспитание лёгкого и своевременного включения соответствующих артикуляционных движений.
7. Координация речи с движением (воспитание соответствующего темпа, плавности и ритмичности речи). 8. Работа по закреплению навыков правильной речи: сопряжённая фонема; отражённая фонема; вопросно-ответная форма, самостоятельная речь.
Перспективное планирование:
1 . Период Молчания (2-я неделя сентября)
Воспитание внимание к речи. Учить внимательно слушать образец речи педагога, точно выполнять словесные задания в указанной последовательности.
- Работа над постановкой дыхания
- обучение релаксации
- подача голоса
- развитие мышц лица через релаксацию
- логоритмика
- артикуляционная гимнастика
- воспитание слухового внимания
- воспитание слуховой памяти
- воспитание зрительного внимания
- воспитание произвольного поведения: выдержки, самоконтроля, сосредоточенности
- развитие мелкой моторики
2 . Период шепотной речи (3-4 недели сентября) продолжение работы предыдущего периода
- игры с пением, хороводы
- координация речи с движением через подвижные игры
- воспитание голоса и мягкого голосоначала
- игры на звукоподражание
3. Период сопряженной речи (1-2 недели октября)
4. Период отраженной речи (3-4 недели октября)
- продолжение работы предыдущего периодов
- обговаривание ситуаций, предметов, явлений, картинок, процессов, игр, атрибутов
5. Вопросно–ответная речь (1-4 недели ноября)
- продолжить работу предыдущих периодов
- ответы на вопросы при наглядной опоре
- включение речи ребенка в речь взрослого, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает
- работа над сочетаниями разного характера деятельности: слушать и лепить, рисовать, вырезать и одновременно отвечать на вопрос взрослого
- учить выделять ударный гласный звук в слове, делать на него опору
работа над сходством и различием предметов: предметные картинки или натуральные объекты: а) с помощью конкретных вопросов б) без вопросов
словесные дидактические игры
произнесение фразы на выдохе
деление фразы на короткие логические отрезки
деление ударного гласного в слове, опора на него
6. Период - Самостоятельная речь (декабрь-май)
- развертывание рассказа с использованием словарного запаса, знаний грамматики, вариативности ответов
- рассказ на сравнение предметов (сходство и различие)
- творческие рассказы о проделанной работе
- пересказ прочитанной сказки
- составление рассказов или сказок по данному началу или концу
- закрепление распространенной фразы в рассказах или сказках с использованием дополнений, определений, суффиксов, префиксов, синонимов, антонимов, различных согласований, предлогов, вариативности
- рассказ по сюжетной картине: а) главное б) второстепенное
Правила речи
1. Правило: Подумай-скажи.
Сказать тебе нужно не мало
Спокойно подумай сначала
Но с этим не надо спешить
Потом начинай говорить.
2. Правило: Воздух. Говорим на выдохе.
Всегда говорим мы, когда выдыхаем
Как будто бы шарик мы надуваем.
3. Правило: Говори медленно, неторопливо.
Кто очень быстро говорит
Сказать, не думая спешит
И строчки вдруг теряет.
Сказать ему - не торопись, и не спеши
И станет речь твоя красивой, спокойной и неторопливой.
4. Правило: Опора на гласные.
В море опора – спасательный круг
Если случится беда,
Также в слове – долгий наш звук
Служит опорой всегда.
- Правило: Ударение.
Слово главное найдем
В каждом предложении
Мысль любую подчеркнем
Сделав ударение.
6. Правило: Пауза.
Говори и отдыхай
Якорь с корабля бросай
Паузу - якорь не забудь
Отдохни и снова в путь.
7. Правило: Мягкая атака согласных.
Мягко плавно льется речь,
Так вода умеет течь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка «Выявленные трудности дошкольников» в
Индивидуальный образовательный маршрут развития "Выявленные трудности дошкольников"...
Индивидуальный образовательный маршрут как форма работы
Индивидуальный образовательный маршрут как форма работы по расширению словарного запаса у воспитанника подготовительной к школе группы, имеющего проблемы развития речи....
Индивидуальные образовательные маршруты в системе работе педагога- психолога детского сада
Ежегодно в наем дошкольном учреждении, по результатам диагностики выявляются дети, посещающие группы общеразвивающей направленности, с которыми необходимо проводить индивидуальную коррекционную ...
Индивидуальная образовательная программа коррекционно-развивающей направленности детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (со зрительной патологией)
Одним из актуальных направлений развития системы образования является внедрение в широкую практику инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся све...
Индивидуальная образовательная программа коррекционно-развивающей направленности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (патология развития опорно-двигательного аппарата (ДЦП)
В связи с вступлением в силу Федерального закона № 273 «Об образовании», а также вступлением в силу с 01 января 2014 года федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного...
Адаптированный образовательный маршрут коррекционно-развивающего обучения ребёнка с синдромом Дауна в старшем дошкольном возрасте
Адаптированный образовательный маршрут коррекционно-развивающего обучения ребёнка с синдром Дауна в старшем дошкольном возрасте....
Индивидуальный образовательный маршрут коррекционно-развивающей работы с детьми 6-7 лет с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию. "Дети с ОВЗ" подразумевает наличие у ребенка време...