ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад»
Согласовано: __________________ Ф.И.О. родителей /законных представителей «___»___________20__ | Утверждено: Заведующий МДОУ «Д/с № 9 «Солнышко» ______________ |
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
Ф.И.О..
. |
Южноуральск
Пояснительная записка
Ф.И.О. ребенка: ФИО
Дата рождения: 00.00.00
Данная программа составлена на основании рекомендаций ПМПК и рассчитана на 3 года.
Заключение ЦПМПК о создании условий для получения образования обучающемуся с ОВЗ, инвалидностью № 00:
Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с задержкой психического развития с учётом психологических особенностей обучающихся с РАС
Специалисты | Рекомендации ПМПК | Особенности развития ребенка | Ожидаемые результаты развития ребенка | Задачи развития ребенка | Специальные условия обучения и воспитания |
Педагог-психолог | Формирование, коррекция и развитие коммуникативных и социальных компетенций, компетенций эмоционально-волевой сферы, пространственных представлений, игровой деятельности | Очень низкие темпы освоения навыков в различных видах деятельности и снижение навыков за летний период. Бытовые навыки сформированы не в полном объеме, нет автоматизации. Игровая деятельность остается манипулятивной: отсутствует целевой компонент. Низкий объем внимания и памяти Недостаточно сформированы навыки имитации и следования словесной инструкции. Неустойчивое, кратковременное внимание. Пространственно- временные представления не сформированы. Процессы обобщения и классификации сформированы по наиболее крупным категориям. Вербальная речь отсутствует. Наличие агрессивных и аутоагрессивных действий | Улучшение бытовых навыков. Достаточно хорошее развитие зрительного восприятия. Усвоены основные сенсорные эталоны. Увеличена длительность концентрации внимания до нескольких минут. Может попросить помощь взрослого при затруднении. Наличие речи в виде первых слогов слов, обозначающих любимые предметы и занятия. Ребенок проявляет ситуативную кратковременную заинтересованность в общении с детьми | Увеличение объема внимания и памяти до 5-6 единиц. Формирование простейших игровых навыков. Стимулирование развития воображения. Увеличение интенсивности навыка имитации и следования слов инструкции. Формирование процессов обобщения и классификации по основным категориям. Развитие поведения слушателя. Развитие навыка очередности в игре. Снижение интенсивности агрессивных и аутоагрессивных действий. Развитие коммуникативных навыков | Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с ЗПР с учётом психологических особенностей обучающихся с РАС Коррекционно-развивающие занятия с психологом не реже 2 раз в неделю продолжительностью 20–25 минут, индивидуальные – не реже 1 раза в неделю, подгрупповые – не реже 1 раза в неделю |
Учитель-логопед | Развитие понимания обращённой речи, формирование активной подражательной речевой деятельности, накопление и активизация словаря, формирование простой фразы, формирование простого речевого высказывания | Понимает обращенную речь. Произносит некоторые слова и звукосочетания .Произносит гласные и согласные раннего онтогенеза, но речевую инициативу, начатую взрослым поддерживает крайне редко. | Расширение пассивного словаря. Использование вербальных и невербальных средств общения для обозначения своих нужд и желаний. | Увеличение количества речевых инициатив и/или введение альтернативной коммуникации. Развитие общей мелкой, артикуляционной моторики. | Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с ЗПР Использование методических и дидактических материалов. Индивидуальные коррекционные занятия с логопедом не реже 2 раз в неделю. |
Учитель-дефектолог | Формирование и развитие продуктивной предметно-практической и конструктивной деятельности, сенсорных эталонов, элементарных математических представлений, познавательной активности | Не использует речь в обиходе. Наличие лепетных слов и звукоподражаний. Незначительное наличие повторяемых односложных слов за взрослым. Моторная неловкость. Быстрая истощаемость | Частично сформированы элементы повтора (имитация). Выполняет задания по инструкции. Хорошо развито зрительное восприятие. Наличие эхолалий (простые слова в пределах бытовой тематики) | Совершенствование понятий об окружающем мире. Развитие речевой активности. ФЭМП. Развитие мелкой моторики и графомоторных функций. Развитие слухового восприятия. Развитие понимания обращенной речи | Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с ЗПР с учётом психологических особенностей обучающихся с РАС методических и дидактических материалов. Индивидуальные развивающие коррекционные занятия с дефектологом 2 раза в неделю продолжительностью 20–25 минут |
Воспитатель | Формирование и развитие продуктивной предметно-практической и конструктивной деятельности, сенсорных эталонов, элементарных математических представлений, познавательной активности | Может сама, с небольшой помощью взрослого одеться/раздеться, самостоятельно ходит в туалет в детском саду, пользуется столовыми приборами. Манипулятивная игровая деятельность, с небольшим включением сюжетной игры. В общении со взрослыми и сверстниками проявляет инициативу, может играть в паре. Познавательный интерес не выражен. Речь лепетная. Моторные навыки не развиты. | Может одеваться самостоятельно, без помощи взрослого. Может попросить помощь взрослого при затруднении. Может заниматься интересным для него делом, не отвлекаясь, в течение пяти - десяти минут Путем практических действий и на основе зрительного соотнесения сравнивает предметы по величине, выбирает из трех предметов разной величины «самый большой» («самый маленький»), выстраивает сериационный ряд, строит матрешек по росту. На основе не только практической, но и зрительной ориентировки в свойствах предметов подбирает предметы по форме, величине, идентифицирует цвет предмета с цветом образца-эталона, называет цвета спектра, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал). Проявляет интерес к изобразительной деятельности, эмоционально положительно относится к ее процессу и результатам. Осваивает изобразительные навыки, пользуется карандашами, фломастерами, кистью, мелками. Сотрудничает со взрослым в продуктивных видах деятельности (лепке, аппликации, изобразительной деятельности, конструировании др.). Появляется элементарный предметный рисунок. Использует в ходе игры различные натуральные предметы, их модели, предметы-заместители; Передает в сюжетно-ролевых и театрализованных играх различные виды социальных отношений. | Автоматизация самостоятельного одевания с помощью визуальной поддержки. Формирование игровых действий и цепочек в совместной игре с воспитателем. Знакомить с условиями быта человека одновременно с формированием понимания различной знаковой, бытовой, световой и другой окружающей человека информации Включение в коммуникацию со сверстниками через создание игровых и бытовых ситуаций. Развивать любознательность, Познавательные способности, стимулировать познавательную активность посредством создания насыщенной предметно-пространственной среды. Формировать умения сравнивать предметы, объединять их в группы на основе выделенного признака (формы, размера, расположения), составлять ряды-серии (по размеру, расположению);совершенствовать навыки использования способов проверки (приемы наложения и приложения) для определения количества, величины, формы. Формировать желание подражать действиям взрослого; побуждать к совместной продуктивной деятельности при обязательном речевом сопровождении всех осуществляемых действий. | Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с ЗПР с учётом психологических особенностей обучающихся с РАС. Индивидуальные развивающие занятия каждый день продолжительностью 10 минут. Использование методических и дидактических материалов в режимных моментах. Создание насыщенной предметно-пространственной среды. |
Воспитательный компонент.
- Формировать у детей потребность эмоционально-личностного контакта со взрослым.
- Формировать у детей интерес к эмоционально-деловому контакту со взрослым .
- Формировать у детей умение видеть настроение и различные эмоциональные состояния близких взрослых и детей (радость, печаль, гнев), умение выражать сочувствие (пожалеть, помочь).
- Воспитывать у детей потребность в любви, доброжелательном внимании значимых взрослых и сверстников.
- Воспитывать у детей интерес к выполнению предметно-игровых действий по подражанию и показу действий взрослым.
- Воспитывать у детей эмоциональное отношение к обыгрываемому предмету или игрушке.
Форма взаимодействия с родителями: собеседование, рекомендации, консультации, индивидуальные задания, обмен опытом_
Предполагаемые формы и условия работы с ребенком:
• индивидуальные консультации родителей с учителем-логопедом;
- посещение индивидуальных занятий по речевому, социально-коммуникативному, художественно-эстетическому, познавательному развитию;
• участие ребенка с матерью в досуговых мероприятиях в группе.
Основой индивидуального коррекционно-образовательного маршрута является Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Авторы: Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. Программа предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с детьми в возрасте от 3 до 7 (8) лет, имеющими умственную отсталость легкой формы. Вместе с тем апробация программы показала, что дети с умственной отсталостью в умеренной форме при ранней и целенаправленной коррекционно-педагогической работе овладевают основным содержанием предложенного программного материала, что создает условия для раскрытия имеющихся у них потенциальных возможностей развития.
В программе представлено инновационное содержание и современные психолого-педагогические технологии обучения детей, базирующиеся на личностно-ориентированном подходе к ребенку и его близким.
Перечень оборудования и дидактических материалов
Социальное развитие. Иллюстративный материал, отражающий различное эмоциональное состояние людей, деятельность людей различных профессий; книги (художественные произведения, содержание которых отражает различные эмоциональные состояния людей); видеоматериалы, отражающие жизнь и деятельность детей в группе, на занятиях, на праздниках, магнитная доска; плоскостные деревянные, пластмассовые или картонные фигурки персонажей знакомых детям сказок; куклы (девочка, мальчик); наборы кукол для пальчикового театра (кошка, мышка, медведь, лиса, собака и т. п.); куклы бибабо (заяц, мышка, кошка, собака, девочка, мальчик, бабушка, дедушка и т. п.).
Физическое развитие и физическое воспитание. Скамейки гимнастические длиной 2 м; дуги для подлезания (высота 50 см); мячи резиновые (диаметр 20—25, 10—12, 6—8 см); надувные большие, шнуры короткие («косички») — 75—80 см, длинные — 15 м; мешочки с песком для метания (вес 150—200 г), для равновесия (вес 400 г); ракетки, мячи, ракетки и воланы для игры в бадминтон; кегли; кольцеброс; магнитофон, аудиокассеты с различными мелодиями; палатка; корзины; дорожки с различным покрытием (нашитые пуговицы, гладкая поверхность, меховая поверхность и т. п.); раздвигающаяся дорожка из кубов.
Сенсорное развитие. Мячи, шары, кубики, кирпичики, мешочки; пирамидки разного размера и разной конструкции; игрушки сюжетные: лошадка, кошечка, зайчик, медвежонок, собачка, лягушка и др.; различные музыкальные инструменты: погремушки, бубен, барабан; магнитофон; аудиокассеты с записями различных мелодий; пластмассовые кегли и шары; набор муляжей овощей, фруктов; разной величины мисочки, бутылки, банки для раскладывания бус, шариков, мелких игрушек; лото-вкладки; коробки-вкладыши разных размеров; тележки, машины разных размеров; мелкие игрушки животных и их детенышей;.
Формирование мышления. Набор сюжетных игрушек: лошадка, кошечка, зайчик, медвежонок, собачка, куклы; набор игрушек (пластмассовых и деревянных), имитирующих орудия труда: молоток, гаечный ключ, отвертка; аквариум; бассейн; погремушки; деревянные, картонные или пластмассовые домики, деревья, елки и др.; корзины; матрешки (от трехместных до пятиместных); коляски с рукоятками; тележки, машины; игрушки с крепящимися деталями; сюжетные и предметные иллюстрации; книги, содержащие художественные произведения для развития наглядно-образного и элементов логического мышления.
Лепка. Материалы для лепки: пластилин; печатки разной формы для украшения вылепленного изделия; стеки разной формы; салфетки из ткани; наглядный материал: овощи, фрукты, (муляжи и натуральные объекты); наборы игрушек: куклы, животные, птицы, транспорт и др.; демонстрационный материал: демонстрационный материал предметов народного декоративно-прикладного искусства (дымковская игрушка, предметы с городецкой росписью, хохломской росписью).
Аппликация. Наборы цветной бумаги разной фактуры; набор щетинных кистей для работы с клеем; пластина (подкладка) для намазывания форм клеем; салфетки из ткани для прижимания форм к бумаге; ножницы с тупыми концами для вырезания форм; розетки для клея; подносы для форм; клей для аппликации; наглядный материал: овощи, фрукты (муляжи и натуральные объекты); наборы игрушек: куклы, животные, птицы, транспорт, знакомые сказочные персонажи; наборы открыток и иллюстраций к знакомым детям художественным произведениям.
Рисование. Наборы белой бумаги различной плотности — гладкая, шершавая; наборы цветной бумаги светлых оттенков — желтого, сиреневого, голубого и т. д.; стаканчики для кисточек, для краски; наборы карандашей: волоконные разной толщины, наборы фломастеров; наборы цветных, восковых мелков; наборы красок: гуашь, кисточки круглые для рисования красками (среднего, маленького и большого размера); материалы для аппликации (цветная бумага разной плотности, ткани разного вида и цвета, природный материал); банки или стаканы для воды; салфетки из ткани, хорошо впитывающие воду, для осушения кисти после промывания; иллюстрации к литературным произведениям; наглядный материал: овощи, фрукты (муляжи и натуральные объекты).
Мониторинг психофизического развития и возможностей ребёнка проводится 2 раза в год.
Предложенные задания надо проводить с ребенком индивидуально и предлагать ему не на одном занятии, а на протяжении нескольких дней (например, 3—4 дня). После проведения обследования результаты анализируются и отмечаются способы выполнения каждого из предложенных заданий. Если задание выполнено самостоятельно, то в таблице фиксируется актуальный уровень, после выполнения задания ребенком по показу или по подражанию в таблице отмечается тот факт, что уровень выполнения задания находится в зоне ближайшего развития. В тех случаях, когда ребенок не может выполнить задание ни по подражанию, ни по показу, отмечается, что уровень его находится ниже зоны ближайшего развития. Выявленные данные фиксируются в таблице 1 в виде знаков «+» или «–».
Уровни сформированности основных линий развития
№ | Основные линии развития | Актуальный уровень | Зона ближайшего развития | Ниже зоны ближайшего развития | |||
сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | ||
1 | Социальное развитие | ||||||
1.1 | Представления о себе | ||||||
1.2 | Ближайшее окружение | ||||||
1.3 | Навык опрятности | ||||||
1.4 | Навык еды | ||||||
1.5 | Навык одевания | ||||||
1.6 | Навык умывания | ||||||
2 | Физическое развитие | ||||||
2.1 | Ходьба | ||||||
2.2 | Бег | ||||||
2.3 | Прыжки | ||||||
2.4 | Лазание, ползание | ||||||
2.5 | Метание | ||||||
2.6 | Равновесие | ||||||
3 | Познавательное развитие | ||||||
3.1 | Сенсорика | ||||||
3.1.1 | Форма | ||||||
3.1.2 | Величина | ||||||
3.1.3 | Цвет | ||||||
3.1.4 | Целостность восприятия | ||||||
3.2 | Наглядно-действенное мышление | ||||||
3.3 | Ориентировка на количественный признак | ||||||
3.4 | Представления об окружающем | ||||||
3.5 | Развитие речи | ||||||
3.5.1 | Понимание речи | ||||||
3.5.2 | Активная речь | ||||||
4 | Деятельность | ||||||
4.1 | Предметные действия | ||||||
4.2 | Игра | ||||||
4.3 | Рисунок | ||||||
4.4 | Конструирование |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут
Индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут...
Проектирование и реализация индивидуального-коррекционого образовательного маршрута для детей ОВЗ
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания....
Разработка и реализация индивидуальных коррекционно-образовательных маршрутов
План индивидуальной коррекционной работы для ребенка с ОВЗ...
Индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут воспитанника средней группы
Форма индивидуального коррекционного-образовательного маршрута....
Форма индивидуального коррекционно – образовательного маршрута
Работа с ребенком ...
Индивидуальный коррекционно - образовательный маршрут
В материале представлен индивидуальный коррекционно- образовательный маршрут на воспитанника группы компенсирующей направленности для детей с ТНР....
Примерный индивидуальный коррекционно - образовательный маршрут воспитанника
В индивидуальном коррекционно - образовательном маршруте воспитанника необходимо прописать: период реализации, ФИО ребенка, дата рождения, дата заполнения, состояние здоровья, статус...