Разработка и реализация индивидуальных коррекционно-образовательных маршрутов
учебно-методический материал по логопедии по теме
План индивидуальной коррекционной работы для ребенка с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_individualnoy_korrektsionno.docx | 25.06 КБ |
Предварительный просмотр:
План индивидуальной коррекционно-развивающей работы
на ребенка с ОВЗ средней группы МБДОУ «Детский сад № 9 «Сказка»
Логопедическое заключение: общее недоразвитие речи (I уровень речевого развития), моторная алалия.
Первый этап логопедической работы соотносится с I уровнем ОНР и длится примерно до появления фразовой речи.
Основные задачи:
Формирование мотивационной основы речевой деятельности
Воспитание речевой и психической продуктивной активности ребёнка
Развитие импрессивной речи (восприятие и понимание речи)
Формирование активного словаря, доступного пониманию и воспроизведению
Формирование первоначального навыка общения в различных ситуациях (поддержание элементарного диалога)
Совершенствование неречевых процессов.
Ключевое внимание уделяется смысловой стороне речи, неправильное произношение допустимо.
Направления | Задачи (в рамках обозначенных направлений) | Приемы |
1.Установление эмоционального контакта с ребенком. 2.Совершенствование понимания обращенной речи 3.Расширение пассивного словаря по лексическим темам. 4.Совершенствование неречевых процессов с помощью выполнения различных невербальных (без использования слов) заданий 5. Активизация речевого подражания. 6. Формирование доступного активного словаря. 7. Формирование первоначальных навыков общения. | - создать условия для мотивационной основы речевой деятельности, доброжелательной атмосферы. - расширять знания о глагольных формах; - дифференцировать глагольные формы. - расширять словарный запас названиями предметов, действий, которые совершают окружающие близкие ребенка и он сам; - обеспечивать понимание связи: глагол + существительное; - учить дифференцировать грамматические формы, понимание вопросов косвенных падежей. - обучать ориентировке в пространстве, а позже и во временах года; - развивать слуховое внимание и восприятие; - совершенствовать память; - развивать мыслительные операции. - учить подражать: действиям с предметами; движениям рук, ног, голове; интонациям. вызывать: звукоподражания; - аморфные слова. - усвоение слов название предметов; - усвоение слов-действий; - комбинировать слова во фразу; - вырабатывать осознание ребенком собственных действий; - вырабатывать осознание действий других: -учить словоизменению, правильному употреблению грамматических форм рода, числа, падежа. - формировать диалогическую речь, используя различные ситуации. | Знакомство с предметно-развивающей средой кабинета. Поддержание инициативы ребенка. Игры. показ, демонстрация, инструкция, вопрос («Покажи, где..?») показ, демонстрация, инструкция, вопрос («Покажи, где..?») показ, демонстрация, инструкция, вопрос (покажи, где кот на крыше, в доме, под крыльцом, идет к дому, сидит перед домом и т.д.; поставь машинку на коробку, в коробку, за коробку, перед коробкой, под коробку). Игры с активным применением речи в пространстве. Игры типа: - где спрятался колокольчик? - Где позвенели? Игры: «Чего не стало?» «Что появилось?» Игра «Четвертый лишний», разрезные картинки, доски Сегена Потешки, пальчиковые игры, двигательно-речевые миниатюры, игры с предметами (игра в мяч). Речевое подражание: - повторение отдельных звуков, несущих смысловую нагрузку в игре; - повторение аморфных слов (слова-звукоподражания, слова-слоги), имеющие определенный смысл; - подражания голосам животных; - подражания звукам детских музыкальных инструментов (динь-динь, бом-бом, ду-ду). Неоднократное произнесение слов и фраз. Стимулирование активной речи при помощи вопросов. Например: «Там киса», «вот ложка» «Я сижу, иду, несу» и т.д. «Вова сидит, идет, несет» и т. д. «Чем едят? Что едят? Из чего едят?» «Кто моет руки? Чем моют руки? Зачем моют руки? Чьи руки будут чистыми?» и т. д. Создание ситуаций общения. |
Характеристика речевого развития ребенка
по окончании первого этапа работы (на конец учебного года)
Ребенок контактен речевому взаимодействию, проявляет в нем заинтересованность, активность. Работоспособность недостаточно равномерная, необходимо стимулирование ребенка к деятельности.
В соответствии с возрастными особенностями развито понимание обращенной речи, инструкций. Расширяется понимание смыслового содержания речи.
За прошедший год (динамическое наблюдение) наблюдается бурное развитие речи. Словарь употребляемых слов быстро растет. Облегченные слова (звукоподражания) Марк заменяет общеупотребительными. В речи все больше появляется глаголов и прилагательных. Появляются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, слова - обобщения. Но все же активный словарь недостаточно развит для ребенка данного возраста.
Начинает формироваться связная речь, строит простые предложения. Но в полной мере морфологическая система языка не усвоена. В некоторых фразах может отсутствовать один из главных членов предложения (например: «Я руки не могу», «А я вот так ноги опять», «Там есть чуть-чуть, меня тоже такая»). Предложно - падежные конструкции аграмматичны (- Куда ежик складывает грибы?, - «На игоки, еще козину»). Понимание значений пространственных предлогов шире, чем употребление их в активной речи.
Можно положительно отметить правильное употребление в речи окончаний существительных в дательном, винительном, творительном падеже (кому? – петуху, «куице» (курице); кого? – «беку» (белку), собаку; чем? – «топоом» (топором). Употребление окончаний существительных в родительном падеже более аграмматичны (без чего? – «и колес» (без колеса), «о домика» (без домика). Допускает ошибки в окончаниях прилагательных при согласовании с существительными среднего рода («синяя полотенце»).
Слоговая структура слова. При произнесении слов с двумя-тремя открытыми слогами ритмический рисунок слова сохранен. Нарушаются слова со стечением согласных звуков («цеты», «сяматы» (шахматы), «зеда» (звезда). В словах сложной слоговой структуры наблюдаются упрощения, замена звуков («инаик» - снеговик, «аптобас» - автобус, «идець» - индеец).
Звукопроизношение: смягчение согласных звуков, замена шипящих звуков свистящими, отсутствие звуков [р], [р’], [л], [л’] или замена их другими звуками ([например: звуками [й], [в]), нарушение произношения аффрикат. Допускаются различные варианты замен звуков, имеющихся в онтогенезе («вамок» - замок, «иась» - жираф).
Заключение: Общее недоразвитие речи (II - III уровень речевого развития).
План индивидуальной коррекционно-развивающей работы
на ребенка с ОВЗ средней группы МБДОУ «Детский сад № 9 «Сказка»
Логопедическое заключение: общее недоразвитие речи (II уровень речевого развития).
Основные направления коррекционной работы:
- формирование мотивационной основы речевой деятельности;
- развитие понимания речи;
- формирование правильного звукопроизношения;
- развитие фонематического слуха;
- обогащение словарного запаса;
- развитие грамматического строя речи;
- развитие связной речи.
Направления | Задачи (в рамках обозначенных направлений) | Приемы |
| - развивать умение внимательно вслушиваться в речь взрослого; - развивать понимание обращенной речи, инструкций. - учить дифференцировать грамматические формы; - развивать понимание предложно-падежных конструкций. | Предоставление для различения на слух правильного и неправильного употребления падежных окончаний существительных, окончаний глаголов, времен глаголов; родовых окончаний прилагательных. Развитие понимания лексико-грамматических конструкций. |
2. Формирование правильного звукопроизношения. | - выявить состояние фонетического строя речи; - развивать артикуляционную моторику; - формировать правильное звукопроизношение. | Артикуляционные упражнения, направленные на развитие общей артикуляционной моторики. Комплексы артикуляционных упражнений, направленные на выработку движений органов артикуляционного аппарата для определенных (нарушенных) групп звуков речи. Постановка звуков речи. Автоматизация поставленных звуков (изолированно, в слогах, словах, фразовой и связной речи). |
| - выявить состояние фонематических процессов; - развивать фонематическое восприятие (способность различать и опознавать на слух фонемы); - развивать фонематические представления; - формировать элементарные навыки звукового анализа. | Нахождение картинок или предметов, в названии которых есть заданный звук; подбор слов с заданным звуком; определение звука, преобладающего в словах предъявляемой фразы (предложения, текста). Игры и упражнения на: определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце); выделение ударного гласного в начале слова; выделение согласного звука в конце, начале слова. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование и реализация индивидуального-коррекционого образовательного маршрута для детей ОВЗ
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания....
Семинар-практикум:«Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута для детей с ТНР в условиях ДОУ»
Материал предназначен для учителей-логопедов, воспитателей и старших воспитателей, работающих на группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей с ОВЗ (ТНР). Цель: разрабо...
Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута и адаптированной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи
В презентации представлены основные направления работы и нормативно-правовая база при создании ИОМ и АОП для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....
План самообразования " Разработка и реализация индивидуально-ориентированных маршрутов развития у детей с ОВЗ
Цель — создание оптимальных условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка со сложной структурой дефекта и формирование его позитивных личностных ка...
Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута как условие обеспечения качества дошкольного образования
Индивидуализация психолого-педагогического сопровождения обучающихся ( в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов) является одной из специальных технологий дошкольного образования. Она предполагает про...
Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) обучающегося на основе диагностики особенностей развития ребенка.
Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) обучающегося на основе диагностики особенностей развития ребенка....
Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) обучающегося на основе диагностики особенностей развития ребенка.
Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) обучающегося на основе диагностики особенностей развития ребенка....