План по самообразованию учителя-дефектолога
материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

Бусыгина Людмила Генриховна

 Тема:   Обучение решению арифметических задач дошкольников с ОВЗ.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_raboty_po_samoobrazovaniyu_uchitelya.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию учителя-дефектолога

Бусыгиной Людмилы Генриховны

Старшая группа

по теме:

Обучение решению арифметических задач дошкольников с ОВЗ.

Актуальность выбранной темы

Развитие элементарных математических представлений — это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. Первостепенное значение для умственного развития детей имеет приобретение ими математических представлений, т.к. математика необходима как для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач, так и для успешного обучения в школе. Обучения решению арифметических задач является одной из труднейших в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников с нарушением интеллекта. Педагогу приходится прикладывать немало усилий, чтобы вызвать у таких детей потребность в выполнении деятельности по решению задачи, сформировать соответствующие способы познавательной деятельности. Кроме того, необходимо создать условия, при которых дети удерживали бы внимание на инструкции педагога, условии задачи и т.д.

 

Цель: создать оптимальные условия для математического развития дошкольников; объединить усилия педагогов и родителей для развития математических способностей детей. ФЭМП через обучение решению арифметических задач.

Задачи:

1. Развивать интерес к математике в дошкольном возрасте.

2. Способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, логического мышления.

3. Способствовать стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости;

4. Формирование базисных математических представлений, речевых умений.

План работы 2022-2023 уч. год

Месяц

Вид деятельности

Работа с родителями

Работа с педагогами

Сентябрь

  1. Проведение первичной диагностики
  2. Анализ и оформление результатов диагностики.
  3. Составление перспективного плана работы.

Отчет о работе по результатам диагностики.

Консультации для педагогов

по обучению решению арифметических задач.

Октябрь

Изучение литературы по теме самообразования. .Изучение методической литературы по теме:

1. Е.В.Колесникова «Обучение решению арифметических задач»

Творческий центр, Москва 2012

2. Е.В. Колесникова «Математические ступеньки»

Программа развития математических представлений у дошкольников»

ООО «ТЦ Сфера» 2015

3. И.А.Пономарева, В.А. Позина

«Формирование математических представлений»

«МОЗАИКА-СИНТЕЗ»

Москва,2016

4. Л.Г.Петерсон,Н.П.Холина

«Раз -ступенька, два-ступенька»

Практический курс математики для дошкольников.

ЮВЕНТА, Москва, 2009

5.Л.Ф.Фатихова «Обучение дошкольников с нарушением интеллекта решению арифметических задач».

Посещение МО

Работа с детьми:

- Проведение занятий, с использованием игрового занимательного материала (задачи- шутки, задачи- загадки)

- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры на воссоздание силуэтов «Танграм» методом наложения) Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни»

Памятка для родителей по обучению детей по формированию элементарных математических представлений.

Игровая деятельность математической направленности в группе и на занятиях.

Ноябрь

Составление картотеки дидактических игр по математическому развитию.

Работа с детьми:

- Чтение математической сказки «В стране «Математике» в пластилиновом районе», анализ и обсуждение сказки с детьми.

- Проведение занятий, с использованием игрового занимательного материала (игры с использованием счетных палочек)

- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры на воссоздание силуэтов «Танграм» методом наложения)

Папка-передвижка «Занимательная математика дома в повседневной жизни»

Консультация «Занимательная математика на кухне»

Игровая деятельность математической направленности в группе и на занятиях.

Декабрь

Оформление уголка занимательной математики в группе.

Работа с детьми:

- Проведение занятий с использованием палочек Кюизенера.

- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Сложи узор», «Сложи квадрат», головоломки)

- Чтение математической сказки «Как Нина брата учила», анализ и обсуждение сказки

Оформление центра «Занимательная математика»

Использование загадок, задач-шуток, занимательных вопросов на занятиях и в совместной деятельности воспитателя и детей.

Январь

Использование загадок, задач-шуток, занимательных вопросов на занятиях и в совместной деятельности воспитателя и детей.

Работа с детьми:

- Проведение занятий с использованием

Картотеки занимательных задач.

- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Составь картинку», «Найди отличия», «Найди пару»)

Занимательная математика: игры в транспорте»

Информационный стенд.

Обучение решению задач детей в повседневных бытовых ситуациях

Информационный стенд.

Февраль

Работа с детьми: Проведение занятий с использованием индивидуального счетного материала.

Решение задач-шуток.

Рекомендации для родителей «Математика – это интересно».

Март

Создание картотеки с загадками, пословицами, поговорками, стихами по данной теме.

Работа с детьми:

- Проведение занятий с использованием индивидуального счетного материала.

- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры с палочками Кюизенера, настольно-печатные игры)

Решение занимательных задач с использованием фланелеграфа.

Оформление выставки для родителей: «Математические игры и упражнения для дошкольников»

Апрель

- Использование дидактических игр математического содержания в совместной деятельности с детьми.

- Проведение занятий с использованием Иготовление демонстрационного материала.

- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала («Что лишнее? »

Работа с детьми:

Решение простых арифметических задач с использованием картотеки.

Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни».

 Открытый показ образовательной ситуации.

Май

Проведение итоговой диагностики

Анализ, оформление результатов диагностики.

Отчет о работе по результатам диагностики. (индивидуальные консультации.

Пополнение РППС новыми играми по ФЭМП;

Июнь

Коррекция и разработка перспективного плана на следующий год

Оформление дневника по самообразованию

 

Литература

  1. Арапова Н.А - Пискарева Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Для занятий с детьми 2-7 лет. - М: Мозаика-Синтез, 2009 г.
  2. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Л. В. Артемова. – М.: Просвещение, 1992. – 150 с.Веракса,Н.С. Формирование единых временно-пространственных представлений. / Н.С.Веракса. // Дошк. воспитание, 1996, № 5.
  3. Гришина Г.Н. Любимые детские игры /Г. Н. Гришина – М.: Просвещение, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план самообразования учителя-дефектолога

Индивидуальный план самообразования  учителя-дефектолога.Цель: повышение профессионального уровня компетентности учителя-дефектолога в вопросах повышения качества коррекционно-развивающей работы ...

Индивидуальный план работы по самообразованию учителя-дефектолога группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения.

Хорошо известно, что зрение является самым эффективным анализатором, обеспечившим взаимодействие человека с окружающей средой. Считается, что зрение дает человеку до 90% всей информации об окружающем ...

План самообразования учителя - дефектолога

План самообразования  учителя - дефектологаПо теме:«Использование приемов мнемотехники для развития речи  детей дошкольного возраста   у детей с ограниченными возможностями з...

План самообразования учителя-дефектолога «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей с ОВЗ в системе здоровьесберегающих технологий»

План самообразования учителя-дефектолога «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей с ОВЗ в системе здоровьесберегающих технологий»...

План по самообразованию учителя- дефектолога

В материале описаны актуальность, задачи, цели и план по самообразованию. А также отчет о работе....

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ учителя-дефектолога В.И.Погребной на 2022-2023 у.г. ТЕМА: «Использование кругов Луллия при обучении грамоте детей дошкольного возраста (3 г.о) с ЗПР».

Овладение грамотой представляет собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребёнка с ОВЗ. Начиная осваивать азбуку, ребёнок должен представлять, что такое звуки речи. Он должен науч...