План по самообразованию учителя-дефектолога
материал по коррекционной педагогике (старшая группа)
Тема: Обучение решению арифметических задач дошкольников с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_po_samoobrazovaniyu_uchitelya.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию учителя-дефектолога
Бусыгиной Людмилы Генриховны
Старшая группа
по теме:
Обучение решению арифметических задач дошкольников с ОВЗ.
Актуальность выбранной темы
Развитие элементарных математических представлений — это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. Первостепенное значение для умственного развития детей имеет приобретение ими математических представлений, т.к. математика необходима как для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач, так и для успешного обучения в школе. Обучения решению арифметических задач является одной из труднейших в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников с нарушением интеллекта. Педагогу приходится прикладывать немало усилий, чтобы вызвать у таких детей потребность в выполнении деятельности по решению задачи, сформировать соответствующие способы познавательной деятельности. Кроме того, необходимо создать условия, при которых дети удерживали бы внимание на инструкции педагога, условии задачи и т.д.
Цель: создать оптимальные условия для математического развития дошкольников; объединить усилия педагогов и родителей для развития математических способностей детей. ФЭМП через обучение решению арифметических задач.
Задачи:
1. Развивать интерес к математике в дошкольном возрасте.
2. Способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, логического мышления.
3. Способствовать стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости;
4. Формирование базисных математических представлений, речевых умений.
План работы 2022-2023 уч. год
Месяц | Вид деятельности | Работа с родителями | Работа с педагогами |
Сентябрь |
| Отчет о работе по результатам диагностики. | Консультации для педагогов по обучению решению арифметических задач. |
Октябрь | Изучение литературы по теме самообразования. .Изучение методической литературы по теме: 1. Е.В.Колесникова «Обучение решению арифметических задач» Творческий центр, Москва 2012 2. Е.В. Колесникова «Математические ступеньки» Программа развития математических представлений у дошкольников» ООО «ТЦ Сфера» 2015 3. И.А.Пономарева, В.А. Позина «Формирование математических представлений» «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» Москва,2016 4. Л.Г.Петерсон,Н.П.Холина «Раз -ступенька, два-ступенька» Практический курс математики для дошкольников. ЮВЕНТА, Москва, 2009 5.Л.Ф.Фатихова «Обучение дошкольников с нарушением интеллекта решению арифметических задач». Посещение МО Работа с детьми: - Проведение занятий, с использованием игрового занимательного материала (задачи- шутки, задачи- загадки) - Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры на воссоздание силуэтов «Танграм» методом наложения) Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни» | Памятка для родителей по обучению детей по формированию элементарных математических представлений. | Игровая деятельность математической направленности в группе и на занятиях. |
Ноябрь | Составление картотеки дидактических игр по математическому развитию. Работа с детьми: - Чтение математической сказки «В стране «Математике» в пластилиновом районе», анализ и обсуждение сказки с детьми. - Проведение занятий, с использованием игрового занимательного материала (игры с использованием счетных палочек) - Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры на воссоздание силуэтов «Танграм» методом наложения) | Папка-передвижка «Занимательная математика дома в повседневной жизни» Консультация «Занимательная математика на кухне» | Игровая деятельность математической направленности в группе и на занятиях. |
Декабрь | Оформление уголка занимательной математики в группе. Работа с детьми: - Проведение занятий с использованием палочек Кюизенера. - Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Сложи узор», «Сложи квадрат», головоломки) - Чтение математической сказки «Как Нина брата учила», анализ и обсуждение сказки | Оформление центра «Занимательная математика» | Использование загадок, задач-шуток, занимательных вопросов на занятиях и в совместной деятельности воспитателя и детей. |
Январь | Использование загадок, задач-шуток, занимательных вопросов на занятиях и в совместной деятельности воспитателя и детей. Работа с детьми: - Проведение занятий с использованием Картотеки занимательных задач. - Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Составь картинку», «Найди отличия», «Найди пару») | Занимательная математика: игры в транспорте» Информационный стенд. Обучение решению задач детей в повседневных бытовых ситуациях Информационный стенд. | |
Февраль | Работа с детьми: Проведение занятий с использованием индивидуального счетного материала. Решение задач-шуток. | Рекомендации для родителей «Математика – это интересно». | |
Март | Создание картотеки с загадками, пословицами, поговорками, стихами по данной теме. Работа с детьми: - Проведение занятий с использованием индивидуального счетного материала. - Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры с палочками Кюизенера, настольно-печатные игры) Решение занимательных задач с использованием фланелеграфа. | Оформление выставки для родителей: «Математические игры и упражнения для дошкольников» | |
Апрель | - Использование дидактических игр математического содержания в совместной деятельности с детьми. - Проведение занятий с использованием Иготовление демонстрационного материала. - Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала («Что лишнее? » Работа с детьми: Решение простых арифметических задач с использованием картотеки. | Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни». | Открытый показ образовательной ситуации. |
Май | Проведение итоговой диагностики Анализ, оформление результатов диагностики. | Отчет о работе по результатам диагностики. (индивидуальные консультации. Пополнение РППС новыми играми по ФЭМП; | |
Июнь | Коррекция и разработка перспективного плана на следующий год | Оформление дневника по самообразованию |
Литература
- Арапова Н.А - Пискарева Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Для занятий с детьми 2-7 лет. - М: Мозаика-Синтез, 2009 г.
- Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Л. В. Артемова. – М.: Просвещение, 1992. – 150 с.Веракса,Н.С. Формирование единых временно-пространственных представлений. / Н.С.Веракса. // Дошк. воспитание, 1996, № 5.
- Гришина Г.Н. Любимые детские игры /Г. Н. Гришина – М.: Просвещение, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план самообразования учителя-дефектолога
Индивидуальный план самообразования учителя-дефектолога.Цель: повышение профессионального уровня компетентности учителя-дефектолога в вопросах повышения качества коррекционно-развивающей работы ...
Индивидуальный план работы по самообразованию учителя-дефектолога группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения.
Хорошо известно, что зрение является самым эффективным анализатором, обеспечившим взаимодействие человека с окружающей средой. Считается, что зрение дает человеку до 90% всей информации об окружающем ...
План самообразования учителя - дефектолога
План самообразования учителя - дефектологаПо теме:«Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста у детей с ограниченными возможностями з...
План самообразования учителя-дефектолога «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей с ОВЗ в системе здоровьесберегающих технологий»
План самообразования учителя-дефектолога «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей с ОВЗ в системе здоровьесберегающих технологий»...
План по самообразованию учителя- дефектолога
В материале описаны актуальность, задачи, цели и план по самообразованию. А также отчет о работе....
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ учителя-дефектолога В.И.Погребной на 2022-2023 у.г. ТЕМА: «Использование кругов Луллия при обучении грамоте детей дошкольного возраста (3 г.о) с ЗПР».
Овладение грамотой представляет собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребёнка с ОВЗ. Начиная осваивать азбуку, ребёнок должен представлять, что такое звуки речи. Он должен науч...