ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ учителя-дефектолога В.И.Погребной на 2022-2023 у.г. ТЕМА: «Использование кругов Луллия при обучении грамоте детей дошкольного возраста (3 г.о) с ЗПР».
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Погребная Виктория

Овладение грамотой представляет собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребёнка с ОВЗ. Начиная осваивать азбуку, ребёнок должен представлять, что такое звуки речи. Он должен научиться делить слово на слоги и звуки, должен знать правила «озвучивания» буквосочетаний (в том числе правила и навыки слогослияния), но самое главное, что когда ребёнок научиться читать, то должен научиться понимать значение и смысл текстов,  не имея знаний, не будет и умений!   

        Что бы процесс обучения для детей не был скучным, я  предлагаю применить  элемент технологии ТРИЗ -  круги Луллия.

         Круги Луллия  являются универсальным дидактическим  средством,  формирующим  мыслительные  процессы у детей,  что немаловажно для их  развития.  Они  вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу, что очень важно для работы с детьми с ЗПР.

Учитывая всё вышесказанное, можно считать тему: «Использование кругов Луллия для развития речи при обучении грамоте детей дошкольного возраста (3 г.о) с ЗПР» - актуальной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan.docx26.72 КБ

Предварительный просмотр:

                Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 49 «Аленький цветочек» города Невинномысска.

Утверждаю:

заведующий МБДОУ № 49

«Аленький цветочек»

__________И.А. Козырева

«___»_____________2022 г.

 

ПЛАН

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

учителя-дефектолога В.И.Погребной

на 2022-2023 у.г.

ТЕМА: «Использование кругов Луллия при обучении грамоте детей дошкольного возраста (3 г.о) с ЗПР».

Г. Невинномысск 2022 г.

ТЕМА: «Использование кругов Луллия при обучении грамоте детей дошкольного возраста (3 г.о) с ЗПР».

 

         Развитие речи детей является одной из важнейших задач обучения и воспитания. Неотъемлемой составной частью является подготовка дошкольников к обучению грамоте.  Становление и развитие речи у детей с задержкой психического  развития  происходит по тем же законам, что и у их нормально развивающихся сверстников, однако имеет и свои психологические закономерности. В силу особенностей психического развития детей с ЗПР в речи отмечается некоторое отставание звуковой стороны речи, своеобразное формирование смысловой стороны, отклонения в грамматическом оформлении фраз. Дети с ЗПР с трудом овладевают анализом и синтезом звукового состава слова, которые лежат в основе обучения грамоте. Кроме этого, они испытывают значительные трудности в ориентировке языковой действительности, не вычленяют из потока речи крупных речевых единиц: предложение, слово. Их речь несовершенна в грамматическом отношении. Они делают ошибки в употреблении предлогов, в согласовании слов в предложении, а также в использовании других синтаксических связей.  

         Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьезным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в пропедевтической и коррекционно-развивающей  работе с данной категорией детей. Развитие всех психических процессов ребенка, таких как память, внимание, мышление и речь может происходить через обучение грамоте.  Овладение грамотой представляет собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребёнка с ОВЗ. Начиная осваивать азбуку, ребёнок должен представлять, что такое звуки речи. Он должен научиться делить слово на слоги и звуки, должен знать правила «озвучивания» буквосочетаний (в том числе правила и навыки слогослияния), но самое главное, что когда ребёнок научиться читать, то должен научиться понимать значение и смысл текстов,  не имея знаний, не будет и умений!         

        Что бы процесс обучения для детей не был скучным, я  предлагаю применить  элемент технологии ТРИЗ -  круги Луллия.

         Круги Луллия  являются универсальным дидактическим  средством,  формирующим  мыслительные  процессы у детей,  что немаловажно для их  развития.  Они  вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу, что очень важно для работы с детьми с ЗПР.

      Учитывая всё вышесказанное, можно считать тему: «Использование кругов Луллия для развития речи при обучении грамоте детей дошкольного возраста (3 г.о) с ЗПР» - актуальной.

Цель: Проанализировать способности  детей с ЗПР дошкольного возраста (3 г.о) при обучении грамоте посредством кругов Луллия.

Задачи:

1. Изучить литературу по данной теме.                                                

2. Изучить приёмы, используемые для работы с детьми.

3. Исследовать на практике способности детей 3 г.о с ЗПР к обучению грамоте посредством кругов Луллии.

4.  Подобрать наглядный материал.

Предполагаемый результат:  

  • Научить дифференцировать гласные и согласные звуки (звонкий - глухой,   твердый – мягкий);
  • Закрепить навык слого-звукового анализа открытых и закрытых слогов (количество звуков в слоге, слове, их последовательность);
  •  Научить подбирать слова с заданным звуком к слого-звуковым схемам-моделям   в соответствии с произносительным составом слова;
  • Обучить чтению (слогов, слов с данными буквами);
  • Научить работать с предложением;
  •  Закрепить умение работать над развитием внимания к звуковой стороне речи, слуховой памяти;
  • Развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, восприятие)

Литература:

  1. Дети с задержкой психического развития //Под ред. Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной. М., 1984.
  2. Корнев А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи. М., 2007
  3.  Логинова Л. «Кольца Луллия» // «Обруч» №4, 2004 г.
  4. Марцинкевич Г.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Калач-на-Дону, 2000.
  5. Сидорчук Т.А., С.В.Лелюх Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия. – Издательство АРКТИ, 2015
  6. Сидорчук Т.А., прокофьева Н.Ю. Технология развития интеллекта дошкольников. – АО «Первая Образцовая типография», филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2015

                             

                                         План изучения темы

Вопросы для изучения

Направления деятельности и формы работы с детьми.

Сроки изучения

Формы отчетности

Изучение литературы по теме самообразования.

Подбор материала

Сентябрь

Конспектирование.

Выявление уровня развития воспитанников при подготовке к обучению грамоте.

Диагностические материалы 

Октябрь

Разработать индивидуальный план работы для каждого ребенка - отображать  ежемесячно в папке «Индивидуальная работа с детьми».

Игры по теме: слово – предложение»

Подбор материала, изготовление пособий

Ноябрь

Подбор материала для работы.

«Занимательные круги Луллия».

Подбор материала, изготовление пособий

Декабрь

Консультация для педагогов.

Разработать консультацию: «Дифференциация гласных и согласных звуков (звонкий - глухой,   твердый – мягкий) посредством кругов Луллия».

Январь

Консультация для родителей.

«Использование кругов Луллия при обучении грамоте детей (3 г.о) с ЗПР».

Подбор материала

Февраль

Консультация для педагогов.

«Обучение чтению детей ».

Март

Консультация для родителей.

«Закрепление навыка  звуко - буквенного анализа открытых и закрытых слогов (количество звуков в слоге, слове, их последовательность) посредством кругов Луллия ».

Выставка дидактических игр для родителей.

Апрель

Привлечение родителей к изготовлению материала по теме.

Отчет о проделанной работе.

Итоговая  выставка.

Май

Выставка игр по теме: «Использование кругов Луллия  при оучении грамоте детей дошкольного возраста (3 г.о) с ЗПР».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы воспитателя МБДОУ №11 "Катерок" Страховой Н.Е. на тему: "Использование кругов Луллия в познавательном развитии детей раннего возраста"

Опыт работы воспитателя МБДОУ №11 "Катерок" Страховой Н.Е. на тему: "Использование кругов Луллия в познавательном развитии детей раннего возраста" на заседании РМО №3 по развитию д...

Использование камней Марблс в обучении грамоте детей дошкольного возраста

Проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению грамотой является одной из актуальных в педагогике, в том числе и в контексте преемственности дошкольного и начального школьного обр...

Мастер класс "Использование техники моделирования при обучении грамоте детей дошкольного возраста"

Мастер -класс "Использование техники моделирования при обучении грамоте детей дошкольного возраста"...

Опыт работы "Использование игровых технологий по обучению грамоте детей дошкольного возраста"

В данном материале представлено описание ипользуемых мной методов по обучению детей грамоте, дидактические игры, консультации для родителей и педагогов....

Консультация для педагогов на тему: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ОБУЧЕНИИ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все ...

Использование развивающих технологий при обучении грамоте детей дошкольного возраста

Использование развивающих технологий при обучении грамоте детей дошкольного возраста...

Использование развивающих технологий при обучении грамоте детей дошкольного возраста

Использование развивающих технологий при обучении грамоте детей дошкольного возраста...