План самообразования учителя - дефектолога
материал по логопедии

Березенко Татьяна Александровна

План самообразования  учителя - дефектолога

По теме:

«Использование приемов мнемотехники для развития речи  детей дошкольного возраста   у детей с ограниченными возможностями здоровья»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_moy.docx39.81 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №7 "Радуга"

Кулундинского района Алтайского края

План самообразования  учителя - дефектолога

Березенко Татьяны Александровны

на 2020 -2021 учебный год

По теме: 

«Использование приемов мнемотехники для развития речи  детей дошкольного возраста   у детей с ограниченными возможностями здоровья»

 

Целью моей работы является: развитие связной речи детей с  ОВЗ ,  посредством использования мнемотехники.

Для достижения этой цели были поставлены следующие

Задач и:

  1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения научной и  методической литературы, передового опыта педагогов ДОУ работающих по данной теме
  2. Создать условия для реализации программы через пополнения предметно-развивающей среды
  3. Повышение уровня речевой активности детей.
  4.  Развитие связной монологической речи, обогащение словарного запаса детей.
  5.  Формирование умения составлять рассказы по лексическим темам с помощью схем описаний.
  6.  Развитие у детей умений с помощью мнемотаблиц рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи, скороговорки, отгадывать и загадывать загадки с помощью мнемотаблиц.
  7.  Развитие у детей активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделение существенных признаков.  
  8.  Развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти.

Для решения поставленных цели и задач использовались следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседы, количественный анализ результатов.

Форма самообразования:

  • Индивидуальная - через индивидуальный план;
  • Групповая - через участие в жизни ДОУ.

    Ожидаемые результаты:

Дети:

-Расширения  словарного запаса  и знания об окружающем

мире.

-Появится  желание пересказывать — ребенок осознает, что это совсем

не трудно.

- Заучивание стихов превратится в игру, которая очень нравится детям.

 

Родители:

-Вовлечены в процесс речевого развития детей;

-Знакомы с приемами и методами развития речи детей;

-Способны к созданию в домашних условиях речевой предметно - развивающей среды.

Педагоги:

- Повышение профессиональной компетенции в развитии речи детей

дошкольного возраста.

- Получение   представлений о мнемотехнике.

- Внедрение в образовательный процесс методику работы с  мнемотаблицами для развития речи детей-дошкольников.

Формы представления результатов педагогической деятельности

  • Серия учебных занятий
  • Методическая продукция
  • Портфолио
  •  Отчет о результатах (ходе) деятельности
  • Профессиональные конкурсы
  • Презентация по теме.

Актуальность:

Главный инструмент нашего разума – это память. Чтобы память нас в самые важные мгновения жизни не подводила, нужно постоянно её тренировать. Взяв за основу мнение великих педагогов, изучив методики современных педагогов, предлагаем  использовать в работе с детьми приёмы мнемотехники при заучивании стихов, при пересказе художественной литературы.

  Мнемотехника – совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).

  Мнемотехника помогает развивать:

- ассоциативное мышление;

- зрительную и слуховую память;

- зрительное и слуховое внимание;

- воображение.

На сегодняшний день использование мнемотехники для дошкольников становится всё более актуальным, так как она помогает развивать мышление, зрительную и слуховую память, внимание,воображение и речь ( как наиболее масштабную задачу). Речь выполняет важнейшие социальные функции в современной жизни , она помогает устанавливать связи с окружающими людьми , определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием становления личности. 

Раздел

Срок

Содержание работы

Практический выход

Методичес-кая работа

В течении года

- изучение нормативных документов;

- чтение конкретных педагогических периодических изданий;

- чтение методической, педагогической и предметной литературы;

- обзор в интернете информации по образовательным областям;

- посещение семинаров, тренингов, конференций, занятий  коллег;

- дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;

- проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег;

- изучение и внедрение новых технологий;

- общение с коллегами  в детских садах, и в Интернете и изучение их опыта работы; обмен собственным опытом с воспитателями.

- участие в конкурсах, проводимых в детском саду и сайтах интернета с детьми, также в  профессиональных конкурсах;

- работа с родителями;

- информация для родителей по данной теме.

 (консультация, анкетирование, памятки)

- разработка новых форм, методов и приёмов обучения;

- доклады, выступления на родительских собраниях.

  • Разработка перспективного плана работы  
  • Разработка конспектов занятий с детьми.
  • Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы дидактическими играм.
  • Подготовка картотеки  «Мнемотаблицы»
  • Изготовление опорных схем для отгадывания загадок,  для заучивания стихотворений, рассказывания сказок
  • Изготовление пособия «Мнемотаблицы»

Работа с детьми

Сентябрь

Подбор стихотворений,  потешек, сказок  для разучивания и заучивания с детьми

Разработка мнемотаблиц к стихотворениям потешкам для заучивания с детьми

Октябрь

  • Расскажу я вам ребята. (знакомство с волшебными картинками-помощниками)
  • Работа с мнемотаблицей «Осень»
  • Заучивание стихотворения "Подарки Осени"(мнемодорожка)
  • Дидактическая игра «Составь мнемодорожку» (закрепление стихотворения «Осень»

Разработка мнемотаблиц к стихотворению «Осень»

Ноябрь

Использование мнемоквадратов и мнемодорожек в пересказывании сказок «Курочка Ряба», «Колобок»

Разработка мнемотаблиц к  сказкам «Курочка Ряба», «Колобок»

Декабрь

  • Работа с мнемотаблицей «Зима»
  • Заучивание стихотворения «Наша елка» Е.Ильина

Разработка мнемотаблиц к стихотворению «Наша елка» Е.Ильина ; к описательному рассказу  «Зима»

Январь

  • Составление предложений о зиме.
  • Составление рассказа по картине «Зимние забавы» (учить использовать мнемодорожку)

Разработка мнемотаблиц к составлению рассказа по картине «Зимние забавы»

Февраль

  • Отгадывание мнемозагадок.
  • Заучивание скороговорки по мнемотаблице.

Разработка мнемотаблиц к загадкам и скороговоркам

Март

  • Работа с мнемотаблицей "Весна"
  • Заучивание стихотворения о весне  «Сельская песня» А.Плещеев

Разработка мнемотаблиц к стихотворению  «Сельская песня» А.Плещеев; к составлению рассказа  «Весна»

Апрель

  • Работа с мнемотаблицей "Весна"
  • Заучивание потешек «Как у нашего кота…», «Огуречик, огуречик», «Мыши водят хоровод»

Разработка мнемотаблиц к заучиванию потешек

Май

  • Дидактическая  игра "Угадай-ка" (воспитатель выкладывает знакомые стихи, сюжеты сказок, а дети узнают и воспроизводят тексты)
  • Отчёт по теме самообразования.

Изготовление пособия «Мнемотаблицы»

Июнь

Анализ, оформление результатов диагностики Разработка плана по самообразованию на новый учебный год.

Подбор методической литературы.

                                                                               

Видиоролик «Наши успеи»

Работа с семьёй

Памятка для родителей «Как работать с мнемотаблицами»;   «Что такое мнемотехник»  разработка консультации для родителей

 Привлечение родителей к изготовлению мнемотаблиц  «Составляем и используем мнемотаблицы дома» .

Изучение методической литературы

В течении года

  1. «Учим стихи - развиваем память», Широких Т.Д./ребенок в детском саду, 2004; 
  2. Дидактическое пособие Н.В.Нищева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам»
  3. Журнал «Логопед», 2008, №4,  Л.В.Омельченко «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи»
  4.  Малетина Н. Моделирование в описательной речи детей с ОНР // «Воспитание и обучение». — 2004. — №6
  5. Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб., 2005.
  6. Наглядно-дидактическое пособие Ткаченко Т.А.«Составление описательных рассказов по опорным схемам»Метод. руководство, картинный комплект. М.: Книголюб, 2005.
  7. 6. Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией     Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план учителя-дефектолога для детей с ОВЗ (2 год обучения)

Песпективный план для детей с умственной отсталостью 2 год обучения по разделам: Социализация, формирование мышления, Формирование элементарных математических представлений...

Комплексно-тематический план учителя-дефектолога (тифлопедагога) по теме "Город мастеров" с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 лет), имеющими нарушения зрения

Представленный комплексно-тематический план на неделю по теме «Город мастеров» составлен для работы учителя-дефектолога (тифлопедагога) с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 лет), имеющими...

Годовой план учителя-дефектолога

Деятельность учителя-дефектолога в работе с дошкольниками с задержкой психического развития...

Перспективный план учителя-дефектолога на 2014-2015 учебный год

Перспективный план работы учителя-дефектолога с детьми с нарушением интеллекта...

Перспективный план учителя-дефектолога на 2014-2015 учебный год

Перспективный план работы учителя-дефектолога с детьми с нарушением интеллекта...

Годовой план учителя-дефектолога ДО на 2014-2015 уч.год.

Годовой план-это план мероприятий различной направленности ( непосредственной деятельности с воспитанниками, взаимоействие с родителями, консультативная работа и организационно-методическая)...

Календарный план учителя дефектолога подготовительная группа

мой план, который будет в помощь начинающему учителю-дефектологу...