Критерии выявления детей «группы риска» в раннем дошкольном возрасте в условиях ДОУ
статья по коррекционной педагогике (младшая группа)
Всем известно, что ранний возраст, младший дошкольный возраст в жизни каждого ребенка является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, а также формируется личность.
Традиционно считается, что раннее развитие детей – это дело их родителей. Однако, следует заметить, что педагогическая неграмотность многих родителей, нежелание признавать существование проблемы у своего ребенка, занятость родителей в наше экономически нестабильное время, никак не способствует успешному воспитанию ребенка, тем более ребенка пусть даже с незначительными отклонениями в развитии. Давайте попробуем разобраться, кто те люди, которые могут помочь родителям распознать проблемы в наиболее раннем возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kriterii.docx | 36.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Критерии выявления детей «группы риска» в раннем дошкольном возрасте в условиях ДОУ.
Достаточно часто к нам на территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию (ТПМПК) обращаются родители с детьми старшего дошкольного возраста, у которых при обследовании выявляются те или иные трудности в усвоении программы. Наши специалисты, понимая, что трудности эти возникли не вчера, начинают выяснять у родителей, почему они так поздно обратились к нам за помощью, почему не пришли раньше?! Часто звучит такой ответ: «А нам никогда никто не говорил, что у ребенка есть какие-то проблемы в развитии». Почему же так происходит? Кто те люди, которые должны были сказать и своевременно направить родителей на консультацию к нужному специалисту? В каком возрасте лучше всего направлять на консультацию. Какие моменты в развитии ребенка должны насторожить окружающих взрослых. Куда можно отправить родителей за консультацией? Давайте попробуем сегодня разобраться в этих вопросах.
С огромным сожалением приходится признавать, что количество детей с проблемами в развитии не снижается, а наоборот продолжает неуклонно расти из года в год. И эта тенденция отмечается не только в России. Во всем мире, количество таких детей увеличивается.
Также все мы знаем, что ранний возраст, младший дошкольный возраст в жизни каждого ребенка является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, а также формируется личность.
Традиционно считается, что раннее развитие детей – это дело их родителей. Однако, следует заметить, что педагогическая неграмотность многих родителей, нежелание признавать существование проблемы у своего любимого чада (в силу слепой любви или собственных амбиций), занятость родителей в наше экономически нестабильное время, никак не способствует успешному воспитанию ребенка, тем более ребенка пусть даже с незначительными отклонениями в развитии.
Конечно некоторые педиатры, неврологи помогают родителям увидеть, осознать наличие проблемы, но это скорее исключение из правила. Педиатры чаще всего озабочены соматическим здоровьем ребенка, а до неврологов родители часто просто не доходят, не видя в этом необходимости.
И тут большая ответственность, как мне кажется, ложится на воспитателей детских садов, куда рано или поздно попадает большее количество дошкольников. Ведь именно воспитатели это те люди, которые проводят с ребенком иногда больше времени, чем их родители, это те люди, которые могут объективно взглянуть на каждого воспитанника, люди, имеющие педагогическое образование, имеющие знания детской психологии, люди, в большинстве своем, неравнодушные к детям.
Но и тут мы часто сталкиваемся с тем, что воспитатели не готовы говорить с родителями на столь щекотливые темы. Часто это происходит от нежелания «портить отношения» с родителями. Действительно подчас нелегко бывает раскрыть глаза родителям на собственного ребенка. Не каждый захочет брать на себя такую ответственность. Да и не каждый родитель готов услышать и принять такую информацию от воспитателей. Поэтому, как часто бывает, особенно если ребенок «тихий», не доставляет особых проблем, то он может просидеть в массовой группе до самой школы.
Вот так и получается, что одни не видят или не хотят видеть, а другие не хотят или боятся брать на себя ответственность и поэтому помалкивают. А ком проблем все растет. А когда уже всем, и в том числе самим родителям, становится понятно что «что-то не так», бывает уже слишком поздно. Упущено драгоценное время, наверстать которое уже бывает просто невозможно. Но ведь именно ранняя и адекватная помощь ребенку позволяет более эффективно компенсировать нарушения в его психофизическом развитии и тем самым смягчить, а возможно, и предупредить дальнейшее отставание в развитии. Пластичность мозга ребенка в этом возрасте, сенситивные (благоприятные) периоды формирования эмоций, интеллекта, речи и личности определяют большие потенциальные возможности коррекционной помощи. Если же интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в этом возрасте, то в последствии его не удается реализовать в полной мере.
Необходимость как можно более ранней коррекции отклонений в развитии ребенка очевидна, а значит, необходимо и как можно более раннее выявление проблем в развитии.
Определить проблемы в развитии ребенка в раннем возрасте бывает довольно трудно, ведь к детям в этом возрасте не предъявляется высоких требований. Но все же есть определенные моменты, которые должны насторожить педагогов, работающих с детьми раннего и особенно младшего дошкольного возраста. Для облегчения выявления детей «группы риска», специалисты ТПМПК разработали анкету для воспитателей, которая поможет педагогам сориентироваться, подскажет, на что следует обращать внимание при общении с детьми.
Ниже приведена анкета для воспитателей и пояснения к ней, в которых указаны возрастные нормы, и те особенности в поведении детей, которые должны насторожить педагога, помочь не пропустить ранние проявления неблагополучия.
Анкета для воспитателей
«Выявление детей «группы риска»
(ранний и младший дошкольный возраст)
Фамилия, имя ребенка____________________________________________________
Дата рождения_________________№ ДОУ______________№ группы____________
Познавательное развитие | |
1. Понимание обращенной речи, понимание инструкций | |
2. Игровая деятельность | |
3. Активная речь | |
4. Сенсорное развитие | |
5. Сформированность навыков самообслуживания | |
6. Обучаемость | |
7. Фиксация взгляда (на объекте, игрушке, иллюстрации) | |
8. Концентрация внимания (быстрая утомляемость, истощаемость) | |
Эмоционально-волевая сфера | |
9. Эмоциональная нестабильность, частая смена эмоций (в период адаптации такие реакции допустимы) | |
10. Двигательная расторможенность | |
11. Агрессивное поведение | |
12. Реакция на слуховые раздражители (закрывает уши при громких звуках, музыке) | |
13. Повышенная тревожность | |
14. Патологические привычки (онанизм, сосание пальцев и других частей тела или предметов, ест несъедобные предметы) | |
15. Особенности протекания адаптации в детском учреждении | |
Сфера общения | |
16. Реакция на близких | |
17. Контактность (доступен – не доступен контакту, смотрит в глаза, готов к сотрудничеству с педагогами) | |
18. Реакция на сверстников |
Данную анкету воспитатели могут заполнять постепенно, по мере выявления тех или иных особенностей в развитии и поведении ребенка. В ней стоит фиксировать любые отклонения от нормы, для того чтобы картина была наиболее полной. Приведенные ниже комментарии к каждому пункту анкеты помогут воспитателям сделать это наиболее эффективно.
- Понимание обращенной речи, понимание инструкций – уже в 6 месяцев ребенок по-разному реагирует на свое и чужое имя, в 7 месяцев на вопрос «где?» ищет и находит взглядом неоднократно называемый предмет, в 9 месяцев знает свое имя, оборачивается на зов, в 10 месяцев на просьбу «Дай» находит и дает знакомые предметы, а при заигрывании («догоню-догоню», «сорока-белобока», «прятки» и др.) - выполняет разученные действия и движения. В 11 месяцев появляются первые обобщения в понимаемой речи (по просьбе взрослого находит и дает любую куклу, любой мяч, все машинки и др.), по словесной инструкции выполняет разученные действия, не подсказанные предметами (водит куклу, кормит собачку и др.) К 1 году понимает без показа названия нескольких предметов, действий, имен взрослых; понимает слово «нельзя», выполняет отдельные поручения (найди, принеси, положи на место, отдай и др.) После года запас понимаемых слов быстро расширяется. После полутора лет понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого. К двум годам – понимает рассказ взрослого без показа о событиях имевшихся в опыте ребенка. Любые отклонения от нормы необходимо зафиксировать в анкете, т.к. понимание обращенной речи один из самых важных параметров общего развития ребенка раннего возраста.
- Игровая деятельность – после 1 года воспроизводит в игре ранее разученные действия с предметами (кормит куклу, нанизывает кольца на стержень); к полутора годам отображает в игре часто наблюдаемые действия; после полутора лет ребенок воспроизводит несложные сюжетные постройки (ворота, скамейки, дома); к двум годам – воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры). С двух до двух с половиной лет игра носит сюжетный характер. Ребенок отражает из жизни окружающих взаимосвязь и последовательность действий (2-3). К трем годам появляются элементы ролевой игры, сложные сюжетные постройки. В анкете необходимо указать, если вы замечаете, что игровая деятельность формируется с отклонением от нормы, если ребенок действует с игрушками однообразно, не учитывает их назначения и свойства: трясет, стучит, сосет, бросает.
- Активная речь – к 1 году у ребенка в речи появляется от 6 до 10 облегченных слов, после полутора лет во время игры начинает обозначать свои действия словами. К 2 годам появляются первые двухсловные и трехсловные предложения. После 2-х лет уже начинает говорить многословными предложениями (более 3-х слов), после двух с половиной лет начинает употреблять сложные предложения, к трем годам ребенок сопровождает речью бытовые, игровые действия, использует речь как средство общения. Активный словарный запас приближается к 1000 слов. К двум с половиной годам у ребенка появляются вопросы: где?, когда?. К трем годам появляются вопросы: почему?, когда? После трех лет количество вопросов растет, наступает так называемый возраст «почемучек». Ребенку все интересно и он активно задает вопросы: Что?, Зачем?, Почему? Любые задержки в развитии активной речи стоит отметить в данной анкете.
- Сенсорное развитие – в 1 год и 1 месяц ребенок ориентируется в двух контрастных величинах с разницей в 3 см (кубиках, мячиках); к полутора годам ориентируется в 3-х контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик); к 1 году 9 месяцам ориентируется в трех контрастных величинах предметов (кубиков) с разницей в 3 см; к 2 годам подбирает по образцу 3 контрастных цвета; к двум с половиной годам подбирает по образцу основные геометрические фигуры в разном материале, разнообразные предметы 4-х основных цветов; к трем годам называет 3 основные геометрические фигуры, называет 4 основных цвета. К 4 годам знает и называет 6 основных цветов, умеет сравнивать предметы по длине, высоте, ширине, величине, используя приемы приложения, наложения. Если должные знания не сформировались к нужному возрасту это должно быть отмечено в анкете.
- Сформированность навыков самообслуживания – к 1 году ребенок самостоятельно пьет из чашки (берет руками, ставит на стол), после года может самостоятельно есть ложкой густую пищу, а к полутора годам и жидкую. К двум годам ребенок частично раздевается с небольшой помощью взрослого, частично надевает одежду (ботинки, шапку). К двум с половиной годам ребенок полностью одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки, умеет аккуратно есть. К 4 годам ребенок самостоятельно одевается, застегивает пуговицы, молнии, но не умеет зашнуровывать ботинки, самостоятельно ест, при этом правильно держит ложку, умеет пользоваться вилкой, самостоятельно умывается и вытирается. Не сформированность навыков самообслуживания необходимо указать в анкете.
- Обучаемость – важный показатель развития ребенка, ее лучше оценивать в конце определенного периода обучения, проводя итоговый или промежуточный мониторинг знаний и умений. Проще говоря, если программа ребенком не была усвоена (конечно при условии систематического обучения), это будет являться настораживающим фактором и отмечается в анкете.
- Фиксация взгляда – уже на первых месяцах жизни ребенок способен к длительному зрительному сосредоточению на предмете, лице взрослого, игрушке. К 4 месяцам у ребенка формируется направленный взгляд, он начинает рассматривать, изучать предметы. Если вы замечаете, что устойчивой фиксации взгляда на игрушке, предмете, картинке нет, взгляд как бы блуждающий, это должно вызвать беспокойство и быть отмечено в анкете.
- Концентрация внимания (быстрая утомляемость, истощаемость) – вообще развитие свойств и видов внимания у ребенка существенно зависит от значимости, эмоциональности, интереса к материалу, от характера выполняемой деятельности. Так показатели внимания значительно увеличиваются во время игры. Но постепенно ребенок научается управлять собой и сознательно направлять свое внимание на определенный предмет. К концу первого года жизни возникает ориентировочно-исследовательская деятельность как средство будущего развития произвольного внимания. Начало второго года жизни характеризуется появлением зачатков произвольного внимания: под влиянием взрослого ребенок направляет свой взгляд на называемый предмет. Во второй и третий год жизни развивается первоначальная форма произвольного внимания. Если говорить о занятиях, то в программах обычно указывается следующая продолжительность занятия: в возрасте от 2 до 3 лет - до 10 минут, от 3 до 4 лет – 15 минут (при условии смены видов деятельности и преобладании игровых форм). В свободной игре дети трех лет способны удерживать внимание более продолжительное время (до 40 минут). Если вы видите, что параметры внимания ребенка не соответствуют условной возрастной норме – отметьте это в анкете.
- Эмоциональная нестабильность, частая смена эмоций – в силу очень активного эмоционального развития, дошкольное детство считается периодом повышенного риска возникновения эмоционального неблагополучия, которое осложняет ход психического развития ребенка. Оно затрудняет установление связей с окружающими, препятствует освоению новых социальных ролей, развитию активного общения. Эмоциональное неблагополучие включает в себя и пониженный фон настроения, и бедность эмоций, и неадекватные формы эмоционального реагирования на одобрение и замечание – от пассивности и равнодушия, до агрессивности и враждебности, а также обостренное чувство тревоги и страха. Основной причиной эмоциональных проблем у детей являются неблагоприятные внутрисемейные отношения, психотравмирующий характер общения родителей с детьми. Эмоциональная нестабильность – т.е. частые психоэмоциональные срывы, повышенная слезливость, капризы, переходящие в истерики могут периодически проявляются у детей полутора-двух лет, но те же самые проявления у детей 3 лет и старше должны насторожить взрослых. И самое основное, что должно вызвать опасения это неадекватность эмоционального реагирования. Опишите насторожившие вас особенности в анкете.
- Двигательная расторможенность – так называемый синдром гиперактивности – состояние при котором болезненно повышенная двигательная активность, которая и является главным его признаком, нарушает социальную адаптацию. Ребенок не может сидеть спокойно, все время ерзает, хватает окружающие предметы, делает множество лишних движений. Основным дефектом в структуре гиперактивности является дефект внимания. Такой ребенок не может длительно сосредотачиваться, он чрезвычайно отвлекаем, реагирует на любой звук, любое движение. Дети с СДВГ нередко бывают раздражительными, вспыльчивыми, эмоционально неустойчивыми. Синдром гиперактивности может возникнуть очень рано – уже в младенческом возрасте он проявляется повышенным мышечным тонусом, чрезмерной чувствительностью к свету, шуму, дети часто плохо спят, много плачут. В возрасте 3-4 лет отчетливой становится неспособность ребенка сосредоточенно чем-либо заниматься, ему тяжело играть в игры требующие концентрации внимания, его деятельность часто носит хаотический характер. Но важно помнить, что и самые обычные дети бывают порой очень активны, неуправляемы, гневливы, не относясь при этом к разряду гиперактивных.
- Агрессивное поведение – под агрессивностью следует понимать действия ребенка, направленные на нанесение физического или психического вреда другому человеку или самому себе. Агрессивный ребенок может бить родителей, сверстников или совершенно незнакомых людей, бить посуду, рвать книги, кусаться, бросаться камнями и т.д. Агрессивность может быть направлена и на самого себя: ребенок может рвать свою одежду, наносить себе раны, биться головой о стены. Агрессивное поведение может наблюдаться уже с самого раннего детства. Причины агрессивного поведения могут быть различны и их очень много. Важно помнить, что в дошкольном возрасте те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. Разобраться поможет детский психолог. Проявления агрессии необходимо указать в анкете.
- Реакция на слуховые раздражители (закрывает уши при громких звуках, музыке) – ребенок отказывается ходить на музыкальные занятия, при громких звуках, громко звучащей музыке, пении других детей, взрослых закрывает уши руками, плачет, прячется, хочет убежать. Данные проявления должны насторожить педагога и должны быть отмечены в анкете.
- Повышенная тревожность – само слово «тревога» появившееся на Руси триста лет назад, изначально означало «знак к битве». Тревога – это состояние беспокойства в предчувствии реальной или воображаемой опасности. Повышенный уровень тревожности вполне допустим и даже вполне обоснован в период адаптации ребенка к детскому саду. Насторожить воспитателя должен тревожный синдром – состояние беспричинной обеспокоенности, сопровождающееся нервным напряжением. Этот синдром выражается в частой смене настроения, плаксивости, ослаблении аппетита, сосании пальцев, обидчивости. Тревога часто переходит в страхи (фобии). Повышенная тревожность может привести может привести к истощению организма и как следствие – к различным заболеванием. Можно порекомендовать родителям обратиться за консультацией к психологу.
- Патологические привычки – они весьма разнообразны. Но наиболее часто проявляются в виде стереотипно повторяющихся действий: сосания пальцев, кусания ногтей, выдергивания волос, мастурбации. В основном это проблемы эмоционального контакта с родителями, но могут указывать на отклонения в интеллектуальном развитии. Следует обращать внимание и на наличие яктаций – это ритмичные стереотипные раскачивания туловищем или головой вперед-назад или из стороны в сторону. Яктация чаще всего встречаются в раннем возрасте и у большинства детей исчезает в дошкольном возрасте. Если вы заметили такие проявления у ребенка – отметьте их в анкете.
- Особенности протекания адаптации в детском учреждении в норме период адаптации может протекать от 2-3 недель до 2-х месяцев. Проявление адаптационных сложностей более 2-х месяцев настораживает, рекомендована консультация психолога, невролога.
- Реакция на близких – уже в возрасте 4 месяцев ребенок радуется при появлении матери, в 5 месяцев способен отличать близких от чужих и по-разному на них реагирует. Если вы замечаете, что ребенок реагирует одинаково индифферентно на близких и не знакомых людей, ребенку все равно кто пришел за ним, мама, папа или чужой человек, может спокойно уйти с незнакомым человеком, укажите этот факт в анкете.
- Контактность ребенка – или желание сотрудничать со взрослым. Важно оценить как ребенок вступает в контакт: легко и быстро, или этот контакт избирательный, или формальный, поверхностный (ребенок не испытывает потребности в контакте, взаимодействии, сотрудничестве, действует из подчинения), а может быть ребенок отказывается от контакта. Также важно оценить устанавливает ли ребенок зрительный контакт со взрослым: ребенок не смотрит в глаза, отворачивается, на вопросы не отвечает, уходит от контакта, контакт поверхностный. Затруднения в установлении контакта часто испытывают дети с повышенным уровнем тревожности, со сложностями адаптации. Формальный контакт может свидетельствовать и об интеллектуальной недостаточности. Полный уход от контакта может наблюдаться у детей с аутичной симптоматикой.
- Реакция на сверстников – уже в возрасте до года дети начинают интересоваться другими детьми – начинают воспринимать сверстников как «интересный объект», однако в раннем возрасте общение со сверстниками только начинает складываться. В возрасте двух лет даже играя одной игрушкой дети не вступают во взаимодействие. Каждый играет сам по себе. Игра с предметом пока важнее, чем контакт со сверстником. К концу раннего возраста дети уже способны к совместным играм с предметами и сюжетными игрушками – эти игры являются важной предпосылкой перехода к совместной сюжетно-ролевой игре. Отсутствие интереса к сверстникам, к совместным играм могут свидетельствовать об отклонениях в развитии ребенка.
Если, понаблюдав за ребенком и заполнив нашу анкету, вы поняли, что имеется достаточно большое количество настораживающих факторов, необходимо как можно быстрее направить такого ребенка на консультацию к специалистам: неврологу, психологу, психоневрологу. Также необходимо предложить родителям проконсультироваться у специалистов ЦПМСС. Такие центры работают в каждом районе нашего города. На базе ЦПМСС действуют и территориальные психолго-медико-педагогические комиссии.
Вот тут встает еще одна проблема – как донести до родителей столь деликатную информацию. Как сказать им о своих опасениях так, чтобы родители не обозлились, не отгородились стеной непонимания, а прислушались к вашим советам. Согласна, что часть родителей не примут эту информацию. Но все же большинство родителей будут готовы прислушаться к вашему мнению, выслушать ваши опасения и услышать ваши рекомендации, если они будут высказаны в деликатной форме. Если родители увидят вашу искреннюю заинтересованность их ребенком, увидят вашу искреннюю заботу о его судьбе – ваши слова не будут восприняты в штыки. Согласитесь, одну и ту же информацию можно донести по-разному. Не стоит сравнивать ребенка с его сверстниками, указывая на его несостоятельность, тем более употреблять обидных слов. Следует в мягкой и деликатной форме поделиться своими наблюдениями и опасениями. И, конечно, грамотно проинформировать родителей, куда они могу обратиться за консультацией.
Хочется отметить, что в нашем районе создана сеть коррекционных учреждений, в которых существуют группы для детей с интеллектуальной недостаточностью, сложными дефектами, для детей с задержкой психического развития, для детей с тяжелыми нарушениями речи. И система помощи детям потихоньку расширяется и совершенствуется. В специализированных группах создаются все условия для своевременной квалифицированной помощи детям с проблемами в познавательном и речевом развитии. Чтобы быть зачисленным в такую группу, ребенку необходимо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию, и получить заключение о необходимости получения той или иной помощи. К сожалению родители не всегда владеют этой информацией. Как нам кажется именно воспитатели это те люди, которые могут не только первыми выявить те или иные проблемы в развитии ребенка, но и помочь родителям определиться куда можно и нужно обратиться за своевременной помощью.
В законе об образовании четко прописано, что именно родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Именно они обязаны (подчеркну это слово - обязаны) заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Но в том же самом законе сказано, что цитирую: «образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития»
Хочется надеяться, что та помощь, которую получат от вас родители, будет своевременной и эффективной. Хотя и ваши советы и выводы ТПМПК, носят для родителей рекомендательный характер. Только родители вправе выбирать программу обучения, т.к. основную ответственность за ребенка несут именно они.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения «ДОМ, В КОТОРОМ ХОРОШО МАЛЫШАМ И ВЗРОСЛЫМ» МДОУ «ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30» г.Железногорск Курской области МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
-Как максимально адаптировать дошкольное образовательное учреждение к потребностям и интересам конкретного ребенка.-Как организовать педагогический процесс в ДОУ в ходе адаптации ребенка к новым услов...
Программа по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения «ДОМ, В КОТОРОМ ХОРОШО МАЛЫШАМ И ВЗРОСЛЫМ» МДОУ «ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30» г.Железногорск Курской области
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИКИНПО(ПКиПП)СОО Программа по адаптации детейраннего дошкольного возрастак условиям дошкольногообразовательного учреждения«ДОМ, В КОТОРОМ ХОРОШО МАЛЫШАМ ...
Программа адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения «ДОМ, В КОТОРОМ ХОРОШО МАЛЫШАМ И ВЗРОСЛЫМ»
Проблема социальной адаптации ребенка не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных. Социальная адаптация ребенка перестает рассматриваться в биологическом аспекте приспособления индивида к ...
Программа по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения "Дом, в котором хорошо малышам и взрослым".
Программа по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения....
Планирование работы по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения.
Составила: Музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад № 10 комбинированного вида» города Железногорск...
АНКЕТА «ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА»
ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА...
2022г. Самообразование «Речевое развитие детей раннего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования».
Основная цель речевого развития в условиях реализации ФГОС ДО – развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окру...