Планирование работы по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения.
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (младшая группа)

Прибыльнова Марина Викторовна

 

                   Составила: 
 Музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад № 10 комбинированного вида»
города Железногорска Курской области
Прибыльнова Марина Викторовна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Планирование работы по адаптации детей раннего дошкольного возраста

к условиям дошкольного учреждения.

 

 

                       Составила:  

 Музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад № 10 комбинированного вида» города Железногорска Курской области

Прибыльнова Марина Викторовна

.

 

2018 год

 

1.Основные положения:

Цели и задачи  

  • Обеспечить реализацию приоритетов государственной политики в сфере образования в ДОУ на основе внедрения современных методов взаимодействия с семьей  в период адаптации ребенка к детскому саду, научно-обоснованной организации функционирования медико -психолого-педагогической службы и методического обеспечения.  
  • создать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям дошкольного учреждения;
  • организация интегрированного взаимодействия всех заинтересованных в развитии ребенка сторон (педагоги, медицинский персонал, родители);
  • организация в группах ДОУ функциональной предметно-развивающей среды;
  • разработка критериев оценки процесса адаптации;
  • обеспечение социального благополучия ребенка в условиях семьи и детского сада;
  • обеспечение психического здоровья и всестороннего развития ребенка в условиях семьи и детского сада;

          Законодательно-нормативное обеспечение программы:

  • Закон РФ «Об образовании»;
  • Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзором;
  • Городская долгосрочная инновационная межведомственная целевая программа «Здоровый ребенок на 2016-2020г.г.»;

Устав образовательного учреждения и основная  образовательная программа дошкольного образования  МДОУ «Детский сад № 10 комбинированного вида»  

                                  Ожидаемые результаты:

  • предотвращение дезадаптации детей к детскому саду;
  • снижение уровня заболеваемости;
  • высокий процент детей с легкой и средней степенью адаптации и уровнем эмоционального благополучия;
  • осуществление комплексного подхода специалистов ДОУ к организации адаптационного периода;
  • понимание педагогами, родителями, что проводимая работа по вхождению ребенка в жизнь детского сада - залог успешной, безболезненной и легкой адаптации детей.

           Объекты  

  • дети дошкольного  образовательного учреждения;
  • семьи детей, посещающих образовательное учреждение;
  • педагогический коллектив образовательного учреждения.

Основные принципы  

  • Принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на адаптацию детей, научно обоснованными и практически апробированными методиками;
  • принцип активности и сознательности — участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по адаптации детей раннего дошкольного возраста;
  • принцип комплексности и интегративности - решение задач по адаптации детей раннего дошкольного возраста в системе всего воспитательно-образовательного процесса и всех видов деятельности;
  • принцип адресованности и преемственности — учет разноуровневого развития и состояния здоровья детей;
  • принцип результативности и гарантированности — реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки в период адаптации к детскому саду, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.

План работы  

Цели и задачи:

- Создать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям дошкольного учреждения.

- Проводить целенаправленную работу по подготовке детей к детскому саду

- Обеспечить комплексный подход специалистов ДОУ к организации адаптационного периода.

- Повышать психолого-педагогическую культуру родителей с целью создания благополучных условий для адаптации  ребенка к детскому саду, оказывать медико-психолого-педагогической помощь родителям детей раннего возраста.

- Ориентировать родителей на активное взаимодействие со специалистами ДОУ, направленное на профилактику дезадаптации.

Основные направления деятельности:

  • организационная работа
  • родительские собрания
  • совместные мероприятия для родителей и детей
  • психологическое обеспечение
  • социально-педагогическая деятельность
  • медико-оздоровительная работа

Организационная работа:

- Беседа с родителями. Знакомство с документами, регламентирующими деятельность ДОУ. Заключение родительского договора. (Зав. д/с)

- Комплектование групп и составление подвижного графика поступления детей в ДОУ. (Зав. д/с)

-  Изготовление фотоальбомом «Как мы весело живем и танцуем и поем!», информационных стендов «Для вас, родители!», фотовыставки «Мой детский сад», подготовка видеофильма «Жизнь детского сада», экспозиции «Наши дети - наша радость». (Старш.восп., воспит., специалисты)

  • Приглашение  родителей на  первое родительское собрание. (Старш.восп.)
  • Изготовление поделок в подарок малышам  детьми подготовительных групп.

Родительские собрания:

- Первое родительское собрание:

(Знакомство с программой работы клуба «Дружная семейка» для родителей и детей, впервые поступающих в детский сад. Демонстрация видеофильма «Жизнь детского сада».

Экскурсия по детскому саду: знакомство с медико-социальными условиями ДОУ, функциональными помещениями. Информационное сопровождение: выдача памяток, рекомендаций по подготовке детей к детскому саду, раздача на дом фотоальбомов «Как мы весело живем и танцуем и поем!», для желающих - дисков «Жизнь детского сада», заполнение анкет.)

- Второе родительское собрание:

(Теоретический семинар «Подготовка ребенка к детскому саду. Особенности развития детей младшего возраста», знакомство с режимом работы группы, знакомство с задачами взрослых на этом этапе адаптационного периода, рекомендации старшей медицинской сестры по профилактическим мероприятиям с детьми, заполнение анкет, выдача памяток, рекомендаций)

Совместные мероприятия для родителей и детей (отв: музыкальные руководители):

- Развлечения и игры:

  • «Давайте познакомимся» - игры с детьми.
  • «Вместе весело шагать!» - игры с детьми.
  • «Давайте поиграем» - игры с детьми.
  • Встреча с педагогом-психологом  «Маски».
  • Развлечение «На бабушкином подворье».
  • Развлечение  «Сильные, смелые, здоровые, умелые!».
  • Развлечение «Мы танцуем и поем – вместе весело живем».
  • Кукольный театр, игры с детьми «Волшебный сундучок».
  • Развлечение «Много красок у меня – выбирай любую!».
  • Игра-путешествие «Они живут у нас в группе».
  • Рисунки на асфальте.
  • Карнавал «В гостях у сказки».
  • Организация прогулочных групп «Гуляй вместе с нами!» (совместный приход родителей с ребенком на прогулку группы, в которую придет малыш).
  • Организация адаптационных групп.
  • «Веселитесь вместе с нами!» (приглашения на общесадовские мероприятия, досуги, развлечения).

     - Дни открытых дверей.

  • Индивидуальные консультации для родителей:

 «Как привести домашний режим в соответствие с режимом группы», «Как подготовить малыша к меню дошкольного учреждения», «Привитие навыков самостоятельности при самообслуживании», «Как расширить ориентировку ребенка в ближайшем окружении», «Возрастные особенности детей и причины, вызывающие стрессовое состояние», «Как малышу спокойно войти в новые условия жизни» и др.

Психологическое обеспечение  

- Работа с родителями:

  • Индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей. Цель: знакомство педагога-психолога с семьей, ребенком;  знакомство родителей со спецификой адаптационного периода.
  • Анкетирование родителей «Готов ли ребенок к поступлению в детский сад»  Цель: прогнозирование течения адаптации.
  • Выдача рекомендаций для родителей по подготовке ребенка к детскому саду и взаимодействию с ребенком в течение адаптационного периода ( памятки для каждого родителя), для родителей тяжелоадаптирующихся детей.
  • Участие в  работе клуба «Дружная семейка».
  • Работа с кадрами:

Психологическое просвещение:

-проведение консультаций по организации взаимодействия с детьми в период адаптации (об особенностях семейного воспитания, о воспитательном потенциале семьи, о специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания, о создании условий развития у ребенка навыков безболезненного вхождения в детскую общность и т. д.).

- Круглый стол.

- Обучение воспитателей приемам психопрофилактики.

  • Помощь в организации благоприятной развивающей среды, создании положительного психологического климата в группе.
  • Разработка рекомендаций по работе с тяжелоадаптирующимися детьми.

Работа с детьми

Составление индивидуального режима адаптационного периода  для каждого ребенка на основе изучения документации, прогноза адаптации.

  • Организация наблюдения за вновь поступившими детьми с целью определения степени адаптации.
  • Занятия, игры для профилактики дезадаптации.
  • Коммуникативный тренинг. Цель формирование навыков общения.
  • Индивидуальная коррекционная работа с тяжелоадаптирующимися детьми.
  • Психолого-педагогическое обследование нервно-психического развития детей.

Социально-педагогическая деятельность

- Изучение семей, установление контакта с её членами в целях согласования воспитательных воздействий на ребенка.

  • Диагностика микросоциума, сбор данных о составе семьи (ФИО родителей, место работы, родные, сведения о социальном статусе семьи, социально-бытовых условиях).
  • Направленные беседы.
  • Анкетирование.
  • Индивидуальное консультирование.
  • Посещение семей воспитанников. Цель: познакомиться с микросредой и условиями быта.
  • Проведение «Дней открытых дверей».
  • Организация благоприятной предметно-развивающей среды:
  •        Создание условий для предметной деятельности, для общения со знакомыми вещами и игрушками, свободной самостоятельной деятельности.
  • Построение педагогического процесса:
  • Реализация личностно-ориентированной модели взаимоотношений взрослых и детей, максимальное проявление заботы и внимания со стороны сотрудников.
  • Реализация индивидуального подхода к ребенку, учет его актуальных потребностей, уровня психофизического развития.
  • Учет и использование  в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребенка.

-  Работа с детьми

  • Анализ сведений о детях: социальный анамнез.
  • Сбор и регистрация наблюдений за детьми адаптационных групп.
  • Расширение социальных контактов детей со взрослыми и сверстниками (проведение адаптационных игр).

Медико-оздоровительная работа

- Знакомство с ребенком на основе документов (анамнез, диспансерный лист).

- Беседа с родителями по уточнению анамнеза и недостающих данных.

  • Индивидуальные консультации для родителей.
  • Тематические консультации.
  • Изготовление письменных консультаций.
  • Оформление стенда для родителей, детсадовской газеты «Дружная семейка».
  •  

     - Планирование различных видов деятельности  педагога-психолога и музыкального руководителя «Солнечный зайчик!»

 

Модель комфортной адаптации детей

младшего дошкольного возраста состоит из нескольких этапов:

  1. Прогнозирование адаптации, знакомство с родителями и ребенком. Выясняются навыки, которые помогут ребенку адаптироваться, а также его индивидуальные особенности.
  2. Консультация родителей с педагогом-психологом сада. Педагог-психолог разъясняет необходимость сотрудничества специалистов сада и родителей, мотивирует родителей на активное сотрудничество. Это достигается проведением тренингов.
  3. Посещение, в случае необходимости, центра  психолого-медико-педагогической поддержки.  Педагоги пробуют через родителя установить контакт с ребенком. Ребенок привыкает к новому помещению и незнакомым взрослым.
  4. Ребенок с родителем начинает постепенно входить в группу детского сада. Адаптация на этом этапе включает в себя 7 шагов:
  • приход ребенка вместе с родителями только на прогулку;
  • приход ребенка вместе с родителями в группу во время свободной игровой деятельности и на мероприятия клуба «Дружная семейка»;
  • ребенок остается без родителей на 1-2 часа во время прогулки, либо во время свободной игровой деятельности;
  • ребенок завтракает в присутствии родителей и остается на 2-3 часа( без родителей);
  • ребенок остается без родителей с завтрака до обеда;
  • ребенок остается на сон, но сразу после сна его забирают родители;
  • ребенок остается на целый день;

На данном этапе ребенка постепенно приучают к режимным моментам детского сада.  Этот этап  - самый важный, для облегчения адаптации необходимо, чтобы родители и дома поддерживали  такой же режим, как и в детском саду.

  1. Начало образовательной деятельности в группе. Ребенок включается в непосредственно образовательную деятельность.

Приложение  

Тематический план непосредственно образовательной деятельности воспитателя и музыкального руководителя в период адаптации детей к детскому саду

СОДЕРЖАНИЕ

ФОРМЫ РАБОТЫ

СЕНТЯБРЬ

  1. Знакомство детей                     с детским садом,

друг с другом

  1. Развитие культурно нормированных, специфических и орудийных действий

  1. Снятие психоэмоционального напряжения в течение дня

Игры с воспитателем «Давайте познакомимся», «Назови себя ласково» и др.

Игры на развитие коммуникации «Давайте познакомимся», «Клубочек», «Доброе животное»

Общение: ситуации «Игрушки, которые живут в нашей группе», «Покажем мишке уголок природы», «В какие игры можно играть в группе», «Как дети полюбили ходить в детский сад»  

Художественная литература: потешка для новичков «Кто из нас хороший?», стихи А. Барто, С.Я. Маршака и Е. Благининой

Элементы театрализованной деятельности «Давайте познакомимся»

Приучение детей к самообслуживанию: показывать, как правильно одеваться, причесываться, держать ложку или чашку, ходить на горшок – путем создания предметной развивающей среды. Соответствующие игры и занятия с разнообразными предметами и игрушками (вкладыши различной формы, кубики, пирамидки, матрешки, совочки и пр.).

Игры-занятия «Уложим куклу Катю спать», «Оденем куклу на прогулку», «Научим куклу раздеваться»

Разминка: «Где же наши ручки?», «Шаловливые ножки»

Игры «Медвежонок в берлоге» (развитие дыхания); «Собери мячики» (развитие правильного речевого дыхания) -  дети стоят на полу, наклоняясь, делают шумный вдох носом, на выдохе поднимают разбросанные мячики и складывают их в корзинку.

Зарядка в стихах «Шел козел по лесу»

Подвижные игры «Карусели», «Раздувайся, пузырь», «С кочки на кочку», «Мы топаем ногами», «Курочка и цыплята», «Птички летают»

Пальчиковые игры «Где же наши ручки?», «Сорока-ворона», «Утята»

ОКТЯБРЬ

  1. Развитие эмоциональной сферы, коммуникации

  1. Развитие культурно нормированных, специфических и орудийных действий

  1. Снятие психоэмоционального напряжения в течение дня

  1. Дидактические игры

Игры «Давайте познакомимся», «Змейка», «Изобрази героя» (игра-имитация), «Наши герои», «Дождик и солнышко», «Мартышки», «Ладонь в ладонь», «Дотронься», беседа «Что такое хорошо и что такое плохо», ситуации «Попроси игрушку» и «Собачке грустно, у нее нет друзей»

Художественная литература: рассказывание сказки «Колобок», потешка «Водичка серебристая», «Петушок и его семья», рассказывание сказки «Рукавичка», инсценировка «Курочка Ряба», рассказывание сказки «Три медведя», песенка «Все игрушки хороши»

Игры-занятия «Как мы гуляем», «Катя умывается», «Оденем Катю на прогулку», «Как мы помогаем маме», «Как правильно мыть ручки», «Научим Катю раздеваться», «Сделаем Кате комнату», «В гостях у мишки: наводим порядок»

Зарядка в стихах «Гномики»

Разминка: «Где же наши ручки?», «Шаловливые ножки»

Игры «Страшный сон зайчонка» (развитие дыхания) – частое поверхностное дыхание ртом.

«Велосипед» (укрепление мышц ног и брюшного пресса, ритмизация движений в соответствии со стихотворным текстом) – дети сидят на полу, опираясь спиной о стену, и делают движения под стихотворные строчки;

«Солнышко и туча»

Подвижные игры: «Мы топаем ногами», «Солнышко и дождик», «Карусель», «Гуси», «Поезд», «Пузырь», «Журавли – лягушки», «Догонялки», имитация движений животных

Пальчиковые игры: «Наша семья», «На руках у нас 5 пальцев», «Зайчик», «Пальчики здороваются», «Мы считаем»

«Узнай и назови зверей», «Поручения», «Разложи по цвету», «Что делаем сначала, что потом», «Где чей домик», «Что изменилось?», «Узнай по голосу», «Найди предмет по описанию», «Назови животное и как оно кричит», «Найди свою маму», «Кто чем питается»

НОЯБРЬ

  1. Развитие эмоциональной сферы, коммуникации

  1. Развитие культурно нормированных, специфических и орудийных действий

  1. Снятие психоэмоционального напряжения в течение дня

  1. Дидактические игры

Игры: «Зоопарк», «Назови друга ласково», «Добрая нежная рука», «Если «да» - похлопай, если «нет» - потопай», «Что подарить другу», «Я и моя мама», «Как мы веселимся», «Найди отличие», «Кто как ходит», «Играть нужно дружно»

Художественная литература: рассказывание сказки К. Чуковского «Федорино горе», чтение стих-я Е. Благининой «Научу обуваться и братца», С. Маршака «Мой веселый, звонкий мяч»

Игры-занятия: «Накормим кукол обедом», «Расскажи, что видишь на картинке», «Накроем стол для гостей», ситуации «Маша хочет кушать, тарелка есть, а ложки нет» (предметы-заместители), игра-имитация «Медведь», инсценировка «День рождения Чебурашки»

Зарядки в стихах

Игры «Покачай игрушку на животике» (развитие дыхания, активизация процесса вдох-выдох) – дети лежат на спине, игрушки помещают на живот, на шумном вдохе поднимают игрушку животом, на произвольном выдохе опускают ее.

«Вот как мы умеем!» (массаж всего тела, развитие общей подвижности) – дети лежат на животе, затем крадутся на четвереньках, как «разведчики», «плывут» в воде, «ныряют» в шарики и т.д.

Подвижные игры: «Куры и петух», «Солнышко и дождик», «Птички летают» и др.

«Что изменилось?», «Чудесный мешочек», «Найди предмет по описанию», «Сложи картинку», «Кто скорее соберет», «Узнай и назови», «Угадай, что звучит», «Чьи дети», «Кто позвал»

ДЕКАБРЬ

Родительское собрание с целью подведения итогов адаптационной работы.

Анкетирование родителей.

  

Список литературы:

1. Организация  и  содержание  работы  по  адаптации  детей  в  ДОУ.
Н.В.Кирюхина, Москва, 2005г.

2. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. ТЦ «Учитель»
Л.В.Белкина, Воронеж, 2004г.

3. Лапина И.В. «Адаптация детей при поступлении в детский сад». Волгоград -2012 г.

4. Русаков А.С. «Адаптация ребенка к детскому саду». Санкт- Петербург- 2010 г.

5. Рогалева Н.А. «Психологический клуб для родителей». Москва – 2010 г.

6. Макарычева Н.В. «Проблемы раннего детства». Москва – 2010 г.

7. Роньжина А.С. «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению». Москва – 2004 г.

8. Севостьянова Е.О. «Дружная семейка: Программа адаптации детей к  ДОУ». Москва – 2005 г.

9. Мирилова Т. Л. «Эмоциональное развитие ребенка».Волгоград — 2010 г.

10. Айрих О.А.  «Эмоциональное развитие детей». Волгоград — 2008 г.

 11.Галанова Т.В. «Развивающие игры  с малышами до трех лет».Ярославль — 2005 г.

12. Павлов И.В. «Общение с ребенком «.Санкт- Петербург — 2008 г.

13. «Игры с детьми  3-4 лет» под редакцией Араловой М.А.

14. Микляева Н.В., Толстикова С,Н., Целикина Н.П. «Сказкотерапия в ДОУ и семье».Москва — 2010 г.

15. Алексеева Е.Е. «Психологические проблемы детей дошкольного возраста». Санкт- Петербург — 2009 г.

16. Луговская А., Кравцова М.М., Шевнина О.В. «Ребенок без проблем! Решебник для родителей». Москва — 2008 г.

  1. Лютова Е.К., Монина Г.Б, «Тренинг общения с ребенком».Санкт- Петербург — 2001 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения «ДОМ, В КОТОРОМ ХОРОШО МАЛЫШАМ И ВЗРОСЛЫМ» МДОУ «ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30» г.Железногорск Курской области МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

-Как максимально адаптировать дошкольное образовательное учреждение к потребностям и интересам конкретного ребенка.-Как организовать педагогический процесс в ДОУ в ходе адаптации ребенка к новым услов...

Программа по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения «ДОМ, В КОТОРОМ ХОРОШО МАЛЫШАМ И ВЗРОСЛЫМ» МДОУ «ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30» г.Железногорск Курской области

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИКИНПО(ПКиПП)СОО Программа по адаптации детейраннего дошкольного возрастак условиям дошкольногообразовательного учреждения«ДОМ, В КОТОРОМ ХОРОШО МАЛЫШАМ ...

Программа адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения «ДОМ, В КОТОРОМ ХОРОШО МАЛЫШАМ И ВЗРОСЛЫМ»

Проблема социальной адаптации ребенка не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных. Социальная адаптация ребенка перестает рассматриваться в биологическом аспекте приспособления индивида к ...

Программа по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения "Дом, в котором хорошо малышам и взрослым".

Программа по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения....

«Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»

  Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Это связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряже...

Презентация "Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения"

Современное состояние педагогики раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях характеризуется высоким уровнем интеграции образовательной деятельности с программами комплексного мед...

МАСТЕР-КЛАСС Эффективные способы адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям детского учреждения

С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений. Это режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, новое помещение, таящее в себе м...