Планирование работы по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения.
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pribylnova_-_perspektivnoe_planirovanie_raboty_po_adaptatsii.odt | 255.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Планирование работы по адаптации детей раннего дошкольного возраста
к условиям дошкольного учреждения.
Составила:
Музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад № 10 комбинированного вида» города Железногорска Курской области
Прибыльнова Марина Викторовна
.
2018 год
1.Основные положения:
Цели и задачи
- Обеспечить реализацию приоритетов государственной политики в сфере образования в ДОУ на основе внедрения современных методов взаимодействия с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду, научно-обоснованной организации функционирования медико -психолого-педагогической службы и методического обеспечения.
- создать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям дошкольного учреждения;
- организация интегрированного взаимодействия всех заинтересованных в развитии ребенка сторон (педагоги, медицинский персонал, родители);
- организация в группах ДОУ функциональной предметно-развивающей среды;
- разработка критериев оценки процесса адаптации;
- обеспечение социального благополучия ребенка в условиях семьи и детского сада;
- обеспечение психического здоровья и всестороннего развития ребенка в условиях семьи и детского сада;
Законодательно-нормативное обеспечение программы:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзором;
- Городская долгосрочная инновационная межведомственная целевая программа «Здоровый ребенок на 2016-2020г.г.»;
Устав образовательного учреждения и основная образовательная программа дошкольного образования МДОУ «Детский сад № 10 комбинированного вида»
Ожидаемые результаты:
- предотвращение дезадаптации детей к детскому саду;
- снижение уровня заболеваемости;
- высокий процент детей с легкой и средней степенью адаптации и уровнем эмоционального благополучия;
- осуществление комплексного подхода специалистов ДОУ к организации адаптационного периода;
- понимание педагогами, родителями, что проводимая работа по вхождению ребенка в жизнь детского сада - залог успешной, безболезненной и легкой адаптации детей.
Объекты
- дети дошкольного образовательного учреждения;
- семьи детей, посещающих образовательное учреждение;
- педагогический коллектив образовательного учреждения.
Основные принципы
- Принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на адаптацию детей, научно обоснованными и практически апробированными методиками;
- принцип активности и сознательности — участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по адаптации детей раннего дошкольного возраста;
- принцип комплексности и интегративности - решение задач по адаптации детей раннего дошкольного возраста в системе всего воспитательно-образовательного процесса и всех видов деятельности;
- принцип адресованности и преемственности — учет разноуровневого развития и состояния здоровья детей;
- принцип результативности и гарантированности — реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки в период адаптации к детскому саду, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.
План работы
Цели и задачи:
- Создать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям дошкольного учреждения.
- Проводить целенаправленную работу по подготовке детей к детскому саду
- Обеспечить комплексный подход специалистов ДОУ к организации адаптационного периода.
- Повышать психолого-педагогическую культуру родителей с целью создания благополучных условий для адаптации ребенка к детскому саду, оказывать медико-психолого-педагогической помощь родителям детей раннего возраста.
- Ориентировать родителей на активное взаимодействие со специалистами ДОУ, направленное на профилактику дезадаптации.
Основные направления деятельности:
- организационная работа
- родительские собрания
- совместные мероприятия для родителей и детей
- психологическое обеспечение
- социально-педагогическая деятельность
- медико-оздоровительная работа
Организационная работа:
- Беседа с родителями. Знакомство с документами, регламентирующими деятельность ДОУ. Заключение родительского договора. (Зав. д/с)
- Комплектование групп и составление подвижного графика поступления детей в ДОУ. (Зав. д/с)
- Изготовление фотоальбомом «Как мы весело живем и танцуем и поем!», информационных стендов «Для вас, родители!», фотовыставки «Мой детский сад», подготовка видеофильма «Жизнь детского сада», экспозиции «Наши дети - наша радость». (Старш.восп., воспит., специалисты)
- Приглашение родителей на первое родительское собрание. (Старш.восп.)
- Изготовление поделок в подарок малышам детьми подготовительных групп.
Родительские собрания:
- Первое родительское собрание:
(Знакомство с программой работы клуба «Дружная семейка» для родителей и детей, впервые поступающих в детский сад. Демонстрация видеофильма «Жизнь детского сада».
Экскурсия по детскому саду: знакомство с медико-социальными условиями ДОУ, функциональными помещениями. Информационное сопровождение: выдача памяток, рекомендаций по подготовке детей к детскому саду, раздача на дом фотоальбомов «Как мы весело живем и танцуем и поем!», для желающих - дисков «Жизнь детского сада», заполнение анкет.)
- Второе родительское собрание:
(Теоретический семинар «Подготовка ребенка к детскому саду. Особенности развития детей младшего возраста», знакомство с режимом работы группы, знакомство с задачами взрослых на этом этапе адаптационного периода, рекомендации старшей медицинской сестры по профилактическим мероприятиям с детьми, заполнение анкет, выдача памяток, рекомендаций)
Совместные мероприятия для родителей и детей (отв: музыкальные руководители):
- Развлечения и игры:
- «Давайте познакомимся» - игры с детьми.
- «Вместе весело шагать!» - игры с детьми.
- «Давайте поиграем» - игры с детьми.
- Встреча с педагогом-психологом «Маски».
- Развлечение «На бабушкином подворье».
- Развлечение «Сильные, смелые, здоровые, умелые!».
- Развлечение «Мы танцуем и поем – вместе весело живем».
- Кукольный театр, игры с детьми «Волшебный сундучок».
- Развлечение «Много красок у меня – выбирай любую!».
- Игра-путешествие «Они живут у нас в группе».
- Рисунки на асфальте.
- Карнавал «В гостях у сказки».
- Организация прогулочных групп «Гуляй вместе с нами!» (совместный приход родителей с ребенком на прогулку группы, в которую придет малыш).
- Организация адаптационных групп.
- «Веселитесь вместе с нами!» (приглашения на общесадовские мероприятия, досуги, развлечения).
- Дни открытых дверей.
- Индивидуальные консультации для родителей:
«Как привести домашний режим в соответствие с режимом группы», «Как подготовить малыша к меню дошкольного учреждения», «Привитие навыков самостоятельности при самообслуживании», «Как расширить ориентировку ребенка в ближайшем окружении», «Возрастные особенности детей и причины, вызывающие стрессовое состояние», «Как малышу спокойно войти в новые условия жизни» и др.
Психологическое обеспечение
- Работа с родителями:
- Индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей. Цель: знакомство педагога-психолога с семьей, ребенком; знакомство родителей со спецификой адаптационного периода.
- Анкетирование родителей «Готов ли ребенок к поступлению в детский сад» Цель: прогнозирование течения адаптации.
- Выдача рекомендаций для родителей по подготовке ребенка к детскому саду и взаимодействию с ребенком в течение адаптационного периода ( памятки для каждого родителя), для родителей тяжелоадаптирующихся детей.
- Участие в работе клуба «Дружная семейка».
- Работа с кадрами:
Психологическое просвещение:
-проведение консультаций по организации взаимодействия с детьми в период адаптации (об особенностях семейного воспитания, о воспитательном потенциале семьи, о специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания, о создании условий развития у ребенка навыков безболезненного вхождения в детскую общность и т. д.).
- Круглый стол.
- Обучение воспитателей приемам психопрофилактики.
- Помощь в организации благоприятной развивающей среды, создании положительного психологического климата в группе.
- Разработка рекомендаций по работе с тяжелоадаптирующимися детьми.
Работа с детьми
Составление индивидуального режима адаптационного периода для каждого ребенка на основе изучения документации, прогноза адаптации.
- Организация наблюдения за вновь поступившими детьми с целью определения степени адаптации.
- Занятия, игры для профилактики дезадаптации.
- Коммуникативный тренинг. Цель формирование навыков общения.
- Индивидуальная коррекционная работа с тяжелоадаптирующимися детьми.
- Психолого-педагогическое обследование нервно-психического развития детей.
Социально-педагогическая деятельность
- Изучение семей, установление контакта с её членами в целях согласования воспитательных воздействий на ребенка.
- Диагностика микросоциума, сбор данных о составе семьи (ФИО родителей, место работы, родные, сведения о социальном статусе семьи, социально-бытовых условиях).
- Направленные беседы.
- Анкетирование.
- Индивидуальное консультирование.
- Посещение семей воспитанников. Цель: познакомиться с микросредой и условиями быта.
- Проведение «Дней открытых дверей».
- Организация благоприятной предметно-развивающей среды:
- Создание условий для предметной деятельности, для общения со знакомыми вещами и игрушками, свободной самостоятельной деятельности.
- Построение педагогического процесса:
- Реализация личностно-ориентированной модели взаимоотношений взрослых и детей, максимальное проявление заботы и внимания со стороны сотрудников.
- Реализация индивидуального подхода к ребенку, учет его актуальных потребностей, уровня психофизического развития.
- Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребенка.
- Работа с детьми
- Анализ сведений о детях: социальный анамнез.
- Сбор и регистрация наблюдений за детьми адаптационных групп.
- Расширение социальных контактов детей со взрослыми и сверстниками (проведение адаптационных игр).
Медико-оздоровительная работа
- Знакомство с ребенком на основе документов (анамнез, диспансерный лист).
- Беседа с родителями по уточнению анамнеза и недостающих данных.
- Индивидуальные консультации для родителей.
- Тематические консультации.
- Изготовление письменных консультаций.
- Оформление стенда для родителей, детсадовской газеты «Дружная семейка».
- Планирование различных видов деятельности педагога-психолога и музыкального руководителя «Солнечный зайчик!»
Модель комфортной адаптации детей
младшего дошкольного возраста состоит из нескольких этапов:
- Прогнозирование адаптации, знакомство с родителями и ребенком. Выясняются навыки, которые помогут ребенку адаптироваться, а также его индивидуальные особенности.
- Консультация родителей с педагогом-психологом сада. Педагог-психолог разъясняет необходимость сотрудничества специалистов сада и родителей, мотивирует родителей на активное сотрудничество. Это достигается проведением тренингов.
- Посещение, в случае необходимости, центра психолого-медико-педагогической поддержки. Педагоги пробуют через родителя установить контакт с ребенком. Ребенок привыкает к новому помещению и незнакомым взрослым.
- Ребенок с родителем начинает постепенно входить в группу детского сада. Адаптация на этом этапе включает в себя 7 шагов:
- приход ребенка вместе с родителями только на прогулку;
- приход ребенка вместе с родителями в группу во время свободной игровой деятельности и на мероприятия клуба «Дружная семейка»;
- ребенок остается без родителей на 1-2 часа во время прогулки, либо во время свободной игровой деятельности;
- ребенок завтракает в присутствии родителей и остается на 2-3 часа( без родителей);
- ребенок остается без родителей с завтрака до обеда;
- ребенок остается на сон, но сразу после сна его забирают родители;
- ребенок остается на целый день;
На данном этапе ребенка постепенно приучают к режимным моментам детского сада. Этот этап - самый важный, для облегчения адаптации необходимо, чтобы родители и дома поддерживали такой же режим, как и в детском саду.
- Начало образовательной деятельности в группе. Ребенок включается в непосредственно образовательную деятельность.
Приложение
Тематический план непосредственно образовательной деятельности воспитателя и музыкального руководителя в период адаптации детей к детскому саду
СОДЕРЖАНИЕ | ФОРМЫ РАБОТЫ | |
СЕНТЯБРЬ |
друг с другом
| Игры с воспитателем «Давайте познакомимся», «Назови себя ласково» и др. Игры на развитие коммуникации «Давайте познакомимся», «Клубочек», «Доброе животное» Общение: ситуации «Игрушки, которые живут в нашей группе», «Покажем мишке уголок природы», «В какие игры можно играть в группе», «Как дети полюбили ходить в детский сад» Художественная литература: потешка для новичков «Кто из нас хороший?», стихи А. Барто, С.Я. Маршака и Е. Благининой Элементы театрализованной деятельности «Давайте познакомимся» Приучение детей к самообслуживанию: показывать, как правильно одеваться, причесываться, держать ложку или чашку, ходить на горшок – путем создания предметной развивающей среды. Соответствующие игры и занятия с разнообразными предметами и игрушками (вкладыши различной формы, кубики, пирамидки, матрешки, совочки и пр.). Игры-занятия «Уложим куклу Катю спать», «Оденем куклу на прогулку», «Научим куклу раздеваться» Разминка: «Где же наши ручки?», «Шаловливые ножки» Игры «Медвежонок в берлоге» (развитие дыхания); «Собери мячики» (развитие правильного речевого дыхания) - дети стоят на полу, наклоняясь, делают шумный вдох носом, на выдохе поднимают разбросанные мячики и складывают их в корзинку. Зарядка в стихах «Шел козел по лесу» Подвижные игры «Карусели», «Раздувайся, пузырь», «С кочки на кочку», «Мы топаем ногами», «Курочка и цыплята», «Птички летают» Пальчиковые игры «Где же наши ручки?», «Сорока-ворона», «Утята» |
ОКТЯБРЬ |
| Игры «Давайте познакомимся», «Змейка», «Изобрази героя» (игра-имитация), «Наши герои», «Дождик и солнышко», «Мартышки», «Ладонь в ладонь», «Дотронься», беседа «Что такое хорошо и что такое плохо», ситуации «Попроси игрушку» и «Собачке грустно, у нее нет друзей» Художественная литература: рассказывание сказки «Колобок», потешка «Водичка серебристая», «Петушок и его семья», рассказывание сказки «Рукавичка», инсценировка «Курочка Ряба», рассказывание сказки «Три медведя», песенка «Все игрушки хороши» Игры-занятия «Как мы гуляем», «Катя умывается», «Оденем Катю на прогулку», «Как мы помогаем маме», «Как правильно мыть ручки», «Научим Катю раздеваться», «Сделаем Кате комнату», «В гостях у мишки: наводим порядок» Зарядка в стихах «Гномики» Разминка: «Где же наши ручки?», «Шаловливые ножки» Игры «Страшный сон зайчонка» (развитие дыхания) – частое поверхностное дыхание ртом. «Велосипед» (укрепление мышц ног и брюшного пресса, ритмизация движений в соответствии со стихотворным текстом) – дети сидят на полу, опираясь спиной о стену, и делают движения под стихотворные строчки; «Солнышко и туча» Подвижные игры: «Мы топаем ногами», «Солнышко и дождик», «Карусель», «Гуси», «Поезд», «Пузырь», «Журавли – лягушки», «Догонялки», имитация движений животных Пальчиковые игры: «Наша семья», «На руках у нас 5 пальцев», «Зайчик», «Пальчики здороваются», «Мы считаем» «Узнай и назови зверей», «Поручения», «Разложи по цвету», «Что делаем сначала, что потом», «Где чей домик», «Что изменилось?», «Узнай по голосу», «Найди предмет по описанию», «Назови животное и как оно кричит», «Найди свою маму», «Кто чем питается» |
НОЯБРЬ |
| Игры: «Зоопарк», «Назови друга ласково», «Добрая нежная рука», «Если «да» - похлопай, если «нет» - потопай», «Что подарить другу», «Я и моя мама», «Как мы веселимся», «Найди отличие», «Кто как ходит», «Играть нужно дружно» Художественная литература: рассказывание сказки К. Чуковского «Федорино горе», чтение стих-я Е. Благининой «Научу обуваться и братца», С. Маршака «Мой веселый, звонкий мяч» Игры-занятия: «Накормим кукол обедом», «Расскажи, что видишь на картинке», «Накроем стол для гостей», ситуации «Маша хочет кушать, тарелка есть, а ложки нет» (предметы-заместители), игра-имитация «Медведь», инсценировка «День рождения Чебурашки» Зарядки в стихах Игры «Покачай игрушку на животике» (развитие дыхания, активизация процесса вдох-выдох) – дети лежат на спине, игрушки помещают на живот, на шумном вдохе поднимают игрушку животом, на произвольном выдохе опускают ее. «Вот как мы умеем!» (массаж всего тела, развитие общей подвижности) – дети лежат на животе, затем крадутся на четвереньках, как «разведчики», «плывут» в воде, «ныряют» в шарики и т.д. Подвижные игры: «Куры и петух», «Солнышко и дождик», «Птички летают» и др. «Что изменилось?», «Чудесный мешочек», «Найди предмет по описанию», «Сложи картинку», «Кто скорее соберет», «Узнай и назови», «Угадай, что звучит», «Чьи дети», «Кто позвал» |
ДЕКАБРЬ | Родительское собрание с целью подведения итогов адаптационной работы. Анкетирование родителей. |
Список литературы:
1. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ.
Н.В.Кирюхина, Москва, 2005г.
2. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. ТЦ «Учитель»
Л.В.Белкина, Воронеж, 2004г.
3. Лапина И.В. «Адаптация детей при поступлении в детский сад». Волгоград -2012 г.
4. Русаков А.С. «Адаптация ребенка к детскому саду». Санкт- Петербург- 2010 г.
5. Рогалева Н.А. «Психологический клуб для родителей». Москва – 2010 г.
6. Макарычева Н.В. «Проблемы раннего детства». Москва – 2010 г.
7. Роньжина А.С. «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению». Москва – 2004 г.
8. Севостьянова Е.О. «Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ». Москва – 2005 г.
9. Мирилова Т. Л. «Эмоциональное развитие ребенка».Волгоград — 2010 г.
10. Айрих О.А. «Эмоциональное развитие детей». Волгоград — 2008 г.
11.Галанова Т.В. «Развивающие игры с малышами до трех лет».Ярославль — 2005 г.
12. Павлов И.В. «Общение с ребенком «.Санкт- Петербург — 2008 г.
13. «Игры с детьми 3-4 лет» под редакцией Араловой М.А.
14. Микляева Н.В., Толстикова С,Н., Целикина Н.П. «Сказкотерапия в ДОУ и семье».Москва — 2010 г.
15. Алексеева Е.Е. «Психологические проблемы детей дошкольного возраста». Санкт- Петербург — 2009 г.
16. Луговская А., Кравцова М.М., Шевнина О.В. «Ребенок без проблем! Решебник для родителей». Москва — 2008 г.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б, «Тренинг общения с ребенком».Санкт- Петербург — 2001 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения «ДОМ, В КОТОРОМ ХОРОШО МАЛЫШАМ И ВЗРОСЛЫМ» МДОУ «ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30» г.Железногорск Курской области МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
-Как максимально адаптировать дошкольное образовательное учреждение к потребностям и интересам конкретного ребенка.-Как организовать педагогический процесс в ДОУ в ходе адаптации ребенка к новым услов...
Программа по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения «ДОМ, В КОТОРОМ ХОРОШО МАЛЫШАМ И ВЗРОСЛЫМ» МДОУ «ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30» г.Железногорск Курской области
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИКИНПО(ПКиПП)СОО Программа по адаптации детейраннего дошкольного возрастак условиям дошкольногообразовательного учреждения«ДОМ, В КОТОРОМ ХОРОШО МАЛЫШАМ ...
Программа адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения «ДОМ, В КОТОРОМ ХОРОШО МАЛЫШАМ И ВЗРОСЛЫМ»
Проблема социальной адаптации ребенка не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных. Социальная адаптация ребенка перестает рассматриваться в биологическом аспекте приспособления индивида к ...
Программа по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения "Дом, в котором хорошо малышам и взрослым".
Программа по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения....
«Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»
Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Это связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряже...
Презентация "Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения"
Современное состояние педагогики раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях характеризуется высоким уровнем интеграции образовательной деятельности с программами комплексного мед...
МАСТЕР-КЛАСС Эффективные способы адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям детского учреждения
С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений. Это режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, новое помещение, таящее в себе м...