Программа по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения «ДОМ, В КОТОРОМ ХОРОШО МАЛЫШАМ И ВЗРОСЛЫМ» МДОУ «ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30» г.Железногорск Курской области
рабочая программа (младшая группа) по теме
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
КИНПО(ПКиПП)СОО
Программа по адаптации детей
раннего дошкольного возраста
к условиям дошкольного
образовательного учреждения
«ДОМ, В КОТОРОМ ХОРОШО МАЛЫШАМ И ВЗРОСЛЫМ»
МДОУ «ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30» г.Железногорск Курской области
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
КУРСК, 2012
КИНПО(ПКиПП)СОО
Составители:
Носаченко Т. М., заведующая МДОУ «ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30» г.Железногорска;
Артеменко О. Н., Аносова Н.Б., заместители заведующей по воспитательно-образовательной деятельности МДОУ «ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30» г.Железногорска;
Руководители опытно-экспериментальной площадки:
Перминова Л.Я., преподаватель кафедры ДиНО КИНПО(ПКиПП)СОО
Творческая группа:
сотрудники МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30» г. Железногорска: Муханова Е.И. – педагог-психолог, Дружко Л.В. – учитель-логопед, музыкальные руководители – Гоняева Е.И., Зуева Т.В., воспитатели - Кащеева Л.П., Катогарова О.С., Бирюкова Т.Д., Медведева О.В.
В данном пособии представлен опыт работы МДОУ «ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30» г.Железногорска Курской области по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
Носаченко Т. М., Артеменко О. Н., Аносова Н. Б.,2012г.
КИНПО(ПКиПП)СОО, 2012 г.
Содержание:
Пояснительная записка 2
Основные положения 3
План работы клуба «Мамина школа» 5
План работы клуба «Дружная семейка» 6
План работы клуба «Здоровый малыш» 10
Центр психолого-медико-педагогической поддержки 14
Модель комфортной адаптации детей 17
Приложения 17
- Планирование различных видов деятельности педагога-психолога «Солнечный зайчик».
-Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности воспитателей в период адаптации детей к детскому саду.
- Адаптированные диагностики и методики.
Список литературы: 18
Пояснительная записка
Проблема социальной адаптации ребенка не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных. Социальная адаптация ребенка перестает рассматриваться в биологическом аспекте приспособления индивида к новым условиям окружающей среды. Перерастая рамки проблемы приспособления ребенка к новой социальной ситуации в ДОУ, она выходит в совершенно иную плоскость изучения.
-Как максимально адаптировать дошкольное образовательное учреждение к потребностям и интересам конкретного ребенка?
-Как организовать педагогический процесс в ДОУ в ходе адаптации ребенка к новым условиям?
-Как включать детей не посещающих дошкольные образовательные учреждения, в общий контекст возрастного развития?
Программа разработана в силу особой актуальности проблемы адаптации детей младшего возраста к детскому саду. Отражая эффективные подходы к комплексному решению вопросов адаптации, определяет основные направления, задачи, а также план действий. Программа способна изменить лицо образовательного учреждения и создать новые условия для воспитания здоровой личности. В результате работы на базе детского сада в течение нескольких лет региональной опытно-экспериментальной площадки по проблеме «Взаимодействие ДОУ с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду» была создана и апробирована эффективная система работы в ДОУ по организации жизни детей дошкольного возраста в период адаптации к детскому саду. В данном пособии представлен опыт работы МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30. Инновационное содержание программы, апробированное через эксперимент, позволит обеспечить качество образовательного процесса и адаптации детей раннего возраста к детскому саду в условиях введения ФГТ.
2. Основные положения:
Цели и задачи программы «Дом, в котором хорошо малышам и взрослым»:
Обеспечить реализацию приоритетов государственной политики в сфере образования в ДОУ на основе внедрения современных методов взаимодействия с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду, научно-обоснованной организации функционирования медико -психолого-педагогической службы и методического обеспечения.
создать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям дошкольного учреждения;
организация интегрированного взаимодействия всех заинтересованных в развитии ребенка сторон (педагоги, медицинский персонал, родители);
организация в группах ДОУ функциональной предметно-развивающей среды;
разработка критериев оценки процесса адаптации;
обеспечение социального благополучия ребенка в условиях семьи и детского сада;
обеспечение психического здоровья и всестороннего развития ребенка в условиях семьи и детского сада;
Законодательно-нормативное обеспечение программы:
Закон РФ «Об образовании»;
Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзором;
Городская долгосрочная инновационная межведомственная целевая программа «Здоровый ребенок на 2012-2015г.г.»;
Устав образовательного учреждения и основная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка «Кристаллик»-детский сад №30»;
Ожидаемые результаты:
предотвращение дезадаптации детей к детскому саду;
снижение уровня заболеваемости;
высокий процент детей с легкой и средней степенью адаптации и уровнем эмоционального благополучия;
осуществление комплексного подхода специалистов ДОУ к организации адаптационного периода;
понимание педагогами, родителями, что проводимая работа по вхождению ребенка в жизнь детского сада - залог успешной, безболезненной и легкой адаптации детей.
Объекты программы:
дети дошкольного образовательного учреждения;
семьи детей, посещающих образовательное учреждение;
педагогический коллектив образовательного учреждения.
Основные принципы программы:
Принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на адаптацию детей, научно обоснованными и практически апробированными методиками;
принцип активности и сознательности — участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по адаптации детей раннего дошкольного возраста;
принцип комплексности и интегративности - решение задач по адаптации детей раннего дошкольного возраста в системе всего воспитательно-образовательного процесса и всех видов деятельности;
принцип адресованности и преемственности — учет разноуровневого развития и состояния здоровья детей;
принцип результативности и гарантированности — реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки в период адаптации к детскому саду, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.
Структура программы:
Центр психолого-медико-педагогической поддержки
|
3. План работы клуба «Мамина школа»
(с момента постановки на учёт в женской консультации до предоставления места в детском саду)
Цели и задачи:
Установление раннего сотрудничества детского сада и семьи в вопросах воспитания детей раннего возраста и их адаптации к детскому саду.
Организовывать и осуществлять взаимодействие с родителями детей, не посещающих ДОУ, будущих воспитанников детского сада.
Оказывать квалифицированную консультативную помощь родителям по проблемам воспитания детей, их развития и адаптации через взаимодействие с женской консультацией и детской больницей.
Профилактика дезадаптации детей при поступлении в детский сад.
Обмен опытом и мнениями настоящих и будущих родителей детского сада.
Пропаганда положительного опыта семейного воспитания.
Популяризация деятельности ДОУ среди населения микрорайона.
Повышение педагогических знаний родителей о детях раннего возраста.
Основные направления деятельности:
организационная работа
работа с родителями
Организационная работа:
Красочный рекламный проспект о детском саде;
Информация для родителей в холле детской поликлиники;
Информация для родителей в холле женской консультации;
Информация для жителей микрорайона на информационных стендах с планом работы клуба «Мамина школа» и контактными телефонами;
Персональные приглашения в семьи, где подрастают малыши;
Изготовление письменных консультаций, рекомендаций, памяток по проблемам воспитания детей, их развития, адаптации;
Работа с родителями:
Встречи со специалистами (по запросу);
Встречи с родителями по запросу;
Распространение письменных консультаций, рекомендаций, памяток по проблемам воспитания детей, их развития, адаптации через взаимодействие с участковыми педиатрами и участковыми гинекологами;
Индивидуальные консультации (по уходу за ребенком, проблемам воспитания, развития и адаптации ребенка к ДОУ, практическая помощь в организации занятий с детьми дома) (по запросу);
Теоретические семинары — 2 раза в год с привлечением родителей детей уже посещающих детский сад по следующим темам:
- «Растим малыша здоровым»
- «Правила жизни моего малыша»
- «Как подготовиться к детскому саду» и др.
4. План работы клуба «Дружная семейка»
(с момента предоставления ребенку места в детском саду до поступления ребенка в детский сад)
Цели и задачи:
- Создать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям дошкольного учреждения.
- Проводить целенаправленную работу по подготовке детей к детскому саду
- Обеспечить комплексный подход специалистов ДОУ к организации адаптационного периода.
- Повышать психолого-педагогическую культуру родителей с целью создания благополучных условий для адаптации ребенка к детскому саду, оказывать медико-психолого-педагогической помощь родителям детей раннего возраста.
- Ориентировать родителей на активное взаимодействие со специалистами ДОУ, направленное на профилактику дезадаптации.
Основные направления деятельности:
организационная работа
родительские собрания
совместные мероприятия для родителей и детей
психологическое обеспечение
социально-педагогическая деятельность
медико-оздоровительная работа
Организационная работа:
- Беседа с родителями. Знакомство с документами, регламентирующими деятельность ДОУ. Заключение родительского договора. (Зав. д/с)
- Комплектование групп и составление подвижного графика поступления детей в ДОУ. (Зав. д/с)
- Изготовление фотоальбомом «Как мы весело живем и танцуем и поем!», информационных стендов «Для вас, родители!», фотовыставки «Мой детский сад», подготовка видеофильма «Жизнь детского сада», экспозиции «Наши дети - наша радость». (Старш.восп., воспит.)
Приглашение родителей на первое родительское собрание. (Старш.восп.)
Изготовление поделок в подарок малышам детьми подготовительных групп.
Родительские собрания:
- Первое родительское собрание:
(Знакомство с программой работы клуба «Дружная семейка» для родителей и детей, впервые поступающих в детский сад. Демонстрация видеофильма «Жизнь детского сада».
Экскурсия по детскому саду: знакомство с медико-социальными условиями ДОУ, функциональными помещениями. Информационное сопровождение: выдача памяток, рекомендаций по подготовке детей к детскому саду, раздача на дом фотоальбомов «Как мы весело живем и танцуем и поем!», для желающих - дисков «Жизнь детского сада», заполнение анкет.)
- Второе родительское собрание:
(Теоретический семинар «Подготовка ребенка к детскому саду. Особенности развития детей младшего возраста», знакомство с режимом работы группы, знакомство с задачами взрослых на этом этапе адаптационного периода, рекомендации старшей медицинской сестры по профилактическим мероприятиям с детьми, заполнение анкет, выдача памяток, рекомендаций)
Совместные мероприятия для родителей и детей:
- Развлечения и игры:
«Давайте познакомимся» - игры с детьми.
«Вместе весело шагать!» - игры с детьми.
«Давайте поиграем» - игры с детьми.
Встреча с педагогом-психологом «Маски».
Развлечение «На бабушкином подворье».
Развлечение «Сильные, смелые, здоровые, умелые!».
Развлечение «Мы танцуем и поем – вместе весело живем».
Кукольный театр, игры с детьми «Волшебный сундучок».
Развлечение «Много красок у меня – выбирай любую!».
Игра-путешествие «Они живут у нас в группе».
Рисунки на асфальте.
Карнавал «В гостях у сказки».
Организация прогулочных групп «Гуляй вместе с нами!» (совместный приход родителей с ребенком на прогулку группы, в которую придет малыш).
Организация адаптационных групп.
«Веселитесь вместе с нами!» (приглашения на общесадовские мероприятия, досуги, развлечения).
- Дни открытых дверей.
Индивидуальные консультации для родителей:
«Как привести домашний режим в соответствие с режимом группы», «Как подготовить малыша к меню дошкольного учреждения», «Привитие навыков самостоятельности при самообслуживании», «Как расширить ориентировку ребенка в ближайшем окружении», «Возрастные особенности детей и причины, вызывающие стрессовое состояние», «Как малышу спокойно войти в новые условия жизни» и др.
Психологическое обеспечение
- Работа с родителями:
Индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей. Цель: знакомство педагога-психолога с семьей, ребенком; знакомство родителей со спецификой адаптационного периода.
Анкетирование родителей «Готов ли ребенок к поступлению в детский сад» Цель: прогнозирование течения адаптации.
Выдача рекомендаций для родителей по подготовке ребенка к детскому саду и взаимодействию с ребенком в течение адаптационного периода ( памятки для каждого родителя), для родителей тяжелоадаптирующихся детей.
Участие в работе клуба «Дружная семейка».
Работа с кадрами:
Психологическое просвещение:
-проведение консультаций по организации взаимодействия с детьми в период адаптации (об особенностях семейного воспитания, о воспитательном потенциале семьи, о специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания, о создании условий развития у ребенка навыков безболезненного вхождения в детскую общность и т. д.).
- Круглый стол.
- Обучение воспитателей приемам психопрофилактики.
Помощь в организации благоприятной развивающей среды, создании положительного психологического климата в группе.
Разработка рекомендаций по работе с тяжелоадаптирующимися детьми.
Работа с детьми
Составление индивидуального режима адаптационного периода для каждого ребенка на основе изучения документации, прогноза адаптации.
Организация наблюдения за вновь поступившими детьми с целью определения степени адаптации .
Занятия, игры для профилактики дезадаптации.
Коммуникативный тренинг. Цель формирование навыков общения.
Индивидуальная коррекционная работа с тяжелоадаптирующимися детьми.
Психолого-педагогическое обследование нервно-психического развития детей.
Социально-педагогическая деятельность
- Изучение семей, установление контакта с её членами в целях согласования воспитательных воздействий на ребенка.
Диагностика микросоциума, сбор данных о составе семьи (ФИО родителей, место работы, родные, сведения о социальном статусе семьи, социально-бытовых условиях).
Направленные беседы.
Анкетирование.
Индивидуальное консультирование.
Посещение семей воспитанников. Цель: познакомиться с микросредой и условиями быта.
Проведение «Дней открытых дверей».
Организация благоприятной предметно-развивающей среды:
Создание условий для предметной деятельности, для общения со знакомыми вещами и игрушками, свободной самостоятельной деятельности.
Построение педагогического процесса:
Реализация личностно-ориентированной модели взаимоотношений взрослых и детей, максимальное проявление заботы и внимания со стороны сотрудников.
Реализация индивидуального подхода к ребенку, учет его актуальных потребностей, уровня психофизического развития.
Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребенка.
- Работа с детьми
Анализ сведений о детях: социальный анамнез.
Сбор и регистрация наблюдений за детьми адаптационных групп.
Расширение социальных контактов детей со взрослыми и сверстниками (проведение адаптационных игр).
Медико-оздоровительная работа
- Знакомство с ребенком на основе документов (анамнез, диспансерный лист).
- Беседа с родителями по уточнению анамнеза и недостающих данных.
Индивидуальные консультации для родителей.
Тематические консультации.
Изготовление письменных консультаций.
Оформление стенда для родителей, детсадовской газеты «Дружная семейка».
5. План работы клуба «Здоровый малыш»
(с момента поступления ребенка в детский сад до декабря текущего года)
Цели и задачи:
- Обеспечение психического здоровья, социального благополучия и всестороннего развития ребенка в условиях семьи и детского сада;
- Создание условий психолого-педагогического комфорта в ДОУ, способствующих установлению доверительного контакта с родителями и обеспечивающих успешную адаптацию воспитанников;
- Обеспечение системы организации жизни детей, направленной на предотвращение у них психического стресса и облегчение периода адаптации, предусматривающей:
рациональный режим жизнедеятельности;
свободу движений;
достаточное время пребывания на свежем воздухе;
рациональное питание;
правильную организацию сна и отдыха;
личностно-ориентированную модель взаимоотношений взрослых и детей, максимальное проявление заботы и внимания со стороны сотрудников;
оказание помощи детям в налаживании контакта со сверстниками
Основные направления деятельности:
- организационная работа
психологическое обеспечение
социально-педагогическая деятельность
медико-оздоровительная работа
Организационная работа:
Оформление в группах уголков для родителей с визитками специалистов;
- Составление плана работы центра психоло-медико-педагогической поддержки
Психологическое обеспечение
- Работа с родителями:
«Молодая семья»
Индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей.
Анкетирование родителей.
Коррекция родительских установок (тренинги, беседы).
Выдача рекомендаций для родителей по подготовке ребенка к детскому саду и взаимодействию с ребенком в течение адаптационного периода ( памятки для каждого родителя), для родителей тяжелоадаптирующихся детей.
Выпуск газеты «Я уже детсадовец»
Участие в работе клуба «Дружная семейка».
- Работа с кадрами:
Психологическое просвещение
- Консультации.
- Круглый стол «Детский сад глазами маленьких детей» Цель: Анализ готовности детей к детскому саду, выдача рекомендаций по профилактике дезадаптации.
Помощь в организации благоприятной развивающей среды, создании положительного психологического климата в группе.
Разработка рекомендаций.
- Работа с детьми:
Составление индивидуального режима адаптационного периода для каждого ребенка на основе изучения документации, прогноза адаптации.
Организация наблюдения за вновь поступившими детьми с целью определения степени адаптации .
Занятия, игры для профилактики дезадаптации.
Коммуникативный тренинг. Цель формирование навыков общения.
Индивидуальная коррекционная работа с тяжелоадаптирующимися детьми.
Психолого-педагогическое обследование нервно-психического развития детей.
- Планирование различных видов деятельности педагога-психолога «Солнечный зайчик!»
Приложение № 1
Социально-педагогическая деятельность
- Работа с родителями:
«Молодая семья»
Изучение семей, установление контакта с её членами в целях согласования воспитательных воздействий на ребенка.
«Приглашения к чаю» - посещение семей воспитанников.
Диагностика микросоциума, сбор информации (собеседование, анкетирование, наблюдение, выделение группы риска).
Индивидуальное консультирование (по запросам).
Выявление проблем (беседы, наблюдения, тесты, опросы).
Дополнительное обсуждение отдельных вопросов (с привлечением специалистов).
Наглядная агитация (стенды, памятки, печать).
Родительские собрания. Цель: ознакомление родителей с системой работы с детьми, деятельностью специалистов ДОУ, знакомство с результатами адаптации.
Круглый стол (совместное обсуждение проблем).
Педагогическая гостиная (совместное обсуждение планов на будущее).
Организация благоприятной предметно-развивающей среды:
Организация психолого-педагогической и физиолого-гигиенической комфортной среды для максимально безболезненного вхождения домашнего ребенка в коллектив сверстников. (в игровой комнате, в спальне, на прогулке, в функциональных помещениях д/сада):
Уголок «Я пришел».
Уголок «Позвони маме».
-Модель-проект «У кого какой дом».
Построение педагогического процесса:
Реализация личностно-ориентированной модели взаимоотношений взрослых и детей, максимальное проявление заботы и внимания со стороны сотрудников.
Реализация индивидуального подхода к ребенку, учет его актуальных потребностей, уровня психофизического развития.
Организация благоприятного психологического климата в группе.
Гибкий режим дня, правильная организация сна и отдыха.
Организация рационального режима жизнедеятельности.
Обеспечение свободы движений.
Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности воспитателей в период адаптации детей к детскому саду
Приложение № 2
Медико-оздоровительная работа
- Знакомство с ребенком на основе документов (анамнез, диспансерный лист).
- Беседа с родителями по уточнению анамнеза и недостающих данных.
- Составление индивидуальных назначений, укрепляющих нервную и иммунную системы:
новопассит
настойка пустырника, валерианы
аскорутин
иммунал
мультитабс
экс. эхинацеи
- Осуществление систематического контроля за ребенком в группе. Наблюдение за состоянием его здоровья (сон, аппетит, самочувствие, физическое здоровье).
- Организация утреннего фильтра.
- Реализация общеукрепляющих мероприятий для детей всей ясельной группы:
настойка элеутерококка
витаминизация
успокоительные сборы
оксолиновая мазь
- Контроль за динамикой физического развития.
Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм:
соблюдение режима дня
организация режима проветривания
кварцевание
режим прогулок
санитарное состояние групп
- Организация полноценного питания с включением в рацион свежих овощей и фруктов.
Оздоровление часто и длительно болеющих детей.
«Молодая семья»
Индивидуальные консультации для родителей.
Тематические консультации
Изготовление письменных консультаций
Оформление стенда для родителей, детсадовской газеты «Дружная семейка»
6. Центр психолого-медико-педагогической поддержки
(заведующая, педагог-психолог, старший воспитатель, старшая медсестра, врач-педиатр, учитель-логопед)
Организация работы в адаптационный период с детьми раннего возраста предполагает комплекс мер: мероприятия по подготовке детского сада к приёму новых детей; организационная работа администрации, воспитателей, педагога-психолога, помощников воспитателей; работа медперсонала; работа с семьёй. Работа должна проводиться планово, организованно, при полном взаимодействии всех вышеперечисленных людей. Центр психолого-медико-педагогической поддержки координирует всю работу по этому направлению и оказывает консультативную и практическую помощь.
Задачи:
Организационно-методическое и психолого-педагогическое обеспечение основных направлений программы.
Основные направления:
Реализация программы адаптации детей раннего дошкольного возраста
к условиям дошкольного учреждения.
Осуществление контроля за выполнением мероприятий по адаптации детей.
Поиск, изучение и внедрение эффективных технологий и методик адаптации детей.
Определение структуры, выработка критериев, уровней и методик диагностики детей.
Ведение работы по совершенствованию предметно-развивающей среды в ДОУ, внедрение новых эффективных моделей.
Налаживание тесного контакта с медико-психологическими службами города.
Участие в научно-практических конференциях, семинарах, совещаниях различного уровня по вопросам адаптации, воспитания и развития детей.
Работа с кадрами:
- Семинары:
Семинар-практикум «Психологические особенности детей 2 — 4 лет».
Теоретический семинар «Работа ДОУ с семьями воспитанников».
Семинар-практикум «Учет свойств темперамента в построении модели взаимодействия с детьми в период адаптации».
Семинар «Психологическое здоровье детей как благоприятная среда для адаптации».
Семинар-практикум «Роль пальчиковых игр в ключевом развитии дошкольников».
Психологический лекторий «Методы психологического сопровождения детей в период адаптации».
Изучение передового педагогического опыта и литературы по вопросам адаптации детей к детскому саду.
Консультации:
«Взаимодействие служб детского сада в период работы адаптационных служб».
«Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка».
«Возможные трудности при работе с детьми адаптационных групп».
«Признаки психоэмоционального напряжения у детей».
«Особенности воспитания детей раннего возраста».
«Что нужно делать для решения проблемы адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению».
«Как знакомить с детским садом и правилами жизни в нем».
«Что делать, когда новенькие капризничают».
«Если ребенок не хочет ничего делать».
«Взрослые добреют вместе с детьми».
- Тренинги:
Тренинг коммуникативного взаимодействия «Снятие психи-эмоционального напряжения».
Тренинг эффективного взаимодействия с детьми в период адаптации детей к ДОУ.
Круглый стол «Детский сад глазами маленьких детей"
Круглый стол «Все плачут. Что делать?»
Работа с родителями:
Семинар-практикум:
«Адаптация ребенка к детскому саду или скоро, скоро, скоро в детский сад».
«Мы учимся играть».
«Кризис трех лет. Как быть?».
«Трехлетний ребенок — личность».
Круглый стол:
«Как облегчить адаптацию».
«Результаты адаптации детей к ДОУ».
Консультации:
«Первые дни ребенка в детском саду».
«Роль родителей в подготовке родителей к детскому саду».
«Как помочь самым маленьким».
«Кризис трех лет».
«Адаптация к ДОУ. Факторы риска и факторы благополучия».
«Основные психологические особенности детей 3 лет».
«Список умений и навыков ребенка при поступлении в детский сад».
«Переступаем заветный порог... Шаг за шагом — первая дорога в детский сад».
«Упрямство и капризы у ребенка».
«Процесс адаптации детей раннего возраста».
«Если ребенок не хочет ходить в детский сад».
Анкетирование:
«Вы и Ваш ребенок перед поступлением в детский сад».
«Оценка направлений адаптации ребенка».
«Стиль воспитания ребенка в семье».
«Анкета-знакомство».
«Готовность ребенка к поступлению в детский сад».
«Оценка поведения ребенка в период кризиса трех лет».
«Проблемы адаптации ребенка к условиям ДОУ».
«Оценка динамики процесса адаптации».
Рекомендации и памятки:
«Как помочь ребенку в период адаптации».
«Как подготовить ребенка к поступлению в ДОУ».
«Как вести себя родителям в период адаптации».
«Одежда и обувь по сезонам».
«Как помочь детям преодолеть кризис трех лет».
«Ошибки, которые делают родители».
Подведение итогов:
Педагогический совет «Результаты адаптации дошкольников к ДОУ — как показатель взаимодействия детского сада и семьи».
Медико-педагогические совещания по вопросам адаптации детей.
Совещания при заведующей по вопросам здорового ритма жизни, адаптации, профилактике дизадаптации.
Заседания психоло-медико-педагогического консилиума ДОУ.
7. Модель комфортной адаптации детей
младшего дошкольного возраста состоит из нескольких этапов:
Прогнозирование адаптации, знакомство с родителями и ребенком. Выясняются навыки, которые помогут ребенку адаптироваться, а также его индивидуальные особенности.
Консультация родителей с педагогом-психологом сада. Педагог-психолог разъясняет необходимость сотрудничества специалистов сада и родителей, мотивирует родителей на активное сотрудничество. Это достигается проведением тренингов.
Посещение, в случае необходимости, центра психолого-медико-педагогической поддержки. Педагоги пробуют через родителя установить контакт с ребенком. Ребенок привыкает к новому помещению и незнакомым взрослым.
Ребенок с родителем начинает постепенно входить в группу детского сада. Адаптация на этом этапе включает в себя 7 шагов:
приход ребенка вместе с родителями только на прогулку;
приход ребенка вместе с родителями в группу во время свободной игровой деятельности и на мероприятия клуба «Дружная семейка»;
ребенок остается без родителей на 1-2 часа во время прогулки, либо во время свободной игровой деятельности;
ребенок завтракает в присутствии родителей и остается на 2-3 часа( без родителей);
ребенок остается без родителей с завтрака до обеда;
ребенок остается на сон, но сразу после сна его забирают родители;
ребенок остается на целый день;
На данном этапе ребенка постепенно приучают к режимным моментам детского сада. Этот этап - самый важный, для облегчения адаптации необходимо, чтобы родители и дома поддерживали такой же режим, как и в детском саду.
Начало образовательной деятельности в группе. Ребенок включается в непосредственно образовательную деятельность.
8.Приложения:
- Приложение № 1: Планирование различных видов деятельности педагога-психолога «Солнечный зайчик».
-Приложение № 2: Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности воспитателей в период адаптации детей к детскому саду.
- Приложение № 3: Адаптированные диагностики и методики.
9.Список литературы:
1. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ.
Н.В.Кирюхина, Москва, 2005г.
2. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. ТЦ «Учитель»
Л.В.Белкина, Воронеж, 2004г.
3. Лапина И.В. «Адаптация детей при поступлении в детский сад». Волгоград -2012 г.
4. Русаков А.С. «Адаптация ребенка к детскому саду». Санкт- Петербург- 2010 г.
5. Рогалева Н.А. «Психологический клуб для родителей». Москва – 2010 г.
6. Макарычева Н.В. «Проблемы раннего детства». Москва – 2010 г.
7. Роньжина А.С. «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению». Москва – 2004 г.
8. Севостьянова Е.О. «Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ». Москва – 2005 г.
9. Мирилова Т. Л. «Эмоциональное развитие ребенка».Волгоград — 2010 г.
10. Айрих О.А. «Эмоциональное развитие детей». Волгоград — 2008 г.
11.Галанова Т.В. «Развивающие игры с малышами до трех лет».Ярославль — 2005 г.
12. Павлов И.В. «Общение с ребенком «.Санкт- Петербург — 2008 г.
13. «Игры с детьми 3-4 лет» под редакцией Араловой М.А.
14. Микляева Н.В., Толстикова С,Н., Целикина Н.П. «Сказкотерапия в ДОУ и семье».Москва — 2010 г.
15. Алексеева Е.Е. «Психологические проблемы детей дошкольного возраста». Санкт- Петербург — 2009 г.
16. Луговская А., Кравцова М.М., Шевнина О.В. «Ребенок без проблем! Решебник для родителей». Москва — 2008 г.
Лютова Е.К., Монина Г.Б, «Тренинг общения с ребенком».Санкт- Петербург — 2001 г.
Приложение № 2
Тематический план непосредственно образовательной деятельности воспитателя в период адаптации детей к детскому саду
| СОДЕРЖАНИЕ | ФОРМЫ РАБОТЫ |
СЕНТЯБРЬ |
друг с другом
| Игры с воспитателем «Давайте познакомимся», «Назови себя ласково» и др. Игры на развитие коммуникации «Давайте познакомимся», «Клубочек», «Доброе животное» Общение: ситуации «Игрушки, которые живут в нашей группе», «Покажем мишке уголок природы», «В какие игры можно играть в группе», «Как дети полюбили ходить в детский сад» Художественная литература: потешка для новичков «Кто из нас хороший?», стихи А. Барто, С.Я. Маршака и Е. Благининой Элементы театрализованной деятельности «Давайте познакомимся»
Приучение детей к самообслуживанию: показывать, как правильно одеваться, причесываться, держать ложку или чашку, ходить на горшок – путем создания предметной развивающей среды. Соответствующие игры и занятия с разнообразными предметами и игрушками (вкладыши различной формы, кубики, пирамидки, матрешки, совочки и пр.). Игры-занятия «Уложим куклу Катю спать», «Оденем куклу на прогулку», «Научим куклу раздеваться»
Разминка: «Где же наши ручки?», «Шаловливые ножки» Игры «Медвежонок в берлоге» (развитие дыхания); «Собери мячики» (развитие правильного речевого дыхания) - дети стоят на полу, наклоняясь, делают шумный вдох носом, на выдохе поднимают разбросанные мячики и складывают их в корзинку. Зарядка в стихах «Шел козел по лесу» Подвижные игры «Карусели», «Раздувайся, пузырь», «С кочки на кочку», «Мы топаем ногами», «Курочка и цыплята», «Птички летают» Пальчиковые игры «Где же наши ручки?», «Сорока-ворона», «Утята» |
ОКТЯБРЬ |
| Игры «Давайте познакомимся», «Змейка», «Изобрази героя» (игра-имитация), «Наши герои», «Дождик и солнышко», «Мартышки», «Ладонь в ладонь», «Дотронься», беседа «Что такое хорошо и что такое плохо», ситуации «Попроси игрушку» и «Собачке грустно, у нее нет друзей» Художественная литература: рассказывание сказки «Колобок», потешка «Водичка серебристая», «Петушок и его семья», рассказывание сказки «Рукавичка», инсценировка «Курочка Ряба», рассказывание сказки «Три медведя», песенка «Все игрушки хороши»
Игры-занятия «Как мы гуляем», «Катя умывается», «Оденем Катю на прогулку», «Как мы помогаем маме», «Как правильно мыть ручки», «Научим Катю раздеваться», «Сделаем Кате комнату», «В гостях у мишки: наводим порядок»
Зарядка в стихах «Гномики» Разминка: «Где же наши ручки?», «Шаловливые ножки» Игры «Страшный сон зайчонка» (развитие дыхания) – частое поверхностное дыхание ртом. «Велосипед» (укрепление мышц ног и брюшного пресса, ритмизация движений в соответствии со стихотворным текстом) – дети сидят на полу, опираясь спиной о стену, и делают движения под стихотворные строчки; «Солнышко и туча» Подвижные игры: «Мы топаем ногами», «Солнышко и дождик», «Карусель», «Гуси», «Поезд», «Пузырь», «Журавли – лягушки», «Догонялки», имитация движений животных Пальчиковые игры: «Наша семья», «На руках у нас 5 пальцев», «Зайчик», «Пальчики здороваются», «Мы считаем»
«Узнай и назови зверей», «Поручения», «Разложи по цвету», «Что делаем сначала, что потом», «Где чей домик», «Что изменилось?», «Узнай по голосу», «Найди предмет по описанию», «Назови животное и как оно кричит», «Найди свою маму», «Кто чем питается»
|
НОЯБРЬ |
| Игры: «Зоопарк», «Назови друга ласково», «Добрая нежная рука», «Если «да» - похлопай, если «нет» - потопай», «Что подарить другу», «Я и моя мама», «Как мы веселимся», «Найди отличие», «Кто как ходит», «Играть нужно дружно» Художественная литература: рассказывание сказки К. Чуковского «Федорино горе», чтение стих-я Е. Благининой «Научу обуваться и братца», С. Маршака «Мой веселый, звонкий мяч»
Игры-занятия: «Накормим кукол обедом», «Расскажи, что видишь на картинке», «Накроем стол для гостей», ситуации «Маша хочет кушать, тарелка есть, а ложки нет» (предметы-заместители), игра-имитация «Медведь», инсценировка «День рождения Чебурашки»
Зарядки в стихах Игры «Покачай игрушку на животике» (развитие дыхания, активизация процесса вдох-выдох) – дети лежат на спине, игрушки помещают на живот, на шумном вдохе поднимают игрушку животом, на произвольном выдохе опускают ее. «Вот как мы умеем!» (массаж всего тела, развитие общей подвижности) – дети лежат на животе, затем крадутся на четвереньках, как «разведчики», «плывут» в воде, «ныряют» в шарики и т.д. Подвижные игры: «Куры и петух», «Солнышко и дождик», «Птички летают» и др.
«Что изменилось?», «Чудесный мешочек», «Найди предмет по описанию», «Сложи картинку», «Кто скорее соберет», «Узнай и назови», «Угадай, что звучит», «Чьи дети», «Кто позвал» |
ДЕКАБРЬ |
Родительское собрание с целью подведения итогов адаптационной работы. Анкетирование родителей.
|
Приложение № 3:
Адаптированные диагностики и методики:
вопросник для выявления способности ребенка адаптироваться к жизни (А.Фромм);
опросник «Психолого — педагогические параметры готовности ребенка к ДОУ» (Печора К.Л.);
адаптационные листы для наблюдения за детьми в период адаптации;
первичная диагностика (в период поступления ребенка в ДОУ):
стиль воспитания ребенка в семье (Рогалева Н.А.);
опросник для родителей - «Проблемы раннего детства»;
тест для родителей «Оценка поведения ребенка в период кризиса трех лет» (Макарычева Н.В.);
листы адаптации;
карты наблюдения за ребенком в адаптационный период;
адаптационные упражнения, направленные на уменьшение воздействия стрессовых факторов (программа Богуславской З.М., Смирновой Е.О.);
занятия, направленные на профилактику дезадаптации у детей;
контрольная диагностика детей (через месяц после поступления ребенка в ДОУ) :
анкета для определения динамики протекания процесса адаптации;
карта наблюдения за ребенком до поступления в ДОУ;
карта наблюдения за ребенком при поступлении в детский сад
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
КИНПО(ПКиПП)СОО
Программа по адаптации детей
раннего дошкольного возраста
к условиям дошкольного
образовательного учреждения
«ДОМ, В КОТОРОМ ХОРОШО МАЛЫШАМ И ВЗРОСЛЫМ»
МДОУ «ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30» г.Железногорск Курской области
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
КУРСК, 2012
Печатается по решению РИС
КИНПО(ПКиПП)СОО
Составители:
Носаченко Т. М., заведующая МДОУ «ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30» г.Железногорска;
Артеменко О. Н., Аносова Н.Б., заместители заведующей по воспитательно-образовательной деятельности МДОУ «ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30» г.Железногорска;
Руководители опытно-экспериментальной площадки:
Перминова Л.Я., преподаватель кафедры ДиНО КИНПО(ПКиПП)СОО
Творческая группа:
сотрудники МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30» г. Железногорска: Муханова Е.И. – педагог-психолог, Дружко Л.В. – учитель-логопед, музыкальные руководители – Гоняева Е.И., Зуева Т.В., воспитатели - Кащеева Л.П., Катогарова О.С., Бирюкова Т.Д., Медведева О.В.
В данном пособии представлен опыт работы МДОУ «ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30» г.Железногорска Курской области по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
Носаченко Т. М., Артеменко О. Н., Аносова Н. Б.,2012г.
КИНПО(ПКиПП)СОО, 2012 г.
Содержание:
- Пояснительная записка 2
- Основные положения 3
- План работы клуба «Мамина школа» 5
- План работы клуба «Дружная семейка» 6
- План работы клуба «Здоровый малыш» 10
- Центр психолого-медико-педагогической поддержки 14
- Модель комфортной адаптации детей 17
- Приложения 17
- Планирование различных видов деятельности педагога-психолога «Солнечный зайчик».
-Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности воспитателей в период адаптации детей к детскому саду.
- Адаптированные диагностики и методики.
- Список литературы: 18
Пояснительная записка
Проблема социальной адаптации ребенка не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных. Социальная адаптация ребенка перестает рассматриваться в биологическом аспекте приспособления индивида к новым условиям окружающей среды. Перерастая рамки проблемы приспособления ребенка к новой социальной ситуации в ДОУ, она выходит в совершенно иную плоскость изучения.
-Как максимально адаптировать дошкольное образовательное учреждение к потребностям и интересам конкретного ребенка?
-Как организовать педагогический процесс в ДОУ в ходе адаптации ребенка к новым условиям?
-Как включать детей не посещающих дошкольные образовательные учреждения, в общий контекст возрастного развития?
Программа разработана в силу особой актуальности проблемы адаптации детей младшего возраста к детскому саду. Отражая эффективные подходы к комплексному решению вопросов адаптации, определяет основные направления, задачи, а также план действий. Программа способна изменить лицо образовательного учреждения и создать новые условия для воспитания здоровой личности. В результате работы на базе детского сада в течение нескольких лет региональной опытно-экспериментальной площадки по проблеме «Взаимодействие ДОУ с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду» была создана и апробирована эффективная система работы в ДОУ по организации жизни детей дошкольного возраста в период адаптации к детскому саду. В данном пособии представлен опыт работы МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30. Инновационное содержание программы, апробированное через эксперимент, позволит обеспечить качество образовательного процесса и адаптации детей раннего возраста к детскому саду в условиях введения ФГТ.
2. Основные положения:
Цели и задачи программы «Дом, в котором хорошо малышам и взрослым»:
- Обеспечить реализацию приоритетов государственной политики в сфере образования в ДОУ на основе внедрения современных методов взаимодействия с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду, научно-обоснованной организации функционирования медико -психолого-педагогической службы и методического обеспечения.
- создать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям дошкольного учреждения;
- организация интегрированного взаимодействия всех заинтересованных в развитии ребенка сторон (педагоги, медицинский персонал, родители);
- организация в группах ДОУ функциональной предметно-развивающей среды;
- разработка критериев оценки процесса адаптации;
- обеспечение социального благополучия ребенка в условиях семьи и детского сада;
- обеспечение психического здоровья и всестороннего развития ребенка в условиях семьи и детского сада;
Законодательно-нормативное обеспечение программы:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзором;
- Городская долгосрочная инновационная межведомственная целевая программа «Здоровый ребенок на 2012-2015г.г.»;
- Устав образовательного учреждения и основная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка «Кристаллик»-детский сад №30»;
Ожидаемые результаты:
- предотвращение дезадаптации детей к детскому саду;
- снижение уровня заболеваемости;
- высокий процент детей с легкой и средней степенью адаптации и уровнем эмоционального благополучия;
- осуществление комплексного подхода специалистов ДОУ к организации адаптационного периода;
- понимание педагогами, родителями, что проводимая работа по вхождению ребенка в жизнь детского сада - залог успешной, безболезненной и легкой адаптации детей.
Объекты программы:
- дети дошкольного образовательного учреждения;
- семьи детей, посещающих образовательное учреждение;
- педагогический коллектив образовательного учреждения.
Основные принципы программы:
- Принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на адаптацию детей, научно обоснованными и практически апробированными методиками;
- принцип активности и сознательности — участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по адаптации детей раннего дошкольного возраста;
- принцип комплексности и интегративности - решение задач по адаптации детей раннего дошкольного возраста в системе всего воспитательно-образовательного процесса и всех видов деятельности;
- принцип адресованности и преемственности — учет разноуровневого развития и состояния здоровья детей;
- принцип результативности и гарантированности — реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки в период адаптации к детскому саду, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.
Структура программы:
Центр психолого-медико-педагогической поддержки
|
3. План работы клуба «Мамина школа»
(с момента постановки на учёт в женской консультации до предоставления места в детском саду)
Цели и задачи:
- Установление раннего сотрудничества детского сада и семьи в вопросах воспитания детей раннего возраста и их адаптации к детскому саду.
- Организовывать и осуществлять взаимодействие с родителями детей, не посещающих ДОУ, будущих воспитанников детского сада.
- Оказывать квалифицированную консультативную помощь родителям по проблемам воспитания детей, их развития и адаптации через взаимодействие с женской консультацией и детской больницей.
- Профилактика дезадаптации детей при поступлении в детский сад.
- Обмен опытом и мнениями настоящих и будущих родителей детского сада.
- Пропаганда положительного опыта семейного воспитания.
- Популяризация деятельности ДОУ среди населения микрорайона.
- Повышение педагогических знаний родителей о детях раннего возраста.
Основные направления деятельности:
- организационная работа
- работа с родителями
- Организационная работа:
- Красочный рекламный проспект о детском саде;
- Информация для родителей в холле детской поликлиники;
- Информация для родителей в холле женской консультации;
- Информация для жителей микрорайона на информационных стендах с планом работы клуба «Мамина школа» и контактными телефонами;
- Персональные приглашения в семьи, где подрастают малыши;
- Изготовление письменных консультаций, рекомендаций, памяток по проблемам воспитания детей, их развития, адаптации;
- Работа с родителями:
- Встречи со специалистами (по запросу);
- Встречи с родителями по запросу;
- Распространение письменных консультаций, рекомендаций, памяток по проблемам воспитания детей, их развития, адаптации через взаимодействие с участковыми педиатрами и участковыми гинекологами;
- Индивидуальные консультации (по уходу за ребенком, проблемам воспитания, развития и адаптации ребенка к ДОУ, практическая помощь в организации занятий с детьми дома) (по запросу);
- Теоретические семинары — 2 раза в год с привлечением родителей детей уже посещающих детский сад по следующим темам:
- «Растим малыша здоровым»
- «Правила жизни моего малыша»
- «Как подготовиться к детскому саду» и др.
4. План работы клуба «Дружная семейка»
(с момента предоставления ребенку места в детском саду до поступления ребенка в детский сад)
Цели и задачи:
- Создать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям дошкольного учреждения.
- Проводить целенаправленную работу по подготовке детей к детскому саду
- Обеспечить комплексный подход специалистов ДОУ к организации адаптационного периода.
- Повышать психолого-педагогическую культуру родителей с целью создания благополучных условий для адаптации ребенка к детскому саду, оказывать медико-психолого-педагогической помощь родителям детей раннего возраста.
- Ориентировать родителей на активное взаимодействие со специалистами ДОУ, направленное на профилактику дезадаптации.
Основные направления деятельности:
- организационная работа
- родительские собрания
- совместные мероприятия для родителей и детей
- психологическое обеспечение
- социально-педагогическая деятельность
- медико-оздоровительная работа
- Организационная работа:
- Беседа с родителями. Знакомство с документами, регламентирующими деятельность ДОУ. Заключение родительского договора. (Зав. д/с)
- Комплектование групп и составление подвижного графика поступления детей в ДОУ. (Зав. д/с)
- Изготовление фотоальбомом «Как мы весело живем и танцуем и поем!», информационных стендов «Для вас, родители!», фотовыставки «Мой детский сад», подготовка видеофильма «Жизнь детского сада», экспозиции «Наши дети - наша радость». (Старш.восп., воспит.)
- Приглашение родителей на первое родительское собрание. (Старш.восп.)
- Изготовление поделок в подарок малышам детьми подготовительных групп.
- Родительские собрания:
- Первое родительское собрание:
(Знакомство с программой работы клуба «Дружная семейка» для родителей и детей, впервые поступающих в детский сад. Демонстрация видеофильма «Жизнь детского сада».
Экскурсия по детскому саду: знакомство с медико-социальными условиями ДОУ, функциональными помещениями. Информационное сопровождение: выдача памяток, рекомендаций по подготовке детей к детскому саду, раздача на дом фотоальбомов «Как мы весело живем и танцуем и поем!», для желающих - дисков «Жизнь детского сада», заполнение анкет.)
- Второе родительское собрание:
(Теоретический семинар «Подготовка ребенка к детскому саду. Особенности развития детей младшего возраста», знакомство с режимом работы группы, знакомство с задачами взрослых на этом этапе адаптационного периода, рекомендации старшей медицинской сестры по профилактическим мероприятиям с детьми, заполнение анкет, выдача памяток, рекомендаций)
- Совместные мероприятия для родителей и детей:
- Развлечения и игры:
- «Давайте познакомимся» - игры с детьми.
- «Вместе весело шагать!» - игры с детьми.
- «Давайте поиграем» - игры с детьми.
- Встреча с педагогом-психологом «Маски».
- Развлечение «На бабушкином подворье».
- Развлечение «Сильные, смелые, здоровые, умелые!».
- Развлечение «Мы танцуем и поем – вместе весело живем».
- Кукольный театр, игры с детьми «Волшебный сундучок».
- Развлечение «Много красок у меня – выбирай любую!».
- Игра-путешествие «Они живут у нас в группе».
- Рисунки на асфальте.
- Карнавал «В гостях у сказки».
- Организация прогулочных групп «Гуляй вместе с нами!» (совместный приход родителей с ребенком на прогулку группы, в которую придет малыш).
- Организация адаптационных групп.
- «Веселитесь вместе с нами!» (приглашения на общесадовские мероприятия, досуги, развлечения).
- Дни открытых дверей.
- Индивидуальные консультации для родителей:
«Как привести домашний режим в соответствие с режимом группы», «Как подготовить малыша к меню дошкольного учреждения», «Привитие навыков самостоятельности при самообслуживании», «Как расширить ориентировку ребенка в ближайшем окружении», «Возрастные особенности детей и причины, вызывающие стрессовое состояние», «Как малышу спокойно войти в новые условия жизни» и др.
- Психологическое обеспечение
- Работа с родителями:
- Индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей. Цель: знакомство педагога-психолога с семьей, ребенком; знакомство родителей со спецификой адаптационного периода.
- Анкетирование родителей «Готов ли ребенок к поступлению в детский сад» Цель: прогнозирование течения адаптации.
- Выдача рекомендаций для родителей по подготовке ребенка к детскому саду и взаимодействию с ребенком в течение адаптационного периода ( памятки для каждого родителя), для родителей тяжелоадаптирующихся детей.
- Участие в работе клуба «Дружная семейка».
- Работа с кадрами:
Психологическое просвещение:
-проведение консультаций по организации взаимодействия с детьми в период адаптации (об особенностях семейного воспитания, о воспитательном потенциале семьи, о специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания, о создании условий развития у ребенка навыков безболезненного вхождения в детскую общность и т. д.).
- Круглый стол.
- Обучение воспитателей приемам психопрофилактики.
- Помощь в организации благоприятной развивающей среды, создании положительного психологического климата в группе.
- Разработка рекомендаций по работе с тяжелоадаптирующимися детьми.
Работа с детьми
- Составление индивидуального режима адаптационного периода для каждого ребенка на основе изучения документации, прогноза адаптации.
- Организация наблюдения за вновь поступившими детьми с целью определения степени адаптации .
- Занятия, игры для профилактики дезадаптации.
- Коммуникативный тренинг. Цель формирование навыков общения.
- Индивидуальная коррекционная работа с тяжелоадаптирующимися детьми.
- Психолого-педагогическое обследование нервно-психического развития детей.
- Социально-педагогическая деятельность
- Изучение семей, установление контакта с её членами в целях согласования воспитательных воздействий на ребенка.
- Диагностика микросоциума, сбор данных о составе семьи (ФИО родителей, место работы, родные, сведения о социальном статусе семьи, социально-бытовых условиях).
- Направленные беседы.
- Анкетирование.
- Индивидуальное консультирование.
- Посещение семей воспитанников. Цель: познакомиться с микросредой и условиями быта.
- Проведение «Дней открытых дверей».
- Организация благоприятной предметно-развивающей среды:
- Создание условий для предметной деятельности, для общения со знакомыми вещами и игрушками, свободной самостоятельной деятельности.
- Построение педагогического процесса:
- Реализация личностно-ориентированной модели взаимоотношений взрослых и детей, максимальное проявление заботы и внимания со стороны сотрудников.
- Реализация индивидуального подхода к ребенку, учет его актуальных потребностей, уровня психофизического развития.
- Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребенка.
- Работа с детьми
- Анализ сведений о детях: социальный анамнез.
- Сбор и регистрация наблюдений за детьми адаптационных групп.
- Расширение социальных контактов детей со взрослыми и сверстниками (проведение адаптационных игр).
- Медико-оздоровительная работа
- Знакомство с ребенком на основе документов (анамнез, диспансерный лист).
- Беседа с родителями по уточнению анамнеза и недостающих данных.
- Индивидуальные консультации для родителей.
- Тематические консультации.
- Изготовление письменных консультаций.
- Оформление стенда для родителей, детсадовской газеты «Дружная семейка».
5. План работы клуба «Здоровый малыш»
(с момента поступления ребенка в детский сад до декабря текущего года)
Цели и задачи:
- Обеспечение психического здоровья, социального благополучия и всестороннего развития ребенка в условиях семьи и детского сада;
- Создание условий психолого-педагогического комфорта в ДОУ, способствующих установлению доверительного контакта с родителями и обеспечивающих успешную адаптацию воспитанников;
- Обеспечение системы организации жизни детей, направленной на предотвращение у них психического стресса и облегчение периода адаптации, предусматривающей:
- рациональный режим жизнедеятельности;
- свободу движений;
- достаточное время пребывания на свежем воздухе;
- рациональное питание;
- правильную организацию сна и отдыха;
- личностно-ориентированную модель взаимоотношений взрослых и детей, максимальное проявление заботы и внимания со стороны сотрудников;
- оказание помощи детям в налаживании контакта со сверстниками
Основные направления деятельности:
- организационная работа
- психологическое обеспечение
- социально-педагогическая деятельность
- медико-оздоровительная работа
- Организационная работа:
- Оформление в группах уголков для родителей с визитками специалистов;
- Составление плана работы центра психоло-медико-педагогической поддержки
- Психологическое обеспечение
- Работа с родителями:
«Молодая семья»
- Индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей.
- Анкетирование родителей.
- Коррекция родительских установок (тренинги, беседы).
- Выдача рекомендаций для родителей по подготовке ребенка к детскому саду и взаимодействию с ребенком в течение адаптационного периода ( памятки для каждого родителя), для родителей тяжелоадаптирующихся детей.
- Выпуск газеты «Я уже детсадовец»
- Участие в работе клуба «Дружная семейка».
- Работа с кадрами:
- Психологическое просвещение
- Консультации.
- Круглый стол «Детский сад глазами маленьких детей» Цель: Анализ готовности детей к детскому саду, выдача рекомендаций по профилактике дезадаптации.
- Помощь в организации благоприятной развивающей среды, создании положительного психологического климата в группе.
- Разработка рекомендаций.
- Работа с детьми:
- Составление индивидуального режима адаптационного периода для каждого ребенка на основе изучения документации, прогноза адаптации.
- Организация наблюдения за вновь поступившими детьми с целью определения степени адаптации .
- Занятия, игры для профилактики дезадаптации.
- Коммуникативный тренинг. Цель формирование навыков общения.
- Индивидуальная коррекционная работа с тяжелоадаптирующимися детьми.
- Психолого-педагогическое обследование нервно-психического развития детей.
- Планирование различных видов деятельности педагога-психолога «Солнечный зайчик!»
Приложение № 1
- Социально-педагогическая деятельность
- Работа с родителями:
«Молодая семья»
- Изучение семей, установление контакта с её членами в целях согласования воспитательных воздействий на ребенка.
- «Приглашения к чаю» - посещение семей воспитанников.
- Диагностика микросоциума, сбор информации (собеседование, анкетирование, наблюдение, выделение группы риска).
- Индивидуальное консультирование (по запросам).
- Выявление проблем (беседы, наблюдения, тесты, опросы).
- Дополнительное обсуждение отдельных вопросов (с привлечением специалистов).
- Наглядная агитация (стенды, памятки, печать).
- Родительские собрания. Цель: ознакомление родителей с системой работы с детьми, деятельностью специалистов ДОУ, знакомство с результатами адаптации.
- Круглый стол (совместное обсуждение проблем).
- Педагогическая гостиная (совместное обсуждение планов на будущее).
- Организация благоприятной предметно-развивающей среды:
- Организация психолого-педагогической и физиолого-гигиенической комфортной среды для максимально безболезненного вхождения домашнего ребенка в коллектив сверстников. (в игровой комнате, в спальне, на прогулке, в функциональных помещениях д/сада):
- Уголок «Я пришел».
- Уголок «Позвони маме».
-Модель-проект «У кого какой дом».
- Построение педагогического процесса:
- Реализация личностно-ориентированной модели взаимоотношений взрослых и детей, максимальное проявление заботы и внимания со стороны сотрудников.
- Реализация индивидуального подхода к ребенку, учет его актуальных потребностей, уровня психофизического развития.
- Организация благоприятного психологического климата в группе.
- Гибкий режим дня, правильная организация сна и отдыха.
- Организация рационального режима жизнедеятельности.
- Обеспечение свободы движений.
- Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности воспитателей в период адаптации детей к детскому саду
Приложение № 2
- Медико-оздоровительная работа
- Знакомство с ребенком на основе документов (анамнез, диспансерный лист).
- Беседа с родителями по уточнению анамнеза и недостающих данных.
- Составление индивидуальных назначений, укрепляющих нервную и иммунную системы:
- новопассит
- настойка пустырника, валерианы
- аскорутин
- иммунал
- мультитабс
- экс. эхинацеи
- Осуществление систематического контроля за ребенком в группе. Наблюдение за состоянием его здоровья (сон, аппетит, самочувствие, физическое здоровье).
- Организация утреннего фильтра.
- Реализация общеукрепляющих мероприятий для детей всей ясельной группы:
- настойка элеутерококка
- витаминизация
- успокоительные сборы
- оксолиновая мазь
- Контроль за динамикой физического развития.
- Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм:
- соблюдение режима дня
- организация режима проветривания
- кварцевание
- режим прогулок
- санитарное состояние групп
- Организация полноценного питания с включением в рацион свежих овощей и фруктов.
- Оздоровление часто и длительно болеющих детей.
«Молодая семья»
- Индивидуальные консультации для родителей.
- Тематические консультации
- Изготовление письменных консультаций
- Оформление стенда для родителей, детсадовской газеты «Дружная семейка»
6. Центр психолого-медико-педагогической поддержки
(заведующая, педагог-психолог, старший воспитатель, старшая медсестра, врач-педиатр, учитель-логопед)
Организация работы в адаптационный период с детьми раннего возраста предполагает комплекс мер: мероприятия по подготовке детского сада к приёму новых детей; организационная работа администрации, воспитателей, педагога-психолога, помощников воспитателей; работа медперсонала; работа с семьёй. Работа должна проводиться планово, организованно, при полном взаимодействии всех вышеперечисленных людей. Центр психолого-медико-педагогической поддержки координирует всю работу по этому направлению и оказывает консультативную и практическую помощь.
Задачи:
Организационно-методическое и психолого-педагогическое обеспечение основных направлений программы.
Основные направления:
- Реализация программы адаптации детей раннего дошкольного возраста
к условиям дошкольного учреждения.
- Осуществление контроля за выполнением мероприятий по адаптации детей.
- Поиск, изучение и внедрение эффективных технологий и методик адаптации детей.
- Определение структуры, выработка критериев, уровней и методик диагностики детей.
- Ведение работы по совершенствованию предметно-развивающей среды в ДОУ, внедрение новых эффективных моделей.
- Налаживание тесного контакта с медико-психологическими службами города.
- Участие в научно-практических конференциях, семинарах, совещаниях различного уровня по вопросам адаптации, воспитания и развития детей.
- Работа с кадрами:
- Семинары:
- Семинар-практикум «Психологические особенности детей 2 — 4 лет».
- Теоретический семинар «Работа ДОУ с семьями воспитанников».
- Семинар-практикум «Учет свойств темперамента в построении модели взаимодействия с детьми в период адаптации».
- Семинар «Психологическое здоровье детей как благоприятная среда для адаптации».
- Семинар-практикум «Роль пальчиковых игр в ключевом развитии дошкольников».
- Психологический лекторий «Методы психологического сопровождения детей в период адаптации».
- Изучение передового педагогического опыта и литературы по вопросам адаптации детей к детскому саду.
- Консультации:
«Взаимодействие служб детского сада в период работы адаптационных служб».
«Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка».
«Возможные трудности при работе с детьми адаптационных групп».
«Признаки психоэмоционального напряжения у детей».
«Особенности воспитания детей раннего возраста».
«Что нужно делать для решения проблемы адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению».
«Как знакомить с детским садом и правилами жизни в нем».
«Что делать, когда новенькие капризничают».
«Если ребенок не хочет ничего делать».
«Взрослые добреют вместе с детьми».
- Тренинги:
Тренинг коммуникативного взаимодействия «Снятие психи-эмоционального напряжения».
Тренинг эффективного взаимодействия с детьми в период адаптации детей к ДОУ.
- Круглый стол «Детский сад глазами маленьких детей"
- Круглый стол «Все плачут. Что делать?»
- Работа с родителями:
- Семинар-практикум:
«Адаптация ребенка к детскому саду или скоро, скоро, скоро в детский сад».
«Мы учимся играть».
«Кризис трех лет. Как быть?».
«Трехлетний ребенок — личность».
- Круглый стол:
«Как облегчить адаптацию».
«Результаты адаптации детей к ДОУ».
- Консультации:
«Первые дни ребенка в детском саду».
«Роль родителей в подготовке родителей к детскому саду».
«Как помочь самым маленьким».
«Кризис трех лет».
«Адаптация к ДОУ. Факторы риска и факторы благополучия».
«Основные психологические особенности детей 3 лет».
«Список умений и навыков ребенка при поступлении в детский сад».
«Переступаем заветный порог... Шаг за шагом — первая дорога в детский сад».
«Упрямство и капризы у ребенка».
«Процесс адаптации детей раннего возраста».
«Если ребенок не хочет ходить в детский сад».
- Анкетирование:
«Вы и Ваш ребенок перед поступлением в детский сад».
«Оценка направлений адаптации ребенка».
«Стиль воспитания ребенка в семье».
«Анкета-знакомство».
«Готовность ребенка к поступлению в детский сад».
«Оценка поведения ребенка в период кризиса трех лет».
«Проблемы адаптации ребенка к условиям ДОУ».
«Оценка динамики процесса адаптации».
- Рекомендации и памятки:
«Как помочь ребенку в период адаптации».
«Как подготовить ребенка к поступлению в ДОУ».
«Как вести себя родителям в период адаптации».
«Одежда и обувь по сезонам».
«Как помочь детям преодолеть кризис трех лет».
«Ошибки, которые делают родители».
- Подведение итогов:
- Педагогический совет «Результаты адаптации дошкольников к ДОУ — как показатель взаимодействия детского сада и семьи».
- Медико-педагогические совещания по вопросам адаптации детей.
- Совещания при заведующей по вопросам здорового ритма жизни, адаптации, профилактике дизадаптации.
- Заседания психоло-медико-педагогического консилиума ДОУ.
7. Модель комфортной адаптации детей
младшего дошкольного возраста состоит из нескольких этапов:
- Прогнозирование адаптации, знакомство с родителями и ребенком. Выясняются навыки, которые помогут ребенку адаптироваться, а также его индивидуальные особенности.
- Консультация родителей с педагогом-психологом сада. Педагог-психолог разъясняет необходимость сотрудничества специалистов сада и родителей, мотивирует родителей на активное сотрудничество. Это достигается проведением тренингов.
- Посещение, в случае необходимости, центра психолого-медико-педагогической поддержки. Педагоги пробуют через родителя установить контакт с ребенком. Ребенок привыкает к новому помещению и незнакомым взрослым.
- Ребенок с родителем начинает постепенно входить в группу детского сада. Адаптация на этом этапе включает в себя 7 шагов:
- приход ребенка вместе с родителями только на прогулку;
- приход ребенка вместе с родителями в группу во время свободной игровой деятельности и на мероприятия клуба «Дружная семейка»;
- ребенок остается без родителей на 1-2 часа во время прогулки, либо во время свободной игровой деятельности;
- ребенок завтракает в присутствии родителей и остается на 2-3 часа( без родителей);
- ребенок остается без родителей с завтрака до обеда;
- ребенок остается на сон, но сразу после сна его забирают родители;
- ребенок остается на целый день;
На данном этапе ребенка постепенно приучают к режимным моментам детского сада. Этот этап - самый важный, для облегчения адаптации необходимо, чтобы родители и дома поддерживали такой же режим, как и в детском саду.
- Начало образовательной деятельности в группе. Ребенок включается в непосредственно образовательную деятельность.
8.Приложения:
- Приложение № 1: Планирование различных видов деятельности педагога-психолога «Солнечный зайчик».
-Приложение № 2: Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности воспитателей в период адаптации детей к детскому саду.
- Приложение № 3: Адаптированные диагностики и методики.
9.Список литературы:
1. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ.
Н.В.Кирюхина, Москва, 2005г.
2. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. ТЦ «Учитель»
Л.В.Белкина, Воронеж, 2004г.
3. Лапина И.В. «Адаптация детей при поступлении в детский сад». Волгоград -2012 г.
4. Русаков А.С. «Адаптация ребенка к детскому саду». Санкт- Петербург- 2010 г.
5. Рогалева Н.А. «Психологический клуб для родителей». Москва – 2010 г.
6. Макарычева Н.В. «Проблемы раннего детства». Москва – 2010 г.
7. Роньжина А.С. «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению». Москва – 2004 г.
8. Севостьянова Е.О. «Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ». Москва – 2005 г.
9. Мирилова Т. Л. «Эмоциональное развитие ребенка».Волгоград — 2010 г.
10. Айрих О.А. «Эмоциональное развитие детей». Волгоград — 2008 г.
11.Галанова Т.В. «Развивающие игры с малышами до трех лет».Ярославль — 2005 г.
12. Павлов И.В. «Общение с ребенком «.Санкт- Петербург — 2008 г.
13. «Игры с детьми 3-4 лет» под редакцией Араловой М.А.
14. Микляева Н.В., Толстикова С,Н., Целикина Н.П. «Сказкотерапия в ДОУ и семье».Москва — 2010 г.
15. Алексеева Е.Е. «Психологические проблемы детей дошкольного возраста». Санкт- Петербург — 2009 г.
16. Луговская А., Кравцова М.М., Шевнина О.В. «Ребенок без проблем! Решебник для родителей». Москва — 2008 г.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б, «Тренинг общения с ребенком».Санкт- Петербург — 2001 г.
Приложение № 2
Тематический план непосредственно образовательной деятельности воспитателя в период адаптации детей к детскому саду
СОДЕРЖАНИЕ | ФОРМЫ РАБОТЫ | |
СЕНТЯБРЬ |
друг с другом
| Игры с воспитателем «Давайте познакомимся», «Назови себя ласково» и др. Игры на развитие коммуникации «Давайте познакомимся», «Клубочек», «Доброе животное» Общение: ситуации «Игрушки, которые живут в нашей группе», «Покажем мишке уголок природы», «В какие игры можно играть в группе», «Как дети полюбили ходить в детский сад» Художественная литература: потешка для новичков «Кто из нас хороший?», стихи А. Барто, С.Я. Маршака и Е. Благининой Элементы театрализованной деятельности «Давайте познакомимся» Приучение детей к самообслуживанию: показывать, как правильно одеваться, причесываться, держать ложку или чашку, ходить на горшок – путем создания предметной развивающей среды. Соответствующие игры и занятия с разнообразными предметами и игрушками (вкладыши различной формы, кубики, пирамидки, матрешки, совочки и пр.). Игры-занятия «Уложим куклу Катю спать», «Оденем куклу на прогулку», «Научим куклу раздеваться» Разминка: «Где же наши ручки?», «Шаловливые ножки» Игры «Медвежонок в берлоге» (развитие дыхания); «Собери мячики» (развитие правильного речевого дыхания) - дети стоят на полу, наклоняясь, делают шумный вдох носом, на выдохе поднимают разбросанные мячики и складывают их в корзинку. Зарядка в стихах «Шел козел по лесу» Подвижные игры «Карусели», «Раздувайся, пузырь», «С кочки на кочку», «Мы топаем ногами», «Курочка и цыплята», «Птички летают» Пальчиковые игры «Где же наши ручки?», «Сорока-ворона», «Утята» |
ОКТЯБРЬ |
| Игры «Давайте познакомимся», «Змейка», «Изобрази героя» (игра-имитация), «Наши герои», «Дождик и солнышко», «Мартышки», «Ладонь в ладонь», «Дотронься», беседа «Что такое хорошо и что такое плохо», ситуации «Попроси игрушку» и «Собачке грустно, у нее нет друзей» Художественная литература: рассказывание сказки «Колобок», потешка «Водичка серебристая», «Петушок и его семья», рассказывание сказки «Рукавичка», инсценировка «Курочка Ряба», рассказывание сказки «Три медведя», песенка «Все игрушки хороши» Игры-занятия «Как мы гуляем», «Катя умывается», «Оденем Катю на прогулку», «Как мы помогаем маме», «Как правильно мыть ручки», «Научим Катю раздеваться», «Сделаем Кате комнату», «В гостях у мишки: наводим порядок» Зарядка в стихах «Гномики» Разминка: «Где же наши ручки?», «Шаловливые ножки» Игры «Страшный сон зайчонка» (развитие дыхания) – частое поверхностное дыхание ртом. «Велосипед» (укрепление мышц ног и брюшного пресса, ритмизация движений в соответствии со стихотворным текстом) – дети сидят на полу, опираясь спиной о стену, и делают движения под стихотворные строчки; «Солнышко и туча» Подвижные игры: «Мы топаем ногами», «Солнышко и дождик», «Карусель», «Гуси», «Поезд», «Пузырь», «Журавли – лягушки», «Догонялки», имитация движений животных Пальчиковые игры: «Наша семья», «На руках у нас 5 пальцев», «Зайчик», «Пальчики здороваются», «Мы считаем» «Узнай и назови зверей», «Поручения», «Разложи по цвету», «Что делаем сначала, что потом», «Где чей домик», «Что изменилось?», «Узнай по голосу», «Найди предмет по описанию», «Назови животное и как оно кричит», «Найди свою маму», «Кто чем питается» |
НОЯБРЬ |
| Игры: «Зоопарк», «Назови друга ласково», «Добрая нежная рука», «Если «да» - похлопай, если «нет» - потопай», «Что подарить другу», «Я и моя мама», «Как мы веселимся», «Найди отличие», «Кто как ходит», «Играть нужно дружно» Художественная литература: рассказывание сказки К. Чуковского «Федорино горе», чтение стих-я Е. Благининой «Научу обуваться и братца», С. Маршака «Мой веселый, звонкий мяч» Игры-занятия: «Накормим кукол обедом», «Расскажи, что видишь на картинке», «Накроем стол для гостей», ситуации «Маша хочет кушать, тарелка есть, а ложки нет» (предметы-заместители), игра-имитация «Медведь», инсценировка «День рождения Чебурашки» Зарядки в стихах Игры «Покачай игрушку на животике» (развитие дыхания, активизация процесса вдох-выдох) – дети лежат на спине, игрушки помещают на живот, на шумном вдохе поднимают игрушку животом, на произвольном выдохе опускают ее. «Вот как мы умеем!» (массаж всего тела, развитие общей подвижности) – дети лежат на животе, затем крадутся на четвереньках, как «разведчики», «плывут» в воде, «ныряют» в шарики и т.д. Подвижные игры: «Куры и петух», «Солнышко и дождик», «Птички летают» и др. «Что изменилось?», «Чудесный мешочек», «Найди предмет по описанию», «Сложи картинку», «Кто скорее соберет», «Узнай и назови», «Угадай, что звучит», «Чьи дети», «Кто позвал» |
ДЕКАБРЬ | Родительское собрание с целью подведения итогов адаптационной работы. Анкетирование родителей. |
Приложение № 3:
Адаптированные диагностики и методики:
- вопросник для выявления способности ребенка адаптироваться к жизни (А.Фромм);
- опросник «Психолого — педагогические параметры готовности ребенка к ДОУ» (Печора К.Л.);
- адаптационные листы для наблюдения за детьми в период адаптации;
- первичная диагностика (в период поступления ребенка в ДОУ):
- стиль воспитания ребенка в семье (Рогалева Н.А.);
- опросник для родителей - «Проблемы раннего детства»;
- тест для родителей «Оценка поведения ребенка в период кризиса трех лет» (Макарычева Н.В.);
- листы адаптации;
- карты наблюдения за ребенком в адаптационный период;
- адаптационные упражнения, направленные на уменьшение воздействия стрессовых факторов (программа Богуславской З.М., Смирновой Е.О.);
- занятия, направленные на профилактику дезадаптации у детей;
- контрольная диагностика детей (через месяц после поступления ребенка в ДОУ) :
- анкета для определения динамики протекания процесса адаптации;
- карта наблюдения за ребенком до поступления в ДОУ;
- карта наблюдения за ребенком при поступлении в детский сад
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения «ДОМ, В КОТОРОМ ХОРОШО МАЛЫШАМ И ВЗРОСЛЫМ» МДОУ «ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30» г.Железногорск Курской области МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
-Как максимально адаптировать дошкольное образовательное учреждение к потребностям и интересам конкретного ребенка.-Как организовать педагогический процесс в ДОУ в ходе адаптации ребенка к новым услов...
Программа адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения «ДОМ, В КОТОРОМ ХОРОШО МАЛЫШАМ И ВЗРОСЛЫМ»
Проблема социальной адаптации ребенка не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных. Социальная адаптация ребенка перестает рассматриваться в биологическом аспекте приспособления индивида к ...
Программа по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения "Дом, в котором хорошо малышам и взрослым".
Программа по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения....
Программа по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ "Дом, в котором хорошо малышам и взрослым"
Программа по адаптации детей раннего дошкольного возраста к детскому саду....
Авторская программа по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения « ЗВЕЗДОЧКИ»
Авторская программа адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения обеспечивает создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком периода адаптац...
Планирование работы по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения.
Составила: Музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад № 10 комбинированного вида» города Железногорск...
Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада«Здравствуй, малыш!»
Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада...