Программа по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения «ДОМ, В КОТОРОМ ХОРОШО МАЛЫШАМ И ВЗРОСЛЫМ» МДОУ «ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30» г.Железногорск Курской области МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
рабочая программа по теме
-Как максимально адаптировать дошкольное образовательное учреждение к потребностям и интересам конкретного ребенка.
-Как организовать педагогический процесс в ДОУ в ходе адаптации ребенка к новым условиям.
-Как включать детей не посещающих дошкольные образовательные учреждения, в общий контекст возрастного развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_adaptatsii_detey_rannego_doshkolnogo_vozrasta_2012g.doc | 448 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
КИНПО(ПКиПП)СОО
Программа по адаптации детей
раннего дошкольного возраста
к условиям дошкольного образовательного учреждения
«ДОМ, В КОТОРОМ ХОРОШО МАЛЫШАМ И ВЗРОСЛЫМ»
МДОУ «ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30»
г.Железногорск Курской области
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
КУРСК, 2012
Печатается по решению РИС
КИНПО(ПКиПП)СОО
Составители:
Носаченко Т. М., заведующая МДОУ «ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30» г.Железногорска;
Артеменко О. Н., Аносова Н.Б., заместители заведующей по воспитательно-образовательной деятельности МДОУ «ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30» г.Железногорска;
Руководители опытно-экспериментальной площадки:
Перминова Л.Я., преподаватель кафедры ДиНО КИНПО(ПКиПП)СОО
Творческая группа:
сотрудники МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30» г. Железногорска: Муханова Е.И. – педагог-психолог, Дружко Л.В. – учитель-логопед, музыкальные руководители – Гоняева Е.И., Зуева Т.В., воспитатели - Кащеева Л.П., Катогарова О.С., Бирюкова Т.Д., Медведева О.В.
В данном пособии представлен опыт работы МДОУ «ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30» г.Железногорска Курской области по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
Носаченко Т. М., Артеменко О. Н., Аносова Н. Б.,2012г.
КИНПО(ПКиПП)СОО, 2012 г.
Содержание:
- Пояснительная записка 4
- Основные положения 5
- План работы клуба «Мамина школа» 8
- План работы клуба «Дружная семейка» 10
- План работы клуба «Здоровый малыш» 16
- Центр психолого-медико-педагогической поддержки 21
- Модель комфортной адаптации детей 25
- Приложения 26
- Планирование различных видов деятельности педагога-
психолога «Солнечный зайчик».
-Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности воспитателей в период адаптации детей к детскому
саду.
- Адаптированные диагностики и методики.
- Список литературы: 32
Пояснительная записка.
Проблема социальной адаптации ребенка не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных. Социальная адаптация ребенка перестает рассматриваться в биологическом аспекте приспособления индивида к новым условиям окружающей среды. Перерастая рамки проблемы приспособления ребенка к новой социальной ситуации в ДОУ, она выходит в совершенно иную плоскость изучения.
-Как максимально адаптировать дошкольное образовательное учреждение к потребностям и интересам конкретного ребенка?
-Как организовать педагогический процесс в ДОУ в ходе адаптации ребенка к новым условиям?
-Как включать детей не посещающих дошкольные образовательные учреждения, в общий контекст возрастного развития?
Программа разработана в силу особой актуальности проблемы адаптации детей младшего возраста к детскому саду. Отражая эффективные подходы к комплексному решению вопросов адаптации, определяет основные направления, задачи, а также план действий. Программа способна изменить лицо образовательного учреждения и создать новые условия для воспитания здоровой личности. В результате работы на базе детского сада в течение нескольких лет региональной опытно-экспериментальной площадки по проблеме «Взаимодействие ДОУ с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду» была создана и апробирована эффективная система работы в ДОУ по организации жизни детей дошкольного возраста в период адаптации к детскому саду. В данном пособии представлен опыт работы МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30. Инновационное содержание программы, апробированное через эксперимент, позволит обеспечить качество образовательного процесса и адаптации детей раннего возраста к детскому саду в условиях введения ФГТ.
2. Основные положения:
Цели и задачи программы «Дом, в котором хорошо малышам и взрослым»:
- Обеспечить реализацию приоритетов государственной политики в сфере образования в ДОУ на основе внедрения современных методов взаимодействия с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду, научно-обоснованной организации функционирования медико -психолого-педагогической службы и методического обеспечения.
- создать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям дошкольного учреждения;
- организация интегрированного взаимодействия всех заинтересованных в развитии ребенка сторон (педагоги, медицинский персонал, родители);
- организация в группах ДОУ функциональной предметно-развивающей среды;
- разработка критериев оценки процесса адаптации;
- обеспечение социального благополучия ребенка в условиях семьи и детского сада;
- обеспечение психического здоровья и всестороннего развития ребенка в условиях семьи и детского сада;
Законодательно-нормативное обеспечение программы:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзором;
- Городская долгосрочная инновационная межведомственная целевая программа «Здоровый ребенок на 2012-2015г.г.»;
- Устав образовательного учреждения и основная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка «Кристаллик»-детский сад №30»;
Ожидаемые результаты:
- предотвращение дезадаптации детей к детскому саду;
- снижение уровня заболеваемости;
- высокий процент детей с легкой и средней степенью адаптации и уровнем эмоционального благополучия;
- осуществление комплексного подхода специалистов ДОУ к организации адаптационного периода;
- понимание педагогами, родителями, что проводимая работа по вхождению ребенка в жизнь детского сада - залог успешной, безболезненной и легкой адаптации детей.
Объекты программы:
- дети дошкольного образовательного учреждения;
- семьи детей, посещающих образовательное учреждение;
- педагогический коллектив образовательного учреждения.
Основные принципы программы:
- Принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на адаптацию детей, научно обоснованными и практически апробированными методиками;
- принцип активности и сознательности — участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по адаптации детей раннего дошкольного возраста;
- принцип комплексности и интегративности - решение задач по адаптации детей раннего дошкольного возраста в системе всего воспитательно-образовательного процесса и всех видов деятельности;
- принцип адресованности и преемственности — учет разноуровневого развития и состояния здоровья детей;
- принцип результативности и гарантированности — реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки в период адаптации к детскому саду, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.
Структура программы:
Центр психолого-медико-педагогической поддержки
|
3. План работы клуба «Мамина школа»
(с момента постановки на учёт в женской консультации до предоставления места в детском саду)
Цели и задачи:
- Установление раннего сотрудничества детского сада и семьи в вопросах воспитания детей раннего возраста и их адаптации к детскому саду.
- Организовывать и осуществлять взаимодействие с родителями детей, не посещающих ДОУ, будущих воспитанников детского сада.
- Оказывать квалифицированную консультативную помощь родителям по проблемам воспитания детей, их развития и адаптации через взаимодействие с женской консультацией и детской больницей.
- Профилактика дезадаптации детей при поступлении в детский сад.
- Обмен опытом и мнениями настоящих и будущих родителей детского сада.
- Пропаганда положительного опыта семейного воспитания.
- Популяризация деятельности ДОУ среди населения микрорайона.
- Повышение педагогических знаний родителей о детях раннего возраста.
Основные направления деятельности:
- организационная работа
- работа с родителями
- Организационная работа:
- Красочный рекламный проспект о детском саде;
- Информация для родителей в холле детской поликлиники;
- Информация для родителей в холле женской консультации;
- Информация для жителей микрорайона на информационных стендах с планом работы клуба «Мамина школа» и контактными телефонами;
- Персональные приглашения в семьи, где подрастают малыши;
- Изготовление письменных консультаций, рекомендаций, памяток по проблемам воспитания детей, их развития, адаптации;
- Работа с родителями:
- Встречи со специалистами (по запросу);
- Встречи с родителями по запросу;
- Распространение письменных консультаций, рекомендаций, памяток по проблемам воспитания детей, их развития, адаптации через взаимодействие с участковыми педиатрами и участковыми гинекологами;
- Индивидуальные консультации (по уходу за ребенком, проблемам воспитания, развития и адаптации ребенка к ДОУ, практическая помощь в организации занятий с детьми дома) (по запросу);
- Теоретические семинары — 2 раза в год с привлечением родителей детей уже посещающих детский сад по следующим темам:
- «Растим малыша здоровым»
- «Правила жизни моего малыша»
- «Как подготовиться к детскому саду» и др.
4. План работы клуба «Дружная семейка»
(с момента предоставления ребенку места в детском саду до поступления ребенка в детский сад)
Цели и задачи:
- Создать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям дошкольного учреждения.
- Проводить целенаправленную работу по подготовке детей к детскому саду
- Обеспечить комплексный подход специалистов ДОУ к организации адаптационного периода.
- Повышать психолого-педагогическую культуру родителей с целью создания благополучных условий для адаптации ребенка к детскому саду, оказывать медико-психолого-педагогической помощь родителям детей раннего возраста.
- Ориентировать родителей на активное взаимодействие со специалистами ДОУ, направленное на профилактику дезадаптации.
Основные направления деятельности:
- организационная работа
- родительские собрания
- совместные мероприятия для родителей и детей
- психологическое обеспечение
- социально-педагогическая деятельность
- медико-оздоровительная работа
- Организационная работа:
- Беседа с родителями. Знакомство с документами, регламентирующими деятельность ДОУ. Заключение родительского договора. (Зав. д/с)
- Комплектование групп и составление подвижного графика поступления детей в ДОУ. (Зав. д/с)
- Изготовление фотоальбомом «Как мы весело живем и танцуем и поем!», информационных стендов «Для вас, родители!», фотовыставки «Мой детский сад», подготовка видеофильма «Жизнь детского сада», экспозиции «Наши дети - наша радость». (Старш.восп., воспит.)
- Приглашение родителей на первое родительское собрание. (Старш.восп.)
- Изготовление поделок в подарок малышам детьми подготовительных групп.
- Родительские собрания:
- Первое родительское собрание:
(Знакомство с программой работы клуба «Дружная семейка» для родителей и детей, впервые поступающих в детский сад. Демонстрация видеофильма «Жизнь детского сада».
Экскурсия по детскому саду: знакомство с медико-социальными условиями ДОУ, функциональными помещениями. Информационное сопровождение: выдача памяток, рекомендаций по подготовке детей к детскому саду, раздача на дом фотоальбомов «Как мы весело живем и танцуем и поем!», для желающих - дисков «Жизнь детского сада», заполнение анкет.)
- Второе родительское собрание:
(Теоретический семинар «Подготовка ребенка к детскому саду. Особенности развития детей младшего возраста», знакомство с режимом работы группы, знакомство с задачами взрослых на этом этапе адаптационного периода, рекомендации старшей медицинской сестры по профилактическим мероприятиям с детьми, заполнение анкет, выдача памяток, рекомендаций)
- Совместные мероприятия для родителей и детей:
- Развлечения и игры:
- «Давайте познакомимся» - игры с детьми.
- «Вместе весело шагать!» - игры с детьми.
- «Давайте поиграем» - игры с детьми.
- Встреча с педагогом-психологом «Маски».
- Развлечение «На бабушкином подворье».
- Развлечение «Сильные, смелые, здоровые, умелые!».
- Развлечение «Мы танцуем и поем – вместе весело живем».
- Кукольный театр, игры с детьми «Волшебный сундучок».
- Развлечение «Много красок у меня – выбирай любую!».
- Игра-путешествие «Они живут у нас в группе».
- Рисунки на асфальте.
- Карнавал «В гостях у сказки».
- Организация прогулочных групп «Гуляй вместе с нами!» (совместный приход родителей с ребенком на прогулку группы, в которую придет малыш).
- Организация адаптационных групп.
- «Веселитесь вместе с нами!» (приглашения на общесадовские мероприятия, досуги, развлечения).
- Дни открытых дверей.
- Индивидуальные консультации для родителей:
«Как привести домашний режим в соответствие с режимом группы», «Как подготовить малыша к меню дошкольного учреждения», «Привитие навыков самостоятельности при самообслуживании», «Как расширить ориентировку ребенка в ближайшем окружении», «Возрастные особенности детей и причины, вызывающие стрессовое состояние», «Как малышу спокойно войти в новые условия жизни» и др.
- Психологическое обеспечение
- Работа с родителями:
- Индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей. Цель: знакомство педагога-психолога с семьей, ребенком; знакомство родителей со спецификой адаптационного периода.
- Анкетирование родителей «Готов ли ребенок к поступлению в детский сад» Цель: прогнозирование течения адаптации.
- Выдача рекомендаций для родителей по подготовке ребенка к детскому саду и взаимодействию с ребенком в течение адаптационного периода ( памятки для каждого родителя), для родителей тяжелоадаптирующихся детей.
- Участие в работе клуба «Дружная семейка».
- Работа с кадрами:
Психологическое просвещение:
-проведение консультаций по организации взаимодействия с детьми в период адаптации (об особенностях семейного воспитания, о воспитательном потенциале семьи, о специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания, о создании условий развития у ребенка навыков безболезненного вхождения в детскую общность и т. д.).
- Круглый стол.
- Обучение воспитателей приемам психопрофилактики.
- Помощь в организации благоприятной развивающей среды, создании положительного психологического климата в группе.
- Разработка рекомендаций по работе с тяжелоадаптирующимися детьми.
Работа с детьми
- Составление индивидуального режима адаптационного периода для каждого ребенка на основе изучения документации, прогноза адаптации.
- Организация наблюдения за вновь поступившими детьми с целью определения степени адаптации .
- Занятия, игры для профилактики дезадаптации.
- Коммуникативный тренинг. Цель формирование навыков общения.
- Индивидуальная коррекционная работа с тяжелоадаптирующимися детьми.
- Психолого-педагогическое обследование нервно-психического развития детей.
- Социально-педагогическая деятельность
- Изучение семей, установление контакта с её членами в целях согласования воспитательных воздействий на ребенка.
- Диагностика микросоциума, сбор данных о составе семьи (ФИО родителей, место работы, родные, сведения о социальном статусе семьи, социально-бытовых условиях).
- Направленные беседы.
- Анкетирование.
- Индивидуальное консультирование.
- Посещение семей воспитанников. Цель: познакомиться с микросредой и условиями быта.
- Проведение «Дней открытых дверей».
- Организация благоприятной предметно-развивающей среды:
- Создание условий для предметной деятельности, для общения со знакомыми вещами и игрушками, свободной самостоятельной деятельности.
- Построение педагогического процесса:
- Реализация личностно-ориентированной модели взаимоотношений взрослых и детей, максимальное проявление заботы и внимания со стороны сотрудников.
- Реализация индивидуального подхода к ребенку, учет его актуальных потребностей, уровня психофизического развития.
- Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребенка.
- Работа с детьми
- Анализ сведений о детях: социальный анамнез.
- Сбор и регистрация наблюдений за детьми адаптационных групп.
- Расширение социальных контактов детей со взрослыми и сверстниками (проведение адаптационных игр).
- Медико-оздоровительная работа
- Знакомство с ребенком на основе документов (анамнез, диспансерный лист).
- Беседа с родителями по уточнению анамнеза и недостающих данных.
- Индивидуальные консультации для родителей.
- Тематические консультации.
- Изготовление письменных консультаций.
- Оформление стенда для родителей, детсадовской газеты «Дружная семейка».
5. План работы клуба «Здоровый малыш»
(с момента поступления ребенка в детский сад до декабря текущего года)
Цели и задачи:
- Обеспечение психического здоровья, социального благополучия и всестороннего развития ребенка в условиях семьи и детского сада;
- Создание условий психолого-педагогического комфорта в ДОУ, способствующих установлению доверительного контакта с родителями и обеспечивающих успешную адаптацию воспитанников;
- Обеспечение системы организации жизни детей, направленной на предотвращение у них психического стресса и облегчение периода адаптации, предусматривающей:
- рациональный режим жизнедеятельности;
- свободу движений;
- достаточное время пребывания на свежем воздухе;
- рациональное питание;
- правильную организацию сна и отдыха;
- личностно-ориентированную модель взаимоотношений взрослых и детей, максимальное проявление заботы и внимания со стороны сотрудников;
- оказание помощи детям в налаживании контакта со сверстниками
Основные направления деятельности:
- организационная работа
- психологическое обеспечение
- социально-педагогическая деятельность
- медико-оздоровительная работа
- Организационная работа:
- Оформление в группах уголков для родителей с визитками специалистов;
- Составление плана работы центра психоло-медико-педагогической поддержки.
- Психологическое обеспечение
- Работа с родителями:
«Молодая семья»
- Индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей.
- Анкетирование родителей.
- Коррекция родительских установок (тренинги, беседы).
- Выдача рекомендаций для родителей по подготовке ребенка к детскому саду и взаимодействию с ребенком в течение адаптационного периода ( памятки для каждого родителя), для родителей тяжелоадаптирующихся детей.
- Выпуск газеты «Я уже детсадовец»
- Участие в работе клуба «Дружная семейка».
- Работа с кадрами:
- Психологическое просвещение
- Консультации.
- Круглый стол «Детский сад глазами маленьких детей» Цель: Анализ готовности детей к детскому саду, выдача рекомендаций по профилактике дезадаптации.
- Помощь в организации благоприятной развивающей среды, создании положительного психологического климата в группе.
- Разработка рекомендаций.
- Работа с детьми:
- Составление индивидуального режима адаптационного периода для каждого ребенка на основе изучения документации, прогноза адаптации.
- Организация наблюдения за вновь поступившими детьми с целью определения степени адаптации .
- Занятия, игры для профилактики дезадаптации.
- Коммуникативный тренинг. Цель формирование навыков общения.
- Индивидуальная коррекционная работа с тяжелоадаптирующимися детьми.
- Психолого-педагогическое обследование нервно-психического развития детей.
- Планирование различных видов деятельности педагога-психолога «Солнечный зайчик!»
Приложение № 1
- Социально-педагогическая деятельность
- Работа с родителями:
«Молодая семья»
- Изучение семей, установление контакта с её членами в целях согласования воспитательных воздействий на ребенка.
- «Приглашения к чаю» - посещение семей воспитанников.
- Диагностика микросоциума, сбор информации (собеседование, анкетирование, наблюдение, выделение группы риска).
- Индивидуальное консультирование (по запросам).
- Выявление проблем (беседы, наблюдения, тесты, опросы).
- Дополнительное обсуждение отдельных вопросов (с привлечением специалистов).
- Наглядная агитация (стенды, памятки, печать).
- Родительские собрания. Цель: ознакомление родителей с системой работы с детьми, деятельностью специалистов ДОУ, знакомство с результатами адаптации.
- Круглый стол (совместное обсуждение проблем).
- Педагогическая гостиная (совместное обсуждение планов на будущее).
- Организация благоприятной предметно-развивающей среды:
- Организация психолого-педагогической и физиолого-гигиенической комфортной среды для максимально безболезненного вхождения домашнего ребенка в коллектив сверстников. (в игровой комнате, в спальне, на прогулке, в функциональных помещениях д/сада):
- Уголок «Я пришел».
- Уголок «Позвони маме».
-Модель-проект «У кого какой дом».
- Построение педагогического процесса:
- Реализация личностно-ориентированной модели взаимоотношений взрослых и детей, максимальное проявление заботы и внимания со стороны сотрудников.
- Реализация индивидуального подхода к ребенку, учет его актуальных потребностей, уровня психофизического развития.
- Организация благоприятного психологического климата в группе.
- Гибкий режим дня, правильная организация сна и отдыха.
- Организация рационального режима жизнедеятельности.
- Обеспечение свободы движений.
- Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности воспитателей в период адаптации детей к детскому саду
Приложение № 2
- Медико-оздоровительная работа
- Знакомство с ребенком на основе документов (анамнез, диспансерный лист).
- Беседа с родителями по уточнению анамнеза и недостающих данных.
- Составление индивидуальных назначений, укрепляющих нервную и иммунную системы:
- новопассит
- настойка пустырника, валерианы
- аскорутин
- иммунал
- мультитабс
- экс. эхинацеи
- Осуществление систематического контроля за ребенком в группе. Наблюдение за состоянием его здоровья (сон, аппетит, самочувствие, физическое здоровье).
- Организация утреннего фильтра.
- Реализация общеукрепляющих мероприятий для детей всей ясельной группы:
- настойка элеутерококка
- витаминизация
- успокоительные сборы
- оксолиновая мазь
- Контроль за динамикой физического развития.
- Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм:
- соблюдение режима дня
- организация режима проветривания
- кварцевание
- режим прогулок
- санитарное состояние групп
- Организация полноценного питания с включением в рацион свежих овощей и фруктов.
- Оздоровление часто и длительно болеющих детей.
«Молодая семья»
- Индивидуальные консультации для родителей.
- Тематические консультации
- Изготовление письменных консультаций
- Оформление стенда для родителей, детсадовской газеты «Дружная семейка»
6. Центр психолого-медико-педагогической поддержки
(заведующая, педагог-психолог, старший воспитатель, старшая медсестра, врач-педиатр, учитель-логопед)
Организация работы в адаптационный период с детьми раннего возраста предполагает комплекс мер: мероприятия по подготовке детского сада к приёму новых детей; организационная работа администрации, воспитателей, педагога-психолога, помощников воспитателей; работа медперсонала; работа с семьёй. Работа должна проводиться планово, организованно, при полном взаимодействии всех вышеперечисленных людей. Центр психолого-медико-педагогической поддержки координирует всю работу по этому направлению и оказывает консультативную и практическую помощь.
Задачи:
Организационно-методическое и психолого-педагогическое обеспечение основных направлений программы.
Основные направления:
- Реализация программы адаптации детей раннего дошкольного возраста
к условиям дошкольного учреждения.
- Осуществление контроля за выполнением мероприятий по адаптации детей.
- Поиск, изучение и внедрение эффективных технологий и методик адаптации детей.
- Определение структуры, выработка критериев, уровней и методик диагностики детей.
- Ведение работы по совершенствованию предметно-развивающей среды в ДОУ, внедрение новых эффективных моделей.
- Налаживание тесного контакта с медико-психологическими службами города.
- Участие в научно-практических конференциях, семинарах, совещаниях различного уровня по вопросам адаптации, воспитания и развития детей.
- Работа с кадрами:
- Семинары:
- Семинар-практикум «Психологические особенности детей 2 — 4 лет».
- Теоретический семинар «Работа ДОУ с семьями воспитанников».
- Семинар-практикум «Учет свойств темперамента в построении модели взаимодействия с детьми в период адаптации».
- Семинар «Психологическое здоровье детей как благоприятная среда для адаптации».
- Семинар-практикум «Роль пальчиковых игр в ключевом развитии дошкольников».
- Психологический лекторий «Методы психологического сопровождения детей в период адаптации».
- Изучение передового педагогического опыта и литературы по вопросам адаптации детей к детскому саду.
- Консультации:
«Взаимодействие служб детского сада в период работы адаптационных служб».
«Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка».
«Возможные трудности при работе с детьми адаптационных групп».
«Признаки психоэмоционального напряжения у детей».
«Особенности воспитания детей раннего возраста».
«Что нужно делать для решения проблемы адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению».
«Как знакомить с детским садом и правилами жизни в нем».
«Что делать, когда новенькие капризничают».
«Если ребенок не хочет ничего делать».
«Взрослые добреют вместе с детьми».
- Тренинги:
Тренинг коммуникативного взаимодействия «Снятие психи-эмоционального напряжения».
Тренинг эффективного взаимодействия с детьми в период адаптации детей к ДОУ.
- Круглый стол «Детский сад глазами маленьких детей"
- Круглый стол «Все плачут. Что делать?»
- Работа с родителями:
- Семинар-практикум:
«Адаптация ребенка к детскому саду или скоро, скоро, скоро в детский сад».
«Мы учимся играть».
«Кризис трех лет. Как быть?».
«Трехлетний ребенок — личность».
- Круглый стол:
«Как облегчить адаптацию».
«Результаты адаптации детей к ДОУ».
- Консультации:
«Первые дни ребенка в детском саду».
«Роль родителей в подготовке родителей к детскому саду».
«Как помочь самым маленьким».
«Кризис трех лет».
«Адаптация к ДОУ. Факторы риска и факторы благополучия».
«Основные психологические особенности детей 3 лет».
«Список умений и навыков ребенка при поступлении в детский сад».
«Переступаем заветный порог... Шаг за шагом — первая дорога в детский сад».
«Упрямство и капризы у ребенка».
«Процесс адаптации детей раннего возраста».
«Если ребенок не хочет ходить в детский сад».
- Анкетирование:
«Вы и Ваш ребенок перед поступлением в детский сад».
«Оценка направлений адаптации ребенка».
«Стиль воспитания ребенка в семье».
«Анкета-знакомство».
«Готовность ребенка к поступлению в детский сад».
«Оценка поведения ребенка в период кризиса трех лет».
«Проблемы адаптации ребенка к условиям ДОУ».
«Оценка динамики процесса адаптации».
- Рекомендации и памятки:
«Как помочь ребенку в период адаптации».
«Как подготовить ребенка к поступлению в ДОУ».
«Как вести себя родителям в период адаптации».
«Одежда и обувь по сезонам».
«Как помочь детям преодолеть кризис трех лет».
«Ошибки, которые делают родители».
- Подведение итогов:
- Педагогический совет «Результаты адаптации дошкольников к ДОУ — как показатель взаимодействия детского сада и семьи».
- Медико-педагогические совещания по вопросам адаптации детей.
- Совещания при заведующей по вопросам здорового ритма жизни, адаптации, профилактике дизадаптации.
- Заседания психоло-медико-педагогического консилиума ДОУ.
7. Модель комфортной адаптации детей
младшего дошкольного возраста состоит из нескольких этапов:
- Прогнозирование адаптации, знакомство с родителями и ребенком. Выясняются навыки, которые помогут ребенку адаптироваться, а также его индивидуальные особенности.
- Консультация родителей с педагогом-психологом сада. Педагог-психолог разъясняет необходимость сотрудничества специалистов сада и родителей, мотивирует родителей на активное сотрудничество. Это достигается проведением тренингов.
С)Посещение, в случае необходимости, центра психолого-медико-педагогической поддержки. Педагоги пробуют через родителя установить контакт с ребенком. Ребенок привыкает к новому помещению и незнакомым взрослым.
D)Ребенок с родителем начинает постепенно входить в группу детского сада. Адаптация на этом этапе включает в себя 7 шагов:
- приход ребенка вместе с родителями только на прогулку;
- приход ребенка вместе с родителями в группу во время свободной игровой деятельности и на мероприятия клуба «Дружная семейка»;
- ребенок остается без родителей на 1-2 часа во время прогулки, либо во время свободной игровой деятельности;
- ребенок завтракает в присутствии родителей и остается на 2-3 часа( без родителей);
- ребенок остается без родителей с завтрака до обеда;
- ребенок остается на сон, но сразу после сна его забирают родители;
- ребенок остается на целый день;
На данном этапе ребенка постепенно приучают к режимным моментам детского сада. Этот этап - самый важный, для облегчения адаптации необходимо, чтобы родители и дома поддерживали такой же режим, как и в детском саду.
Е)Начало образовательной деятельности в группе. Ребенок включается в непосредственно образовательную деятельность.
8. Приложения:
- Приложение № 1: Планирование различных видов деятельности
педагога-психолога «Солнечный зайчик».
- Приложение № 2: Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности воспитателей в период адаптации детей
к детскому саду.
- Приложение № 3: Адаптированные диагностики и методики.
Приложение № 2
Тематический план непосредственно образовательной деятельности воспитателя в период адаптации детей к детскому саду
СОДЕРЖАНИЕ | ФОРМЫ РАБОТЫ | |
С Е Н Т Я Б Р Ь О К Т Я Б Р Ь Н О Я Б Р Ь Д Е К А Б Р Ь |
друг с другом
4.Дидактические игры Родительское собрание с целью подведения итогов адаптационной работы. Анкетирование родителей. | Игры с воспитателем «Давайте познакомимся», «Назови себя ласково» и др. Игры на развитие коммуникации «Давайте познакомимся», «Клубочек», «Доброе животное» Общение: ситуации «Игрушки, которые живут в нашей группе», «Покажем мишке уголок природы», «В какие игры можно играть в группе», «Как дети полюбили ходить в детский сад» Художественная литература: потешка для новичков «Кто из нас хороший?», стихи А. Барто, С.Я. Маршака и Е. Благининой Элементы театрализованной деятельности «Давайте познакомимся» Приучение детей к самообслуживанию: показывать, как правильно одеваться, причесываться, держать ложку или чашку, ходить на горшок – путем создания предметной развивающей среды. Соответствующие игры и занятия с разнообразными предметами и игрушками (вкладыши различной формы, кубики, пирамидки, матрешки, совочки и пр.). Игры-занятия «Уложим куклу Катю спать», «Оденем куклу на прогулку», «Научим куклу раздеваться» Разминка: «Где же наши ручки?», «Шаловливые ножки» Игры «Медвежонок в берлоге» (развитие дыхания); «Собери мячики» (развитие правильного речевого дыхания) - дети стоят на полу, наклоняясь, делают шумный вдох носом, на выдохе поднимают разбросанные мячики и складывают их в корзинку. Зарядка в стихах «Шел козел по лесу» Подвижные игры «Карусели», «Раздувайся, пузырь», «С кочки на кочку», «Мы топаем ногами», «Курочка и цыплята», «Птички летают» Пальчиковые игры «Где же наши ручки?», «Сорока- ворона», «Утята» Игры «Давайте познакомимся», «Змейка», «Изобрази героя» (игра-имитация), «Наши герои», «Дождик и солнышко», «Мартышки», «Ладонь в ладонь», «Дотронься», беседа «Что такое хорошо и что такое плохо», ситуации «Попроси игрушку» и «Собачке грустно, у нее нет друзей» Художественная литература: рассказывание сказки «Колобок», потешка «Водичка серебристая», «Петушок и его семья», рассказывание сказки «Рукавичка», инсценировка «Курочка Ряба», рассказывание сказки «Три медведя», песенка «Все игрушки хороши» Игры-занятия «Как мы гуляем», «Катя умывается», «Оденем Катю на прогулку», «Как мы помогаем маме», «Как правильно мыть ручки», «Научим Катю раздеваться», «Сделаем Кате комнату», «В гостях у мишки: наводим порядок» Зарядка в стихах «Гномики» Разминка: «Где же наши ручки?», «Шаловливые ножки» Игры «Страшный сон зайчонка» (развитие дыхания) – частое поверхностное дыхание ртом. «Велосипед» (укрепление мышц ног и брюшного пресса, ритмизация движений в соответствии со стихотворным текстом) – дети сидят на полу, опираясь спиной о стену, и делают движения под стихотворные строчки; «Солнышко и туча» Подвижные игры: «Мы топаем ногами», «Солнышко и дождик», «Карусель», «Гуси», «Поезд», «Пузырь», «Журавли – лягушки», «Догонялки», имитация движений животных Пальчиковые игры: «Наша семья», «На руках у нас 5 пальцев», «Зайчик», «Пальчики здороваются», «Мы считаем» Игры: «Зоопарк», «Назови друга ласково», «Добрая нежная рука», «Если «да» - похлопай, если «нет» - потопай», «Что подарить другу», «Я и моя мама», «Как мы веселимся», «Найди отличие», «Кто как ходит», «Играть нужно дружно» Художественная литература: рассказывание сказки К. Чуковского «Федорино горе», чтение стих-я Е. Благининой «Научу обуваться и братца», С. Маршака «Мой веселый, звонкий мяч» Игры-занятия: «Накормим кукол обедом», «Расскажи, что видишь на картинке», «Накроем стол для гостей», ситуации «Маша хочет кушать, тарелка есть, а ложки нет» (предметы-заместители), игра-имитация «Медведь», инсценировка «День рождения Чебурашки» Зарядки в стихах Игры «Покачай игрушку на животике» (развитие дыхания, активизация процесса вдох-выдох) – дети лежат на спине, игрушки помещают на живот, на шумном вдохе поднимают игрушку животом, на произвольном выдохе опускают ее. «Вот как мы умеем!» (массаж всего тела, развитие общей подвижности) – дети лежат на животе, затем крадутся на четвереньках, как «разведчики», «плывут» в воде, «ныряют» в шарики и т.д. Подвижные игры: «Куры и петух», «Солнышко и дождик», «Птички летают» и др. «Что изменилось?», «Чудесный мешочек», «Найди предмет по описанию», «Сложи картинку», «Кто скорее соберет», «Узнай и назови», «Угадай, что звучит», «Чьи дети», «Кто позвал» |
Приложение № 3:
Адаптированные диагностики и методики:
- вопросник для выявления способности ребенка адаптироваться к жизни (А.Фромм);
- опросник «Психолого — педагогические параметры готовности ребенка к ДОУ» (Печора К.Л.);
- адаптационные листы для наблюдения за детьми в период адаптации;
- первичная диагностика (в период поступления ребенка в ДОУ):
- стиль воспитания ребенка в семье (Рогалева Н.А.);
- опросник для родителей - «Проблемы раннего детства»;
- тест для родителей «Оценка поведения ребенка в период кризиса трех лет» (Макарычева Н.В.);
- листы адаптации;
- карты наблюдения за ребенком в адаптационный период;
- адаптационные упражнения, направленные на уменьшение воздействия стрессовых факторов (программа Богуславской З.М., Смирновой Е.О.);
- занятия, направленные на профилактику дезадаптации у детей;
- контрольная диагностика детей (через месяц после поступления ребенка в ДОУ) :
- анкета для определения динамики протекания процесса адаптации;
- карта наблюдения за ребенком до поступления в ДОУ;
- карта наблюдения за ребенком при поступлении в детский сад
9. Список литературы:
1. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ.
Н.В.Кирюхина, Москва, 2005г.
2. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. ТЦ «Учитель»
Л.В.Белкина, Воронеж, 2004г.
3. Лапина И.В. «Адаптация детей при поступлении в детский сад». Волгоград -2012 г.
4. Русаков А.С. «Адаптация ребенка к детскому саду». Санкт- Петербург- 2010 г.
5. Рогалева Н.А. «Психологический клуб для родителей». Москва – 2010 г.
6. Макарычева Н.В. «Проблемы раннего детства». Москва – 2010 г.
7. Роньжина А.С. «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению». Москва – 2004 г.
8. Севостьянова Е.О. «Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ». Москва – 2005 г.
9. Мирилова Т. Л. «Эмоциональное развитие ребенка».Волгоград — 2010 г.
10. Айрих О.А. «Эмоциональное развитие детей». Волгоград — 2008 г.
11.Галанова Т.В. «Развивающие игры с малышами до трех лет».Ярославль -2005 г.
12. Павлов И.В. «Общение с ребенком «.Санкт- Петербург — 2008 г.
13. «Игры с детьми 3-4 лет» под редакцией Араловой М.А.
14. Микляева Н.В., Толстикова С,Н., Целикина Н.П. «Сказкотерапия в ДОУ и семье».Москва — 2010 г.
15. Алексеева Е.Е. «Психологические проблемы детей дошкольного возраста». Санкт- Петербург — 2009 г.
16. Луговская А., Кравцова М.М., Шевнина О.В. «Ребенок без проблем! Решебник для родителей». Москва — 2008 г.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б, «Тренинг общения с ребенком».Санкт- Петербург — 2001 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения «ДОМ, В КОТОРОМ ХОРОШО МАЛЫШАМ И ВЗРОСЛЫМ» МДОУ «ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30» г.Железногорск Курской области
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИКИНПО(ПКиПП)СОО Программа по адаптации детейраннего дошкольного возрастак условиям дошкольногообразовательного учреждения«ДОМ, В КОТОРОМ ХОРОШО МАЛЫШАМ ...
Программа адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения «ДОМ, В КОТОРОМ ХОРОШО МАЛЫШАМ И ВЗРОСЛЫМ»
Проблема социальной адаптации ребенка не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных. Социальная адаптация ребенка перестает рассматриваться в биологическом аспекте приспособления индивида к ...
Программа по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения "Дом, в котором хорошо малышам и взрослым".
Программа по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения....
Программа по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ "Дом, в котором хорошо малышам и взрослым"
Программа по адаптации детей раннего дошкольного возраста к детскому саду....
«Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»
Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Это связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряже...
Авторская программа по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения « ЗВЕЗДОЧКИ»
Авторская программа адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения обеспечивает создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком периода адаптац...
Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Проблемы и решения во время адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения....