Тьютор- основной специалист в образовании, основанном на индивидуальных траекториях и внешних запросах.
статья по коррекционной педагогике

Актуальность тьюторской профессии в условиях новых реалий жизни и образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tyutor.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

 Мнение родителя:«Я лучше знаю, что моему ребёнку нужно»

– Почему не каждый родитель может освоить тьюторскую позицию?

– Потому что, во-первых, он не обладает необходимыми знаниями, а во-вторых, далеко не всегда способен занять тьюторскую позицию. Между тьютором и тьюторантом выстраиваются отношения особого рода, основанные исключительно на партнёрстве и взаимоуважении. Здесь нет примата богатого опыта, знаний, красных дипломов и всего прочего, потому что нет у тьютора задачи передавать некий культурно-исторический опыт, который был проработан предыдущим поколением. Его миссия – обеспечить становление и развитие ребенка путем проб, может быть, ошибок, рефлексии навыков самоорганизации, принятия самостоятельных решений, культуре выбора и продуктивной коммуникации для решения определенных задач.  Тьютор рассматривает ребёнка как самоценность и строит его учебную траекторию не под государственные стандарты, не под некие другие внешние установки, а вместе с ним организует такое образовательное движение вперёд, которое соответствует его интересам. А значит, тьюторская диагностика как важный компонент тьюторской деятельности – не такое простое дело, потому что для этого требуются определённые педагогические инструменты.

– С одной стороны, освоить тьюторство многие родители могут. А вот быть тьютором своему ребенку – скорее нет.

Чтобы успешно работать тьютором, важно, получив базовое обучение, регулярно повышать уровень своего мастерства в базовых для тьюторства областях: консультирование, психология и тьюторская профессиональная подготовка. В основе профессии лежит способность думать как тьютор, видеть процесс клиента как тьютор, действовать как тьютор.

– «Тьюторская позиция родителя» – это метафора. Скорее, речь идет о родителях либеральных, которые относятся к своим детям с вниманием и уважением. В нашей стране таких родителей меньшинство. Большая часть российских взрослых – патерналисты, на знамени которых написано «Мы лучше знаем, что им (детям) нужно». Скачок из патерналистской парадигмы в либеральную – сложнейший процесс, связанный с кардинальной трансформацией взглядов. Такие изменения требуют значительных усилий, работы над собой, и в целом они занимают не одно десятилетие, если мы говорим о взрослом поколении.

– Востребованность тьюторских услуг пока невелика, но растет она значительно быстрее, чем появляются профессиональные тьюторы. Что касается «востребованности тьютора» – это вопрос его легитимности, то есть понимания в общественном сознании, кто такой тьютор и зачем нужно к нему обращаться. Уровень легитимности тьюторства как профессии растет год от года. Как всякое «инновационное предложение». Уже несколько лет в Москве спрос на тьюторские услуги является устойчивой тенденцией. Если говорить о менее крупных мегаполисах, например о Перми, то эти процессы только начинаются. Важно понимать, что ведущий метод легитимации – сарафан. Родитель, который видит смысл в работе тьютора, способен объяснить другим родителям, что делает тьютор, гораздо лучше, чем сам тьютор.

 Тьюторство в России в настоящий момент базируется на ценностях индивидуализации образования. Именно поэтому главный заказчик тьюторской работы – «частник». Это либо родитель, который обращается к тьютору напрямую, либо директор частной школы, который понимает смысл индивидуализации, либо родитель, который отдал ребенка в частную школу. Кстати, именно в частных школах России (10–20-е годы нынешнего века) сосредоточен, как я считаю, инновационный потенциал российского образования.

Тьютор осуществляет разноплановые  задачи. Например, построение индивидуального учебного маршрута по какому-то предмету – это один масштаб задачи, а разработка жизненной стратегии на ближайшую перспективу – это уже совсем другое. То есть все зависит от масштаба, объема работы, квалификации. Выполнить на достойном уровне эти задачи способен только специалист с высокой квалификацией, опытный тьютор.

Величина заработки также зависит от того, какие профессиональные границы устанавливает тьютор.

Если вы тьютор-универсал и способны работать в рамках индивидуализации учебной линии еще и как предметник, то вы будете востребованы на очень высоком уровне. Есть тьюторы, которые жестко очерчивают профессиональные границы своей деятельности, отделяя себя от дефектологов, социальных педагогов, психологов и учителей-предметников, и это их право. Но не всегда у школ или у семей есть финансовая возможность оплачивать столь разных специалистов, поэтому тьютор-универсал всегда будет иметь преимущества.

Многие ситуации требуют комплексной позиции и совокупности компетенций, а строгая самоидентификация тьютора – это скорее вопрос сугубо теоретический. Даже в профстандарте тьютора мы найдем много пересечений с вожатыми, социальными педагогами и другими работниками воспитательной сферы.

Как профессионал тьютор имеет, образно говоря, свой «чемоданчик с инструментами». В этот чемоданчик входят некие базовые методы и технологии, но тьютор часто использует не готовые методики, а конструирует их в зависимости от определенной ситуации. Конечно, такой тьютор будет востребован, поскольку он способен разрешать самые разные проблемы.

 «Сарафанное радио» как главный маркетинговый ход

– Как родителю  осуществлять выбор тьютора? На что ему обращать внимание?

– Основа выбора тьютора – «сарафан». Нужно изучать отзывы других, лучше поговорить с теми, с чьим ребёнком тьютор  работал.

Если родитель расскажет об успехах своего ребенка после работы с тьютором, это станет серьезным аргументом в пользу выбора специалиста. И это должны быть реальные, не мифические кейсы индивидуального образовательного прогресса, проектирования и реализации индивидуальных профессионально-образовательных маршрутов, подтвержденные фактами роста самостоятельности, организованности, роста культуры ответственного выбора, даже на уровне семьи. Как изменилось поведение ребенка в семье в сторону самостоятельности? А поведение и мировоззрение родителей? А партнерские взаимоотношения между членами семьи? И так далее.

В то же время нельзя отрицать тот факт, что тьюторские навыки формируются в процессе профессионально-личностного развития.

–А еще достаточно много запросов приходит от родителей. Это работа по перестройке своей родительской стратегии, уточнения дальних целей и ближних приоритетов, анализу образовательной ситуации ребенка. Родители приходят растерянные. «Мы явно делаем что-то не то…», «Образование, которое получает ребенок, точно неэффективно, а вот что менять, непонятно…», «В какую школу отдать ребенка, стоит ли добавлять/убирать кружки…» и т.п.

Последнее время увеличивается поток родителей, пришедших в связи с переходом ребенка на семейную форму образования или с возвращением после семейного образования в школу.

 Существуют заказы на манипуляцию (скрытую или явную) своим ребенком. Заказ на «актуализацию субъектности».

«Сделайте так, чтобы он перестал интересоваться ерундой (к примеру, танцы), а занялся бы делом ». «Я хочу, чтобы он выбрал трек А (профиль В), пожалуйста, помогите ему сделать правильный выбор». «Вы должны контролировать его успеваемость». С точки зрения этического кодекса тьютора такие заказы являются неприемлемыми. В этих случаях необходима работа по коррекции заказа. В случае, если родители настаивают на манипуляции, тьютор должен отказаться от заказа.

«Хочу, чтобы Вася Пупкин хоть чем-нибудь стал интересоваться, оторвал пятую точку от дивана и перешел от замысла к действию». Эти заказы формулируются, как правило, не вполне точно, но – и это важно – в них отсутствует манипулятивная составляющая. В этом контексте, повторю, работа с заказчиком – важнейшая часть профессиональных компетенций тьютора.

– Сегодня, кроме традиционных направлений тьюторской деятельности, таких как сопровождение образовательных маршрутов ребенка на разных этапах обучения (в начальной школе, где дети реализуют свои первые проекты; в основной и старшей – при выборе профиля), социализация детей с ОВЗ, становится все более популярной помощь в организации онлайн-обучения с упором на развитие навыков самостоятельной деятельности. И, конечно, все более востребована помощь семьям, которые переводят детей на семейные формы образования.

Точку в этой дискуссии ставить преждевременно, споры вокруг тьюторства будут продолжаться и впредь. Но все же хотелось бы получить ответ на вопрос о перспективах развития этой профессиональной сферы.

– Образование уже точно не будет прежним: пандемия, тренд на индивидуализацию, потеря смысловых ориентиров у школьников и их родителей – все это вызов и для сферы образования, и для тьюторской профессии.  Все заинтересованы в том, чтобы тьюторство быстрее оформляло свои нормы, становилось более понятным, вписывалось в жизнь образования и семьи.

– Развитие тьюторского движения свидетельствует о том, что образование начинает кардинальным образом меняться. Это изменение будет длительным и непростым. Но эта конкуренция приведет не к победе одной группировки над другой, а к тому, что появится иная, целостная и обновленная парадигма образования, как это произошло в других странах.

– Сегодня во главу угла ставится человек и его умение самостоятельно находить и реализовывать те знания, которые помогут решить образовательные и жизненные проблемы. И вот на этом пути основным педагогическим мастером, который поможет достичь новых образовательных результатов, становятся тьюторы. Образование, основанное на индивидуальных траекториях и внешних запросах, может быть построено только с помощью такого специалиста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Тема: « ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ И УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ В МЕНЯЮЩЕМСЯ СОЦИУМЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ВЫДАЮЩИМИСЯ СПОСОБНОСТЯМИ» Автор: Галина Леонидовна Овчарова педагог дополнительного образования высшей ква

АннотацияЛюбому  обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый способен р...

индивидуальная траектория развития (индивидуальная карта развития) музыкальных способностей

Оценивание уровня развития музыкальных способностей за 5 лет...

Построение индивидуальной траектории развития ребёнка в свете ФГОС дошкольного образования, портфолио дошкольника

«Человек  достигнет  результата,  только  делая  что-то  сам...»Александр  Пятигорский, русский  философ, профессор  Лондонского университета....

Интегрированные занятия как одна из основных форм взаимодействия логопеда с другими специалистами системы образования.

Эффективность коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности во многом зависит от преемственности  в работе логопеда и других специалистов. Реализация коррекционных и обра...

Инновационный проект «Индивидуальная траектория развития и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (4 – 6 лет) в дополнительном образовании»

Цели и задачиЦель: создание безбарьерной развивающей среды социализации и творческой самореализации детей с ОВЗ в общей группе обучения Школы раннего развития ребенка.Задачи:успешное включение детей с...

Обеспечение индивидуальных траекторий получения полноценного образования

Описание образовательных технологий используемых учителем-логопедом в своей деятельности, здоровьесберегающих технологий...

Консультация для педагогов "Взаимодействие тьютора со специалистами и педагогическими работниками в ДОУ"

Консультация для педагогов "Взаимодействие тьютора со специалистами и педагогическими работниками в ДОУ"...