Построение индивидуальной траектории развития ребёнка в свете ФГОС дошкольного образования, портфолио дошкольника
статья (старшая группа) на тему
«Человек достигнет результата, только делая что-то сам...»
Александр Пятигорский,
русский философ,
профессор Лондонского университета.
В условиях перехода общеобразовательных учреждений на ФГОС перед воспитателями встали задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами. Федеральный образовательный стандарт ориентирует работников дошкольного образования на становление системы личностных смыслов ребёнка, так как индивидуализация образования предполагает обращение к опыту и ценностным смыслам деятельности ребёнка, к созданию личного творческого образовательного продукта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kolesnikova.docx | 23.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Построение индивидуальной траектории развития ребёнка в свете ФГОС дошкольного образования, портфолио дошкольника.
Колесникова С.И
«Человек достигнет результата, только делая что-то сам...»
Александр Пятигорский,
русский философ,
профессор Лондонского университета.
В условиях перехода общеобразовательных учреждений на ФГОС перед воспитателями встали задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами. Федеральный образовательный стандарт ориентирует работников дошкольного образования на становление системы личностных смыслов ребёнка, так как индивидуализация образования предполагает обращение к опыту и ценностным смыслам деятельности ребёнка, к созданию личного творческого образовательного продукта.
Задачей педагога дошкольных образовательных учреждений становится переориентация с массовой фронтальной работы на индивидуальную, групповую и парную в соответствии с индивидуальной траекторией развития воспитанников ДОО, с учётом их возможностей и способностей. Только так возможно воспитание самостоятельной, инициативной личности каждого ребёнка [2,с.77].
В связи с этим возникла проблема реализации индивидуального подхода в массовом образовательном учреждении: как достичь поставленных перед педагогами благородных целей, одновременно обучая детей по-разному?
При проектировании индивидуальной образовательной траектории развития детей задача педагога состоит в интеграции методов и форм взаимодействия с ребёнком:
– сопровождение индивидуальной исследовательской деятельности дошкольников;
– подготовка ребёнка к участию в различных конкурсах и мероприятиях по интересам;
– педагогическая поддержка реализации способностей и потенциалов дошкольников в посещаемых ими различных кружках;
– совместное с детьми и их родителями проектирование, рефлексия и наполнение личного портфолио самореализации ребёнка- дошкольника;
– составление психолого-педагогической характеристики ребёнка, так
как маршрут его личной индивидуальной образовательной траектории проектируется с учётом индивидуальных особенностей, зоны ближайшего развития личности, способностей и возможностей и в итоге согласовывается с родителями детей.
При организации работы с детьми по индивидуальному образовательному маршруту мы включаем во взаимодействие не только родителей детей, но и всех педагогов образовательного учреждения, которое посещает ребёнок дошкольник, поскольку в сопровождении самореализации дошкольника первична опора на его личностный потенциал развития.
Понятие “индивидуальная образовательная траектория” определили Г.А. Бордовский, С.А. Вдовина, Е.А. Климов. И.С. Якиманская, B.C. Мерлин, Н.Н. Суртаева, и др., оно обладает широким значением и предполагает несколько направлений реализации:
-содержательный, т.е. вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка;
-деятельностный, т.е. специальные педагогические технологии;
-процессуальный, т.е. организационный аспект.
Индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута развития ребенка, т.е. содержательный компонент, а также разработанный способ его реализации, т.е. технологии организации образовательного процесса.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями воспитанника, уровень готовности детей к освоению общеобразовательной программы.
В ДОУ развитие ребенка - дошкольника происходит в ходе взаимодействия с взрослым и сверстниками, жизненно важную роль, которых в данный период подчеркивали известные ученые Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, М.И. Лисина и др. [3,с.34].
Ни на одном другом возрастном этапе развития ребенка взрослый не играет такой роли в развитии ребенка. Поэтому целью деятельности воспитателя-педагога в условиях дошкольного образовательного учреждения является конструирование такого взаимодействия с ребенком, которое будет способствовать раскрытию его неповторимой индивидуальности, формированию у детей дошкольного возраста активности в познании окружающей действительности. Условием реализации такой цели является использование педагогических технологий. Среди педагогических технологий, которые мы используем в работе с детьми дошкольного возраста, нам бы хотелось выделить здоровьесберегающие педагогические технологии, технологию исследовательской деятельности, технологию личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, технологию проектной деятельности, информационно-коммуникативные технологии, а также технологии «Портфолио педагога» и «Портфолио дошкольника».
Мы хотели бы наиболее подробно рассказать о технологии «Портфолио дошкольника».
Портфолио – это:
-способ накопления и фиксирования оценки индивидуальных достижений ребенка - дошкольника в определенный период, его развития, важнейшая точка соприкосновения во взаимодействии «педагог – ребенок – родитель»;
- метод оценивания реальных достижений каждого дошкольника;
- своеобразная выставка работ детей дошкольников, задачей которой является отслеживание их индивидуального личностного роста;
- коллекция работ наших воспитанников, которая демонстрирует его усилия, прогресс или достижения в определенной области развития;
- коллекция работ и результатов деятельности ребенка, которые демонстрируют его прогресс, усилия и достижения в различных областях;
- инструмент комплексной оценки уровня развития индивидуальных качеств, способностей и возможностей каждого ребенка, способ анализа индивидуальных достижений для выстраивания дальнейшей траектории развития.
Важная цель портфолио - увидеть картину значимых образовательных результатов в целом, показать его способность практически применять приобретенные умения и знания, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса каждого ребенка в широком образовательном контексте. Основной смысл портфолио - показать все, на что способен ребенок в определенный момент его жизни.
Портфолио дошкольника - это, прежде всего копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его творческих успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный индивидуальный маршрут развития каждого ребенка [1,с.18].
Портфолио дошкольника может быть как формой эффективного оценивания творческих достижений каждого ребенка, так и способом развития его способностей. Существует ряд определенных функций портфолио:
- диагностическая - фиксирует изменения, и рост за определенный период времени;
-содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых работ;
-рейтинговая - показывает диапазон умений и навыков ребенка и др. Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией.
Таким образом, портфолио - это папка личных достижений ребенка, которая позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку и вручается при выпуске из детского сада как подарок ребенку и его семье.
Вывод, Федеральный Государственный Образовательный стандарт предоставляет детям дошкольного возраста возможность развиваться с учётом индивидуальных особенностей, заложенных задатков и потенциалов, полноценного развития способностей, обеспечивает тесную связь с другими специалистами и семьями детей.
Список литературы:
1. Адаменко Л.И. Портфолио ребенка - дошкольника как инструмент комплексной диагностики // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.- 2008. №1. С. 18-22.
2.Федина Н.В. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в Российской Федерации // Образование дошкольников в преемственности с начальной школой как стратегическое направление развития образования России: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Москва / Сост.Н.А.Песняева. – М.: АПКиПРО, 2008. С.-77.
3.Индивидуализация образования: правильный старт: учебно-методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений /Л.В.Свирская. – М.: Обруч, 2011.С.-34.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Построение организованной образовательной деятельности с детьми среднего возраста на адекватных возрасту формах работы в свете ФГОС дошкольного образования.
В статье раскрываются особенности организации образовательной деятельности в детьми среднего дошкольного возраста в свете ФГОС дошкольного образования....
Развитие речи через разные виды деятельности в свете ФГОС дошкольного образования
Развитие речи через разные виды деятельности в свете ФГОС дошкольного образования.Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов. Это об...
Новые технологии развития и обучения детей в свете ФГОС дошкольного образования.
В докладе рассказывается о новых технологиях развития и обучения детей, применяемых в ДОУ....
Диагностика,основа построения индивидуальной траектории развития ребенка раннего возраста в ДОУ
Диагностика, как основа построения индивидуальной траектории развития ребенка раннего возраста в ДОУ....
Консультация Развитие речи через разные виды деятельности в свете ФГОС дошкольного образования.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов. Это объясняется тем, что речь входит какую-либо деятельность.В федеральном государственн...
Развитие речи через разные виды деятельности в свете ФГОС дошкольного образования.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов. Это объясняется тем, что речь входит какую-либо деятельность.В федеральном государственн...
Развитие речи через разные виды деятельности в свете ФГОС дошкольного образования
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов. Это объясняется тем, что речь входит какую-либо деятельность.В федеральном государственн...