Инновационный проект «Индивидуальная траектория развития и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (4 – 6 лет) в дополнительном образовании»
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему
- Цели и задачи
Цель: создание безбарьерной развивающей среды социализации и творческой самореализации детей с ОВЗ в общей группе обучения Школы раннего развития ребенка.
Задачи:
- успешное включение детей с ОВЗ в общую группу обучения Школы раннего развития ребенка;
- выбор образовательного маршрута для детей, нуждающихся в особых условиях обучения, в соответствии со структурой нарушений и их познавательными возможностями;
- разработка и осуществление индивидуальной траектории развития и успешной адаптации ребенка с ОВЗ;
- мониторинг динамики развития ребенка с ОВЗ на протяжении дошкольного возраста;
- оказание и осуществление ранней и последующей психолого-педагогической помощи детям в условиях семьи;
- психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного
процесса в условиях инклюзивной практики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ovcharova_traektoriya_dlya_detey_s_ovz_dobavleno.docx | 55.2 КБ |
Предварительный просмотр:
В оргкомитет областного дистанционного конкурса инновационных проектов (авторских программ)
Инновационный проект
«Индивидуальная траектория развития и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (4 – 6 лет) в дополнительном образовании»
Автор: Овчарова Галина Леонидовна,
педагог дополнительного образования высшей кв. категории,
м.т.: 8-909-418-31-11
Организация: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Городской центр внешкольной работы «Досуг»,
Г. Красный Сулин, ул. Победы 5
тел. (86367) 5-21-79
г. Красный Сулин
2016г.
- Цели и задачи
Цель: создание безбарьерной развивающей среды социализации и творческой самореализации детей с ОВЗ в общей группе обучения Школы раннего развития ребенка.
Задачи:
- успешное включение детей с ОВЗ в общую группу обучения Школы раннего развития ребенка;
- выбор образовательного маршрута для детей, нуждающихся в особых условиях обучения, в соответствии со структурой нарушений и их познавательными возможностями;
- разработка и осуществление индивидуальной траектории развития и успешной адаптации ребенка с ОВЗ;
- мониторинг динамики развития ребенка с ОВЗ на протяжении дошкольного возраста;
- оказание и осуществление ранней и последующей психолого-педагогической помощи детям в условиях семьи;
- психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного
процесса в условиях инклюзивной практики.
- Основная идея инновации
Основная идея инновации состоит во включении (инклюзии) детей с ОВЗ в социальную жизнь в раннем возрасте. Обучение в Школе раннего развития ребенка как раз и позволит детям с ОВЗ научиться общаться со сверстниками и в дальнейшем - успешно влиться в детский коллектив общеобразовательной школы.
Организация социальной жизни и деятельности детей с ОВЗ в условиях совместного обучения – важное условие их социализации. Индивидуальная траектория, разработанная для конкретного ребенка на основе общей программы, позволяет обучать детей разной подготовки, особенностей развития в рамках общей группы.
Интеграция детей с ОВЗ в общую группу дополняется индивидуальными коррекционными занятиями с ними.
Работа с детьми осуществляется на индивидуальных и групповых занятиях специалистами разного профиля (педагоги дополнительного образования, логопед, психолог).
Т.о. инклюзивное обучение в дошкольном возрасте закладывает основы учебной деятельности, коммуникативного опыта и дальнейшей успешной социализации детей с ОВЗ.
Именно инклюзивная практика, реализуемая в рамках Школы раннего развития ребенка, способствует эффективному включению детей с ОВЗ в социально-общественную жизнь и формирует толерантное мышление всех воспитанников уже в дошкольном возрасте.
Эта идея является определяющей при реализации данного проекта.
Проект осуществляется с опорой на многолетний опыт педагога по работе с детьми различных категорий (талантливыми детьми, детьми, испытывающими трудности в обучении, детьми с ОВЗ).
- Обоснование актуальности, научной новизны и практической значимости проекта
Инклюзивное образование в России все активнее занимает ведущие позиции в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, так же как и в других странах.
Проблемы развития и социализации детей с ограниченными возможностями широко известны: значительные ограничения жизнедеятельности вследствие нарушения развития и роста ребенка, его способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, игровой деятельности в детстве, трудовой – во взрослой жизни.
Решение проблем социализации инвалидов должно быть направлено не только на предоставление им различных льгот, как было до недавнего времени, но и на самоопределение человека с ограниченными возможностями и его стремление самому управлять своими жизненными ситуациями, т.е. на адаптацию и социализацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Процесс организации и осуществления инклюзивного образования в России теоретически обоснован М.С. Артемьевой, Е.А. Екжановой, Н.Н. Малофеевой, Е.А. Стебелевой, Л.М. Шипициной, Л.Е. Шевчук и др. Но реализация содержания и условий оказания специальной помощи и поддержки детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения на практике представляет сложную социально-педагогическую проблему.
Особенно важно в этой связи решение проблемы готовности ребенка с ограниченными возможностями здоровья к включению, интеграции в детский коллектив.
Именно эту задачу мы определяем как основную в ходе реализации данного проекта «Индивидуальная траектория развития и успешной адаптации детей с ОВЗ дошкольного возраста» в Школе раннего развития ребенка.
Всем детям с ОВЗ необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества. И эту проблему можно решить через занятия дополнительным образованием, так как зачастую это прекрасная возможность для их продуктивной творческой деятельности и социального общения. Дополнительное образование дает реальную возможность выбора ребенку с ОВЗ своего индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором может развиваться личность ребенка, обеспечивает ему “ситуацию успеха”.
Дополнительное образование предоставляет ребёнку максимум возможностей для развития его потенциальных творческих способностей с учётом интересов и желаний, оказывает огромное влияние на его дальнейшую судьбу. Для многих детей – это основная, а иногда и единственная возможность для того, чтобы получить жизненно важные практические навыки. Полученные знания и умения в системе дополнительного образования могут в дальнейшей жизни таких детей быть не только досугом, но и профилизацией их жизненного статуса.
Почему мы начинаем работу с детьми с ОВЗ именно в Школе раннего развития ребенка? Именно в этом возрасте закладываются основы для развития базовых качеств личности: памяти, внимания, мышления и т.д., а самое главное, для дальнейшей успешной социализации ребенка.
В этот момент важна также психолого-педагогическая поддержка жизнедеятельности ребенка в условиях предшкольного обучения. Вопросы готовности дошкольника к обучению в школе поднимаются в исследованиях С.А. Дудниковой, И.Ю. Кульчицкой, Н.Н. Малофеева и др., однако в коррекционной педагогике происходит лишь определение теоретических и методических аспектов данной проблематики. В этих условиях инклюзивная практика обучения детей с ОВЗ в Школе раннего развития ребенка в учреждении дополнительного образования имеет определенную ценность и может послужить созданию и продвижению научно-практических разработок по проблеме.
Кроме того, мы опираемся на фундаментальные исследования Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, М.И. Лисиной, А.В. Петровского и др., в которых выявлена закономерность в развитии потребности ребенка в общении и его коммуникации с другими.
Совершенно очевидно, что эта закономерность распространяется и на детей с ОВЗ. На наш взгляд, именно потребность в коммуникации, общении со сверстниками может стать для них основой успешной социализации, включения в полноценную жизнь.
Поэтому проект ориентирован на реализацию и обеспечение успешного старта через индивидуальную траекторию развития ребенка-дошкольника с ОВЗ в Школе раннего развития ребенка.
Индивидуальная образовательная траектория – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого обучающегося в образовании. Под личностным потенциалом ребёнка понимается совокупность его способностей: познавательных, творческих, коммуникативных. Процесс выявления, реализации и развития данных способностей детей 4 – 7 лет происходит в ходе образовательного движения по индивидуальным траекториям.
Индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательного компонента), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).
Вместе с тем, именно работа с детьми с ОВЗ рождает и проблемы: как развить их социальные навыки, коммуникативные, интеллектуальные и творческие способности, как спасти детей от перегрузки и др. Реализация индивидуальной траектории развития детей с ОВЗ является важнейшим элементом саморегуляции и позволяет в значительной степени решить и эти проблемы. Возникает целесообразность применения технологии взаимодействия с родителями (матерями) детей с ОВЗ в условиях дополнительного образования, данная технология представляет собой поэтапную педагогическую деятельность специалистов и самих родителей, основанную на принципе партнерства и направленную на повышение педагогической культуры матерей, вовлечение их в процесс реализации индивидуальной траектории развития своего ребёнка.
- Сроки осуществления замысла инновации: 5 лет (2012-17гг.)
- Этапы реализации
2012г. – подготовительный (анализ имеющегося опыта и погружение в новую проблему)
- анализ многолетней работы с дошкольниками 4-6 лет в Школе раннего развития ребенка, в том числе с детьми разных способностей;
- определение (через социальный заказ) нового направления в деятельности Школы раннего развития ребенка – инклюзивное обучение по индивидуальной траектории;
- изучение проблемы, теории и практики обучения детей с ОВЗ;
- обобщение собственного опыта индивидуальной надомной работы с детьми данной категории.
2013г. – проектировочный (формулирование идеи проекта с опорой на имеющийся опыт, проведение мониторинговых исследований и входящих диагностических процедур)
- разработка и апробация индивидуальных траекторий для разных категорий детей дошкольного возраста в группах Школы раннего развития ребенка (талантливых детей, детей, имеющих трудности в обучении);
- разработка проектной идеи инклюзивного обучения в группах Школы раннего развития ребенка;
- разработка индивидуальных маршрутов для детей с ОВЗ;
- проведение мониторинговых исследований в социуме, изучение потребности родителей в инклюзивном обучении
- реализация диагностических процедур и психолого-медико-педагогических исследований с привлечением специалистов.
2013-17гг. – основной (проведение полномасштабной работы по реализации инновационного проекта, анализ и представление результатов)
- привлечение новых кадров для реализации проекта;
- реализация индивидуальных маршрутов для детей с ОВЗ (без интеллектуальных нарушений, слабослышащих);
- апробация индивидуальных траекторий для данной категории детей на протяжении 4 лет обучения;
- проведение выходящих диагностических процедур;
- обобщение и представление результатов работы на профессиональных форумах, конференциях, совещаниях;
- мониторинг реализации проекта;
- анализ результатов проекта;
- подготовка и публикация материалов из опыта работы.
- Ожидаемые результаты введения инновации
На данный момент выполнен следующий объем работ:
- Разработаны и реализуются в течение 4 лет индивидуальные маршруты, а также индивидуальные траектории для детей с ОВЗ: без интеллектуальных нарушений - Кира Громова, Лиза Душенко, Максим Лящук; слабослышащих – Даша Якименко; (Приложение №1)
- Выпускники Школы раннего развития в дальнейшем успешно адаптируются. Например, Лящук Максим успешно обучался в общеобразовательной школе, затем перешел на дистанционное обучение.
- Осуществляется преемственность с общеобразовательными школами. Например, Громова Кира готовится продолжить обучение в общеобразовательной школе.
- Налажено плодотворное сотрудничество с классными руководителя, учителями начальных классов общеобразовательных школ;
- Отмечается положительные отзывы о данной работе учителей школ и родителей;
- Увеличилось количество обращений родителей, желающих обучать детей данной категории в общих группах Школы раннего развития ребенка (на 20%);
- Осуществляется пропаганда инклюзивного обучения через муниципальные СМИ;
- Ежегодно Овчаровой Г.Л. проводятся открытые занятия и мастер-классы на муниципальном уровне для педагогов, работающих с детьми данной категории;
- Опыт Овчаровой Г.Л. был представлен педагогической общественности на Межрегиональном семинаре по проблемам повышения эффективности реализации моделей успешной социализации детей при реализации программ дополнительного образования детей (28.05.15г., г. Ростов-на-Дону);
- Опубликованы статьи Овчаровой Г.Л. в сб. «Инновационные педагогические технологии в практике работы педагога дополнительного образования» Ростов-на-Дону - Красный Сулин, 2014г., «Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение: эффективные модели в условиях развития инклюзивного образования: материалы докладов Всероссийской научно-практической конференции. Т.1». Выпуск ЮФУ и АПО НОЦ «Диагностика. Развитие. Коррекция», 2014г.
Подготовлен к публикации опыт работы с детьми с ОВЗ в Школе раннего развития ребенка.
Перспективы: Предполагается 1) расширение инклюзивной практики в Школе раннего развития ребенка, 2) разработка специальной программы и индивидуальной траектории развития для слабослышаших детей, 3) совершенствование форм партнерства с родителями.
- Основные области применения и перспективы внедрения инновации
Данная разработка имеет универсальный характер и может быть использована в различных учреждениях, работающих с детьми дошкольного и начального школьного возраста (детские сады, общеобразовательные учреждения (начальная школа), учреждения дополнительного образования), а также в специальных коррекционных учреждениях.
Описание проекта
Структура индивидуальной траектории развития включает компоненты:
1) Целевой;
Цель: реализация индивидуальной траектории развития детей с ОВЗ (без нарушения интеллекта) в рамках работы Школы раннего развития ребенка «Успех». Благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей с ограниченными возможностями здоровья, мы обеспечиваем нашим обучающимся равные стартовые возможности при поступлении в школу.
2) Содержательный;
Механизм составления индивидуальных карт по курсам «Заниматика», «Весёлая азбука»; карта психолого – педагогического обследования;
мониторинг сформированности универсальных учебных действий (составление таблицы с задачами и заданиями по формированию универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).
3) Технологический;
• Организация развивающей среды для детей с ОВЗ в виде новых программ: интегрированная программа «Мир музыки и слова», интегрированная программа «Театр оригами».
• Изучение и внедрение технологий:
- мнемотехнологии (Технология «запоминания» с помощью мнемотаблиц);
- пальчиковые игры, решение загадок помогут запомнить буквы и освоить навыки чтения (О. Новиковская «Пальчиковая азбука»);
- фонетическая ритмика, артикуляционные и дыхательные упражнения, игры;
- методика «Буквограмма». Направлена: научить перекодировать звуки в символы, то есть в буквы. Символ располагается в пространстве листа и должен вписываться в строку. Это система, основанная на реализации законов развития психики, на стимулировании интереса к процессу чтения, что помогает решить проблему с чтением и письмом. Используются приемы и упражнения направленные на активизацию работы головного мозга, на межполушарное взаимодействие, сенсорную коррекцию, справиться с проблемами: замены букв при чтении и письме; пропуски букв; зеркальное написание букв и цифр; путаница право и лево;
- ИКТ-технология предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности, визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребёнка образов, позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия;
- использование методов и приёмов проектной и исследовательской деятельности (проект «Моя семья», «Мое портфолио»).
• Взаимодействие с семьями воспитанников через традиционные и новые формы работы. Составление семейного портфолио, участие в работе родительско – семейного клуба «Уникальный ребёнок».
• Программа формирования социальной компетенции «Маленький да удаленький».
4) Диагностический;
При составлении индивидуальной образовательной траектории я как педагог дополнительного образования, организующий обучение, должна иметь технологический инструментарий не только для поэтапного формирования у детей (искомых) знаний, умений и навыков по курсу «Веселая азбука» или «Заниматика», но и для соответствующей контрольно – оценочной деятельности. Полагаю, что диагностика качества умений возможна лишь в том случае, если процесс формирования каждого умения будет выстроен в определенную технологическую цепочку, движение по которой можно поэтапно контролировать через предлагаемую карту индивидуального маршрута обучающегося. Мониторинг качества обучения предполагает систематическое наблюдение за ходом и результативностью познавательного процесса и оперативное реагирование на индивидуальные проблемы детей в усвоении той или иной темы.
Для этого необходимо продумать в деталях операционный состав по каждой конкретной теме занятия и выстроить технологическую цепочку и формы текущего контроля по мере прохождения конкретной темы.
1. Стартовая диагностика.
Методика «Светофор»
Красный цвет – Стоп! Вперед нельзя, друзья! Повторять усядусь я!
Желтый цвет - Здесь внимание друзья! Сомневаюсь еще я!
Зеленый цвет – А теперь вперед друзья! В знаниях уверен я!
2. Методические приемы. Методическим приёмом, позволяющим сформировать интерес к знаниям, является отбор посильных для ребёнка заданий, выполнение которых, позволит пережить ситуацию успеха, такие задания подобраны по каждому курсу в программе индивидуальных занятий. Целесообразно убедить родителей в необходимости работать с такими детьми дома и показать, как это делать (методические рекомендации для родителей)
3. Итоговая диагностика.
Качество выполнения всего теста учитывается в баллах. Для обучающегося достаточно словесной оценки педагога (похвалы).
Данные заносятся в карту психолого-педагогического обследования, карты индивидуальных маршрутов.
Каждому ребёнку (с помощью родителей) предлагается вести индивидуальную папку, в которой ребёнок помещает все необходимые материалы. Папку можно назвать накопительной и в конце года, ребёнок может показать свой отчёт о проделанной работе за полугодие, год.
Учет темпераментальных и личностных особенностей учащихся проводится педагогом и педагогом-психологом в форме наблюдения, анализа результатов деятельности на индивидуальных и групповых занятиях.
Особенности темперамента ребенка задают параметры скорости освоения нового материала, общего и частного темпа работы, направленности и широты интереса и общительности. Использование данных параметров также встроено в алгоритмизацию индивидуального маршрута ребенка с ОВЗ.
5) Организационно-педагогический;
Индивидуальная траектория развития эффективнее проходит в следующих организационно – педагогических условиях.
• Выбор форм и методов обучения с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого уникального ребёнка;
• Организация образовательных программ предполагающих включение коррекционно-развивающих модулей обучения;
• Реализация программы для формирования социальной компетенции;
• Обеспечение самостоятельной познавательной активности ребёнка;
• Осуществление семейно-ориентированного сопровождения (консультирование, создание детско-родительской группы «Уникальный ребенок»).
Создание психологического комфорта является одной из наиболее важных и сложных задач в работе педагога с детьми. Комфорт выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности.
В работе с детьми данной категории используется комбинация элементов традиционных и коррекционно-развивающих методик с инновационными подходами. Активизация деятельности педагога и ребенка происходит на основе сотрудничества, сотворчества и соавторства. Данная совместная работа, осуществляемая вместе с обучающимися и их родителями, позволяет выделить перспективные направления и пути расширения зон саморазвития детей с ОВЗ, и приносит желаемый результат.
6) Результативный;
- Увеличение числа детей, нуждающихся в специальном внимании педагогов и родителей;
- Систематизация работы по введению индивидуальных карт для детей с ОВЗ (без интеллектуальных нарушений);
- Информирование родителей об эффективности дополнительного обучения и внимания своим детям – это повышает эффективность обучающего процесса, способствует положительной адаптации к школьному обучению, безболезненному переходу на новый социальный уровень, формирует социально здоровую личность. Составление семейного портфолио;
- Демонстрация успехов обучающихся посредством “Портфель достижений”;
- Удовлетворение особых образовательных запросов (дать возможность попробовать различные интегрированные курсы и сознательно выбрать профиль в дополнительном образовании);
- Повышение мотивации к поиску нового и исследованию окружающего мира;
- Создание условий для успешного выступления на внутридосуговских и внешних (муниципальных, региональных и федеральных уровнях) мероприятиях, что является важнейшим стимулом к обучению.
В результате у детей и родителей повышается интерес к обучению и мотивация к получению дополнительного образования.
Например:
№ п/п | Ф.И. | Тип одаренности (если выявлена) | Уровень социальных компетенций | Рекомендовано |
1. | Лящук Максим | Общая одаренность, интеллектуальная одаренность | Выше среднего (высокий уровень общего и социального интеллекта) | Дальнейшее обучение по программам дополнительного образования декоративно прикладного профиля, информационных технологий |
2 | Плешаков Виктор | --- | Выше среднего (высокий уровень общего и социального интеллекта) | Дальнейшее обучение по программам дополнительного образования для взрослых (специальным) |
3. | Душенко Елизавета | не выявлена | Выше среднего (высокий уровень общего и социального интеллекта) | Дальнейшее обучение по программам дополнительного образования |
4. | Якименко Дарья | --- | Выше среднего (высокий уровень общего и социального интеллекта) | Дальнейшее обучение по программам дополнительного образования (специальным) |
5. | Громова Кира | Художественная одаренность | Выше среднего (высокий уровень общего и социального интеллекта) | Дальнейшее обучение по программам дополнительного образования декоративно прикладного и художественно-эстетического профиля |
Приложение №2 – Презентация «Индивидуальная образовательная траектория развития и успешной социализации ребенка с ОВЗ дошкольного возраста (Киры Громовой) в Школе раннего развития ребенка «Успех»».
3. ОБЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа Школы раннего развития ребенка в 2001 году стала лауреатом областного конкурса образовательных программ дополнительного образования, а модель ШРР победителем Всероссийского конкурса моделей «Школ раннего развития».
Программа ориентирована на раннее развитие детских талантов и способностей детей дошкольного возраста, а также подготовку детей с ОВЗ в составе общей группы 4-6 лет к дальнейшему обучению в школе. Целью является комплексное развитие четырех аспектов школьной зрелости: интеллектуальной, эмоциональной, социальной и физической.
Основными задачами программы являются:
- Формирование у детей мотивации учения ориентированного на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;
- Увеличение объема памяти и внимания;
- Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т.д.);
- Развитие фантазии, воображения, творческих способностей дошкольников;
- Развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;
- Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными алгоритмами, проверять результат своих действий.
Эти задачи решаются через следующие направления учебно-воспитательной деятельности: "Весёлая азбука"; "Занимательная математика"; "Родной край в художественном творчестве"; "Вместе спляшем и споём"; "Играем в английский".
В работе с дошкольниками нами учитываются идеи Л.С. Выготского и Д.Б.Эльконина о том, что умственные процессы (восприятие, наглядно – образное мышление и др.), определяющие готовность детей к школе, должны формироваться в свойственных для них привычных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, которые позволяют детям почувствовать себя активными, самостоятельными, способными решать постоянно усложняющиеся задачи. Поэтому, для того чтобы ребенок мог себя реализовать в практике, мы используем элементы развивающего обучения Д.Б. Эльконина, метод опережения С.Н. Лысенковой, развивающие игры Б.Н. Никитина, деятельностный метод, используемый А.П. Петерсоном.
Также нами рассматриваются отдельные стороны жизнедеятельности ребенка с ДЦП, связанные с развитием речи, становлением физических, социально-бытовых навыков, с реализацией прав на образование (И. Ю. Левченко, А. А. Наумов, И. А. Смирнова, Н. М. Трубникова). Изучаются возможности комплексного развития и реабилитации ребенка с ДЦП в условиях учреждений дошкольного и школьного образования (Л.О. Бадалян, М. В. Ипполитова, Т. В. Зозуля, Е. М. Мастюкова, К. А. Семенова, Е. Р. Смирнова, Т. И.Черняева, Л. М. Шипицына). В отличие от недавнего прошлого современные авторы отмечают значимость участия семьи в реабилитации ребенка-инвалида и предлагают различные методы объединения усилий педагогов и родителей (И. В. Добряков, О. В. Защиринская, Е. В. Кулагина, Е. П. Смирнова, О. В. Солодянкина и др.).
В основе работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья лежит тесное сотрудничество с родителями.
В чем заключается взаимодействие с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство – эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. Остановимся на последнем понятии – «партнерство», поскольку оно наиболее точно отражает идеальный тип совместной деятельности родителей и специалистов.
Партнерство подразумевает полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом помощи детям, имеющим особые потребности в индивидуальном и социальном развитии. Если ребенок в состоянии принимать участие в диалогах специалистов и родителей, он может стать еще одним партнером, мнение которого, возможно, отличается от мнения взрослых и который может неожиданно предложить новое решение проблемы своей реабилитации. Таким образом, представление о потребностях детей расширяются за счет мнения самих детей.
Школа раннего развития ребенка привлекательна для родителей таких детей, прежде всего тем, что обеспечивает ребенку возможность быть включенным в коллектив обычных детей. Инклюзивное обучение может и должно осуществляться уже с этого возраста – это наша позиция. Кроме того, Школа раннего развития ребенка предоставляет возможность посещать в одном месте занятия по различным направлениям. Это позволяет выявить наклонности, творческие способности детей с ОВЗ с раннего возраста. При работе с такими детьми, мы придерживаемся следующего подхода: для успешного развития необходимо создание открытой, насыщенной, эмоционально богатой образовательной среды, где способности ребенка могли бы проявиться, прежде всего, через мотивацию к деятельности с последующим достижением значимых для него результатов.
Есть также опыт обучения и развития ребят с ОВЗ индивидуально, на дому. Однако даже с такими детьми мы проводим мероприятия по успешной их социализации в детский коллектив (поздравление детьми группы ребенка, обучающегося на дому, участие ребенка, находящегося на индивидуальном обучении в коллективных праздниках, конкурсах, выставках вместе с другими детьми и т.д.).
Пример отзыва родителя о деятельности ШРР (С. Громовой)
В августе 2012 года моему ребенку, Громовой Кире, исполнилось 4 года. По совету знакомой я решила записать дочку в Городской центр «Досуг» в ШРР «Успех» к педагогу Овчаровой Галине Леонидовне. Г.Л. Овчарова занимается с моим ребенком в общей группе, а также и индивидуально, т. к. моя дочь имеет инвалидность I группы.
На занятиях в группе дочь смогла познакомиться с цифрой, построить ее из веревочки или палочек. Здесь буквы «оживают», приходят в гости и ребята дарят им подарки. Например, в гостях буква «М», она любит «подарочки» - слова: молоко, мороженное, мандарины и т. д.
Когда мы с Кирой после первого занятия возвращались домой, она с восторгом вспоминала волшебные слова, которые нужно шептать веревочке, чтобы она превратилась в цифру или букву. Дома дочь с удовольствием лепила цифры и буквы из пластилина.
Моему ребенку нравится посещать Школу раннего развития. Она с нетерпеньем ждет следующих занятий. Познавательные игры и общение с другими детьми для нее очень важны, т. к. дочь не посещает детский сад. За время обучения (4 года) Кира научилась считать до десяти, учится складывать и вычитать цифры, уже знает все буквы, старается читать слоги и слова.
Участвует в праздничных программах. Сколько восторга в глазах у дочери увидела я, когда она вместе со всеми детьми играла в игру «Подари маме букет» и сказала, что мама красивая. На празднике осени рассказывала стихотворение, а на Новый год пела песни и получала подарки от Деда Мороза и Снегурочки.
Педагог Овчарова Г.Л. разработала для моего ребенка индивидуальную программу по курсам «Заниматика», «Веселая азбука», «Художественное творчество в родном крае». Некоторые темы совпадают с основной программой, другие темы расширены. Техника оригами изучается углубленно. Такая форма обучения способствует разностороннему, в первую очередь, интеллектуальному развитию ребенка, развивает самостоятельность и активность.
Это очень интересное и увлекательное занятие. Оригами имеет огромное значение для развития дошкольника с ОВЗ. Оно развивает способность работать руками, что приучает детей к точным движениям пальцев, вследствие чего совершенствуется мелкая моторика рук. Учит концентрировать внимание: во-первых, заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, а во-вторых, учит следовать устным инструкциям. Стимулирует развитие памяти: чтобы сделать поделку, нужно запомнить ее последовательность изготовления, приемы и способы складывания. А так же развивает творческие способности, воображение, воспитывает усидчивость, ответственность и аккуратность. В дальнейшем эти навыки пригодятся в период адаптации к школе.
Мы с дочерью с интересом наблюдаем, как из обычного бумажного квадрата получаются фигурки животных и красивые цветы. Часто рассказываем с их помощью знакомые сказки, сами становимся сказочными героями, совершаем путешествия в мир цветов и т. д. А как приятно маме получить в подарок открытку, сделанную руками своего ребенка! Неоднократно работы, выполненные Кирой в технике оригами, выставлялись на районной выставке декоративно-прикладного творчества. Участвовали в конкурсах разного уровня. Имеются награды (дипломы 1 степени) во всероссийских конкурсах: «АРТ – талант», «Рассударики», «Конкурсы – детям» (г. Москва).
Хотелось бы выразить благодарность директору городского центра «Досуг», за предоставленную возможность полноценно развивать моего ребенка и отдельно поблагодарить педагога, Овчарову Галину Леонидовну, за ее чуткое понимание детской души.
В 2016г. мы пойдем в общеобразовательную школу №2 г. Красный Сулин и продолжим заниматься в Центре «Досуг».
В нашей Школе обоснована целесообразность применения технологии взаимодействия с родителями (матерями) детей с ОВЗ в условиях дополнительного образования, данная технология представляет собой поэтапную педагогическую деятельность специалистов и самих родителей, основанную на принципе партнерства и направленную на повышение педагогической культуры матерей, вовлечение их в процесс реализации индивидуальной траектории своего ребёнка.
Группа «Уникальный ребенок» помогает установить тесное сотрудничество педагогов Центра и родителей в вопросах воспитания детей дошкольного возраста, повышения психологической компетентности родителей.
Исследования показывают, что современные родители, воспитывая детей, все больше нуждаются в помощи специалистов. Им нужны средства и методики. Поэтому родители должны владеть определенными знаниями по основным вопросам воспитания и развития ребенка. Для выполнения этой задачи в ГЦВР «Досуг» создан «Родительский клуб», который помогает установить тесное сотрудничество педагогов Центра и родителей в вопросах воспитания детей дошкольного возраста, повышения психологической компетентности родителей.
Программа деятельности Родительского клуба носит системный характер работы с семьей и включает разнообразные формы взаимодействия: тренинги и семинары, практикумы и совместные мероприятия:
- проекты «Профессии в семье», «Школа здоровья», познавательные экскурсии в цирк, аквапарк и зоопарки г. Ростова-на-Дону;
- традиционные праздники: «Папа, мама, я – дружная семья», «Бал Осени», «Новый год», «Здравствуй, лето!», Выпускной бал;
- организация и посещение выставок (декоративно-прикладная выставка, выставки художников);
- опосредованное взаимодействие (оформление стенда с рекомендациями для родителей);
- мастер-классы («Игры для развития моторики рук», «Оригамушки», «Путешествие в сказку» и др.).
С каждым годом растет популярность Школы раннего развития ребенка, увеличивается количество обучающихся: в 1996-1997 учебном году – 30 человек, 2015-2016 учебный год – 220 человек.
Для реализации программы Школы раннего развития «Успех» привлекаются все новые и новые педагоги, специалисты по работе с особыми детьми (логопед, педагог-психолог). Они выступают ценным ресурсом, а их педагогический потенциал постоянно повышается.
С 2012 года 5 человек с ОВЗ занимались по моим индивидуальным программам. Для них составлены индивидуальные карты по курсам и разработаны индивидуальные траектории развития.
На протяжении всего времени, что существует Школа раннего развития, она имеет только положительные отзывы, как от родителей, так и от педагогов-психологов (МБОУ гимназия №1 Столбенко Л.В., МБОУ СОШ №6 Савельева Н.А. и др.) и учителей начальных классов (МБОУ СОШ № 2: Сергеева Т.Н., МБОУ Лицей № 7: Кучкурдина Е.В., Калимбет И.О., Плетнева Т.В. и др.).
Отзывы:
«Обучающийся Лящук М. занимался у меня в 1-2 классах общеобразовательной школы, как в группе, так и индивидуально. Обучение до школы проходил в ШРР «Успех» с педагогом дополнительного образования Овчаровой Г.Л. Он активный, социально развитий ребенок с достаточно высокими интеллектуальными способностями. Положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко, решает усложненные задачи; прилежен, внимательно слушает объяснения учителя; проявляет большой интерес к самостоятельной работе; занимает в классе благоприятное статусное положение…» - такую характеристику дает Сергеева Т.Н., учитель начальных классов МОУ СОШ №2.
4. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 – «Индивидуальная образовательная траектория развития и успешной социализации ребенка с ОВЗ (без интеллектуальных нарушений) дошкольного возраста в Школе раннего развития ребенка».
Приложение 2 – Презентация «Портфель достижений» Громовой Киры
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА"
Любая современная мама начинает думать о развитии своего любимого чада задолго до того, как малышу исполнится год! Существует множество программ по разностороннему развитию детей и различных специализ...
Реализация потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках программы дополнительного образования на примере работы объединения «Говорушечка»
Из опыта работы со слабослышащими детьми...
Реализация потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках программы дополнительного образования на примере работы объединения «Говорушечка»
Из опыта работы со слабослышащими детьми...
Успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья
Консультация для родителей по успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья...
Повышение родительской компетентности как условие успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье раскрывается вопрос о необходимости повышения родительской компетентности как условия успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья...
Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из необходимых условий для их успешной социализации в обществе.
С опытом творческой деятельности связано формирование определенных качеств личности: гибкости мышления, инициативности, уверенности в себе, свободы мышления и суждений, непохожести на других, толерант...
УСПЕШНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ
Социализация дошкольника - процесс не стихийный, планомерный, требующий от взрослого (педагога, родителя) внимательного отношения не только к тому как ребенок развивается, но и к тому, как же научить ...