Модель тьюторского сопровождения ребенка с РАС в образовательном процессе
материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

Варзина Ольга Владимировна

Задача тьютора в том, чтобы построить движение подопечного в поле достижений и помочь адаптироваться к образовательному процессу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 О.В. Варзина

МБДОУ «ДСКВ № 68» г. Братск

Модель тьюторского сопровождения ребенка с РАС в образовательном процессе

     Одним из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации в области образования является обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей - инвалидов, на образование. [3] А процесс инклюзии для детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья – это и есть реализация права детей на совместное образование и воспитание.

     Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ – это одно из необходимых звеньев инклюзивного образования. [2]   В настоящее время тьюторская поддержка требуется не только учащимся с ОВЗ в общеобразовательных школах. Тьюторская помощь оказывается ученикам со сложной структурой дефекта (аутизм, синдром Дауна) в специальных (коррекционных) школах. Сегодня тьюторство можно рассматривать как новую профессиональную практику в образовании. Тьютором в педагогическом сообществе называют человека, который сопровождает ребёнка в учебном процессе, помогает ему решать многие образовательные и организационные вопросы. [4]

     Предлагаю рассмотреть данный процесс на реальном примере сопровождения мною воспитанника с РАС в условиях коррекционного учреждения. Задача тьютора состояла в том, чтобы — построить движение подопечного в поле достижений и помочь адаптироваться к образовательному процессу.

     Функции тьютора в отношении тьюторанта заключались в реализации следующих периодов: 

1.Диагностический: сбор данных об индивидуальных особенностях обучающейся, её интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах, психофизическом и соматическом состоянии, социальном окружении; отслеживание динамики в развитии. 

2.Прогностический (проектированный): выявление возможностей и ресурсов для преодоления имеющихся у обучающейся психолого-педагогических проблем, разработка средств и процедур тьюторского сопровождения в образовательном процессе, составление индивидуального маршрута сопровождения обучающейся.

3.Регулятивный (реализационный): оказание помощи в ориентации и включении в образовательное пространство и поддержки при решении возникающих затруднений и проблем, включение в образовательных маршрут всех необходимых для обучающихся служб и специалистов школы.

4.Аналитический: оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка с интеллектуальными нарушениями.      

      После диагностического периода на тьюторанта был составлен маршрут по тьюторскому сопровождению.  

В который входят следующие разделы: 

  • Физическое развитие
  • Социально – эмоциональное развитие
  • Сенсорные особенности
  • Когнитивное развитие
  • Коммуникативные возможности
  • Учебная деятельность (БУД)

Для каждого раздела применяется общая форма, которая представлена в таблице:

Таблица 1. Форма заполнения ИОМ 

Описание проблемы

Ресурсы/

возможности тьюторанта

Пути возможного преодоления

Результат

а

б

в

г

Предлагаю рассмотреть на примере последнего раздела (учебная деятельность) особенности тьюторанта: 

а) Проблема: отсутствие мотивации к учебной деятельности;

б) Возможности: способность добиваться результата;

в) Пути преодоления: последовательность видов деятельности в ходе каждого урока/занятия по отработанному алгоритму с применением карточек PECS;

г) Результат: (прослеживался положительный).

     Тьюторская деятельность реализовалась совместно с другими специалистами: учителем-дефектологом, учителем - логопедом, педагогом-психологом, воспитателем, педагогом по физической культуре, педагогом по музыке.

Для продуктивной совместной деятельности был разработан журнал взаимодействия тьютора со специалистами, в котором выделены цели и задачи взаимодействия с тьюторантом. Цель работы тьютора заключалась в организации условий для успешного включения ребёнка с особенностями развития в образовательную среду. Достижение обозначенной цели возможно при решении следующих задач:

1.Создание условий для успешного обучения ребёнка.

2.Создание условий для успешной социализации ребёнка.

3.Максимальное раскрытие потенциала его личности.

 Построение педагогического процесса состояло из следующих этапов:

-Обсуждение целей и задач совместной работы;

-Обсуждение возможных трудностей в работе с ребенком ОВЗ.

В диагностическом периоде, как связующее звено, между педагогом и тьюторантом находится тьютор.

Рис.1 Модель (диагностического периода) взаимодействия всех участников образовательного процесса

      Работа начиналась в формате: наблюдения за контекстом взаимодействия тьюторанта и специалистов; по ходу взаимодействия давались рекомендации тьютора педагогам, для дальнейшей плодотворной работы по развитию умений и навыков тьюторанта, с использованием карточек PECS и отработке определённого алгоритма действий тьюторанта.

     При переходе к прогнатическо-регулятивному периоду модель взаимодействия изменилась: тьютор отходил «в сторону», и работа продолжалась во взаимодействии тьюторанта и специалиста, по необходимости модель варьировалась, в зависимости от ситуации и имела структуру диагностического периода.   То есть, модели диагностического и прогнатическо-регулятивного периодов имеют сходства и различия по своей структуре.

                       

Рис.2 Модель взаимодействия с тьюторантом (прогнатическо-регулятивного периода)

     В тьюторском сопровождении невозможно обойтись без взаимодействия со стороны семьи, поэтому на всём протяжении работы велось взаимодействие и с родителями ребёнка. Работу по взаимодействию с родителями можно отследить в дневнике наблюдения.  Обращаю внимание, что в дневнике наблюдения разделы, по которым прослеживается динамика тьюторанта, соответствуют 6 разделам индивидуального маршрута сопровождения: (Особенности физического развития:/ Особенности когнитивного развития:/ Социально – эмоциональное развитие:/ Коммуникативные возможности:/ Учебная деятельность).  

     В индивидуальном дневнике фиксируется сбор данных: включенное наблюдение, анамнез развития, опросы родителей. В диагностический период проводилась анкета с родителями «Немного обо мне».

Таблица 2. Форма заполнения ежедневного Дневника наблюдения.

Дата / Этап

Положительная динамика

Неустойчивые проявления

Рекомендации родителям

Подпись родителей

      В прогнатическо-регулятивный период для дальнейшей плодотворной работы с тьюторантом, была проведена анкета с родителями по направлениям: сфера общения; сфера влечения; тактильная, вкусовая, обаятельная чувствительность, а также «анкета-опрос» о работе тьютора.    

     Ну и, конечно же, в тьюторское сопровождение входила помощь в оказании взаимодействия тьюторанта со сверстниками, то есть формирование коммуникативного взаимодействия с окружающими.      

      Аналитический период отследить было сложно, так как он совпал с дистанционным обучением. Но положительный результат, как в обучении, так и во взаимодействии с окружающими был однозначно положительным.

     Так как тьюторант имеет расстройства аутического спектра, то во всех моделях взаимодействия, мною активно использовались пиктограммы и карточки PECS – это альтернативный способ коммуникации, который даёт возможность выразить ребёнку свои желания и потребности, а окружающим донести до ребёнка слова и их значения.

Литература 

  1. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: учеб.-метод. пособие / М. С. Староверова, Е. В. Ковалев, А. В. Захарова. – М.: Владос, 2014. – 168 с. – ISBN 978;
  2. Лариса Новицкая. Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ. [https://rosuchebnik.ru/material/klassifikatsiya-detey-s-ovz/];

  3. Сизых Елена Викторовна. Статья. «Стратегические линии Российской образовательной политики в интересах детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающие соблюдение социально правовых гарантий детей с ОВЗ на получение качественного образования». [http://severschool1.ru/index.php/obuchenie-i-vospitanie-detej-invalidov];

  4. Устинов Валентин Вячеславович. Деятельность тьютора в системе специального(коррекционного) образования при работе с учащимися со сложной структурой дефекта. [https://infourok.ru/user/ustinov-valentin-vyacheslavovich].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ в ДОУ.

Представлен  вариант модели комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ в дошкольном учреждении....

Статья "Тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ (РАС) в условиях ДОУ

В настоящее время в России начинают активно складываться  модели инклюзивной практики обучения, при которой дети с особыми образовательными потребностями включаются в общеобразовательный процесс,...

Модель тьюторского сопровождения ребенка с РАС в образовательном процессе

Задача тьютора состоит в том, чтобы построить движение подопечного в поле достижений и помочь адаптироваться к образовательному процессу....

Модель эффективного взаимодействия инструктора по физкультуре и семьи ребенка с ОВЗ в образовательном процессе ДОО

Для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, сотрудничество со специалистами ДОУ, включенными в систему сопровождения, расширяет  представление о собственной компетентности, придает уверенность в св...

Модель тьюторского сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с НОДА

Контроль отражения деятельности тьютора в работе с детьми с ОВЗ и семьями представлен в таком инструменте, как чек-лист...

Тьюторское сопровождение ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"31790960","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]«Тьюторское сопровождение ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата»Т...