Модель эффективного взаимодействия инструктора по физкультуре и семьи ребенка с ОВЗ в образовательном процессе ДОО
консультация по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, сотрудничество со специалистами ДОУ, включенными в систему сопровождения, расширяет представление о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах, способствует пониманию своих возможностей и компенсаторных возможностей ребенка, активному участию в процессе обучения и воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_model_vzaimodeystviya_s_semey_rebenka_s_ovz.docx | 21.12 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Песковская СОШ (дошкольное отделение «Искорка»)
Сообщение из опыта работы
по теме
«Модель эффективного взаимодействия инструктора по физкультуре
и семьи ребенка с ОВЗ в образовательном процессе ДОО»
Инструктор по ФИЗО ВКК
Цой Наталья Николаевна
Коломна, 2023
Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всех членов семьи. Дети с ограниченными возможностями здоровья находятся в очень сложном положении эмоционально, морально, физически и психологически. Детям нужно учиться функционировать в быту и общаться с людьми, но из-за своих ограниченных психофизиологических возможностей они не могут полноценно выполнять какую-либо деятельность.
На родителей таких детей также ложатся большие нагрузки. Многочисленными исследованиями ученых выявлено, что родители данной категории детей испытывают эмоциональное перенапряжение, тревогу, чувство вины, обиды, находятся в хроническом стрессовом состоянии. Следовательно, им так же, как и их детям, нужны психологическая помощь и поддержка.
Главной целью помощи родителям является выработка активной родительской позиции в воспитательно-образовательном процессе своего ребенка.
Задачи:
- сформировать мотивацию к активному участию родителей в жизни своего ребенка, его развитии, обучении и воспитании;
- научить эффективным способам взаимодействия с ребенком;
- вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и
психологии развития детей дошкольного возраста с ОВЗ;
- обучить навыкам коррекционно-развивающей работы в домашних условиях;
- сформировать адекватную самооценку.
Для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, сотрудничество со специалистами ДОУ, включенными в систему сопровождения, расширяет представление о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах, способствует пониманию своих возможностей и компенсаторных возможностей ребенка, активному участию в процессе обучения и воспитания. Но, к сожалению, далеко не все родители готовы к сотрудничеству. Работая в детском саду инструктором по физкультуре в течение двадцати лет, я систематически сталкиваюсь с определенными трудностями при взаимодействии с семьями «особых» детей. Например, игнорирование рекомендаций, домашних заданий, недооценивание роли детского сада и специалистов в развитии и воспитании ребенка, нежелание вовремя увидеть проблемы и их «замалчивание», агрессивный настрой по отношению к педагогам, другим детям и родителям и т.п. Поэтому, совместно с педагогами нашего ДОУ, мы стараемся постоянно искать и находить эффективные методы и формы сотрудничества, оказывать реальную помощь таким детям и их семьям, разрабатываем адаптированные образовательные программы в соответствии с индивидуальными и возрастными возможностями и особенностями дошкольников.
Наш детский сад – ДОУ общеразвивающего вида, но в настоящее время у нас есть воспитанники с РАС, ТНР, ЗПР, гиперактивностью, тугоухостью. Взаимодействие с семьями этих детей осуществляется в тесном сотрудничестве воспитателей, педагога-психолога, учителей-логопедов, инструктора по физкультуре и музыкального руководителя.
Используются такие активные формы и методы работы с родителями:
- Дни открытых дверей;
- Индивидуальные консультации;
- Открытые занятия с участием родителей;
- Совместная подготовка и проведение праздников;
- Игровое моделирование с выполнением домашнего задания;
- Участие педагогов ДОУ и родителей в городских конференциях, посвященных вопросам семьи и детства;
- Совместные проекты, акции, практикумы;
- Создание лэпбуков, газет, книжек-малышек.
В течение месяца, после успешного окончания адаптационного периода, осуществляется педагогическая и психологическая диагностика детей с ОВЗ. По результатам исследования составляется адаптированная образовательная программа, выстраиваемая на основе основной образовательной программы путем включения в нее специфических для ребенка с ОВЗ форм и видов деятельности, индивидуализированного объема и глубины содержания, специальных условий, технологий, технических средств и т.д. Родителей ребенка знакомят с содержанием программы, обсуждаются все возможные риски и преимущества, совместно выстраивается индивидуальный образовательный маршрут.
Адаптированная образовательная программа для ребенка с ЗПР в области «Физическое развитие» предусматривает постепенное развитие двигательных навыков с учетом состояния здоровья и возрастных периодов развития.
Задачи адаптированной программы:
- Оказывать общеукрепляющее действие на растущий организм ребенка.
- Содействовать своевременной коррекции имеющегося патологического состояния.
- Повышать защитные силы организма, его адаптационные возможности.
- Повышать интерес детей к различным видам двигательной деятельности.
- Увеличивать объем двигательной активности детей.
- Создавать условия для проявления максимума самостоятельности, инициативности и волевых усилий.
При составлении Программы учитываются рекомендации специалистов ДОУ и ТПМПК. Программа рассчитана для дошкольников 3-7 лет, занятия проводятся 3 раза в неделю (2 раза в зале, 1 – на улице). Продолжительность занятий составляет для детей 3-4 лет – не более 15 минут, для детей 4-5 лет – не более 20 минут, для детей 5-7 лет – не более 25-30 минут. Занятия адаптивной физкультурой направлены на активизацию, поддержку и восстановление, повышение жизненных сил через удовольствие и психологический комфорт. Важно, проявляя настойчивость, не впадать в крайность! Физические упражнения – это часть, хотя и очень важная, целого комплекса как профилактических, так и лечебных мер. При всей полезности физкультуры принцип «чем больше, тем лучше» в данном случае неприемлем.
Особенности физического развития детей с ЗПР:
- мышечный гипотонус или гипертонус;
- нарушение общей моторики, особенно ациклических движений (лазание, прыжки в длину, метание);
- общая скованность и замедленность выполнения движений;
- нарушение координации, ориентировки в пространстве, чувства ритма;
- замедленность процесса освоения новых движений;
- отставание в показателях основных физических качеств возрастного развития.
Коррекционное направление адаптивной физкультуры с детьми с ОВЗ обеспечивает активизацию физического, познавательного, речевого, коммуникативного развития детей. В содержание работы с детьми с ЗПР входят:
- уменьшение физической нагрузки во время занятий;
- адаптирование сложных для выполнения упражнений на более легкие;
- исключение некоторых видов упражнений;
- формирование правильного отношения к физкультуре, к себе, к своему здоровью;
- мотивация на улучшение результатов (похвала);
- своевременная релаксация во время занятия;
- оказание помощи ребенку при выполнении упражнений;
- предоставление дополнительного времени для выполнения заданий.
Для продуктивного взаимодействия с родителями детей с ЗПР необходимо создание специальной предметно-развивающей среды, в которую входят: атрибуты, стандартное и нестандартное спортивное оборудование; картотеки оздоровительных подвижных игр, игрового самомассажа, дыхательной, пальчиковой и артикуляционной гимнастики, игр и упражнений для профилактики нарушений осанки и плоскостопия.
Таким образом, используя данную модель взаимодействия образовательного учреждения с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, достигается повышение у родителей уровня компетентности в вопросах воспитания и развития, повышение уровня самооценки, происходит снижение тревожности, преодоление состояния кризиса в семье. Оказывая благотворное влияние на психофизическое состояние ребенка, педагоги ДОУ окружают вниманием и заботой не только самого ребенка, но и всех членов его семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль эффективного взаимодействия педагогов ДОУ с семьей ребенка раннего возраста в период адаптации к детскому саду
Для успешного взаимодействия с родителями необходим новый взгляд на семью, открытость ДОУ, умение найти нужные способы мотивирования их для совместной деятельности, владение педагогами при...
Доклад "Проектирование образовательной деятельности и взаимодействие инструктора по физкультуре с педагогами ДОУ по физическому развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
Для того чтоб физкультурная деятельность прошла эффективно и для повышения качества образовательных услуг необходимы слаженные действия инструктора по физической культуре и воспитателя....
Модель взаимодействие инструктора по физкультуре с педагогами ДОУ
Модель разработана на основе программы Детство. Цель: способствовать развитию социально - активной, физически развитой, творческой личности через осознание ребенком своих способностей....
Взаимодействие инструктора по физкультуре с семьями воспитанников ДОУ
Информирование целевой аудитории (родителей) о значении физкультуры в укреплении здоровья детей...
Модель эффективного взаимодействия с родителями дошкольников в целостном педагогическом процессе
Как сделать, чтобы родители и педагоги были на "Одной волне"? В презентации предложено из собственного опыта способы взаимодействия с родителями....
Модель эффективного взаимодействия ДОУ с семьей посредством информационно-коммуникативных технологий
Практико-применительная деятельность ДОУ по взаимодействию с семьями воспитанников...
Использование современных игровых технологий в образовательном процессе ДОУ, как одно из условий для эффективного взаимодействия детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с миром семейных традиций.
Методическая разработка, целью которой является создание оптимальных условий для социально-личностного развития дошкольников через эффективное совершенствования механизмов взаимодействия участников об...