Модель эффективного взаимодействия инструктора по физкультуре и семьи ребенка с ОВЗ в образовательном процессе ДОО
консультация по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Цой Наталья Николаевна

Для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, сотрудничество со специалистами ДОУ, включенными в систему сопровождения, расширяет  представление о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах, способствует пониманию своих возможностей и компенсаторных возможностей ребенка, активному участию в процессе обучения и воспитания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_model_vzaimodeystviya_s_semey_rebenka_s_ovz.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Песковская СОШ (дошкольное отделение «Искорка»)

Сообщение из опыта работы

по теме

«Модель эффективного взаимодействия инструктора по физкультуре

и семьи ребенка с ОВЗ в образовательном процессе ДОО»

Инструктор по ФИЗО ВКК

Цой Наталья Николаевна

Коломна, 2023

    Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всех членов семьи. Дети с ограниченными возможностями здоровья находятся в очень сложном положении эмоционально, морально, физически и психологически. Детям нужно учиться функционировать в быту и общаться с людьми, но из-за своих ограниченных психофизиологических возможностей они не могут полноценно выполнять какую-либо деятельность.

     На родителей таких детей  также ложатся большие нагрузки. Многочисленными исследованиями ученых выявлено, что родители данной категории детей испытывают эмоциональное перенапряжение, тревогу, чувство вины, обиды, находятся в хроническом стрессовом состоянии. Следовательно, им так же, как и их детям, нужны психологическая помощь и поддержка.

      Главной целью помощи родителям является выработка активной родительской позиции в воспитательно-образовательном процессе своего ребенка.

Задачи:        

- сформировать мотивацию к активному участию родителей в жизни своего ребенка, его развитии, обучении и воспитании;

- научить эффективным способам взаимодействия с ребенком;

- вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и

психологии развития детей дошкольного возраста с ОВЗ;

- обучить навыкам коррекционно-развивающей работы в домашних условиях;

- сформировать адекватную самооценку.

   Для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, сотрудничество со специалистами ДОУ, включенными в систему сопровождения, расширяет  представление о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах, способствует пониманию своих возможностей и компенсаторных возможностей ребенка, активному участию в процессе обучения и воспитания. Но, к сожалению, далеко не все родители готовы к сотрудничеству. Работая в детском саду инструктором по физкультуре в течение двадцати лет, я систематически  сталкиваюсь с определенными трудностями при взаимодействии с семьями «особых» детей. Например, игнорирование рекомендаций, домашних заданий, недооценивание роли детского сада и специалистов в развитии и воспитании ребенка, нежелание вовремя увидеть проблемы и их «замалчивание», агрессивный настрой по отношению к педагогам, другим детям и родителям и т.п. Поэтому, совместно с педагогами нашего ДОУ, мы стараемся постоянно искать и находить эффективные методы и формы  сотрудничества, оказывать реальную помощь таким детям и их семьям, разрабатываем адаптированные образовательные программы в соответствии с индивидуальными и возрастными возможностями и особенностями  дошкольников.

     Наш детский сад – ДОУ общеразвивающего вида, но в настоящее время у нас есть воспитанники с РАС, ТНР, ЗПР, гиперактивностью, тугоухостью. Взаимодействие с семьями этих детей осуществляется в тесном сотрудничестве воспитателей, педагога-психолога, учителей-логопедов, инструктора по физкультуре и музыкального руководителя.

      Используются такие активные формы и методы работы с родителями:

  • Дни открытых дверей;
  • Индивидуальные консультации;
  • Открытые занятия с участием родителей;
  • Совместная подготовка и проведение праздников;
  • Игровое моделирование с выполнением домашнего задания;
  • Участие педагогов ДОУ и родителей в городских конференциях, посвященных вопросам семьи и детства;
  • Совместные проекты, акции, практикумы;
  • Создание лэпбуков, газет, книжек-малышек.

      В течение месяца, после успешного окончания адаптационного периода, осуществляется педагогическая и психологическая диагностика детей с ОВЗ. По результатам исследования  составляется адаптированная образовательная программа, выстраиваемая на основе основной образовательной программы путем включения в нее специфических для ребенка с ОВЗ форм и видов деятельности, индивидуализированного объема и глубины содержания, специальных условий, технологий, технических средств и т.д. Родителей ребенка знакомят с содержанием программы, обсуждаются все возможные риски и преимущества, совместно выстраивается индивидуальный образовательный маршрут.

    Адаптированная образовательная программа для ребенка с ЗПР в области «Физическое развитие» предусматривает постепенное развитие двигательных навыков с учетом состояния здоровья и возрастных периодов развития.

Задачи адаптированной программы:

  1. Оказывать общеукрепляющее действие на растущий организм ребенка.
  2. Содействовать своевременной коррекции имеющегося патологического состояния.
  3. Повышать защитные силы организма, его адаптационные возможности.
  4. Повышать интерес детей к различным видам двигательной деятельности.
  5. Увеличивать  объем двигательной активности детей.
  6. Создавать условия для проявления максимума самостоятельности, инициативности  и волевых усилий.

    При составлении Программы учитываются рекомендации специалистов ДОУ и ТПМПК. Программа рассчитана для дошкольников 3-7 лет, занятия проводятся 3 раза в неделю (2 раза в зале, 1 – на улице). Продолжительность занятий составляет для детей 3-4 лет – не более 15 минут, для детей 4-5 лет – не более 20 минут, для детей 5-7 лет – не более 25-30 минут. Занятия адаптивной физкультурой направлены на активизацию, поддержку и восстановление, повышение жизненных сил через удовольствие и психологический комфорт. Важно, проявляя настойчивость, не впадать в крайность! Физические упражнения – это часть, хотя и очень важная, целого комплекса как профилактических, так и лечебных мер. При всей полезности физкультуры принцип «чем больше, тем лучше» в данном случае неприемлем.

   Особенности физического развития детей с ЗПР:

- мышечный гипотонус или гипертонус;

- нарушение общей моторики, особенно ациклических движений (лазание, прыжки в длину, метание);

- общая скованность и замедленность выполнения движений;

- нарушение координации, ориентировки в пространстве, чувства ритма;

- замедленность процесса освоения новых движений;

- отставание в показателях основных физических качеств возрастного развития.

     Коррекционное направление адаптивной физкультуры с детьми с ОВЗ обеспечивает активизацию физического, познавательного, речевого, коммуникативного развития детей. В содержание работы с детьми с ЗПР входят:

- уменьшение физической нагрузки во время занятий;

- адаптирование сложных для выполнения упражнений на более легкие;

- исключение некоторых видов упражнений;

- формирование правильного отношения к физкультуре, к себе, к своему здоровью;

- мотивация на улучшение результатов (похвала);

- своевременная релаксация во время занятия;

- оказание помощи ребенку при выполнении упражнений;

- предоставление дополнительного времени для выполнения заданий.

    Для продуктивного взаимодействия с родителями детей с ЗПР необходимо создание специальной предметно-развивающей среды, в которую входят: атрибуты, стандартное и нестандартное спортивное оборудование; картотеки оздоровительных подвижных игр, игрового самомассажа, дыхательной, пальчиковой и артикуляционной гимнастики, игр и упражнений для профилактики нарушений осанки и плоскостопия.

    Таким образом, используя данную модель взаимодействия образовательного учреждения с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, достигается повышение у родителей уровня компетентности в вопросах воспитания и развития, повышение уровня самооценки, происходит снижение тревожности, преодоление состояния кризиса в семье. Оказывая благотворное влияние на психофизическое состояние ребенка, педагоги ДОУ окружают вниманием и заботой не только самого ребенка, но и  всех членов его семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль эффективного взаимодействия педагогов ДОУ с семьей ребенка раннего возраста в период адаптации к детскому саду

Для успешного взаимодействия с родителями необходим новый взгляд на семью, открытость ДОУ, умение найти нужные способы мотивирования их для совместной деятельности, владение педагогами при...

Доклад "Проектирование образовательной деятельности и взаимодействие инструктора по физкультуре с педагогами ДОУ по физическому развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

Для того чтоб физкультурная деятельность прошла эффективно и для повышения качества образовательных услуг необходимы слаженные действия инструктора по физической культуре и воспитателя....

Модель взаимодействие инструктора по физкультуре с педагогами ДОУ

Модель разработана на основе программы Детство. Цель: способствовать развитию социально - активной, физически развитой, творческой личности через осознание ребенком своих способностей....

Взаимодействие инструктора по физкультуре с семьями воспитанников ДОУ

Информирование целевой аудитории (родителей) о  значении физкультуры в укреплении здоровья детей...

Модель эффективного взаимодействия с родителями дошкольников в целостном педагогическом процессе

Как сделать, чтобы родители и педагоги были на "Одной волне"? В презентации предложено из собственного опыта способы взаимодействия с родителями....

Модель эффективного взаимодействия ДОУ с семьей посредством информационно-коммуникативных технологий

Практико-применительная деятельность ДОУ по взаимодействию с семьями воспитанников...

Использование современных игровых технологий в образовательном процессе ДОУ, как одно из условий для эффективного взаимодействия детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с миром семейных традиций.

Методическая разработка, целью которой является создание оптимальных условий для социально-личностного развития дошкольников через эффективное совершенствования механизмов взаимодействия участников об...