Тьюторское сопровождение ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата
учебно-методический материал (младшая группа)

Зарипова Вера Михайловна

«Тьюторское сопровождение ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата»

Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по

индивидуализации образования, направленная на выявление и

развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск

образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной

программы.

Цель деятельности тьютора:

- успешное включение ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата в среду общеобразовательного учреждения.

- адаптация ребенка к условиям образовательного учреждения, развитие успешности в образовательной и коммуникативной деятельности.

Задачи:

- создание условий для успешного обучения и социализации ребенка;

- максимальное раскрытие потенциала его личности.

Как специалист, сопровождающий образовательную деятельность, тьютор прежде всего обеспечивает формирование личностных умений и навыков своего подопечного, которые включают в себя готовность и способность к осознанию своего «Я», мотивацию к обучению и познанию, а также ценностно-смысловые установки. Тьютор обеспечивает освоение универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных, необходимых для овладения ключевыми социальными компетенциями, составляющими основу умения учиться. Также тьютором поддерживается получение и закрепление опыта деятельности ребенка по получению нового знания, его преобразованию и применению.

С этой целью осуществляется организация и адаптация жизненного пространства ученика, объем учебной нагрузки, подбор учебного материала, специальных технических средств и пособий с учетом зоны ближайшего развития и имеющихся внутренних ресурсов, потенциальных возможностей адаптации и социализации.

Средствами достижения цели и задач является:

- организация и адаптация жизненного пространства: рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок;

- понимание тьютором и педагогом зон ближайшего развития ученика с нарушениями опорно –двигательного аппарата, опора на его внутренние, скрытые ресурсы, дозирование нагрузки, адаптация учебного материала, адаптация учебных пособий.

Документы, регламентирующие деятельность тьютора в ГКОУ «С (К)ОШИ»:

- Заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК);

- Устав ГКОУ «С (К)ОШИ», в котором определяются задачи индивидуализации и тьюторского сопровождения как обеспечения процесса индивидуализации;

Локальные акты:

- Положение о работе с детьми инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

- Должностная инструкция тьютора в ГКОУ «С (КОШИ»;

- Договор с родителями и ГКОУ «С (К)ОШИ» на оказание тьюторской услуги;

- План работы тьютора по сопровождению детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;

- Циклограмма деятельности тьютора.

В решении проблем организации образования ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата тьютор является одним из участников реализации образовательного процесса, обеспечивает взаимодействие различных специалистов в команде.

Тьютор оказывает помощь специалистам психолого-педагогического сопровождения (педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, социального педагога) в уточнении специальных образовательных потребностей ребенка, определении необходимых условий его обучения, выявлении наиболее эффективных тактик и подходов в организации образовательного процесса.

Вместе с педагогами и родителями тьютор в рамках психолого-педагогической комиссии и в ходе консультативных встреч осуществляет планирование и реализует взаимодействие с семьей, в том числе внедряет содержание обучения в процесс воспитания ребенка в домашних условиях (составление режима и расписания занятий, выстраивание домашней учебной нагрузки, определение единых требований к ребенку со стороны близких и др.).

Совместно с учителем, педагогом-психологом, социальным работником, воспитателем и педагогами дополнительного образования тьютор на рабочих встречах, консилиумах, различных мероприятиях и праздниках оказывает помощь:

- в планировании и организации работы по адаптации ребенка в новой

среде;

- в создании в окружении ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата психологически благоприятной атмосферы;

- в предотвращении конфликтных ситуаций.

В команде с учителем, учителем-дефектологом и учителем-логопедом на рабочих встречах, консилиумах, а также по результатам анализа хода занятий тьютор оказывает помощь:

- в уточнении графика и режима обучения по различным предметам;

- в разработке, подборе или адаптации учебных материалов;

- в определении наиболее эффективных подходов, приемов и методов включения ребенка в образовательный процесс;

- в подборе наиболее эффективных форм организации учебной деятельности класса;

- в определении подходов к оцениванию учебных достижений ребенка

Приступая к работе, тьютор прежде всего знакомится с документацией ребенка, а также организует встречу с педагогом класса, под руководством которого будет учиться его подопечный для определения организационных задач и целей обучения. Тьютор и учитель совместно разрабатывают стратегию обучения и последовательность действий, а также стиль взаимодействия каждого специалиста с ребенком на уроке, а также обсуждают деятельность тьютора вне учебной деятельности, содержание досуга и организацию режимных процессов.

Далее происходит знакомство тьютора с ребенком и его семьей. В беседе с близкими специалист рассказывает о своих функциональных обязанностях, собирает дополнительную информацию об особенностях развития, возможностях и интересах ребенка, сильных и слабых его сторонах, об уровне самостоятельности. Обязательными к согласованию являются вопросы, связанные с питанием и организацией медицинской помощи ребенку в школе. Также нужно обсудить вопрос информирования родителей о школьной жизни ребенка (например, с помощью дневника, который будет вести тьютор, или структурированной беседы).

Следующий шаг – знакомство ребенка с образовательным пространством (помещения, классы, рабочее место, а также принятие решений по адаптации образовательной среды с учетом его возможностей и потребностей.

Информационная среда включает в себя методические материалы и пособия, учебную программу, индивидуальные учебный и образовательный планы.

Период адаптации происходит со стороны обучающегося с нарушением опорно-двигательного аппарата, получающего опыт нахождения в новой среде; со стороны среды, трансформирующейся под нужды ребенка; а также непременно со стороны тьютора, производящего наблюдение за подопечным, укрепляющего их отношения, конкретизирующего задачи своей работы. На данном этапе ведется индивидуальная работа с ребенком по формированию личностной мотивации к обучению; а также проводятся мероприятия, направленные на успешное вхождение ребенка в школьный коллектив.

Осуществив сопровождение адаптационного периода, добившись снижения тревожности и напряжения подопечного, тьютор переходит к основному этапу – взаимодействию с ребенком по поводу и в ходе обучения. Акцент тьюторства переносится в сферу социализации и коррекционно-развивающего обучения. Тьютор отслеживает реализацию индивидуального плана обучающегося, производит оценку первых результатов.

Во время нахождения с ребенком тьютор внимательно наблюдает за его поведением, реакциями в разных ситуациях, при взаимодействии с другими детьми, фиксирует любые изменения (положительные, негативные, обращает внимание на объем и результат оказания обучающей помощи, в каких ситуациях и случаях ребенок в ней более всего нуждается, на динамику психического развития и социальной адаптации. Этой информацией тьютор делится как со специалистами образовательного учреждения, которое посещает ребенок, так и с родителями.

Показателями успешного включения ребенка в образовательный

процесс является положительная динамика развития и достижений

целевых ориентиров обучения:

1. Когнитивной сферы;

2. Коммуникативной ;

3. Эмоциональной сферы:

4. Самостоятельности.

Таким образом, критерием эффективности тьюторского сопровождения является уменьшение посреднической роли тьютора и возможность его выхода из образовательной системы в связи с появлением у ребенка учебного поведения и достижением им определенной степени социальной зрелости.

На заключительном этапе происходит составление отчёта о проделанной работе и планирование работы на следующий учебный год.

Рассмотрим подробнее содержание деятельности тьютора

Режим дня

Для сохранения и укрепления здоровья обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата необходимо соблюдение четкого режима дня и определенного ритма жизни как в условиях образовательного учреждения, также и вне его стен.

Тьютор, совместно со всеми участниками образовательного процесса, учитывая интересы самого ребенка, формирует и корректирует режим дня. Педагогический режим (урочная и коррекционная часть) определяется исходя из состояния здоровья и особых образовательных потребностей обучающегося в соответствии с рекомендациями Психолого-Медико – Педагогической Комиссии и школьного психолого-педагогического консилиума. График режима дня ребенка включает в себя сведения о времени и продолжительности сна (в т. ч. дневной сон, питания, выполнения домашнего задания, внеурочной деятельности (процедуры, кружки, экскурсии, периоды отдыха, развивающего досуга. Используя электронные и печатные пособия, тьютор формирует представления и знания об окружающей среде, последовательности событий дня, привычку вести здоровый образ жизни и соблюдать правила безопасного поведения, проводит беседы с родителями о важности стабильного ритма жизни ребенка в школе и дома.

При составлении графика уроков важно учитывать, что самые сложные и трудные для ребенка предметы следует проводить в первую половину дня (на втором уроке, чередуя их с более простыми по содержанию или виду деятельности. В середине учебного дня требуется организация динамической паузы (40 минут). Также рекомендовано рациональное распределение видов деятельности на уроке (не более 7): смена динамических поз, наличие физкультминуток, релаксационных перерывов. Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу.

Создание образовательной среды

Образовательная среда включает в себя ряд взаимосвязанных элементов: пространственный; информационный; предметный; технический; социальный.

Объектная образовательная среда включает в себя:

• элементы навигации: разметка, указатели (карточки-пиктограммы – на стенах и индивидуальные, таблички-тексты.

• сенсорную среду: освещение, звуки (звонок, голос учителя, запахи, специальные сенсорные личные принадлежности;

• специальную мебель и специальные помещения для индивидуальных занятий, отдыха, место парты в классе;

• учебные материалы: бумажные, электронные.

Пространственный элемент представляет собой помещение, в котором реализуется педагогический процесс. Оно должно соответствовать множеству параметров (гигиеническим нормам, освещенности, температурному режиму, оборудованию учебной мебелью). Мебель и предметы обихода внутри него рекомендуется размещать соответствующей высоты, способной обеспечивать безопасное движение и перемещение ребенка. Мебель стоит подбирать без острых углов, предметы – со зрительными ориентирами по краю, с матовой поверхностью без бликов. Доски и панели для демонстрации учебных пособий должны быть мобильны и доступны, а также менять наклон рабочей поверхности. Свет размещен так, чтобы исключить прямое направление в лицо обучающегося.

Информационный элемент образовательной среды объединяет в себе учебную литературу, наглядный и демонстрационный материал, в том числе карточки и электронные средства альтернативной коммуникации, текстовые пособия, которые будут использованы для передачи детям содержания индивидуальной образовательной программы.

Предметный элемент образовательной среды представлен дидактическими пособиями и предметами обихода, которые используются для практического освоения программного материала, формирования самостоятельности и жизненной компетентности. Среди них: яркие наглядные пособия, удобные для захвата ручки и карандаши с мягким грифелем, безопасные ножницы, специализированные принадлежности для левшей (ручка, ножницы).

Каждый учебный элемент информационного и предметного сегмента образовательной среды подбирается с учетом степени снижения или ограничения функциональных возможностей анализаторов и должен соответствовать актуальным психологическим достижениям ребенка.

Технические средства также подбираются в соответствии с возможностями ребенка.

Для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата для проведения физкультурных пауз и отдыха приобретаются мягкие модули, маты, укладки для размещения ребенка в рефлекс-запрещающих позициях и фиксаторы, а также другие технические средства реабилитации и развития движений в соответствии с рекомендациями врача-ортопеда, инструктора ЛФК.

К ним относятся опоры, держатели головы, средства для передвижения (например, ходунки, опоры для сидения, адаптивная одежда, корсеты и ортопедическая обувь, абсорбирующее белье.

Для детей с расстройствами аутистического спектра создаются зоны комфорта и уединения, где снижен уровень шума и созданы условия для расслабления и релаксации.

Урочная часть

Для оказания помощи учителю класса тьютор берёт на себя функцию специалиста, который осуществляет процесс встраивания ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата в работу на уроке, а также содействует учителю в обеспечении особых образовательных потребностей без снижения качества образования всего класса. Осуществляя наблюдение за ребенком, его реакциями, тьютор стремится к выбору оптимального способа выполнения задания, направляет все возможные ресурсы ученика на усвоение материала.

До начала урока тьютор обсуждает с учителем алгоритм и особенности действий в каждой учебной и жизненной ситуации:

1. Объяснение задания (использование необходимых параметров речи и артикуляции, четких конкретных инструкций, жестов, определенного ритма и структуры задания).

2. Контроль усвоения материала (дополнительные вопросы и внесение уточнений).

3. Создание условий для ответа ребенка (возможность ответа с места и выхода к доске, предоставление дополнительного времени, помощь в оформлении высказывания).

На организационном этапе тьютор оказывает помощь ребенку в освоении необходимых временных понятий, таких как урок и перемена. Специалист учит совершать необходимые действия во время звонка, привлекает внимание ребенка к тому, какие инструкции дает учитель и что делают другие ученики. Дополнительной помощью являются визуальные опоры в виде пиктограмм, картинок или фотографий, которые могут использоваться для наглядной демонстрации ребенку последовательности действий, что облегчает процесс запоминания. Фотографии должны отражать режимные моменты урока (начало урока, объяснение материала, конец). Набор фотографий следует уложить в фотоальбом и перелистывать их по ходу урока. Таким же образом можно приготовить наглядный материал для перемены (смена учебников, выход из класса, игры в коридоре, звонок и т. д.).

Следующий этап – организация рабочего места в соответствии с учебным предметом, анализ и решение учебной задачи, предъявление заданий в порядке усложнения. Тьютор оказывает дозированную помощь в выполнении определенного алгоритма действий, при необходимости адаптирует инструкцию и задание, разбивает задание на короткие отрезки и учебные задачи. Важно поддерживать мотивацию ребенка, дать ему возможность ощутить успех и собственную состоятельность.

Особое внимание нужно уделить определению рабочего места ученика в зависимости от его особенностей. Так ребенку с расстройством аутистического спектра в начале обучения предпочтительнее иметь рабочее место на последнем ряду со стороны двери с целью наблюдения ребенка за происходящим в классе, привыкания к новой обстановке и предоставления возможности быстрого выхода из кабинета при необходимости.

Проведение урока с учетом особых образовательных потребностей ребенка с нарушение опорно-двигательного аппарата предусматривает использование специальных педагогических приемов.

Если у ребенка наблюдается снижение мышечного тонуса, тьютор может воспользоваться консультацией специалиста в области адаптивной физической культуры для обучения приемам активизации тонуса с помощью нажимов, поглаживаний и массажных движений. Также при обучении ребенка со снижением тонуса самостоятельному письму первое время следует использовать совместные движения «рука в руку» и тренировку с помощью пальчиковых игр и специальных тренажеров.

В зависимости от степени оказания помощи процесс развития самостоятельности на уроке выглядит следующим образом. На начальных этапах ученик и тьютор находятся в непосредственной близости друг от друга, сидят вместе, при этом тьютор оказывает постоянную дозированную помощь ребенку. Затем постепенно тьютор садится поодаль от своего подопечного, а ребенок сидит с другим учеником класса. Со временем тьютор может приходить не на все уроки и постепенно предоставляет ребенку возможность учиться самостоятельно, при необходимости периодически встречаясь с ним после занятий или в онлайн-формате

Общение со сверстниками

Помочь ребенку войти в коллектив сверстников поможет организованная тьютором совместная деятельность (игра). Тьютор оказывает помощь своему подопечному в инициировании и поддержании контактов с другими детьми, формирует ориентированность на общение с ними, помогает развить коммуникативные навыки и возможности.

Задаче сплочения коллектива служат различные коллективные мероприятия, в которых ребёнок с нарушение опороно-двигательного аппарата сможет проявить себя. Это может быть творческое задание, уборка, помощь в классе и др. Грамотно спланированное мероприятие позволит ученику проявить себя, а одноклассникам – увидеть его успех.

Тьютору важно научить подопечного спрашивать и принимать помощь сверстников, а также оказывать помощь в ситуации, соответствующей его возможностям.

Рассмотрим этапы включение ребенка в коммуникативное пространство.

1. Взаимодействие тьютора и ребенка, при котором тьютор осуществляет контроль пространства и ситуации, а также постепенно вводит ребёнка в него.

2. Анализ ситуации и привлечение одноклассника для оказания помощи и осуществления взаимодействия с ребенком с нарушением опорно-двигательного аппарата.

3. Помощь подопечному в самостоятельном обращении за помощью к другому ребёнку или взрослому.

4. Наблюдение за ситуацией взаимодействия, предоставление максимальной самостоятельности в коммуникации между детьми, оказание необходимой помощи в критических ситуациях.

5. Периодический выход тьютора из ситуации взаимодействия на уроке, затем на перемене.

6. Предоставление полной самостоятельности в общении, подключение психолога к решению возникающих проблем между одноклассниками.

Питание, самообслуживание и гигиена

В процессе адаптации к новым условиям обучения ребенку с нарушением опорно-двигательного аппарата может потребоваться помощь в развитии навыков самообслуживания. Для этого ежедневно, в процессе обычного распорядка дня тьютором производится работа по закреплению и совершенствованию навыков приема пищи, опрятности (в том числе пользовании туалетом) и одевания.

Отдельное внимание уделяется организации приема пищи с определенным интервалом. С целью формирования навыка своевременного приема пищи тьютор учит ребенка ориентироваться на соответствующий график (время приема пищи). Привлекает внимание обучающегося к возникающему у него чувству голода.

Тьютор ориентирует ребенка в школьном пространстве, знакомит со столовой. При организации приема пищи рекомендуется использовать небьющуюся посуду с контрастным рисунком и фактурным краем для удобства ориентировки при наличии сенсорных нарушений. Тьютор помогает ребенку расставить посуду, осуществить алгоритм действий, необходимый для принятия пищи. Возможны разные варианты размещения ребенка при приеме пищи: за столом, на специальном детском стуле; в инвалидном кресле (коляске, в исключительных случаях полусидя. Главное, чтобы ребенку было комфортно сидеть и безопасно осуществлять глотание. Условием безопасности ребёнка является постоянное участие тьютора в процессе кормления. В определенные моменты тьютор может оказать непосредственную помощь ребенку при приеме пищи, а при нежелании или сниженном аппетите организовать процесс в игровой ситуации. Важно помнить, что помощь, оказанная тьютором, должна быть дозирована, ни в коем случае не навязчива. По мере усвоения навыка объем обучающей и направляющей помощи тьютора уменьшается, а самостоятельность ребенка увеличивается.

Далее специалист ориентирует ребенка в пространстве для поиска месторасположения туалета, помогает осуществить требуемый алгоритм действий для удовлетворения потребности и соблюдения гигиены, по мере освоения навыка предоставляет определенную степень самостоятельности в его выполнении.

Также тьютор проводит занятия по ознакомлению с гардеробным помещением школы, его местом расположения и особенностями использования. Задача тьютора научить ребенка ориентироваться в помещении и социальной ситуации, выбрать удобное место и осуществить нужную последовательность раздевания или одевания, верным образом расположить вещи. В начале дня происходит обучение последовательному снятию и оставлению одежды и обуви, а в конце учебного дня – поиску и последовательному надеванию.

Взаимодействие с семьей

Знакомство тьютора с ребенком и его семьей необходимо организовать еще до момента поступления в школу. На этапе планирования сопровождения тьютор проводит беседу с семьей; устанавливает контакт и обсуждает возможные вопросы, возникающие в процессе подготовки и сбора нужной документации к поступлению ребенка в образовательное учреждение, узнает у родителей привычки, предпочтения ребенка, имеющиеся особенности, расставляет приоритеты в содержание образовательной деятельности, исходя из возможностей ребенка.

На этапе обучения ребенка в образовательной организации тьютор способствует получению родителями информации, необходимой для реализации индивидуальной образовательной программы:

1. Организует присутствие родителей на различных занятиях с целью наблюдения за действиями специалиста; фиксации важных аспектов обучения, стиля взаимодействия с обучающимся и поведения ребенка.

2. Производит практическое обучение родителей педагогическим методам и приемам, последовательному проведению всех этапов домашних занятий с ребенком.

3. Обучает наблюдению за поведением ребенка, изменениями, которые происходят в психическом развитии, их правильному интерпретированию, разработке и реализации плана действий в той или иной жизненной ситуации.

4. Обсуждает с родителями успехи и трудности, которые возникают у ребенка в процессе обучения, а также помогает найти решение педагогических проблем, возникающих в процессе организации жизни ребенка.

5. Фиксирует на видеозапись важные моменты занятий, помогает осуществить анализ и применить необходимые приемы в работе с ребенком.

6. Знакомит родителей с критериями выбора технологий и средств обучения, создания развивающей среды и организации взаимодействия с ребенком.

7. Помогает осуществить выбор методической и научной литературы.

Таким образом, работа тьютора с семьей обучающегося с нарушением опорно-двигательного аппарата способствует успешному включению ребенка в образовательное учреждение и достижению положительных результатов обучения.

Ведение документации

Документация тьютора включает в себя:

- Рекомендации специалистов для работы с ребенком с нарушением опорно-двигательного аппарата;

- план работы на полугодие, год;

- индивидуальная карта ребенка (или индивидуально-образовательная программа);

- дневник наблюдений.

Наиболее удобной формой отчетности тьютора является ведение дневника, позволяющего фиксировать наблюдения, отслеживать динамику и собирать материалы для отчетности о результатах работы.

Также тьютор участвует в составлении документа (Индивидуальная образовательная программа, обязательными компонентами которого являются: краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка, цель и задачи коррекционно-развивающей работы, содержание программы и критерии оценки полноты ее реализации.

В заключение хочется сказать, что:

В специальном образовании тьютор не является исключительно наставником, помогающим раскрыть внутренний потенциал человека, выбрать правильный путь и получить необходимые знания в процессе обучения. Он помогает команде специалистов гармонично включить ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата в процесс обучения и создать условия, способствующие развитию его познавательных возможностей, удовлетворению индивидуальных психологических и возрастных потребностей, личностных предпочтений.

Самый важный результат работы тьютора в команде специалистов психолого-педагогического профиля образовательной организации – это включение ребенка с особенностями развития в коллектив сверстников во время различных видов деятельности, в том числе учебной, благодаря чему открываются безграничные перспективы его социальной реализации и удовлетворяются конституционные права гражданина Российской Федерации.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

В статье рассмотренны основные вопросы посвященные работе с детьми испытывающих трудности в здоровье: основные этапы работы,задачи, условия созданные для развития детей....

«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

Статья посвящена особенностям работы  педагога - психолога с детьми воспитывающихся в детском саду компенсирующего типа....

Адаптированная программа ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата

Программа направленна на адаптацию ребенка с ОВЗ в ДОУ....

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа

Образовательная область - "Музыка". Маршрут разработан  по программе "Ладушки"  И.Каплуновой, И.Новоскольцевой, 2009 год....

Работа с семьей, имеющей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Эффективность работы с инвалидом вследствие поражения опорно-двигательного аппарата находится в тесной зависимо­сти от наличия социальной, психологической и медицинской помощи его семье. В этой по...

Программа индивидуального коррекционно-логопедического сопровождения обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата (части АОП)

В программе представлен план индивидуального коррекционно-логопедического сопровождения обучающегося с нарушением опорно-двигательного аппарата....

Консультация для педагогов. Тема: "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата ".

Представлен алгоритмм сопровождения семьи воспитывающей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата...