Модель комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ в ДОУ.
учебно-методический материал по логопедии на тему

Представлен  вариант модели комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ в дошкольном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_soprovozhdeniya.docx19.03 КБ

Предварительный просмотр:

Модель комплексного сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ включает в себя несколько блоков:

- психолого-педагогическое сопровождение

- логопедическое сопровождение

-педагогическое сопровождение

- социально-правовое сопровождение

-лечебно-оздоровительное

- воспитательное сопровождение.

Цель психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в учебно-воспитательном процессе предполагает поддержание комфортной образовательной среды, способствующей наиболее полному развитию интеллектуального, личностного и творческого потенциала детей с ОВЗ с приоритетностью подготовки детей к полноценной жизни в обществе, коррекцию и психопрофилактику личностной (эмоциональной, познавательной, поведенческой) сферы ребенка.

Цель логопедического сопровождения предполагает коррекцию и развитие речи ребенка с проблемами в развитии.

Цель педагогического сопровождения - обеспечение обучения детей навыкам выполнения учебных заданий, получения знаний, организации времени, социальной адаптации.

Цель социально-правового сопровождения состоит в ознакомлении обучающихся с правами и основными свободами человека и развитии навыков социальной компетенции и правового поведения.

Цель лечебно-оздоровительного сопровождения включает формирование привычек здорового образа жизни, оздоровление обучающихся, профилактика соматических заболеваний, развитие способности справляться со стрессами и болезнями.

Цель воспитательного сопровождения обусловливает формирование привычки к постоянному труду через применение в учебных и бытовых ситуациях навыков самообслуживания, соблюдения личной гигиены, соблюдения правил безопасности жизни и культуры поведения в общественных местах.

Ведущей идеей сопровождения является понимание специалистами необходимости самостоятельности ребенка в решении его проблем развития. В рамках этой идеологии могут быть выделены концептуальные следствия сопровождения, которые включают:

1. систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка с ОВЗ и динамики его психического развития в процессе усвоения программы ДОУ

2. создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения;

3. создание специальных психолого-педагогических и медико-социальных условий для оказания помощи семьям и детям с особыми образовательными потребностями.

I. Диагностическое направление работы:

 Выявление, анализ проблем и причин отклонений у ребенка (на уровне школьного психолого-педагогического консилиума);

-Выявление, анализ проблем и причин отклонений у ребенка (на уровне ПМПК ДОУ)

- Изучение эмоционально-личностных особенностей ребенка, определение его статуса, зоны актуального и ближайшего развития.

  1. Сбор информации и составление банка данных о детях с ОВЗ.
  2. Ранняя диагностика отклонений в развитии и анализ причин.
  3. Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка.
  4. Изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей воспитанников.
  5. Изучение условий семейного воспитания ребенка.
  6. Изучение уровня социализации ребенка с ОВЗ.
  7. Системный контроль над уровнем и динамикой развития ребенка.

II. Коррекционное направление. 

  1. Разработка основных областей деятельности специалистов    сопровождения с учетом комплексного взаимодействия
  2. Разработка индивидуальной программы сопровождения. Определение вида и объема необходимой помощи. Выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, технологий, методов и приёмов воспитания и обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями.
  3. Системное воздействие на познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование целевых ориентиров и коррекцию отклонений в развитии.

III. Развивающее направление работы.

1. Развитие мелкой моторики, графо-моторных навыков, тактильно-двигательного восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы.

2. Развитие и формирование целевых ориентиров.

IY. Консультативное.

    1. Разработка рекомендаций по основным направлениям работы с воспитанниками для всех участников образовательного процесса.

    2. Консультирование педагогов по результатам диагностики, по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с воспитанниками.

    3. Помощь родителям в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

  1. Содействие в приобретении у воспитанников психологических знаний, умений, навыков необходимых в преодолении трудностей общения, освоении образовательной программы.
  2. Информирование родителей о результатах работы с детьми.

Y. Просветительское.

1. Повышение психолого-педагогической компетенции и профессиональное самосовершенствование всех участников комплексного сопровождения.

2. Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса, повышения психологической грамотности.

3. Проведение тематических выступлений для педагогов по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

4. Включение родителей в процесс комплексного сопровождения.

5. Работа на сайте ДОУ. 

YI. Аналитическое направление:

  1. Анализ результатов эффективности психолого-педагогической и совместной деятельности участников сопровождения; адаптации ребенка, коррекционно-развивающей работы и др.
  2. Проектирование последующей работы с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование деятельности воспитателя по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной программы в рамках комплексного сопровождения ребенка специалистами и педагогами.

В представленном материале содержится планирование деятельности по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной про...

Календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему: Планирование деятельности воспитателя по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной программы в рамках комплексного сопровождения ребенка

Материал содержит планирование работы воспитателей средней  группы по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей  и образовательной программы  в рамках комплексного сопровождени...

Модель тьюторского сопровождения ребенка с РАС в образовательном процессе

Задача тьютора в том, чтобы построить движение подопечного в поле достижений и помочь адаптироваться к образовательному процессу....

Модель тьюторского сопровождения ребенка с РАС в образовательном процессе

Задача тьютора состоит в том, чтобы построить движение подопечного в поле достижений и помочь адаптироваться к образовательному процессу....