Модель комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ в ДОУ.
учебно-методический материал по логопедии на тему
Представлен вариант модели комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ в дошкольном учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_soprovozhdeniya.docx | 19.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Модель комплексного сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ включает в себя несколько блоков:
- психолого-педагогическое сопровождение
- логопедическое сопровождение
-педагогическое сопровождение
- социально-правовое сопровождение
-лечебно-оздоровительное
- воспитательное сопровождение.
Цель психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в учебно-воспитательном процессе предполагает поддержание комфортной образовательной среды, способствующей наиболее полному развитию интеллектуального, личностного и творческого потенциала детей с ОВЗ с приоритетностью подготовки детей к полноценной жизни в обществе, коррекцию и психопрофилактику личностной (эмоциональной, познавательной, поведенческой) сферы ребенка.
Цель логопедического сопровождения предполагает коррекцию и развитие речи ребенка с проблемами в развитии.
Цель педагогического сопровождения - обеспечение обучения детей навыкам выполнения учебных заданий, получения знаний, организации времени, социальной адаптации.
Цель социально-правового сопровождения состоит в ознакомлении обучающихся с правами и основными свободами человека и развитии навыков социальной компетенции и правового поведения.
Цель лечебно-оздоровительного сопровождения включает формирование привычек здорового образа жизни, оздоровление обучающихся, профилактика соматических заболеваний, развитие способности справляться со стрессами и болезнями.
Цель воспитательного сопровождения обусловливает формирование привычки к постоянному труду через применение в учебных и бытовых ситуациях навыков самообслуживания, соблюдения личной гигиены, соблюдения правил безопасности жизни и культуры поведения в общественных местах.
Ведущей идеей сопровождения является понимание специалистами необходимости самостоятельности ребенка в решении его проблем развития. В рамках этой идеологии могут быть выделены концептуальные следствия сопровождения, которые включают:
1. систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка с ОВЗ и динамики его психического развития в процессе усвоения программы ДОУ
2. создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения;
3. создание специальных психолого-педагогических и медико-социальных условий для оказания помощи семьям и детям с особыми образовательными потребностями.
I. Диагностическое направление работы:
Выявление, анализ проблем и причин отклонений у ребенка (на уровне школьного психолого-педагогического консилиума);
-Выявление, анализ проблем и причин отклонений у ребенка (на уровне ПМПК ДОУ)
- Изучение эмоционально-личностных особенностей ребенка, определение его статуса, зоны актуального и ближайшего развития.
- Сбор информации и составление банка данных о детях с ОВЗ.
- Ранняя диагностика отклонений в развитии и анализ причин.
- Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка.
- Изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей воспитанников.
- Изучение условий семейного воспитания ребенка.
- Изучение уровня социализации ребенка с ОВЗ.
- Системный контроль над уровнем и динамикой развития ребенка.
II. Коррекционное направление.
- Разработка основных областей деятельности специалистов сопровождения с учетом комплексного взаимодействия
- Разработка индивидуальной программы сопровождения. Определение вида и объема необходимой помощи. Выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, технологий, методов и приёмов воспитания и обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями.
- Системное воздействие на познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование целевых ориентиров и коррекцию отклонений в развитии.
III. Развивающее направление работы.
1. Развитие мелкой моторики, графо-моторных навыков, тактильно-двигательного восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы.
2. Развитие и формирование целевых ориентиров.
IY. Консультативное.
1. Разработка рекомендаций по основным направлениям работы с воспитанниками для всех участников образовательного процесса.
2. Консультирование педагогов по результатам диагностики, по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с воспитанниками.
3. Помощь родителям в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
- Содействие в приобретении у воспитанников психологических знаний, умений, навыков необходимых в преодолении трудностей общения, освоении образовательной программы.
- Информирование родителей о результатах работы с детьми.
Y. Просветительское.
1. Повышение психолого-педагогической компетенции и профессиональное самосовершенствование всех участников комплексного сопровождения.
2. Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса, повышения психологической грамотности.
3. Проведение тематических выступлений для педагогов по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
4. Включение родителей в процесс комплексного сопровождения.
5. Работа на сайте ДОУ.
YI. Аналитическое направление:
- Анализ результатов эффективности психолого-педагогической и совместной деятельности участников сопровождения; адаптации ребенка, коррекционно-развивающей работы и др.
- Проектирование последующей работы с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Комплексное сопровождение ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, в условиях специализированного дома ребенка в 2016 году»
Проведен анализ движения детей в 2016 году, оказавшихся в ТЖС...
Планирование деятельности воспитателя по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной программы в рамках комплексного сопровождения ребенка специалистами и педагогами.
Материал содержит планирование работы воспитателей средней группы по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей...
Планирование деятельности воспитателя по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной программы в рамках комплексного сопровождения ребенка специалистами и педагогами.
В представленном материале содержится планирование деятельности по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной про...
Календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему: Планирование деятельности воспитателя по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной программы в рамках комплексного сопровождения ребенка
Материал содержит планирование работы воспитателей средней группы по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной программы в рамках комплексного сопровождени...
Статья "Модель индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в системе ДОУ – школа "
Создание инновационного продукта...
Модель тьюторского сопровождения ребенка с РАС в образовательном процессе
Задача тьютора в том, чтобы построить движение подопечного в поле достижений и помочь адаптироваться к образовательному процессу....
Модель тьюторского сопровождения ребенка с РАС в образовательном процессе
Задача тьютора состоит в том, чтобы построить движение подопечного в поле достижений и помочь адаптироваться к образовательному процессу....