"Использование верботонального метода в инклюзивном образовании в развитии речи детей с нарушенным слухом"
статья по коррекционной педагогике

Николаева Ирина Леонидовна

Комплексный подход в развитии речи детей с нарушенным слухом с использованием верботональных методологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Верботональный метод42 КБ

Предварительный просмотр:

Использование верботонального метода в инклюзивном образовании                       в развитии речи детей с нарушенным слухом

                                                                 Николаева И. Л., учитель-дефектолог

                                                    ГБУ РС (Я) РРЦ «СУВАГ», г. Нерюнгри

                                                                       

     На сегодняшний день проблема обучения устной речи детей с недостатками слуха остаётся актуальной как в нашей стране, так и за рубежом, потому что снижение или отсутствие слуха влечет за собой задержку речевого развития, оказывает отрицательное влияние на развитие мышления и общее развитие ребёнка. Этот недостаток, социальный по преимуществу, нарушает в первую очередь социальные связи личности и становится преградой к познанию мира.

     Известный  психолог Л. С. Выготский сказал: «С одной стороны, дефект есть минус, ограничение, слабость, умаление развития; с другой – именно поэтому, что он создаёт трудности, он стимулирует повышенное усиленное движение вперёд».

В настоящее время в России, как и в других странах мира, ведущую позицию в обучении и воспитании детей с проблемами в коммуникации, всё более и более активно занимает инклюзивное образование. Несмотря на различные трудности, связанные с обучением детей с нарушением слуха в массовых детских садах и школах, процесс инклюзивного образования с каждым годом возрастает, ведётся целенаправленная разработка различных моделей их обучения и воспитания.

Обучение и воспитание детей, страдающих отсутствием или тяжёлым нарушением слуха, задача формирования устной речи (её восприятие и воспроизведение) наиболее специальная, потому что реализация её осуществляется в условиях, когда нарушено единство слуха и речи. Именно поэтому на протяжении всей истории в сурдопедагогике  идут поиски наиболее эффективных путей обучения глухих устной речи и совершенствуются его методы.

Сегодня в российском образовании провозглашён принцип вариативности, который даёт возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели.

Наш Центр «СУВАГ» г. Нерюнгри с 1990 года стал первым в России применять в работе с детьми с нарушением слуха всемирно признанный верботональный метод. Автором, которого является доктор, академик, лингвист по образованию Петар Губерина г. Загреб (Хорватия). Главной особенностью метода является положение о том, что язык развивается из устной речи, а речь - общественное явление. Речь - это язык в действии. Её надо понимать как целое (глобально). Речь пронизывает собой формирование всех психических функций. Главная функция речи коммуникативная, а развитие личности становится возможным только в условиях личностного диалогического общения, т.е. через коммуникацию.

      Центр «СУВАГ» является оптимальным вариантом воспитания и обучения детей с нарушением слуха и речи, в котором в тесном контакте работают медицинские, педагогические и социальные работники. Это способствует наиболее полной реализации идей непрерывного образования, что позволяет обеспечить интенсификацию учебного процесса и подготовить ребёнка к инклюзивному образованию. В дальнейшем формируется не только достаточный уровень общего и речевого развития, но и идёт социальное становление личности ребёнка.

     Верботональный метод предполагает комплексный дифференцированный подход в развитии всех органов чувств, по принципу «целостная сенсорика», который подчёркивает важность развития устной речи через развитие слухового восприятия речи. При этом важно, чтобы все дети с нарушенным слухом были качественно протезированы или имплантированы. Обучение речи осуществляется исключительно в условиях интенсивной ежедневной работы по развитию слухового восприятия при широком использовании звукоусиливающей аппаратуры. При работе над формированием и развитием устной речи детей с нарушением слуха, используются основные верботональные методологии: вибротактильная стимуляция, фонетическая ритмика, пиктографская ритмика, музыкальная стимуляция и аудиовизуальный глобально-структуральный курс, а также весь богатейший опыт нашей отечественной сурдопедагогики.

Верботональный метод обучения речи детей с нарушенным слухом делает основной акцент в работе над овладением речью непосредственно через диалог. Формирование диалогической речи - основа разговорной речи. Дети не учат наизусть грамматические правила, отдельные слова. Они сначала усваивают готовые языковые структуры, которые воспринимаются глобально, а затем анализируются.   

Специалисты нашего Центра «СУВАГ» считают, что применение верботонального метода,  абсолютно адекватно подходит для реабилитации детей с нарушенным  слухом. Так как, использование верботональных методологий, предполагает комплексный дифференцированный подход в развитии всех органов чувств. Обучение речи детей по верботональному методу делает акцент в работе над овладением речью непосредственно через практический диалог, основой которого является конкретизация, присутствие наглядного материала, что развивает внимание, наблюдательность, зрительную память, мышление, осмысленную речь, общение и коммуникацию.

        Успешность детей с нарушение слуха в инклюзивном  образовании во многом зависит от грамотной организации психолого-педагогического сопровождения, как со стороны центра, так и со стороны общеобразовательного учреждения. Дети не в силах справиться со своими проблемами, они нуждаются в постоянной помощи специалистов, учителей и родителей.                                      

     Индивидуальной подход к ребёнку, подбор методов и приёмов в инклюзивном  образовании по программам ФГОС, приводят к конечной цели - дети должны жить полноценной жизнью, общаться со сверстниками, получать специальность, которая им по душе.  

     В 2020 году Республиканский реабилитационный центр «СУВАГ» отметил свой 30 летний Юбилей. Было очень приятно получать слова благодарности от уже взрослых наших воспитанников, которые успешно прошли путь инклюзивного образования. Вот одно из благодарственных посланий: «Выражаю Вам искреннюю благодарность, за неоценимый Ваш вклад в развитие детей, которым нужна ваша помощь. Только с возрастом понимаешь, сколько усилий, труда и терпения Вы вкладываете в каждого из нас. Сейчас я понимаю, как это было мне нужно». Это слова Стрекаловского В., заслуженного мастера спорта РФ, сурдоолимпийского чемпиона, двукратного чемпиона России, призера чемпионата мира по вольной борьбе. Он получил высшее образование и в настоящее время работает специалистом по адаптивной физической культуре. Женат, имеет двух детей.

     Путь к успеху детей с нарушенным слухом  в инклюзивном образовании  не всегда бывает лёгким, но своими воспитанниками мы гордимся!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей с нарушением слуха

обучение подходов к развитию речи детей с нарушением слуха -актуальная проблема современности...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

В статье описывается использование информационно-коммуникационных технологий в формировании произносительной стороны речи детей с нарушением слуха...

Конспект занятия по развитию речи детей с нарушением слуха

Конспект занятия по развитию речи детей с нарушением слуха составлен в соответствии с возрастными возможностями детей. В данном занятии использованы приемы  верботонального метода: пиктограф...

Занятие по развитию речи детей с нарушением слуха

Занятие по развитию речи для детей с нарушением слуха младшей группы (первого года обучения) по теме "Домашние животные"...

Консультация для родителей «Особенности развития речи детей с нарушением слуха»

Слух – это один из ведущих речевых анализаторов, нарушение слуха приводит к особенно серьезным отклонениям в речевом развитии детей. Правильное понимание этой проблемы родителями и...

"Нетрадиционные методы в изодеятельности и их влияние на развитие речи детей с нарушениями слуха".

Обучение речи глухих и слабослышащих детей происходит в процессе развития сенсорного восприятия и мышления, при проведении наблюдений в природе и за окружающим миром, в условиях разнообразной пр...