ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
статья по коррекционной педагогике на тему
В статье описывается использование информационно-коммуникационных технологий в формировании произносительной стороны речи детей с нарушением слуха
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ikt.docx | 17.53 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
В сурдопедагогике отводится особое место обучению устной речи детей с нарушениями слуха как наиболее важному средству общения. Учитывая какую роль играет устная речь для осуществления взаимодействия с окружающими людьми, необходимо, чтобы произношение детей с нарушениями слуха было разборчивым. [5, 23]
Дети с нарушениями слуха овладевают словесной речью и, в частности, устной её формой только в условиях специального обучения, которое строится на основе использования остаточного слуха с привлечением зрительного, тактильного, двигательного анализаторов и широкого применения технических средств (звукоусиливающей аппаратуры, вибраторов, визуальных приборов) и современных информационных технологий (И. Г. Багрова, Л. С. Годин, Т. К. Королевская, Е. П. Кузьмичева, О. Н. Кукушкина и др.).
Современная специальная (коррекционная) школа постоянно находится в поиске новых методов, которые помогли бы сделать учебно-воспитательный и коррекционный процесс более результативным, развивающим и интересным. В качестве одного из средств коррекционной работы по повышению качества произношения глухих учащихся нами широко используются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Использование ИКТ в образовательном процессе, а в частности на индивидуальных занятиях по РСВ и ФПСР, позволяет значительно стимулировать познавательный интерес учащихся, обеспечивать мотивацию учащихся к занятиям и к использованию устной речи, поддерживать работоспособность и продуктивность деятельности на протяжении всего занятия. Кроме того, использование ИКТ хорошо сочетается с технологией развивающего обучения, позволяя использовать различные упражнения, направленные на развитие психических процессов, навыков самоконтроля над произношением.
Особенности восприятия учащихся с нарушениями слуха требуют достаточного количества реалистичной, динамичной наглядности, игровой формы представления информации. Для этих целей как нельзя лучше подходит компьютер.
Мультимедийная презентация позволяет сочетать в себе элементы разных видов компьютерных программ (демонстрационные, контролирующие, моделирующие, справочные и программы-тренажеры) и целый ряд функций. Учебный материал можно представить в виде разнообразных носителей информации: тексты, иллюстрации, карты, видеофрагменты, дикторский текст, музыкальное сопровождение, компьютерная анимация и другие. Применительно к занятиям по РСВ и ФПСР возможности этой программы очень велики, и, в первую очередь, позволяют мотивировать детей с нарушениями слуха к выполнению трудных для них видов деятельности, в частности, правильному произношению звуков, воспроизведению ритмико-интонационной структуры.
Применение наглядности на индивидуальных занятиях по РСВ и ФПСР помогает учащимся с нарушениями слуха научиться эффективно усваивать информацию посредством её визуального представления и переносить эти навыки в другие виды деятельности. Наглядность выступает как источник информации об объекте познания, как средство усвоения информации об окружающем мире. При помощи визуальных объектов становится возможным обучать учащихся алгоритму построения речевого высказывания, стимулировать их речевую активность, учитывая состояние эмоционально-волевой сферы и интересы ребенка с нарушениями слуха.
Компьютерные ресурсы позволяют создавать собственный дидактический материал, учитывая требования программы, уровень развития устной речи детей, индивидуальные особенности и возможности ребенка. Информационные технологии позволяют довольно быстро создать требуемый объем дидактического материала, при этом педагог может сам задавать уровень сложности заданий, лексический материал, который при этом будет уточняться и закрепляться, на деле реализовывать индивидуальный подход к ребенку, учитывая зону его ближайшего развития
С помощью графического редактора можно создавать различные упражнения на развитие зрительного восприятия, внимания (зашумленные изображения, «Кто спрятался на картинке?», «Найди отличия») памяти, наглядно-действенного и словесно-логического мышления (аналогии, исключение, и т. д.), воображения и других психических процессов.
С помощью этих программ нами создаются мультимедийные презентации к занятиям для автоматизации звуков, работы над ритмико-интонационной структурой речи. На каждый изучаемый звук подобраны профили произношения звуков, картинки для закрепления звуков во всех позициях, для дифференциации сходных по артикуляции звуков, речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков. Для учащихся с трудом справляющихся с программными требованиями подбирается более простой речевой материал, задания выполняются с помощью педагога (создаются подсказывающие ситуации, задаются наводящие вопросы и т. п.). При работе над ритмико-интонационной структурой речи задания выполняются по подражанию педагогу, предлагается нотированный речевой материал (с выделенным ударением, орфоэпическими нормами, паузами). Для учащихся, без затруднений овладевающих программой по формированию произношения, используются более сложные задания, речевой материал с более сложными грамматическими конструкциями, более самостоятельные виды деятельности.
С целью совершенствования словесной и устной речи, с помощью ИКТ создаются и проводятся слухо-речевые игры «Что? Где? Когда?», «КВН», «Своя игра», слухо-речевые конференции, «Конкурсы на лучшего чтеца стихов», спектакли, речевые перемены и др.
Список используемой литературы:
- Бельтюков, В.И. Недостатки произношения слова и их устранение у глухонемых и тугоухих учащихся [Текст] / В.И. Бельтюков. - М.: Педагогика, 1956. - 112с.
- Зубенко, Н.П. Компьютерный калейдоскоп: использование компьютерных презентаций в начальных классах [Текст] / Н.П. Зубенко. - Мозырь: Содействие, 2007. - 32 с.
- Волкова, К.А. Методика обучения глухих произношению [Текст] / К.А. Волкова. - М.: Просвещение, 1980. - 111с.
- Рау, Ф.А., Рау, Ф.Ф. Методика обучения глухонемых произношению [Текст] / Ф.А. Рау, Ф.Ф. Рау. - М.: Учпедгиз МП РСФСР, 1959. - 321с.
- Рау, Ф. Ф., Слезина, Н. Ф. Методика обучения произношению в школе глухих [Текст] / Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина. - М.: Просвещение, 1981. - 243с.
- Слезина, Н. Ф. Формирование произношения у глухих школьников [Текст] / Н.Ф. Слезина. - М.: Просвещение, 1984. - 267с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа: Мнемокарты. Игры по развитию произносительной стороны речи дошкольников с нарушением слуха.
В программе представлены авторские разработки игр, направленных на развитие произносительной стороны речи дошкольников с нарушением слуха посредством использования мнемокарт и мнемотаблиц. Приводятся ...
Доклад: Развитие произносительной стороны речи дошкольников с нарушением слуха посредством использования логопедического массажа ложками.
В презентации и докладе освещены актулаьность, цели и задачи использования логопедического массажа ложками в работе над произносительной стороной речи неслышащих дошкольников. Описаны противопоказания...
"Роль пальчиковой гимнастики в формировании произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с нарушениями"
В течение дошкольного детства ребёнок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ «ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ»
В методической разработке рассматриваются причины, формы, степени дизартрии. Особенности состояния речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией. Представлена технология диагностическо...
Индивидуальное коррекционное занятие по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи «Школа», автоматизация звука [р], дифференциация звуков [в-ф] (1 класс)
Данное индивидуальное коррекционное занятие для учащихся 1 класса...
Коррекционно-развивающее занятие по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи для обучающихся с нарушенным слухом по теме "Прогулка по зимнему лесу".
Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи для обучающихся с нарушенным слухом (возраст 4-5лет) по теме "...
"Использование верботонального метода в инклюзивном образовании в развитии речи детей с нарушенным слухом"
Комплексный подход в развитии речи детей с нарушенным слухом с использованием верботональных методологий....