"Нетрадиционные методы в изодеятельности и их влияние на развитие речи детей с нарушениями слуха".
статья
Предварительный просмотр:
Обучение речи глухих и слабослышащих детей происходит в процессе развития сенсорного восприятия и мышления, при проведении наблюдений в природе и за окружающим миром, в условиях разнообразной продуктивной и игровой деятельности.
Но обедненное, искаженное восприятие окружающего мира приводит к тому, что чувственный опыт глухого и слабослышащего ребенка существенно отличается от опыта слышащего однолетки. Поэтому нужно стремимся расширить чувственный опыт ребенка, создавая ситуацию успеха для каждого ребенка, корректироватьН его эмоционально-волевую сферу через организацию совместной деятельности.
Увлеченность общим делом способствует речевому развитию неслышащих детей. Большую помощь в этом оказывает изобразительная деятельность. Она является интересным видом деятельности дошкольников, позволяет отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить (в том числе и словесно) свое отношение к ним. Для детей с нарушением слуха, имеющих ограниченный запас слов, важно, что через творчество они могут передать свое понимание образов окружающей действительности.
В процессе деятельности задействованы руки детей, это способствует сенсорному развитию, что составляет фундамент умственного развития: рука “познает”, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными ощущениями в сложные интегрированные образы и представления. Все это способствует развитию речи детей с нарушением слухаНетрадиционные технологии создают атмосферу непринужденности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности, развивают творческие способности. Занятия с использованием нетрадиционных методов изодеятельности развивают логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство света, координацию глаза и руки, способствуют развитию трудовых навыков. Такая творческая работа побуждает неслышащего ребенка обозначить полученный образ или сюжет словом, а затем словосочетанием и предложением. Таким образом, решается одна из основных задач коррекционной работы: развитие речи у глухих дошкольников.
Формирование словаря происходит в процессе использования слов, обозначающих свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним. Кроме того во время практических действий ведется непрерывный разговор с детьми о способе и последовательности выполнения работы. Игровая организация занятий стимулирует речевую активность детей, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем способствует возникновению диалога с персонажами, с взрослым и между детьми.
Объем словаря увеличивается постепенно: от слов, обозначающих предметы и явления, до словосочетаний и предложений, обозначающих действия и сюжеты.
Доступность использования нетрадиционных технологий так же определяется возрастными особенностями детей. Начинать работу в этом направлении следует с более доступных технологий изодеятельности, постепенно усложняя их.
В работе можно использовать следующие нетрадиционные технологии изодеятельности.
Рисование.
Пальцевая живопись (рисование ладошкой, пальцами, кулачком).
Рисование клеевой полусухой кистью.
Рисование с помощью свечи (мыла, клея).
Рисование по сырой бумаге.
Рисование печатками.
Кляксография.
Монотипия.
Рисование точками (ватной палочкой по контуру).
Рисование простым карандашом и ластиком.
Разрисовывание камешков.
Дорисовка сюжета к наклеенным персонажам из открыток.
Аппликация.
Из крученой бумаги.
Из мятой бумаги.
Из салфеток.
Из плетеных ковриков.
Из ткани.
Из природного и бросового материала.
Из круп и макарон.
Способом обрывания.
Способом “мозаика”.
Лепка.
Плоскостное объемное изображение рисунка.
В работе использовался следующий материал: 1.“Развитие речи у детей с нарушенным слухом в д. саду” - Методические рекомендации под редакцией Э.И.Леонгард 2. “Волшебные лоскутки” - методическое пособие под редакцией А.В.Белошистой и О.Г.Жуковой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи детей с нарушением слуха
обучение подходов к развитию речи детей с нарушением слуха -актуальная проблема современности...
Конспект занятия по развитию речи детей с нарушением слуха
Конспект занятия по развитию речи детей с нарушением слуха составлен в соответствии с возрастными возможностями детей. В данном занятии использованы приемы верботонального метода: пиктограф...
«Развитие речи детей с нарушением слуха на занятиях по ознакомлению с окружающим миром».
Обобщение опыта...
Занятие по развитию речи детей с нарушением слуха
Занятие по развитию речи для детей с нарушением слуха младшей группы (первого года обучения) по теме "Домашние животные"...
Консультация для родителей «Особенности развития речи детей с нарушением слуха»
Слух – это один из ведущих речевых анализаторов, нарушение слуха приводит к особенно серьезным отклонениям в речевом развитии детей. Правильное понимание этой проблемы родителями и...
Развитие речи детей с нарушением слуха вне занятий
Развитие речи детей с нарушение слуха дома является важнейшеим фоктором развития речи в целом....
"Использование верботонального метода в инклюзивном образовании в развитии речи детей с нарушенным слухом"
Комплексный подход в развитии речи детей с нарушенным слухом с использованием верботональных методологий....