Методическая разработка - индивидуальное занятие. Автоматизация звука [р].
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Ромахина Елена Николаевна

Конспект индивидуального занятия с воспитанником по коррекции звукопроизношения.

Тема: «Автоматизация звука [р] в словах, предложениях и чистоговорках».

Цель: автоматизировать звук [р] в словах, предложениях и чистоговорках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия с воспитанником по коррекции звукопроизношения.

Тема: «Автоматизация звука [р] в словах, предложениях и чистоговорках».

Цель: автоматизировать звук [р] в словах, предложениях и чистоговорках.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- закрепить чёткое произношение звука [р] в словах, предложениях и чистоговорках;

- закрепить умение отвечать полным предложением;

Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать речевое дыхание и силу голоса;

- развивать артикуляционный аппарат и подвижность лицевой мускулатуры;

- развивать мелкую моторику рук (с помощью пружинок Су-Джок);

- развивать процессы внимания, памяти, мышления;

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать усидчивость, старательность при выполнении заданий.

Оборудование: зеркало, разрезные картинки, плоскостная фигурка мальчика, пружинка Су-Джок.

Занятие с ребёнком 6,5 лет занимающимся на логопедическом пункте. На данный момент имеет затруднения в проговаривании звука в самостоятельной спонтанной речи. (Сопряженное и отраженное проговаривание звука в словах, словосочетаниях, предложениях в разных позициях не вызывает затруднения).

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

- Здравствуй, рада тебя видеть. Сегодня на занятии мы будем учиться правильно произносить звук [р]. Для того чтобы наш язычок работал хорошо, и мы смогли чётко и верно произносить все слова, нужно выполнить артикуляционную гимнастику.

     2.  Артикуляционная гимнастика.

Блинчик
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти — десяти.

Чьи зубы чище?

Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.  

Маляр 
Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.  


Грибок
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка — его ножку.)

Лошадка
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). 

-Молодец, теперь твой язычок сможет сказать даже самые сложные слова!

  1. Развитие зрительного праксиса.

-Сегодня к нам на занятие пришёл мальчик Макар.

(Логопед показывает картинку мальчика).

- Он принёс нам игру. Посмотри, перед тобой картинки, собери их верно и получится целое изображение.

Ребёнок собирает из частей целую картинку.

    4. Проговаривание слов со звуком [р].

- Молодец, ты верно собрал картинку, а теперь назови всё, что здесь изображено.

Ребёнок по очереди называет все предметы на картинке.

  1. Проговаривание предложений со звуком [р].

- А сейчас мы поиграем в игру: «Что есть у Макара».

Послушай, как скажу я: «У Макара топор».

Повтори так про каждую картинку.

Ребёнок повторяет предложение по каждой картинке. Если ошибается или затрудняется сказать, то логопед даёт повторно верный пример.

У Макара рыба.

У Макара ракета.

У Макара кенгуру.

У Макара веер.

У Макара барабан.

У Макара пирамидка.

У Макара морковь.

У Макара трамвай.

У Макара рак.

У Макара помидор.

  1. Проговаривание чистоговорок со звуком [р] и одновременным массажем пальцев рук пружинкой Су-Джок.

- Молодец, ты всё сказал правильно. Давай выучим весёлую чистоговорку про Макара.  Поможет нам в этом пружинка Су-Джок.

(Ребёнок вслед за логопедом выполняет движения массажа пальцев и повторяет слова чистоговорки).

МАКАР
Ар-ар-ар - на базар пошел Макар.
Ор-ор-ор - он купил себе топор.
Ыр-ыр-ыр - для хозяйки вкусный сыр.

Ёр-ёр-ёр - дочке красочный ковер.
Ир-ир-ир - а для бабушки - кефир.

     7. Подведение итога занятия.

- Ты сегодня очень постарался, выполнил все задания. Что тебе сегодня больше всего понравилось? Какие задания показались сложными?

- Макару очень понравилось с нами заниматься. Он приготовил тебе подарок.

Ребёнок получает раскраску и идёт в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] с использованием потешек

Устное народное творчество неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Фольклор незаменим в овладении родным языком, так как он содержит прекрасные образцы речи. Испо...

Методическая разработка индивидуального коррекционно-развивающего занятия на тему: «Развитие познавательных процессов старшего дошкольника с ОВЗ»

Основной целью данного занятия является оказание помощи  ребенку с ОВЗ в усвоении программного материала, в развитии и корректировке познавательных и интеллектуальных процессов, а также разв...

Методическая разработка индивидуального логопедического занятия

В данной разработке  представлена работа логопеда по автоматизации звука "Р" в прямых слогах, словах и чистоговорках. Включены интересные игровые приёмы, а также задания для развития сл...

Методическая разработка индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация звуков [Л]-[Л`] в словах и предложениях»

Индивидуальное занятие проводится с детьми старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи. У данной категории детей отмечаются выраженные отклонения в формировании как произн...

Методическая разработка индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука «З» изолированно, в слогах, словах».

Методическая разработка индивидуального логопедического занятия на тему:«Автоматизация звука «З» изолированно, в слогах, словах»....

Методическая разработка индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в словах, словосочетаниях, фразах «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ БУКВЫ Р».

Данная метолическая разработка представляет собой конспект индивидуального логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста по автоматизации звука Р в слогах, словах, преждложениях....