Методическая разработка индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] с использованием потешек
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему
Устное народное творчество неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Фольклор незаменим в овладении родным языком, так как он содержит прекрасные образцы речи. Использование малых жанров фольклора в коррекционной логопедической работе с детьми способствуют: нормализации просодической и интонационной стороны речи, развитию связной речи, пополнению словаря, совершенствованию фонематического восприятия, коррекции звукопроизношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kamovamr_konspekt_ind._zanyatiya_.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш]
с использованием потешек
Камовой Мадины Рашидовны,
учитель-логопед, город Москва
Устное народное творчество неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Фольклор незаменим в овладении родным языком, так как он содержит прекрасные образцы речи. Использование малых жанров фольклора в коррекционной логопедической работе с детьми способствуют: нормализации просодической и интонационной стороны речи, развитию связной речи, пополнению словаря, совершенствованию фонематического восприятия, коррекции звукопроизношения.
Наибольшей популярностью у коррекционных педагогов пользуются потешки, песенки-приговорки, сопутствующие игре с пальцами, руками и ногами ребенка. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребенка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. Широко известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга положительно сказывается на становлении детской речи, повышает работоспособность ребенка, его внимание и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность.
Потешки делают процесс логопедической коррекции как можно интереснее и увлекательнее, что способствует скорейшему достижению требуемых результатов.
В данной методической разработке описан опыт работы по речевому развитию, как одному из пяти приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС ДО.
Тема: Автоматизация звука [Ш] с использованием потешек
Цель: закрепление в речи звука [Ш].
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закреплять знания ребенка об артикуляционных особенностях звука [Ш];
- закреплять понятие "согласный, глухой звук".
Коррекционно-развивающие:
- упражнять в правильном произношении звука [Ш] изолированно, в слогах, словах, стихотворных текстах;
- совершенствовать артикуляционную моторику путем выполнения артикуляционной гимнастики;
- развивать фонематическое восприятие, просодическую сторону речи;
- развивать речеслуховое внимание, мышление, память, мелкую и общую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитать желание говорить красиво, правильно и выразительно;
- расширять словарный запас старорусскими словами.
Предварительная работа:
- развитие просодической стороны речи;
- обучение артикуляционной гимнастике;
- постановка звука [Ш];
- игры и упражнения на развитие фонематического слуха;
Оборудование: фольклорный текст потешки «Киселек» и русской народной игры «Маланья», загадка про змею, картинка с изображением змеи, зеркало.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Учитель-логопед: Отгадай загадку:
Извивается, шипит
И на солнышке блестит,
Длинный хвост и чешуя
Называется … (змея)
2. Введение в тему.
Учитель-логопед: Наша змейка очень торопится домой к своим маленьким змеенышам. Помоги ей добраться до своего домика. Проводи пальчиком по дорожке, отчетливо произнося звук Ш-Ш-Ш…
Ребенок: Ш-Ш-Ш…
Учитель-логопед: Сегодня змейка будет помогать тебе произносить правильно этот звук.
А) Артикуляционная гимнастика. Учитель-логопед: Чтобы правильно и красиво произносить этот звук, давай выполним гимнастику для языка, а змейка сможет наблюдать за нами.
- «Улыбка», «Заборчик», «Хоботок», «Бублик», «Накажем непослушный язычок», «Лопаточка», «Чашечка», «Вкусное варенье».
Учитель-логопед: Давай подуем теплым воздухом на ладони, погреем их. Произносим ш-ш-ш на одном дыхании.
Ребенок: Ш-Ш-Ш…
Б) Артикуляция и характеристика звука [Ш].
Учитель-логопед: В каком положении находятся губы, когда мы произносим звук [ш]? (губы округлены и выдвинуты вперед).
Где находится язычок? (Широкий язык поднят вверх, боковые края язык прижимаются к верхним зубам).
Воздух встречает преграду? (Да)
Значит, звук [ш] какой? Согласный или гласный? (согласный)
Проверяем: дрожит горлышко или нет? (нет)
Значит, звук [ш] какой? (глухой)
Он еще всегда твердый.
В) Проговаривание чистоговорок со звуком [Ш].
Учитель-логопед: Змейка очень обрадуется если мы с тобой проговорим чистоговорки со звуком [Ш]:
ШИ-ШИ-ШИ – что-то шепчут камыши.
ШЕ-ШЕ-ШЕ – это утка в камыше.
ША-ША-ША – выходи из камыша!
ШЕ-ШЕ-ШЕ – нет уж утки в камыше.
ШИ-ШИ-ШИ – что же шепчут камыши?
3. Основная часть. Работа с текстом потешки «Киселек».
Учитель-логопед: Сегодня мы с тобой разучим потешку, которую придумали давным-давно русские люди. С помощью потешек взрослые играли с маленькими детьми, с их пальчиками и ручками. При этом приговаривали (выразительное чтение текста логопедом, с показом движений руками):
Бабушка кисель варила
На горушечке,
В черепушечке
Для Андрюшечки.
Летел, летел соколок,
Через бабушкин порог.
Вот он крыльями забил,
Бабушкин кисель разлил.
Вот и нету киселька
В черепушечке
У старушечки
На горушечке.
Бабка плачет: «Ай, ай, ай!»
Не плачь, бабка, не рыдай!
Чтоб ты стала весела,
Мы наварим киселя
Во-о-от сколько!
Учитель-логопед: Какие слова со звуком [Ш] тебе запомнились из потешки?
Ребенок: бабушка, горушечка, черепушечка, Андрюшечка, старушечка.
Учитель-логопед: А теперь ты, наверное, устал (а), давай с тобой немного подвигаемся. Предлагаю тебе сыграть со мной в русскую народную игру «Маланья».
4. Физкультурная минутка.
У Маланьи, у старушки | Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху. |
Жили в маленькой избушке | Сложить руки углом, показать «избушку». |
Семь сыновей, | Показать семь пальцев. |
Все без бровей, | Очертить брови пальцами. |
Вот с такими носами, | Показать длинный нос двумя ладонями с растопыренными пальцами. |
Вот с такими усами, | Очертить пальцами длинные «гусарские» усы. |
Вот с такими ушами, | Растопыренные ладони поднести к ушам. |
Вот с такой головой, | Очертить большой круг вокруг головы. |
Вот с такой бородой! | Показать руками большую окладистую бороду. |
Они не пили, не ели, | Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой – «ложку». |
На Маланью все глядели, | Держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами. |
И все делали вот так… | Ребенок показывает какое – либо придуманное действие |
5. Повторное воспроизведение потешки логопедом с совмещением речи и движений руками.
Бабушка кисель варила | Правая рука помешивает «кисель». |
На горушечке, | Кончики пальцев левой и правой руки соединяются, руки расходятся под углом. |
В черепушечке | Округленные ладони, смыкаясь, образуют горшок-черепушечку. |
Для Андрюшечки. | Ладонь правой руки ложится на грудь. |
Летел, летел соколок, | Ладони скрещиваются, большие пальцы рук зацепляются друг за друга. |
Через бабушкин порог. | Скрещенные ладони помахивают, как крылья. |
Вот он крыльями забил, Бабушкин кисель разлил. | Руки несколько раз сильно ударяют по бокам, затем вытягиваются вперед и вниз, пальцы растопыриваются. |
Вот и нету киселька | Руки разводятся в стороны. |
В черепушечке | Руки снова показывают горшок-черепушечку. |
У старушечки На горушечке. | Руки вновь показывают гору. |
Бабка плачет: «Ай, ай, ай!» | Руки «утирают слезы». |
Не плачь, бабка, не рыдай! | Указательный палец правой руки «грозит бабке». |
Чтоб ты стала весела, Мы наварим киселя | Правая рука снова «помешивает кисель». |
Во-о-от сколько! | Руки расходятся широко в стороны. |
6. Воспроизведение потешки ребенком с помощью логопеда путем подсказки ключевых слов и движений.
7. Воспроизведение потешки ребенком.
8. Итог занятия.
Учитель-логопед: С каким звуком мы сегодня играли! Какую потешку узнали!
Ребенок: со звуком [Ш], а узнали потешку «Киселек».
Литература
- Аникин, В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор/ В.П. Аникин. М.: Учпедгиз, 1957. – 240 с.
- Пескишева, Т.А. Использование малых фольклорных форм в логопедической работе с детьми 4-7 лет с общим недоразвитием речи: диссертация … кандидата педагогических наук. Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т. – Москва, 2008. – 179 с.
- Приходько, О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. СПб.: КАРО, 2010. – 160 с.
- Рузина, М.С. Страна пальчиковых игр. Развивающие игры для детей и взрослых. - СПб.: Кристалл, 2000 – 176 с.
- Успенская, Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 1992 – 224 с.
- Яковлева, Н.Н. Фольклорный материал для дифференциации и автоматизации звуков. – СПб.: Детство-Пресс, 2013 – 208 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [ Ч] с использованием компьютерной программы «Учимся говорить правильно».
Тема. Автоматизация звука (Ч) в словах, применяя компьютерную программу «Учимся говорить правильно».Цель:- закрепление правильного употребления звука (Ч) в словах;- совершенствование работ...
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р]. С использованием компьютерных технологий.
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р]. Жильцова О.В., учитель-логопед, ГБОУ г. Москвы «Школа №306» структурное подразделение №3 /д/сад №1539/ Цели: 1) коррекционн...
КОНСПЕКТ индивидуального логопедического занятия Тема: «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях». (с использованием здоровьесберегающих технологий «Песочная терапия»).
Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях....
Методическая разработка индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация звуков [Л]-[Л`] в словах и предложениях»
Индивидуальное занятие проводится с детьми старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи. У данной категории детей отмечаются выраженные отклонения в формировании как произн...
Методическая разработка индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука «З» изолированно, в слогах, словах».
Методическая разработка индивидуального логопедического занятия на тему:«Автоматизация звука «З» изолированно, в слогах, словах»....
Методическая разработка индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в словах, словосочетаниях, фразах «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ БУКВЫ Р».
Данная метолическая разработка представляет собой конспект индивидуального логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста по автоматизации звука Р в слогах, словах, преждложениях....
Методическая разработка индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [л] в слогах, словах "Приключения Лунтика".
Методическая разработка индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [л] в слогах, словах....