Методическая разработка индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в словах, словосочетаниях, фразах «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ БУКВЫ Р».
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Данная метолическая разработка представляет собой конспект индивидуального логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста по автоматизации звука Р в слогах, словах, преждложениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_rozhdeniya_bukvy_r.docx | 28.92 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад общеразвивающего вида № 115»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
индивидуального логопедического занятия
с детьми старшего дошкольного возраста
по автоматизации звука [Р] в словах, словосочетаниях, фразах
«ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ БУКВЫ Р»
2023-2024 учебный год
Подготовила: учитель-логопед, ВКК
Ююкина Ирина Вячеславовна
город Воронеж
Цели: Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- уточнение артикуляции и характеристики звука [Р]
- закрепление правильной артикуляции в слогах, словах и предложениях;
- упражнять в подборе слов к звуковым схемам;
- упражнять в образовании родственных слов к слову ТИГР;
Коррекционно-развивающие:
- развитие межполушарного взаимодействия;
- развитие фонематического восприятия;
- развитие навыков звукового анализа;
- развитие памяти, внимания, мышления;
- развитие воздушной струи;
- развитие мелкой и крупной моторики;
- повышение познавательной активности и работоспособности ребенка.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать любознательность, навыки самоконтроля, организованность в работе.
Оборудование: ноутбук, презентация, мелодия для артикуляционной гимнастики, дыхательный тренажёр «Торт со свечами», разрезанная буква Р, ракушки с картинками, рабочий лист для обведения «мыльных пузырей», мнемокарточки для подбора родственных слов, игра с фонариком «Что в коробке», игра с липучками «Собери бутерброд».
Структура занятия:
I. Организационный момент. Сообщение темы занятия
II. Основная часть:
- Артикуляционная гимнастика и дыхательное упражнение
- Анализ артикуляции и характеристика звука
- Закрепление правильного произношения звука в слогах. Развитие межполушарного взаимодействия.
- Закрепление правильного произношения звука в словах. Подбор рифм.
- Закрепление навыка звукового анализа (подбор слов к схемам)
- Подбор родственных слов (с опорой на мнемокарточки).
- Закрепление правильного произношения звука в предложении. «Исправь предложение»
- Закрепление правильного произношения звука в предложении
«Что в коробке» (игра с фонариком)
- Закрепление правильного произношения звука в предложении
«Собери бутерброд» (игра на липучках)
III. Итог занятия. Рефлексия.
Ход занятия:
I. Организационный момент. Сообщение темы занятия.
Логопед: Сегодня у одной буквы День Рождения. Она узнала. Что ты научился произносить ее звук и поэтому приглашает на свой праздник! Но чтобы узнать какая это буква, тебе нужно ее собрать. (ребенок собирает разрезанную букву).
Ребенок: Это буква Р (слайд 2 – буква Р).
Логопед: Какой звук она обозначает?
Ребенок: Звук Р.
Логопед: Верно! Мы отправимся на День Рождения к букве Р (на экране ноутбука появляется буква Р). Чтобы праздник прошел весело, друзья буквы Р подготовили интересные игры.
II. Основная часть
1.Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
Логопед: Прежде чем отправиться на праздник, необходимо хорошенько размяться, сделать гимнастику для язычка (под музыку выполняются артикуляционные упражнения: «Окно», «Заборчик», «Трубочка», «Блинчики», «Вкусное варенье», «Качели», «Индюк», «Маляр», «Лошадка», «Дятел». Выполнение упражнений происходит без зеркала и сопровождается движением пальцев обеих рук).
Логопед: Мы с тобой подарим букве Р торт, помоги ей задуть свечки на нем.
2. Анализ артикуляции и характеристика звука.
Логопед: Давай вспомним, что происходит с язычком, когда мы произносим звук [Р]
Ребенок: язычок поднимается за верхние зубки и дрожит (ребенок громко произносит звук Р).
Логопед: Какой звук [Р]?
Ребенок: Звук [Р] – согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом (с опорой на схему).
3. Автоматизация звука в слогах. Развитие межполушарного взаимодействия.
Логопед: Давай подарим букве Р мыльные пузыри, обводи их двумя руками одновременно и проговаривай слоги, которые в них написаны.
4. Автоматизация звука [Р] в словах. «Рифмы» (слайд 3 – изображение Русалочки).
Логопед: Русалочка подготовила игру с ракушками. На ракушках нарисованы картинки, тебе надо подобрать пары картинок, названия которых рифмуются и, прыгая по «морскому дну», «спрятать» их в водорослях (роль морского дна выполняют пазлы-коврики выложенные в виде классиков).
Пары картинок на ракушках: трава–дрова, самовар – комар, помидор –мухомор, нора – гора, ворона – корона, ракушка – ватрушка.
5. Звуковой анализ (подбор слов к схеме).
Логопед: На День Рождения к букве Р спешили еще гости, но злой волшебник захватил их и посадил в клетку. Поможем им? Вначале давай посмотрим кто же спешил к букве Р (слайд 4 – на экране жираф, тигр, крот в клетке). Как назвать одним словом, кто это? (ответ ребенка). Чтобы освободить одного из них надо определить название, какого животного зашифровано на первой схеме.
Ребенок: Это жираф.
Логопед: Верно (слайд 5), посмотри, теперь название, какого животного зашифровано(слайд 6 – звуковая схема слова «крот»).
Ребенок: Это крот.
Логопед: Молодец (слайд 7). Кто же остался в заточении?
Ребенок: Тигр
6. Подбор однокоренных слов.
Логопед: Чтобы его освободить, надо подобрать родственные слова к слову ТИГР, наши карточки-подсказки тебе помогут.
Ребенок с опорой на мнемокарточки подбирает однокоренные слова: тигрица, тигренок, тигреночек, тигрята, тигриный, тигрище.
Логопед: ты молодец (слайд 8 – изображение всех животных без клетки), освободил всех животных и они могут отправляться на праздник к букве Р!
- Закрепление правильного произношения звука Р в предложениях. «Исправь предложение» (слайд 9 – изображение Буратино)
Логопед: Буратино решил подарить букве Р открытки и подписал их, но все перепутал. Найди подходящую картинку и исправь ошибки.
Дорога едет по грузовику.
Градусник держит доктора.
Пассажиры везут трамвай.
Забор красит Рому.
Куры кормят Марусю.
Мурка рычит на Барбоса.
(логопед читает предложение, ребенок находит подходящую картинку и исправляет предложение).
- Закрепление правильного произношения звука Р в предложениях.
«Что в подарочной коробке» (игра с фонариком)(слайд 10 – изображение Чебурашки)
Логопед: Чебурашка сложил подарки всех гостей для буквы Р в коробки. Давай посмотрим, что же в этих коробках (ребенок составляет предложения: «Чебурашка положил в подарочную коробку….») (слово «положил» использовать только при правильном произнесении звука Л)
- Закрепление правильного произношения звука Р в предложениях.
Логопед: Вот все друзья вместе (слайд 11). Давай угостим друзей буквы Р бутербродами.
Ребенок выбирает карточку с изображение бутерброда. Рассказывает, какой бутерброд на ней изображен и из всех компонентов, в произвольном порядке разложенных на столе, выбирает нужные и составляет из них бутерброд, накладывая «ингредиенты» друг на друга, как на настоящем бутерброде.
III. Итог занятия. Рефлексия.
Логопед: Ты молодец! Ну вот, наше занятие подошло к концу. Буква Р очень довольна своим праздником! Тебе было интересно? (Ответ ребенка)
Что больше всего тебе понравилось? (Ответ ребенка)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в словах .
В конспекте используются различные игровые приёмы помогающие закрепить звук[ Р] в словах....
Методическая разработка индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] с использованием потешек
Устное народное творчество неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Фольклор незаменим в овладении родным языком, так как он содержит прекрасные образцы речи. Испо...
КОНСПЕКТ Фронтального подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука Р в словах и фразах для детей с ТНР
Тема занятия: «Морские и озерные обитатели» Цель: автоматизация звука [р] в словах и фразах и развитие лексико-грамматического строя по теме.Задачи:коррекционно-образовательные:- автоматиз...
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [р] в словах и словосочетаниях «Школа юных поварят»
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [р] в словах и словосочетаниях «Школа юных поварят»...
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] в словах и словосочетаниях
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] в словах и словосочетаниях...
Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах словосочетаниях, предложениях и связной речи.
Закрепление правильного произношения звука [Л] в словах словосочетаниях, предложениях и связной речи....
Методическая разработка индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [л] в слогах, словах "Приключения Лунтика".
Методическая разработка индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [л] в слогах, словах....
- Мне нравится (1)