Методическая разработка индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация звуков [Л]-[Л`] в словах и предложениях»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Индивидуальное занятие проводится с детьми старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи. У данной категории детей отмечаются выраженные отклонения в формировании как произносительной стороны речи, так и ее восприятия. Характерной особенностью фонетической стороны речи этих детей является не только неправильное произношение звуков, но их перестановка, замены, пропуски, что значительно снижает внятность речи, усугубляет ее смазанность и неотчетливость.
Данная методическая разработка представлена в рамках систематической логопедической работы с воспитанниками коррекционной группы. В образовательной деятельности сочетаются как учебные, так и игровые методы воспитания и обучения. Использование наглядного материала помогает сделать образовательную деятельность разнообразной, эмоционально-приятной, динамичной, не утомительной, что позволяет эффективно корректировать речевые нарушения у воспитанников группы компенсирующей направленности.
Поскольку ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то в методическую разработку игры, игровые упражнения, игровые задания, повышающие умственную активность, совершенствующие речевые навыки, способствующие развитию психических процессов, повышению эмоциональной активности воспитанников, имеющих речевые нарушения. Весь образовательный процесс с включением «игровых технологий» воспринимается детьми, как естественное продолжение их игровой деятельности.
В основу методической разработки заложен системно-деятельностный подход, который базируется на обеспечении соответствия образовательной деятельности возрасту воспитанников, их индивидуальным особенностям, предусматривает разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие каждого ребенка, обеспечивает рост речевого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм образовательного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Данное методическая разработка в своей структуре содержит «здоровьесберегающие технологии» (физкультминутка, пальчиковая гимнастика, зрительная гимнастика, упражнение на дыхание), которые направлены на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие речевого дыхания, расслаблению зрительной системы, созданию положительного эмоционального фона и, как следствие, повышению работоспособности воспитанников и усилению их познавательной активности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_metodicheskoy_razrabotki.doc | 81 КБ |
Приложение №2 | 388.91 КБ |
Приложение №3 | 419.64 КБ |
Приложение №5 | 638.4 КБ |
Приложение №6 | 201.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения
«Детский сад «Аленушка» г. Строитель Яковлевского городского округа»
Методическая разработка
индивидуального логопедического занятия по теме:
«Автоматизация звуков [Л]-[Л`] в словах и предложениях»
Стецура Мария Сергеевна,
учитель-логопед
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад «Аленушка» г.Строитель Яковлевского городского округа»
Пояснительная записка
Индивидуальное занятие проводится с детьми старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи. У данной категории детей отмечаются выраженные отклонения в формировании как произносительной стороны речи, так и ее восприятия. Характерной особенностью фонетической стороны речи этих детей является не только неправильное произношение звуков, но их перестановка, замены, пропуски, что значительно снижает внятность речи, усугубляет ее смазанность и неотчетливость.
Данная методическая разработка представлена в рамках систематической логопедической работы с воспитанниками коррекционной группы. В образовательной деятельности сочетаются как учебные, так и игровые методы воспитания и обучения. Использование наглядного материала помогает сделать образовательную деятельность разнообразной, эмоционально-приятной, динамичной, не утомительной, что позволяет эффективно корректировать речевые нарушения у воспитанников группы компенсирующей направленности.
Поскольку ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то в методическую разработку игры, игровые упражнения, игровые задания, повышающие умственную активность, совершенствующие речевые навыки, способствующие развитию психических процессов, повышению эмоциональной активности воспитанников, имеющих речевые нарушения. Весь образовательный процесс с включением «игровых технологий» воспринимается детьми, как естественное продолжение их игровой деятельности.
В основу методической разработки заложен системно-деятельностный подход, который базируется на обеспечении соответствия образовательной деятельности возрасту воспитанников, их индивидуальным особенностям, предусматривает разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие каждого ребенка, обеспечивает рост речевого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм образовательного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Данное методическая разработка в своей структуре содержит «здоровьесберегающие технологии» (физкультминутка, пальчиковая гимнастика, зрительная гимнастика, упражнение на дыхание), которые направлены на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие речевого дыхания, расслаблению зрительной системы, созданию положительного эмоционального фона и, как следствие, повышению работоспособности воспитанников и усилению их познавательной активности.
Методическая разработка индивидуального логопедического занятия
с воспитанником старшего дошкольного возраста
Ф.И.О. учителя-логопеда | Стецура Мария Сергеевна |
Возрастная группа | Старшая группа |
Образовательная область | «Речевое развитие» |
Интеграция ОО | «Познавательное развитие» |
Тип занятия | Закрепление, активизация полученных знаний |
Тема занятия | Автоматизация звука [л'], [л] в словах и предложениях. |
Цель | Закрепить навык правильного произношения звука [л'], [л] в словах и предложениях |
Задачи | *Уточнить и закрепить правильное произношение звука [л'], [л] в словах, предложениях. *Развивать фонематический слух. *Развивать речевое дыхание. *Развивать силу голоса. *Закреплять умение делить слова на слоги. *Формировать практические умения и навыки использования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речи. *Воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься. |
Планируемые результаты | *Проявлять речевую активность, способность взаимодействовать с окружающими, желание общаться с помощью слова, стремится к расширению понимания речи. *Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; *Контроль и саморегуляция. *Способность к устойчивому эмоциональному контакту со взрослым и сверстниками. |
Используемые технологии | *Технология на основе системно-деятельностного подхода. *Здоровьесберегающие технологии. *Игровая технология. |
Развивающая предметно-пространственная среда | *Зеркало. *Игровое поле «Таинственный замок» с его жителями. *Фонарик. *Наглядный материал на развитие графических навыков «Учимся писать с паучками». *Игра «Чья тень?» *Наглядный материал на звуки [л'], [л]. |
Организационная структура и содержание методической разработки
1.Организационный этап: создать условия для возникновения у воспитанника внутренней потребности включения в образовательную деятельность, формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении.
Учитель-логопед приглашает ребенка в свой кабинет.
Игра-приветствие:
Утром солнышко проснулось
Потянулось, потянулось.
Свои лучики раскрыло
Всем улыбки подарила.
Оглядело все вокруг
Слева друг, справа друг.
День с улыбки начинайте,
Всем здоровья пожелайте.
Учитель-логопед и ребенок произносят слова, приветствуя друг друга.
2. Мотивационно-ориентировочный этап: мотивация к деятельности.
Учитель-логопед обращает внимание ребенка на беспорядок на столе.
-Как ты думаешь, что произошло? Кто мог навести такой беспорядок на моем столе? (предположения ребенка)
Я догадываюсь, что этот беспорядок навели жители Таинственного замка (показ игрового поля – Приложение №1), которые днем спят, а ночью просыпаются. Они очень любят шалить и играть. Я знаю, что ты тоже очень любишь играть, поиграем вместе?
3. Практический этап: закрепление полученных знаний в речевой деятельности.
3.1. Артикуляционная гимнастика с использованием игрового поля.
- Давай заглянем в окошки и посмотрим, что же там есть. А поможет нам в этом волшебный фонарик.
Ребенок с помощью фонарика подсвечивает окошки на игровом поле и выполняет артикуляционную гимнастику в соответствии с увиденной картинкой («Блинчик», «Лошадка», «Гармошка», «Качели», «Лягушка», «Грибок», «Индюк», «Чашечка»).
3.2. Дыхательная гимнастика с использованием игрового поля.
Посмотри внимательно, кто живет в Таинственном замке? Правильно, Паучок, который очень любит качаться на своей паутинке. Давай раскачаем его (ребенок дует на Паучка, педагог следит за тем, чтобы ребенок набирал воздух через нос, а выдох делал через рот, не надувая щек).
3.3. Упражнение на развитие высоты, силы голоса.
- Когда Паучок спускается на паутинке вниз – громко кричит «ЛА-ЛА-ЛА», а вот когда поднимается вверх – тихо шепчет «ла-ла-ла».
Давай это сделаем вместе с Паучком!
3.4. Пальчиковая гимнастика «Паук».
А ты знаешь, сколько у паука лап? (ответ ребенка) Пауки различаются размерами, окрасом, количеством глаз и иными признаками, но у всех пауков одинаковое количество ножек – ровно 8.
Диво дивное паук:
Восемь ног
И восемь рук! (соединяем пальцы рук между собой)
Если надо наутек -
Выручают восемь ног («убегаем» пальцами рук по столу)
Сеть плести за кругом круг-
Выручают восемь рук (пальцы рук переплетаются между собой)
Если злится почему-то,
Словно все кругом враги, (руки кладем тыльной стороной на стол и сжимаем-разжимаем кулачки)
Спину горбит, смотрит люто, - (изображаем руками «спинку», упражнение очки)
Значит, встал не с той ноги («шагаем» ладошками по столу).
3.5. Упражнение на развитие графических навыков «Учимся писать с паучками» (Приложение №2).
- Паучок в Таинственном замке живет не один, у него много друзей. Сосчитай, сколько друзей у Паучка? (5).
Давай поможем друзьям Паучка добраться до паутинок (ребенок с помощью маркера выполняет задание на развитие графических навыков).
3.6. Упражнение на развитие слогового анализа (с использованием игрового поля)
Жители Таинственного замка – Привидения, совсем заскучали. Они что-то спрятали, давай посмотрим, что же там (ребенок отодвигает картинки с Приведениями и называет, что там нарисовано).
Давай вместе с героями поймаем в этих словах звук [л] – Луна, Лак, поЛотенце, моЛоток.
Оказывается, Приведения совсем не умеют делить слова на слоги. Как им помочь? Совершенно верно, научим их этому: ЛУ-НА, ЛАК, ПО-ЛО-ТЕН-ЦЕ, МО-ЛО-ТОК.
3.7. Автоматизация звуков [л'], [л] в словах с использованием загадок
- Посмотри, какой урожай собрали Приведения. Тыквы у них не простые, а с загадками. Под каждой тыквой спряталась загадка, давай попробуем с тобой их отгадать:
*Светит ночью нам она
Эта желтая….(Луна)
*Время года знаем это
За весной приходит….(Лето)
*В огород пришли ребята,
Будет им нужна… (Лопата)
*Стали ёлки до небес
Вырос так еловый…(Лес)
*В дождь гулять ничуть не хуже,
Если есть большие…(Лужи)
*Падают с ветки золотые монетки…(Листья)
*Показал огромный зев
На арене цирка…(Лев)
3.8. Визуально-ритмический ряд «Следы». Автоматизация звука [л'] в предложениях (Приложение №3)
А пока мы с тобой отгадывали загадки, кто-то пробежал и оставил следы (ребенок отгадывает, чьи это следы). Как ты думаешь, какие следы оставила кошка, а какие котенок? Давай с тобой прохлопаем дорожки, которые оставили кошка с котенком. Если след большой - хлопаем громко, если след маленький - тихо.
3.9. Физкультминутка «Кошка»
Вот окошко распахнулось, (Разводит руки в стороны.)
Кошка вышла на карниз. (Имитирует мягкую, грациозную походку кошки.)
Посмотрела кошка вверх. (Смотрит вверх.)
Посмотрела кошка вниз. (Смотрит вниз.)
Вот налево повернулась. (Смотрит влево.)
Проводила взглядом мух. (Взглядом проводят «муху» от левого плеча к правому.)
Потянулась, улыбнулась
И уселась на карниз. (Ребенок приседает.)
3.10. Упражнение «Чья тень?» (Приложение №4)
- Посмотри, какая большая луна вышла из-за туч. Луна посветила на дорожки, и появились тени. Отгадай, где, чья тень? (ребенок выполняет задание).
3.11. Автоматизация звуков [л'], [л] в предложениях. Игра «Летучие мыши» (Приложение №5)
Тем временем наступило утро, и летучие мышки возвращаются в Таинственный замок. Отгадай, что летучие мыши видели, пока летали ночью.
Ребёнок составляет предложения и прячет мышку на игровом поле в кармашек – обманку.
Летучая мышь видела…..
Речевой материал: пчела, салат, лодка, халат, ласточка, лавка, лимон, победители, палатка, фасоль, футболист, мотылек.
4. Рефлексивно-оценочный этап: создавать условия, обеспечивающие формирование навыков самоконтроля.
*Тебе понравилось играть с жителями Таинственного замка?
*Чем мы сегодня занимались?
*Что тебе понравилось?
*Что было сложным?
Ты знаешь, жители Таинственного замка довольны тем, как ты занимался, и они обязательно придут к нам в гости в следующий раз. И еще они пообещали, что больше не будут наводить беспорядок на моем столе.
А еще они дарят тебе веселые задания, которые ты выполнишь дома вместе с мамой (Приложение №6).
Мне очень понравилось общаться с тобой, давай на прощание подарим друг другу улыбку.
Список литературы:
- Азова Е.А., Чернова О.О. Учим звуки [л'], [л]. Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5-7 лет. 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 32 с. (Домашняя логопедическая тетрадь).
- Коноваленко В.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. Приложение к комплекту тетрадей для закрепления произношения звуков у дошкольников. – 2-е изд., доп. – М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2020. - 16 с.
- Хотриева Т.В. Словесные дидапктические игры для старшего старшего дошкольного возраста с ТНР (с 6 до 7 лет). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. – 48 с. (Работаем по программе Н.В. Нищевой).
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка конспекта индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука Ш в словах» ( с использованием элементов метода песочной терапии).
Аннотация:Методическая разработка конспекта логопедического индивидуального занятия по автоматизации звука Ш в словах с использованием элементов метода песочной тер...
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука «С» в словах и предложениях».
В конспекте использован речевой материал для автоматизации звука "С" в словах и предложениях, включены задания на развитие фонематического слуха, тонкой и артикуляционной моторики, зрительной памяти, ...
КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Л В СЛОВАХ И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ»
конспект занятия...
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука [л] в словах, словосочетаниях, предложениях»
Закрепление четкого произношения [л] в словах, словосочетаниях, предложениях....
Методическая разработка индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука «З» изолированно, в слогах, словах».
Методическая разработка индивидуального логопедического занятия на тему:«Автоматизация звука «З» изолированно, в слогах, словах»....
Методическая разработка индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [л] в слогах, словах "Приключения Лунтика".
Методическая разработка индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [л] в слогах, словах....
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Автоматизация звука Л в словах и предложениях»
Конспект индивидуального логопедического занятия...