Проектная деятельность как особая форма развития детей групп компенсирующей направленности»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Проектная деятельность в детском саду стал одним из важнейших компонентов в организации непосредственной образовательной деятельности. "Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму" - так гласит китайская пословица. Действительно, только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает - "присваивает" знания и опыт. Как использовать возможности проектной деятельности в работе воспитателя? В чём особенность логопедических проектов?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_opyt.docx17.18 КБ

Предварительный просмотр:

Тасханова Лариса Равильевна,

воспитатель МАДОУ Детский сад «Золотая рыбка»

 «Проектная деятельность как особая форма развития детей групп компенсирующей направленности»

1.Проектная деятельность в детском саду стал одним из важнейших компонентов в организации непосредственной образовательной деятельности. "Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму" - так гласит китайская пословица. Действительно, только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает - "присваивает" знания и опыт. Как использовать возможности проектной деятельности в работе воспитателя? В чём особенность логопедических проектов?

2.Проект должен:

носить коррекционную направленность, то есть, участвуя в нем, дети должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения.

 быть направлен на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, навыков подготовки к учебной деятельности, правильного распределения времени, планирования и самоконтроля. Ребенок перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.

3. Проектная деятельность предоставляет ребенку уникальную возможность реализовать свои фантазии и соединить их с мечтой о взрослости. Работать над проектом способны дети разного уровня подготовленности. Главное - помочь ребенку поверить в свои силы. Наиболее полно и отчетливо воспринимается детьми то, что было интересно, то, что нашел и доказал сам.

   Всегда можно отыскать что-то интересное

   и увлекательное в повседневной жизни, в

   образовательном процессе, в процессе развития

   речи. Нужно только найти

   это и подать детям и

   побудить их самих

   к подобным находкам и

   открытиям.

4.    Довольно легко вписывается в систему проектной деятельности интеграция, поэтому мы включаем в логопедическую работу небольшие содержательные фрагменты разных видов деятельности: рисование, лепка, конструирование, аппликация. Интегрированное обучение дает детям возможность думать, творить, фантазировать, сочинять, познавать, развивать коммуникативные умения, обогащать словарь и формировать грамматические структуры речи. У детей развивается познавательная активность

5. Проектный метод можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии воспитателя логопедической группы с логопедом, музыкальным руководителем, физ. инструктором, родителями и самим ребенком.

6. В основе проектного метода лежат следующие принципы:

 - информационной достаточности (обогащение родителей, детей знаниями, конкретными приёмами и методами, которые могут быть применены в процессе работы);

 - взаимодействия (партнёрское взаимодействие между всеми участниками проекта);

поэтапности, системного подхода (поэтапная организация деятельности участников с реализацией на каждом этапе конкретных задач);

- деятельностного подхода (приобретение ребёнком знаний и навыков при подготовке к школьному обучению осуществляется через ведущий вид деятельности – игру);

- личностно-ориентированного подхода при взаимодействии с участниками процесса;

- открытости (открытость для инициативы и творчества каждого участника);

 - гибкости, свободы выбора (деятельность участников не ограничивается заданными рамками);

 - природосообразности (ориентирование на внутренний мир ребёнка, создание условий для самовыражения, реализации личностных качеств, развитие творческих способностей).

7. В логопедической группе детского сада краткосрочные проекты планируются по тематике, связанной с прохождением лексических тем, рекомендованных программой по коррекции речи. А также проекты, берущие начало в своей тематике различных праздников и мероприятий.

Например:

 по теме «Зимующие птицы» организован проект - «Синичкина столовая»;

по теме «Новый год» – проект: «Адвент календарь»;

по теме «Весна» – проект: «Огород на окне»;

 ко дню памяти А.С. Пушкина был организован проект «Путешествие по сказкам Пушкина»

К году культурного наследия народов России – проект: «Традиции русского чаепития» и т.д.

8. Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников и особенно детей с речевым недоразвитием, педагог координирует и направляет работу детей:

помогает выбрать наиболее актуальную и посильную для детей задачу на определенный отрезок времени;

  подсказывает, какие предметы и принадлежности можно использовать;

  планирует, какие занятия, игры и другие виды детской деятельности можно включить в план-схему проекта;

 определяет, каких специалистов можно привлечь к осуществлению соответствующих разделов проекта;

определяет, какую помощь в реализации проекта могут оказать родители.

9. Все проекты проводятся внутри группы, но бывают и индивидуальные проекты. Такие проекты, в основном, преобладают в изобразительном и словесном творчестве, когда ребенок составляет рассказ по определенной теме и рисует к этому рассказу иллюстрацию. Или наоборот, сначала рисует, а потом по этому рисунку рассказывает и представляет свой проект перед всей группой. При выполнении таких работ используются задания для самостоятельного выполнения и домашние задания с привлечением к работе родителей.

10. Вывод:

   Проектная деятельность способствует развитию у ребенка познавательных способностей, развитию творческого воображения, мышления, развитию коммуникативных навыков, метод активизирует взаимодействие детского сада и семьи, взаимодействие педагогов, помогает в формировании социально-личностных качеств ребенка – это самостоятельность, активность, ответственность, терпение, умение выслушивать друг друга, работать совместно в коллективе.

11. Основной целью групп компенсирующей направленности

    является формирование и развитие всех компонентов речи, поэтому, работая в этом направлении, нами совместно с детьми и родителями нашего детского сада «Золотая рыбка»

   создано и реализовано несколько творческих, социальных, игровых проектов.

12. спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет (образовательная область «Художественное творчество»).Тема: лепка из соленого теста"Зайки на полянке"

Тема: лепка из соленого теста «Зайки на полянке». Интегрируемые образовательные области: «Познание»,  «Художественное творчество», «Здоровье»,  «Физическая культура», «Чтение художестве...

Игры для развития речевого и познавательного развития детей группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Игры для развития речевого и познавательного развития детей группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в группе компенсирующей направленности. (Умственная отсталость, разновозрастная группа)

Художественно-эстетическое развитие - рисование цветными карандашами в разновозрастной группе компенсирующей направленности....

Модель организационной образовательной деятельности «Морское путешествие» (физическое развитие) (старшая группа компенсирующей направленности)

Цель: формирование двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями и потребности бережного отношения к своему здоровью в разнообразных формах двигательной...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию словаря у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периода Тема "Игрушки"

Конспекторганизованной образовательной деятельностипо формированию словаря  у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периода...