Проектная деятельность как особая форма развития детей групп компенсирующей направленности»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_opyt.docx | 17.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Тасханова Лариса Равильевна,
воспитатель МАДОУ Детский сад «Золотая рыбка»
«Проектная деятельность как особая форма развития детей групп компенсирующей направленности»
1.Проектная деятельность в детском саду стал одним из важнейших компонентов в организации непосредственной образовательной деятельности. "Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму" - так гласит китайская пословица. Действительно, только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает - "присваивает" знания и опыт. Как использовать возможности проектной деятельности в работе воспитателя? В чём особенность логопедических проектов?
2.Проект должен:
носить коррекционную направленность, то есть, участвуя в нем, дети должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения.
быть направлен на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, навыков подготовки к учебной деятельности, правильного распределения времени, планирования и самоконтроля. Ребенок перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.
3. Проектная деятельность предоставляет ребенку уникальную возможность реализовать свои фантазии и соединить их с мечтой о взрослости. Работать над проектом способны дети разного уровня подготовленности. Главное - помочь ребенку поверить в свои силы. Наиболее полно и отчетливо воспринимается детьми то, что было интересно, то, что нашел и доказал сам.
Всегда можно отыскать что-то интересное
и увлекательное в повседневной жизни, в
образовательном процессе, в процессе развития
речи. Нужно только найти
это и подать детям и
побудить их самих
к подобным находкам и
открытиям.
4. Довольно легко вписывается в систему проектной деятельности интеграция, поэтому мы включаем в логопедическую работу небольшие содержательные фрагменты разных видов деятельности: рисование, лепка, конструирование, аппликация. Интегрированное обучение дает детям возможность думать, творить, фантазировать, сочинять, познавать, развивать коммуникативные умения, обогащать словарь и формировать грамматические структуры речи. У детей развивается познавательная активность
5. Проектный метод можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии воспитателя логопедической группы с логопедом, музыкальным руководителем, физ. инструктором, родителями и самим ребенком.
6. В основе проектного метода лежат следующие принципы:
- информационной достаточности (обогащение родителей, детей знаниями, конкретными приёмами и методами, которые могут быть применены в процессе работы);
- взаимодействия (партнёрское взаимодействие между всеми участниками проекта);
поэтапности, системного подхода (поэтапная организация деятельности участников с реализацией на каждом этапе конкретных задач);
- деятельностного подхода (приобретение ребёнком знаний и навыков при подготовке к школьному обучению осуществляется через ведущий вид деятельности – игру);
- личностно-ориентированного подхода при взаимодействии с участниками процесса;
- открытости (открытость для инициативы и творчества каждого участника);
- гибкости, свободы выбора (деятельность участников не ограничивается заданными рамками);
- природосообразности (ориентирование на внутренний мир ребёнка, создание условий для самовыражения, реализации личностных качеств, развитие творческих способностей).
7. В логопедической группе детского сада краткосрочные проекты планируются по тематике, связанной с прохождением лексических тем, рекомендованных программой по коррекции речи. А также проекты, берущие начало в своей тематике различных праздников и мероприятий.
Например:
по теме «Зимующие птицы» организован проект - «Синичкина столовая»;
по теме «Новый год» – проект: «Адвент календарь»;
по теме «Весна» – проект: «Огород на окне»;
ко дню памяти А.С. Пушкина был организован проект «Путешествие по сказкам Пушкина»
К году культурного наследия народов России – проект: «Традиции русского чаепития» и т.д.
8. Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников и особенно детей с речевым недоразвитием, педагог координирует и направляет работу детей:
помогает выбрать наиболее актуальную и посильную для детей задачу на определенный отрезок времени;
подсказывает, какие предметы и принадлежности можно использовать;
планирует, какие занятия, игры и другие виды детской деятельности можно включить в план-схему проекта;
определяет, каких специалистов можно привлечь к осуществлению соответствующих разделов проекта;
определяет, какую помощь в реализации проекта могут оказать родители.
9. Все проекты проводятся внутри группы, но бывают и индивидуальные проекты. Такие проекты, в основном, преобладают в изобразительном и словесном творчестве, когда ребенок составляет рассказ по определенной теме и рисует к этому рассказу иллюстрацию. Или наоборот, сначала рисует, а потом по этому рисунку рассказывает и представляет свой проект перед всей группой. При выполнении таких работ используются задания для самостоятельного выполнения и домашние задания с привлечением к работе родителей.
10. Вывод:
Проектная деятельность способствует развитию у ребенка познавательных способностей, развитию творческого воображения, мышления, развитию коммуникативных навыков, метод активизирует взаимодействие детского сада и семьи, взаимодействие педагогов, помогает в формировании социально-личностных качеств ребенка – это самостоятельность, активность, ответственность, терпение, умение выслушивать друг друга, работать совместно в коллективе.
11. Основной целью групп компенсирующей направленности
является формирование и развитие всех компонентов речи, поэтому, работая в этом направлении, нами совместно с детьми и родителями нашего детского сада «Золотая рыбка»
создано и реализовано несколько творческих, социальных, игровых проектов.
12. спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектный метод как особая форма развития детей и организации целостного педагогического процесса.
Консультация для воспитателей...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет (образовательная область «Художественное творчество»).Тема: лепка из соленого теста"Зайки на полянке"
Тема: лепка из соленого теста «Зайки на полянке». Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Художественное творчество», «Здоровье», «Физическая культура», «Чтение художестве...
Организованная образовательная деятельность. Интегрированное итоговое занятие для детей группы компенсирующей направленности (6-7 лет) по теме: "Хлеб - всему голова"
Организованная образовательная область...
Игры для развития речевого и познавательного развития детей группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР
Игры для развития речевого и познавательного развития детей группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в группе компенсирующей направленности. (Умственная отсталость, разновозрастная группа)
Художественно-эстетическое развитие - рисование цветными карандашами в разновозрастной группе компенсирующей направленности....
Модель организационной образовательной деятельности «Морское путешествие» (физическое развитие) (старшая группа компенсирующей направленности)
Цель: формирование двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями и потребности бережного отношения к своему здоровью в разнообразных формах двигательной...
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию словаря у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периода Тема "Игрушки"
Конспекторганизованной образовательной деятельностипо формированию словаря у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периода...