Проектный метод как особая форма развития детей и организации целостного педагогического процесса.
статья по теме

Иванова Надежда Михайловна

Консультация для воспитателей 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектный метод как особая форма развития детей и организации целостного педагогического процесса.

      В современном обществе традиционные формы взаимодействия семьи и ДОУ постепенно себя изживают: не хватает информации о новом содержании и технологиях воспитания и обучения. Среди передового педагогического опыта всё чаще можно встретить упоминание о проектах.

      Суть использования этого метода заключается в том, что в процессе обучения дети создают некий проект игры, при работе над которым используют как теоретические знания, полученные на занятиях, так и практические, полученные ранее в процессе игры или личного опыта.

      Тематика и содержание таких проектов может быть очень разнообразной и зависти от степени развития игровой деятельности самих дошкольников.

      Можно выделить следующие виды проектов:

  1. исследовательско-познавательные (совместное экспериментирование и оформление результатов в виде газет, рукописных изданий, дизайнерских сооружений);
  2. игровые (творческие игры с вхождением в образ и решением поставленных проблем);
  3. информационно-практико-ориентированные (сбор и реализация информации, оформление и дизайн группы, разработка игровых модулей, составление планов, схем, картотек и пр.);
  4. творческие (праздники, театрализованные представления, презентации продуктов совместного труда);
  5. досуговые (спортивные и развлекательные мероприятия);
  6. комплексные (смешанные типы по предметно-содержательному наполнению).

     Проекты могут быть спонтанными (их подсказывает жизнь и планировать их не приходится) и традиционные (повторяющиеся ежегодно, но каждый раз по-новому.) По продолжительности проекты бывают краткосрочными (одно или несколько занятий-1-2 недели), средней продолжительности и долгосрочные (на учебный год).

     Проект - продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки содержания занятий, игр, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и организовать предметную среду так, чтобы она являлась «фоном», на котором деятельность разворачивается. Нужно учитывать, что все проекты взаимосвязаны и идеальным проектом является тот, для исполнения которого необходимы знания из различных областей, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. Разрешая конкретные жизненные задачи, строя отношения друг с другом, познавая жизнь, дети получают необходимые, уже синтезированные знания, как это бывает в реальной жизни, учатся самостоятельно учиться.

    Для дошкольного учреждения больше подходят проекты-игры, имитирующие реальные дела, литературные проекты, географические «путешествия». Важно, чтобы у детей создавались интерес и увлечение, а деятельность основывалась на живом и жизненном материале. К реализации проектов необходимо подключать и родителей, особенно на последнем этапе – обязательной презентации результатов.

     Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация взаимодействия с родителями как участниками целостного педагогического процесса"

Установление сотруднических отношений с родителями в процессе воспитания,развития и обучения детей раннего и дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи....

Педсовет: «Создание условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала детей дошкольного возраста, воспитания гражданственности через построение целостного педагогического процесса»

Предствленный материал позволяет систематизировать знания педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по вопросам гражданско-патриотического воспитания....

«Метод проектов как форма организации целостного педагогического процесса в дошкольной образовательной организации»

laquo;Метод проектов как форма организации целостного педагогического процесса в дошкольной образовательной организации»...

«Условия для духовно-нравственного развития дошкольников через построение целостного педагогического процесса»

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была  актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, ...

Проектная деятельность как особая форма развития детей групп компенсирующей направленности»

Проектная деятельность в детском саду стал одним из важнейших компонентов в организации непосредственной образовательной деятельности. "Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и...

Деловая игра «Слабое звено» на педагогическом совете «Создание условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала детей дошкольного возраста, воспитания гражданственности через построение целостного педагогического процесса»

Деловая игра «Слабое звено» на педагогическом совете «Создание условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала детей дошкольного возраста, воспитания г...

План-конспект проведения педагогического совета в форме деловой игры «Создание условий для воспитания гражданственности и развития патриотического потенциала детей дошкольного возраста через построение целостного педагогического процесса»

Цель педсовета: закрепление, уточнение и совершенствование знаний педагогов о воспитании патриотических и нравственных качеств дошкольников в процессе повседневной деятельности.Форма проведения: делов...