План самообразования воспитателя логопедической группы на тему: «Использование информационно-коммуникативных технологий, мультимедийных развивающих игр для повышения качества образования и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО».
электронный образовательный ресурс по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
С развитием научно-технического прогресса в нашу жизнь уже прочно вошло такое понятие, как компьютерные технологии. Внедрение информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) повышает требования к профессиональной компетентности педагога. Профессиональный стандарт педагога позволяет провести самоэкспертизу профессиональной деятельности, определить сильные и слабые стороны, наметить пути профессионального роста и самообразования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya.docx | 36.67 КБ |
plan_samoobrazovaniya.docx | 36.67 КБ |
plan_samoobrazovaniya.docx | 36.21 КБ |
Предварительный просмотр:
План самообразования на тему:
«Использование информационно-коммуникативных технологий, мультимедийных развивающих игр для повышения качества образования и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО».
Цель: создать условия для повышения качества образования и воспитания детей с нарушениями речи через внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий в условиях реализации ФГОС ДО.
Актуальность:
С развитием научно-технического прогресса в нашу жизнь уже прочно вошло такое понятие, как компьютерные технологии. Внедрение информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) повышает требования к профессиональной компетентности педагога. Профессиональный стандарт педагога позволяет провести самоэкспертизу профессиональной деятельности, определить сильные и слабые стороны, наметить пути профессионального роста и самообразования. Изучив профессиональный стандарт понимаю, что я не достаточно широко владею ИКТ технологиями, испытываю затруднения в создании авторских дидактических игр.
Педагоги должны владеть ИКТ-технологиями, уметь пользоваться Интернет-ресурсами и владеть навыками работы с персональным компьютером. Владение ИКТ в работе воспитателя необходимо не только для развития и самореализации педагога в его профессиональной деятельности, оно создает потенциал для повышения качества содержания и методов образования и воспитания детей.
Дети с ОВЗ, обладают недостаточной концентрацией внимания, речевая активность у них снижена, они испытывают различные трудности в понимании и выполнении словесной инструкции педагога, наблюдается низкий уровень познавательной активности, низкий объем представлений об окружающем, трудности установления причинно-следственных связей, быстрая утомляемость и потеря интереса к деятельности, в результате чего работа воспитателя должна сопровождаться наглядностью, частой сменой видов деятельности. Так же возникает необходимость включения в занятия таких приемов, которые бы стимулировали бы ребенка на плодотворную работу в течение всего занятия. ИКТ обладают широким спектром форм и средств, для коррекции этих нарушений.
Преимущества использования ИКТ в работе с детьми: предъявление наглядности или анимированной информации на экране вызывает у детей огромный интерес, несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам и способствует восприятию и лучшему запоминанию материала; возможен показ динамических процессов (движения, звук, мультипликация), которые способствуют повышению концентрации и распределения внимания ребенка; позволяет моделировать ситуации, которые не всегда можно увидеть в повседневной жизни в условиях ДОО (например, воспроизведение звуков животных или явления природы, работу транспорта и т. д.); одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация для включения в образовательный процесс трех каналов восприятия, что способствует более эффективному усвоению информации.
Задачи:
1. Повысить профессиональный уровень знаний путём изучения нормативно-правовой, организационно-методической литературы.
2.Изучить нормативы и требования применения ИКТ в работе с детьми с ОВЗ.
3. Накапливать личный опыт использования ИКТ, в профессиональной деятельности педагога ДОУ.
4. Внедрение ИКТ в совместную деятельность педагога и детей.
5. Создание эффективной системы информационно-методического и предметно-пространственного развивающего образовательного пространства в группе.
6. Формирование познавательной активности, развитие речевых компетенций у детей с ОНР.
7. Использование ИКТ в работе с родителями для повышения компетентности в вопросах воспитания детей.
8. Создание «медиатеки» электронных развивающих игр для старших дошкольников.
Работа ведется по направлениям:
- Самообразование:
- Работа с детьми;
- Работа с педагогами;
- Работа с родителями.
Обучение детей строится на основе программы Нищевой Н.В. «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Основной формой познавательного развития является игровая мотивация.
Работа с детьми построена по следующим направлениям:
1. Интеллектуальное развитие;
2. Развитие внимания;
3. Развитие восприятия и памяти;
4. Развитие речи.
Этапы | Сроки | Формы работы | |||
Самообразование | Работа с детьми | Работа с педагогами | Работа с родителями | ||
Подготовительный | Сентябрь – октябрь 2019 года. | Задачи: 1. Повысить профессиональный уровень знаний путём изучения нормативно-правовой, организационно-методической литературы. 2. Изучить нормативы и требования применения ИКТ в работе с детьми с ОВЗ. 3. Накапливать личный опыт использования ИКТ, в профессиональной деятельности педагога ДОУ. Формы работы: 1. Изучение нормативно-правовых документов 2.Подбор литературы по теме самообразования. 3. Изучение литературы и приобретение информаций через интернет. 4. Изучение опыта работы других педагогов через сеть Интернет. 5. Посещение семинаров, конференций, открытые занятия коллег. 6.Участие в дискуссиях, совещаниях, в обмене опытом с коллегами. 5. Использование мультимедийных учебных презентаций. 6. Работа над созданием методического банка информационных технологий. 7. Создание и использование электронных презентаций. 8. Создания плана работы на учебный год. | 1. Создание новых средств для развития детей. 2. Создание новых и использование собственных развивающих игр. 3. Использование новой наглядности. 4. Побуждение детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети интернет. | 1. Обмен опытом по проблеме. 2. Посещение занятий коллег. 3. Консультация для педагогов «Использование ИКТ в образовательном процессе в ДОО». 4. Знакомство с наработками других педагогов. | 1.Беседа «Ознакомление родителей с ИКТ, которые используются в работе с детьми». 2.Памятка «Влияние ИКТ на образовательную деятельность ребенка». 3. Консультация для родителей «Роль интерактивных игр в развитии речи детей». |
Основной | Ноябрь - февраль 2019 – 2020 года | Задачи: 1. Внедрение ИКТ в совместную деятельность педагога и детей. 2. Создание эффективной системы информационно-методического и предметно-пространственного развивающего образовательного пространства в группе. 5. Формирование познавательной активности, развитие речевых компетенций у детей с ОНР. Формы работы: 1. Разработка перспективного плана. 2.Создание современной предметно-развивающей среды в группе. 3. Знакомство с педагогическим опытом работы в городе. 5. Проведение открытых просмотров в ДОУ. 6. Обучение на курсах повышения квалификации. 7. Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, консультациях. 8. Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ и дистанционно. 9. Создание авторских развивающих игр и участие в интернет – конкурсах дистанционно. 10. Создание собственного сайта 11. Создание интерактивных игр в программах Рower Рoint | 1.Разработка конспекта занятий для детей подготовительной к школе группы с использованием ИКТ, участие в открытом просмотре. 2. Ознакомление детей с интерактивной доской. Правила пользования. 3. Использование видеоматериалов для проведения НОД. 4. Работа детей с интерактивной доской. Правила пользования. 5.Интерактивная игра «Веселая ферма». 6. Мультимедийные игры «Четвертый лишний», «Отгадай фигуру и др.» (на развитие интеллектуальных способностей). 7. Игры для развития памяти и восприятия: «Найди отличия», «Сложи картинку», «Угадай предмет», «Какое время года?». | 1. Обмен опытом, знакомство с наработками педагогов. 2. Мастер - класс для коллег «Знакомство с авторскими интерактивными играми». 3. Консультация для педагогов «ИКТ в профессиональной деятельности педагога ДОО в контексте введения ФГОС ДО». 4.Вовлечение педагогов в открытое занятие (гостевой обмен) | 1.Консультация для родителей «Компьютер – один из источников информации». 2.Беседа «Родители, внимание!», «Правильный выбор компьютерной игры» 3.Индивидуальная консультация «Зачем дошкольнику компьютер?». 4.Практикум «Речевые игры для детей на компьютере». 5.Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности совместной организованной деятельности с детьми и педагогической компетенции родителей. 6. Мастер - класс для родителей «Интерактивные игры в детском саду и дома» |
Заключительный | Март – май 2020 года | Задачи: 1.Использование ИКТ в работе с родителями для повышения компетентности в вопросах воспитания детей. 2. Создание «медиатеки» электронных развивающих игр для старших дошкольников. Формы работы: 1. Организация развивающей предметно-пространственной среды с использованием ИКТ технологий. 2. Создание авторской медиатеки игр, презентаций, развлечений и др. 3.Подготовка изученного материала для отчета по теме. 4.Выступления на методических объединениях города, педсоветах, показ открытых занятий с участием детей и родителей. 5.Публикация своих игр и наработок в электронных СМИ. 6.Участие во всех профессиональных конкурсах на муниципальном, региональном, федеральном уровнях. 7.Помещение материалов на сайте Учреждения и в Интернет – сообществах. 13 Создание банка конспектов, презентаций и мультимедийных материалов для работы с детьми и родителями. | 1.Игры на развитие речи: «Назови как можно больше предметов», «Кто больше увидит и назовет» и т.д. 2. Авторские интерактивные дидактическая игры по лексическим темам. 3.Диагностические исследования познавательного развития детей (выводы): уровень развития зрительной памяти, речевого развития, внимания, мышления. | 1.Проведение практикума с воспитателями Учреждения по использованию в работе с детьми интерактивной доски. | 1.Анкетирование с целью выявления степени вовлеченности семей в использовании дома ИКТ – технологий. 2.Родительские посиделки на тему «Детский сад и семья: точки соприкосновения» - «ИКТ технологии в ДОУ и семье» Проводить всеобуч родителей и дни открытых дверей. 3.Совместный вечер отдыха детей и родителей «КВН» с использованием интерактивных игр. 4. Папка - передвижка «Компьютерные игры для детей дошкольного возраста. |
Вывод: таким образом, использование ИКТ в работе с детьми открывает новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами. Повышается и собственно качество наглядности, и ее содержательное наполнение. В частности, прекрасные возможности создает систематизация и структурирование учебного материала. Появляется возможность для концентрации больших объемов демонстрационного материала из разных источников, представленных в разных формах, оптимально выбранных и скомпонованных педагогом в зависимости от потребностей детей и особенностей программы.
Результатами моего саморазвития должны стать:
1. Повышение качества воспитательно-образовательного процесса.
2. Разработка и проведение открытых занятий по инновационным технологиям.
3. Создание комплектов личных педагогических разработок и публикации их в СМИ.
4. Презентация отчета по теме профессионального самообразования на итоговом педсовете.
Список литературы:
- Глушкова Е., Леонова Л. Компьютер в детском саду/ Глушкова Е., Леонова Л.// Дошкольное воспитание. - 1990. - №10. - с. 44-49.
- Горвиц Ю.М. [и др.] Новые информационные технологии в дошкольном образовании. - м.: Линка-пресс, 1998. - 328 с.
- Каптелинин В.Н. Психологические проблемы формирования компьютерной грамотности/ Каптелинин В.Н.// Вопросы психологии. - 1986. - №5.- С.54 - 65.
- Плужникова Л. Использование компьютеров в образовательном процессе / Плужникова Л. // дошкольное воспитание. - 2000. - №4. С.16.
- И.И.Комарова, А.В.Туликов «Информационно - коммуникативные технологии в дошкольном образовании.», 2013г.
- Е.В. Новикова «Влияние интерактивных технологий на образование»
- Горбунова Л. Н., Семибратов А. М. Повышение квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий как развивающаяся система/Педагогическая информатика. — № 3. — 2004.
- Гаргуша Ю. Ф. Черлина Н. А. Новые информационные технологии. 2004г.
- Иванова Е. В. Повышение ИКТ – компетентности педагогов. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. №12 2009
- Ходченкова О. А. Использование ИКТ в работе воспитателя детского сада.
- Интернет-ресурсы:
- http: //sch138. kob. ru /Infomatic/ PowerPoint/L 1 Htm
- http:// festival .1 september. ru / articles /520782/
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти. "Школа№26 имени Героя Советского Союза В.И.Жилина".
План самообразования воспитателя логопедической группы на тему: «Использование информационно - коммуникативных технологий, мультимедийных развивающих игр для повышения качества образования и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО».
Выполнила: Архипова Л. М.
Тольятти 2019 г.
Предварительный просмотр:
План самообразования на тему:
«Использование информационно-коммуникативных технологий, мультимедийных развивающих игр для повышения качества образования и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО».
Цель: создать условия для повышения качества образования и воспитания детей с нарушениями речи через внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий в условиях реализации ФГОС ДО.
Актуальность:
С развитием научно-технического прогресса в нашу жизнь уже прочно вошло такое понятие, как компьютерные технологии. Внедрение информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) повышает требования к профессиональной компетентности педагога. Профессиональный стандарт педагога позволяет провести самоэкспертизу профессиональной деятельности, определить сильные и слабые стороны, наметить пути профессионального роста и самообразования. Изучив профессиональный стандарт понимаю, что я не достаточно широко владею ИКТ технологиями, испытываю затруднения в создании авторских дидактических игр.
Педагоги должны владеть ИКТ-технологиями, уметь пользоваться Интернет-ресурсами и владеть навыками работы с персональным компьютером. Владение ИКТ в работе воспитателя необходимо не только для развития и самореализации педагога в его профессиональной деятельности, оно создает потенциал для повышения качества содержания и методов образования и воспитания детей.
Дети с ОВЗ, обладают недостаточной концентрацией внимания, речевая активность у них снижена, они испытывают различные трудности в понимании и выполнении словесной инструкции педагога, наблюдается низкий уровень познавательной активности, низкий объем представлений об окружающем, трудности установления причинно-следственных связей, быстрая утомляемость и потеря интереса к деятельности, в результате чего работа воспитателя должна сопровождаться наглядностью, частой сменой видов деятельности. Так же возникает необходимость включения в занятия таких приемов, которые бы стимулировали бы ребенка на плодотворную работу в течение всего занятия. ИКТ обладают широким спектром форм и средств, для коррекции этих нарушений.
Преимущества использования ИКТ в работе с детьми: предъявление наглядности или анимированной информации на экране вызывает у детей огромный интерес, несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам и способствует восприятию и лучшему запоминанию материала; возможен показ динамических процессов (движения, звук, мультипликация), которые способствуют повышению концентрации и распределения внимания ребенка; позволяет моделировать ситуации, которые не всегда можно увидеть в повседневной жизни в условиях ДОО (например, воспроизведение звуков животных или явления природы, работу транспорта и т. д.); одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация для включения в образовательный процесс трех каналов восприятия, что способствует более эффективному усвоению информации.
Задачи:
1. Повысить профессиональный уровень знаний путём изучения нормативно-правовой, организационно-методической литературы.
2.Изучить нормативы и требования применения ИКТ в работе с детьми с ОВЗ.
3. Накапливать личный опыт использования ИКТ, в профессиональной деятельности педагога ДОУ.
4. Внедрение ИКТ в совместную деятельность педагога и детей.
5. Создание эффективной системы информационно-методического и предметно-пространственного развивающего образовательного пространства в группе.
6. Формирование познавательной активности, развитие речевых компетенций у детей с ОНР.
7. Использование ИКТ в работе с родителями для повышения компетентности в вопросах воспитания детей.
8. Создание «медиатеки» электронных развивающих игр для старших дошкольников.
Работа ведется по направлениям:
- Самообразование:
- Работа с детьми;
- Работа с педагогами;
- Работа с родителями.
Обучение детей строится на основе программы Нищевой Н.В. «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Основной формой познавательного развития является игровая мотивация.
Работа с детьми построена по следующим направлениям:
1. Интеллектуальное развитие;
2. Развитие внимания;
3. Развитие восприятия и памяти;
4. Развитие речи.
Этапы | Сроки | Формы работы | |||
Самообразование | Работа с детьми | Работа с педагогами | Работа с родителями | ||
Подготовительный | Сентябрь – октябрь 2019 года. | Задачи: 1. Повысить профессиональный уровень знаний путём изучения нормативно-правовой, организационно-методической литературы. 2. Изучить нормативы и требования применения ИКТ в работе с детьми с ОВЗ. 3. Накапливать личный опыт использования ИКТ, в профессиональной деятельности педагога ДОУ. Формы работы: 1. Изучение нормативно-правовых документов 2.Подбор литературы по теме самообразования. 3. Изучение литературы и приобретение информаций через интернет. 4. Изучение опыта работы других педагогов через сеть Интернет. 5. Посещение семинаров, конференций, открытые занятия коллег. 6.Участие в дискуссиях, совещаниях, в обмене опытом с коллегами. 5. Использование мультимедийных учебных презентаций. 6. Работа над созданием методического банка информационных технологий. 7. Создание и использование электронных презентаций. 8. Создания плана работы на учебный год. | 1. Создание новых средств для развития детей. 2. Создание новых и использование собственных развивающих игр. 3. Использование новой наглядности. 4. Побуждение детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети интернет. | 1. Обмен опытом по проблеме. 2. Посещение занятий коллег. 3. Консультация для педагогов «Использование ИКТ в образовательном процессе в ДОО». 4. Знакомство с наработками других педагогов. | 1.Беседа «Ознакомление родителей с ИКТ, которые используются в работе с детьми». 2.Памятка «Влияние ИКТ на образовательную деятельность ребенка». 3. Консультация для родителей «Роль интерактивных игр в развитии речи детей». |
Основной | Ноябрь - февраль 2019 – 2020 года | Задачи: 1. Внедрение ИКТ в совместную деятельность педагога и детей. 2. Создание эффективной системы информационно-методического и предметно-пространственного развивающего образовательного пространства в группе. 5. Формирование познавательной активности, развитие речевых компетенций у детей с ОНР. Формы работы: 1. Разработка перспективного плана. 2.Создание современной предметно-развивающей среды в группе. 3. Знакомство с педагогическим опытом работы в городе. 5. Проведение открытых просмотров в ДОУ. 6. Обучение на курсах повышения квалификации. 7. Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, консультациях. 8. Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ и дистанционно. 9. Создание авторских развивающих игр и участие в интернет – конкурсах дистанционно. 10. Создание собственного сайта 11. Создание интерактивных игр в программах Рower Рoint | 1.Разработка конспекта занятий для детей подготовительной к школе группы с использованием ИКТ, участие в открытом просмотре. 2. Ознакомление детей с интерактивной доской. Правила пользования. 3. Использование видеоматериалов для проведения НОД. 4. Работа детей с интерактивной доской. Правила пользования. 5.Интерактивная игра «Веселая ферма». 6. Мультимедийные игры «Четвертый лишний», «Отгадай фигуру и др.» (на развитие интеллектуальных способностей). 7. Игры для развития памяти и восприятия: «Найди отличия», «Сложи картинку», «Угадай предмет», «Какое время года?». | 1. Обмен опытом, знакомство с наработками педагогов. 2. Мастер - класс для коллег «Знакомство с авторскими интерактивными играми». 3. Консультация для педагогов «ИКТ в профессиональной деятельности педагога ДОО в контексте введения ФГОС ДО». 4.Вовлечение педагогов в открытое занятие (гостевой обмен) | 1.Консультация для родителей «Компьютер – один из источников информации». 2.Беседа «Родители, внимание!», «Правильный выбор компьютерной игры» 3.Индивидуальная консультация «Зачем дошкольнику компьютер?». 4.Практикум «Речевые игры для детей на компьютере». 5.Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности совместной организованной деятельности с детьми и педагогической компетенции родителей. 6. Мастер - класс для родителей «Интерактивные игры в детском саду и дома» |
Заключительный | Март – май 2020 года | Задачи: 1.Использование ИКТ в работе с родителями для повышения компетентности в вопросах воспитания детей. 2. Создание «медиатеки» электронных развивающих игр для старших дошкольников. Формы работы: 1. Организация развивающей предметно-пространственной среды с использованием ИКТ технологий. 2. Создание авторской медиатеки игр, презентаций, развлечений и др. 3.Подготовка изученного материала для отчета по теме. 4.Выступления на методических объединениях города, педсоветах, показ открытых занятий с участием детей и родителей. 5.Публикация своих игр и наработок в электронных СМИ. 6.Участие во всех профессиональных конкурсах на муниципальном, региональном, федеральном уровнях. 7.Помещение материалов на сайте Учреждения и в Интернет – сообществах. 13 Создание банка конспектов, презентаций и мультимедийных материалов для работы с детьми и родителями. | 1.Игры на развитие речи: «Назови как можно больше предметов», «Кто больше увидит и назовет» и т.д. 2. Авторские интерактивные дидактическая игры по лексическим темам. 3.Диагностические исследования познавательного развития детей (выводы): уровень развития зрительной памяти, речевого развития, внимания, мышления. | 1.Проведение практикума с воспитателями Учреждения по использованию в работе с детьми интерактивной доски. | 1.Анкетирование с целью выявления степени вовлеченности семей в использовании дома ИКТ – технологий. 2.Родительские посиделки на тему «Детский сад и семья: точки соприкосновения» - «ИКТ технологии в ДОУ и семье» Проводить всеобуч родителей и дни открытых дверей. 3.Совместный вечер отдыха детей и родителей «КВН» с использованием интерактивных игр. 4. Папка - передвижка «Компьютерные игры для детей дошкольного возраста. |
Вывод: таким образом, использование ИКТ в работе с детьми открывает новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами. Повышается и собственно качество наглядности, и ее содержательное наполнение. В частности, прекрасные возможности создает систематизация и структурирование учебного материала. Появляется возможность для концентрации больших объемов демонстрационного материала из разных источников, представленных в разных формах, оптимально выбранных и скомпонованных педагогом в зависимости от потребностей детей и особенностей программы.
Результатами моего саморазвития должны стать:
1. Повышение качества воспитательно-образовательного процесса.
2. Разработка и проведение открытых занятий по инновационным технологиям.
3. Создание комплектов личных педагогических разработок и публикации их в СМИ.
4. Презентация отчета по теме профессионального самообразования на итоговом педсовете.
Список литературы:
- Глушкова Е., Леонова Л. Компьютер в детском саду/ Глушкова Е., Леонова Л.// Дошкольное воспитание. - 1990. - №10. - с. 44-49.
- Горвиц Ю.М. [и др.] Новые информационные технологии в дошкольном образовании. - м.: Линка-пресс, 1998. - 328 с.
- Каптелинин В.Н. Психологические проблемы формирования компьютерной грамотности/ Каптелинин В.Н.// Вопросы психологии. - 1986. - №5.- С.54 - 65.
- Плужникова Л. Использование компьютеров в образовательном процессе / Плужникова Л. // дошкольное воспитание. - 2000. - №4. С.16.
- И.И.Комарова, А.В.Туликов «Информационно - коммуникативные технологии в дошкольном образовании.», 2013г.
- Е.В. Новикова «Влияние интерактивных технологий на образование»
- Горбунова Л. Н., Семибратов А. М. Повышение квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий как развивающаяся система/Педагогическая информатика. — № 3. — 2004.
- Гаргуша Ю. Ф. Черлина Н. А. Новые информационные технологии. 2004г.
- Иванова Е. В. Повышение ИКТ – компетентности педагогов. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. №12 2009
- Ходченкова О. А. Использование ИКТ в работе воспитателя детского сада.
- Интернет-ресурсы:
- http: //sch138. kob. ru /Infomatic/ PowerPoint/L 1 Htm
- http:// festival .1 september. ru / articles /520782/
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти. "Школа№26 имени Героя Советского Союза В.И.Жилина".
План самообразования воспитателя логопедической группы на тему: «Использование информационно - коммуникативных технологий, мультимедийных развивающих игр для повышения качества образования и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО».
Выполнила: Архипова Л. М.
Тольятти 2019 г.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти. "Школа№26 имени Героя Советского Союза В.И.Жилина".
План самообразования воспитателя логопедической группы на тему: «Использование информационно - коммуникативных технологий, мультимедийных развивающих игр для повышения качества образования и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО».
Выполнила: Архипова Л. М.
Тольятти 2021 г.
«Использование информационно-коммуникативных технологий, мультимедийных развивающих игр для повышения качества образования и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО».
Цель: создать условия для повышения качества образования и воспитания детей с нарушениями речи через внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий в условиях реализации ФГОС ДО.
Актуальность:
С развитием научно-технического прогресса в нашу жизнь уже прочно вошло такое понятие, как компьютерные технологии. Внедрение информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) повышает требования к профессиональной компетентности педагога. Профессиональный стандарт педагога позволяет провести самоэкспертизу профессиональной деятельности, определить сильные и слабые стороны, наметить пути профессионального роста и самообразования. Изучив профессиональный стандарт понимаю, что я не достаточно широко владею ИКТ технологиями, испытываю затруднения в создании авторских дидактических игр.
Педагоги должны владеть ИКТ-технологиями, уметь пользоваться Интернет-ресурсами и владеть навыками работы с персональным компьютером. Владение ИКТ в работе воспитателя необходимо не только для развития и самореализации педагога в его профессиональной деятельности, оно создает потенциал для повышения качества содержания и методов образования и воспитания детей.
Дети с ОВЗ, обладают недостаточной концентрацией внимания, речевая активность у них снижена, они испытывают различные трудности в понимании и выполнении словесной инструкции педагога, наблюдается низкий уровень познавательной активности, низкий объем представлений об окружающем, трудности установления причинно-следственных связей, быстрая утомляемость и потеря интереса к деятельности, в результате чего работа воспитателя должна сопровождаться наглядностью, частой сменой видов деятельности. Так же возникает необходимость включения в занятия таких приемов, которые бы стимулировали бы ребенка на плодотворную работу в течение всего занятия. ИКТ обладают широким спектром форм и средств, для коррекции этих нарушений.
Преимущества использования ИКТ в работе с детьми: предъявление наглядности или анимированной информации на экране вызывает у детей огромный интерес, несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам и способствует восприятию и лучшему запоминанию материала; возможен показ динамических процессов (движения, звук, мультипликация), которые способствуют повышению концентрации и распределения внимания ребенка; позволяет моделировать ситуации, которые не всегда можно увидеть в повседневной жизни в условиях ДОО (например, воспроизведение звуков животных или явления природы, работу транспорта и т. д.); одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация для включения в образовательный процесс трех каналов восприятия, что способствует более эффективному усвоению информации.
Задачи:
1. Повысить профессиональный уровень знаний путём изучения нормативно-правовой, организационно-методической литературы.
2.Изучить нормативы и требования применения ИКТ в работе с детьми с ОВЗ.
3. Накапливать личный опыт использования ИКТ, в профессиональной деятельности педагога ДОУ.
4. Внедрение ИКТ в совместную деятельность педагога и детей.
5. Создание эффективной системы информационно-методического и предметно-пространственного развивающего образовательного пространства в группе.
6. Формирование познавательной активности, развитие речевых компетенций у детей с ОНР.
7. Использование ИКТ в работе с родителями для повышения компетентности в вопросах воспитания детей.
8. Создание «медиатеки» электронных развивающих игр для старших дошкольников.
Работа ведется по направлениям:
- Самообразование:
- Работа с детьми;
- Работа с педагогами;
- Работа с родителями.
Обучение детей строится на основе программы Нищевой Н.В. «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Основной формой познавательного развития является игровая мотивация.
Работа с детьми построена по следующим направлениям:
1. Интеллектуальное развитие;
2. Развитие внимания;
3. Развитие восприятия и памяти;
4. Развитие речи.
Этапы | Сроки | Формы работы | |||
Самообразование | Работа с детьми | Работа с педагогами | Работа с родителями | ||
Подготовительный | Сентябрь – октябрь 2019 года. | Задачи: 1. Повысить профессиональный уровень знаний путём изучения нормативно-правовой, организационно-методической литературы. 2. Изучить нормативы и требования применения ИКТ в работе с детьми с ОВЗ. 3. Накапливать личный опыт использования ИКТ, в профессиональной деятельности педагога ДОУ. Формы работы: 1. Изучение нормативно-правовых документов 2.Подбор литературы по теме самообразования. 3. Изучение литературы и приобретение информаций через интернет. 4. Изучение опыта работы других педагогов через сеть Интернет. 5. Посещение семинаров, конференций, открытые занятия коллег. 6.Участие в дискуссиях, совещаниях, в обмене опытом с коллегами. 5. Использование мультимедийных учебных презентаций. 6. Работа над созданием методического банка информационных технологий. 7. Создание и использование электронных презентаций. 8. Создания плана работы на учебный год. | 1. Создание новых средств для развития детей. 2. Создание новых и использование собственных развивающих игр. 3. Использование новой наглядности. 4. Побуждение детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети интернет. | 1. Обмен опытом по проблеме. 2. Посещение занятий коллег. 3. Консультация для педагогов «Использование ИКТ в образовательном процессе в ДОО». 4. Знакомство с наработками других педагогов. | 1.Беседа «Ознакомление родителей с ИКТ, которые используются в работе с детьми». 2.Памятка «Влияние ИКТ на образовательную деятельность ребенка». 3. Консультация для родителей «Роль интерактивных игр в развитии речи детей». |
Основной | Ноябрь - февраль 2019 – 2020 года | Задачи: 1. Внедрение ИКТ в совместную деятельность педагога и детей. 2. Создание эффективной системы информационно-методического и предметно-пространственного развивающего образовательного пространства в группе. 5. Формирование познавательной активности, развитие речевых компетенций у детей с ОНР. Формы работы: 1. Разработка перспективного плана. 2.Создание современной предметно-развивающей среды в группе. 3. Знакомство с педагогическим опытом работы в городе. 5. Проведение открытых просмотров в ДОУ. 6. Обучение на курсах повышения квалификации. 7. Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, консультациях. 8. Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ и дистанционно. 9. Создание авторских развивающих игр и участие в интернет – конкурсах дистанционно. 10. Создание собственного сайта 11. Создание интерактивных игр в программах Рower Рoint | 1.Разработка конспекта занятий для детей подготовительной к школе группы с использованием ИКТ, участие в открытом просмотре. 2. Ознакомление детей с интерактивной доской. Правила пользования. 3. Использование видеоматериалов для проведения НОД. 4. Работа детей с интерактивной доской. Правила пользования. 5.Интерактивная игра «Веселая ферма». 6. Мультимедийные игры «Четвертый лишний», «Отгадай фигуру и др.» (на развитие интеллектуальных способностей). 7. Игры для развития памяти и восприятия: «Найди отличия», «Сложи картинку», «Угадай предмет», «Какое время года?». | 1. Обмен опытом, знакомство с наработками педагогов. 2. Мастер - класс для коллег «Знакомство с авторскими интерактивными играми». 3. Консультация для педагогов «ИКТ в профессиональной деятельности педагога ДОО в контексте введения ФГОС ДО». 4.Вовлечение педагогов в открытое занятие (гостевой обмен) | 1.Консультация для родителей «Компьютер – один из источников информации». 2.Беседа «Родители, внимание!», «Правильный выбор компьютерной игры» 3.Индивидуальная консультация «Зачем дошкольнику компьютер?». 4.Практикум «Речевые игры для детей на компьютере». 5.Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности совместной организованной деятельности с детьми и педагогической компетенции родителей. 6. Мастер - класс для родителей «Интерактивные игры в детском саду и дома» |
Заключительный | Март – май 2020 года | Задачи: 1.Использование ИКТ в работе с родителями для повышения компетентности в вопросах воспитания детей. 2. Создание «медиатеки» электронных развивающих игр для старших дошкольников. Формы работы: 1. Организация развивающей предметно-пространственной среды с использованием ИКТ технологий. 2. Создание авторской медиатеки игр, презентаций, развлечений и др. 3.Подготовка изученного материала для отчета по теме. 4.Выступления на методических объединениях города, педсоветах, показ открытых занятий с участием детей и родителей. 5.Публикация своих игр и наработок в электронных СМИ. 6.Участие во всех профессиональных конкурсах на муниципальном, региональном, федеральном уровнях. 7.Помещение материалов на сайте Учреждения и в Интернет – сообществах. 13 Создание банка конспектов, презентаций и мультимедийных материалов для работы с детьми и родителями. | 1.Игры на развитие речи: «Назови как можно больше предметов», «Кто больше увидит и назовет» и т.д. 2. Авторские интерактивные дидактическая игры по лексическим темам. 3.Диагностические исследования познавательного развития детей (выводы): уровень развития зрительной памяти, речевого развития, внимания, мышления. | 1.Проведение практикума с воспитателями Учреждения по использованию в работе с детьми интерактивной доски. | 1.Анкетирование с целью выявления степени вовлеченности семей в использовании дома ИКТ – технологий. 2.Родительские посиделки на тему «Детский сад и семья: точки соприкосновения» - «ИКТ технологии в ДОУ и семье» Проводить всеобуч родителей и дни открытых дверей. 3.Совместный вечер отдыха детей и родителей «КВН» с использованием интерактивных игр. 4. Папка - передвижка «Компьютерные игры для детей дошкольного возраста. |
Вывод: таким образом, использование ИКТ в работе с детьми открывает новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами. Повышается и собственно качество наглядности, и ее содержательное наполнение. В частности, прекрасные возможности создает систематизация и структурирование учебного материала. Появляется возможность для концентрации больших объемов демонстрационного материала из разных источников, представленных в разных формах, оптимально выбранных и скомпонованных педагогом в зависимости от потребностей детей и особенностей программы.
Результатами моего саморазвития должны стать:
1. Повышение качества воспитательно-образовательного процесса.
2. Разработка и проведение открытых занятий по инновационным технологиям.
3. Создание комплектов личных педагогических разработок и публикации их в СМИ.
4. Презентация отчета по теме профессионального самообразования на итоговом педсовете.
Список литературы:
- Глушкова Е., Леонова Л. Компьютер в детском саду/ Глушкова Е., Леонова Л.// Дошкольное воспитание. - 1990. - №10. - с. 44-49.
- Горвиц Ю.М. [и др.] Новые информационные технологии в дошкольном образовании. - м.: Линка-пресс, 1998. - 328 с.
- Каптелинин В.Н. Психологические проблемы формирования компьютерной грамотности/ Каптелинин В.Н.// Вопросы психологии. - 1986. - №5.- С.54 - 65.
- Плужникова Л. Использование компьютеров в образовательном процессе / Плужникова Л. // дошкольное воспитание. - 2000. - №4. С.16.
- И.И.Комарова, А.В.Туликов «Информационно - коммуникативные технологии в дошкольном образовании.», 2013г.
- Е.В. Новикова «Влияние интерактивных технологий на образование»
- Горбунова Л. Н., Семибратов А. М. Повышение квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий как развивающаяся система/Педагогическая информатика. — № 3. — 2004.
- Гаргуша Ю. Ф. Черлина Н. А. Новые информационные технологии. 2004г.
- Иванова Е. В. Повышение ИКТ – компетентности педагогов. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. №12 2009
- Ходченкова О. А. Использование ИКТ в работе воспитателя детского сада.
- Интернет-ресурсы:
- http: //sch138. kob. ru /Infomatic/ PowerPoint/L 1 Htm
- http:// festival .1 september. ru / articles /520782/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОО в условиях реализации ФГОС ДО
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проекти...
Повышение качества образования и воспитания на основе применения инновационных технологий - учебно-методических комплектов по обучению детей татарскому и русскому языку
Модернизация Российского образования внесла конструктивные изменения в систему дошкольного образования. На смену традиционным методам организации педагогического процесса ДОО пришли технологии личност...
План самообразования воспитателя старшей группы комбинированной направленности «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- пластилинографию в условиях внедрения ФГОС».
План самообразования воспитателя старшей группы комбинированной направленности «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- пластилин...
Индивидуальный план по повышению профессионального уровня по теме: «Современные образовательные технологии в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО» на 2018-2022 годы
Цель: повышение методологической основы, уровня квалификации, профессионального мастерства и компетентности....
Повышение качества образования и воспитания детей через внедрение современных технологий, способствующих познавательно – речевому развитию воспитанников.
Повышение качества образования и воспитания детей через внедрение современных технологий, способствующих познавательно – речевому развитию воспитанников....
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога для повышения качества образования и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО.
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога для повышения качества образования и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО....
Аттестационная работа слушателя курсов профессиональной переподготовки по программе профессиональной переподготовки «Воспитатель логопедической группы» на тему: "Использование дидактических игр в работе по коррекции нарушений звукопроизношения"
Аттестационная работа слушателя курсов профессиональной переподготовки по программе профессиональной переподготовки «Воспитатель логопедической группы» на тему: "Использование дидакти...