Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога для повышения качества образования и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО.
материал по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога для повышения качества образования и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога для повышения качества образования и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО.
С развитием научно-технического прогресса в нашу жизнь уже прочно вошло такое понятие, как компьютерные технологии. Внедрение информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) повышает требования к профессиональной компетентности педагога. Педагоги должны владеть ИК-технологиями: отчеты и доклады должны быть представлены в электронном виде, презентации своей деятельности в мультимедийных презентациях и видеофильмах, необходимо уметь пользоваться Интернет-ресурсами и владеть навыками работы с персональным компьютером. В результате информационная культура становится неотъемлемой частью педагогической культуры. Владение ИКТ в работе воспитателя необходимо не только для развития и самореализации педагога в его профессиональной деятельности, оно создает потенциал для повышения качества содержания и методов образования и воспитания детей.
Дети с ОВЗ, в частности дети с тяжелыми нарушениями речи, обладают недостаточной концентрацией внимания, речевая активность у них снижена, они испытывают различные трудности в понимании и выполнении словесной инструкции педагога, наблюдается низкий уровень познавательной активности, низкий объем представлений об окружающем, трудности установления причинно-следственных связей, быстрая утомляемость и потеря интереса к деятельности, в результате чего работа воспитателя должна сопровождаться наглядностью, частой сменой видов деятельности. Так же возникает необходимость включения в занятия таких приемов, которые бы стимулировали бы ребенка на плодотворную работу в течение всего занятия, обеспечивали бы полисенсорность. ИКТ обладают широким спектром форм и средств для коррекции этих нарушений.
Преимущества использования ИКТ в работе с детьми:
- предъявление наглядности или анимированной информации на экране вызывает у детей огромный интерес, несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам и способствует восприятию и лучшему запоминанию материала;;
- возможен показ динамических процессов (движения, звук, мультипликация), которые способствуют повышению концентрации и распределения внимания ребенка;
- позволяет моделировать ситуации, которые не всегда можно увидеть в повседневной жизни в условиях ДОО (например, воспроизведение звуков животных или явления природы, работу транспорта и т.д.);
- одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация для включения в образовательный процесс трех каналов восприятия, что способствует более эффективному усвоению информации.
Цель: создать условия для повышения качества образования и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи через внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий в условиях реализации ФГОС ДО.
Задачи:
- Актуализация знаний о информационно-коммуникационных технологиях.
- Повышение качества воспитательно-образовательного процесса через активное внедрение информационно - коммуникационных технологий.
- Создание эффективной системы информационно-методического и предметно-пространственного развивающего образовательного пространства в группе.
- Изучение нормативов и требований применения ИКТ в работе с детьми с ОВЗ.
- Формирование познавательной активности, развитие речевых компетенций у детей с ОНР и приобщение к сотрудничеству детей старшего дошкольного возраста с помощью средств и форм ИКТ в образовательной деятельности.
Определение ИКТ в образовании
Информационно-коммуникационные технологии в образовании - это комплекс воспитательно-образовательно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в воспитательно-образовательном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности педагогов, а также для воспитательно-образовательного процесса (развития, диагностики, коррекции) детей.
Таким образом, применение ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста предполагает не только работу за персональными компьютерами в специально оборудованных компьютерных классах, но и широкий спектр других форм и средств. Более того, внедрение ИКТ воспитателем в работе с детьми с ОВЗ не предполагает индивидуальную работу детей за персональными компьютерами в условиях группы.
Направления использования ИКТ в работе педагога с детьми и для детей
С позиции воспитателя можно выделить два направления использования ИКТ в своей работе непосредственно с детьми: взаимодействие с детьми и создание предметно-пространственной развивающей образовательной среды для детей.
1. Организация воспитательно-образовательного процесса с детьми:
- презентации (информационного, практического, контрольного типа);
- обучающие, развивающие, воспитывающие и стимулирующие видеофильмы и видеофрагменты;
- интерактивные плакаты, схемы и игры;
- иллюстративный наглядный материал;
- раздаточный материал;
- компьютерные развивающие игры;
- использование интерактивной доски;
- организация проектов и конкурсов с использованием средств ИКТ (фоторесурсы и видеоресурсы);
- портфолио достижений ребенка или группы с применением ИКТ;
- аудиофайлы (детские песни, минусовки, музыкальное сопровождение, аудиосообщения, аудиосказки).
2. Создание предметно-пространственной развивающей образовательной среды:
- дидактические пособия;
- игровые атрибуты;
- оформление группового пространства;
- оформление готовых детских проектов с использованием продуктов ИКТ.
Нормы, требования и система применения ИКТ в работе с детьми с ОВЗ
Для применения распечатанных форм ИКТ и дидактических игр и пособий можно выделить следующие принципы: принцип качественной полиграфии, соблюдение размерности материала и соответствие материала возрасту детей, так как некачественное или очень мелкое изображение может нанести вред зрению, а несоответствие возрасту влечет быструю утомляемость и потерю интереса к деятельности, что не способствует повышению качественного применения ИКТ.
Для применения средств ИКТ с использованием технической аппаратуры нужно, во-первых, соблюдать нормы СанПиН. В СанПиН 2.4.1.3049–13 нормы использования средств ИКТ только есть пункт 4.20.
4.20. При проведении занятий детей с использованием компьютерной техники, организация и режим занятий должны соответствовать требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.
В более ранней версии СанПиН 2.4.1.1249-03 были пункты 2.12.10 и 2.12.15. Если в ДОО оборудованы специальные компьютерные классы или дети работают с интерактивной доской, то согласно действующим санитарным правилам и нормам следует учитывать пункт 2.12.10, где регламентировано время работы за компьютером с учетом групп здоровья, максимальная кратность проведения занятий за компьютером, рекомендуемые дни для проведения такого вида занятий и рекомендации для сохранения зрения. Если ДОО оснащена только телевизором или проектором, то согласно СанПиН 2.4.1.1249-03 следует учитывать пункт 2.12.15, в котором указана непрерывная длительность просмотра телепередач и видеофильмов, рекомендации по освещению и профилактике зрительного утомления. Эти правила и нормы предназначены для всех ОО, кроме ДОО компенсирующей направленности. Следовательно, учитывая состояние здоровья детей, посещающих учреждения компенсирующего вида, и нормы СанПиН 2.4.1.1249-03, следует уменьшить время просмотра телепередач и видеофильмов на 30% во избежание зрительных перегрузок, быстрой утомляемости и нежелательных поведенческих реакций. Допустимое время просмотра - 20 минут, а для детей, относящихся к группе риска по состоянию зрения – 15 минут. Просмотры должны быть обоснованны и не перегружены лишней информацией.
Во-вторых, следует соблюдать требования к созданию презентаций для дошкольников и подбору видеофильмов. Создание презентации для дошкольников с ОВЗ имеет ряд особенностей. Фон презентаций лучше выбирать однотонный, не отвлекающий внимания от содержания слайда, спокойных, не раздражающих зрение цветов. Иллюстрации должны быть крупными, реалистичными, четкими, не перегруженные лишними деталями. Умеренное применение спецэффектов: помогает удерживать внимание на экране компьютера, повышает интерес, создает положительный эмоциональный настрой, однако чрезмерное увлечение ими приводит к обратному эффекту: у детей быстро наступают пресыщение и утомление. Видеофильмы должны соответствовать возрасту детей, не должны вызывать агрессии, испуга, неприятия. Если видеофайл по времени превышает нормы СанПиН 2.4.1.1249-03, то лучше поделить его на части.
В-третьих, необходим учет индивидуальных и возрастных особенностей группы детей с ОВЗ (диагноз, возраст, индивидуальные особенности).
Трудности при использовании ИКТ педагогом:
- отнимает массу личного времени при создании презентаций, видеофильмов, поиске информации, так как рабочее время сводится к непосредственной работе с детьми;
- некачественное или отсутствие ИК-оборудования в группах ДОО, отсутствие лицензионных программ;
- очень скудное предложение ЭОР для использования в ДОО;
- нет методического пособия по использованию ИКТ в работе воспитателя ДОО, не выявлены основные приёмы и методы работы в данном направлении, нет четких рекомендаций использования ИКТ для детей с ОВЗ в ДОО.
Вывод
Информационно-коммуникационные технологии являются эффективным средством, при помощи которого можно значительно обогатить воспитательно-образовательный процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развить познавательные процессы воспитанников, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Экологическое воспитание детей дошколного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
презентация "Экологическое воспитание детей дошколного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"...
Опыт работы по теме:«Формирование основ духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»в средней группе
Материал будет полезен для воспитателей средних групп. В нем изложена работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников....
«Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
laquo;Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрож...
Опыт работы: Игра как метод экологического воспитания детей в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности.Нарастающие экологические проблемы побуж...
«Квест-технология обучения и воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС» (методическая разработка)
В дошкольном образовании в настоящее время активно используются разнообразные инновационные технологии.Среди широко используемых в практике воспитания и развития детей дошкольного возраста игровых тех...
2021г. Проектная деятельность как инновационная педагогическая технология патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО
Актуальность проекта:- утрата связи с традиционными духовно-нравственными ценностями;- превалирование материальных ценносте...
План самообразования воспитателя логопедической группы на тему: «Использование информационно-коммуникативных технологий, мультимедийных развивающих игр для повышения качества образования и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО».
С развитием научно-технического прогресса в нашу жизнь уже прочно вошло такое понятие, как компьютерные технологии. Внедрение информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) повышает требования ...