Коррекционно-развивающее занятие
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Цель: Закрепить знания детей о зиме.
Образовательные задачи:
- Расширять и активизировать словарь по теме «Зима».
- Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы.
- Продолжать обучать детей правильно пользоваться речью, отвечать полным предложением на вопросы.
- Учить рисовать нетрадиционным способом «рисование солью».
Развивающие задачи:
- Закреплять умение правильно строить предложения, развивать фонематический слух.
- Развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику.
- Учить отвечать на вопросы, рассуждать, решать проблемные ситуации, выслушивать своих товарищей.
- Совершенствовать грамматический строй речи, развивать фразовую речь, подбирать антонимы.
- Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения.
- Закреплять правильное произношение.
- Развивать зрительное и слуховое внимание, мышление, связную речь, тактильные ощущения, творческое воображение; артикуляционной, тонкой и общей моторики.
- Совершенствовать умение работать кисточкой.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать познавательный интерес к явлениям природы.
- Воспитывать интерес к занятиям по развитию речи и занятиям изо-деятельности.
- Воспитывать дружеские отношения, взаимопомощь и умение работать в команде.
- Воспитывать у детей стремление к достижению результата; воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе.
Оздоровительные: следить за осанкой детей во время работы.
Методические приёмы: сюрпризный, игровой, словесный, наглядный, повторение, обобщение, художественное слово, физминутка, самомассаж, показ мультфильма, показ и объяснение воспитателя; наблюдение за работой детей; анализ работ воспитателем и детьми; поощрение.
Словарная работа: снежинки, снежная, красивая, снежки, ледяной, холодный, искрящийся… .
Индивидуальная работа: Следить за речью детей, оказывать помощь при ответах на вопросы, оказание помощи при рисовании снежинок нетрадиционным способом рисования.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о зиме, зимних явлений, зимних развлечениях. Чтение произведений о зиме; знакомство с пословицами, стихотворениями о зиме; разгадывание загадок о зимних явлениях. Беседы о животных, составление описательных рассказов, заучивание стихотворений о зиме, знакомство с народными приметами и пословицами.
Оборудование, наглядный материал: игрушка Незнайка, картинки с явлениями природы разных времён года, снежки, вёдра, конверт с письмом, снежинки с заданиями, аудиозапись муз произведения Чайковского «Вальс снежных хлопьев», запись музыкальной физкультминутки «Снег-снежок», ноутбук, видеозапись мультфильма «Зимняя сказка. Как медвежонок заболел», Картон чёрного или синего цвета, соль, клей ПВА, кисти для клея, клеенки и салфетки.
Планируемые результаты:
- приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать товарища;
- повышение познавательной активности;
- усвоение необходимых знаний по теме «Зима»;
- формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе.
Ход занятия:
Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок, Здравствуй, беленький снежок!
Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки,
Здравствуйте, я вам скажу, всех я вас приветствую!
Ребята, сегодня утром я получила необычное письмо. На конверте написано: Китовский Детский сад. Ребятам старшей группы «Семицветик». Поэтому я решила сразу вам его доставить. Посмотрите какое оно красивое. Давайте откроем и прочитаем!
Зима прислала нам письмо,
В снежинках-звездочках оно.
Так начинается письмо:
«Я не была у вас давно».
Красивый почерк у Зимы,
Письмо читаем дальше мы:
«Пора нам встретиться, друзья,
Вам без меня прожить нельзя.
Как на санях не покататься?
Как не слепить снеговика?
Ну как, ребята, вам остаться
Без снежной горки, без катка?
Я белоснежная Зима,
Я вам построю терема
И сад, и лес посеребрила,
Большую ёлку подарила.
Везде найдёте вы меня,
Среди сугробов прячусь я…
Хочу проверить ваши знания и приготовила задания…»
Снежинка №1:
Вот вам первая снежинка,
И на ней задание.
Вы скажите мне, друзья,
А какая я – зима?
Беседа:
- Какое сейчас время года?
- Как вы узнали, что наступила зима?
- Есть у зимы три сыночка, три зимних месяца. Как они называются? (Декабрь, январь, февраль).
- А сейчас какой месяц? (Январь).
Теперь давайте вспомним:
- Что бывает зимой? Какие природные явления? (Иней, мороз, метель, вьюга, снегопад, стужа).
- Каким бывает ветер? (Сильный, быстрый, жгучий, колючий, ледяной, холодный, порывистый, студёный).
- Что происходит зимой на водоёмах?
- А что бывает только зимой? (Снег).
- Какой бывает снег? (Лёгкий, искристый, белый, холодный, пушистый, колючий, рыхлый, грязный, непрозрачный).
А сейчас мы с вами немного поиграем!
Игра «Зимние приметы»
Воспитатель:
Если ночь морозная,
Тихая и звездная,
Дым из труб идет столбом,
Значит, ясно будет…
Дети: Днем.
Воспитатель:
Пятна синие над лесом,
Снега мелкого завеса,
Чуть морозы ослабели,
Ветер с юга Жди …
Дети: Метели.
Воспитатель:
Если рыба зимним днем
Ходит прямо подо льдом,
Ходит прямо подо льдом
И об лед стучит хвостом –
Значит без сомнения ждите …
Дети: Потепления.
Педагог: Хотите поиграть? Игра называется «Договори словечко». «Снегопад»
- Тихо, тихо, как во сне, падает на землю …. (снег).
- С неба всё скользят пушинки – серебристые … (снежинки).
- На просёлки, на лужок всё снижается … (снежок).
- Землю белой, чистой, нежной, застелил постелью … (снежной).
- Вот веселье для ребят – всё сильнее … (снегопад).
- Все бегут вперегонки, всё хотят играть в … (снежки).
- Снежный ком – на снежный ком, всё украсили … (снежком).
- Словно в белый пуховик мы одели …. (снеговик).
- Рядом – снежная фигурка, это девочка … (Снегурка).
А теперь с предлагаю немного потанцевать (включается аудиозапись).
Физкультминутка «Снег – снежок»
Снег – снежок,
Снег – снежок.
По дорожке стелется.
(Руки у детей подняты вверх, постепенно опускаются вниз)
Снег – снежок,
Снег – снежок
Белая метелица.
Снег – снежок,
Снег – снежок
Замело дорожки.
(Плавно качают руками вправо–влево).
Снег – снежок,
Снег – снежок
Тает на ладошке.
(Поочередно вытягивают вперед то правую, то левую руку).
Мы налепим снежков,
Вместе поиграем.
(«Лепят снежки»).
И друг в друга снежки
Весело бросаем.
(«Бросают снежки»).
Но тепло во дворе
(Хлопают в ладоши),
Не замерзли ушки
(Потирают ладонями уши).
Накатаем мы снег
(Сжимают пальцы в кулачки и вращают ими перед грудью)
В белый ком большущий.
(Разводят руки в стороны).
Молодцы, ребята!
Снежинка №3:
Вот ещё одна снежинка –
Посмотрите на картинки.
Вы скажите мне, друзья,
Что здесь лишнее убрать?
Проводится игра «Убери лишнюю картинку». (На доске расположены картинки с зимними, весенними, осенними явлениями природы. Необходимо убрать лишние картинки).
Педагог: Зимой все дети очень любят играть на улице в разные игры. А в какие игры любите играть вы? Давайте поиграем с вами в игру «Снежки».
Проводится игра «Попади снежком в цель».
Педагог: Молодцы, ребята! Снежки холодные, и руки у вас наверное замёрзли. Давайте с вами согреемся!
Проводится самомассаж.
Вот на улице мороз! (указательным пальцем массировать точку между бровями)
Эй, потри скорее нос, (то же у другую сторону)
Подбородок отогрей (массаж точки под нижней губой)
Улыбнулись все скорей (в другую сторону)
И у глаз потрем дружнее (круговые движения на висках)
Веселее, веселее. (в другую сторону)
Ну-ка взялись мы за уши (большие пальцы за ушами)
Ни к чему нам бить баклуши (круговые движения).
Покрутили, повертели – вот и уши отогрели!
Каждый палец согреваем, (снимать кольцо с каждого пальца),
Сильно-сильно растираем.
Педагог: Молодцы, ребята!
(Включается аудиозапись – плачет Незнайка).
Педагог: Ребята, вы слышите кто-то плачет? Давайте посмотрим кто это? (Педагог вносит игрушку Незнайку). Да это же Незнайка! Что случилось с тобой?
Незнайка: Я живу далеко-далеко в Солнечном городе. У нас очень тепло и растет много цветов, и никогда не бывает снега. Я хотел посмотреть, какой он – снег! О нём мне рассказывал Знайка. У вас так красиво и весело зимой. А какие красивые снежинки, так и хочется их съесть!
Педагог: Что ты, Незнайка, снег есть нельзя! Ребята, расскажите Незнайке, почему нельзя есть снег. (Ответы детей). Правильно, ребята, снег белый, но он холодный. Вот, Незнайка, ты вместе с ребятами, посмотри мультфильм.
(Показ фрагмента мультфильма «Снежная сказка». Про то, как медвежонок заболел»).
Педагог: Вот так медвежонок и проболел всю зиму. Лучше снежинками просто любоваться. Посмотрите, какие они красивые.
(Показ снежинок изображённых на картинках).
Незнайка: А можно я возьму снежинки с собой в Солнечный город?
Педагог: Ой, они же растают! Правда, ребята?
Незнайка: А что же мне делать? Я хотел показать их своим друзьям.
Педагог: Не расстраивайся, Незнайка, мы научим тебя рисовать снежинки. Они не растают, они будут нарисованы на бумаге.
Для этого нам необходимы вот листы синего картона, клей и кисточки, а ещё соль. На листе картона надо клеем нарисовать снежинку, а затем посыпать клей солью. Прижать ладошкой соль. Лишнее надо стряхнуть. Вот какие снежинки вы теперь умеете рисовать. Молодцы, ребята!
(Во время самостоятельной деятельности детей, включается музыка П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик», «Танец снежных хлопьев»).
Незнайка: Спасибо вам, ребята! Теперь я покажу всем жителям Солнечного города, какие бывают красивые снежинки и научу их рисовать. До свидание!
Педагог: Вы справились со всеми заданиями Волшебницы-зимы! Какие задания вам понравились больше всего? Вот у меня есть красивые снежинки, они все разные: большие и маленькие. Я предлагаю вам взять каждому по снежинке,. Если вы хорошо занимались, у вас все получилось – то возьмите большую снежинку, а если вы считаете, что получилось не так как хотели (не все хорошо, или что то не получилось) – то возьмите снежинку поменьше. Молодцы!
Посмотрите здесь что-то лежит. Ребята, да это какой-то ларец. Давайте откроем его? Да тут записка. Вот что в ней написано: «Дорогие, ребята! Вы выполнили все мои задания, порадовали меня и в благодарность я посылаю вам цветные льдинки! Зимушка-зима!»
Да и мне пора к себе возвращаться! Спасибо вам, ребята, и до свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Перелётные птицы" Конспект совместной коррекционно-развивающей игры-занятия педагога-психолога и логопеда
Конспект интегрированного коррекционно-развивающей деятельности логопеда и педагога-психолога. Старший дошкольный возраст....
Коррекционно-развивающая игра-занятие "Школа маленьких волшебников"
Игра-занятие для детей старшего дошкольного возраста. Цель игры: формирование устойчивого представления дошкольников о нормах и правилах поведения....
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО КОМБИНИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО АППЛИКАЦИИ И РИСОВАНИЮ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ВЫРАЖЕННОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ «УКРАШАЕМ ПРАЗДНИЧНУЮ ЁЛОЧКУ»
Конспект направлен на то, чтобы учить детей составлять целостное изображение елочки из готовых форм (треугольников), с частичным наложением элементов друг на друга. Занятие по аппликации...
Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий). Составила Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 компенсирующего вида Ковальчук Е.В.
Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий)Составила: Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 к...
Коррекционно-развивающее логопедическое занятие с детьми ОНР в подготовительной группе по теме "Животные жарких стран".
Уважаемые коллеги и родители! Представляю вам конспект логопедического занятия, на котором дети учатся в игровой форме грамотно произносить слова и строить предложения....
Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие с использованием ИКТ в специализированной группе для детей с нарушением зрения (3-4 год обучения). Тема: «Полет на Марс». Конспект занятия разработан учителем-дефектологом МБДОУ д/с № 16 Гришиной С.Н.
Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие с использованием ИКТ в специализированной группе для детей с нарушением зрения (3-4 год обучения).Тема: «Полет на Марс».Конспект зан...
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...