Индивидуальный маршрут развития ребенка с ОВЗ (ТНР) старшая группа.
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Сопровождение каждого ребёнка с ОВЗ в современных педагогических реалиях начинается с создания адаптированной образовательной программы. Каждый педагог, сопровождающий такого ребёнка, пишет свою часть.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_marshrut_razvitiya_rebenka_s_ovz_tnr_st_gr.docx | 53.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный маршрут развития
ребенка с ОВЗ (тяжелое нарушение речи) ___________________,
воспитанника старшей группы
МАДОУ д/с №12 на 2018-2019 учебный год (первый год обучения)
(февраль – май)
Разработала:
Волынская И.Ю. воспитатель группы
Калининград 2018 г.
Цель: Выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья
Общие сведения о ребенке.
Дата рождения:
Группа здоровья 2
_________ воспитывается в полной, благополучной семье.
В отношениях с взрослыми и детьми проявляет доброту, дружелюбие, поведение организовано, к лидерству не стремится, проявляет интерес к занятиям, при выполнении самостоятельных заданий требуется помощь педагога, так как допускает ошибки, на замечание взрослого реагирует адекватно и спокойно.
Развитие общей и мелкой моторики грубых нарушений со стороны моторной сферы нет, мелкая моторика развита недостаточно, ведущая правая рука.
Математические представления сформированы по возрасту не в полном объеме: предметы по форме не соотносит, путает при показе геометрические фигуры; при показе путает основные цвета.
Сформированность пространственно-временных отношений: ориентируется в пространстве и времени не в полном объеме.
Конструктивный праксис: постройки самостоятельно совершает охотно, не достаточно хорошо владеет работой с бумагой.
Развитие речи: речь затруднена, встречаются ошибки в словах сложного слогового состава. Затрудняется в пересказе (с помощью наводящих вопросов), не может выразительно и связно участвовать в диалогической беседе.
Слоговая структура: нарушена в словах, в предложениях
Лексика: лексический запас сформирован недостаточно.
Грамматический строй: ошибки в словоизменении, словообразовании.
Связная речь: по наводящим вопросам.
Логопедическое заключение: ОНР -3 уровень .
Интеллектуальное развитие: мыслительные операции сформированы по возрасту, затрудняется при исключении четвёртого лишнего предмета на наглядном уровне, классифицирует предметы самостоятельно, подбирает обобщающее слово к ряду предметов
Изобразительная деятельность развита на среднем уровне, владеет кистью, основными приемами лепки, штриховку и закрашивание фигуры выполняет аккуратно.
Игровая деятельность: предпочитает играть самостоятельно, любимые игры - животные и Лего.
- Общие данные
Ф.И.О. ребенка | |||
Дата рождения | |||
Дата поступления в учреждение | |||
Сведения о семье: | Полная, благополучная. | ||
Мать (ФИО, образование, место работы, доп. сведения) | |||
Отец (ФИО, образование, место работы, доп.сведения) | |||
Дом.адрес: Телефон: | |||
Воспитатели (ФИО): | Волынская Ирина Юрьевна, Шугаева Юлия Николаевна | ||
Специалисты: Учитель-логопед: Музыкальный руководитель: Инструктор по ФИЗО: Медицинская сестра: | Гурина Надежда Викторовна Садовая Алла Николаевна Карпенко Светлана Юрьевна Наумова Валентина Михайловна | ||
Группа здоровья | 2 | ||
Режим пребывания ребёнка в ДОУ | Полный день, пятидневная неделя. | ||
Заключение ПМПК от | ТНР. Нуждается в создании специальных условий для получения образования, коррекции нарушений развития. | ||
Рекомендации ПМПК | Форма получения образования: в образовательной организация. Образовательная программа: адаптированная образовательная программа ребенка с нарушением речи Степень включенности: полное включение в образовательный процесс. Специальные методы обучения: подбор индивидуального темпа работы и нагрузки ребенка, объема предлагаемых заданий, чередование видов деятельности; использовать коротко и четко сформулированные задания; при переходе от одного задания к другому предлагать упражнения, переключающие внимание ребенка на новый вид работы; дозированная помощь; пошаговость в предъявлении материала; опора на субъективный опыт ребенка | ||
Цели на текущий период (учебный год) | Содействие социализации ребенка с ОВЗ и максимального развития потенциала ребенка. |
- Внутренний индивидуальный образовательный маршрут воспитанника___________________________.
Специалист ( ФИО) | Направление работы | Режим | Формы организации коррекционно- развивающей работы |
Воспитатель: Волынская Ирина Юрьевна, Шугаева Юлия Николаевна | Реализация программы индивидуальной помощи в развитии ребенка, создание адекватных для данного ребенка условий развития, коррекционная работа по ориентированию пространстве в режимные моменты и в совместной образовательной деятельности | 5 дней в неделю | Разнообразные |
Учитель-логопед: Гурина Надежда Викторовна | Реализация программы индивидуальной помощи в развитии ребенка, создание адекватных для данного ребенка условий развития | 2-3 раза в неделю | Индивидуальные подгрупповые |
Воспитатель: Волынская Ирина Юрьевна, Шугаева Юлия Николаевна | Физкультурные занятия | 3 раза | Групповые Индивидуальная работа во время организации ООД |
Муз. руководитель: Садовая Алла Николаевна | Музыкальные занятия | 2 раза | Групповые Индивидуальная работа во время организации ООД |
Медицинская сестра Наумова Валентина Михайловна | Обеспечение профилактических мероприятий и назначений врача, мониторинг здоровья ребенка, контроль за психофизическим состоянием | ||
Старший воспитатель Карпенко Светлана Юрьевна | Диагностико-прогностическая работа: изучение медико-психологических, возрастных, личностных особенностей; круга общения; выявление позитивных и негативных влияний в структуре личности ребенка; |
- Создание «безбарьерной» среды
Задачи образовательного учреждения при создании безбарьерной среды:
- Создание уютного, комфортного пространства для всех.
- Создание среды, способствующей гармоничному развитию личности.
- Формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения.
- Специальные условия для получения образования – не нуждается
- Психолого-педагогическое сопровождение . Периодичность динамического наблюдения не реже 2-х раз в год.
Цель – организация целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для ребенка с ОВЗ, построение для него индивидуального маршрута развития в соответствии с его индивидуальными, психофизическими и возрастными особенностями.
Программно-методическое обеспечение
Область | Задача | Содержание | Ожидаемый результат |
Речевое развитие | -развивать речевую активность ребенка; -развивать диалогическую форму речи, поддерживать инициативные диалоги между детьми, -расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, социального и игрового опыта детей; -формировать умение понимать содержание литературных произведений; -разучивать с детьми стихотворения; | Чтение сказок, потешек, рассказов, стихотворений. Разучивание стихотворений, потешек, песенок. Составление рассказов о собственного имени «Я люблю…» Коллективные рассказы по картинам. Артикуляционная гимнастика. | Поддерживает диалогическую форму речи, расширен словарный запас, понимает и проявляет интерес к прослушиванию литературных произведений. |
Художественно-эстетическое | развивать интерес к изобразительной деятельности и ее результату; -уточнять представления ребенка об основных цветах и их оттенках, -формировать умение смешивать и получать оттеночные цвета красок; -учить детей создавать сюжетные изображения, в нескольких предложениях передавать их содержание; -формировать умение оценивать свои работы путем сопоставления с образцом, словесным заданием; -развивать у ребенка чувство ритма в процессе работы с кистью, карандашами, фломастерами; -формировать умение определять способ лепки (раскатывать, защипывать, оттягивать, соединять части и пр.); | Рисование различных пород дерева, рисование улиц. Рисование человека, способы передачи движений рук и ног, наклона туловища. Рисование портрета мама. Лепка фигур человека и животных с передачей характерных Движений. Сюжетно-тематическая аппликация на темы «Зима», «Весна», «В огороде», «На лугу», «На озере», «В саду цветут яблони», «Цветы на лугу» . Пальчиковые игры | Знает цвета и их оттенки, умеет смешивать цвета для получения оттенков. Умеет оценить свою работу, что получилось, а что нет. Владеет кистью, карандашами, и фломастерами. Знает приемы лепки, и умеет передавать образ человека и животных. |
Познавательное развитие | – продолжать развивать интерес к процессу и результату конструирования; -– расширять и углублять представления ребенка о местах обитания, образе жизни животных и растений; – углублять и расширять представления ребенка о явлениях природы; -формировать умение ребенка устанавливать причинно – следственные связи; -развивать сенсорную способность ребенка, формировать умение выделять знакомые объекты из фона зрительно, по звучанию, на ощупь, по запаху и на вкус; - совершенствовать навыки пользования способами проверки (приемы наложения и приложения), -развивать ориентировочные действия на листе бумаги, -формировать умение образовывать последующее число добавлением одно- го предмета к группе, -знакомит с количеством в пределах десяти; -формировать у ребенка умение называть цифровой ряд, выкладывая цифры в последовательности, подбирая соответствующую цифру к количеству предметов; | Наблюдения, беседы, игры, чтение литературы о домашних и диких животных и их детенышах. Игры эксперименты с водой, песком, камнями. Игры и упражнении я со строительными наборами. д/и «Какой цифры не стало?», «Найди такой же узор», «Каждую фигуру на свое место», «Кто больше увидел» | Знает и называет диких и домашних животных их место обитания, образ жизни. Знает и называет явления природы. Может выделить предмет на ощупь, по запах и вкусу. Ориентируется на листе бумаге и в пространстве. Знает прямой счет. Умеет соотнести цифру к количеству. Умеет образовывать цифровой ряд путем прибавления. |
Игровая деятельность (социально-коммуникативное) | Вызывать у ребенка интерес С/Р играм; – закреплять ролевые действия в соответствии с содержанием игры; – формировать умение обыгрывать сюжеты, – формировать умение использовать в новых по содержанию играх различные натуральные предметы и их модели, предметы-заместители; – развивать воображение ребенка в ходе подвижных, сюжетно-ролевых и театрализованных игр с помощью воображаемых действий; – учить детей создавать воображаемую игровую ситуацию, брать на себя роль и действовать в соответствии с нею, проявляя соответствующие эмоциональные реакции по ходу игры; – закреплять умения ребенка в процессе игры, проявлять отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки. | Самостоятельные игры детей и игры с участием взрослых, способствующим обогащению социально-бытового опыта ребенка. Проигрывание сюжетных линий, соединение двух-трех сюжетных линий в единую игру: «Семья» и «Транспортные средства», «Магазин» и «Почта», «Зоопарк», «Театр» | Проявляет интерес к с/р играм, принимает на себя роль, умеет обыграть сюжет, построить сюжетную линию использовать предметы – заместители. |
Индивидуальный маршрут коррекции речевого развития
Направление коррекционной работы | Содержание | |
Моторика | Артикуляционная Мелкая Общая | Вырабатывать полноценное движение органов артикуляции, используя фотообразцы и д/материал (воздушные шарики, бумажные бабочки). Развивать четкие движения пальцев рук, д\и «Рисовалочка» (обводка по контуру). Двигательные упражнения и имитация действий |
Фонематические процессы | Развивать слуховое внимание на неречевых звуках в д/играх «Кто как кричит?», «Кто позвонил?», «Чей голос громче?». Развивать звуковую сторону речи используя фольклорные формы из сказок. | |
Звукопроизношение | Укреплять речевой аппарат . Автоматизировать звуки в разных позициях и закрепить в разговорной речи. | |
Слоговая структура слова | Работа над словами сложной слоговой структуры. | |
Лексика | Расширять и активизировать словарь, используя лексические темы: «Моя семья», «Части тела», «Овощи-фрукты», «Времена года» и т.д. | |
Грамматический строй речи | Учить отвечать распространенным предложением. | |
Связная речь | Улучшать навыки общения с детьми, развивать навыки составления рассказов с опорой на картинки и без картинок. |
Календарно-тематическое планирование работы воспитателя
Месяц | Темы | Формы и виды работы |
Февраль | «Профессии» «Комнатные растения» «Дом» «Мебель» «Посуда» |
|
Март | «Мамин праздник» «Первоцветы» «Деревья, кустарники» |
|
Апрель | «Одежда» «Обувь, головные уборы» |
|
Май |
«Животные» «Насекомые» «Лето» |
|
Индивидуальный маршрут развития
ребенка с ОВЗ (тяжелое нарушение речи) ______________________,
воспитанника старшей группы
МАДОУ д/с №12 на 2019-2020 учебный год (второй год обучения)
Разработала:
Волынская И.Ю. воспитатель группы
Калининград 2019 г.
Цель коррекционно-развивающей работы: обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка в период дошкольного детства, независимо от психофизиологических и других особенностей, в том числе ограниченных возможностей здоровья.
Задачи:
1.Расширять представления ребенка об окружающей действительности.
- Максимально пополнять, уточнять и активизировать словарный запас ребенка в процессе режимных моментов и специально организованной деятельности.
- Осуществлять систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи дошкольника.
- Включать задания на развитие внимания и памяти, стимуляцию словесно-логического мышления ребенка.
- Развивать произвольную пальцевую моторику детей.
- Развивать общую моторику.
Предполагаемый результат :
- Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
- Овладевает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
- Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
- Проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
- Овладевает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, математики, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности
Календарно-тематическое планирование работы воспитателя
Месяц | Темы | Формы и виды работы |
Сентябь | «Овощи» |
|
Октябрь | «Фрукты, ягоды» «Грибы» «Деревья, кустарники» |
|
Направление коррекционно-развивающей работы | Задачи коррекционно-развивающей работы | Содержание коррекционно-развивающей работы |
Автоматизация звуков | Автоматизация в предложениях, чистоговорках, стихах В спонтанной речи | Словесные игры: «Эхо», «Запомни, повтори»; д/у: «Ступеньки», «Повтори для Мишки»; к/и «Игры для Тигры»: «Ветерок», «Рыбка», «Часы» Словесные игры: «Запомни, повтори», «Повторялка», «Подскажи словечко»; д/и: «Звуковые домики», «Улитка», «Ромашка», «Муравейник», «Живые слова»; к/и «Игры для Тигры» - «Четвертый лишний», «Часы». Словесные игры: «Повтори-ка», «Запоминай и повторяй», «Живые предложения»», «Исправь ошибку»; д/и: «Логический поезд», «Составь предложение к схеме, картинке»; разучивание стихов: «Тише, мыши…», «Кошка в окошке…», «Кукушонок», «Плюшевый Мишка». В подвижных играх: «Раздувайся пузырь», «Смешинка», «Что ты делаешь?»; игры в парах: «Угадай на ощупь», «Послушай мое слово и нарисуй», «Угадай по описанию». |
Дифференциация звуков | Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихах, скороговорках | Д/и «Собери бусы», «Звуковые домики», «Звуковые часы»», «Ромашка», «Рассели картинки в дом», «Логопедическое лото»; к/и «Игры для Тигры» - «Ветерок», «Звуковые часы». Дифференциация звуков в речевых играх «Скажи наоборот», «Эхо», «Отгадай слово»; д/и «Лото», «Где чей дом?», «Улитка». |
Развитие функций фонематического слуха и навыков звукового анализа | Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа | Словесные игры «Назови первый (последний) звук в слове», «Где в слове стоит звук: в начале середине или в конце слова?»; д/и Звуковая мозайка», «Звуковое домино», «Найди свою картинку», «Цепочка слов» и др.; к/и «Игры для Тигры» - «Четвертый лишний», «Поезд», «Составь слово»; «Весёлая логоритмика» - развивалочки |
Развитие связной речи | Составление предложений: • Из слов в начальной форме с предлогами и без предлогов: из, в, под, за, перед, между; • Из живых слов; • С данными словосочетаниями; • По словесной инструкции. 2. Добавление в предложение пропущенных предлогов (с опорой на картинку или действие). 3. Полные ответы на поставленные вопросы и для пересказа. 4. Рассказ из предложений, данных в иной последовательности. 5. Пересказ текста. 6. Заучивание наизусть прозаических и стихотворных текстов, скороговорок. | Упражнения «Беседа по картинке», «Отгадай загадку», «Где начало рассказа?», «Вспомни случай» Дидактическая игра «История в картинка», «Маленькие истории», «Что случилось – расскажи», «Что неправильно нарисовал художник» Упражнения «Беседа по картинке», «Отгадай загадку», «Где начало рассказа?», «Вспомни случай» Дидактичекая игра: «Как построить дом», Упражнение «Употреби слово в нужной форме»; д/и «Когда это было?», «Один-много», Д/и «Измени словечко». |
Развитие и совершенствование лексико-грамматичес кой стороны речи | Активизация использования предложных конструкций, простых предлогов, навыков словооборазования, словоизменения, составления простых предложений по картинке и с заданным словом; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением | Словесные игры «Я начну, а ты продолжи», «Живые предложения», «Один – пять», «Один – много», «Мой, моя, моё, мои»; д/и «Магазин», «Посмотри какой цветочек!» «Умные предложения» и др.; к/и «Игры для Тигры» - «Что из чего?», «Найди четвертого», «Профессии». Игра «Измени словечко», Упражнение «Подбери признак», Игра «скажи ласково», «Сделай его маленьким», Упражнение «Измени по образцу», Игра «Подбери слово-помощник» |
Развитие психологической базы речи | Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления | Словесные игры «Запомни, повтори», «Определи понятия», «Узнай кто это», и др.; д/и «Четвертый лишний», «Профессии», «Цвет, форма, размер»; к/и «Зайка в школе». Игры «Слушай хлопки», «Флажок», «Пуговица», «Запомни движения», «В магазине зеркал», «Эстафета слов», «Назови отличие», «Группировка слов», «Составь рассказ», «Дерево, лист, плод», упражнения «Где чей домик?», «Раскрась вторую половинку», «Слушаем и рисуем», «Разрезанные картинки» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры и по основным разделам программы для детей старшего дошкольного возраста (приложение к индивидуальным маршрутам развития ребенка)
Игры направлены на обучение и закрепление знаний по ознакомлению с окружающим, развитию элементарных математических представлений, развитию речи, чтению художественной литературы лепке, аппликации....
Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО
Одной из задач нового стандарта образования является «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие спосо...
Индивидуальный маршрут развития ребенка старшего дошкольного возраста по разделу программы "Развитие речи"
Особенность нашего времени - активизация инновационных процессов в образовании. С недавнего времени условием повышения качества дошкольного образования является реализация ФГОС в структуре о...
Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО
Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО...
Журнал педагога для выстраивания работы с детьми группы и индивидуального маршрута развития ребенка
Журнал наблюдений детей...
Индивидуальный маршрут развития ребенка компенсирующей группы дошкольного возраста № 2 (4-7лет ) с РАС
Индивидуальный маршрут развития ребенка компенсирующей группы дошкольного возраста № 2 (4-7лет ) с РАС в таблице...
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с синдромом Дауна (старшая группа)
Индивидуальный образовательный маршрут, разработан для ребенка с ОВЗ. Включает в себя описание основных направлений работы. Для ребенка также разработана тетрадь для индивидуальной работы, где указаны...