Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с синдромом Дауна (старшая группа)
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)
Индивидуальный образовательный маршрут, разработан для ребенка с ОВЗ. Включает в себя описание основных направлений работы. Для ребенка также разработана тетрадь для индивидуальной работы, где указаны конкретные используемые методики и игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iom.docx | 20.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный образовательный маршрут работы на 2021-2022 уч.год.
Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (далее – дети с ОВЗ) является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации.
Поддержка ребенка с синдромом Дауна — это целый комплекс проблем, связанных с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество.
Целенаправленная система социально-педагогических мероприятий, включение ребенка с синдромом Дауна в коррекционно-образовательный процесс с раннего возраста, повышает уровень развития, способствует социальной активности ребенка.
У ребенка отмечается нарушение координации движений, неловкость, снижение мышечного тонуса. Процессы восприятия замедленны, при этом отмечаются выраженные трудности интеграции своих ощущений. Так, например, ребенок не может одновременно слушать, смотреть, реагировать и концентрировать внимание. Ему свойственно поверхностное и глобальное восприятие предмета.
Несмотря на то, что у ребенка зрительное восприятие развито лучше, чем слуховое, он предпочитает простые зрительные стимулы и избегает сложных изображений.
Обращают на себя трудности концентрации внимания, его низкий объем, нестойкость и рассеянность. Для запоминания ребенку требуется большое количество повторений, есть нарушения механической кратковременной памяти.
Наблюдаются нарушение планирования, медленное формирование понятий и развития навыков, трудности оперирования одновременно несколькими понятиями, сложности перенесения усвоенных навыков в новую ситуацию.
При этом отмечаются неплохие подражательные способности, которые могут быть использованы при формировании навыков самообслуживания и трудовых навыков.
Ребенок очень общителен, отличается эмоциональной живостью, свои эмоции выражает непосредственно и легко. В комфортной обстановке миролюбив и дружелюбен, ласков и приветлив с окружающими.
Однако если ему что-то не нравится или если его кто-то обижает - может стать недоброжелательным. Наблюдается педантизм, инертность, вязкость.
Играя, ребенок проявляет низкую активность при манипулировании предметами, освоении различных способов использования игрушек; игры с правилами не вызывают интереса. Сюжетно-ролевая игра не сформирована.
Речь не сформирована. Использует имитации звуков и подкрепляют их жестами. Говорит несколько простых слов (мама, папа, баба), использует звукоподражания. Обращенную речь понимает хорошо.
Нами был составлен индивидуальный образовательный маршрут для развития ребенка с ООП (с синдромом Дауна).
Цель: создать условия для развития ребенка, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей в соответствующих возрасту видах деятельности.
Задачи:
1. Формирование произвольной деятельности, функций программирования и контроля;
2. Формирование коммуникативной и игровой деятельности;
3. Формирование продуктивного взаимодействия, элементарной саморегуляции;
4. Формирование пространственных представлений;
5. Создание условий для овладения сенсорными эталонами, ориентации во внешнем мире, развития внимания, памяти, мышления;
6.Развитие предметно-практической, конструктивной деятельности.
Рекомендовано обучение по основной образовательной программе для детей дошкольного возраста с включением индивидуальных занятий, разработанных для данного ребенка. Основная форма занятий – индивидуальные. Продолжительность каждого занятия от 10 до 20 минут, в зависимости от состояния ребенка. В процессе занятия педагог обязательно следит за самочувствием ребенка и учитывает его эмоциональное состояние, может полностью изменить составленный план занятия в силу неприемлемости ребенком на данный момент предлагаемых заданий, несмотря на то, что ранее они вызывали у него интерес. Так же, рекомендовано психолого-педагогическое сопровождение ребенка в группе и работа с логопедом. Для ребенка разработана индивидуальная тетрадь, где педагог-психолог отмечает ход занятия, особенности выполнения заданий.
Принципы обучения:
-Индивидуальный подход;
-непрерывность;
-регулярность;
-планомерность;
-многократные повторения;
-постепенное повышение требований;
-учет возраста;
-оптимистический подход- «атмосфера успеха»;
-задействование разных каналов восприятия: наглядность, подключить осязание, слух, ощущение.
Занятия включают в себя комплекс игр и заданий направленных на
- развитие общей и мелкой моторики (игры на речедвигательное подражание, пальчиковые игры, массаж пальцев и ладоней);
- развитие речи и самопознания (пополнение словарного запаса), развития знаний о частях тела, умения их показать и назвать);
- умение различать простейшие эмоции (радость, грусть, злость), изображать их, отличать их на картинке;
- развитие умения действовать по образцу (различные мозаики, лото, кубики, палочки Кьизенера);
- обучение основам рисования, умения держать карандаш и ручку, получение ребенком положительных эмоций от процесса рисования;
- обучение основам лепки из пластилина, и аппликации;
- на развитие мышления, внимания и памяти (найди различия между картинками, «4й лишний», «кто исчез», лото);
-развитие произвольной регуляции, умения действовать по правилам («Городок», «Гусеничка», «Рыбалка»);
- устранение поведенческих проблем ребенка, обучение методам релаксации и контроля (игры с песком и кинетическим песком, игры с тестом для лепки).
- формирование навыков реагирования на обращенную речь и выполнение просьб.
Используемые методики:
- Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр.
- Бражникова И.М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта.
- Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии.
- Белова А.С. Программа работы педагога-психолога с ребенком с синдромом Дауна.
- Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно-отсталых дошкольников.
- Жиянова П.Л. Социальная адаптация детей с синдромом Дауна.
- Лисовская Т.В. Методика формирования навыков общения у учащихся с тяжелой интеллектуальной недостаточностью.
- Пишчек М. Руководство по работе с детьми с умственной отсталостью.
- Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей.
- Маллер А.Р. Помощь детям с недостатками развития: Книга для родителей.
- Различный стимульный материал (игрушки, разрезные картинки, дидактические игры, воздушные шарики, мыльные пузыри и т.д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год
Как можно составить карты по: индивидуальному образовательному маршруту ребенка требующего особого внимания, индивидуальному образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа
Образовательная область - "Музыка". Маршрут разработан по программе "Ладушки" И.Каплуновой, И.Новоскольцевой, 2009 год....
Адаптированная образовательная программа для ребенка с синдромом Дауна
Адаптированная ОП расчитана на возраст 6-7 лет...
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа Образовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)". Маршрут разработан по программе "Ладушки" И.Каплуново
Индивидуальный образовательный маршрутдля ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата- старшая группаОбразовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)...
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа
Индивидуальный образовательный маршрутдля ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата- старшая группаОбразовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)...
Индивидуальный образовательный маршрут каждого ребенка старшей группы и средней.
Индивидуальный образовательный маршрут каждого ребенка старшей группы и средней группы....