Проект «Дистанционное обучение как средство взаимодействия учителя-логопеда и родителей в работы с детьми ОВЗ »
проект по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Павлова Людмила Анатольевна

Организация дистанционного обучения позволяет:

  • обеспечить доступ детей с речевыми патологиями к образовательным и иным информационным ресурсам;
  •  оказать поддержку семьям, воспитывающим детей с нарушениями развития;
  • способствует безбарьерной среды для детей с ОВЗ и инвалидов, получению ими образования;
  • успешной социализации и интеграции в общество.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Дистанционное обучение как средство  взаимодействия учителя-логопеда и родителей в работы с детьми ОВЗ »

разработала: Павлова Людмила Анатольевна,

учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 20

 «Светлячок» г.Сафоново Смоленская обл.

Краткая аннотация проекта

Проект   предназначен для учителей-логопедов и педагогов образовательных учреждений.

        Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Компьютерные технологии выступают как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия.

       С каждым годом в общеобразовательных учреждениях увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья.  Такие дети испытывают значительные трудности в адаптации к условиям общеобразовательных учреждений. У данной категории детей наблюдаются несформированность эмоционально-волевой сферы, функций контроля, всех психических процессов, снижение работоспособности, повышенная утомляемость, несформированность мотивации к обучению. Если поставленный звук у детей с ОВЗ  не закреплять ежедневно, не следить за правильностью его произношения в различных видах деятельности, как в ДОУ, так и дома, то результат логопедической работы обесценится. Очень часто специалисты сталкиваются с тем, что в условиях логопедического кабинета под контролем логопеда ребенок пользуется полученными умениями, но перенести эти умения в повседневную жизнь самостоятельно не может.

        Возможен и рецидивирующий тип течения нарушения звукопроизношения. Когда после длительных пропусков занятий по болезни,  карантина, после праздничных каникул, отпуска утрачиваются приобретённые умения и навыки, и работа по устранению нарушений звукопроизношения начинается практически с самого начала. Родители таких детей, как правило, не знают, как общаться с ними дома.

        Способствовать решению данной проблемы может введение  новых  организационных форм  помощи – дистанционного обучения. Актуальность внедрения, которого подчеркивается  законодательными и нормативными правовыми актами федерального и регионального уровня.

Именно поэтому сотрудничество учителя-логопеда с семьёй является необходимым условием успешного преодоления речевых нарушений.

Актуальность и востребованность   проекта  определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между :

  • ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ;
  • необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению.

Организация дистанционного обучения позволяет:

  • обеспечить доступ детей с речевыми патологиями к образовательным и иным информационным ресурсам;
  •  оказать поддержку семьям, воспитывающим детей с нарушениями развития;
  • способствует безбарьерной среды для детей с ОВЗ и инвалидов, получению ими образования;
  • успешной социализации и интеграции в общество.

 

Значимость проекта заключается

  • в максимальном расширении охвата детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольным образованием, отвечающим их возможностям и потребностям.

Новизна: введение инновационных образовательных услуг через организацию дистанционной формы обучения дошкольников с ОВЗ.

Участники проекта: дети с речевыми нарушениями, родители, учитель-логопед.

Типовые особенности проекта:

  • По характеру создаваемого продукта: обучающий.
  • По количеству участников: групповой.
  • По продолжительности: долгосрочный.
  • По содержанию: учитель-логопед + ребенок и его семья.
  • По профилю знаний: монопроект.
  • По характеру координации: с открытой координацией.
  • По уровню контактов: на уровне образовательного учреждения - ДОУ.
  • По типу объекта проектирования: экзистенциальный

Цель проекта создание единого коррекционно-образовательного пространства, способствующего преодолению речевых нарушений у  детей при взаимодействии c учителем-логопедом и активном участии членов семьи ребенка с использованием информационно-коммуникационных технологий дистанционного обучения.

Задачи:

  • Повысить информационную, социальную, педагогическую компетентность  родителей  в развитии речи детей дошкольного возраста.
  • Создать условия для единого коррекционно-образовательного пространства, способствующего преодолению речевых нарушений у детей при взаимодействии c учителем-логопедом и активном участии членов семьи ребенка с использованием информационно-коммуникационных технологий.
  • Определить эффективность дистанционного обучения в коррекционной работе с детьми - логопатами.
  • Повысить педагогическую компетентность учителя-логопеда по использованию электронных средств в дистанционном обучении

Структура проекта

1 этап - подготовительный  (информационно-аналитический).

Задачи:

  • Изучение нормативных документов, методического материала по проблеме.
  • Обсуждение основополагающего вопроса и формулировка проблемных вопросов (выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития).
  • Создание базы данных (адреса электронной почты родителей, адреса Skype);
  • Подбор информации по наиболее актуальным темам, методического материала.
  • Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста, корректировка индивидуального образовательного маршрута.

Мероприятия.

  1. Изучаем нормативно-правовую базу  по данной проблеме ( дистанционное  обучение):
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Указ Президента РФ от 2 апреля 2020 года №239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19»;
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013 г. № 26).
  • Приказ Миниобрнауки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
  • Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 года № 1Д-39/04 «О направлении методических рекомендаций»;
  • Письмо Министерства просвещения РФ от 27 марта 2020 г. №ВБ-717/04 «О направлении перечня решений по итогам совещания»;
  • Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1014  "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования", с изменениями от 21.01.2019 г.
  1. Организационные мероприятия:
  • Провести установочную беседу с родителями на предмет создания условий для дистанционного обучения.
  • Выяснить у родителей методом опроса наличие средств для обучения ребенка в дистанционной форме (интернета, компьютера, планшета с подключением он-лайн).
  • Наладить дистанционную связь-контакт с родителями детей для установления дистантного общения и обучения (с использованием любого мессенджера: WhatsApp, Viber).
  • Определить  набор приложений, электронных ресурсов, которые допускаются к использованию в учебном процессе.
  • Составить расписание он-лайн занятий с учетом времени пользования компьютера, с учетом его индивидуальных возможностей (10-15 мин 1 занятие; файл-задание для самостоятельной работы (или с родителем). Довести до сведения родителей.
  • Составить файлы –задания для  коррекционных занятий (серии, карточки)  по основным  разделам АООП.
  • Составить файлы-задания для мониторинга усвоенного программного материала.
  • Дать родителям рекомендации по закреплению изучаемого материала в жизненных ситуациях, близких к опыту ребенка с ОВЗ.

2 этап- практический, коррекционно-развивающий.

Этап внедрения дистанционного взаимодействия с детьми-логопатами и их родителями в коррекционно-образовательный процесс.

Задачи:

  • разработать и апробировать систему  мероприятий дистанционного  

    обучения (детей и их родителей), поддерживающих процесс освоения

    содержания АООП по коррекции речевых нарушений, в соответствии

    с ФГОС и  учетом особых образовательных потребностей детей.

  • полученные знания с сайта ДОУ, с помощью электронной почты и во время дистанционных занятий по Skypу закрепляются родителями в повседневной жизни.

На этапе реализации  мероприятий  по внедрению дистанционных технологий необходимо руководствоваться нормативной базой, а также  «Методическими рекомендациями по организации дистанционного обучения детей с ТНР учителем-логопедом» Института коррекционной педагогики РАО (https://ikp-rao.ru/specialistam/). 

При организации дистанционного образования должен быть осуществлен учет особых образовательных потребностей детей, а именно:

  • особенности психических процессов, общего и речевого поведения;
  • трудности  при планировании собственной деятельности, осуществления контрольных действий, распределении усилий для выполнения заданий, поддержания определенного темпа деятельности, концентрации и переключении внимания ;
  • учет индивидуального темпа работы над заданиями, дозирование заданий с учетом зоны ближайшего развития.

Условия организации  дистанционных занятий

  • необходимо дать рекомендации родителям, касающиеся подготовки рабочего места ребенка;
  • обозначить технические требования к организации обучения;
  • дать формы предъявления материала;
  • длительность занятия с ребенком должна соответствовать требованиям СанПиН РФ (в соответствии с возрастом ребенка) - 15 мин;

 Различные форматы занятий –

  • видеотрансляции,
  • видеоконференции;
  • выполнения ребенком задания  с представлением результата для проверки педагога в виде фото или видеозаписи по согласию родителей;
  • дистанционные беседы педагога с ребенком с использованием различного телекоммуникационного оборудования и другие формы;
  • рекомендации родителям по организации выполнения упражнений вне занятий.

Структура занятия в дистанционном режиме. Может как повторять привычную ребенку и логопеду  структуру, так и отличаться от нее.

Принципы построения дистанционного  занятия  :  

  1. Обязательное чередовать зрительной и двигательно нагрузки. Проведение зрительной гимнастики, физкультминутки  обязательно.
  2. Смена видов связи в ходе занятия, как  средством активизации внимания ребенка.
  3. Смена видов деятельности,  как средством активизации внимания ребенка.
  4. Разграничение видов работы.
  5. Вид работы, реализующей непосредственно коррекционные цели -  видеосвязь с учителем-логопедом. В данном виде работы необходимо наиболее подробно расписать средства контроля правильности выполнения заданий.
  6. Вид работы, с помощью которых обеспечивается всестороннее развитие ребенка  - развивающие упражнения. Могут выполняться детьми с использованием сторонних платформ обучения, без непосредственного контроля педагога. Диапазон этих упражнений в сети Интернет очень широк, педагог может дать родителям рекомендации по выбору упражнений, наиболее полезных для достижения образовательных целей.
  7. Варьирование продолжительности занятий, используя перерывы между частями занятия.
  8. Определение обязательной длительности только коррекционной части.
  9. Длительность работы с видеооборудованием должна быть ограничена в соответствии с требованиями СанПиН.

Формы организации дистанционного обучения.

  • индивидуальные
  • групповые (подгрупповые)

      Групповые дистанционные занятия.

Сложности:

  1. Наложение голосов и шума в процессе синхронного говорения препятствуют точному распознаванию речи в целом и инструкций логопеда в частности, что создает предпосылки для неточного понимания, ошибок и повышенной утомляемости детей.
  2. Групповые занятия требуют достаточно высокого уровня произвольности у детей и высокого авторитета логопеда.
  3. Для части детей участие в групповом дистанционном занятии может быть возможно только в присутствии родителей.

Положительно:

  1. С помощью группового занятия можно организовать передачу информации одновременно многим участникам (объяснение нового материала, должно быть ограничено во времени);
  2. Создать коммуникативную среду для ребенка, когда он устанавливает контакты с группой – возможность дозированно участвовать в занятии очень привлекательна.
  3. Логопед может привлекать ребенка к коммуникации с помощью жеста (помаши группе), подражанию (помаши руками с нами вместе, сделай, как мы) и другим, доступным ребенку формам коммуникации.
  4. Приоритетной задачей группового занятия с детьми с речевыми нарушениями может быть объяснение нового задания (материала) или организация групповой коммуникации.

Индивидуальные  дистанционные занятия

Положительно:

  1. Дают логопеду больше возможностей для собственно коррекционной работы.
  2. Требуют от ребенка большей включенности в работу с ресурсом, через который ведется работа. Именно ресурс непосредственной работы с экраном, с компьютером регулирует СанПиН(15 мин.)
  3. Большинство времени непосредственной работы с ребенком через электронные платформы должно быть отведено собственно коррекции, отработки тех целей, которые требуют непосредственного контроля логопеда, чтобы ребенок видел и слышал педагога.  
  4. Дидактические игры, упражнения, которые может контролировать родитель или компьютерная система, игры с реальными предметами для отдыха не требуют обязательного использования видеосвязи и экрана. Это позволяет увеличить продолжительность занятия и соблюсти требования СанПиН, ограничивающие использование видеомониторов.
  5. Основными способами являются: аудиосвязь, работа под контролем родителей с контролем видеозаписи действий ребенка или фотофиксации.
  6. Задания, которые ребенок может выполнять в дистанционных системах обучения (где контроль правильности выполняет компьютер), могут быть разделены перерывом во времени для обеспечения отдыха ребенка и соблюдения гигиены дистанционного обучения.

Поддержка дистанционного образования с помощью родителей

Работа с родителями в рамках дистанционного обучения очень важна. Взаимосвязь в работе логопеда и родителей  заключается в следующем:

  • Повышение мотивации к занятиям всей семьи - основное направление работы.
  • Понимание родителями планируемых целей и приблизительные сроки их достижения.
  • Самостоятельность ребенка во время дистанционных занятий определяется логопедом и родителями совместно, исходя из готовности ребенка к выполнению заданий логопеда.
  • Сохранение учебной мотивации на протяжении занятия.
  • Присутствие родителей рядом с ребенком во время проведения занятия, осознание родителями необходимости своего присутствия на занятиях.
  • Взаимодействия родителей и логопеда вне занятия через индивидуальные дистанционные консультации, письменные рекомендации.
  • Контроль родителями ребенка в ходе дистанционного обучения, особенно на начальных его этапах.
  • Перед каждым занятием родителям даётся подробная инструкция: над чем работаем (звукопризносительная сторона речи, лексика, грамматика), на что обращать внимание на занятии и в повседневной жизни.
  • Логопед подсказывает, как ненавязчиво, используя игру, побуждать ребёнка к выполнению заданий .

Для общения  можно использовать:

 

Skype 

Для совместных звонков и чатов.  

Альтернативы: Zoom и Google Hangouts. 

Для видеосвязи нужно хорошее Интернет-соединение

 

Закрытая группа ВКонтакте 

Можно переписываться, обмениваться фото, видео и документами, а также модерировать сообщения. Хорошо подходит для организации быстрого консультирования.

 

WhatsApp 

Популярная программа для общих чатов: можно обмениваться фото, видео и документами.  

Хорошо подходит для организации быстрого консультирования.

 

Viber 

Популярная программа для общих чатов: можно обмениваться фото, видео и документами.  

Хорошо подходит для организации быстрого консультирования.

Наша цель в сложившейся ситуации не сделать из родителей педагогов, а научить их просто жить своей жизнью, получая удовольствие от развивающего общения с ребёнком.

3 этап- аналитический. Контрольно-рефлексивный 

Цель: Проанализировать   деятельность по проекту.

Задачи:  

  • Анализ эффективности оказания   психолого-педагогической помощи семьям, имеющим  детей с ограниченными возможностями здоровья.  
  • Выяснение  удовлетворенности результатами сопровождения каждого участника проекта.
  • Издание и распространение информационно-методической  продукции  об инновационных  формах работы с детьми с ОВЗ среди семей и педагогического сообщества.
  • Выявить уровень успешности реализации проекта, наметить перспективы дальнейшей деятельности

Ожидаемые результаты:

  • Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях;
  • Родители самостоятельно используют материалы с сайта ДОУ;
  • Путем анкетирования выявилось повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка.
  •  По результатам диагностики видно, что процесс коррекционной работы продвигается значительно быстрее, в связи с чем охват детей с нарушениями речи увеличивается.

Возможные инновационные риски

Инновационные риски

Пути предотвращения

Обучение детей в дистанционном режиме будет затруднительно, если родители  и логопед не овладеют навыками работы на компьютере.

Предложить родителям пройти курсы

Курсы по дистанционному обучению для логопеда.

Увеличение количества детей на  этапе реализации проекта, нуждающихся в дистанционной  форме обучения

Изменить режим работы, внести корректировки ИОМ. Р

Использование инновационных форм работы

технические проблемы персональных компьютеров

Создание подробной памятки с ответами: как будет организовано обучение, в какие часы оно будет проходить, где искать домашнее задание, когда и как проходят консультации, где и каким образом можно будет увидеть результаты обучения их детей.

Достоинства дистанционного обучения

1. Высокая адаптация к условиям жизни и здоровья воспитанников.

2. Быстрое обновление методического обеспечения.

3. Возможность быстрого получения дополнительной информации.

4. Развитие самоорганизации и самостоятельности.

5. Возможность получить помощь в углубленном изучении предмета.

6. Средства ИКТ дают возможность учителю-логопеду представить и раскрыть

   теоретические и практические аспекты логопедической работы для    

   родителей.

Таким образом, организация логопедической помощи в рамках дистанционного взаимодействия с использованием интерактивных методов обучения обеспечивает качественно новый уровень деятельности логопеда, значительно увеличивая ее дидактические, информационные, методические и технологические возможности.

Литература

1. Безруких М.М. Макарова Л.В. Параничева Т.М. «Методические рекомендации по рациональной организации занятий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» .ФГБНУ «ИВФ РАО».2020 г.

2. Ворошилова Е.Л., Кошечкина Т.В. «Методические рекомендации по организации дистанционного обучения детей с ТНР учителем-логопедом».  ФГБНУ ИКП РАН.2020 г.

3. «ТОП-10 секретов логопеду для перехода на дистанционное консультирование».ЛОГО-ЭКСПЕРТ https://logopedprofiportal.ru/

4. https://logopedus.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Индивидуализация коррекционно-развивающего процесса в рамках взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя в работе с детьми с ТНР (ОНР)"

В статье раскрыта система взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя при проведении коррекционно-образовательной работы: определены основные задачи, раскрыты формы и методы взаимодейс...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ, УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОНР

Если говорить вам сложно –музыка всегда поможет!                   В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положи-тель...

Использование инновационных технологий, в практической деятельности учителя-логопеда применяемых в коррекционно-развивающей работе с детьми с особыми образовательными потребностями

На современном этапе развития образования, в практической деятельности учителя-логопеда, инновационные технологии приобретают особое значение. Инновационные технологии позволяют достичь максимально во...

Интегрированные занятия как метод взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в работе с детьми с общим недоразвитием речи

Работа посвящена нетрадиционной форме проведения занятия – интегрированному занятию. Рассматриваются теория и практика интегрированного обучения в дошкольном учреждении. В данной работе представ...

Рекомендация учителя-логопеда по организации коррекционно-логопедической работы с детьми в ДОУ

Рекомендация учителя-логопеда по организации коррекционно-логопедической работы  с детьми в ДОУЦель: оказание помощи воспитателям в организации коррекционной работы по звуковой культуре речи на з...

Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя в коррекционной работе с детьми ОВЗ в условиях логопункта.

Проблема огранизации системы психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ в настоящее время является черезвычайно актуальной. В связи с этим необходимо найти комплексный подход к организации коррекцион...