Проект «Дистанционное обучение как средство взаимодействия учителя-логопеда и родителей в работы с детьми ОВЗ »
проект по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Организация дистанционного обучения позволяет:
- обеспечить доступ детей с речевыми патологиями к образовательным и иным информационным ресурсам;
- оказать поддержку семьям, воспитывающим детей с нарушениями развития;
- способствует безбарьерной среды для детей с ОВЗ и инвалидов, получению ими образования;
- успешной социализации и интеграции в общество.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект «Дистанционное обучение как средство взаимодействия учителя-логопеда и родителей в работы с детьми ОВЗ »
разработала: Павлова Людмила Анатольевна,
учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 20
«Светлячок» г.Сафоново Смоленская обл.
Краткая аннотация проекта
Проект предназначен для учителей-логопедов и педагогов образовательных учреждений.
Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Компьютерные технологии выступают как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия.
С каждым годом в общеобразовательных учреждениях увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Такие дети испытывают значительные трудности в адаптации к условиям общеобразовательных учреждений. У данной категории детей наблюдаются несформированность эмоционально-волевой сферы, функций контроля, всех психических процессов, снижение работоспособности, повышенная утомляемость, несформированность мотивации к обучению. Если поставленный звук у детей с ОВЗ не закреплять ежедневно, не следить за правильностью его произношения в различных видах деятельности, как в ДОУ, так и дома, то результат логопедической работы обесценится. Очень часто специалисты сталкиваются с тем, что в условиях логопедического кабинета под контролем логопеда ребенок пользуется полученными умениями, но перенести эти умения в повседневную жизнь самостоятельно не может.
Возможен и рецидивирующий тип течения нарушения звукопроизношения. Когда после длительных пропусков занятий по болезни, карантина, после праздничных каникул, отпуска утрачиваются приобретённые умения и навыки, и работа по устранению нарушений звукопроизношения начинается практически с самого начала. Родители таких детей, как правило, не знают, как общаться с ними дома.
Способствовать решению данной проблемы может введение новых организационных форм помощи – дистанционного обучения. Актуальность внедрения, которого подчеркивается законодательными и нормативными правовыми актами федерального и регионального уровня.
Именно поэтому сотрудничество учителя-логопеда с семьёй является необходимым условием успешного преодоления речевых нарушений.
Актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между :
- ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ;
- необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению.
Организация дистанционного обучения позволяет:
- обеспечить доступ детей с речевыми патологиями к образовательным и иным информационным ресурсам;
- оказать поддержку семьям, воспитывающим детей с нарушениями развития;
- способствует безбарьерной среды для детей с ОВЗ и инвалидов, получению ими образования;
- успешной социализации и интеграции в общество.
Значимость проекта заключается
- в максимальном расширении охвата детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольным образованием, отвечающим их возможностям и потребностям.
Новизна: введение инновационных образовательных услуг через организацию дистанционной формы обучения дошкольников с ОВЗ.
Участники проекта: дети с речевыми нарушениями, родители, учитель-логопед.
Типовые особенности проекта:
- По характеру создаваемого продукта: обучающий.
- По количеству участников: групповой.
- По продолжительности: долгосрочный.
- По содержанию: учитель-логопед + ребенок и его семья.
- По профилю знаний: монопроект.
- По характеру координации: с открытой координацией.
- По уровню контактов: на уровне образовательного учреждения - ДОУ.
- По типу объекта проектирования: экзистенциальный
Цель проекта создание единого коррекционно-образовательного пространства, способствующего преодолению речевых нарушений у детей при взаимодействии c учителем-логопедом и активном участии членов семьи ребенка с использованием информационно-коммуникационных технологий дистанционного обучения.
Задачи:
- Повысить информационную, социальную, педагогическую компетентность родителей в развитии речи детей дошкольного возраста.
- Создать условия для единого коррекционно-образовательного пространства, способствующего преодолению речевых нарушений у детей при взаимодействии c учителем-логопедом и активном участии членов семьи ребенка с использованием информационно-коммуникационных технологий.
- Определить эффективность дистанционного обучения в коррекционной работе с детьми - логопатами.
- Повысить педагогическую компетентность учителя-логопеда по использованию электронных средств в дистанционном обучении
Структура проекта
1 этап - подготовительный (информационно-аналитический).
Задачи:
- Изучение нормативных документов, методического материала по проблеме.
- Обсуждение основополагающего вопроса и формулировка проблемных вопросов (выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития).
- Создание базы данных (адреса электронной почты родителей, адреса Skype);
- Подбор информации по наиболее актуальным темам, методического материала.
- Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста, корректировка индивидуального образовательного маршрута.
Мероприятия.
- Изучаем нормативно-правовую базу по данной проблеме ( дистанционное обучение):
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Указ Президента РФ от 2 апреля 2020 года №239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19»;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013 г. № 26).
- Приказ Миниобрнауки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 года № 1Д-39/04 «О направлении методических рекомендаций»;
- Письмо Министерства просвещения РФ от 27 марта 2020 г. №ВБ-717/04 «О направлении перечня решений по итогам совещания»;
- Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования", с изменениями от 21.01.2019 г.
- Организационные мероприятия:
- Провести установочную беседу с родителями на предмет создания условий для дистанционного обучения.
- Выяснить у родителей методом опроса наличие средств для обучения ребенка в дистанционной форме (интернета, компьютера, планшета с подключением он-лайн).
- Наладить дистанционную связь-контакт с родителями детей для установления дистантного общения и обучения (с использованием любого мессенджера: WhatsApp, Viber).
- Определить набор приложений, электронных ресурсов, которые допускаются к использованию в учебном процессе.
- Составить расписание он-лайн занятий с учетом времени пользования компьютера, с учетом его индивидуальных возможностей (10-15 мин 1 занятие; файл-задание для самостоятельной работы (или с родителем). Довести до сведения родителей.
- Составить файлы –задания для коррекционных занятий (серии, карточки) по основным разделам АООП.
- Составить файлы-задания для мониторинга усвоенного программного материала.
- Дать родителям рекомендации по закреплению изучаемого материала в жизненных ситуациях, близких к опыту ребенка с ОВЗ.
2 этап- практический, коррекционно-развивающий.
Этап внедрения дистанционного взаимодействия с детьми-логопатами и их родителями в коррекционно-образовательный процесс.
Задачи:
- разработать и апробировать систему мероприятий дистанционного
обучения (детей и их родителей), поддерживающих процесс освоения
содержания АООП по коррекции речевых нарушений, в соответствии
с ФГОС и учетом особых образовательных потребностей детей.
- полученные знания с сайта ДОУ, с помощью электронной почты и во время дистанционных занятий по Skypу закрепляются родителями в повседневной жизни.
На этапе реализации мероприятий по внедрению дистанционных технологий необходимо руководствоваться нормативной базой, а также «Методическими рекомендациями по организации дистанционного обучения детей с ТНР учителем-логопедом» Института коррекционной педагогики РАО (https://ikp-rao.ru/specialistam/).
При организации дистанционного образования должен быть осуществлен учет особых образовательных потребностей детей, а именно:
- особенности психических процессов, общего и речевого поведения;
- трудности при планировании собственной деятельности, осуществления контрольных действий, распределении усилий для выполнения заданий, поддержания определенного темпа деятельности, концентрации и переключении внимания ;
- учет индивидуального темпа работы над заданиями, дозирование заданий с учетом зоны ближайшего развития.
Условия организации дистанционных занятий
- необходимо дать рекомендации родителям, касающиеся подготовки рабочего места ребенка;
- обозначить технические требования к организации обучения;
- дать формы предъявления материала;
- длительность занятия с ребенком должна соответствовать требованиям СанПиН РФ (в соответствии с возрастом ребенка) - 15 мин;
Различные форматы занятий –
- видеотрансляции,
- видеоконференции;
- выполнения ребенком задания с представлением результата для проверки педагога в виде фото или видеозаписи по согласию родителей;
- дистанционные беседы педагога с ребенком с использованием различного телекоммуникационного оборудования и другие формы;
- рекомендации родителям по организации выполнения упражнений вне занятий.
Структура занятия в дистанционном режиме. Может как повторять привычную ребенку и логопеду структуру, так и отличаться от нее.
Принципы построения дистанционного занятия :
- Обязательное чередовать зрительной и двигательно нагрузки. Проведение зрительной гимнастики, физкультминутки обязательно.
- Смена видов связи в ходе занятия, как средством активизации внимания ребенка.
- Смена видов деятельности, как средством активизации внимания ребенка.
- Разграничение видов работы.
- Вид работы, реализующей непосредственно коррекционные цели - видеосвязь с учителем-логопедом. В данном виде работы необходимо наиболее подробно расписать средства контроля правильности выполнения заданий.
- Вид работы, с помощью которых обеспечивается всестороннее развитие ребенка - развивающие упражнения. Могут выполняться детьми с использованием сторонних платформ обучения, без непосредственного контроля педагога. Диапазон этих упражнений в сети Интернет очень широк, педагог может дать родителям рекомендации по выбору упражнений, наиболее полезных для достижения образовательных целей.
- Варьирование продолжительности занятий, используя перерывы между частями занятия.
- Определение обязательной длительности только коррекционной части.
- Длительность работы с видеооборудованием должна быть ограничена в соответствии с требованиями СанПиН.
Формы организации дистанционного обучения.
- индивидуальные
- групповые (подгрупповые)
Групповые дистанционные занятия.
Сложности:
- Наложение голосов и шума в процессе синхронного говорения препятствуют точному распознаванию речи в целом и инструкций логопеда в частности, что создает предпосылки для неточного понимания, ошибок и повышенной утомляемости детей.
- Групповые занятия требуют достаточно высокого уровня произвольности у детей и высокого авторитета логопеда.
- Для части детей участие в групповом дистанционном занятии может быть возможно только в присутствии родителей.
Положительно:
- С помощью группового занятия можно организовать передачу информации одновременно многим участникам (объяснение нового материала, должно быть ограничено во времени);
- Создать коммуникативную среду для ребенка, когда он устанавливает контакты с группой – возможность дозированно участвовать в занятии очень привлекательна.
- Логопед может привлекать ребенка к коммуникации с помощью жеста (помаши группе), подражанию (помаши руками с нами вместе, сделай, как мы) и другим, доступным ребенку формам коммуникации.
- Приоритетной задачей группового занятия с детьми с речевыми нарушениями может быть объяснение нового задания (материала) или организация групповой коммуникации.
Индивидуальные дистанционные занятия
Положительно:
- Дают логопеду больше возможностей для собственно коррекционной работы.
- Требуют от ребенка большей включенности в работу с ресурсом, через который ведется работа. Именно ресурс непосредственной работы с экраном, с компьютером регулирует СанПиН(15 мин.)
- Большинство времени непосредственной работы с ребенком через электронные платформы должно быть отведено собственно коррекции, отработки тех целей, которые требуют непосредственного контроля логопеда, чтобы ребенок видел и слышал педагога.
- Дидактические игры, упражнения, которые может контролировать родитель или компьютерная система, игры с реальными предметами для отдыха не требуют обязательного использования видеосвязи и экрана. Это позволяет увеличить продолжительность занятия и соблюсти требования СанПиН, ограничивающие использование видеомониторов.
- Основными способами являются: аудиосвязь, работа под контролем родителей с контролем видеозаписи действий ребенка или фотофиксации.
- Задания, которые ребенок может выполнять в дистанционных системах обучения (где контроль правильности выполняет компьютер), могут быть разделены перерывом во времени для обеспечения отдыха ребенка и соблюдения гигиены дистанционного обучения.
Поддержка дистанционного образования с помощью родителей
Работа с родителями в рамках дистанционного обучения очень важна. Взаимосвязь в работе логопеда и родителей заключается в следующем:
- Повышение мотивации к занятиям всей семьи - основное направление работы.
- Понимание родителями планируемых целей и приблизительные сроки их достижения.
- Самостоятельность ребенка во время дистанционных занятий определяется логопедом и родителями совместно, исходя из готовности ребенка к выполнению заданий логопеда.
- Сохранение учебной мотивации на протяжении занятия.
- Присутствие родителей рядом с ребенком во время проведения занятия, осознание родителями необходимости своего присутствия на занятиях.
- Взаимодействия родителей и логопеда вне занятия через индивидуальные дистанционные консультации, письменные рекомендации.
- Контроль родителями ребенка в ходе дистанционного обучения, особенно на начальных его этапах.
- Перед каждым занятием родителям даётся подробная инструкция: над чем работаем (звукопризносительная сторона речи, лексика, грамматика), на что обращать внимание на занятии и в повседневной жизни.
- Логопед подсказывает, как ненавязчиво, используя игру, побуждать ребёнка к выполнению заданий .
Для общения можно использовать:
| Для совместных звонков и чатов. Альтернативы: Zoom и Google Hangouts. Для видеосвязи нужно хорошее Интернет-соединение |
| Можно переписываться, обмениваться фото, видео и документами, а также модерировать сообщения. Хорошо подходит для организации быстрого консультирования. |
| Популярная программа для общих чатов: можно обмениваться фото, видео и документами. Хорошо подходит для организации быстрого консультирования. |
| Популярная программа для общих чатов: можно обмениваться фото, видео и документами. Хорошо подходит для организации быстрого консультирования. |
Наша цель в сложившейся ситуации не сделать из родителей педагогов, а научить их просто жить своей жизнью, получая удовольствие от развивающего общения с ребёнком.
3 этап- аналитический. Контрольно-рефлексивный
Цель: Проанализировать деятельность по проекту.
Задачи:
- Анализ эффективности оказания психолого-педагогической помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Выяснение удовлетворенности результатами сопровождения каждого участника проекта.
- Издание и распространение информационно-методической продукции об инновационных формах работы с детьми с ОВЗ среди семей и педагогического сообщества.
- Выявить уровень успешности реализации проекта, наметить перспективы дальнейшей деятельности
Ожидаемые результаты:
- Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях;
- Родители самостоятельно используют материалы с сайта ДОУ;
- Путем анкетирования выявилось повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка.
- По результатам диагностики видно, что процесс коррекционной работы продвигается значительно быстрее, в связи с чем охват детей с нарушениями речи увеличивается.
Возможные инновационные риски
Инновационные риски | Пути предотвращения |
Обучение детей в дистанционном режиме будет затруднительно, если родители и логопед не овладеют навыками работы на компьютере. | Предложить родителям пройти курсы Курсы по дистанционному обучению для логопеда. |
Увеличение количества детей на этапе реализации проекта, нуждающихся в дистанционной форме обучения | Изменить режим работы, внести корректировки ИОМ. Р Использование инновационных форм работы |
технические проблемы персональных компьютеров | Создание подробной памятки с ответами: как будет организовано обучение, в какие часы оно будет проходить, где искать домашнее задание, когда и как проходят консультации, где и каким образом можно будет увидеть результаты обучения их детей. |
Достоинства дистанционного обучения
1. Высокая адаптация к условиям жизни и здоровья воспитанников.
2. Быстрое обновление методического обеспечения.
3. Возможность быстрого получения дополнительной информации.
4. Развитие самоорганизации и самостоятельности.
5. Возможность получить помощь в углубленном изучении предмета.
6. Средства ИКТ дают возможность учителю-логопеду представить и раскрыть
теоретические и практические аспекты логопедической работы для
родителей.
Таким образом, организация логопедической помощи в рамках дистанционного взаимодействия с использованием интерактивных методов обучения обеспечивает качественно новый уровень деятельности логопеда, значительно увеличивая ее дидактические, информационные, методические и технологические возможности.
Литература
1. Безруких М.М. Макарова Л.В. Параничева Т.М. «Методические рекомендации по рациональной организации занятий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» .ФГБНУ «ИВФ РАО».2020 г.
2. Ворошилова Е.Л., Кошечкина Т.В. «Методические рекомендации по организации дистанционного обучения детей с ТНР учителем-логопедом». ФГБНУ ИКП РАН.2020 г.
3. «ТОП-10 секретов логопеду для перехода на дистанционное консультирование».ЛОГО-ЭКСПЕРТ https://logopedprofiportal.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Индивидуализация коррекционно-развивающего процесса в рамках взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя в работе с детьми с ТНР (ОНР)"
В статье раскрыта система взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя при проведении коррекционно-образовательной работы: определены основные задачи, раскрыты формы и методы взаимодейс...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ, УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОНР
Если говорить вам сложно –музыка всегда поможет! В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положи-тель...
Использование инновационных технологий, в практической деятельности учителя-логопеда применяемых в коррекционно-развивающей работе с детьми с особыми образовательными потребностями
На современном этапе развития образования, в практической деятельности учителя-логопеда, инновационные технологии приобретают особое значение. Инновационные технологии позволяют достичь максимально во...
Интегрированные занятия как метод взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в работе с детьми с общим недоразвитием речи
Работа посвящена нетрадиционной форме проведения занятия – интегрированному занятию. Рассматриваются теория и практика интегрированного обучения в дошкольном учреждении. В данной работе представ...
Рекомендация учителя-логопеда по организации коррекционно-логопедической работы с детьми в ДОУ
Рекомендация учителя-логопеда по организации коррекционно-логопедической работы с детьми в ДОУЦель: оказание помощи воспитателям в организации коррекционной работы по звуковой культуре речи на з...
«Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи»
Материал предназначен для педагогов детского сада....
Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя в коррекционной работе с детьми ОВЗ в условиях логопункта.
Проблема огранизации системы психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ в настоящее время является черезвычайно актуальной. В связи с этим необходимо найти комплексный подход к организации коррекцион...