Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя в коррекционной работе с детьми ОВЗ в условиях логопункта.
консультация по коррекционной педагогике
Проблема огранизации системы психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ в настоящее время является черезвычайно актуальной. В связи с этим необходимо найти комплексный подход к организации коррекционно-развивающего процесса,учитывая новые социально-педагогические условия.Дети с ОВЗ нуждаются в более детальной и постоянной поддержке не только специалистов ДО (учителей- логопедов), но и воспитателей массовых групп. Для того чтобы эффективно работать с такими детьми необходима взаимосвязь между всеми участниками педагогического процесса, но в первую очередь это взаимосвязь логопеда и воспитателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Взаимосвязь логопеда и воспитателя в коррекционной работе с детьми ОВЗ | 23.73 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «Гимназия им. Н.В. Пушкова»
(дошкольное отделение №2)
Сообщение на тему:
«Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя в коррекционной работе с детьми ОВЗ в условиях логопункта»
(ПЕДСОВЕТ)
Подготовила
учитель-логопеда Аверина О.Г.
Г. Москва, г.о. Троицк,
апрель 2020 г.
Дошкольный период жизни детей с ОВЗ требует от государства, общества и семьи повышенного внимания.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обуславливают нарушения общего развития.
Детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушениями психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании. (слайд 2)
По классификации, предложенной В. А. Лапшиным и Б. П. Пузановым,к основным категориям аномальных детей относятся:
1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
3. Дети с нарушением речи (логопаты);
4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
5. Дети с умственной отсталостью;
6. Дети с задержкой психического развития;
7. Дети с нарушением поведения и общения;
8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью) (слайд 3)
В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, например, у детей третьей и шестой групп, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться.
Проблема организации системы психолого - педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является чрезвычайно актуальной. В связи с этим необходимо найти комплексный подход к организации коррекционно-развивающего процесса, учитывая новые социально-педагогические условия.
С целью осуществления коррекционной работы на базе нашего дошкольного отделения функционирует логопедический пункт, который обеспечивает индивидуализированный и системный подход к коррекции речевых нарушений. На логопункте обучаются 50 человек, из них 22 человека имеют статус ОВЗ (ОНР, ЗПР+ системное нарушение речи и с нарушением слуха). Этим детям по заключению ЦПМПК было рекомендовано обучение по адаптированной образовательной программе для детей с тяжёлыми нарушениями речи сроком на 2 года. (слайд 4)
Особенности психоречевого развития детей с ОНР:
- несформированность или нарушение речевых компонентов (низкий уровень словарного запаса, несформированность грамматического строя, связной речи, фонематических процессов, нарушение произношения);
- недостаточная сформированность общей, мелкой и артикуляционной моторики;
- незрелость психических процессов (снижение уровня внимания, памяти, логического мышления);
- наличие сопутствующих невротических проявлений;
- проявление синдрома двигательных расстройств;
- снижение умственной работоспособности;
- повышение психической истощаемости;
- наличие излишней возбудимости, эмоциональной неустойчивости.
(слайд 5)
В последнее время, как показывают диагностические исследования, неуклонный рост числа детей с бедным словарем, с нарушением грамматического строя речи; с недостаточным развитием связной речи заставляют нас задуматься над этой проблемой. Постоянный рост нарушений приводит к тому, что дети с ОНР(ОВЗ) нуждаются в более детальной и постоянной поддержке не только специалистов дошкольного отделения(учителей-логопедов), но и воспитателей массовых групп.
Для того чтобы эффективно работать с такими детьми необходима взаимосвязь между всеми участниками педагогического процесса, но в первую очередь это взаимосвязь логопеда и воспитателей
Работа учителя-логопеда на логопункте осуществляется совсем не так как в логопедической группе. Это связано в первую очередь с тем, что логопед на логопункте встраивается в общеобразовательный процесс, а не идёт с ним параллельно, как это принято в речевых садах. Работа логопеда строится с учётом внутреннего расписания ДО.
Логопед вынужден вклиниваться в процесс обучения в тот день, когда ребёнок посещает его занятия. Сами дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети логопедической группы. Таким образом, возникла необходимость тесного взаимодействия и взаимопомощи между логопедом и воспитателями той возрастной группы, дети которой посещают логопедические занятия. В этом союзе логопед выступает как организатор и координатор коррекционной работы, именно он оказывает максимальную логопедическую помощь. А воспитатель, в свою очередь, ежедневно и достаточно продолжительно общаясь с детьми, знает их интересы и возможности, следовательно, может определить оптимальные формы включения необходимых заданий коррекционной и развивающей направленности. (слайд 6)
Взаимосвязь в осуществлении коррекционной работы учителя-логопеда и воспитателя:
- учитель-логопед формирует первичные речевые навыки у детей с нарушениями речи;
- воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки. (слайд 7)
Основные направления работы учителя-логопеда и воспитателя.
Учитель-логопед:
- определение структуры и степени выраженности дефекта;
- постановка, автоматизация и дифференциация звуков;
- профилактика нарушений письменной речи;
- оказание консультативной помощи родителям и педагогам.
Воспитатель:
- постоянный контроль за речью детей;
- развитие мелкой моторики;
- непосредственно образовательная деятельность по познавательному, речевому развитию;
- интегрированные формы НОД. (слайд 8)
Совместная диагностика учителя-логопеда и воспитателя.
- Логопедическое обследование:
- определение уровня речевых расстройств;
- установление заключительного диагноза;
- выбор программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов.
- Педагогическая диагностика:
оценка индивидуального развития детей, с целью определения эффективности педагогического воздействия, которое лежит в основе планирования образовательной деятельности. (слайд 9)
Работа воспитателя и работа логопеда различна при исправлении и формировании звукопроизношения по организации, приёмам, по продолжительности. Она требует различных знаний, умений, навыков.
Воспитатель работает с детьми, которые имеют возрастные особенности звукопроизношения, характерные для определённых этапов речевого развития. При правильном речевом воспитании эти особенности ликвидируются и не задерживают речевое развитие ребёнка.
Формирование звукопроизношения – это систематическая работа со всеми детьми, которая способствует своевременному усвоению произношения всех звуков родного языка и развитию фонематического слуха (Звуковая культура речи).
Логопед работает с детьми, у которых в ходе непосредственно образовательной деятельности с воспитателем неправильное произношение не ликвидируется и мешает дельнейшему развитию речи.
Исправление звукопроизношения – это работа с детьми, имеющими стойкие затруднения при овладении звукопроизношением, направленная на преодоление этих недостатков.
-своевременное выявление нарушений развития речи воспитанников;
-определение их уровня и характера;
-устранение разнообразных нарушений речи;
-профилактика более серьёзных нарушений речи у воспитанников, в том числе и нарушений письменной речи;
-консультативно-методическая для педагогов и специалистов, родителей (законных представителей) воспитанников. (слайд 10)
Для достижения оптимальных результатов коррекционной работы были разработаны формы взаимодействия с воспитателями
- Логопед информирует воспитателя о том какие звуки поставлены у того или иного ребёнка, просит в группа исправлять детей, с целью автоматизации поставленных звуков в речи.
- Обсуждение результатов совместной работы с детьми, которая велась на занятиях и в режимных моментах.
- Совместная подготовка к детским праздникам (подбор речевого материала)
- Разработка общих рекомендаций для родителей.
- Взаимосвязь логопед – воспитатель - родитель.
- Консультации, мастер-классы, совместные беседы, открытые занятия.
- Логопедами разработана папка «Логопед в помощь воспитателю», которая будет представлена воспитателями в 2020 -21 уч. году. (слайд 11)
Папка будет пополняться дидактическим речевым материалом, речевыми играми на развитие фонематического слуха и восприятия, чтобы воспитатели по возможности использовали этот материал в своей работе.
Только тесный контакт в работе логопеда и воспитателя, может способствовать устранению различных речевых проблем в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному обучению в школе.
Список используемой литературы:
1. Н. В.Нищева. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи.
2. З. Е.Агранович. В помощь логопедам и родителям для преодоления недоразвития фонематической стороны речи.
3. Г. Р. Шашкина, Л. П.Зернова, И. А.Зимина, Логопедическая работа с дошкольниками;
4. Н. С.Жукова Преодоление общего недоразвития речи у детей;
5. Л.Р.Лизунова. Организация единого образовательного пространства для детей с нарушениями речевого развития
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста».
Поект учителя-логопеда по работе с родителями в детском саду на базе логопункта....
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями в процессе коррекционной работы с детьми
Содружество детского сада и семьи как необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников...
"Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста" (из опыта работы)
Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения. От того, какой буд...
Презентация к сообщению "Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя в коррекционной работе с детьми ОВЗ в условиях логопункта".
Презентация к сообщению "Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя в коррекционной работе с детьми с ОВЗ в условиях логопункта"...
Взаимосвязь учителя-логопеда и специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения (выступление на педсовете).
Взаимосвязь учителя-логопеда и специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения (выступление на педсовете). Успешная коррекционна...
Методическая разработка " Взаимосвязь учителя логопеда и специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющие речевые нарушения"
Систематизация совместной деятельности педагогов ДОУ с целью коррекции и профилактики нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста....
"Логопедический досуг, как одна из форм коррекционной работы с детьми-логопатами в условиях логопункта".
При работе с детьми в условиях логопедического пункта перед логопедом стоит задача быстрой и качественной коррекции недостатков речи. Поэтому мы должны использовать любую возможность, разные формы раб...