Статья "Индивидуализация коррекционно-развивающего процесса в рамках взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя в работе с детьми с ТНР (ОНР)"
статья по логопедии на тему
В статье раскрыта система взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя при проведении коррекционно-образовательной работы: определены основные задачи, раскрыты формы и методы взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя, представлен коррекционный план проведения совместных занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 86 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ
Индивидуализация коррекционно-развивающего процесса
в рамках взаимодействия
учителя-логопеда и музыкального руководителя
в работе с детьми с ТНР (ОНР)
Специфика работы в группах для детей с нарушениями речи определяется наряду с речевыми недостатками, неполной сформированностью процессов, тесно связанных с речевой деятельностью: внимания, памяти, словесно–логического мышления, мелкой, общей и артикуляционной моторики, характерологическими особенностями.
Медицинский работник, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, работают как единая команда. Это позволяет посмотреть на ребенка с разных сторон, лучше оценить его возможности, выявить и решить многие проблемы.
Ежегодно свою работу мы начинаем с диагностики, которая позволяет выявить актуальный уровень развития детей и построить коррекционно-развивающий процесс с учетом личностно-ориентированного подхода. Каждый специалист диагностирует свою область и планирует коррекционно-развивающую работу с каждым ребенком индивидуально (индивидуальный маршрут по каждому ребенку):
Учитель-логопед обследует речевое развитие ребенка.
Педагог-психолог – эмоционально-личностную сферу, интеллектуальное развитие.
Инструктор по физической культуре исследует физическое развитие каждого ребенка.
Музыкальный руководитель выявляет уровень музыкальных способностей по определенным параметрам.
Медицинский работник собирает анамнез, что позволяет узнать причину недоразвития психических процессов, речевой патологии и выявить закономерность психо-речевого развития данного ребенка. Уточняет данные других медицинских специалистов о состоянии здоровья ребенка.
Результаты диагностики сообщаются всеми педагогами на психолого-медико-педагогическом консилиуме в ДОУ, тщательно анализируются, выявляются причины нарушений, намечаются пути помощи в преодолении нарушений, выстраиваются перспективы совместной деятельности.
Наиболее приоритетными формами взаимодействия специалистов выступают: педагогические советы, консультации, тренинги, психолого-медико-педагогические консилиумы, деловые игры, круглые столы, просмотры и анализы открытых занятий…
В процессе такого взаимодействия удается вооружить теоретическими и практическими знаниями в области коррекционной педагогики и логопедии, сформировать необходимые умения и навыки, активизировать обмен информацией, практическим опытом, выработать потребность в самообразовании.
Только комплексный подход всех специалистов ДОО обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, физического, социально-коммуникативного и художественно-эстетического развития ребенка. Реализация этой установки обеспечивается гибким применением традиционных и нетрадиционных средств развития: сказкотерапии, психогимнастики, артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики, точечного массажа, физио- и фитотерапии, логоритмики, музыко- и арттерапии.
Рассмотрим индивидуализацию коррекционно-развивающего процесса в рамках взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя в работе с детьми с ТНР (ОНР).
Что же такое индивидуализация обучения?
Индивидуализация обучения - построение образовательного процесса на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования (Основные понятия ФГОС ДО).
Индивидуализация обучения - организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей детей; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ребенка. И. о. осуществляется в условиях коллективной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения (Российская педагогическая энциклопедия. pedagogicheskaya.academic.ru).
В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместное планирование занятий учителя-логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Такие коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала, что способствует более интенсивной адаптации детей к условиям внешней среды.
Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям:
- коррекционно-развивающее;
- информационно-консультативное.
На логопедических занятиях в течение года учитель-логопед работает над такими задачами коррекционного обучения, как:
- Коррекция звукопроизношения.
- Обогащение и активизация словарного запаса.
- Формирование грамматического строя речи.
- Развитие связной речи.
- Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
- Обучение элементам грамоты.
- Развитие коммуникативности, успешности в общении.
Задачи коррекционного обучения музыкального руководителя следующие:
Выявление уровня музыкальных способностей детей
- Слушание музыки, устойчивость внимания детей, их заинтересованность;
- Певческие навыки (протяжно ли поет, берет ли дыхание между фразами;
- Движение под музыку (бодро, легко, свободно);
- Изменение движений в соответствии с формой мелодии;
- Выразительность выполнения танцевальных движений;
- Внятность произнесения слов при пении;
- Правильность передачи мелодии.
Также отмечаются:
- Наличие (отсутствие) навыка;
- Навык в стадии формирования;
- Стойкость и нестойкость навыка.
Осуществляя свою работу и учитель-логопед, и музыкальный руководитель должны учитывать:
- структуру речевого нарушения – занятия должны строиться с учетом диагноза заболевания детей, так как для детей с ОНР (общее недоразвитие речи) занятия строятся особенно эмоционально, с быстрой сменой деятельности. На музыкальных занятиях распевки следует больше давать на гласные звуки, чтобы лучше отрабатывать дыхание и раскрепостить зажатую нижнюю челюсть, развивать артикуляционную моторику, что в сочетании с определенными движениями формируют речевой слух и память, способствуют активности и четкости произношения и многое другое. Одну и ту же тему лучше повторять в течение недели, пока дети ее не усвоят.
- осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности – часто дети бывают зажаты, стеснительны. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения - это путь через игру, способ обучения художественному воображению. Игры помогают психологической адаптации в коллективе. Когда действуют все вместе, даже самый несмелый ребенок включается в общий процесс превращений. Перевоплощаясь, дети получают возможность отрабатывать модели поведения: они смелее выступают от лица какого-то персонажа, чем от своего собственного лица. Применение дидактических игр дает хорошие результаты в речевом и музыкальном развитии дошкольников, укреплении их психического и физического здоровья;
- закреплять знания, умения и навыки, приобретенные на логопедических занятиях;
- всесторонне развивать личность дошкольника.
И учитель-логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению занятий с детьми.
Принципы построения занятий:
- Занятия строятся на основе общих положений коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии.
- Занятия проводятся систематически т.к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы.
- На занятии используется принцип всестороннего воздействия на ребенка.
- Также важен на занятиях принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения логопедических и музыкальных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений.
- Одним из важных является принцип наглядности.
- Используется на занятиях принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.
Можно выделить основные задачи, стоящие перед учителем-логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы.
Оздоровительные, образовательно-воспитательные и коррекционно-развивающие задачи:
Оздоровительные | Образовательно-воспитательные | Коррекционно-развивающие |
*Укреплять костно-мышечный аппарат. *Развивать дыхание. *Развивать координацию движений и моторные функции. *Формировать правильную осанку. | *Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность. *Формировать способность восприятия музыкальных образов. *Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма. *Прививать любовь к музыке. | *Развивать речевое дыхание. *Развивать артикуляционный аппарат. *Формировать просодические компоненты речи (повышение и понижение тона, ускорение и замедление темпа, ритмические характеристики, расстановка логических ударений, мягкая атака голоса, сила, длительность звучания, плавный речевой выдох, четкость дикции, интонация, тембровая окраска). *Развивать фонематическое восприятие. *Автоматизировать и дифференцировать звуки. *Вводить звуки в спонтанную речь. *Развивать лексико-грамматический строй и связную речь. |
Формы и виды взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя.
- План взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя на учебный год, где указаны лексические темы, календарно-тематическое планирование по развитию фонематического восприятия и обучению элементам грамоты.
- Журнал взаимодействия. В журнале даны рекомендации учителя-логопеда по каждому ребенку для работы на музыкальных занятиях, согласно совместным коррекционным задачам.
- Совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара. Обсуждаются сценарии тематических развлечений, открытых занятий, утренников, даются рекомендации в первую очередь о речевых возможностях детей.
- Составление картотек речевых игр, игр со словом и т.д.
- Выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т.д. для профилактики нарушений речи.
- Использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях: логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, считалок, музыкально-дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен, вокально-хоровой работы.
В работе учителя-логопеда и музыкального руководителя есть такие формы совместной деятельности как:
- - Взаимообмен данными диагностики – как было сказано выше, по результатам диагностики намечаются пути помощи в преодолении нарушений, выстраиваются перспективы совместной коррекционно-развивающей деятельности;
- - Итоговая аналитическая отчетность – обсуждаются итоги проделанной работы: какая задача была выполнена не в полном объеме, что хотелось бы изменить, подкорректировать и т.д.;
- - Планирование совместной деятельности;
- - Взаимопосещение логопедических и музыкальных занятий;
- - Совместное проведение тематических, интегрированных занятий;
- - Досуги, развлечения, праздники.
Коррекционный план проведения совместных занятий
Педагогические задачи | Учитель-логопед | Музыкальный руководитель |
Развитие мелкой и общей моторики | Упражнения с различным дидактическим материалом. Пальчиковые игры. Физкультминутки. | Игра на детских муз.- ных инструментах. Театр с использованием кукол бибабо. Танцевальные движения. |
Развитие мимики | Массаж лица. Гимнастика мимических мышц. Произвольное формирование определенных мимических поз. Связь мимики с интонацией. | Развитие выразительности в пении и танце. |
Развитие речевого дыхания | Упражнения на поддувание. Дифференциация ротового и носового дыхания. Выработка нижнедиафрагмального дыхания. Скороговорки. | Использование музыкальных духовых инструментов. Распевки. Упражнения на дыхание в танце. |
Развитие голоса | Звуковая гимнастика. Упражнения на развитие гибкости мягкого неба. | Хоровое пение. Движения с речью под музыку. Использование характерных ролей. |
Развитие фонематического слуха | Чтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам. Воспитание акустико-артикуляционного образа звука. Формирование контроля за речью через акустический контроль. | Использование попевок. Хоровое и индивидуальное пение. Музыкально-ритмические движения. |
Развитие артикуляции | Упражнения с зеркалом. Артикуляционная гимнастика. Чистоговорки. Массаж артикуляционного аппарата (индивидуально). | Разучивание и пение песен. Пение песен со звукоподражанием. |
Развитие звукопроизношения | Закрепление правильного произношения звуков. Автоматизация и дифференциация звуков. Введение звуков в речь. | Автоматизация и дифференциация звуков в распевках. Введение звуков в речь в стихах, песнях, инсценировках и т.д. |
Развитие слоговой структуры слова | Работа проводится строго индивидуально, с учетом принципа фонетической доступности. | Развитие чувства музыкального размера, восприятие переходного акцента. |
Развитие грамматического строя речи | Формирование навыков словообразования и словоизменения. Преодоление аграмматизма. | Разучивание текстов песен. Драматизация. Музыкальные спектакли, инсценировки. Кукольный театр. |
Развитие словаря | Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм. | Пополнение словаря музыкальной терминологией. Обогащение словаря в процессе занятий. |
Развитие диалогической речи | Формирование навыков составления диалога. | Драматизация. Кукольный театр и куклы бибабо. Музыкальные спектакли. |
Развитие монологической речи | Развитие у ребенка желания говорить. Воспитание навыков овладения монологической речью. | Разучивание текстов песен. |
Развитие коммуникативных навыков | Психологические этюды и коммуникативные игры | Участие детей в музыкальных представлениях. |
Подводя итог выше сказанному, в процессе индивидуального коррекционно-развивающего обучения только при эффективном взаимодействии учителя-логопеда и музыкального руководителя удастся не только преодолеть имеющиеся нарушения у ребенка, но и способствовать развитию всей познавательной деятельности, эмоциональной сферы, подготовить детей к успешному обучению в школе.
Список рекомендуемой литературы по теме:
- Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением, комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи СПб., 1999.
- Власова Т.М., Фонетическая ритмика – М., 1997.
- Волкова Г.А. Логорпедическая ритмика – М., 1985.
- Литвинова М.Ф.Русские народные подвижные игры – М., 1996.
- Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение – СПб., 1997.
- Дурова Н.В. Фонематика – М., 2002.
- Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ – М., 2006.
- Крупа-Шушарина С.В. Логопедические песенки – Ростов-на-Дону, 2010.
- Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки – СПб., 2005.
- Лукина Л.А., Сарычева И.Ф. Конспекты логоритмических занятий с детьми младшего возраста – СПб., 2008.
- Щербакова Н.А. От музыки к движению и речи. Выпуски 1-4 – Москва, 2000.
- Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми от 2-6 лет (3 книги) – Москва, 2007.
- Воронова А.Е Логоритмика в речевых группах ДОУ – Москва, 2006.
- Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры – М., 2001.
- Рычкова Н.А Логопедическая ритмика – М., 2000.
- Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду – Ярославль, 2006.
- Гудимов В.П., Лусинян А.А., Ананьева О.П. Поющая азбука – М., 1998.
- Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» – Волгоград, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ, УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОНР
Если говорить вам сложно –музыка всегда поможет! В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положи-тель...
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционно-образовательной работе с детьми старшего возраста.
Календарное планирование коррекционной работы с детьми ОНР III уровня, первый и второй год обучения....
Семинар-практикум «Система комплексного взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи»
В городе Щигры был проведен семинар-практикум «Система комплексного взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекционной работе с детьми с нарушен...
«Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в работе с детьми, имеющими нарушения речи, в условиях непосредственной образовательной деятельности (старшая возрастная группа)
Департамент образования города МосквыГАОУ СПО Педагогический колледж №15 Итоговая практико-значимая работаТема: «Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в ра...
Взаимодействие учителя-логопеда, воспитателя с родителями в коррекционной работе с детьми, как эффективность успешности обучения
В статье раскрываются формы взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя и родителей....
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционно-образовательной работе с детьми логопедической группы
Планирование взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы, логопункта на учебный год по коррекции речи...
Взаимодействие учителя-логопеда и семьи в коррекционно-воспитательной работе с детьми с речевыми нарушениями
Важной частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. От того, как построена совместная деятельность, будет зависеть успех коррекционной раб...