Интегрированные занятия как метод взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в работе с детьми с общим недоразвитием речи
методическая разработка по логопедии
Работа посвящена нетрадиционной форме проведения занятия – интегрированному занятию. Рассматриваются теория и практика интегрированного обучения в дошкольном учреждении. В данной работе представлено тематическое планирование интегрированных занятий в старшей группе компенсирующей направленности, а также конспекты интегрированных занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannaya_deyatelnost.doc | 183.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированные занятия как метод взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в работе с детьми с ОНР
С каждым годом возрастает число детей, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР). Контингент групп компенсирующей направленности в ДОУ составляют, в основном, дети с общим недоразвитием речи I, II и III уровня.
Коррекционная работа с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи, представляет сложную проблему для специалистов, так как данная группа детей характеризуется различной природой дефекта и неоднородностью клинических проявлений. Общее недоразвитие речи у детей характеризуется нарушением всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон речи), поздним началом речевого развития, низкой речевой активностью. Кроме того, в структуре дефекта выявляются нарушения неречевых психических функций (задержка и специфичность формирования познавательной деятельности, отставание в развитии сенсорных и двигательных функций, невербального и вербального мышления, эмоциональной сферы личности).
В связи с многоуровневостью структуры дефекта, наличием неречевой и речевой симптоматики у детей с ОНР возникает необходимость в организации тесного взаимодействия между учителем-логопедом и педагогом-психологом, не только с целью диагностики, профилактики речевых и психических нарушений, но и с целью разработки новых технологий интегрированного подхода к содержанию коррекционно- образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.
В нашем дошкольном учреждении больше внимание уделяется интегрированным занятиям. Такая система обучения позволяет лучше закрепить знания, полученные дошкольниками в ходе образовательной деятельности.
Проводимые в системе интегрированные занятия учителя – логопеда и педагога- психолога, способствуют обогащению словарного запаса, совершенствованию грамматического строя речи, развитию монологической, диалогической и связной речи, а главное, развивают коммуникативные умения, то есть умения свободно высказать свою мысль. Вовлечение детей с речевыми нарушениями в разные виды деятельности в ходе интегрированного коррекционно-образовательного процесса способствует снятию психо-эмоционального напряжения, тревожности, перегрузки и утомляемости за счет переключения их на разнообразные виды деятельности. Интегрированные занятия позволяют гибко сочетать традиционные и нетрадиционные методы, повысить эффективность в работе и получить стабильные результаты. Большой плюс интегрированных занятий и в том, что они проводятся в игровой форме, включают в себя много видов двигательной активности: динамические паузы, физкультминутки, театрализованные и подвижные игры.
Приложение 1.
Перспективный план интегрированных занятий учителя-логопеда и педагога-психолога
(старшая группа компенсирующей направленности)
Период | Кол-во занятий | Тема | Активизация словаря, развитие связной речи, формирование грамматического строя | Развитие психических процессов |
I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь) | ||||
Сентябрь 3-я нед. | 1 | Осень | Обогащение и активизация словаря по теме: «Осень». Учить согласовывать существительные с притяжательными местоимениями, подбирать прилагательные к существительным. Учить составлять предложения с противительным союзом а . | Развитие логического мышления, слухового внимания, памяти, мелкой моторики. Развитие эмоциональной сферы детей, эмпатии. |
Октябрь 1-я нед. | 1 | Фрукты | Обогащение и активизация словаря по теме: «Фрукты». Учить образовывать существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами; согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. | Развитие зрительного внимания; памяти; логического мышления; общих речевых навыков; тонкой моторики; координации речи с движением. |
3-я нед. | 1 | Овощи | Обогащение и активизация словаря по теме: «Овощи». Учить употреблять простые предлоги (на, под, в, около), существительные множественного числа Р.п., образовывать относительные прилагательные. Учить составлять простые распространенные предложения об овощах по картинкам. | Развитие зрительного и слухового внимания; памяти; наглядно-образного и словесно-логического мышления; мелкой и общей моторики. Снятие эмоционального и телесного напряжения. |
Ноябрь 1-я нед. | 1 | Лиственные деревья | Обогащение и активизация словаря по теме: «Лиственные деревья». Учить употреблять слова-антонимы, согласовывать существительные с числительными, образовывать существительные множественного числа. Учить составлять простые распространенные предложения. | Развитие произвольности психических процессов. Формирование навыков вербального и невербального общения. Развитие мыслительной деятельности, способности к самостоятельным выводам. |
3-я нед. | 1 | Перелетные птицы | Обогащение и активизация словаря по теме: «Перелетные птицы». Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с помощью суффиксов – ат, - ят; учить употреблять существительные в родительном падеже). Продолжать учить детей составлять описательные рассказы по схеме. | Закрепление умения детей выделять предметы по общему признаку. Развитие мыслительной деятельности, способности к самостоятельным выводам, зрительного и слухового внимания. Развитие тонкой и общей моторики. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания. |
Декабрь 1-я нед. | 1 | Зима | Обогащение и активизация словаря по теме: «Зима». Учить образовывать однокоренные слова, существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Усвоение категории предложного падежа с предлогом – НА. Заучивание стихотворения «Снежок порхает, кружится…» по мнемосхеме. | Развитие зрительного и слухового внимания, мышления; тонкой и общей моторики, координации речи с движением. Развитие тактильных ощущений, творческого воображения. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания. |
3-я нед. | 1 | Домашние и дикие животные | Обогащение и активизация словаря по теме: «Дикие и домашние животные». Учить образовывать существительные в дательном падеже, существительных в родительном падеже, притяжательные прилагательные. Формирование навыка составления короткого рассказа по опорным предметным картинкам «Лиса». | Развитие внимания, творческого воображения, слуховой и зрительной памяти. Развитие умений анализировать, обобщать, делать выводы. Создание условий для снятия психоэмоционального напряжения. |
Январь 3-я нед. | 1 | Зимние забавы | Обогащение и активизация словаря по теме: «Зимние забавы». Совершенствовать навыки словообразования существительных, обозначающих лиц по их занятиям, образование приставочных глаголов; учить составлять предложения по опорным словам. | Развитие произвольности психических процессов. Формирование творческого воображения. Развитие мыслительной деятельности, умений самостоятельно анализировать и делать выводы. |
Февраль 1-я нед. | 1 | Транспорт | Обогащение и активизация словаря по теме: «Транспорт». Учить согласовывать числительные с существительными, существительные с глаголами; усвоение глаголов «ехать», «плыть» с разными приставками. | Развитие зрительного внимания; слуховой и зрительной памяти; наглядно-образного и логического мышления; тонкой моторики; координации речи с движением. |
3-я нед. | 1 | День защитника Отечества | Обогащение и активизация словаря по теме: «День защитника Отечества». Учить образовывать существительные родительного падежа единственного и множественного числа; образовывать сравнительной степени прилагательные; дифференцировать глаголы несовершенного вида множественного и единственного числа. | Развитие мыслительной деятельности, способности к самостоятельным выводам. Закрепление умения детей выделять предметы по общему признаку. Развитие зрительного и слухового внимания, тонкой и общей моторики. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания. |
Март 1-я нед. | 1 | Мамин праздник | Обогащение и активизация словаря по теме: «Мамин праздник». Учить согласовывать глаголы и существительные; образовывать существительные в винительном падеже; образовывать однокоренные слова. Учить составлять рассказ из личного опыта «Как я помогаю маме». | Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, слухового внимания, памяти, мелкой моторики. Развитие эмоциональной сферы детей, эмпатии. |
3-я нед. | 1 | Весна | Обогащение и активизация словаря по теме: «Весна». Учить образовывать существительные множественного числа в родительном, творительном, предложном падежах; согласовывать существительные в роде, числе, падеже. | Развитие внимания, творческого воображения, слуховой и зрительной памяти. Развитие умений анализировать, обобщать, делать выводы. Закреплять навыки координации речи с движением. |
Апрель 1-я нед. | 1 | Посуда | Обогащение и активизация словаря по теме: «Посуда». Учить образовывать относительные прилагательные; образовывать форму творительного падежа; составлять сложносочиненных предложения с союзом а по образцу. | Развитие зрительной и слуховой памяти, внимания, словесно-логического мышления; тонкой и общей моторики, координации речи с движением. Развитие тактильных ощущений, творческого воображения. |
3-я нед. | 1 | Мебель | Обогащение и активизация словаря по теме: «Мебель». Учить согласовывать прилагательные и существительные; употребление предлогов; учить согласовывать числительные в роде, числе, и падеже; составлять сложносочиненные предложения с союзом а.. | Развитие мыслительной деятельности, способности к самостоятельным обобщениям и выводам. Закрепление умения детей выделять предметы по общему признаку. Развитие зрительного и слухового внимания, памяти, тонкой и общей моторики. |
Май 1-я нед. | 1 | День Победы | Обогащение и активизация словаря по теме: «День Победы». Учить образовывать существительные в родительном, творительном, предложном падежах; согласовывать существительные и числительные в роде , числе и падеже. | Развитие произвольности внимания, творческого воображения, слуховой и зрительной памяти. Развитие умений анализировать, обобщать, делать выводы. Закреплять навыки координации речи с движением. |
3-я нед. | 1 | Насекомые | Обогащение и активизация словаря по теме: «Насекомые». Учить образовывать существительные в родительном, творительном, предложном падежах единственного и множественного числа; образовывать глаголы с помощью приставок. | Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, слухового внимания, памяти, мелкой и общей моторики. Развитие эмоциональной сферы детей, эмпатии, творческого воображения. |
Приложение 2
Интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми старшей группы компенсирующей направленности по теме: «Фрукты»
Коррекционно-образовательные цели: закрепление представлений о фруктах; упражнять детей в передаче ритмического рисунка слов; в делении слов на слоги; совершенствование грамматического строя речи (образование существительных и прилагательных с уменьшительными суффиксами; согласование прилагательных с существительными в роде и числе); обогащать словарь детей по теме: «Фрукты».
Коррекционно-развивающие: развивать слуховое, зрительное внимание; память; логическое мышление; общие речевые навыки; развивать тонкую моторику; координацию речи с движением.
Воспитательные: воспитание навыков взаимодействия, сотрудничества, активности.
Оборудование: мяч; предметные картинки с изображение фруктов; массажные мячики; разрезные картинки по теме: «Фрукты»; дидактическая игра «Поможем клоуну».
Ход занятия:
- Оргмомент (психолог).
Пальчиками правой руки по очереди необходимо поздороваться с пальчиками левой руки:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю,
Всех я вас приветствую!
- Игра «Сорви фрукт» (психолог).
Детям предлагают послушать слова; как только они услышат название фрукта – хлопнуть в ладоши, а если название овоща – поднять руки вверх.
- Игра «Прохлопай слова» (логопед).
Логопед приглашает детей пройти за столы. На доске развешаны картинки с изображением фруктов.
- Посмотрите на доску, здесь у нас нарисованы фрукты. А теперь давайте все вместе прохлопаем слова – названия фруктов, разделим их на части.
Дети вместе с логопедом прохлопывают слова.
- Игра «Поможем клоуну» (логопед)
- Ребята, посмотрите, это клоун Рома. Он выступает в цирке, жонглирует овощами и фруктами. Он просит вас помочь ему выбрать фрукты и сложить их в коробку. Подходите к клоуну, берите фрукт, рассказывайте, какой он, и кладите в коробку. Например, Это круглый оранжевый апельсин.
Дети по очереди выполняют задание.
- Игра «Сложи фрукт» (психолог).
Психолог раздает детям разрезные картинки с изображением фруктов. Дети должны собрать эти картинки.
- Пальчиковая гимнастика (логопед)
Игра с массажными мячиками «Слива»
Сливу я держу в руке, Кладут мячик на правую ладошку
Зажимаю в кулаке, Крепко его сжимают
Отпускаю, разжимаю Раскрывают ладонь
И ладошками катаю. Катают мячик между ладошками.
- Игра «Угадай-ка». Составление загадок описаний о фруктах (логопед).
- Сейчас я вам загадаю загадку об одном из фруктов, которые нарисованы у нас на доске. Он оранжевый, круглый, мягкий, сочный, кисло – сладкий. Он покрыт толстой коркой, делится на дольки. Из него можно приготовить сок. Что это? (апельсин)
- Правильно. А теперь вы по очереди попробуйте загадать загадки. Нужно подойти ко мне, сказать на ушко, какой фрукт вы будите описывать, и рассказать какой он по цвету, форме, вкусу, по запаху, что из него можно приготовить, не называя его.
Дети по очереди составляют загадки – описания.
- Физминутка (психолог)
Игровое упражнение «В саду»
- Представьте, дети, что мы сейчас в саду. Покажите, какие там большие фруктовые деревья.
Дети поднимают руки.
Подул теплый ветерок: ш-ш-ш, зашелестели листья.
Дети быстро – быстро шевелят пальчиками.
Подул холодный ветер: с-с-с, закачались яблоньки.
Дети покачиваются и машут руками.
Ветер затих – не шевелятся больше ни деревья, ни листочки.
Дети расслабляются.
Снова подул ветер.
Дети вновь напрягаются, покачиваются и машут руками, затем опять расслабляются.
- Игра с мячом «Назови ласково» (логопед).
- Сейчас я вам буду бросать мяч и называть фрукт, а вы будите ловить мяч и возвращать его мне. Бросая мяч, вы должны назвать фрукт ласково. Например: яблоко – яблочко.
лимон - … слива - …
персик - … апельсин - …
яблоко - … груша - …
банан - … мандарин - …
гранат - … абрикос - …
- Функциональное упражнение «Компот» (психолог).
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот:
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.
Все дети встают в круг – это «кастрюля». Сейчас будем готовить компот. Каждый придумывает, чем он будет (груша, яблоко, лимон и т.д.).
Ведущий называет по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя ребенок впрыгивает в круг; следующий, прыгнув, берет за руки предыдущего ребенка. Пока все «компоненты» не окажутся в кругу, игра продолжается. В результате получается вкусный «компот».
- Релаксации «Лимон» (психолог)
- Опустить руки вниз и представьте себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем «бросить» лимон и расслабить руку. Выполнить то же упражнение левой рукой.
Я возьму в ладонь лимон.
Чувствую, что круглый он.
Я его слегка сжимаю –
Сок лимонный выжимаю.
И всю руку напрягаю –
Сок до капли выжимаю.
Все в порядке, сок готов.
Я лимон бросаю,
А руку расслабляю.
- Ритуал прощания (психолог)
Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие.
Начинает психолог: «Я передаю вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше и т.д. и наконец снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть она не покидает вас и греет».
Приложение 3
Интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога
с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности
по теме: «Перелётные птицы»
Цели:
коррекционно-образовательные: уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Перелётные птицы». Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с помощью суффиксов – ат, - ят; употребление существительных в родительном падеже). Закреплять умение детей выделять предметы по общему признаку. Продолжать учить детей составлять описательные рассказы по схеме.
коррекционно-развивающие: развивать связную речь, мыслительную деятельность, способность к самостоятельным выводам, зрительное и слуховое внимание, развивать артикуляционную тонкую и общую моторику;
воспитательные: воспитывать бережное отношение к птицам; формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания.
Оборудование: картинки с изображением перелётных птиц, опорная схема для составления описательных рассказов, мяч, раздаточный дидактический материал.
Ход занятия:
- Организационный момент.
Логопед: – Какое сейчас время года? (Осень.) Назовите осенние месяцы, признаки осени.
2. Артикуляционная гимнастика.
«Блинчик»
«Качели»
«Горка»
«Часики»
3. Объявление темы НОД.
- Куда улетают осенью птицы (В теплые края.) Почему?
- Как называются эти птицы? (Перелетные.) Почему они так называются? Назовите перелетных птиц.
- Назовите перелетных, водоплавающих. Почему они называются «водоплавающие»?
- Что есть у птиц? (Туловище, голова, шея, крылья, перья, грудь, лапы, хвост, клюв.)
- Чем покрыто тело птиц? (Перьями, пухом.)
- Для чего нужны перья? (Чтобы птицы не мерзли и не поранили тело.)
4. Основная часть
- Игра «Четвертый лишний»
Детям предлагается четыре картинки с изображением птиц. Необходимо выделить птиц по общему признаку и найти лишнюю.
- Дидактическая игра «Кто улетел?»
На доске вывешены 5-6 изображений перелетных птиц. Затем педагог говорит, что одна из птиц улетит на юг и просит детей закрыть глаза. Убирает одно изображение птицы, а дети угадывают, какой птицы не стало.
- Подвижная игра «Улетает, не улетает?»
Педагог диктует названия птиц, а дети бегают и машут крыльями, когда услышат название перелетной птицы. Если услышат зимующую птицу или домашнюю, дети приседают на корточки.
- Лабиринт «Помоги птице»
Детям предлагается помочь лебедю найти дорожку через лабиринт к своей стае.
- Дидактическая игра с мячом «Назови птенцов»
Педагог называет птицу и кидает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч и называет птенцов этой птицы.
- Дидактическая игра «Найди перелетных птиц»
Педагог предлагает детям изображения птиц. Необходимо обвести синим карандашом всех перелетных птиц, а красным – всех зимующих.
- Пальчиковая гимнастика «Перелётные птицы»
Птицы перелётные В стаи собираются, В края тёплые летят, До весны прощаются. Стаи журавлиные, Стаи лебединые, Стаи соловьиные, гусиные, Утиные – К югу все они летят, Здесь замёрзнуть не хотят. Как наступят холода – Не найдётся им еда. | - дети двигают кистями перекрещенных рук вверх – вниз; - сжимают пальцы рук в кулаки; - дети двигают кистями перекрещенных рук вверх – вниз; - двигают пальцами рук – «машут, прощаются»; - загибают по очереди пальцы на обеих руках одновременно; - дети двигают кистями перекрещенных рук вверх – вниз; - трут ладони друг о друга; - складывают ладони ковшиком (греют руки); - сжимают и разжимают кулаки. |
- Составление рассказа - описания по плану:
-Кто это?
- Внешний вид
-Части тела.
- Повадки.
-Чем питается?
-Птенцы.
-Какую пользу приносит?
Логопед по очереди выставляет картинки с изображением перелетных птиц, обговаривая каждую из птиц по плану.
- Упражнение «Дорисуй недостающие части тела»
Дети дорисовывают у птиц недостающие части тела (клюв, лапу, хвост, крыло).
5. Итог.
ЛАСТОЧКА — по величине меньше воробья, окраска перьев темная, грудка белая, крылья широкие. Хвост раздвоенный. У ласточки слабый клюв, широкий рот. Голос негромкий. Большую часть времени ласточка проводит в воздухе, в погоне за добычей. Ловит комаров, мошек, мух, мелких насекомых.
СКВОРЕЦ — голова, шея, крылья, хвост черные с фиолетовым отливом. Клюв у скворца мощный. На голове черный хохолок. Питается жуками, гусеницами, бабочками и другими насекомыми.
ГРАЧ — птица крупных размеров, с большими сильными ногами и несколько изогнутым книзу клювом. Черное оперенье. Питается животной и растительной пищей. Истребляет вредных насекомых.
ЧИЖ — одна из маленьких перелетных птиц. У чижа зеленовато-желтое оперенье. На голове черная шапочка. Хвост и клюв короткие. Питается семенами березы и ольхи и различными насекомыми.
АИСТ — одна из крупных перелетных птиц. Перья белого цвета. Крылья с черными полосками. Клюв — длинный, острый, крепкий. Крылья широкие, длинные, большого размаха. Хвост короткий. Лапы длинные, тонкие, мощные. Питается лягушками, рыбой, насекомыми и растительной пищей.
ЛЕБЕДЬ — гордая, грациозная, красивая птица средних размеров. Лебедь может быть черного и белого цвета. У лебедя длинная изогнутая шея. Клюв плоский и сильный. На красных лапах перепонки. Живет лебедь на озерах, прудах и реках. Питается рыбой, водорослями и мелкими рачками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗНАЧЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
В статье описывается опыт проведения интегрированных занятий, приобретенный в процессе работы с детьми с ЗПР и ОНР. Представлено занятие, проведенное психологом, логопедом и дефектологом по теме...
Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР)
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детской дошкольной организацией является «Взаимодействие с семьей для обеспече...
«Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи».
Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива, медицинского персонала и родителей....
Перспективный план взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в подготовительной к школе детей с общим недоразвитием речи.
В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, возникла необходимость поиска единых концептуальных основ взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда для согласованности проводимых мероприятий...
«Сотрудничество учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи».
Сегодня ни у кого не вызывает сомнений значимость роли, которую играет образование в процессе социальной интеграции детей с ОВЗ. Организация получения образования обучающимися с ограниченн...
Взаимодействие учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с общим недоразвитием речи.
В статье описан опыт работы учителя-логопеда по взаимодействию с семьями воспитанников...
Перспективный план взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в подготовительной к школе детей с общим недоразвитием речи. Практический материал из опыта работы детского сада.
У детей логопедических групп при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения матери...