Интегрированные занятия как метод взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в работе с детьми с общим недоразвитием речи
методическая разработка по логопедии

Шинягина Юлия Сергеевна

Работа посвящена нетрадиционной форме проведения занятия – интегрированному занятию. Рассматриваются теория и практика интегрированного обучения в дошкольном учреждении. В данной работе представлено тематическое планирование интегрированных занятий в старшей группе компенсирующей направленности, а также конспекты интегрированных занятий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannaya_deyatelnost.doc183.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированные занятия как метод взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в работе с детьми с ОНР

 

       С каждым годом возрастает число детей, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР). Контингент групп компенсирующей направленности в  ДОУ составляют,  в основном, дети с общим недоразвитием речи  I, II и  III  уровня.

  Коррекционная работа с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи, представляет сложную проблему для специалистов, так как данная группа детей характеризуется различной природой дефекта и неоднородностью клинических проявлений.  Общее недоразвитие речи у детей характеризуется нарушением всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической,  лексико-грамматической сторон речи), поздним началом речевого развития, низкой речевой активностью. Кроме того, в структуре дефекта выявляются нарушения неречевых психических функций (задержка и специфичность формирования познавательной деятельности, отставание в развитии  сенсорных и двигательных функций, невербального и вербального мышления, эмоциональной сферы личности).

В связи с многоуровневостью структуры дефекта, наличием неречевой и речевой симптоматики  у детей с ОНР  возникает необходимость в организации тесного взаимодействия между   учителем-логопедом  и педагогом-психологом, не только с целью   диагностики,  профилактики   речевых и психических нарушений, но и с целью разработки  новых технологий интегрированного подхода к содержанию коррекционно- образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.

В нашем дошкольном учреждении больше внимание уделяется интегрированным занятиям. Такая система обучения позволяет лучше закрепить знания, полученные дошкольниками в ходе образовательной деятельности.

        Проводимые в системе интегрированные занятия учителя – логопеда и педагога- психолога, способствуют  обогащению  словарного запаса, совершенствованию грамматического строя речи,  развитию монологической, диалогической  и связной речи, а главное, развивают коммуникативные умения, то есть умения свободно высказать свою мысль. Вовлечение детей с  речевыми нарушениями в разные виды деятельности в ходе интегрированного коррекционно-образовательного процесса     способствует снятию психо-эмоционального напряжения, тревожности, перегрузки и утомляемости за счет переключения их на разнообразные виды деятельности. Интегрированные занятия позволяют гибко сочетать традиционные и нетрадиционные методы, повысить эффективность в работе и получить стабильные результаты. Большой плюс интегрированных  занятий и в том, что они проводятся в игровой форме, включают в себя много видов двигательной активности: динамические паузы, физкультминутки, театрализованные и подвижные игры.

Приложение 1.

Перспективный план интегрированных занятий учителя-логопеда и педагога-психолога

(старшая группа компенсирующей направленности)

Период

Кол-во занятий

Тема

Активизация словаря, развитие связной речи, формирование грамматического строя

Развитие психических процессов

I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Сентябрь

3-я нед.

1

Осень

Обогащение и активизация словаря по теме: «Осень». Учить согласовывать существительные с притяжательными местоимениями, подбирать прилагательные к существительным. Учить составлять  предложения с противительным союзом а .

Развитие логического мышления, слухового внимания, памяти, мелкой моторики.

Развитие эмоциональной сферы детей, эмпатии.

Октябрь

1-я нед.

1

Фрукты

Обогащение и активизация словаря по теме: «Фрукты». Учить  образовывать существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами; согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.

Развитие зрительного внимания; памяти; логического мышления; общих речевых навыков; тонкой моторики; координации речи с движением.

3-я нед.

1

Овощи

Обогащение и активизация словаря по теме: «Овощи». Учить употреблять простые предлоги (на, под, в, около),  существительные множественного числа Р.п.,

образовывать относительные прилагательные.

Учить составлять простые распространенные предложения об овощах по картинкам.

Развитие зрительного и слухового  внимания; памяти; наглядно-образного и словесно-логического мышления; мелкой и общей моторики. Снятие эмоционального и телесного напряжения.

Ноябрь

1-я нед.

1

Лиственные деревья

Обогащение и активизация словаря по теме: «Лиственные деревья». Учить употреблять слова-антонимы, согласовывать существительные с числительными, образовывать существительные множественного числа. Учить составлять простые распространенные предложения.

Развитие произвольности психических процессов. Формирование навыков вербального и невербального общения. Развитие мыслительной деятельности, способности к самостоятельным выводам.  

3-я нед.

1

Перелетные птицы

Обогащение и активизация словаря по теме: «Перелетные птицы». Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с помощью суффиксов – ат, - ят; учить употреблять существительные в родительном падеже). Продолжать учить детей составлять описательные рассказы по схеме.

Закрепление умения  детей выделять предметы по  общему признаку. Развитие мыслительной деятельности, способности к самостоятельным выводам, зрительного и слухового  внимания. Развитие тонкой и общей моторики. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания.

Декабрь

1-я нед.

1

Зима

Обогащение и активизация словаря по теме: «Зима». Учить образовывать однокоренные слова,  существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Усвоение категории предложного падежа с предлогом – НА. Заучивание стихотворения «Снежок порхает, кружится…» по мнемосхеме.

Развитие зрительного и слухового внимания, мышления; тонкой и общей моторики, координации речи с движением. Развитие тактильных ощущений, творческого воображения. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания.

3-я нед.

1

Домашние и дикие животные

Обогащение и активизация словаря по теме: «Дикие и домашние животные». Учить образовывать существительные  в дательном падеже, существительных в родительном падеже,  притяжательные прилагательные. Формирование навыка составления короткого рассказа по опорным предметным картинкам  «Лиса».

Развитие внимания, творческого воображения, слуховой и зрительной памяти. Развитие умений анализировать, обобщать, делать выводы. Создание условий для снятия психоэмоционального напряжения.

Январь

3-я нед.

1

Зимние забавы

Обогащение и активизация словаря по теме: «Зимние забавы». Совершенствовать навыки словообразования существительных, обозначающих лиц по их занятиям, образование приставочных глаголов;

учить составлять предложения по опорным словам.

Развитие произвольности психических процессов. Формирование творческого воображения. Развитие мыслительной деятельности, умений самостоятельно анализировать и делать выводы.  

Февраль

1-я нед.

1

Транспорт

Обогащение и активизация словаря по теме: «Транспорт». Учить согласовывать числительные с существительными, существительные  с глаголами; усвоение глаголов «ехать», «плыть» с разными приставками.

Развитие зрительного внимания; слуховой и зрительной памяти; наглядно-образного и логического мышления; тонкой моторики; координации речи с движением.

3-я нед.

1

День защитника Отечества

Обогащение и активизация словаря по теме: «День защитника Отечества». Учить образовывать существительные родительного падежа единственного и множественного числа; образовывать сравнительной степени прилагательные; дифференцировать глаголы несовершенного вида  множественного и единственного числа.

Развитие мыслительной деятельности, способности к самостоятельным выводам. Закрепление умения  детей выделять предметы по  общему признаку. Развитие зрительного и слухового  внимания, тонкой и общей моторики. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания.

Март

1-я нед.

1

Мамин праздник

Обогащение и активизация словаря по теме: «Мамин праздник». Учить согласовывать глаголы и существительные; образовывать существительные в  винительном  падеже; образовывать однокоренные слова.

Учить составлять рассказ из личного опыта «Как я помогаю маме».

Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, слухового внимания, памяти, мелкой моторики.

Развитие эмоциональной сферы детей, эмпатии.

3-я нед.

1

Весна

Обогащение и активизация словаря по теме: «Весна». Учить образовывать существительные множественного числа в родительном, творительном, предложном падежах; согласовывать существительные в роде, числе, падеже.

Развитие внимания, творческого воображения, слуховой и зрительной памяти. Развитие умений анализировать, обобщать, делать выводы. Закреплять навыки координации речи с движением.

Апрель

1-я нед.

1

Посуда

Обогащение и активизация словаря по теме: «Посуда». Учить образовывать относительные прилагательные; образовывать форму творительного   падежа;  составлять сложносочиненных предложения с союзом а по образцу.

Развитие зрительной и слуховой памяти, внимания, словесно-логического мышления; тонкой и общей моторики, координации речи с движением. Развитие тактильных ощущений, творческого воображения.

3-я нед.

1

Мебель

Обогащение и активизация словаря по теме: «Мебель». Учить согласовывать прилагательные и существительные; употребление предлогов; учить согласовывать числительные в роде, числе,  и падеже; составлять сложносочиненные предложения с союзом а..

Развитие мыслительной деятельности, способности к самостоятельным обобщениям и выводам. Закрепление умения  детей выделять предметы по  общему признаку. Развитие зрительного и слухового  внимания, памяти, тонкой и общей моторики.

Май

1-я нед.

1

День Победы

Обогащение и активизация словаря по теме: «День Победы».  Учить образовывать существительные в родительном, творительном, предложном падежах; согласовывать существительные и числительные в роде , числе и падеже.

Развитие произвольности внимания, творческого воображения, слуховой и зрительной памяти. Развитие умений анализировать, обобщать, делать выводы. Закреплять навыки координации речи с движением.

3-я нед.

1

Насекомые

Обогащение и активизация словаря по теме: «Насекомые». Учить образовывать  существительные в родительном, творительном, предложном падежах  единственного и множественного числа; образовывать глаголы с помощью приставок.

Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, слухового внимания, памяти, мелкой и общей моторики.

Развитие эмоциональной сферы детей, эмпатии, творческого воображения.

Приложение 2

Интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми старшей группы компенсирующей направленности по теме:  «Фрукты»

Коррекционно-образовательные цели: закрепление представлений о фруктах;  упражнять детей в передаче ритмического рисунка слов; в делении слов на слоги; совершенствование грамматического строя речи (образование существительных и прилагательных с уменьшительными суффиксами; согласование прилагательных с существительными в роде и числе); обогащать словарь детей по теме: «Фрукты».

Коррекционно-развивающие: развивать слуховое, зрительное внимание; память; логическое мышление; общие речевые навыки; развивать тонкую моторику; координацию речи с движением.

Воспитательные: воспитание навыков взаимодействия, сотрудничества, активности.

Оборудование: мяч; предметные картинки с изображение фруктов; массажные мячики; разрезные картинки по теме: «Фрукты»; дидактическая игра «Поможем клоуну».

Ход занятия:

  1. Оргмомент (психолог).

Пальчиками правой руки по очереди необходимо поздороваться с пальчиками левой руки:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю,

Всех я вас приветствую!

  1. Игра «Сорви фрукт» (психолог).

Детям предлагают послушать слова; как только они услышат название фрукта – хлопнуть в ладоши, а если название овоща – поднять руки вверх.

  1. Игра «Прохлопай слова» (логопед).

Логопед приглашает детей пройти за столы. На доске развешаны картинки с изображением фруктов.

- Посмотрите на доску, здесь у нас нарисованы фрукты. А теперь давайте все вместе прохлопаем слова – названия фруктов, разделим их на части.

Дети вместе с логопедом прохлопывают слова.

  1. Игра «Поможем клоуну» (логопед)

- Ребята, посмотрите, это клоун Рома. Он выступает в цирке, жонглирует овощами и фруктами. Он просит вас помочь ему выбрать  фрукты и сложить их в коробку. Подходите к клоуну, берите  фрукт, рассказывайте, какой он, и кладите в коробку. Например, Это круглый оранжевый апельсин.

Дети по очереди выполняют задание.

  1. Игра «Сложи фрукт» (психолог).

Психолог раздает детям разрезные картинки с изображением фруктов. Дети должны собрать эти картинки.

  1. Пальчиковая гимнастика (логопед)

Игра с массажными мячиками «Слива»

Сливу я держу в руке,                Кладут мячик на правую ладошку

Зажимаю в кулаке,                        Крепко его сжимают

Отпускаю, разжимаю                Раскрывают ладонь

И ладошками катаю.                Катают мячик между ладошками.

  1. Игра «Угадай-ка». Составление загадок описаний о фруктах (логопед).

- Сейчас я вам загадаю загадку об одном из фруктов, которые нарисованы у нас на доске. Он оранжевый, круглый, мягкий, сочный, кисло – сладкий. Он покрыт толстой коркой, делится на дольки. Из него можно приготовить сок. Что это? (апельсин)

- Правильно. А теперь вы по очереди попробуйте загадать загадки. Нужно подойти ко мне, сказать на ушко, какой фрукт вы будите описывать, и рассказать какой он по цвету, форме, вкусу, по запаху, что из него можно приготовить, не называя его.

Дети по очереди составляют загадки – описания.

  1. Физминутка (психолог)

Игровое упражнение «В саду»

- Представьте, дети, что мы сейчас в саду. Покажите, какие там большие фруктовые деревья.

Дети поднимают руки.

Подул теплый ветерок: ш-ш-ш, зашелестели листья.

Дети быстро – быстро шевелят пальчиками.

Подул холодный ветер: с-с-с, закачались яблоньки.

Дети покачиваются и машут руками.

Ветер затих – не шевелятся больше ни деревья, ни листочки.

Дети расслабляются.

Снова подул ветер.

Дети вновь напрягаются, покачиваются и машут руками, затем опять расслабляются.

  1. Игра с мячом «Назови ласково» (логопед).

- Сейчас я вам буду бросать мяч и называть фрукт, а вы будите ловить мяч и возвращать его мне. Бросая мяч, вы должны назвать фрукт ласково. Например:  яблоко –  яблочко.

 лимон - …                 слива - …

 персик - …                 апельсин - …

 яблоко - …                 груша - …

 банан - …                 мандарин - …

гранат - …                абрикос - …

  1. Функциональное упражнение «Компот» (психолог).

Будем мы варить компот,                

Фруктов нужно много. Вот:                

Будем яблоки крошить,                        

Грушу будем мы рубить,                

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

Все дети встают в круг – это «кастрюля». Сейчас будем готовить компот. Каждый придумывает, чем он будет (груша, яблоко, лимон и т.д.).

Ведущий называет по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя ребенок впрыгивает в круг; следующий, прыгнув, берет за руки предыдущего ребенка. Пока все «компоненты» не окажутся в кругу, игра продолжается. В результате получается вкусный «компот».

  1. Релаксации «Лимон» (психолог)

- Опустить руки вниз и представьте себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем «бросить» лимон и расслабить руку. Выполнить то же упражнение левой рукой.

Я возьму в ладонь лимон.

Чувствую, что круглый он.

Я его слегка сжимаю –

Сок лимонный выжимаю.

И всю руку напрягаю –

Сок до капли выжимаю.

Все в порядке, сок готов.

Я лимон бросаю,

А руку расслабляю.

  1. Ритуал прощания (психолог)

Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие.

Начинает психолог: «Я передаю вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше и т.д. и наконец снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть она не покидает вас и греет».

Приложение 3

Интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога

 с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности  

по теме: «Перелётные птицы»

       Цели:

     коррекционно-образовательные: уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Перелётные птицы». Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с помощью суффиксов – ат, - ят; употребление существительных в родительном падеже). Закреплять умение  детей выделять предметы по  общему признаку. Продолжать учить детей составлять описательные рассказы по схеме.

     коррекционно-развивающие: развивать связную речь, мыслительную деятельность, способность к самостоятельным выводам, зрительное и слуховое  внимание, развивать артикуляционную  тонкую и общую моторику;

     воспитательные: воспитывать бережное отношение к  птицам; формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания.

    Оборудование:  картинки с изображением перелётных птиц, опорная схема для составления  описательных рассказов, мяч, раздаточный дидактический материал.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Логопед: – Какое сейчас время года? (Осень.) Назовите осенние месяцы, признаки осени.

 2. Артикуляционная гимнастика.

«Блинчик»

«Качели»

«Горка»

«Часики»

3. Объявление темы НОД.

 -  Куда улетают осенью птицы (В теплые края.) Почему?

 - Как называются эти птицы? (Перелетные.) Почему они так называются? Назовите перелетных птиц.

 - Назовите перелетных, водоплавающих. Почему они называются «водоплавающие»?

 - Что есть у птиц? (Туловище, голова, шея, крылья, перья, грудь, лапы, хвост, клюв.)

 - Чем покрыто тело птиц? (Перьями, пухом.)

 - Для чего нужны перья? (Чтобы птицы не мерзли и не поранили тело.)

4. Основная часть

  • Игра «Четвертый лишний»

Детям предлагается  четыре картинки с изображением птиц. Необходимо выделить птиц по общему признаку и найти лишнюю.

  • Дидактическая игра «Кто улетел?»

На доске вывешены 5-6 изображений перелетных птиц. Затем педагог говорит, что одна из птиц улетит на юг и просит детей закрыть глаза. Убирает одно  изображение птицы, а дети угадывают, какой птицы не стало.

  • Подвижная игра «Улетает, не  улетает?»

Педагог диктует названия птиц, а дети бегают и машут крыльями, когда услышат название перелетной птицы. Если услышат зимующую птицу или домашнюю, дети приседают на корточки.

  • Лабиринт «Помоги птице»

Детям предлагается помочь лебедю найти дорожку через лабиринт к  своей стае.

  • Дидактическая игра с мячом «Назови птенцов»

Педагог  называет птицу и кидает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч и называет птенцов этой птицы.

  • Дидактическая игра «Найди перелетных птиц»

Педагог предлагает детям изображения птиц. Необходимо обвести синим карандашом всех перелетных птиц, а красным – всех зимующих.

  •  Пальчиковая гимнастика «Перелётные птицы»

Птицы перелётные

В стаи собираются,

В края тёплые летят,

До весны прощаются.

Стаи журавлиные,

Стаи лебединые,

Стаи соловьиные, гусиные,

Утиные –

К югу все они летят,

Здесь замёрзнуть не хотят.

Как наступят холода –

Не найдётся им еда.

- дети двигают кистями перекрещенных рук вверх – вниз;

- сжимают пальцы рук в кулаки;

-  дети двигают кистями перекрещенных рук вверх – вниз;

- двигают пальцами рук – «машут, прощаются»;

- загибают по очереди пальцы на  обеих руках одновременно;

- дети двигают кистями перекрещенных рук вверх – вниз;

- трут ладони друг о друга;

- складывают ладони ковшиком  (греют руки);

- сжимают и разжимают кулаки.

  • Составление рассказа -  описания  по плану:

-Кто это?

- Внешний вид

-Части тела.

- Повадки.

-Чем питается?  

-Птенцы.

-Какую пользу приносит?

Логопед по очереди выставляет картинки с изображением перелетных птиц, обговаривая каждую из птиц по плану.

  • Упражнение «Дорисуй недостающие части тела»

Дети дорисовывают  у птиц недостающие части тела (клюв, лапу, хвост, крыло).

5.  Итог.

ЛАСТОЧКА — по величине меньше воробья, окраска перьев темная, грудка белая, крылья широкие. Хвост раздвоенный. У ласточки слабый клюв, широкий рот. Голос негромкий. Большую часть времени ласточка проводит в воздухе, в погоне за добычей. Ловит комаров, мошек, мух, мелких насекомых.

СКВОРЕЦ — голова, шея, крылья, хвост черные с фиолетовым отливом. Клюв у скворца мощный. На голове черный хохолок. Питается жуками, гусеницами, бабочками и другими насекомыми.

ГРАЧ — птица крупных размеров, с большими сильными ногами и несколько изогнутым книзу клювом. Черное оперенье. Питается животной и растительной пищей. Истребляет вредных насекомых.

ЧИЖ — одна из маленьких перелетных птиц. У чижа зеленовато-желтое оперенье. На голове черная шапочка. Хвост и клюв короткие. Питается семенами березы и ольхи и различными насекомыми.

АИСТ — одна из крупных перелетных птиц. Перья белого цвета. Крылья с черными полосками. Клюв — длинный, острый, крепкий. Крылья широкие, длинные, большого размаха. Хвост короткий. Лапы длинные, тонкие, мощные. Питается лягушками, рыбой, насекомыми и растительной пищей.

ЛЕБЕДЬ — гордая, грациозная, красивая птица средних размеров. Лебедь может быть черного и белого цвета. У лебедя длинная изогнутая шея. Клюв плоский и сильный. На красных лапах перепонки. Живет лебедь на озерах, прудах и реках. Питается рыбой, водорослями и мелкими рачками.

http://1.bp.blogspot.com/-8a6d7SPcC2o/VQwOiDWecQI/AAAAAAAADVg/3_Fko9DPvio/s1600/35981_html_3a395efb.jpg

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗНАЧЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

В статье описывается опыт проведения интегрированных занятий, приобретенный в процессе работы с детьми с ЗПР и ОНР.  Представлено занятие, проведенное психологом, логопедом и дефектологом по теме...

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР)

В соответствии с новым законом  «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед  детской дошкольной организацией является «Взаимодействие с семьей для обеспече...

«Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи».

   Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива, медицинского персонала и родителей....

Перспективный план взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в подготовительной к школе детей с общим недоразвитием речи.

В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, возникла необходимость поиска единых концептуальных основ взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда для согласованности проводимых мероприятий...

«Сотрудничество учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи».

Сегодня ни у кого не вызывает сомнений значимость роли, которую играет образование в процессе социальной интеграции детей с ОВЗ.   Организация получения образования обучающимися с ограниченн...

Перспективный план взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в подготовительной к школе детей с общим недоразвитием речи. Практический материал из опыта работы детского сада.

У детей логопедических групп при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения матери...