Организация социального партнерства с родителями воспитанников с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике

Ольховик Алиса Витальевна

Построение взаимоотношений дошкольного образовательного учреждения в системе социального партнёрства является неотъемлемой частью обновления содержания работы дошкольного учреждения в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnoe_partnerstvo_s_semey.docx26.96 КБ

Предварительный просмотр:

Организация социального партнёрства с родителями воспитанников с ОВЗ

1 слайд

Построение взаимоотношений дошкольного образовательного учреждения в системе социального партнёрства является неотъемлемой частью обновления содержания работы дошкольного учреждения в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

2 слайд

Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ — создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, через повышение компетентности родителей в области развития и образования детей с ОВЗ.

3 слайд

Основу социального партнерства составляет модель взаимодействия детского сада и семьи, которая включает следующие компоненты:

  • мотивационная готовность – осознанное отношение родителей и педагогов к вопросам развития, образования и воспитания детей с ОВЗ;
  • педагогическая готовность – создание коррекционно-развивающего пространства «родители – дети – педагоги» на основе знаний закономерностей психофизического и личностного развития ребенка с ОВЗ;
  • социальная готовность – создание атмосферы сотрудничества, взаимопонимания и доверия между родителями, детьми и педагогами.
  • 4 слайд

Задачи ДОУ в рамках социального партнёрства с семьями воспитанников с ОВЗ

  1. Создание условий для благоприятного климата социального партнерства с родителями;
  2. Внедрение эффективных технологий сотрудничества ДОУ с семьями в практику социального партнёрства, способствующих повышению потенциала взаимодоверительных и равноответственых отношений;
  3. Оказание квалифицированной поддержки и психолого-педагогической помощи семьям воспитанников в вопросах воспитания, образования, развития детей с ОВЗ;
  4. Выстраивание системы психолого-педагогического сопровождения семей воспитанников с ОВЗ;
  5. Реализация единого подхода к образованию, развитию и воспитанию детей с ОВЗ в семье и детском саду в соответствии с ФГОС ДОО;
  6. Взаимодействие всех субъектов открытого коррекционно-развивающего пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ строится на основе технологий сотрудничества педагогов с родителями.

В практике социального партнёрства ДОУ и родителей используются вариативные формы взаимодействия как в индивидуальной работе с родителями, так и в работе с родительской группой.

К организационным формам работы, которые используют ДОУ для осуществления непрерывной связи с семьями воспитанников, относят: коллективные формы работы, индивидуальные формы работы, информационные.

Коллективные формы работы

5 слайд  

Взаимодействие родителей с педагогами начинается с момента поступления ребенка в наше учреждение. Начинается сложный процесс адаптации ребенка  и его семьи к новым условиям.

6 слайд

Чтобы адаптация в детском саду прошла успешно и ребенок с ОВЗ смог почувствовать себя комфортно, необходима слаженная работа всех специалистов.

Здесь важна не скорость, с которой малыш адаптируется, а успешность этой адаптации.

Так как ребенок привыкает к саду постепенно, его надо заранее готовить к серьезному изменению привычной жизни. Сначала родителям предлагается посещать только прогулки, где они вместе с ребенком играют с детьми, подробно рассказывают как будет проходить день, какая будет воспитатель, когда его будут забирать домой.

Первое время ребенка надо приводить в сад на ограниченный срок, который будет постепенно увеличиваться.

Дозированность пребывания в дошкольном учреждении должна соблюдаться и в дальнейшем в целях избегания пресыщения ребенка, его усталости от постоянного пребывания в большой  группе, предотвращая возможных на этом фоне аффективных срывов.

7 слайд  

В этот  период проводятся «Адаптационные встречи»  с родителями и их детьми.

Адаптационные встречи - часть комплексного психолого-педагогического сопровождения участников педагогического процесса в группе в период адаптации детей к ДОУ. Адаптационные встречи проводятся в игровой форме.  Родители вместе с детьми  знакомятся с участниками педагогического процесса, друг с другом, условиями воспитания детей в ДОУ, пространством, оснащением и оборудованием группы.

8 слайд 

Родительские собрания.

9 слайд 

Дни открытых дверей.

В беседах с родителями дошкольников большое внимание уделяется освещению вопросов, связанных с организацией жизни детей в условиях специального детского сада. Родители должны знать режим работы в группе, требования к детям на протяжении всего времени пребывания в детском саду. Особое значение придается выполнению родителями следующих правил:

— единство требований родителей и ДОУ к ребенку;

— контроль за выполнением домашних заданий;

— активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в детском саду.

10 слайд 

Клубная работа. В нашем учреждении действует клуб «Содружество». Основной задачей, которого является расширение знаний родителей о психологических особенностях их ребенка, психологии воспитания и психологии семейных отношений. Кроме того, на клубах не только повышается информированность родителей о ребенке, но и происходит изменение отношения родителей к проблемам ребенка и задачам его воспитания. Родители вовлекаются в обсуждение своих проблем,  обмениваются опытом, совместно вырабатывают пути разрешения существующих  конфликтов.  Мы  стараемся разнообразить формы проведения клуба «Содружество». Это и семинары-практикумы, мастер-классы, круглые столы, посиделки с чаепитием, театрализованные представления.

Специалисты нашего учреждения могут дать всю необходимую информацию, расчистить путь, научить, поддержать на этом пути, разрешить отдельные проблемы, но пройти его вместо близких они не могут. Это очень трудный путь, но весь наш опыт свидетельствует, что идущих по нему ждут не только трудности, но и подлинные радости – и часто мы встречаем на нем действительно счастливых людей.8 слайд 

11 слайд 

Индивидуальные формы работы

Изучение родителей (лиц, их замещающих) осуществляется с целью определения причин, препятствующих гармоничному развитию ребенка в домашних условиях.

Этот блок включает психологическое изучение состава семей учащихся, внутрисемейных отношений и особенностей личности родителей детей. Залог успеха в обучении и коррекции личности ребенка с отклонениями в развитии — это полная гармоничная семья, члены которой любят ребенка, внимательно относятся к его проблемам и правильно воспринимают советы и рекомендации врачей, педагогов и психолога. Поэтому при обследовании семей воспитанников специальных учреждений необходимо выявлять особенности внутрисемейной атмосферы, в которой живет ребенок с отклонениями в развитии. В процессе обследования специалисту необходимо определить:

слайд 12-13 Диагностика

— в каких семьях растут воспитанники (гармоничная, деструктивная, распадающаяся, распавшаяся, неполная, псевдосолидарная семья);

— каковы причины конфликтов или распада семей (алкоголизм, интеллектуальная неполноценность, инвалидность, наследственные заболевания кого-либо из родителей),

— каковы личностные характеристики членов семей и особенности взаимного общения, особенно тех, которые непосредственно осуществляют воспитание ребенка (жесткое доминирование одного из супругов в семье, коммуникативный барьер между отцом и аномальным ребенком, ограничение со стороны матери влияния отца на процесс семейного воспитания, «эмоциональное отвержение» отцом ребенка с отклонениями в развитии и др.).

 14 слайд

Индивидуальные беседы и консультации у специалистов проводятся с целью формирования представлений у родителей правильных и полноценных особенностях и перспективах развития их ребенка. Подобные мероприятия позволяют родителям найти ответы у специалиста на волнующие их вопросы. Основную нагрузку при осуществлении этой формы работы несет психолог. Он использует эту форму работы для установления тесных контактов с близкими проблемного ребенка. Психолог изучает особенности внутрисемейной атмосферы, определяет характер родительско-детских отношений. Одновременно родителям сообщаются требования-рекомендации по выполнению ортопедического, речевого, коммуникативного режимов, режимов охраны зрения и остаточного слуха, развития интеллектуальных способностей.

Выполнение домашних заданий с детьми. Эта форма работы является одной из наиболее продуктивных в плане привлечения родителей к участию в коррекционно-развиваюшем процессе, а также в процессе усвоения ими элементарных дефектологических приемов. Дефектолог, логопед или воспитатель дают еженедельные задания ребенку для совместного выполнения с родителями в воскресные дни. Задания даются в специальных тетрадях. Подобная форма работы стимулирует ответственность родителей, заставляет их организовать собственное время для контактов с ребенком.

Индивидуальные занятия с ребенком в присутствии родителей проводятся с целью демонстрации отдельных приемов работы с конкретным ребенком. Подобные занятия позволяют не только ознакомить, но и научить родителей ребенка элементарным методическим приемам, необходимым для коррекции его нарушений. Одновременно этот процесс способствует развитию у родителей интереса к ребенку и его возможностям. Он также способствует повышению психолого-педагогической грамотности родителей.

Формы наглядной стендовой информации

15 слайд 

Информационные стенды для родителей. На этих стендах размещается информация общего характера, которую ДОУ адресует родителям.

Информационные стенды находятся в каждой группе. Для систематического ознакомления родителей с содержанием коррекционно-образовательной и воспитательной работы, проводимой различными специалистами с детьми данной группы. Здесь может быть помещено краткое описание наиболее интересных игр и заданий для детей, представлены конкретные рекомендации для родителей по выполнению режимных моментов.

16 слайд 

Лифлет-холдеры для родителей. На этих лифлетах помещается изложенная в краткой и доступной форме информация об особенностях психического развития детей, представляются рекомендации по преодолению тех или иных проблем в жизни ребенка и его семьи. (показать лифлеты)

17 слайд 

 «Настольная» информация.  Эта форма работы   используется в местах ожидания детей.

Тематические (стационарные) выставки и экспозиции с результатами творческой деятельности детей. С помощью этой формы работы родителям демонстрируются успехи детей, а также показывается, как даже при тяжелом недуге ребенка можно развить у него творческие способности. (Стенд в коридоре и комнате)

слайд 18

Сочетание всех форм взаимодействия в рамках социального партнерства позволяет привлечь родителей активно участвовать в вопросах развития, воспитания и социальной адаптации детей. Одновременно эти формы способствуют возникновению у родителей интереса к педагогической литературе и знаниям, формированию эрудиции и повышению психолого-педагогической компетентности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация социального партнерства педагога-психолога с семьями воспитанников

В данной презентации представлены различные формы работы педагога-психолога с семьй. Прзентацию могут использовать в своей работе педагоги-психологи.....

Организация социального партнерства с семьями воспитанников

ull;Деятельность родителей и педагогов в интересах ребёнка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях и та...

Проект "Реализация технологии социального партнерства с родителями воспитанников ДОУ"

Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимос...

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

В статье раскрыта модель организации социального партнерства дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников. Предложена структура модели, партнерства дошкольной образовательной орга...

Организация социального партнерства ДОО с семьями воспитанников с ОВЗ

quot;Организация социального партнерства с ДОО с семьями воспитанников с ОВЗ"...

Консультация для воспитателей групп раннего возраста «Современные подходы к организации взаимодействия и социального партнерства с родителями воспитанников"

В соответствии с Федеральными государственными образовательными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ в обязательной части программы выделяется специальный блок «Вз...