Консультация для воспитателей групп раннего возраста «Современные подходы к организации взаимодействия и социального партнерства с родителями воспитанников"
методическая разработка (младшая группа)
В соответствии с Федеральными государственными образовательными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ в обязательной части программы выделяется специальный блок «Взаимодействие с семьями воспитанников», следовательно, в планировании и в практической деятельности по работе с родителями должно уделяться особое внимание. В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Так, одной из задач, на решение которой направлен Стандарт, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Ленинского района
города Нижнего Новгорода
МБДОУ «Детский сад №157»
Районный семинар-практикум для воспитателей групп раннего возраста
«Современные подходы к организации взаимодействия и социального партнёрства с родителями воспитанников»
Подготовил: воспитатель
Маркина Татьяна Юрьевна
Первая квалификационная категория
Стаж работы: 33 года
2023 год
Слайд 1
Здравствуйте, меня зовут Маркина Татьяна Юрьевна, я работаю в МБДОУ «Детский сад №157» и являюсь воспитателем первой квалификационной категории. Стаж моей педагогической работы 33 года.
Слайд 2
Тема моей работы: «Вовлечение родителей в воспитательно- образовательную деятельность ДОУ».
Слайд 3. Введение
В соответствии с Федеральными государственными образовательными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ в обязательной части программы выделяется специальный блок «Взаимодействие с семьями воспитанников», следовательно, в планировании и в практической деятельности по работе с родителями должно уделяться особое внимание. В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Так, одной из задач, на решение которой направлен Стандарт, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Слайд 4.
Основные принципы определяющие концептуальные положения взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка:
- Принцип преемственности, согласованных действий.
- Принцип гуманного подхода к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОО.
- Принцип открытости.
- Принцип индивидуального подхода к каждой семье.
- Принцип эффективности форм взаимодействия семьи и ДОУ.
- Принцип обратной связи.
Слайд 5. Актуальность.
Каждого родителя интересует, как ребенок проводит время в детском саду, но немногие готовы активно поучаствовать в жизни ДОО. Задача педагогов – организовать интересные совместные мероприятия, которые помогут родителям включиться в образовательный процесс, лучше узнать своего ребенка, установить доверительные отношения с ним, поделиться друг с другом опытом семейного воспитания, обсудить актуальные проблемы и найти пути их решения.
Семья и ДОО — два важных социальных института, при этом их воспитательные функции различны. Только в условиях грамотного сотрудничества педагогов и родителей возможно реализовать единые педагогические требования и принципы, которые помогут воспитать полноценно развитую личность. Поэтому перед педагогическими коллективами стоит сегодня важная задача создания благоприятных условий для активного вовлечения родителей непосредственно в образовательную деятельность ДОО.
Основной целью взаимодействия с семьями воспитанников является создание единого пространства семья – детский сад, как пространства развития ребенка, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, педагогам) будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно.
Уже давно известно, что совместное творчество, общение и труд детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Творческий, игровой, трудовой и познавательный процессы стимулирует всестороннее развитие ребёнка. Помимо этого, дифференцированная совместная деятельность – это интересное и увлекательное времяпровождение взрослых и детей, родных и близких. Поэтому в начале учебного года я всегда ставлю перед собой
Слайд 6.
Цель: повысить процент вовлечения родителей в воспитательно- образовательную деятельность ДОУ путём внедрения инновационных форм работы с семьями воспитанников.
Задачи:
- Привлечь внимание родительского сообщества к решению проблем образовательного и воспитательного процесса в ДОУ;
- Создать условия для развития партнерских отношений во взаимодействии всех участников воспитательно-образовательной деятельности в условиях ФГОС ДО;
- Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей;
- Установить партнерские отношения с семьями детей;
- Объединить усилия педагогов и родителей для воспитания детей;
- Создать атмосферу общности интересов.
Итак, успешное взаимодействие педагогов и родителей напрямую связано с активной позицией самих педагогов, с их желанием и стремлением чему-то научится, меняться и совершенствоваться.
Слайды с 7 по 15.
Формы взаимодействия педагога с родителями
В своей работе применяю различные формы взаимодействия с семьями воспитанников это:
- круглые столы. Например, на тему «Взаимодействие ДОУ и семьи в развитии личности ребенка», «Будем знакомы» и другие;
- мастер-классы. Например, «Роль мелкой моторики в развитии речи детей 2-3 лет», «Мама, поиграй со мной»;
- конкурсы семейного творчества с детьми. Например, «Игрушки-самоделки для украшения групповой ёлки», «Самодельные насекомые для украшения участка летом»;
- театрализованные представления с участием реквизитов, изготовленных родителями. Например, «Создание ростового театра по сказке «Теремок», Изготовление театра «Рукавичка»;
- проведение групповых праздников и развлечений «Встречаем масленицу», «День детей», «Новый год» и другие;
- проведение родительских собраний (встреч) в нетрадиционной форме (дискуссии; деловая игра; мастер-классы)
- консультации на разные темы,
- беседы, дискуссии;
- выпуск стенгазет: Например, «Наши будущие защитники», «Наши мамы самые лучшие», «Профессии наших родителей» и другие ;
- оформление фотовыставок. Например, «Я и моя семья», «Мой досуг» и другие;
- родительский уголок.
- участие в выставках Доу и района. Например, «Самое лучшее оформление новогоднего окна», «Осенние мотивы», «Конкурс зимних построек на участке», «Парад снеговиков», «День победы» и другие.;
- совместное изготовление различного оборудования для группы. Например, помощь родителей в изготовлении дидактических игр. Таких как: «Собери урожай», «Что кладем в компот», «Громкие и тихие конфеты». Изготовление атрибутов для утренников и музыкальных занятий: «Мешочки-шумелки», «Фонарики для танца», «Листочки-шуршалки для осеннего хоровода» и другое; Изготовление вертушек для опытнической деятельности.
- семейный клуб «Бусинка». По теме «Совместная деятельность родителей и детей с использованием нетрадиционной техники рисования «Курочка и цыплята».
Таким образом, данные формы взаимодействия с семьями позволяют обеспечить психолого-педагогическую поддержку родителей и повысить их компетентность в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. И как результат: успешное развитие воспитанников ДОУ и реализацию творческого потенциала родителей и детей.
Слайд 16.
Этапы взаимодействия педагога с семьями воспитанников.
Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателя необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и психолого – педагогическом плане. Развитие такого взаимодействия предлагает несколько этапов:
Первый этап – Приглашение будущих воспитанников и их родителей на встречу в детский сад за месяц-два до прихода детей в детский сад. Где рассказывается о детском саде, показываются преимущества учреждения.
Второй этап - демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество.
С этой целью создаем буклеты, газеты, видеоролики, в которых рассказываем родителям о достижениях ребенка.
Третий этап – предполагает ознакомление педагога с семьями и изучение вопросов о воспитании ребенка. Здесь проявляется активность родителей, которые делятся семейным опытом по воспитанию
Четвертый этап - практические задания психолого – педагогических особенностей воспитания дошкольников. При этом используются различные формы и методы. Это родительские собрания, групповые тематические выставки детских работ. Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, поделку из природного материала не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, заранее вывешивается яркое сообщение. Они не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. Это помогает лучше узнать наших воспитанников.
Наиболее важной формой установления контактов дошкольной организации и семьи воспитанников было и остаётся родительское собрание. Но родительское собрание становится эффективным лишь тогда, когда в его рамках обсуждаются не только образовательное, но и другие достижения воспитанников, только тогда, когда каждый родитель получает индивидуально информацию о приросте позитивных качеств своего сына или дочери. Общие родительские собрания целесообразны в тех случаях, когда имеется информация, интересная всем и каждому родителю.
Вся воспитательно-образовательная деятельность в детском саду строится в соответствии с комплексно-тематическим планированием. На каждую тематику в группе мы планируем определенные формы взаимодействия с семьями и возможное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе.
Слайд 17. Вывод
Следовательно, можно подвести итог и сказать о том, что организация взаимодействия с семьей – работа сложная и многогранная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех во многом определяется инициативой, толерантностью педагогов и их любовью к детям. Уже сейчас можно сказать, что работа в этом направлении ведётся в нашем образовательном учреждении успешно.
Использование разнообразных форм работы даёт определенные результаты: родители из «зрителей», «обывателей» и простых «наблюдателей» стали активными участниками встреч, единомышленниками и помощниками воспитателя. Они стараются участвовать в творческих конкурсах и проектах. Активность родителей в реализации продуктивной деятельности говорит о том, что современные формы взаимодействия с семьёй ими принимаются, более того поощряются, являясь востребованными.
Родители стали проявлять искренний интерес к жизни детского сада, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.
Таким образом, можно говорить об эффективной работе вовлечения родителей в воспитательно- образовательную деятельность ДОУ, в процессе которого происходит формирование доверительных отношений между детьми, родителями и педагогом, объединение их в одно звено, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Слайд 18. Список литературы
- Арнаутова Е.П. В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. – М.: Логос, 2010.
- Доронова Т.Н., Соловьева Е.В., Жичкина А.Е. Дошкольное учреждение и
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект. – М.: Сфера, 2005 год
- Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: методическое пособие для работников ДОУ. Линка-Пресс, 2007 г.
5. Материалы семинара «Технология Кайдзен в дошкольном образовании», предоставленные образовательным холдингом «Детство без границ» от 01.02.2017 г.
6.Материалы семинара «Бережливый Усть-Лабинский район» АНО «Японский центр «Кайдзен» в Краснодарском крае от 2017 г.
7. Обобщенные инновационные формы родительского собрания в ДОО Галстян Стеллы Гамлетовны, 2016 г. г.Челябинск
8.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Текст) – 2014 г.
Слайд 19. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей групп раннего возраста на тему "Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста"
В консультации дан материал на тему "Особенности формирования культурно-гигиенических наыков у детей раннего возраста."...
Консультация для воспитателей групп раннего возраста "Развитие речи детей раннего возраста через театральную деятельность"
В консультации помещён материал о развитии речи детей через театральную деятельность детей раннего возраста"....
Консультация для воспитателей групп раннего возраста: «Особенности работы педагогов с детьми по речевому развитию в группах раннего возраста»
какие показатели свидетельствуют о том, что речь детей 2 - 4 лет развивается полноценно?...
Консультация для воспитателей групп раннего возраста «Формирование компетентности родителей в вопросах развития, воспитания и обучения детей раннего возраста».
Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками...
Современные подходы к организации сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников
В современных условиях родители воспитанников предъявляют высокие требования к качеству образования в детском саду. С большим вниманием подходят к выбору детского сада, оценивая условия пребывания реб...
Консультация для воспитателей групп раннего возраста «Организация музицирования на детских шумовых инструментах в группах раннего возраста»
Консультация для воспитателей групп раннего возраста«Организация музицирования на детских шумовых инструментах в группах раннего возраста»...
Консультация для воспитателей групп раннего возраста: «Особенности работы педагогов с детьми по речевому развитию в группах раннего возраста»
Какие показатели свидетельствуют о том, что речь детей 2 - 4 лет развивается полноценно?...