ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА С ОТЦАМИ ВОСПИТАННИКОВ
статья

Комарова Анна Николаевна

Сотрудничество детского сада и семьи

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА С ОТЦАМИ ВОСПИТАННИКОВ ПОСРЕДСТВОМ «КЛУБА РОСТ»

А.Н.Комарова

МКДОУ «Ручеёк» Шадринский район Курганская область, педагог-психолог

С признанием значимости развивающего образования педагогическое сообщество стало уделять большое внимание проблеме создания социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, образовательной организации, семьи и социума.  Данная проблема актуализируется тем, что ФГОС дошкольного образования предъявляет особые требования к организации образовательной среды для реализации образовательной программы дошкольного образования. Среди главных составляющих образовательной среды ФГОС определяет характер взаимодействия ребенка со взрослыми, при этом говоря о необходимости обеспечения открытости дошкольного образования и создания условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Основополагающая роль семьи в воспитании ребенка признавалась с момента зарождения педагогической мысли, так древнегреческий философ Демокрит говорил, что благомыслие отца - лучшее наставление детям, а Аристотель утверждал, что дети до семи лет должны воспитываться в семье. Воспитательную роль родителей отмечали русские писатели - педагоги К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой. Советские педагоги Н.К. Крупская и А. С. Макаренко писали о необходимости взаимодействия семьи, школы и детского сада. Идеолог современного дошкольного образования Л.С. Выготский в своих работах отмечал, что семья является важнейшим элементом социальной ситуации развития.

В работах современных ученых и педагогов – практиков В.В. Богатыревой, О.Е. Веннецкой, О.А. Лакеевой, К.В. Жуковой, О.В. Солодянкивой  раскрываются вопросы включения родителей в образовательную деятельность дошкольного учреждения.

Идея реализации представленного ниже опыта основана на исследованиях эффективности семейного клуба, как формы сотрудничества детского сада и семьи, О.В. Караблиной и Н.Б. Полковниковой,  И.А. Старовойтовой, Н.П. Панковой, Г.Н. Кузнецовой, и других.

Проблема вовлечения родителей (законных представителей)   в образовательную деятельность, обозначенная в публикациях актуальна и для Шадринского района.

Опрос педагогов показал, что основной сложностью своей работы они считают нежелание родителей (законных представителей), а именно отцов участвовать в образовательной деятельности ДОУ. Большинство родителей оценивают себя потребителями услуги, а не субъектами образовательных отношений, как это требует современное законодательство об образовании и ФГОС ДО.

Попыткой решения, выше обозначенной актуальной проблемы, является семейный клуб «Клуб РОСТ» (родители, объединенные совместным творчеством), который создан и реализуется на базе Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Краснозвездинский детский сад «Ручеек» Шадринского района Курганской области.

Цель «Клуба РОСТ»:

Организация социального партнерства с родителями (законными представителями) воспитанников для привлечения их в образовательную деятельность.

Задачи «Клуба РОСТ»:

1. Обеспечение преемственности семейного воспитания и образовательной деятельность ДОУ.

2. Вовлечение родителей (законных представителей)  в то числе и отцов в образовательную деятельность.

4. Повышение компетентности родителей (законных представителей)  в вопросах:

 - охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

 Работа по привлечению в образовательную деятельность родителей (законных представителей) ведётся в следующих направлениях  и формах работы:

1. Информационно - аналитическое направление.

Данное направление представлено двумя формами работы:

- очная форма – беседы с родителями (законными представителями);

- заочная форма – «Почта доверия».

«Почта доверия» - коробочка, в которую родители (законные представители)  могут опустить анонимное письмо с вопросом или волнующей их проблемой.

На основе информации, полученной с использованием данных форм, планируется работа в следующих направлениях.

2. Информационно - консультативное направление.

Помимо решения конкретных психолого-педагогических проблем родителей данное направление способствует общему повышению педагогической культуры родителей (законных представителей).

Данное направление также представлено двумя основными формами работы:

- очная форма – индивидуальные и групповые консультации;

- заочная форма – публикация консультаций на сайте ДОУ.

3. Вовлечение родителей (законных представителей)  в образовательную деятельность.

Совместная деятельность воспитывающих взрослых организована в следующих формах:

 - участие родителей (законных представителей)  в непосредственно образовательной деятельности. Педагоги активно привлекают пап к участию в физкультурных занятиях («Армейская тренировка», «Будем сильными, здоровыми», и досуговых мероприятиях («Зарница», «Мама, папа, я – дружная семья»);

- участие родителей (законных представителей)  в организации развивающей предметно-пространственной среды и подготовке материалов для непосредственно образовательной деятельности. В подготовительной группе прошло занятие с участием папы воспитанника, который познакомил ребят с изготовлением скворечников из различных подручных материалов. Также папы оказывают огромную помощь в ремонте и благоустройстве участка и групповых помещений.

- совместные прогулки.

В этих формах совместной деятельности заложены возможности коррекции поведения родителей (законных представителей)  и педагогов.

4. Обмен опытом

Очень важное направление работы, для осознания родителя как субъекта образовательных отношений, стимулирования творческого подхода родителей (законных представителей)  к воспитанию детей.

Обмен интересными находками, результатами своего творчества, организован посредствам участия родителей (законных представителей)  и педагогов в группе «Малышарики» ВКонтакте.

В клубе есть родители, имеющие интересные хобби. Например, один из пап  увлечен  созданием макетов электроинструментов для своего сына. Вместе с ним они провели мастер-класс для других детей и их родителей (законных представителей).

Все большую актуальность приобретает такая форма совместной деятельности, как проекты. Они меняют роль воспитывающих взрослых в управлении детским садом, в развитии партнерских отношений, помогают им

- научиться работать в «команде», овладеть способами коллективной мыслительной деятельности;

- освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от потребностей ребенка;

- достичь позитивной открытости по отношению к педагогам, воспитанникам и родителям (законным представителям), к своей личности;

- объединить усилия педагогов, родителей (законных представителей)  и детей с целью реализации проекта.

Интересные идеи для проектов рождаются благодаря совместному общению педагогов и родителей (законных представителей). Так после проведения непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе с использованием конструктора «ЛЕГО», некоторые папы изъявили желание создать проект, направленный на логическое нестандартное мышление.

В период реализации семейного клуба был проведен повторный опрос педагогов, который показал, что попытка решить проблему социального партнерства с родителями (законными представителями)  воспитанников оказалась успешной. Родители (законные представители)  стали больше интересоваться жизнью своих детей в стенах детского сада, а также принимать активное участие в образовательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация социального партнерства педагога-психолога с семьями воспитанников

В данной презентации представлены различные формы работы педагога-психолога с семьй. Прзентацию могут использовать в своей работе педагоги-психологи.....

Проект по организации социального партнерства : «Социально – сетевое взаимодействие как фактор повышения качества образования дошкольников»

Настоящий Проект «Социально – сетевое взаимодействие  как фактор повышения качества образования дошкольников» отражает работу МБДОУ «Детский сад №14 г.Красноармейска» по организации социальн...

Организация социального партнерства с семьями воспитанников

ull;Деятельность родителей и педагогов в интересах ребёнка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях и та...

Организация социального партнерства с родителями воспитанников с ОВЗ

Построение взаимоотношений дошкольного образовательного учреждения в системе социального партнёрства является неотъемлемой частью обновления содержания работы дошкольного учреждения в условиях реализа...

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

В статье раскрыта модель организации социального партнерства дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников. Предложена структура модели, партнерства дошкольной образовательной орга...

Организация социального партнерства ДОО с семьями воспитанников с ОВЗ

quot;Организация социального партнерства с ДОО с семьями воспитанников с ОВЗ"...

Консультация для воспитателей групп раннего возраста «Современные подходы к организации взаимодействия и социального партнерства с родителями воспитанников"

В соответствии с Федеральными государственными образовательными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ в обязательной части программы выделяется специальный блок «Вз...