РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ С РЕБЕНКОМ С ОВЗ (С НОДА)
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования к обязательной документации педагога-психолога и является частью адаптированной образовательной программой для ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее НОДА)
Программа разработана для развития психомоторики и снятию психоэмоционального напряжения ребенка 6 лет с НОДА по запросу родителей и решению ППк.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnaya_rabochaya_programma_dlya_rebenka_s_noda.doc | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ детский сад № ….. «………»
с. Богучаны
рабочая программа
индивидуальных занятий
с ребенком с ОВЗ (с НОДА)
на ………уч.год
Слаутина С.В.
педагог-психолог первой квалификационной категории
Введение
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования к обязательной документации педагога-психолога и является частью адаптированной образовательной программой для ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее НОДА)
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
Программа разработана для развития психомоторики --------------------- и снятию психоэмоционального напряжения по запросу родителей и решению ППк.
Дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) целью специального образования является формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, а также формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.
Ввести ребенка в социум можно используя построенное особым образом образование, актуализирующее специальные задачи, разделы содержания обучения, а также методы, приемы и средства достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.
Такое обучение и воспитание должно соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является всестороннее развитие ребенка. Биологическое неблагополучие ребенка, являясь предпосылкой нарушения его взаимодействия с окружающим миром, обусловливает возникновение отклонений в его психическом развитии. Вовремя начатое и правильно организованное коррекционно-развивающее воздействие на ребенка позволяет предотвращать или смягчать эти вторичные по своему характеру нарушения.
Психомоторное развитие ребенка с ОВЗ является основой полноценного обучения в школе и неотъемлемой ступенью формирования учебных навыков. От уровня психомоторного развития во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности, что неизменно оказывает влияние на уровень тревожности, самооценку ребенка, влияет на развитие и становление его эмоционально-волевой сферы.
На этапе формирования уровня функциональной готовности ребенка к школьному обучению особу значимость в коррекционно-развивающей работе с детьми с особыми возможностями здоровья приобретает психомоторная коррекция. Именно она, воздействуя на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза ребенка, способна активизировать развитие всех высших психических функций, речи и интеллекта дошкольника.
Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее – ОВЗ) характерно замедленное развитие возрастных новообразований, более позднее формирование системы произвольной регуляции и эмоционально-волевой сферы. Такие дети отличаются слабостью и вялостью общей и мелкой моторики, нарушением межполушарного взаимодействия и пространственного восприятия.
Недостаточность развития процессов саморегуляции и самоконтроля приводят к затруднениям в организации собственной деятельности и регуляции поведения. Такие дети не умеют преодолевать трудности, подчинять свои действия определенным правилам и требованиям. Нарушения эмоционального характера провоцируют неуспешность в социальных коммуникациях, и у детей данной категории уже в дошкольном возрасте начинают формироваться такие отрицательные черты характера, как эгоцентричность, нерешительность, упрямство, негативизм. Что в свою очередь, приводит к постоянному эмоциональному напряжению и чувству тревоги.
Воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций. Он является отправной точкой для дальнейшего развития высших психических функций, поэтому в процессе коррекционно-развивающей работы логично обратить особое внимание именно на двигательные методы. Актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагают включенность таких психических функций, как эмоции, память, восприятие, процессы саморегуляции, речь. Следовательно, в результате целенаправленного воздействия на эти психические функции, создается базовая предпосылка для их полноценного участия в овладении речью, чтением, письмом, математическими знаниями.
Давно известно, что произвольно человек может управлять только ритмом дыхания и движения. Нейропсихологическая работа строится на автоматизации и ритмизации организма ребенка через базовые многоуровневые приемы.
В основе психолого-педагогической деятельности лежит системно-деятельностный подход, базирующийся на обеспечении соответствия видов деятельности воспитанников их возрасту и индивидуальным особенностям. С этих позиций система работы педагога-психолога ДОО по коррекции психомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ представляется нам первостепенной.
Предлагаемая система работы по психомоторной коррекции, в которой представлены циклы занятий, направлена на психомоторное развитие ребенка.
Циклы занятий содержат комплексы упражнений, на воздействие отдельных систем психомоторного развития, снятие мышечного и психического напряжения. Упражнения, входящие в каждый комплекс, имеют свойства усложняться по мере овладения им, и подобраны с учетом возрастных и моторных особенностей.
1.1.1.Цели и задачи реализации программы
Цель программы — помощь в развитии психомоторных навыков, профилактика психоэмоционального напряжения.
Задачи:
- Способствовать развитию самоконтроля над поведением, эмоциями, речью, движениями.
- Снимать психоэмоциональное напряжение и чувство тревоги.
- Развивать межполушарное взаимодействие.
- Формировать ориентировку в собственном теле, а так же формировать пространственные представления.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
сохранение уникальности и самоценности детства;
позитивная социализация ребенка;
возрастная адекватность образования.
индивидуализация дошкольного образования
развивающее вариативное образование.
полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей;
инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей
1.1.3. Значимые для разработки и реализации программы характеристики.
На момент обследования ----------- исполнилось ---- лет ----- месяцев, ребенок с ограниченными возможностями здоровья – не передвигается самостоятельно на ногах (по полу – сидя, с помощью рук на небольшие расстояния), образовательная программа – АОП для детей с НОДА.
------------ легко идет на контакт с экспериментатором: доброжелателен, на вопросы отвечает подробно, старается выполнить задания. Эмоциональный фон стабилен.
Состояние мимической мускулатуры:
Мальчик легко смог поднять и нахмурить брови, прищурить глаза, втянуть и надуть щеки, имитировать «жевательные» движения, повторить движения губами «Улыбка – трубочка», закрыть один глаз, создать мимические образы удивления, радости, грусти, злости.
Состояние общей и мелкой моторики:
Мальчик легко смог выполнить следующие движения обеими руками – «кулак, ладонь, ребро» и чередование сжатых в кулак и раскрытых ладоней. Некоторые затруднения вызвали следующие пробы: подбросить мяч вверх и поймать, бросить мяч взрослому и поймать в ответном броске, переложить предмет из руки в руку над головой, застегивание и расстёгивание пуговиц.
Нервно – психическое развитие:
----------- легко назвал свое имя, фамилию, возраст; назвал и обозначил их функциональность окружающих его предметов (произношение четкое); способен слушать других не перебивая, сидеть спокойно в течение некоторого времени, проявляет интерес к предложенным заданиям; у мальчика сформирован образ себя как человека, который «многое» может. Сосредотачивается на занятии легко, удерживает инструкцию.
Незначительные затруднения возникли при удержании в памяти и последовательном выполнении двух заданий, а так же при сосредоточении на новом задании.
Диагностика развития психических процессов по методике Павлова Н.Н. показала высокий уровень развития.
- Планируемые результаты освоения Программы
В результате реализации программы предполагается, что ребенок повысит свой уровень развития сенсомоторной сферы, произойдет коррекция статико-локомоторной недостаточности, появятся представления о методах снятия психоэмоционального напряжения.
II. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности с учетом используемых вариативных образовательных программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания
Цели, задачи и содержание образовательной деятельности программы реализуются в процессе организованной образовательной деятельности с ребенком в индивидуальной форме.
Для реализации программы необходимо взаимодействие с педагогами и родителями (законными представителями) ребенка, которое происходит по следующим направлениям:
2.1.1. Диагностическая работа
Диагностическая работа проводится в начале и конце коррекционно-развивающих занятий в виде индивидуального изучения психомоторики ребенка, а так же методом наблюдения во всех видах деятельности.
2.1.2. Развивающая и коррекционная работа
Коррекционно-развивающая работа представлена циклом индивидуальных занятий, каждое из которых состоит из трех частей.
Первый блок. Вводный. В этом блоке мы используем дыхательное упражнение и упражнения с шариками и кольцами СУ-ЖДОК. Они позволят стабилизировать эмоциональное состояние ребенка, создать общий эмоциональный настрой и интеллектуальный тонус.
Второй блок. Основной. В этот блок включены задания на развитие психомоторных процессов (дыхательные, глазодвигательные, телесно-ориентированные упражнения и упражнения на развитие графомоторных навыков).
Третий блок. Заключительный. Мы предлагаем использовать варьировать игры и упражнения на снижение скелето-мышечного и психоэмоционального напряжения. Это позволит выработать своеобразный ритуал окончания психологического взаимодействия специалиста и ребенка.
Календарный план занятий (основной)
ОКТЯБРЬ
Время | ОКТЯБРЬ | Источник (методические материалы/ страница) | ||
1–2 неделя | 1. «Воздушный шар» | 2. «Толстяки» «Гляделки» «Ухо – нос» «Путаница» | 3. «Ежик» | 2.1./10 |
Рисование на Игровизоре | 2.2./6,7,8,9 | |||
3-4 неделя | 1. «Воздушный шар» | 2. «Гляделки – 1» «Голова – живот» «Путаница – 1» | 3. «Ежик» | 2.1./ 10 |
Рисование на Игровизоре | 2.2./10,11,12,13 | |||
НОЯБРЬ | ||||
1–2 неделя | 1. «Воздушный шар» | 2.«Певец» «Гляделки – 2» «Пловец» «Веселые хлопки» | 3«Снеговик» «Ежик» | 2.1./11 |
Кенетический песок | 2.3./88,90,95,97 | |||
3-4 неделя | 1. «Воздушный шар» | 2. «Певец – 1» «Рисовалки» «Лезгинка» «Ритмика» | 3. «Снеговик» «Ежик» | 2.1./11 |
Кенетический песок | 2.3./99,101. | |||
ДЕКАБРЬ | ||||
1–2 неделя | 1. «Воздушный шар» | 2.«Певец – 2» «Зоркий глаз» «Птенчики» | 3«Ежик» | 2.1./12 |
«Чудо – крестики» на ковролине. | 2.4. | |||
3-4 неделя | 1. «Воздушный шар» | 2.«Подъемный кран» «Зоркий глаз – 1» «Лягушка» «Пляска» | 3.«Ежик» | 2.1./12 |
«Чудо- крестики» на ковролине. | 2.4. | |||
ЯНВАРЬ | ||||
3-4 неделя | 1. «Воздушный шар» | 2.«Слоник» «Зоркий глаз – 2» «Ладушки» «Командир – 3» | 3.«Ежик» | 2.1./01 |
Рисование на прозрачном мольберте | ||||
ФЕВРАЛЬ | ||||
1–2 неделя | 1. «Воздушный шар» | 2.«Лифт» «Зоркий глаз – 3» «Мельница» «Ладушки – 1 «Степ» | 3.«Колосок» «Ежик» | 2.1./02 |
Рисуем на песке | 2.5./47-52 | |||
3-4 неделя | 1. «Воздушный шар» | 2.«Зоркий глаз – 4» «Восьмерки» «Степ – 1» | 3.«Колосок» «Ежик» | 2.1./02 |
Рисуем на песке | 2.5./58-69 | |||
МАРТ | ||||
1–2 неделя | 1. «Воздушный шар» | 2.Насос» «Геометрия» «Кулак – ребро – ладонь» «Пловец – 1» «Степ – 2» | 3.«Тянемся к солныш- ку» «Ежик» | 2.1./03 |
Рисование пластилином | ||||
3-4 неделя | 1. «Воздушный шар» | 2.«Насос» «Геометрия – 1» «Замок» «Жучок», «Степ – 3» | 3.«Тянемся к солныш- ку» «Ежик» | 2.1./03 |
Рисование штампами |
- Консультационная работа
Консультации для родителей и педагогов проводятся по следующему плану:
Сентябрь Май | Результаты диагностики психомоторного развития и диагностики психологической готовности к школьному обучению. |
Ноябрь | Дыхательные упражнения как средство снятия скелетно-мышечного и психоэмоционального напряжения. |
Январь | Мультфильмы о школе как средство профилактики школьной дезадаптации. |
Март | Упражнения и игры для развития мелкой моторики. |
- Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанника.
Формы, способы и методы реализации программы описаны в АОП.
2.3. Особенности образовательной деятельности в разных видах и культурных практик.
Основной единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация, то есть такая форма совместной деятельности педагога и ребенка, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения.
Непосредственно образовательная деятельность основана на организации педагогом-психологом видов деятельности, заданных ФГОС дошкольного образования.
Игровая деятельность представлена дидактическими и развивающими, малоподвижными играми, игровыми проблемными ситуациями и пр.
Коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи.
Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя познание детьми объектов предметного и социального мира и решение проблемных ситуаций.
Продуктивная деятельность направлена на выполнение заданий по развитию графомоторных навыков и пространственного ориентирования.
Двигательная деятельность организуется в процессе занятий как упражнение на развитие межполушарного взаимодействия и вестибулярно-моторной активности, а так же кинезиологические упражнения.
Для реализации программы используются те же разнообразные культурные практики, что и для реализации основной образовательной Программы детского сада.
- Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.
Организация процесса взаимодействия основана на тех же принципах, теоретических и методологических основах, методах и формах, что и в АОП и реализуется педагогом- психологам во время индивидуальных и групповых консультаций.
III. Организационный раздел.
3.1. Материально-техническое обеспечение программы.
Развивающая предметно-пространственная среда МКДОУ, описанная в общеобразовательной Программе, обеспечивает максимальную реализацию программы и построена на тех же принципах. Занятия проводятся в кабинете педагога – психолога и в соответствии с "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (СанПиН 2.4.1.3049-13 с изменениями на 27 августа 2015 года).
Оснащение кабинета: столы и стулья для детей, шкаф и полки для методической литературы, игрушек и пособий; стимулирующий материал для психолого-педагогического обследования детей и коррекционно-развивающих занятий («Игровизоры», маркеры и т.п.); игровой материал и развивающие игры; ноутбук.
3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Направления | Методические материалы, средства обучения и воспитания |
1.Диагностика | 1.1.Павлова Н.Н. Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду: Комплект материалов для педагогов - психологов ДОУ. – 2-ое изд. – М.: Генезис, 2011 1.2.Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет/сост. Н.Д. Денисова. – Волгоград: Учитель, 2013 1.3. М.Семаго скрининг –диагностика «Психологическая готовность к школьному обуению» |
2.Коррекционно-развивающая работа | 2.1. Морозова И.С., Гарусова О.М. Психомоторное развитие дошкольников: Цикл занятий. – М.: Национальный книжный центр, 2016. (Психологическая служба). 2.2. Касицина М.А. «Рисующий Гномик».- М: Издательство ГНОМ и Д, 2005. 2.3. Андреенко Т.А. Использование кинетического песка в работе с дошкольника ми. — СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.
|
3.3. Описание распорядка и режима проведения.
Программа занятий включает в себя 2 встречи в неделю, всего 44 занятия. Они проводятся в первой половине дня и длятся не более 30 минут.
3.4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Развивающая среда нашего МКДОУ — это система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка с ОВЗ, она построена с соблюдением общих требований, которые подробно описаны в ИАОП и полностью соответствуют требованиям реализации коррекционно-развивающей программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная рабочая программа с ребенком с логопедическим заключением "Моторная алалия"
Данная рабочая программа разработана мной для определенного ребека с моторной алалией....
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на РЕБЕНКА С ОВЗ (врожденная глухота, кохлеарная имплантация)
Программа разработана с целью коррекции и развития высших психических функций и эмоционально-волевой сферы @@@@@ по решению ПМПк....
Рабочая программа "Здоровый ребенок" на 2014-2019 г.г. МБДОУ "Детский сад № 18 "Вишенка"
Каждый сегодня знает, что полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Что же такое здоровье? Обратимся к «Словарю русского языка» С.И. Ожег...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА С РЕБЕНКОМ С ОВЗ (НОДА)
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования к обязательной документации педагога-психолога и является частью адаптированной образовательной программой д...
Индивидуальная адаптированная коррекционная рабочая программа для ребенка с ТНР (ООП)
Индивидуальная адаптированная коррекционная рабочая программа для ребенка с ТНР (ООП)...
Рабочая программа учителя-логопеда для детей с НОДА с РАС
Программа коррекционной работы учителя - логопеда для детей с расстройствами аутистического спектра – это программа, для обучения детей с РАС с учетом особенностей их психофизического развития, ...