РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ С РЕБЕНКОМ С ОВЗ (С НОДА)
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Слаутина Светлана Викторовна

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования к обязательной документации педагога-психолога и является частью адаптированной образовательной программой  для ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее НОДА)

Программа разработана для развития психомоторики и снятию психоэмоционального напряжения  ребенка 6 лет с НОДА по запросу родителей и решению ППк.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualnaya_rabochaya_programma_dlya_rebenka_s_noda.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ детский сад № ….. «………»

с. Богучаны

        

        

рабочая программа

индивидуальных занятий

с ребенком с ОВЗ (с НОДА)

на ………уч.год

Слаутина С.В.

педагог-психолог первой  квалификационной категории


Введение

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования к обязательной документации педагога-психолога и является частью адаптированной образовательной программой  для ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее НОДА)

  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка

Программа разработана для развития психомоторики --------------------- и снятию психоэмоционального напряжения  по запросу родителей и решению ППк.  

Дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) целью специального образования является формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, а также формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

Ввести ребенка в социум можно используя построенное особым образом образование, актуализирующее специальные задачи, разделы содержания обучения, а также методы, приемы и средства достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.

Такое обучение и воспитание должно соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является всестороннее развитие ребенка. Биологическое неблагополучие ребенка, являясь предпосылкой нарушения его взаимодействия с окружающим миром, обусловливает возникновение отклонений в его психическом развитии. Вовремя начатое и правильно организованное коррекционно-развивающее воздействие на ребенка позволяет предотвращать или смягчать эти вторичные по своему характеру нарушения.

Психомоторное развитие ребенка с ОВЗ является основой полноценного обучения в школе и неотъемлемой ступенью формирования учебных навыков. От уровня психомоторного развития во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности, что неизменно оказывает влияние на уровень тревожности, самооценку ребенка, влияет на развитие и становление его эмоционально-волевой сферы.

На этапе формирования уровня функциональной готовности ребенка к школьному обучению особу значимость в коррекционно-развивающей работе с детьми с особыми возможностями здоровья приобретает психомоторная коррекция. Именно она, воздействуя на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза ребенка, способна активизировать развитие всех высших психических функций, речи и интеллекта дошкольника.

Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее – ОВЗ) характерно замедленное развитие возрастных новообразований, более позднее формирование системы произвольной регуляции и эмоционально-волевой сферы. Такие дети отличаются слабостью и вялостью общей и мелкой моторики, нарушением межполушарного взаимодействия и пространственного восприятия.

Недостаточность развития процессов саморегуляции и самоконтроля приводят к затруднениям в организации собственной деятельности и регуляции поведения. Такие дети не умеют преодолевать трудности, подчинять свои действия определенным правилам и требованиям. Нарушения эмоционального характера провоцируют неуспешность в социальных коммуникациях, и у детей данной категории уже в дошкольном возрасте начинают формироваться такие отрицательные черты характера, как эгоцентричность, нерешительность, упрямство, негативизм. Что в свою очередь, приводит к постоянному эмоциональному напряжению и чувству тревоги.

Воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций. Он является отправной точкой для дальнейшего развития высших психических функций, поэтому в процессе коррекционно-развивающей работы логично обратить особое внимание именно на двигательные методы. Актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагают включенность таких психических функций, как эмоции, память, восприятие, процессы саморегуляции, речь. Следовательно, в результате целенаправленного воздействия на эти психические функции, создается базовая предпосылка для их полноценного участия в овладении речью, чтением, письмом, математическими знаниями.

Давно известно, что произвольно человек может управлять только ритмом дыхания и движения. Нейропсихологическая работа строится на автоматизации и ритмизации организма ребенка через базовые многоуровневые приемы.

В основе психолого-педагогической деятельности лежит системно-деятельностный подход, базирующийся на обеспечении соответствия видов деятельности воспитанников их возрасту и индивидуальным особенностям. С этих позиций система работы педагога-психолога ДОО по коррекции психомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ представляется нам первостепенной.

Предлагаемая система работы по психомоторной коррекции, в которой представлены циклы занятий, направлена на психомоторное развитие ребенка.

Циклы занятий содержат комплексы упражнений, на воздействие отдельных систем психомоторного развития, снятие мышечного и психического напряжения. Упражнения, входящие в каждый комплекс, имеют свойства усложняться по мере овладения им, и подобраны с учетом возрастных и моторных особенностей.

1.1.1.Цели и задачи реализации программы

Цель программы —  помощь в развитии психомоторных навыков, профилактика  психоэмоционального напряжения.

Задачи:

- Способствовать развитию самоконтроля над поведением, эмоциями, речью, движениями.

- Снимать психоэмоциональное напряжение и чувство тревоги.

- Развивать межполушарное взаимодействие.

- Формировать ориентировку в собственном теле, а так же формировать пространственные представления.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

сохранение уникальности и самоценности детства;

позитивная социализация ребенка;

возрастная адекватность образования.

индивидуализация дошкольного образования

развивающее вариативное образование.

полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей;

инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей

1.1.3. Значимые для разработки и реализации программы характеристики.

На момент обследования ----------- исполнилось ---- лет ----- месяцев, ребенок с ограниченными возможностями здоровья – не передвигается самостоятельно на ногах (по полу – сидя, с помощью рук на небольшие расстояния), образовательная программа – АОП для детей с НОДА.  

------------ легко идет на контакт с экспериментатором: доброжелателен, на вопросы отвечает подробно, старается выполнить задания. Эмоциональный фон стабилен.

Состояние мимической мускулатуры:

Мальчик легко смог поднять и нахмурить брови, прищурить глаза, втянуть и надуть щеки, имитировать «жевательные» движения, повторить движения губами «Улыбка – трубочка», закрыть один глаз, создать мимические образы удивления, радости, грусти, злости.

Состояние общей и мелкой моторики:

Мальчик легко смог выполнить следующие движения обеими руками – «кулак, ладонь, ребро» и чередование сжатых в кулак и раскрытых ладоней. Некоторые затруднения вызвали следующие пробы: подбросить мяч вверх и поймать, бросить мяч взрослому и поймать в ответном броске, переложить предмет из руки в руку над головой, застегивание и расстёгивание пуговиц.

Нервно – психическое развитие:

----------- легко назвал свое имя, фамилию, возраст; назвал и обозначил их функциональность окружающих его предметов (произношение четкое); способен слушать других не перебивая, сидеть спокойно в течение некоторого времени, проявляет интерес к предложенным заданиям; у мальчика сформирован образ себя как человека, который «многое» может. Сосредотачивается на занятии легко, удерживает инструкцию.

Незначительные затруднения возникли при удержании в памяти и последовательном выполнении двух заданий, а так же при сосредоточении на новом задании.

Диагностика развития психических процессов по методике Павлова Н.Н. показала высокий уровень развития.

  1. Планируемые  результаты освоения Программы

В результате реализации программы предполагается, что ребенок повысит свой уровень развития сенсомоторной сферы, произойдет коррекция статико-локомоторной недостаточности, появятся представления о методах снятия психоэмоционального напряжения.

II. Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности  с учетом используемых вариативных образовательных программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания

Цели, задачи и содержание образовательной деятельности программы реализуются в процессе организованной образовательной деятельности с ребенком в индивидуальной форме.

Для реализации программы необходимо взаимодействие с педагогами и родителями (законными представителями) ребенка, которое происходит по следующим направлениям:

2.1.1. Диагностическая работа

Диагностическая работа проводится в начале и конце коррекционно-развивающих занятий в виде индивидуального изучения психомоторики ребенка, а так же методом наблюдения во всех видах деятельности.

2.1.2. Развивающая и коррекционная работа

Коррекционно-развивающая работа представлена циклом индивидуальных занятий, каждое из которых состоит из трех частей.

Первый блок. Вводный. В этом блоке мы используем дыхательное упражнение и упражнения с шариками и кольцами СУ-ЖДОК. Они  позволят стабилизировать эмоциональное состояние ребенка, создать общий эмоциональный настрой и интеллектуальный тонус.

Второй блок. Основной. В этот блок включены задания на развитие психомоторных процессов (дыхательные, глазодвигательные, телесно-ориентированные упражнения и упражнения на развитие графомоторных навыков).

Третий блок. Заключительный. Мы предлагаем использовать варьировать игры и упражнения на снижение скелето-мышечного и психоэмоционального напряжения. Это позволит выработать своеобразный ритуал окончания психологического взаимодействия специалиста и ребенка.

Календарный план занятий (основной)

ОКТЯБРЬ

Время

ОКТЯБРЬ

Источник (методические материалы/ страница)

1–2 неделя

1. «Воздушный шар»

2.  «Толстяки»

«Гляделки»

«Ухо – нос»

 «Путаница»

3.

«Ежик»

2.1./10

Рисование на Игровизоре

2.2./6,7,8,9

3-4 неделя

1. «Воздушный шар»

2.

«Гляделки – 1»

«Голова – живот»

 «Путаница – 1»

3. «Ежик»

2.1./ 10

Рисование на Игровизоре

2.2./10,11,12,13

НОЯБРЬ

1–2 неделя

1. «Воздушный шар»

2.«Певец»

«Гляделки – 2»

«Пловец»

«Веселые хлопки»

3«Снеговик»

«Ежик»

2.1./11

Кенетический песок

2.3./88,90,95,97

3-4 неделя

1. «Воздушный шар»

2. «Певец – 1»

«Рисовалки»

«Лезгинка»

«Ритмика»

3. «Снеговик»

«Ежик»

2.1./11

Кенетический песок

2.3./99,101.

ДЕКАБРЬ

1–2 неделя

1. «Воздушный шар»

2.«Певец – 2»

«Зоркий глаз»

«Птенчики»

3«Ежик»

2.1./12

«Чудо – крестики» на ковролине.

2.4.

3-4 неделя

1. «Воздушный шар»

2.«Подъемный кран»

«Зоркий глаз – 1»

«Лягушка»

«Пляска»

3.«Ежик»

2.1./12

«Чудо- крестики» на ковролине.

2.4.

ЯНВАРЬ

3-4 неделя

1. «Воздушный шар»

2.«Слоник»

«Зоркий глаз – 2»

 «Ладушки»

«Командир – 3»

3.«Ежик»

2.1./01

Рисование на прозрачном мольберте

ФЕВРАЛЬ

1–2 неделя

1. «Воздушный шар»

2.«Лифт»

«Зоркий глаз – 3»

«Мельница»

«Ладушки – 1

«Степ»

3.«Колосок»

«Ежик»

2.1./02

Рисуем на песке

2.5./47-52

3-4 неделя

1. «Воздушный шар»

 2.«Зоркий глаз – 4»

«Восьмерки»

 «Степ – 1»

3.«Колосок» «Ежик»

2.1./02

Рисуем на песке

2.5./58-69

МАРТ

1–2 неделя

1. «Воздушный шар»

2.Насос»

«Геометрия»

«Кулак – ребро –

ладонь»

«Пловец – 1»

«Степ – 2»

3.«Тянемся

к солныш-

ку»

«Ежик»

2.1./03

Рисование пластилином

3-4 неделя

1. «Воздушный шар»

2.«Насос»

«Геометрия – 1»

«Замок»

«Жучок»,

«Степ – 3»

3.«Тянемся

к солныш-

ку»

«Ежик»

2.1./03

Рисование штампами

  1.  Консультационная работа

Консультации для родителей и педагогов проводятся по следующему плану:

Сентябрь

Май

Результаты диагностики психомоторного развития и диагностики психологической готовности к школьному обучению.

Ноябрь

Дыхательные упражнения как средство снятия скелетно-мышечного и психоэмоционального напряжения.

Январь

Мультфильмы о школе как средство профилактики школьной дезадаптации.

Март

Упражнения и игры для развития мелкой моторики.

 

  1. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанника.

Формы, способы и методы реализации программы описаны в АОП.

2.3.  Особенности образовательной деятельности в разных видах и культурных практик.

Основной единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация, то есть такая форма совместной деятельности педагога и ребенка, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения.

Непосредственно образовательная деятельность основана на организации педагогом-психологом видов деятельности, заданных ФГОС дошкольного образования.

Игровая деятельность представлена дидактическими и развивающими, малоподвижными играми, игровыми проблемными ситуациями и пр.

Коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи.

Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя познание детьми объектов предметного и социального мира и  решение проблемных ситуаций.

Продуктивная деятельность направлена на выполнение заданий по развитию графомоторных навыков и пространственного ориентирования.

Двигательная деятельность организуется в процессе занятий как упражнение на развитие межполушарного взаимодействия и вестибулярно-моторной активности, а так же кинезиологические упражнения.

Для реализации программы используются те же разнообразные культурные практики, что и для реализации основной образовательной Программы детского сада.

  1. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.

       

Организация процесса взаимодействия основана на тех же принципах, теоретических и методологических основах, методах и формах, что и в АОП и реализуется педагогом- психологам во время индивидуальных и групповых консультаций.

III. Организационный раздел.

3.1.   Материально-техническое  обеспечение  программы.

      Развивающая предметно-пространственная среда МКДОУ, описанная в общеобразовательной Программе, обеспечивает максимальную реализацию программы и построена на тех же принципах. Занятия проводятся в кабинете педагога – психолога и в соответствии с "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (СанПиН 2.4.1.3049-13 с изменениями на 27 августа 2015 года).

Оснащение кабинета: столы и стулья для детей, шкаф  и полки для методической литературы, игрушек и пособий; стимулирующий материал для психолого-педагогического обследования детей и коррекционно-развивающих занятий («Игровизоры», маркеры и т.п.); игровой материал и развивающие игры; ноутбук.  

3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Направления

Методические материалы,  средства обучения и воспитания

1.Диагностика

1.1.Павлова Н.Н. Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду: Комплект материалов для педагогов - психологов ДОУ. – 2-ое изд. – М.: Генезис, 2011

1.2.Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет/сост. Н.Д. Денисова. – Волгоград: Учитель, 2013

1.3. М.Семаго скрининг –диагностика «Психологическая готовность к школьному обуению»

2.Коррекционно-развивающая работа

2.1. Морозова И.С., Гарусова О.М.

Психомоторное развитие дошкольников: Цикл занятий. – М.: Национальный книжный центр, 2016. (Психологическая служба).

2.2. Касицина М.А. «Рисующий Гномик».- М: Издательство ГНОМ и Д, 2005.

2.3. Андреенко Т.А. Использование кинетического песка в работе с дошкольника

ми. — СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.

  1. В.В. Воскобович. Развивающие игры.
  2. Мариелла Зейц. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница: [адаптированный перевод с англ.] — М.: ИНТ, 2010.

3.3. Описание распорядка и режима проведения.

Программа занятий включает в себя 2 встречи в неделю, всего 44 занятия. Они проводятся в первой половине дня и длятся не более 30 минут.

3.4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Развивающая среда нашего МКДОУ — это система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка с ОВЗ, она построена с соблюдением общих требований, которые подробно описаны в ИАОП и полностью соответствуют требованиям реализации коррекционно-развивающей программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная рабочая программа с ребенком с логопедическим заключением "Моторная алалия"

Данная рабочая программа разработана мной для определенного ребека с моторной алалией....

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на РЕБЕНКА С ОВЗ (врожденная глухота, кохлеарная имплантация)

Программа разработана с целью коррекции и развития высших психических функций и эмоционально-волевой сферы @@@@@   по решению ПМПк....

Рабочая программа "Здоровый ребенок" на 2014-2019 г.г. МБДОУ "Детский сад № 18 "Вишенка"

Каждый сегодня знает, что полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Что же такое здоровье? Обратимся к «Словарю русского языка» С.И. Ожег...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА С РЕБЕНКОМ С ОВЗ (НОДА)

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования к обязательной документации педагога-психолога и является частью адаптированной образовательной программой  д...

Индивидуальная адаптированная коррекционная рабочая программа для ребенка с ТНР (ООП)

Индивидуальная  адаптированная коррекционная  рабочая программа для ребенка с ТНР (ООП)...

Рабочая программа учителя-логопеда для детей с НОДА с РАС

Программа коррекционной работы учителя - логопеда для детей с расстройствами аутистического спектра – это программа, для обучения детей с РАС с учетом особенностей их психофизического развития, ...