Конспект логопедического занятия для детей старшей группы "Путешествие в подводный мир"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)
Цель занятия: познакомить детей с многообразием подводного мира.
Развивающие:
Развитие словаря по теме «Рыбы»
Совершенствование координации речи с движением
Развитие общих речевых навыков.
Развитие мелкой моторики рук.
Развитие звукового анализа слова.
Способствовать развитию воображения.
Коррекционные:
Коррекция навыков звукового анализа слов
Коррекция навыков согласования числительных с существительными.
Коррекция навыков произношения притяжательных прилагательных.
Коррекция навыков словообразования.
Воспитательные:
Формирование навыков работы в паре.
Воспитывать умение слушать собеседника, согласовывать действия друг с другом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы "Путешествие в подводный мир"
Цель занятия: познакомить детей с многообразием подводного мира.
Развивающие:
Развитие словаря по теме «Рыбы»
Совершенствование координации речи с движением
Развитие общих речевых навыков.
Развитие мелкой моторики рук.
Развитие звукового анализа слова.
Способствовать развитию воображения.
Коррекционные:
Коррекция навыков звукового анализа слов
Коррекция навыков согласования числительных с существительными.
Коррекция навыков произношения притяжательных прилагательных.
Коррекция навыков словообразования.
Воспитательные:
Формирование навыков работы в паре.
Воспитывать умение слушать собеседника, согласовывать действия друг с другом.
Материал:
Декорации подводного мира.
Фонограммы звуков моря, голоса персонажей.
Дощечки с пластиковой поверхностью для каждого ребенка.
Раздаточный материал (морские камни) для работы в паре.
Волшебная пещера.
Мяч, цветные модули.
Надувная рыбка. Аквариум.
Ход занятия
1. Организационный момент
-Здравствуйте. Как настроение? Готовы заниматься?
Присаживайтесь перед зеркалом, выпрямляем спинку.
2. Упражнения с массажным мячиком.
Ходит ёжик без дорожек (мячик)
По лесу, по лесу
И колючками своими
Колется, колется.
А я ёжику – ежу,
Ту тропинку покажу,
Где катают мышки
Маленькие шишки.
Бигуди в руках катаю (бигуди)
Между пальчиков верчу
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу
3. Артикуляционная гимнастика, развитие кинестетических ощущений.
- Сейчас мы выполним упражнения для горла, челюсти, щёчек, и гимнастику для языка и губ.
Теперь за мною наблюдай и точно также выполняй.
Упражнение на развитие дыхания.
Баночки с трубочками - 3 раза.
Для горла
А – а – а - 3 раза
Э – Э –Э - 3 раза
Аэ –Аэ –Аэ – 3 раза
Для щёк
Набираем воздух в левую щёчку, затем в правую – 3 раза.
Переливаем водичку с щёчки в щёчку – 3 раза.
Губки трубочкой и втягиваем щёчки – 3 раза.
Для нижней челюсти
Жевательные движения - 3 раза
Нижней челюстью влево, вправо – 3 раза
Для губ
« Прячем губки», «заборчик», «трубочка»
Для языка
«качели», «часики», «чашечка», «грибочек», «барабанщик».
4. Сообщение темы занятия
- Мы с вами сегодня будем рычать, заводить моторчик.
Характеристика артикуляции звука [ Р ] вспоминаем.
- Сейчас мы с вами посмотрим, как работают наши органы при произнесении звука [Р]. Я буду говорить вам, а вы повторяйте: губы приоткрыты, зубы разомкнуты; кончик языка широкий, напряжённый, поднят к альвеолам, неплотно прилегает к ним. Голосовые складки сомкнуты. Когда мы выдыхаем воздух с напором, язычок начинает вибрировать. (Логопед показывает ребёнку правильное положение и просит его повторить.)
А теперь произносим тр – тр – тр – 3 раза, затем тра – тра - тра
Затем др – др –др – 3 раза, затем дра – дра – дра
А ещё я хочу с вами поговорить сегодня о подводном мире. И у нас с вами будет сегодня
"Путешествие в подводный мир"
Логопед: Ребята, посмотрите почему – то из нашего аквариума исчезла вода, и рыбка в аквариуме какая – то странная, необычная (в пустом аквариуме надувная рыбка). Совсем не похожа на тех рыбок, которые здесь жили раньше. Вы хотите узнать, что с ней произошло?
Дети: Да.
Письмо в аквариуме от рыбки.
Здравствуйте ребята. Живу я в подводном царстве, которое населяют множество обитателей. Жили мы все дружно и весело, пока в нашем царстве не поселилась злая медуза Гаргона. Она заколдовала меня, потому-то я узнала её тайну. Она хочет погубить весь подводный мир и превратить его в болото. Помогите мне остановить злые намерения злой Гаргоны.
Логопед: Скажите, вы запомнили, откуда приплыла к нам рыбка?
Дети: да, из подводного царства.
Логопед: А, кто же её заколдовал?
Дети: злая медуза Гаргона.
Логопед:
В беду попасть ведь может каждый,
Даже очень, очень важный!
Вот и рыбка заблудилась,
Не в том месте очутилась.
Страшно рыбке здесь одной,
Вы хотите попасть в подводное царство, и проводить рыбку домой?
Дети: да.
Логопед: тогда повторяйте за мной.
Произносим за логопедом.
Волны соленого океана
(волнообразные движения рук в стороны)
Плещут радостно и рьяно.
(четыре хлопка)
В подводное царство манят, завлекают,
(плавные движения руками вперед)
Тайны глубин открыть обещают.
( опускают голову и руки)
Звучит фонограмма морского прибоя.
Логопед: Ребята, у нас получилось, мы попали в подводное царство. Как здесь, красиво, подводный мир совсем не похож на мир людей. Посмотрите внимательно по сторонам, и назовите только тех обитателей подводного царства, в названии которых слышится звук «Р».
«Пещера – превращера»
Логопед: Ой, ребята, похоже, мы подошли к какой-то пещере. Это пещера – превращера». Благодаря её волшебству маленькие рыбки, проплывая по ней превращаются в больших. Вот например, если по ней проплывает пескарь, он превращается в пескарище. Скажите, в кого превратиться окунь, ёрш, карась, сом, карп).
Логопед: Дети, может быть кто – то из вас знает, чем питаются рыбки?
Дети: водорослями, червяками.
Логопед: Послушайте, мне кажется, что здесь кто – то шумит! Фонограмма рака
Картинка рака
Дети: Раки.
Логопед: Посмотрите, как много их здесь. Давайте их посчитаем.
Дети: один рак, два рака, три рака, четыре рака, пять раков.
Логопед: Лера, сколько всего раков?
Дети: Всего пять раков.
Логопед: Посмотрите, здесь разные раки, и большие, и маленькие целая семья. Скажите, как мы назовем детей раков?
Дети: рачки.
Логопед: Мама рак, папа рак, дети рачки, а одним словом как их назвать?
Дети: раки.
Логопед: Посмотрите, как много слов мы назвали, у всех этих слов есть общая часть – «рак». Такие слова называют «родственными». И все они на звук Р
Ребята, вам нравится в подводном царстве? А, вы знаете, что здесь плавают не только большие рыбы, но и маленькие. Это дети больших рыб, их называют мальками.
Логопед: А когда мальки плавают, мне кажется, что они играют в догонялки. А, вы хотели бы поиграть со мной?
Ра-ра-ра
Начинается игра!
Ро-ро-ро – наш карась попал в ведро.
Ру – ру- ру – крабы спрятались в нору
Ры-ры-ры- испугался лещ жары.
Ра-ра-ра- крабы спали до утра.
Ро-ро-ро- краб не хочет лезть в ведро.
Ры-ры-ры- рыбы спали у горы.
Ру-ру-ру- мы закончили игру.
(Логопед бросает ребенку мяч, называя строчку чистоговорки, ребенок ловит мяч и повторяет за логопедом).
Логопед: Наше путешествие продолжается, пора двигаться дальше. Скажите, а вы загадки отгадывать умеете? Тогда слушайте.
Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает.
Логопед: верно, щука. Может кто-то из вас уже заметил щуку? Да это же не простая щука, а щука письмо. Хотите узнать, что она нам написала?
Ребята, я очень рада видеть вас, в нашем подводном царстве. Помогите мне, пожалуйста, собрать такую же как я, из частей. Когда будите собирать, произносите какую часть тела берете.
Дети: Это щучья голова, щучий хвост, глаз, плавник.
Логопед: Дети, кого мы собрали? Щука это морская или речная рыба? (речная) Чем питается щука? (другими рыбками). Чем покрыто туловище щуки? (чешуёй)
Звучит фонограмма бушующего моря.
Логопед: Ой, что-же это происходит. Наверняка это медуза Гаргона мутит воду, чего же она хочет?
(письмо от Гаргоны).
Да, да вы правильно догадались, это я Гаргона. Как вы смеете гулять по моему царству?! Знаю – знаю, хотите, чтобы я расколдовала вашу рыбку. Ну, что ж, будет по-вашему, если вы поможете украсить речное дно, которое стало некрасивым после шторма.
Звучит фонограмма легкой музыки, дети выполняют задание (украшают мелкими камешками дно)
Логопед: Ой, ребята, посмотрите сюда, колдовство злой медузы закончилось. Наша рыбка ожила. А это что у рыбки? Да это же угощение для вас. Это рыбка отблагодарила вас за помощь (конфеты морские камешки).
Ну, что пора возвращаться домой.
Дружно за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся,
Подводное царство прощай
В детский сад нас рыбка возвращай.
Логопед: Ну, вот и закончилось наше путешествие. Мы с вами снова оказались в детском саду.
Итог: Какой звук мы сегодня с вами повторяли. О чём ещё мы с вами говорили? Вам понравилось.
Письмо от рыбки из аквариума!
Здравствуйте ребята. Живу я в подводном царстве, которое населяют множество обитателей. Жили мы все дружно и весело, пока в нашем царстве не поселилась злая медуза Гаргона. Она заколдовала меня, потому-то я узнала её тайну. Она хочет погубить весь подводный мир и превратить его в болото. Помогите мне остановить злые намерения злой Гаргоны.
Письмо от щуки!
Ребята, я очень рада видеть вас, в нашем подводном царстве. Помогите мне, пожалуйста, собрать такую же как я, из частей. Когда будите собирать, произносите какую часть тела берете.
Письмо от Гаргоны!
Да, да вы правильно догадались, это я Гаргона. Как вы смеете гулять по моему царству?! Знаю – знаю, хотите, чтобы я расколдовала вашу рыбку. Ну, что ж, будет по-вашему, если вы поможете украсить речное дно, которое стало некрасивым после шторма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Подарки Осени»
Конспект логопедического занятия для старшего дошкольного возраста на тему: "Подарки осени"Задачи: 1. Уточнить представление об осени и ее приметах.2. Расширить и активизировать словарь по теме.3. Сов...
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «КРАСКИ ОСЕНИ»
Данный конспект преднозначен для занятия с детьми старшего дошкольного возраста....
Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Дифференциация звуков С - Ш"
В конспекте занятия логопеда представлены задания , которые можно использовать на занятии по дифференциации звуков....
Конспект логопедического занятия для детей старшей группы "Путешествие в подводный мир"
Конспект логопедического занятия для детей старшей группы познокомит детей с многообразием подводного мира....
Конспект логопедического занятия для детей старшей группы по звукопроизношению «Звук «Л»
Данное занятие направлено на развитие фонематического слуха, на умение произносить звук «Л», как изолированно, так и в слогах словах, фразах, чистоговорках, а также на расширение активного слова...
Конспект логопедического занятия для детей старшей группы.
Тема:Дифференциация звуков [ П ]- [ Т ]....