Конспект логопедического занятия для детей старшей группы "Путешествие в подводный мир"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Костырева Вероника Васильевна

Цель занятия: познакомить детей с многообразием подводного мира.

Развивающие:

Развитие словаря по теме «Рыбы»

Совершенствование координации речи с движением

Развитие общих речевых навыков.

Развитие мелкой моторики рук.

Развитие звукового анализа слова.

Способствовать развитию воображения.

Коррекционные:

Коррекция навыков звукового анализа слов

Коррекция навыков согласования числительных с существительными.

Коррекция навыков произношения притяжательных прилагательных.

Коррекция навыков словообразования.

Воспитательные:

Формирование навыков работы в паре.

Воспитывать умение слушать собеседника, согласовывать действия друг с другом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы "Путешествие в подводный мир"

Цель занятия: познакомить детей с многообразием подводного мира.

Развивающие:

Развитие словаря по теме «Рыбы»

Совершенствование координации речи с движением

Развитие общих речевых навыков.

Развитие мелкой моторики рук.

Развитие звукового анализа слова.

Способствовать развитию воображения.

Коррекционные:

Коррекция навыков звукового анализа слов

Коррекция навыков согласования числительных с существительными.

Коррекция навыков произношения притяжательных прилагательных.

Коррекция навыков словообразования.

Воспитательные:

Формирование навыков работы в паре.

Воспитывать умение слушать собеседника, согласовывать действия друг с другом.

Материал:

Декорации подводного мира.

Фонограммы звуков моря, голоса персонажей.

Дощечки с пластиковой поверхностью для каждого ребенка.

Раздаточный материал (морские камни) для работы в паре.

Волшебная пещера.

Мяч, цветные модули.

Надувная рыбка. Аквариум.

Ход занятия

1. Организационный момент

-Здравствуйте. Как настроение? Готовы  заниматься?

Присаживайтесь  перед зеркалом, выпрямляем  спинку.

2. Упражнения с массажным мячиком.

Ходит ёжик без дорожек  (мячик)

По лесу, по лесу

И колючками своими

 Колется, колется.

А я ёжику – ежу,

Ту тропинку покажу,

Где  катают мышки

Маленькие шишки.

Бигуди в руках катаю (бигуди)

Между пальчиков верчу

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу

3. Артикуляционная гимнастика, развитие кинестетических ощущений.

- Сейчас мы выполним  упражнения для горла, челюсти, щёчек,  и гимнастику для языка и губ.

Теперь за мною наблюдай и точно также выполняй.

Упражнение на развитие дыхания.

Баночки с трубочками  - 3 раза.

Для горла

А – а – а -  3 раза

Э – Э –Э  - 3 раза

Аэ –Аэ –Аэ – 3 раза

Для щёк

Набираем воздух в левую щёчку, затем в правую –  3 раза.

Переливаем водичку с щёчки в щёчку – 3 раза.

Губки трубочкой и втягиваем щёчки – 3 раза.

Для нижней челюсти

Жевательные движения  -  3 раза

Нижней челюстью влево, вправо – 3 раза

Для губ

« Прячем губки», «заборчик», «трубочка»

Для языка

 «качели», «часики», «чашечка», «грибочек», «барабанщик».

4. Сообщение темы занятия

- Мы с вами сегодня будем рычать, заводить моторчик.

 Характеристика артикуляции звука [ Р ] вспоминаем.

- Сейчас мы с вами посмотрим, как работают наши органы при произнесении звука [Р]. Я буду говорить вам, а вы  повторяйте: губы приоткрыты, зубы разомкнуты; кончик языка широкий, напряжённый, поднят к альвеолам, неплотно прилегает к ним. Голосовые складки сомкнуты. Когда мы выдыхаем воздух с напором, язычок начинает вибрировать. (Логопед показывает ребёнку правильное положение и просит его повторить.)

А теперь произносим  тр – тр – тр – 3 раза, затем тра – тра - тра

Затем др – др –др – 3 раза, затем дра – дра – дра

А ещё я хочу с вами поговорить сегодня о подводном мире. И у нас с вами будет сегодня

"Путешествие в подводный мир"

Логопед: Ребята, посмотрите почему – то из нашего аквариума исчезла вода, и рыбка в аквариуме какая – то странная, необычная (в пустом аквариуме надувная рыбка).  Совсем не похожа на тех рыбок, которые здесь жили раньше. Вы хотите узнать, что с ней произошло?

Дети: Да.

 Письмо в аквариуме от рыбки.

Здравствуйте ребята. Живу я в подводном царстве, которое населяют множество обитателей. Жили мы все дружно и весело, пока в нашем царстве не поселилась злая медуза Гаргона. Она заколдовала меня, потому-то я узнала её тайну. Она хочет погубить весь подводный мир и превратить его в болото. Помогите мне остановить злые намерения злой Гаргоны.

Логопед: Скажите, вы запомнили, откуда приплыла к нам рыбка?

Дети: да, из подводного царства.

Логопед: А, кто же её заколдовал?

Дети: злая медуза Гаргона.

Логопед:

В беду попасть ведь может каждый,

Даже очень, очень важный!

Вот и рыбка заблудилась,

Не в том месте очутилась.

Страшно рыбке здесь одной,

Вы хотите попасть в подводное царство, и проводить рыбку домой?

Дети: да.

Логопед: тогда повторяйте за мной.

Произносим за логопедом.

Волны соленого океана

(волнообразные движения рук в стороны)

Плещут радостно и рьяно.

(четыре хлопка)

В подводное царство манят, завлекают,

(плавные движения руками вперед)

Тайны глубин открыть обещают.

( опускают голову и руки)

Звучит фонограмма морского прибоя.

Логопед: Ребята, у нас получилось, мы попали в подводное царство. Как здесь, красиво, подводный мир совсем не похож на мир людей. Посмотрите внимательно по сторонам, и назовите только тех обитателей подводного царства, в названии которых слышится звук «Р».

«Пещера – превращера»

Логопед: Ой, ребята, похоже, мы подошли к какой-то пещере. Это пещера – превращера». Благодаря её волшебству маленькие рыбки, проплывая по ней превращаются в больших. Вот например, если по ней проплывает пескарь, он превращается в пескарище. Скажите,  в кого превратиться окунь, ёрш, карась, сом, карп).

Логопед: Дети, может быть кто – то из вас знает, чем питаются рыбки?

Дети: водорослями, червяками.

Логопед: Послушайте, мне кажется, что здесь кто – то шумит! Фонограмма рака

Картинка рака

Дети: Раки.

Логопед: Посмотрите, как много их здесь. Давайте их посчитаем.

Дети: один рак, два рака, три рака, четыре рака, пять раков.

Логопед: Лера, сколько всего раков?

Дети: Всего пять раков.

Логопед: Посмотрите, здесь разные раки, и большие, и маленькие целая семья. Скажите, как мы назовем детей раков?

Дети: рачки.

Логопед: Мама рак, папа рак, дети рачки, а  одним словом как их назвать?

Дети: раки.

Логопед: Посмотрите, как много слов мы назвали, у всех этих слов есть общая часть – «рак». Такие слова называют «родственными». И все они на звук Р

        Ребята, вам нравится в подводном царстве? А, вы знаете,  что здесь плавают не только большие рыбы, но и маленькие. Это дети больших рыб, их называют мальками.

Логопед: А  когда мальки плавают, мне кажется, что они играют в догонялки. А, вы хотели бы поиграть со мной?

Ра-ра-ра

Начинается игра!

Ро-ро-ро – наш карась попал в ведро.

Ру – ру- ру – крабы спрятались в нору

Ры-ры-ры- испугался лещ жары.

Ра-ра-ра- крабы спали до утра.

Ро-ро-ро- краб не хочет лезть в ведро.

Ры-ры-ры- рыбы спали у горы.

Ру-ру-ру- мы закончили игру.

(Логопед бросает ребенку мяч, называя строчку чистоговорки, ребенок ловит мяч и повторяет за логопедом).

Логопед: Наше путешествие продолжается, пора двигаться дальше. Скажите, а вы загадки отгадывать умеете? Тогда слушайте.

Хвостом виляет,

Зубаста, а не лает.

Логопед: верно, щука. Может кто-то из вас уже заметил щуку? Да это же не простая щука, а щука письмо. Хотите узнать, что она нам написала?

        Ребята, я очень рада видеть вас, в нашем подводном царстве.  Помогите мне, пожалуйста, собрать такую же как я, из частей. Когда будите собирать, произносите какую часть тела берете.

Дети: Это щучья голова, щучий хвост, глаз, плавник.

Логопед: Дети, кого мы собрали? Щука это морская или речная рыба? (речная) Чем питается щука? (другими рыбками). Чем покрыто туловище щуки? (чешуёй)

Звучит фонограмма бушующего моря.

Логопед: Ой, что-же это происходит. Наверняка это медуза Гаргона мутит воду, чего же она хочет?

(письмо от Гаргоны).

Да, да вы правильно догадались, это я Гаргона. Как вы смеете гулять по моему царству?! Знаю – знаю, хотите, чтобы я расколдовала вашу рыбку. Ну, что ж, будет по-вашему, если вы поможете украсить речное дно, которое стало некрасивым после шторма.

Звучит фонограмма легкой музыки, дети выполняют задание (украшают мелкими камешками дно)

Логопед: Ой, ребята, посмотрите сюда, колдовство злой медузы закончилось. Наша рыбка ожила. А это что у рыбки? Да это же угощение для вас. Это рыбка отблагодарила вас за помощь (конфеты морские камешки).

Ну, что пора возвращаться домой.

Дружно за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся,

Подводное царство прощай

В детский сад нас рыбка возвращай.

Логопед: Ну, вот и закончилось наше путешествие. Мы с вами  снова оказались в детском саду.

Итог: Какой звук мы сегодня с вами повторяли. О чём ещё мы с вами говорили? Вам понравилось.

Письмо от рыбки из аквариума!

Здравствуйте ребята. Живу я в подводном царстве, которое населяют множество обитателей. Жили мы все дружно и весело, пока в нашем царстве не поселилась злая медуза Гаргона. Она заколдовала меня, потому-то я узнала её тайну. Она хочет погубить весь подводный мир и превратить его в болото. Помогите мне остановить злые намерения злой Гаргоны.

Письмо от щуки!

        Ребята, я очень рада видеть вас, в нашем подводном царстве.  Помогите мне, пожалуйста, собрать такую же как я, из частей. Когда будите собирать, произносите какую часть тела берете.

Письмо от Гаргоны!

Да, да вы правильно догадались, это я Гаргона. Как вы смеете гулять по моему царству?! Знаю – знаю, хотите, чтобы я расколдовала вашу рыбку. Ну, что ж, будет по-вашему, если вы поможете украсить речное дно, которое стало некрасивым после шторма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Подарки Осени»

Конспект логопедического занятия для старшего дошкольного возраста на тему: "Подарки осени"Задачи: 1. Уточнить представление об осени и ее приметах.2. Расширить и активизировать словарь по теме.3. Сов...

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «КРАСКИ ОСЕНИ»

Данный конспект преднозначен для занятия с детьми старшего дошкольного возраста....

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Дифференциация звуков С - Ш"

В конспекте занятия логопеда представлены задания , которые можно использовать на  занятии по  дифференциации звуков....

Конспект логопедического занятия для детей старшей группы "Путешествие в подводный мир"

Конспект логопедического занятия для детей старшей группы познокомит детей с многообразием подводного мира....

Конспект логопедического занятия для детей старшей группы по звукопроизношению «Звук «Л»

Данное  занятие направлено на развитие фонематического слуха, на умение произносить звук «Л», как изолированно, так и в слогах словах, фразах, чистоговорках, а также на расширение активного слова...