Программа профессионального саморазвития педагога.«Формирование конструктивных умений у детей 5-6 лет в процессе плоскостного моделирования с использованием Лего мозаики».
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
«Формирование конструктивных умений у детей 5-6 лет в процессе плоскостного моделирования с использованием Лего мозаики».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №124»
Программа профессионального саморазвития педагога.
Сроки реализации программы 2018-2019 учебный год.
«Формирование конструктивных умений у детей 5-6 лет в процессе плоскостного моделирования с использованием Лего мозаики».
Подготовила: воспитатель
старшей группы комбинированной направленности
Уставщикова Елена Валерьевна
г. Дзержинск
2018 г.
Актуальность проблемы.
Дошкольный возраст является уникальным периодом в развитии человека. В этот период закладываются основы общего развития ребенка. В дошкольном детстве происходит интенсивное развитие мышления. Ребенок усваивает ряд новых знаний об окружающей действительности и вместе с тем овладевает простейшими способами мышления, научается анализировать, сравнивать, обобщать свои наблюдения. Дошкольник способен увидеть главное, заметить скрытые связи и закономерности. В это время формируются такие личностные качества, как самостоятельность, инициативность, творчество, компетентность, коммуникативность, произвольность, столь необходимые в школе. Развиваясь, как личность ребенок формируется и раскрывается в отношениях с окружающими ее людьми.
Обучение детей дошкольного возраста имеет свои особенности, потому что ребенок обучается, а не учится, у него нет деятельности «учебы». Обучение не может осуществляться без реальной деятельности самого ребенка. Результатом обучения является побочный продукт предметной, изобразительной и игровой деятельности. В современной психологии считается, что основные личные достижения ребенка в первые шесть-семь лет жизни относятся к двум видам деятельности: моделировании (игровая, изобразительная, конструктивная) и «настоящая», типа самообслуживания.
Особое место в развитии детей дошкольного возраста занимает конструирование – продуктивная деятельность, направленная на создание конструкций, моделей из различных материалов, которые и определяют вид конструирования. Занимаясь конструированием, дети приобретают полезные навыки и умения, получают подготовку к будущей учебной деятельности. При занятиях конструированием у детей дошкольного возраста развивается кругозор, познавательные способности, уточняются знания об окружающем мире и действительности. Конструирование учит детей моделировать, находить неожиданное применение полученным навыкам. Немаловажное значение имеет практическое применение изготовленных поделок из разных материалов при конструировании на занятиях, дети изготавливают их в качестве подарков или для украшения быта.
Теоретическое обоснование проблемы формирования конструктивных умений у дошкольников:
Психологи и педагоги отмечают, что конструирование плодотворно влияет на всестороннее развитие личности ребёнка. Так, Н. Ширяева отмечает, что формирование умственной активности - способности рассуждать, делать логические умозаключения и обосновывать свои решения - имеет большое значение в подготовке детей к обучению в школе. Конструирование - одно из средств решения этой задачи. Благодаря конструированию у дошкольников формируется способность активно думать, осознанно ставить перед собой задачи и находить пути их решения. При этом ребёнок производит необходимые умственные операции, проверяя их практикой. У него развивается также творческое воображение, что немаловажно для любой деятельности, как в детском саду, так и в школе. Современные психологические исследования А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова вскрывают огромные потенциальные возможности умственного развития детей. Установлено, сто старшие дошкольники способны в процессе предметно-чувствительной деятельности выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме.
В. Запорожец указывал, что эффективность обучения дошкольников зависит от того, насколько педагоги сумеют правильно использовать специфически детскую деятельность - игру, рисование, конструирование – и придать ей познавательный характер. Как показывает ряд исследований Л.П. Лурия, Н.Н. Поддьякова, А.Н. Давидчук, Л.А. Парамоновой конструктивная деятельность, отвечая интересам и потребностям дошкольников, обладает чрезвычайно широкими возможностями в плане умственного воспитания детей. В процессе целенаправленного обучения у детей формируются обобщённые способы анализа, сравнения и соотнесения; развивается умение планировать свою деятельность, умение самостоятельно находить способы решения конструктивных задач. Как утверждает Н.И. Непомнящая, в процессе обучения необходимо создавать определённые условия, которые будут способствовать формированию у дошкольников обобщённых механизмов применения знаний. Основное условие - систематические задачи проблемного характера, задачи, требующие от детей соотнесения известных им способов действий с новыми условиями; использование этих способов при решении новых конструктивных задач.
Конструктивная деятельность не возникает сама по себе; без последовательного формирования конструктивных и творческих умений она остаётся на манипулятивном уровне.
Для детей с нарушениями слуха одним из актуальных вопросов является всестороннее развитие и коррекция нарушений. Именно конструктивная деятельность, как особый вид психической деятельности, вносит значительный вклад в развитие детей дошкольного возраста. Разнообразные формы и виды конструктивной деятельности, вовлеченные в игровую деятельность, позволяют сделать процесс коррекционно-развивающего обучения более интересным и ненавязчивым для детей.
Разносторонний практический конструктивный материал можно применять на всех коррекционно-развивающих занятиях, что повышает эффективность коррекционной работы. Конструктивная деятельность обладает огромным диагностическим и коррекционным потенциалом при работе с данной категорией детей.
По положению Л.С. Выготского об общих закономерностях и специфических особенностях «аномального развития», заключающееся в том, что психика детей с недостатками в развитии формируется по тем же законам, что и психика нормально развивающихся детей, однако она имеет ряд специфических особенностей. Данное положение является актуальным и по отношению к формированию конструктивной деятельности:
У детей с ОВЗ наблюдается особенности развития конструктивной деятельности на уровне создания замысла и его исполнения:
- нечеткость замысла (нечеткость структуры образа);
- неустойчивость замысла, когда начинают строить предмет, а получают совсем другой;
-поспешность исполнительской деятельности и излишняя увлеченность ею, а замыслу уделяется мало внимания;
-нечеткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать;
-неумение предварительно анализировать задачу.
В сентябре 2018года нашу старшую группу комбинированной направленности посещало 14 детей, среди них 4 детей с нарушенным слухом. В результате наблюдений было отмечено, что дети затрудняются создавать сооружения, поделки по схемам, моделям, читать условные обозначения. Их работы по конструированию однообразны и бедны по своему содержанию.
В сентябре был проведен мониторинг по следующим параметрам:
(ФЭМП + Конструктивно – модельная деятельность)
Ф.И. ребенка | Умеет подбирать предметы по 1-2 качествам (цвет, размер, форма) | Знает характерные отличия круга, квадрата, треугольника, шара, куба; | Выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам; | Умеет анализировать образец конструкции, выделяя основные части | Умеет использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств; | Может преобразовать постройки в соответствии с заданием педагога; |
Оценка индивидуального развития ребенка проводилась по следующим уровням оценки показателей:
показатель «стадия формирования» - наблюдается в самостоятельной деятельности ребёнка и в совместной деятельности со взрослым;
показатель «стадия становления» — проявляется неустойчиво, чаще при создании специальных ситуаций, провоцирующих его проявление: ребёнок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов взрослого, даёт аналогичные примеры;
показатель «точка роста» — не проявляется ни в одной из ситуаций, на все предложения взрослого ребёнок не даёт положительного ответа, не в состоянии выполнить задание самостоятельно.
Как видно из таблицы у большинства детей конструктивные способности сформированы слабо. У 3 детей конструктивные способности не сформированы, находятся на стадии «точка роста», у 10 детей – на стадии становления и только у 1 ребенка - высокий уровень сформированности конструктивной деятельности.
Проанализировав результаты мониторинга, а так же изучая и анализируя психолого – педагогическую и методическую литературу и передовой педагогический опыт, я пришла к выводу, что необходимо более подробно познакомить детей с плоскостным конструированием (Лего мозаикой). Это даст возможность действовать с геометрическими фигурами, освоить сенсорные признаки предметов (цвет, форма, величина), усвоить правильные названия геометрических фигур, умение ориентироваться на плоскости и в конечном итоге будет способствовать формированию конструктивных умений у детей.
Цель:
Повысить свой теоретический уровень знаний, профессиональное мастерство и компетентность по проблеме формирования конструктивных умений у детей 5-6 лет средствами плоскостного моделирования с использованием Лего мозаики.
Задачи для педагога:
- Изучение возможности формирования конструктивных умений у детей старшей группы комбинированной направленности в процессе плоскостного моделирования средствами Лего мозаики.
- Изучение методической литературы, интернет - ресурсов по данной теме, посещение мероприятий по обмену опыта.
- Разработка перспективных планов по взаимодействию с родителями, по работе с детьми с использованием Лего мозаики.
- Подбор иллюстративного материала, табличек со словами.
- Обобщение своего педагогического опыта и распространение его посредством проведения консультации для педагогов, выступления на педагогическом совете, проведения мастер-класса.
- Подбор и изготовление дидактических игр и пособий по конструктивной деятельности для детей.
- Разработка конспектов игровых упражнений с использованием Лего мозаики, картотеки образцов и схем по конструированию из Лего мозаики;
- Создание в группе развивающей предметно – пространственной среды – «Центр конструирования».
По работе с детьми:
Образовательные:
- Учить анализировать образец, выделять основные части и характерные детали конструкций, на основе анализа находить конструктивные решения и планировать создание собственной конструкции.
- Закреплять умение детей создавать изображения из геометрических фигур, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие (два – четыре треугольника в квадрат, два квадрата - в прямоугольник, два полукруга – в круг и т.д.)
- Учить передавать в изображении характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга.
Развивающие:
- Продолжать развивать умение детей устанавливать связь между создаваемыми конструкциями (изображениями) и тем, что они видят в окружающей жизни;
- В процессе восприятия предметов развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже), установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение.
- Развивать умение ориентироваться на плоскости (плате): знать низ, верх, левую и правую сторону, края платы.
- Продолжать развивать умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.
Воспитательные:
- Формировать у детей положительное отношение к конструктивной деятельности - Воспитывать самостоятельность, творчество, инициативу, дружелюбие, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.
Коррекционные:
- Активизировать в речи слова - слова-названия изображаемых предметов, явлений, их свойств и отношений (названия цветов, геометрических форм, величин, пространственных отношений).
- Побуждать детей к словесному обозначению выполняемых действий и полученного результата;
-Развивать зрительное и слуховое восприятие.
По работе с родителями:
- Анкетирование родителей (выявление степени заинтересованности по данному направлению работы с детьми).
- Оформление информационно-наглядного материала в родительском уголке ( буклеты, папки – передвижки, информационные стенды)
- Привлечение родителей к совместной творческой деятельности с детьми (участие в конкурсах, выставках)
- Ознакомление родителей с методиками проведения образовательной деятельности, установление доверительных отношений между родителями и. воспитателями, определение задач совместного воспитания детей и их реализация (Проведение Мастер – классов, семинаров – практикумов, открытых занятий для родителей).
Методы и приемы реализации (для детей с нарушенным слухом)
Наблюдение натурального объекта, рассматривание иллюстративного материала, использование компьютерных программ (презентаций).
Показ и совместный анализ образца.
Выполнение действий по подражанию с поэтапной инструкцией.
Обыгрывание темы в начале занятий и в анализе.
Объяснение последовательности и способов выполнения конструирования.
Совместное проговаривание, чтение табличек со словами.
Постановка проблемных задач, вопросы проблемного характера.
Анализ и оценка процесса работы и качества готовых работ, похвала.
Планируемые результаты:
- разработка и внедрение системы работы с детьми по использованию Лего мозаики, как средства формирования конструктивных умений у детей
- повышение качества воспитательно - образовательного процесса,
- публикация своих разработок на образовательных сайтах;
- картотека игровых упражнений по Лего мозаике;
- конспекты игровых упражнений с Лего мозаикой;
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды в группе,
создание уголка «Центр конструирования»:
-различные виды мозаик и конструкторов (в том числе Лего мозаика)
- картотека образцов и схем по конструированию из Лего мозаики;
- напольное дидактическое многофункциональное пособие «Домик»
- дидактическое пособие «Круги Луллия» (по теме «Геометрические фигуры»)
Методическая литература:
Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой— 4-е изд., перераб, - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2017г.
В.П. Новикова Л.И.Тихонова «Лего – мозаика в играх и занятиях» Москва МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2005г.
В.П. Новикова, Л.И. Тихонова «Геометрическая мозаика в интегрированных занятиях». Игровые занятия с детьми в детском саду и начальной школе. Методическое пособие МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2015г.
Куцакова Л.В. «Конструирование в детском саду», М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016г.
Л. С. Лоренсо «Формирование способностей к наглядному моделированию на занятиях по конструированию в разных возрастных группах детского сада». М., 1986.
Холмовская В. В. под редакцией Л. А. Венгера «Формирование способностей к наглядному моделированию в конструктивной деятельности». М., 1986.
Программа «Общение». «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста в детском саду» под ред. Э. И .Леонгард М.1996г.
Интернет – ресурсы:
Сайт «Маам» www.maaam.ru
Сайт «Учительский портал». www.uchportal.ru
Сайт «Дошкольник». http://doshkolnik.ru
Информационный портал Дошколенок.ру –. http://dohcolonoc.ru/
Этапы работы над темой самообразования:
сроки | саморазвитие | Формы работы | Практические результаты | |||
с детьми | с родителями | с педагогами | ||||
1 этап, информационно-аналитический. | ||||||
сентябрь | - Изучение методической литературы по теме самообразования. - Подбор диагностического инструментария и проведение диагностики детей на начало учебного года. - Разработка анкет для родителей. - Выступление на родительском собрании «Развитие конструктивных умений у дошкольников средствами ЛЕГО мозаики». | - мониторинг индивидуального развития детей (конструктивно – модельная деятельность + ФЭМП) Ознакомительные игровые упражнения: «Назови фигуры»; «Грибы» | - Участие в родительском собрании «Старший дошкольный возраст - какой он?» - Участие в анкетировании «Значение конструирования в полноценном развитии ребенка» | Систематизация и обобщение результатов мониторинга детей. Систематизация и обобщение результатов анкетирования родителей | ||
2 этап, основной (практический) | ||||||
октябрь | - Разработка с учетом результатов первичной диагностики перспективных планов работы с детьми - Изготовление образцов и раздаточного материала для работы с Лего – мозаикой. Разработка конспектов игровых упражнений,, подбор дидактического и раздаточного материала. - Подготовка «Круглого стола» для родителей. | - Игровые упражнения «Строим дома», «Дорожные светофоры» | - Участие в мероприятии «Круглый стол» для родителей «Увлекательная и полезная игра Лего мозаика» - Помощь в изготовлении раздаточного материала для конструирования из ЛЕГО мозаики на каждого ребенка. | Пополнение уголка тематическими папками с образцами по Лего – мозаике, раздаточным материалом. Конспект взаимодействия с родителями «Круглый стол» «Увлекательная и полезная игра Лего мозаика» | ||
Ноябрь | Создание в группе развивающей предметно - пространственной среды – «Центр конструирования» Изготовление дидактического многофункционального напольного пособия «Домик» Разработка конспектов игровых упражнений,, подбор дидактического и раздаточного материала.. | - Игровые упражнения «Дети нашего двора», «Посуда для мамы» Игровые задания с дид/пособиями «Домик», «Круги Луллия» Самостоятельная конструктивная деятельность. | - Открытое занятие для родителей «Посуда для мамы» Помощь в пополнении РППС «Центра конструирования» | Фотовыставка детских работ по Лего мозаике «Посуда для мамы» Конспект открытого занятия для родителей «Посуда для мамы». | ||
декабрь | - Подготовка информации для родителей на сайте на тему «Учимся, играя: цвет, форма и величина предметов».(для детей с нарушенным слухом). Разработка конспектов игровых упражнений, подбор дидактического и раздаточного материала. | -Игровое упражнение «Конкурс новогодних елок» (выставка работ в группе из деталей Лего мозаики») -Игровое упражнение «Новогодние игрушки» Игровые задания с дид/пособиями «Домик», «Круги Луллия» Самостоятельная конструктивная деятельность. | - Участие в выставке семейных творческих работ из Лего – мозаики «Новогодние игрушки» | Выставка семейных творческих работ из Лего – мозаики «Новогодние игрушки» Информация на сайте воспитателя на тему «Учимся, играя: цвет, форма и величина предметов».(для детей с нарушенным слухом). | ||
январь | Изготовление буклетов для родителей «Увлекательная и полезная игра Лего мозаика» Разработка конспектов игровых упражнений,, подбор дидактического и раздаточного материала. | - Игровые упражнения «Подарки Деда Мороза» Игровые задания с дид/пособиями «Домик», «Круги Луллия» Самостоятельная конструктивная деятельность. | - Буклеты для родителей «Увлекательная и полезная игра Лего мозаика» | |||
февраль | Подготовка и проведение родительского собрания на тему «Значение конструирования в познавательном развитии дошкольника » Разработка конспектов игровых упражнений, подбор дидактического и раздаточного материала. | Игровые упражнения «Военный катер», «Самолеты России» Игровые задания с дид/пособиями «Домик», «Круги Луллия» Самостоятельная конструктивная деятельность. | Участие в родительском собрании «Значение конструирования в познавательном развитии дошкольника » | Выставка детских работ из деталей Лего мозаики «Подарок папе. Военная техника» Протокол родительского собрания. | ||
март | Подготовка материала и проведение семинара – практикума для родителей. Разработка конспектов игровых упражнений, подбор дидактического и раздаточного материала. | - Игровые упражнения «Цветы небывалой красоты» Игровые задания с дид/пособиями «Домик», «Круги Луллия» Самостоятельная конструктивная деятельность. | Участие в семинаре-практикуме «Развитие у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха навыков конструирования». | Выставка детских работ из деталей Лего – мозаики «Цветы для мамы» Протокол семинара – практикума. | ||
апрель | Изготовление Папки – передвижки «Развивающие конструкторские игры для детей 5-6 лет» Разработка конспектов игровых упражнений, подбор дидактического и раздаточного материала. | - Игровые упражнения «Путешествие на луну» «Лес» Игровые задания с дид/пособиями «Домик», «Круги Луллия» Самостоятельная конструктивная деятельность. | - Участие в выставке семейных творческих работ «Летательные аппараты» | Папка - передвижка «Развивающие конструкторские игры для детей 5-6 лет» Выставка семейных творческих работ «Летательные аппараты» | ||
3 этап, заключительный | ||||||
май | - Разработка конспекта игрового упражнения, подбор дидактического и раздаточного материала. - Проведение итоговой диагностики детей. - Разработка анкет для родителей. - Подготовка и проведение родительского собрания «Вот и стали мы на год старше». - Презентация отчета об итогах реализации работы для родителей и на педагогическом совете. | - Игровое упражнение «Моя семья» Игровые задания с дид/пособиями «Домик», «Круги Луллия» Самостоятельная конструктивная деятельность. | -Участие в анкетировании по итогам года. «Наши успехи» - Участие в родительском собрании «Вот и стали мы на год старше». | Доклад и презентация для педагогов «Лего мозаика, как средство развития конструктивных умений у дошкольников» | Фотовыставка детских работ из Лего мозаики на тему «Моя семья» Протокол родительского собрания. Систематизация и обобщение результатов анкетирования родителей. Презентация отчета об итогах реализации работы |
Сравнивая результаты мониторинга на начальном этапе и заключительном, можно увидеть значительную динамику уровня конструктивных умений дошкольников. Мероприятия, проводимые в течение года, значительно повысили уровень исследуемых показателей. Наблюдения показали, что у детей появился интерес к самостоятельному конструированию, они с удовольствием занимаются с Лего мозаикой. Дети научились анализировать образец, выделять основные части и характерные детали конструкций, на основе анализа находить конструктивные решения и планировать создание собственной конструкции, стали лучше ориентироваться на плоскости (плате): знать низ, верх, левую и правую сторону, края платы. У детей появилось желание трудиться, выполнять задание в соответствии с поставленной целью, доводить начатое дело до конца.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа профессионального саморазвития педагога : «Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста» на 2014-2015 учебный год
План-программа на 2014-2015 учебный год...
Программа профессионального саморазвития воспитателя «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
В современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие решений и мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохр...
Программа профессионального саморазвития воспитателя Тема: " Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений ".
laquo;Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев» В.А. Сухомлинский...
Картотека игровых упражнений по плоскостному конструированию с использованием Лего мозаики для детей 5-6 лет.
Картотека игровых упражнений по плоскостному конструированию с использованием Лего мозаики для детей 5-6 лет....
Программа профессионального саморазвития "Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей младшего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой"
АКТУАЛЬНОСТЬВ. А. Сухомлинский отмечал, что «…Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя…».Для маленьких детей, которые еще не научил...
Программа профессионального саморазвития руководителя кружка по лего-конструированию Семидетновой А. В.
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ руководителя кружка МДОУ детский сад № 19 «Звёздочка» Семидетновой Анны Владимировны ЦЕЛЬ: самосовершенствовать профессиональную деятельность воспи...