Программа профессионального саморазвития педагога.«Формирование конструктивных умений у детей 5-6 лет в процессе плоскостного моделирования с использованием Лего мозаики».
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Елена Уставщикова

 

«Формирование  конструктивных умений у детей 5-6 лет  в процессе плоскостного моделирования с использованием Лего мозаики».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №124»

 Программа профессионального саморазвития педагога.

Сроки реализации программы 2018-2019 учебный год.

«Формирование  конструктивных умений у детей 5-6 лет  в процессе плоскостного моделирования с использованием Лего мозаики».

Подготовила: воспитатель

старшей группы комбинированной направленности

Уставщикова Елена Валерьевна

г. Дзержинск

2018 г.     

Актуальность проблемы.

         Дошкольный возраст является уникальным периодом в развитии человека. В этот период закладываются основы общего развития ребенка. В дошкольном детстве происходит интенсивное развитие мышления. Ребенок усваивает ряд новых знаний об окружающей действительности и вместе с тем овладевает простейшими способами мышления, научается анализировать, сравнивать, обобщать свои наблюдения. Дошкольник способен увидеть главное, заметить скрытые связи и закономерности. В это время формируются такие личностные качества, как самостоятельность, инициативность, творчество, компетентность, коммуникативность, произвольность, столь необходимые в школе. Развиваясь, как личность ребенок формируется и раскрывается в отношениях с окружающими ее людьми.

        Обучение детей дошкольного возраста имеет свои особенности, потому что ребенок обучается, а не учится, у него нет деятельности «учебы». Обучение не может осуществляться без реальной деятельности самого ребенка. Результатом обучения является побочный продукт предметной, изобразительной и игровой деятельности. В современной психологии считается, что основные личные достижения ребенка в первые шесть-семь лет жизни относятся к двум видам деятельности: моделировании (игровая, изобразительная, конструктивная) и «настоящая», типа самообслуживания.

       Особое место в развитии детей дошкольного возраста занимает конструирование – продуктивная деятельность, направленная на создание конструкций, моделей из различных материалов, которые и определяют вид конструирования. Занимаясь конструированием,  дети  приобретают  полезные  навыки  и  умения,  получают подготовку к будущей учебной деятельности. При занятиях конструированием у  детей  дошкольного  возраста  развивается  кругозор,  познавательные способности,  уточняются  знания  об  окружающем  мире  и  действительности. Конструирование учит детей моделировать, находить неожиданное применение полученным навыкам. Немаловажное значение имеет практическое применение изготовленных  поделок  из  разных  материалов  при  конструировании  на занятиях, дети изготавливают их в качестве подарков или для украшения быта.

Теоретическое обоснование проблемы формирования конструктивных умений у дошкольников:

       Психологи и педагоги отмечают, что конструирование плодотворно влияет на всестороннее развитие личности ребёнка. Так, Н. Ширяева отмечает, что формирование умственной активности - способности рассуждать, делать логические умозаключения и обосновывать свои решения - имеет большое значение в подготовке детей к обучению в школе. Конструирование - одно из средств решения этой задачи. Благодаря конструированию у дошкольников формируется способность активно думать, осознанно ставить перед собой задачи и находить пути их решения. При этом ребёнок производит необходимые умственные операции, проверяя их практикой. У него развивается также творческое воображение, что немаловажно для любой деятельности, как в детском саду, так и в школе. Современные психологические исследования А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова вскрывают огромные потенциальные возможности умственного развития детей. Установлено, сто старшие дошкольники способны в процессе предметно-чувствительной деятельности выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме.

В. Запорожец указывал, что эффективность обучения дошкольников зависит от того, насколько педагоги сумеют правильно использовать специфически детскую деятельность - игру, рисование, конструирование – и придать ей познавательный характер. Как показывает ряд исследований Л.П. Лурия, Н.Н. Поддьякова, А.Н. Давидчук, Л.А. Парамоновой конструктивная деятельность, отвечая интересам и потребностям дошкольников, обладает чрезвычайно широкими возможностями в плане умственного воспитания детей. В процессе целенаправленного обучения у детей формируются обобщённые способы анализа, сравнения и соотнесения; развивается умение планировать свою деятельность, умение самостоятельно находить способы решения конструктивных задач. Как утверждает Н.И. Непомнящая, в процессе обучения необходимо создавать определённые условия, которые будут способствовать формированию у дошкольников обобщённых механизмов применения знаний. Основное условие - систематические задачи проблемного характера, задачи, требующие от детей соотнесения известных им способов действий с новыми условиями; использование этих способов при решении новых конструктивных задач.

    Конструктивная деятельность не возникает сама по себе; без последовательного формирования конструктивных и творческих умений она остаётся на манипулятивном уровне.

       Для детей с нарушениями слуха одним из актуальных вопросов является всестороннее развитие и коррекция нарушений. Именно конструктивная деятельность, как особый вид психической деятельности, вносит значительный вклад в развитие детей дошкольного возраста. Разнообразные формы и виды конструктивной деятельности, вовлеченные в игровую деятельность, позволяют сделать  процесс коррекционно-развивающего обучения более интересным  и ненавязчивым для детей.

     Разносторонний практический конструктивный материал можно применять на всех коррекционно-развивающих занятиях, что повышает эффективность коррекционной работы. Конструктивная деятельность  обладает огромным диагностическим и коррекционным потенциалом при работе с данной категорией детей.

      По положению Л.С. Выготского об общих закономерностях и специфических особенностях «аномального развития», заключающееся в том, что психика детей с  недостатками в развитии формируется по тем же законам, что и психика нормально развивающихся детей, однако она имеет ряд специфических особенностей. Данное положение является актуальным и по отношению к формированию конструктивной деятельности:

У детей с ОВЗ наблюдается особенности  развития конструктивной деятельности на уровне создания замысла и его исполнения:

- нечеткость замысла (нечеткость структуры   образа);

-  неустойчивость замысла, когда начинают строить  предмет, а получают совсем другой;

-поспешность исполнительской деятельности и излишняя увлеченность ею, а замыслу уделяется мало внимания;

 -нечеткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать;

 -неумение предварительно анализировать задачу.

      В сентябре 2018года нашу старшую группу комбинированной направленности посещало 14 детей, среди них 4 детей с нарушенным слухом. В результате наблюдений было отмечено, что дети затрудняются создавать сооружения, поделки по схемам, моделям, читать условные обозначения. Их работы по конструированию однообразны и бедны по своему содержанию.

         

В сентябре был  проведен мониторинг по следующим параметрам:

(ФЭМП + Конструктивно – модельная деятельность)

Ф.И. ребенка

Умеет подбирать предметы по 1-2 качествам (цвет, размер, форма)

Знает характерные отличия круга, квадрата, треугольника, шара, куба;

Выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам;

Умеет анализировать образец конструкции, выделяя основные части

Умеет использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств;

Может преобразовать постройки в соответствии с заданием педагога;

Оценка индивидуального развития ребенка проводилась по следующим уровням оценки показателей:

        показатель «стадия формирования» - наблюдается в самостоятельной деятельности ребёнка и в совместной деятельности со взрослым;

        показатель «стадия становления» — проявляется неустойчиво, чаще при создании специальных ситуаций, провоцирующих его проявление: ребёнок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов взрослого, даёт аналогичные примеры;

        показатель «точка роста» — не проявляется ни в одной из ситуаций, на все предложения взрослого ребёнок не даёт положительного ответа, не в состоянии выполнить задание самостоятельно.

      Как видно из таблицы у большинства детей конструктивные способности сформированы слабо. У 3 детей конструктивные способности не сформированы, находятся на стадии «точка роста»,  у 10 детей – на стадии становления и только у 1 ребенка - высокий уровень сформированности конструктивной деятельности.

      Проанализировав результаты мониторинга, а так же изучая и анализируя  психолого  – педагогическую и методическую литературу и передовой педагогический опыт,  я пришла к выводу, что необходимо более подробно познакомить детей с плоскостным конструированием (Лего мозаикой). Это даст возможность действовать с геометрическими  фигурами, освоить сенсорные признаки предметов (цвет, форма, величина), усвоить правильные названия геометрических фигур, умение ориентироваться на плоскости и в конечном итоге будет способствовать формированию конструктивных умений у детей.

Цель:

Повысить свой теоретический уровень знаний,  профессиональное мастерство и компетентность по проблеме формирования конструктивных умений у детей 5-6 лет средствами плоскостного моделирования с использованием Лего мозаики.

Задачи для педагога:

- Изучение  возможности формирования конструктивных умений у  детей старшей группы комбинированной направленности в процессе плоскостного моделирования средствами Лего мозаики.

- Изучение методической литературы, интернет - ресурсов по данной теме, посещение мероприятий по обмену опыта.

- Разработка перспективных планов по взаимодействию с родителями,  по работе с детьми с использованием Лего мозаики.

- Подбор иллюстративного материала, табличек со словами.  

- Обобщение своего педагогического опыта  и распространение  его посредством проведения консультации для педагогов, выступления на педагогическом совете, проведения мастер-класса.

- Подбор и изготовление дидактических  игр и пособий  по конструктивной деятельности для детей.

- Разработка конспектов игровых упражнений с использованием Лего мозаики, картотеки  образцов и схем по конструированию из Лего мозаики;

- Создание в группе развивающей предметно – пространственной среды – «Центр конструирования».

По работе с детьми:

Образовательные:

- Учить  анализировать образец, выделять основные части и характерные детали конструкций, на основе анализа находить конструктивные решения и планировать создание собственной конструкции.

- Закреплять умение детей создавать изображения из геометрических фигур, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие (два – четыре треугольника в квадрат, два квадрата  - в прямоугольник, два полукруга – в круг и т.д.)

-  Учить передавать в изображении  характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга.

Развивающие:

- Продолжать развивать умение детей устанавливать связь между создаваемыми конструкциями (изображениями)  и тем, что они видят в окружающей жизни;

-  В процессе восприятия предметов развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже), установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение.

- Развивать умение ориентироваться на плоскости  (плате): знать низ, верх, левую и правую сторону, края платы.

- Продолжать развивать умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.

Воспитательные:

- Формировать у детей положительное отношение к конструктивной деятельности - Воспитывать  самостоятельность, творчество, инициативу, дружелюбие, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Коррекционные:

- Активизировать в речи слова - слова-названия изображаемых предметов, явлений, их свойств и отношений (названия цветов, геометрических форм, величин, пространственных отношений).

- Побуждать  детей к словесному обозначению выполняемых действий и полученного результата;

-Развивать зрительное и слуховое  восприятие.

По работе с родителями:

- Анкетирование родителей (выявление степени заинтересованности по данному направлению работы с детьми).

- Оформление информационно-наглядного материала в родительском уголке          ( буклеты, папки – передвижки, информационные стенды)

- Привлечение  родителей к совместной творческой деятельности с детьми (участие в конкурсах, выставках)

- Ознакомление родителей с методиками  проведения образовательной деятельности, установление доверительных отношений между родителями и. воспитателями, определение задач совместного воспитания детей и их реализация (Проведение  Мастер – классов, семинаров – практикумов, открытых занятий для родителей).

Методы и приемы реализации (для детей с нарушенным слухом)

Наблюдение натурального объекта, рассматривание иллюстративного материала, использование компьютерных программ (презентаций).

Показ и совместный анализ образца.

Выполнение действий по подражанию с поэтапной инструкцией.

Обыгрывание темы в начале занятий и в анализе.

Объяснение последовательности и способов выполнения конструирования.

Совместное проговаривание, чтение табличек  со словами.

Постановка проблемных задач, вопросы проблемного характера.

Анализ и оценка процесса работы и качества готовых работ, похвала.

Планируемые  результаты:

- разработка и внедрение системы работы с детьми по использованию Лего мозаики, как средства формирования конструктивных умений у детей

 - повышение качества  воспитательно - образовательного процесса,

 - публикация своих разработок на образовательных сайтах;

- картотека игровых упражнений по Лего мозаике;

- конспекты игровых упражнений с Лего мозаикой;

 - обогащение развивающей предметно-пространственной среды в группе,

создание  уголка «Центр  конструирования»:

-различные виды мозаик и конструкторов (в том числе Лего мозаика)

-  картотека образцов и схем по конструированию из Лего мозаики;

- напольное дидактическое многофункциональное пособие «Домик»

- дидактическое пособие «Круги Луллия» (по теме «Геометрические фигуры»)

Методическая  литература:

Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»  Под  редакцией  Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой— 4-е изд., перераб, - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2017г.

В.П. Новикова Л.И.Тихонова «Лего – мозаика в играх и занятиях» Москва МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2005г.

В.П. Новикова, Л.И. Тихонова  «Геометрическая мозаика в интегрированных занятиях». Игровые занятия с детьми в детском саду и начальной школе. Методическое пособие МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2015г.

Куцакова Л.В. «Конструирование в детском саду», М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016г.

Л. С. Лоренсо «Формирование способностей к наглядному моделированию на занятиях по конструированию в разных возрастных группах детского сада».  М., 1986.

Холмовская В. В. под редакцией Л. А. Венгера «Формирование способностей к наглядному моделированию в конструктивной деятельности». М., 1986.

Программа «Общение». «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста в детском саду» под ред. Э. И .Леонгард М.1996г.

Интернет – ресурсы:

Сайт «Маам» www.maaam.ru 

Сайт «Учительский портал». www.uchportal.ru 

Сайт «Дошкольник». http://doshkolnik.ru 

Информационный портал Дошколенок.ру –. http://dohcolonoc.ru/ 

https://detsad90.perm.prosadiki.ru/media/2018/10/08/1219037873/Texnologii_geometricheskogo_konstruirovaniya.pdf

Этапы работы над темой самообразования:

сроки

саморазвитие

Формы работы

Практические результаты

с  детьми

с  родителями

с педагогами

1 этап, информационно-аналитический. 

сентябрь

- Изучение методической литературы по теме самообразования.

- Подбор диагностического инструментария и проведение диагностики детей на начало учебного года.

- Разработка анкет для родителей.

- Выступление на родительском собрании «Развитие конструктивных умений  у дошкольников средствами  ЛЕГО мозаики».

- мониторинг индивидуального развития детей (конструктивно – модельная деятельность + ФЭМП)

Ознакомительные игровые упражнения: «Назови фигуры»; «Грибы»

- Участие в родительском собрании «Старший дошкольный возраст - какой он?»

- Участие в анкетировании  «Значение конструирования в полноценном развитии ребенка»

Систематизация и обобщение результатов мониторинга детей.

Систематизация и обобщение результатов анкетирования родителей

2 этап, основной (практический)

октябрь

- Разработка с учетом результатов первичной диагностики перспективных планов работы с детьми

- Изготовление образцов и раздаточного материала  для работы с Лего – мозаикой.

Разработка конспектов игровых упражнений,, подбор дидактического и раздаточного материала.

- Подготовка «Круглого стола» для родителей.

- Игровые упражнения «Строим дома»,

«Дорожные светофоры»

- Участие в мероприятии «Круглый стол» для родителей «Увлекательная и полезная игра Лего мозаика»

- Помощь в изготовлении  раздаточного материала для  конструирования  из ЛЕГО мозаики на каждого ребенка.

Пополнение уголка тематическими папками с образцами по Лего – мозаике,

раздаточным материалом.

Конспект взаимодействия с родителями «Круглый стол» «Увлекательная и полезная игра Лего мозаика»

Ноябрь

Создание в группе развивающей предметно - пространственной

среды – «Центр конструирования»

Изготовление дидактического  многофункционального напольного пособия «Домик»

Разработка конспектов игровых упражнений,, подбор дидактического и раздаточного материала..

- Игровые упражнения «Дети нашего двора»,

«Посуда для мамы»

Игровые задания с дид/пособиями «Домик», «Круги Луллия»

Самостоятельная конструктивная деятельность.

- Открытое занятие для родителей «Посуда для мамы»

Помощь в пополнении РППС  «Центра конструирования»

Фотовыставка детских работ по Лего мозаике «Посуда для мамы»

Конспект открытого занятия для родителей «Посуда для мамы».

декабрь

- Подготовка информации для родителей на сайте на тему «Учимся, играя: цвет, форма и величина предметов».(для детей с нарушенным слухом).

Разработка конспектов игровых упражнений, подбор дидактического и раздаточного материала.

-Игровое упражнение «Конкурс новогодних елок» (выставка работ в группе из деталей Лего мозаики»)

-Игровое упражнение «Новогодние игрушки»

Игровые задания с дид/пособиями «Домик», «Круги Луллия»

Самостоятельная конструктивная деятельность.

- Участие в выставке семейных творческих работ из Лего – мозаики        «Новогодние игрушки»

Выставка семейных творческих работ из Лего – мозаики «Новогодние игрушки»

Информация на сайте воспитателя на тему «Учимся, играя: цвет, форма и величина предметов».(для детей с нарушенным слухом).

январь

Изготовление буклетов для родителей  «Увлекательная и полезная  игра Лего мозаика»

Разработка конспектов игровых упражнений,, подбор дидактического и раздаточного материала.

- Игровые упражнения «Подарки Деда Мороза»

Игровые задания с дид/пособиями «Домик», «Круги Луллия»

Самостоятельная конструктивная деятельность.

- Буклеты для родителей «Увлекательная и полезная  игра Лего мозаика»

февраль

Подготовка  и проведение родительского собрания  на тему «Значение конструирования в познавательном развитии дошкольника »

Разработка конспектов игровых упражнений, подбор дидактического и раздаточного материала.

Игровые упражнения «Военный катер»,

«Самолеты России»

Игровые задания с дид/пособиями «Домик», «Круги Луллия»

Самостоятельная конструктивная деятельность.

Участие в родительском  собрании «Значение конструирования в познавательном развитии дошкольника »

Выставка детских работ  из деталей Лего мозаики «Подарок папе. Военная техника»

Протокол родительского собрания.

март

Подготовка материала и проведение  семинара – практикума для родителей.

Разработка конспектов игровых упражнений, подбор дидактического и раздаточного материала.

- Игровые упражнения «Цветы небывалой красоты»
- «Лошадка»

Игровые задания с дид/пособиями «Домик», «Круги Луллия»

Самостоятельная конструктивная деятельность.

Участие в семинаре-практикуме        «Развитие у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха навыков конструирования».

Выставка детских работ из деталей Лего – мозаики «Цветы для мамы»

Протокол семинара – практикума.

апрель

Изготовление  Папки – передвижки «Развивающие конструкторские игры для детей 5-6 лет»

Разработка конспектов игровых упражнений, подбор дидактического и раздаточного материала.

- Игровые упражнения «Путешествие на луну»

«Лес»

Игровые задания с дид/пособиями «Домик», «Круги Луллия»

Самостоятельная конструктивная деятельность.

- Участие в выставке семейных творческих работ        «Летательные аппараты»

Папка - передвижка «Развивающие конструкторские игры для детей 5-6 лет»

Выставка семейных творческих работ        

«Летательные аппараты»

3 этап, заключительный

май

- Разработка конспекта игрового упражнения, подбор дидактического и раздаточного материала.

- Проведение итоговой диагностики детей.

- Разработка анкет для родителей.

- Подготовка и проведение родительского собрания «Вот и стали мы на год старше».

- Презентация отчета об итогах реализации работы для родителей и на педагогическом совете.

- Игровое упражнение «Моя семья»

Игровые задания с дид/пособиями «Домик», «Круги Луллия»

Самостоятельная конструктивная деятельность.

-Участие в  анкетировании по итогам года.        «Наши успехи»

- Участие в родительском собрании «Вот и стали мы на год старше».

Доклад и презентация для педагогов «Лего мозаика, как средство развития конструктивных умений у дошкольников»

Фотовыставка детских работ из Лего мозаики на тему «Моя семья»

Протокол родительского собрания.

Систематизация и обобщение результатов анкетирования родителей.

Презентация отчета об итогах реализации работы

         Сравнивая результаты мониторинга  на начальном этапе и заключительном, можно увидеть значительную динамику уровня конструктивных умений дошкольников. Мероприятия, проводимые в течение года, значительно повысили уровень исследуемых показателей. Наблюдения  показали, что у детей появился интерес к самостоятельному  конструированию, они с удовольствием занимаются  с Лего мозаикой.  Дети научились анализировать образец, выделять основные части и характерные детали конструкций, на основе анализа находить конструктивные решения и планировать создание собственной конструкции, стали лучше  ориентироваться на плоскости  (плате): знать низ, верх, левую и правую сторону, края платы. У детей появилось желание трудиться, выполнять задание в соответствии с поставленной целью, доводить начатое дело до конца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профессионального саморазвития воспитателя «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»

  В современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие решений и мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохр...

Картотека игровых упражнений по плоскостному конструированию с использованием Лего мозаики для детей 5-6 лет.

Картотека игровых упражнений по плоскостному конструированию с использованием Лего мозаики для детей 5-6 лет....

Программа профессионального саморазвития "Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей младшего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой"

АКТУАЛЬНОСТЬВ. А. Сухомлинский отмечал, что «…Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя…».Для маленьких детей, которые еще не научил...

Приложение к программе профессионального саморазвития "Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей младшего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой"

quot;Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей младшего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой"...