Программа профессионального саморазвития "Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей младшего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой"
методическая разработка (младшая группа)
АКТУАЛЬНОСТЬ
В. А. Сухомлинский отмечал, что «…Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя…».
Для маленьких детей, которые еще не научились говорить, чтение и рассказывание художественной литературы, является целым комплексом различных действий. Ребенок приучается разглядывать, замечать детали и слушать. У маленьких детей расширяется кругозор, появляется понимание предметов и действий, кроме этого, чтение - полезный и спокойный досуг. Чтение и рассказывание благотворно влияет на развитие творческих способностей, на формирование нравственности, а также это отличный способ приучить детей анализировать и размышлять.
Одним из пяти приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО) является социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, организация и методическое сопровождение социально ориентированной образовательной деятельности, как условия реализации социального заказа общества и семьи.
Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Однако, встречаются такие родители, которые не считают нужным читать своим детям книги, или читают очень мало. А ведь через художественную литературу у детей формируется осознанное восприятие окружающей действительности, правильное отношение к объектам природы: сочувствие, сопереживание, формируется забота о своем здоровье и окружающей среде. Поэтому важно с раннего возраста приучать слушать сказки, участвовать в играх-драматизациях, быть зрителем на различных театральных представлениях.
Исходя из вышесказанного, мною была выбрана тема для самообразования – «Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей младшего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoob_kudritskaya_22-23.docx | 27.86 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 50 «Дюймовочка»
606524, Россия, Нижегородская область, Городецкий район, город Заволжье, улица Пушкина, дом 52а,
тел.: 8(831-61)5-99-39, факс: 8(831-61)5-99-39, е-mail: sad50.det@yandex.ru
СОГЛАСОВАНО: Педагогическим советом МБДОУ «Детский сад № 50 «Дюймовочка» Протокол от _________20___№____ | УТВЕРЖДЕНО: Заведующий МБДОУ «Детский сад № 50 «Дюймовочка» __________________ А.Ф.Мельникова Приказ от __________20___№______ |
ПРОГРАММА
профессионального саморазвития
Тема: «Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей младшего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой»
с 2020 по 2023г.
воспитатель:
Кудрицкая Тамара Вадимовна
АКТУАЛЬНОСТЬ
В. А. Сухомлинский отмечал, что «…Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя…».
Для маленьких детей, которые еще не научились говорить, чтение и рассказывание художественной литературы, является целым комплексом различных действий. Ребенок приучается разглядывать, замечать детали и слушать. У маленьких детей расширяется кругозор, появляется понимание предметов и действий, кроме этого, чтение - полезный и спокойный досуг. Чтение и рассказывание благотворно влияет на развитие творческих способностей, на формирование нравственности, а также это отличный способ приучить детей анализировать и размышлять.
Одним из пяти приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО) является социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, организация и методическое сопровождение социально ориентированной образовательной деятельности, как условия реализации социального заказа общества и семьи.
Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Однако, встречаются такие родители, которые не считают нужным читать своим детям книги, или читают очень мало. А ведь через художественную литературу у детей формируется осознанное восприятие окружающей действительности, правильное отношение к объектам природы: сочувствие, сопереживание, формируется забота о своем здоровье и окружающей среде. Поэтому важно с раннего возраста приучать слушать сказки, участвовать в играх-драматизациях, быть зрителем на различных театральных представлениях.
Исходя из вышесказанного, мною была выбрана тема для самообразования – «Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей младшего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой»
Цель: повышение своего профессионального уровня и компетентности по формированию первичных представлений об окружающем мире у детей младшего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой.
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путём изучения статей в журналах: «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Воспитатель в ДОУ»; изучить методики и технологии педагогов в Интернете; использовать методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.
- Формировать интерес у детей к художественной литературе, помочь почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.
- Приобщать родителей к воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе детской художественной литературы;
- Создать условия для речевого развития детей через пополнение развивающей предметно-пространственной среды в группе (театральный уголок, уголок книги).
- Пополнить свою педагогическую копилку новой информацией: изготовить картотеку прогулок, картотеку дидактических игр, составить конспекты занятий, развлечений и т.д.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- По данной теме повышен собственный запас знаний, изучена и использована различная методическая литература;
- У детей сформирован интерес к художественной литературе;
- Вовлечены родители в воспитание детей с помощью произведений русского фольклора и художественной литературы;
- Созданы условия для речевого развития детей через пополнение развивающей предметно-пространственной среды в группе (театральный уголок, уголок книги).
- Педагогическая копилка пополнена новой информацией;
Этапы изучения темы:
- Информационный этап – Изучение и переработка теоретического материала. Разработка индивидуального подхода организации образовательной деятельности по формированию первичных представлений об окружающем мире у детей младшего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой в течении всего дня.
- Практический этап – Организация образовательной деятельности детей по формированию первичных представлений об окружающем мире у детей младшего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой в течении всего дня. Широкое использование игр-драматизаций, чтение художественной литературы, потешек, загадывание загадок, рассматривание книжных иллюстраций, составление каталога игр-драматизаций для целенаправленного формирования первичных представлений об окружающем мире у детей младшего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды. Разработка конспектов. Подбор материалов для консультаций по теме.
- Обобщающий этап – Подведение итогов проделанной работы. Мониторинг детей формированию первичных представлений об окружающем мире у детей младшего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой ( конец учебного года). Аналитический отчет о проделанной работе.
«Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей младшего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой»
План мероприятий по реализации программы 2022-2023 гг.
№ | Содержание, тема | Форма отчета | Срок реализации | Уровень | Корректировка |
Работа с методической и периодической литературой, сбор и анализ информации | Библиография | Октябрь 2022 | ДОУ | ||
Подбор произведений художественной литературы для чтения детям | Список произведений | В течение года | ДОУ | ||
Пополнение методической копилки загадками, пословицами, поговорками | Картотека | Ноябрь Декабрь 2022 | ДОУ | ||
Консультация для родителей «Как привить ребенку интерес и любовь к книгам» | Консультация | Декабрь 2022 | ДОУ | ||
Пополнить предметно-развивающую среду по теме | Фотоотчет | Декабрь 2022 | ДОУ | ||
Краткосрочный проект на тему: “Книжка- малышка своими руками”(с презентацией) | Презентация | Январь 2023 | ДОУ | ||
Консультация для родителей « Как научить ребенка учить стихотворения» | Консультация | Февраль 2023 | ДОУ | ||
Консультация для родителей «Сказка в жизни ребенка» | Выдержки | Март 2023 | ДОУ | ||
Семейный конкурс «Папа, мама, я – читающая семья». | Конкурс Фото | Март 2023 | ДОУ | ||
Анкетирование родителей «Роль книги в воспитании ребенка» | Аналитическая справка | Март 2023 | ДОУ | ||
Консультация «Художественная литература как средство всестороннего развития ребёнка» | Консультация | Март 2023 | Сайт ДОУ | ||
Развлечение для детей и родителей «Расскажи стихи руками» | Сценарий досуга | Апрель 2023 | ДОУ | ||
Викторина по сказкам с детьми и родителями «Дружим с книгами» | Сценарий | Май 2023 | ДОУ | ||
Фото конкурс «Моя любимая книга» | Фото | Май 2023 | Сайт ДОУ |
Литература
1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. «Художественное чтение и рассказывание в детском саду». Изд. -3-в. М., «Просвещение», 2012
2. Бойко Е. А. Учимся строить предложения и рассказывать. Простые упражнения для развития речи дошкольников. – Рипол Классик, 2011.–256 с.
3. Гербова В. В., «Приобщение детей к художественной литературе». Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008
4. Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребенок и книга: СПб.: 1999.
5. Карпинская Н. С. «Художественное слово в воспитании детей». М., «Педагогика», 2016
6. Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение», 1969.
7. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. – М.,1998. 8. А. В. Никитина Покажи стихи руками Автор-составитель Логопедам-практикам, воспитателям и внимательным родителям Санкт-Петербург 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект:"Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой"
Тип проекта: Практико-ориентированный.Вид проекта: Долгосрочный.Участники: • Воспитатель; • Дети группы общеразвивающей направленности с 4 до 5 л...
Отчет по теме самообразования: «Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей раннего возраста в совместной деятельности с взрослыми».
Ознакомление детей раннего дошкольного возраста с окружающим миром через игровую деятельность.Актуальность темы опыта работы.Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любоп...
«Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей раннего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой.»
Перед педагогами стоит задача воспитывать полноценную личность путем приобщения детей к культуре в целом. В современных условиях книгу заменили кино, телевидение, компьютер. Но как бы- то, ни было, ли...
Методические рекомендации на тему: «Формирование первичного представления об окружающем мире у детей раннего возраста в различных видах деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»
Формировать представление детей об окружающем мире у детей раннего возраста посредством игровой деятельности. Развивать познавать познавательную активность детей раннего возраста за счёт при...
Приложение к программе профессионального саморазвития "Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей младшего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой"
quot;Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей младшего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой"...
«Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей раннего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой»
laquo;Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей раннего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой»...
Программа профессионального саморазвития "Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей младшего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой"
В. А. Сухомлинский отмечал, что «…Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя…».Для маленьких детей, которые еще не научились говорить, чте...